Способ подачи сигналов об аварии подо льдом с помощью гидроакустического сигнализатора и устройство для его осуществления



Владельцы патента RU 2520985:

Федеральное государственное военное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Военный учебно-научный центр Военно-Морского Флота "Военно-морская академия им. Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова" (RU)

Изобретение относится к области поисковых и подводно-технических работ при наличии сплошного ледового покрова в районе нахождения аварийного подводного объекта, например, подводной лодки. Способ основан на передаче акустических сигналов в водной среде. Сигнализатор связывают с буем прочным тросиком, например, из кевлара, выстреливают изделие через торпедный аппарат или отдают стопором из корпуса носителя, при этом буй подвсплывает к ледовой поверхности, а сигнализатор, оказавшийся на нужном горизонте распространения звуковых волн, запускают кодовым сигналом на излучение. Устройство для подачи сигнала об аварии подо льдом по гидроакустическому каналу путем установки сигнализатора на заданной глубине включает плавучий буй. Буй оснащен синтетическим тросиком заданной длины, который закреплен на сигнализаторе для удержания его на глубине зоны подводного звукового канала, при этом буй всплыл и прижат к нижней кромке льда. Значительно облегчается проведение поисково-спасательной операции по обнаружению подводных судов в условиях Арктики за счет увеличения дальности прохождения сигнала аварийного сигнализатора. 2 н.п. ф-лы, 1 ил.

 

Изобретение относится к области, связанной с осуществлением поисковых и подводно-технических работ при наличии сплошного ледового покрова в районе нахождения аварийного подводного объекта, например подводной лодки.

Усиливающийся интерес к освоению арктической зоны, а также продолжающиеся погружения подводно-технических средств, ПЛ и перспективных подводных танкеров диктуют настоятельную необходимость обеспечения быстрого обнаружения подводного средства в случае аварии подо льдом. Передача сообщения об аварии в эфир в случае значительной толщины льда невозможна. Кроме того, не исключена ситуация с обесточиванием подводного судна. Средством подачи сигналов для поисковых средств остаются бортовые аварийные сигнализаторы с автономными источниками питания.

Известны способы подачи сигналов для обозначения своего местонахождения собственными гидроакустическими станциями в активном режиме, которые могут приниматься поисковыми ПЛ, направленными в район предполагаемой аварии (Руководство по поиску РП ВМФ-2003. М., Воениздат, 2004 г.) Однако в случае пропадания электропитания на борту лодки этот способ отпадает. Подача сигналов ударами о металлические части внутри аварийного объекта для пеленгования их средствами поиска малоэффективна ввиду малой дистанции распространения звука.

Известна конструкция буя, оснащенная тепловой головкой с циркулирующим внутри жидким горячим рабочим телом для протаивания слоя льда и вывода антенны на поверхность с целью подачи аварийных сигналов. (пат. США №5593332). Однако указанный способ обеспечения выхода антенны на поверхность и устройство в виде тепловой головки рассматриваемого аналога не вполне удобен, поскольку имеется шанс застревания буя внутри достаточно толстого слоя льда.

Известен способ подачи сигналов об аварии, потерпевшими катастрофу летательными аппаратами (Б.Д. Сахаров. Поиск затонувших объектов. М., изд. Спутник, 2005 г), подводными аппаратами и ПЛ путем излучения мощных звуковых посылок, создаваемых с помощью аварийных гидроакустических сигнализаторов типа МГС-29 или МГС-30, размещенных на корпусе носителя (Техническое описание и инструкция по эксплуатации прибора МГС-29. М., Воениздат, 1963 г.).

Данный способ и устройство приняты для вооружения существующих подводных аппаратов и ПЛ и принимаются за прототип. При этом надо отметить, что аварийная ПЛ или аппарат могут находиться как в приледненном положении относительно нижней части ледового поля, либо на грунте. С учетом непредсказуемого рельефа нижней части льдин и неблагоприятной картины распространения звуковых лучей подо льдом, эффективность акустических посылок сигнализатора, рассеиваемой неровностями льда, будет невелика. Район нахождения излучателя аварийного сигнализатора может оказаться вообще прижатым к нижней кромке льда

Задачей изобретения является улучшение условий распространения акустических посылок аварийных сигнализаторов при нештатных ситуациях на борту подводного судна (подводный аппарат, танкер, ПЛ), в условиях подледного плавания.

Это достигается тем, что аварийный сигнализатор отделяется от корпуса носителя и, в зависимости от пространственного положения ПЛ, (приледненная или на грунте) оказывается в зоне с более благоприятной акустической освещенностью.

Сущность заявляемого способа заключается в том, что что сигнализатор связывают с буем прочным тросиком (например, из кевлара), длину которого определяют расчетным путем, выстреливают изделие через торпедный аппарат(или отдают стопором из корпуса носителя), при этом буй подвсплывает к ледовой поверхности, а сигнализатор, оказавшийся на нужном горизонте распространения звуковых волн, запускают кодовым сигналом на излучение

Сущность заявляемого устройства заключается в том, что что в конструкцию, наряду с акустическим сигнализатором, введен плавучий буй, при этом буй оснащен синтетическим тросиком заданной длины, который закреплен на сигнализаторе для удержания его на глубине зоны подводного звукового канала-ПЗК, при этом буй всплыл и прижат к нижней кромке льда. Предлагаемое решение имеет существенные преимущества перед прототипом:

- простота конструкции;

- удобство постановки из торпедного аппарата или отдачи гидрозахватом с корпуса подводного аппарата;

- возможность постановки (вывешивания) источника аварийных сигналов в зоне лучшего прохождения звуковых сигналов;

- улучшение вероятности обнаружения сигнала гидроакустическими средствами поисковых сил.

Предложенный способ и устройство обладают новизной в части применения аварийным подводным судном подо льдом отстреливаемой автономной связки из самого сигнализатора с прикрепленным к нему буем на тросике заданной длины.

Для осуществления этого способа к аварийному сигнализатору 1. синтетическим тросиком 2. необходимой длины прикрепляют буй с положительной плавучестью 3. Комплект с взведенным на излучение сигнализатором укладывают в торпедный аппарат 4. и отстреливают. Имеющий положительную плавучесть буй всплывает к нижней кромке льда, а разматывающийся на тросике аварийный сигнализатор, излучая сигналы 5, оказывается на нужной глубине, выбранной специалистами для наилучшего прохождения сигналов.

Устройство для подачи аварийных сигналов на благоприятном для прохождения звуковых сигналов заглублении подо льдом может представлять из себя собственно сигнализатор, к которому на тросике присоединен всплывающий буй. А для варианта, если ПЛ находится на грунте, конструкция может представлять всплывающую конструкцию из буя и сигнализатора, высота подъема которой над корпусом лежащей лодки задана ходом лебедки из отсека подобно известному всплывающему спасательному устройству - ВСУ.

При постановке комплекта буй-сигнализатор специалисты предварительно определяют картину распространения звуковых волн в заданном районе и оценивают необходимую длину тросика для зависания прибора на нужной глубине под буем. Укомплектованная связка с взведенным сигнализатором выпускается из торпедного аппарата. Возможна постановка сразу нескольких сигнализаторов на различных заглублениях для гарантийного попадания в слой подводного звукового канала.

Предложенный способ и устройство постановки аварийного гидроакустического сигнализатора подо льдом существенно облегчит работу поисковых сил и средств по обнаружению поврежденных подводных судов и повысит эффективность поисковых работ в Арктике.

1. Способ подачи сигналов об аварии подо льдом с помощью гидроакустического сигнализатора, основанный на передаче акустических сигналов в водной среде, отличающийся тем, что сигнализатор связывают с буем прочным тросиком, например, из кевлара, длину которого определяют расчетным путем, выстреливают изделие через торпедный аппарат или отдают стопором из корпуса носителя, при этом буй подвсплывает к ледовой поверхности, а сигнализатор, оказавшийся на нужном горизонте распространения звуковых волн, запускают кодовым сигналом на излучение.

2. Устройство для подачи сигнала об аварии подо льдом по гидроакустическому каналу путем установки сигнализатора на заданной глубине, отличающееся тем, что в конструкцию, наряду с акустическим сигнализатором, введен плавучий буй, при этом буй оснащен синтетическим тросиком заданной длины, который закреплен на сигнализаторе для удержания его на глубине зоны подводного звукового канала, при этом буй всплыл и прижат к нижней кромке льда.



 

Похожие патенты:

Использование: приемник предназначен для проведения векторно-скалярных измерений параметров гидроакустических полей в морях и океанах. Сущность: приемник включает корпус с инерционной массой, расположенной в центре корпуса, шесть АЦП, микропроцессор и три измерительных канала, оси чувствительности которых расположены в пространстве согласно осям ортогональной системы координат.

Изобретение относится к области гидрографии, в частности к способам и техническим средствам определения глубин акватории фазовым гидролокатором бокового обзора, и может быть использовано для выполнения съемки рельефа дна акватории.

Изобретение относится к области навигации, а более конкретно к способам определения местоположения измеренных глубин преимущественно посредством многолучевого эхолота.

Изобретение относится к области контрольно-измерительной техники и решает задачу выделения исследуемого сигнала из смеси с помехой. .

Изобретение относится к гидроакустической технике и может быть использовано в составе водолазного оборудования. .

Изобретение относится к области гидроакустики и может быть использовано в гидроакустических системах дальнего мониторинга. .

Изобретение относится к гидроакустике и может быть использовано в просветных приемоизлучающих системах контроля дальнего действия. .

Изобретение относится к области гидроакустики и может быть использовано в гидроакустических системах дальнего мониторинга. .

Изобретение относится к геоакустике и может быть использовано для направленного приема акустических шумов. .

Изобретение относится к области судостроения и касается несущих конструкций подводных аппаратов. Рама (1) для подводного телеуправляемого аппарата (ПТА) содержит рамные элементы (12), сформированные на каркасе (11) из материала с положительной плавучестью.

Изобретение относится к подводному кораблестроению и может быть использовано преимущественно для атомных подводных лодок. Модульная атомная подводная лодка содержит три модуля, двигательный, установленный в средней части, и два боевых, прикрепленных к нему параллельно с обеих сторон.

Изобретение относится к подводному кораблестроению и может быть использовано преимущественно для атомных подводных лодок. Атомная подводная лодка содержит прочный корпус, охватывающий его легкий корпус, цистерны между этими корпусами, кормовую оконечность с гребным винтом, со ступицей, установленной на гребном валу, соединенном с электродвигателем, соединенным в свою очередь через коммутатор электрическим кабелем с аккумулятором.

Изобретение относится к области судостроения и касается средств для осуществления подводных подъемно-транспортных операций с негабаритными подводными объектами, в том числе подо льдом без всплытия на поверхность.

Изобретение относится к судостроению, точнее к платформам для бурения скважин и эксплуатации нефтяных и газовых месторождений на шельфе. Судно снабжения содержит прочный корпус, легкий корпус затопляемой ходовой рубки.

Изобретение относится к подводному кораблестроению. Атомная подводная лодка содержит прочный корпус, охватывающий его легкий корпус, цистерны между этими корпусами, прочную рубку и спасательную всплывающую камеру, установленную внутри прочного корпуса под прочной рубкой, кормовую оконечность с гребным винтом со ступицей, установленной на гребном валу, соединенном с электродвигателем, и, по меньшей мере, один ядерный реактор, соединенный трубопроводами контура циркуляции с турбогенератором, который электрическим кабелем соединен с аккумуляторами и с электродвигателем, ракетный отсек.

Изобретение относится к устройству хранения боевых средств, предназначенных для пуска с борта подводной лодки. Устройство (10) хранения боевых средств крепится на наружной стороне (8) корпуса (4) подводной лодки (8) и выполнено с возможностью размещения в нем боевых средств (14), предназначенных для пуска из устройства хранения при получении сигнала на пуск, переданного изнутри подводной лодки.

Изобретение относится к области судостроения, в частности к способам борьбы за живучесть подводных объектов в случае возникновения пробоины в их корпусе. Способ повышения живучести батиплана, содержащего корпус, в котором расположено техническое оборудование, обеспечивающее его функционирование и живучесть, при этом указанный корпус включает, как минимум, силовую внутреннюю оболочку, внешнюю обшивку, образующие межкорпусное пространство, сообщающееся с внешней средой и разделенное элементами конструкции на отсеки, заключается в том, что в указанных отсеках располагают устройство для восстановления функциональности корпуса подводного судна, которое выполняют в виде одного, предпочтительно двух-трех, слоев листовой накладки из эластичного материала, зафиксированных одним краем на конструктивных элементах межкорпусного пространства с возможностью перемещения незакрепленной части слоя/ев накладки по нормали к поверхности несущего корпуса и, как минимум, в одном направлении вдоль поверхности силовой оболочки несущего корпуса.

Изобретение относится к судостроению, преимущественно атомному подводному. .

Изобретение относится к области судостроения и касается вопросов создания средств для осуществления подводных транспортных операций, например для транспортировки подводных технологических средств разведки, обустройства и эксплуатации морских месторождений полезных ископаемых, необходимых расходных материалов.

Изобретение относится к области проведения обследования необитаемым подводным аппаратом затонувших объектов в ситуация, когда в районе работ имеется сильное течение.
Наверх