Устройство передачи электрической энергии в ракетно-космических комплексах (варианты)

Изобретение относится к устройству для передачи электрической энергии. Технический результат - уменьшение количества и массы проводов для передачи электроэнергии в ракетно-космических (Р-К) комплексах, а также повышение качества электропитания бортовой аппаратуры. Указанный результат достигается путем преобразования электрической энергии от источника энергии в высокое напряжение повышенной частоты и передачи электрической энергии по одному проводу в резонансном режиме до потребителя, у которого установлен понижающий преобразователь, имеющий несколько выходных напряжений. Технический результат достигается также тем, что устройство содержит наземный источник питания, линию электропередачи и бортовую кабельную сеть, наземный источник питания содержит преобразователь частоты, повышающий резонансный контур, однопроводную линию электропередачи и понижающий трансформатор, средняя точка резонансного контура соединена с блоком обратной связи для автоматической подстройки выходного напряжения и частоты в линии электропередачи, а понижающий трансформатор имеет несколько выходных обмоток для подключения нагрузок с разными напряжениями, при этом одна из обмоток также подключена к блоку обратной связи преобразователя частоты для точной подстройки выходного напряжения в нагрузках. 2 н.п. ф-лы, 2 ил.

 

Изобретение относится к способу и устройству для передачи электрической энергии.

В ракетно-космических (Р-К) комплексах электропитание бортовой аппаратуры и агрегатов в полете осуществляется от бортовых батарей, в некоторых случаях - аккумуляторных батарей, в то время, как при наземных проверках, испытаниях, подготовке к пуску и других работах, электропитание бортовой аппаратуры и агрегатов осуществляется от наземных эквивалентов бортовых батарей.

Наземный эквивалент бортовой батареи представляет собой наземный источник питания (ИП) требуемой мощности, в котором первичное переменное напряжение ~380/220 В 50 Гц преобразуется в постоянное напряжение =30 В. Стабилизация напряжения до 1 В. Это напряжение от наземного источника питания по наземной кабельной сети (НКС), а затем и по бортовой кабельной сети (БКС) поступает на бортовой силовой коммутатор, который и подключает бортовую аппаратуру и агрегаты к наземному электропитанию.

В случае использования, в частности на ракетоносителях аккумуляторных батарей, для их подзарядки необходим наземный источник питания с другим напряжением, что также увеличивает параметры НКС и БКС.

Таким образом, принципиальное отличие систем электроснабжения бортовых потребителей от бортовых батарей или от наземных эквивалентов заключается в том, что батареи находятся рядом с потребителями, а наземные эквиваленты - за десятки и сотни метров. Такое отличие определяет и качество электроснабжения от наземных эквивалентов (повышенные импульсации, провалы и всплески напряжения при коммутации активных и реактивных нагрузок и др.).

Чтобы повысить качество электроснабжения бортовых потребителей от наземных эквивалентов, обычно увеличивают сечение силовых кабелей НКС и БКС, ставят фильтры по питанию на входах бортовых потребителей. Эти мероприятия увеличивают вес БКС, бортовой аппаратуры и снижают вес полезной нагрузки.

Известны способ и устройство передачи электрической энергии (патент №2273939, бюл. 10), в котором передачу электрической энергии осуществляют под землей или под водой в резонансном режиме при резонансной частоте 50 Гц - 50 кГц и напряжении 1-1000 кВ, плотности тока 1-500 А/мм2 по однопроводниковому электроизолированному кабелю, в частности многожильному, длиной 1-20000 км сечением 0.01-1000 см2, у которого диаметр кабеля в 5-100 раз превышает диаметр проводника. В другом варианте передачу электрической энергии осуществляют под землей или под водой в резонансном режиме по осесимметричному однопроводниковому волноводу внутри герметичного пустотелого диэлектрического цилиндрического канала в атмосфере изолирующего газа, в частности элегаза, при давлении 1-10 кг/см2. В еще одном варианте способа электрическую энергию передают по одиночному электростатически экранированному и электроизолированному волноводу поверхностной волны внутри пустотелого цилиндрического экрана и герметичного диэлектрического канала в атмосфере изолированного газа. Высоковольтная линия может быть выполнена под землей или под водой в виде однопроводникового волновода длиной 1-20000 км, сечением 0,01-1000 см, установленного осесимметрично внутри трубопровода диаметром 0,02-10 м из диэлектрического материала. Для повышения передаваемого напряжения и мощности волновод выполнен из электроизолированного кабеля с толщиной изоляции 3-300 мм, а пространство между волноводом и трубопроводом заполнено электроизолирующим газом под давлением, например элегазом. Высоковольтная линия выполнена в виде однопроводникового волновода длиной 1-20000 км, сечением 0,01-1000 см2, установленного осесимметрично внутри трубопровода диаметром 0,02-10 м из диэлектрического материала, и содержит электрический экран, выполненный в виде множества электроизолированных друг от друга незамкнутых проводящих цилиндрических оболочек, общая длина которых равна длине волновода, а длина каждой проводящей оболочки составляет 1-1000 м.

Известен способ передачи электрической энергии по однопроводной линии (патент №97117756) путем получения токов высокой частоты с помощью высокочастотного генератора, имеющего активный усилительный элемент, и подачи указанных токов на первичную обмотку повышающего трансформатора, вторичная обмотка которого разомкнута и к которому присоединены однопроводная линия передачи и нагрузка, отличающийся тем, что используют повышающий трансформатор, первичная обмотка которого выполнена трехполюсной, ее выводы соединены с активным усилительным элементом высокочастотного генератора с образованием автогенератора, работающего по трехточечной схеме с автоматическим установлением и поддержанием резонансных электрических колебаний в системе, содержащей автогенератор, повышающий трансформатор, однопроводную линию передачи и нагрузку, при этом однопроводная линия передачи присоединена к одному из выводов вторичной обмотки повышающего трансформатора или повышающий трансформатор дополнительно содержит однополюсный изолированный элемент, расположенный внутри или снаружи повышающего трансформатора и служащий для сбора энергии, излучаемой повышающим трансформатором, а однопроводная линия передачи присоединена к указанному элементу.

Недостатком этих способов является то, что приемные понижающие преобразователи напряжения имеют на выходе только одно напряжение, зависящее от вида и динамики нагрузки.

Целью данного изобретения является уменьшение количества и массы проводов для передачи электроэнергии в Р-К комплексах, а также повышение качества электропитания бортовой аппаратуры.

Указанная цель достигается путем преобразования электрической энергии от источника энергии в высокое напряжение повышенной частоты и передачи электрической энергии по одному проводу в резонансном режиме до потребителя, у которого установлен понижающий преобразователь, имеющий несколько выходных напряжений.

Технический результат достигается также тем, что устройство передачи электрической энергии в Р-К комплексах содержит наземный источник питания, линию электропередачи и бортовую кабельную сеть, при этом наземный источник питания содержит преобразователь частоты, повышающий резонансный контур, однопроводную линию электропередачи и понижающий трансформатор, при этом средняя точка резонансного контура соединена с блоком обратной связи для автоматической подстройки выходного напряжения и частоты в линии электропередачи, а понижающий трансформатор имеет несколько выходных обмоток для подключения нагрузок с разными напряжениями, причем одна из обмоток также подключена к блоку обратной связи преобразователя частоты для точной подстройки выходного напряжения в нагрузках.

В другом варианте устройство передачи электрической энергии в Р-К комплексах, содержит наземный источник питания, линию электропередачи и бортовую кабельную сеть, при этом наземный источник питания содержит преобразователь частоты, повышающий резонансный трансформатор, однопроводную линию электропередачи и понижающий трансформатор, при этом средняя точка LC-контура резонансного трансформатора соединена с блоком обратной связи для автоматической подстройки выходного напряжения и частоты в линии электропередачи, а понижающий трансформатор имеет несколько выходных обмоток для подключения нагрузок с разными напряжениями, при этом одна из обмоток также подключена к блоку обратной связи преобразователя частоты для точной подстройки выходного напряжения в нагрузках.

Сущность предлагаемого изобретения поясняется фиг.1 и 2.

На фиг.1 представлена устройство передачи электрической энергии в Р-К комплексах по однопроводной линии с использованием резонансного контура и резонансного трансформатора и двумя выходными напряжениями обратного преобразователя. В этой системе преобразователь частоты имеет обратную связь по выходному напряжению и резонансной частоте. Обратный преобразователь имеет три выхода, первый для питания бортового оборудования, второй выход, например, для подключения к зарядному устройству бортовых аккумуляторов, третий для осуществления обратной связи для стабилизации выходных напряжений.

На фиг.2 представлено устройство передачи электрической энергии в Р-К комплексах по однопроводной линии с использованием резонансного трансформатора и двумя выходными напряжениями обратного преобразователя. В этой системе преобразователь частоты имеет обратную связь по выходному напряжению и резонансной частоте. Обратный преобразователь имеет три выхода, первый для питания бортового оборудования, второй выход, например, для подключения к зарядному устройству бортовых аккумуляторов, третий для осуществления обратной связи для стабилизации выходных напряжений.

Устройство (фиг.1) содержит выпрямитель 1, силовой каскад 2, блок обратной связи для стабилизации напряжения и частоты 3, резонансную катушку 4, конденсатор 5, линию обратной связи 6, линию электропередачи 7, входную обмотку приемного трансформатора 8, выходную обмотку приемного трансформатора 9, выпрямитель 10, выходную обмотку 11, выпрямитель 12, изолированную емкость или заземление 13, выходную обмотку 17, выпрямитель 18 и провод обратной связи 19.

Устройство фиг.2 содержит выпрямитель 1, силовой каскад 2, блок обратной связи для стабилизации напряжения и частоты 3, линию обратной связи 6, линию электропередачи 7, входную обмотку приемного трансформатора 8, выходную обмотку приемного трансформатора 9, выпрямитель 10, выходную обмотку 11, выпрямитель 12, изолированную емкость или заземление 13, конденсатор 14, первичную обмотку резонансного трансформатора 15, вторичную обмотку резонансного трансформатора 16, выходную обмотку 17, выпрямитель 18 и провод обратной связи 19.

Устройство передачи электрической энергии работает следующим образом.

Электрическая энергия от электрической сети подается на выпрямитель 1, затем на силовую часть 2 преобразователя частоты, затем через конденсатор 14 на низковольтную обмотку 15 повышающего высокочастотного резонансного трансформатора (фиг.2) или на последовательный резонансный контур, состоящий из конденсатора 5 и высоковольтного дросселя 4 (фиг.1, 2). Средняя точка резонансного контура 20 или высоковольтная обмотка 16 высокочастотного резонансного трансформатора своим высоковольтным выводом соединена однопроводной линией 7. Низкопотенциальный вывод высоковольтной обмотки 16 трансформатора заземлен через конденсатор или без него. К однопроводной линии электропередачи подключена первичная обмотка понижающего резонансного трансформатора 8, другой вывод первичной обмотки соединяется с изолированным проводящим телом 13 или с заземлением. Выходная обмотка 9 трансформатора соединена с выпрямителем 10, выходная обмотка 11 соединяется с выпрямителем 12, выходная обмотка 17 соединяется с выпрямителем 18. Блок обратной связи 3 подключен к средней точке резонансного контура 20 (фиг.2), или к средней точке резонансного контура выходного трансформатора 21 (фиг.1), или к линии электропередачи и синхронизирует рабочую частоту преобразователя частоты с резонансной частотой контура и линии электропередачи и стабилизирует выходное напряжение. К выпрямителю 10 подключается бортовое оборудование ракеты, а к выпрямителю 12 подключается зарядное устройство аккумуляторных батарей, к выпрямителю 18 подключается провод обратной связи 19, который подключается к блоку управления 3.

Пример реализации устройства: резонансная частота высокочастотного резонансного трансформатора или контура составляет 1…20 кГц, напряжение однопроводной линии 7 составляет 0,5…10 кВ, выходное напряжение обратного напряжения для работы оборудования 24…32 В, выходное напряжение для блока заряда аккумуляторов 32…40 В.

1. Устройство передачи электрической энергии в ракетно-космических комплексах, содержащее наземный источник питания, линию электропередачи и бортовую кабельную сеть, отличающееся тем, что наземный источник питания содержит преобразователь частоты, повышающий резонансный контур, однопроводную линию электропередачи и понижающий трансформатор, при этом средняя точка резонансного контура соединена с блоком обратной связи для автоматической подстройки выходного напряжения и частоты в линии электропередачи, а понижающий трансформатор имеет несколько выходных обмоток для подключения нагрузок с разными напряжениями, при этом одна из обмоток также подключена к блоку обратной связи преобразователя частоты для точной подстройки выходного напряжения в нагрузках.

2. Устройство передачи электрической энергии в ракетно-космических комплексах, содержащее наземный источник питания, линию электропередачи и бортовую кабельную сеть, отличающееся тем, что наземный источник питания содержит преобразователь частоты, повышающий резонансный трансформатор, однопроводную линию электропередачи и понижающий трансформатор, при этом средняя точка LC-контура резонансного трансформатора соединена с блоком обратной связи для автоматической подстройки выходного напряжения и частоты в линии электропередачи, а понижающий трансформатор имеет несколько выходных обмоток для подключения нагрузок с разными напряжениями, при этом одна из обмоток также подключена к блоку обратной связи преобразователя частоты для точной подстройки выходного напряжения в нагрузках.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области электротехники. Система аккумуляторных батарей включает в себя множество аккумуляторных батарей, соединенных последовательно, множество первых диодов, каждый из которых имеет анод, соединенный с отрицательным электродом соответствующей аккумуляторной батареи, множество вторых диодов, каждый из которых имеет катод, соединенный с положительным электродом соответствующей аккумуляторной батареи, множество конденсаторов, каждый из которых соединен с участком соединения между катодом первого диода и анодом второго диода.

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в устройствах резервного или бесперебойного питания сети постоянного тока, преимущественно работающей от нестабильных источников электропитания, напряжение которых может меняться в широких пределах.

Изобретение относится к преобразовательной технике и предназначено для создания накопителя электрической энергии, работающего на сеть. Технический результат - улучшение качества сетевого напряжения, компенсация искажений сети и искажений, вносимых подключенной к накопителю автономной нагрузкой, возможность бесперебойного питания нагрузки.

Использование: в области электротехники. Технический результат - повышение надежности.

Использование: в области электротехники. Технический результат - повышение надежности.

Группа изобретений относится к устройствам подачи энергии для транспортного средства. Каждое из устройств содержит формирователь высокочастотной энергии.

Изобретение относится к беспроводной передачи энергии. .

Изобретение относится к системам аккумулирования электроэнергии, пригодным для использования в обычных домах и офисах. .

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в преобразователе электрической мощности, использующем трансформатор, который предпочтительно устанавливают на электрическом транспортном средстве.

Группа изобретений относится к блоку энергоснабжения, сухопутному транспортному средству, станции замены и способу замены блока энергоснабжения сухопутного транспортного средства. Блок энергоснабжения содержит подзаряжаемый электрический энергоаккумулятор, вторичную катушку. Блок энергоснабжения выполнен в виде сменного узла с соединительным элементом. Соединительный элемент предназначен для соединения с установленным в сухопутном транспортном средстве ответным соединительным элементом. Соединительный элемент представляет собой первичную катушку бортовой сети. Ответный соединительный элемент представляет собой вторичную катушку бортовой сети. Сухопутное транспортное средство содержит вышеуказанный блок энергоснабжения. Станция замены содержит заменяющее устройство. Способ замены блока энергоснабжения включает позиционирование транспортного средства в рабочей зоне заменяющего устройства, присоединение блока энергоснабжения с помощью заменяющего устройства, размыкание механического соединения между блоком энергоснабжения и транспортным средством, извлечение блока энергоснабжения из транспортного средства, транспортировку блока энергоснабжения из рабочей зоны, погрузку на заменяющее устройство второго блока энергоснабжения, установку второго блока энергоснабжения в транспортное средство, замыкание механического соединения между вторым блоком энергоснабжения и транспортным средством. Технический результат заключается в обеспечении быстрой замены электрического энергоаккумулятора. 4 н. и 18 з.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в устройствах, предназначенных для подзарядки группы аккумуляторных батарей установленных на транспортном средстве. Сущность изобретения состоит в том, что устройство, содержащее источник питания, накопительную емкость, датчик тока и электронные ключи, причем в режиме подзарядки аккумуляторная батарея одним из электронных ключей подключается по сигналу датчика тока к предварительно заряженному конденсатору от источника питания, снабжено двумя мультиплексорами повышенной мощности и группой электронных ключей на базе полевых транзисторов, группой накопительных емкостей, количество которых равно количеству аккумуляторных батарей, входящих в группу, группой датчиков тока, мультиплексором информационных сигналов, аналогово-цифровым преобразователем, при этом управляемые входы двух мультиплексоров, группы электронных ключей на базе полевых транзисторов и мультиплексор информационных сигналов подключены к соответствующим выходам микроконтроллера, а группа датчиков тока через мультиплексор информационных сигналов и аналогово-цифровой преобразователь подключены к входу в микроконтроллер. 8 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к электротехнике, в частности к устройствам управления аккумуляторными батареями. Технический результат - улучшение параметров батареи путем регулирования емкости элементов батареи. Заявлено устройство управления аккумуляторной батареей, которое отличается использованием разрядки для регулирования емкости элементов, которые формируют биполярную аккумуляторную батарею, и вычислением значения увеличения напряжения оставшихся элементов, которые не разряжены для регулирования емкости, если один или более элементов из всех элементов, которые формируют биполярную аккумуляторную батарею, разряжаются для регулирования емкости в устройстве управления аккумуляторной батареей, которое управляет разбросом напряжения или разбросом емкости между элементами, которые формируют биполярную аккумуляторную батарею, и установкой общего значения разрядки, когда предусмотрена разрядка для регулирования емкости, на основе результата вычисления значения увеличения напряжения. 2 з.п. ф-лы, 8 ил.

Изобретение относится к технологии передачи энергии. Предоставлены способ обнаружения приемника (214) передатчиком и передатчик для обнаружения приемника. Передатчик предназначен для индуктивной передачи энергии приемнику (214). Передатчик содержит первую передающую катушку в качестве первого электрода (204) и второй электрод (206). Первый электрод (204) и второй электрод (206) образуют конденсатор (202). Способ содержит этапы приложения напряжения (216) к любому из электродов (204, 206) и обнаружения изменения емкости конденсатора (202). Технический результат - повышение быстродействия. 4 н. и 9 з.п. ф-лы, 26 ил.

Изобретение относится к электротехнике. Универсальный источник беспроводного питания содержит несколько беспроводных передатчиков энергии и сетевой адаптер, включающий схему источника питания и корпус, который разделен на две секции, соединенные вместе при помощи поворотного шарнира; каждая из указанных секций включает по меньшей мере один из указанных нескольких беспроводных передатчиков энергии; указанные две секции можно поворачивать в разные положения, чтобы изменить положение и ориентацию указанных нескольких беспроводных передатчиков энергии. Технический результат - повышение безопасности и надёжности. 2 н. и 14 з.п. ф-лы, 33 ил.

Использование: в области индуктивной передачи энергии. Технический результат - обеспечение быстрой активизации передатчика, находящегося в режиме ожидания, посредством приемника. Осуществляется передача энергии от передатчика (11) к приемнику (10), причем приемник (10) содержит генератор сигналов для генерации сигнала, запускаемый событием, отражающим намерение приемника принимать энергию от передатчика. Сигнал предназначен для активизации передатчика из режима ожидания в активизированный режим. Приемник также содержит катушку (103), передающую сигнал передатчику; передатчик (11) содержит катушку (112), принимающую сигнал; детектор (114) для детектирования сигнала, принимаемого катушкой; и блок (115) для активизации передатчика из режима ожидания в активизированный режим при детектировании сигнала, причем передатчик не передает какой-либо энергии на приемник в режиме ожидания. 6 н. и 8 з.п. ф-лы, 8 ил.

Изобретение относится к электротехнике, в частности к устройствам для зарядки аккумуляторов. Технический результат - упрощение системы зарядки с обеспечением одинаковой и стабильной зарядки элементов батареи. Система зарядки батарейных модулей в соответствии с данным изобретением включает в себя передающее энергию устройство, включающее в себя первичную обмотку, выполненную с возможностью передачи энергии переменного тока; принимающий энергию блок, включающий в себя вторичную обмотку, выполненную с возможностью приема энергии переменного тока, передаваемой из первичной обмотки, посредством электромагнитной индукции, при этом принимающий энергию блок выполнен с возможностью преобразования принимаемой энергии переменного тока в энергию постоянного тока; позиционирующий механизм, выполненный с возможностью крепления и открепления передающего энергию устройства к принимающему энергию блоку и позиционирования первичной обмотки и вторичной обмотки таким образом, что первичная обмотка и вторичная обмотка оказываются электромагнитно связанными друг с другом, когда передающее энергию устройство прикреплено к принимающему энергию блоку; и схему выбора, выполненную с возможностью избирательной зарядки множества элементов в батарейном модуле энергией постоянного тока, причем множество элементов в батарейном модуле последовательно соединены друг с другом, при этом множество элементов представляют собой аккумуляторные батареи. 4 з.п. ф-лы, 14 ил.

Изобретение относится к области электротехники и может быть использована в батареях электрических накопителей энергии различного типа. Технический результат - повышение эффективности выполнения традиционных функций по мониторингу, балансировке и защите, обеспечение требуемых для надежной эксплуатации батареи температурных и помехоустойчивых условий ее работы. В батарее электрических накопителей энергии каждый батарейный модуль содержит блок последовательно соединенных накопителей, выравнивающее устройство и микропроцессорную систему контроля и управления для выполнения функции эффективного управления внутримодульным активным выравниванием напряжения на единичных накопителях с помощью электронного выравнивающего устройства, управления межмодульным выравниванием напряжения на отдельных модулях с помощью дополнительного источника постоянного тока, подключаемого к шинам постоянного напряжения дозарядки от введенного в батарею преобразователя напряжения AC-DC или к выходным клеммам батареи, регулирования температурного режима накопителей с помощью датчика температуры и блока климатики с исполнительными органами в виде заслонок, ТЭНов и вентиляторов и оптимизации заряда накопителей с помощью экспертного анализа на основе статистических данных, полученных при эксплуатации батареи. 1 ил.

Использование: в области электротехники. Технический результат - обеспечение времени зарядки в пределах цикла движения по замкнутой траектории для множества автоматически управляемых транспортных средств. Заявлена система для управления зарядкой каждого из множества автоматически управляемых транспортных средств, которые движутся по маршруту с замкнутой траекторией без водителя с использованием аккумулятора, смонтированного на них в качестве источника приведения в движение. При этом аккумулятор заряжается в зарядной станции, установленной в предварительно определенной позиции по маршруту с замкнутой траекторией. Система включает в себя: модуль записи напряжения после зарядки для записи напряжения после зарядки в зарядной станции для каждого из автоматически управляемых транспортных средств; модуль задания приоритета заряда для установления приоритета заряда каждого из автоматически управляемых транспортных средств на основе значений напряжения для напряжений после зарядки, записанных в модуле записи напряжения после зарядки; и модуль задания целевых значений зарядки для установления целевого значения зарядки каждого из автоматически управляемых транспортных средств на основе приоритетов заряда, установленных посредством модуля задания приоритета заряда. 3 з.п. ф-лы, 8 ил.

Изобретение относится к электрическим тяговым системам транспортных средств с питанием от собственных источников энергоснабжения. Электромобиль содержит тяговый электродвигатель, тиристорные вентили, потенциометрический пульт управления, карданный вал, мост с дифференциальным механизмом, полуоси, колеса, рулевое управление и тормоза. Электромобиль снабжен аккумуляторами с зарядным устройством от электрической сети переменного тока, которое содержит трансформатор и тиристорные вентили. Контактный переключатель с автоматическим пультом управления частоты вращения тягового электродвигателя переменного тока соединен с аккумулятором с автономным инвертором напряжения (АИН), с системой управления АИН. АИН соединен с тяговым асинхронным электродвигателем переменного тока. Обмотки статора асинхронного электродвигателя соединены с 1-5 блоками конденсаторов напряжений для накопления электрической энергии. На стоянках блоки конденсаторов соединены с тиристорными вентилями для зарядки аккумуляторов. Вал тягового асинхронного электродвигателя приводит во вращение колеса электромобиля через элементы трансмиссии. Технический результат заключается в повышении экологичности и безопасности электромобиля. 2 ил.
Наверх