Балочный держатель

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к установкам авиационного вооружения с принудительным отделением авиационных грузов. Балочный держатель содержит корпус с размещенными в нем пироприводом, связанным с ним гидроцилиндром, который функционально связан с передним и задним гидротолкателями с узлами крепления груза. Функциональная связь между гидроцилиндром и гидротолкателями выполнена через управляемые электрогидроклапаны, и балочный держатель дополнительно снабжен замкнутой системой управления принудительным отделением груза, выполненной в виде закрепленных на корпусе и на гидротолкателях датчиков линейных ускорений, выходы которых подключены к соответствующим входам аналого-цифровых преобразователей, выходы которых соединены со входами электронного вычислительного блока, к выходам которого подключены входы цифроаналоговых преобразователей, выходы которых через усилители аналоговых сигналов соединены со входами управляемых электрогидроклапанов. Достигается повышение безопасности отделения грузов во всем диапазоне режимов их боевого применения с самолета-носителя. 2 з.п. ф-лы, 1 ил.

 

Предлагаемое изобретение относится к авиационной технике, а именно к установкам авиационного вооружения с принудительным отделением авиационных грузов, таких как бомбы, контейнеры, ракеты, в частности к адаптивным балочным держателям.

Известны установки авиационного вооружения, которые включают системы принудительного отделения (катапультирования) грузов, представляющие собой нерегулируемые механизмы с пиротехническим приводом и одним толкателем, расположенным по центру масс подвешиваемого груза (см. описание конструкций держателей балочных в книге «Установки бомбардировочного вооружения летательных аппаратов», издательство «МАИ-ПРИНТ» 2010 г., стр.52-96, рисунки 2.17, 2.33).

Известны установки авиационного вооружения с двумя толкателями для крепления и сброса груза с летательного аппарата, использующие сжатый газ и средства управления им для подачи в камеры толкателей, см. патенты US №5583312 от 1996 г., №7648104 от 2010 г. заявка US №2004/0108415.

Известно устройство для крепления и сброса груза с летательного аппарата с пневматическим приводом и двумя толкателями, см. патент RU №2402460 от 2006 г., содержащее передний и задний узлы крепления, выполненные в виде пневмоцилиндров, закрепленных на летательном аппарате, надпоршневые полости которых сообщены с автономными пиротехническими устройствами для подачи сжатого газа, а груз содержит кронштейны крепления, и наружные концы штоков снабжены резьбовыми соединениями для крепления кронштейнов, при этом передний узел выполнен с возможностью передачи грузу большего импульса силы, чем импульс, передаваемый грузу задним узлом.

Известно также авиационное катапультное устройство, состоящее из пиропривода и двух гидроцилиндров, механически связанных с пироприводом и между собой при катапультировании, и передающих давление жидкости в камеры переднего и заднего толкателей, см. описание конструкции авиационного катапультного устройства, «Пусковые установки ракетного вооружения летательных аппаратов», издательство «ВВИА им. проф. Н.Е.Жуковского», 2005 г., стр.407-431, рисунок 7.4. Данное устройство является наиболее близким к предлагаемому изобретению и выбрано в качестве ближайшего аналога.

Достоинство данной конструкции по сравнению с системами, использующими управление только по газовому тракту, состоит в том, что управление отделением груза осуществляется гидросмесью, использование которой предпочтительнее ввиду ее несжимаемости.

Недостатком указанной конструкции, использующей механическую связь между передним и задним толкателями, является возникновение паразитных угловых колебаний при катапультировании. Однако главным и принципиальным недостатком известного устройства является то, что процессы изменения давления жидкости в камерах толкателей во время катапультирования заданы заранее и поэтому практически не зависят от режима полета носителя, т.е. устройство представляет собой систему с разомкнутым контуром управления, систему без обратной связи.

Отсюда следует невозможность учета влияния на параметры движения катапультируемого груза реальных внешних аэродинамических воздействий, изменяемых инерционно-массовых характеристик грузов, жесткости элементов подвески самолета и других факторов и, следовательно, невозможность обеспечения безопасного отделения груза во всем возможном диапазоне боевого применения носителя.

Безопасность отделения грузов достигается формированием установки авиационного вооружения таких начальных условий полета груза относительно самолета (линейной и угловой скорости груза), при которых обеспечивается положение координат центра масс груза в пределах допустимых значений на любых боевых режимах полета с целью исключения возможности соударения груза с самолетом, включая элементы его конструкции и установленные на нем грузы, а также обеспечивается сохранение системой стабилизации груза его пространственной устойчивости вблизи самолета.

Технической задачей изобретения является создание адаптивного балочного держателя с замкнутой системой управления принудительным отделением грузов, использующего независимые регулируемые гидротолкатели и обратные связи по реальным параметрам движения груза.

Техническим результатом является повышение безопасности отделения грузов во всем диапазоне режимов их боевого применения с самолета-носителя.

Поставленная задача решается тем, что в известном устройстве, состоящем из корпуса с размещенными в нем пироприводом, связанным с ним гидроцилиндром, который функционально связан с передним и задним гидротолкателями с узлами крепления груза, функциональная связь между гидроцилиндром и гидротолкателями выполнена через управляемые электрогидроклапаны, и балочный держатель дополнительно снабжен замкнутой системой управления принудительным отделением груза, выполненной в виде закрепленных на корпусе и на гидротолкателях датчиков линейных ускорений, выходы которых подключены к соответствующим входам аналого-цифровых преобразователей, выходы которых соединены со входами электронного вычислительного блока, к выходам которого подключены входы цифроаналоговых преобразователей, выходы которых через усилители аналоговых сигналов соединены со входами управляемых электрогидроклапанов.

Кроме того, пиропривод выполнен двухполостным в виде цилиндра с разделением промежуточной дросселирующей дюзой полости сгорания и рабочей полости, а передний гидротолкатель расположен ближе к центру масс груза, чем задний гидротолкатель.

На чертеже приведена структурная схема заявленного балочного держателя.

Адаптивный балочный держатель содержит двухполостной пиропривод 1, гидроцилиндр 2, два независимых регулируемых гидротолкателя 3.1, 3.2 с размещенными на них датчиками линейных ускорений 4.1, 4.2, датчик линейных ускорений 4.3, размещенный непосредственно на корпусе устройства, электронный вычислительный блок 5, управляемые электрогидроклапаны 6.1, 6.2, усилители 7.1, 7.2 и преобразователи сигналов - аналого-цифровые 8.1, 8.2, 8.3 и цифроаналоговые 8.4 и 8.5.

Двухполостной пиропривод 1 выполнен в виде цилиндра с разделением промежуточной дросселирующей дюзой полости сгорания и рабочей полости, что обеспечивает плавность нарастания давления в системе по сравнению с пироприводами с объединенной рабочей полостью и полостью сгорания, в которых изменение характеристик происходит скачкообразно.

В гидроцилиндре 2 продукты горения пиропривода 1 сжимают жидкость до большого давления, которая затем через управляемые электрогидроклапаны 6.1, 6.2 поступает к гидротолкателям 3.1, 3.2..

Два короткоходовых гидротолкателя 3.1 и 3.2 с узлами крепления груза размещены над ним в плоскости симметрии держателя на одной оси с ухватами (не показаны), распирающими груз. Каждый гидротолкатель управляется системой регулирования скорости его выдвижения и конструктивно исключает возможность перемещения груза в поперечной плоскости до конца хода толкателя.

При этом передний гидротолкатель 3.1, установленный ближе к центру масс груза, предназначен преимущественно для регулирования линейной скорости груза, а задний гидротолкатель 3.2, отстоящий дальше от центра масс груза, используется в основном для регулирования угловой скорости груза.

Датчики линейных ускорений 4.1-4.3 установлены на гидротолкателях (4.1,4.2) и на корпусе балочного держателя (4.3). Их аналоговые сигналы после оцифровки поступают в электронный вычислительный блок 5.

Электронный вычислительный блок 5 предназначен для выдачи сигналов на управляемые электрогидроклапаны 6.1, 6.2.

Электронный вычислительный блок 5 включает блок начальных условий 5.1, характеризующих геометрические и механические характеристики груза (масса, момент инерции относительно поперечной оси, расстояния между центром масс и точками толкания гидротолкателей) и устройства отделения (начальное давление от пиропатрона, начальный объем камеры сгорания пиропривода 1, масса пороховой навески, площадь пиропоршня и площади поршней толкателей, ходы толкателей), а также требуемые параметры отделения груза (вертикальная скорость центра масс груза, угловая скорость груза). Ввод начальных условий может производиться от бортового центрального вычислителя летательного аппарата.

В электронном вычислительном блоке 5 в блоке 5.2 рассчитываются текущие параметры движения груза и в соответствии с требуемым законом изменения линейной и угловой скоростей груза вырабатываются два управляющих сигнала на управляемые электрогидроклапаны 6.1, 6.2 для управления последующим движением отделяемого груза в каналах движения центра масс и углового движения.

Цифроаналоговые преобразователи 8.4 и 8.5 и усилители 7.1, 7.2 служат для преобразования выходных цифровых сигналов электронного вычислительного блока 5 во входные сигналы для управляемых электрогидроклапанов 6.1, 6.2.

Предлагаемое устройство функционирует следующим образом. При запуске процесса катапультирования поджигается пиропатрон, установленный в двухполостном пироприводе 1, и продукты его горения, проходя через промежуточную дюзу полостей пироцилиндра пиропривода, плавно сжимают до большого давления жидкость в гидроцилиндре 2. Жидкость начинает подаваться в управляемые электрогидроклапаны 6.1, 6.2, представляющие собой двухкаскадные золотниковые сервомеханизмы, содержащие регулируемые гидравлические дроссели, сечение которых регулируется смещением золотника, определяемым управляющими сигналами, поступающими с усилителей 7.1 и 7.2. Напор жидкости, протекающей через дроссели, поступает в гидроцилиндры толкателей 3.1, 3.2 и воздействует на поршни толкателей (не показаны). Поршни толкателей выдвигаются, преодолевая силы сопротивления со стороны груза. Таким образом, расход жидкости, поступающей в гидроцилиндры гидротолкателей 3.1, 3.2, а следовательно, и скорости движения поршней толкателей непрерывно регулируются изменением площади проходного отверстия управляемых дросселей электрогидроклапанов 6.1, 6.2.

Реальные текущие скорости гидротолкателей 3.1, 3.2 определяются в электронном вычислительном блоке 5.2 путем интегрирования их линейных ускорений, измеряемых датчиками линейных ускорений 4.2 и 4.1, установленных на гидротолкателях 3.1, 3.2, за вычетом собственного ускорения самолета, измеряемого датчиком 4.3, расположенным на корпусе балочного держателя. Затем определяются текущие кинематические параметры относительного движения груза (угол поворота, угловая скорость, угловое ускорение, линейное ускорение центра масс, линейная скорость центра масс, перемещение центра масс) и с их учетом вырабатываются управляющие сигналы для электрогидроклапанов 6.1, 6.2.

Введение новых узлов и блоков позволяет производить управление принудительным отделением груза с обратной связью по текущей информации о фактических линейных ускорениях толкателей, контактируемых с катапультируемым грузом, приходящей от датчиков линейных ускорений, т.е. делает балочный держатель адаптивным к воздействию изменяющихся внешних нагрузок.

Предлагаемое устройство позволяет автономно, без получения предварительных данных о действующих на груз аэродинамических нагрузках, и с высокой точностью обеспечить необходимые параметры безопасного отделения грузов на всех боевых режимах полета самолета. Математическое моделирование процесса показало достаточно высокую точность отработки заданных параметров отделения (линейной и угловой скорости груза).

Современный уровень техники позволяет осуществить практическую реализацию предлагаемого устройства.

1. Балочный держатель, содержащий корпус с размещенными в нем пироприводом, связанным с ним гидроцилиндром, который функционально связан с передним и задним гидротолкателями с узлами крепления груза, отличающийся тем, что функциональная связь между гидроцилиндром и гидротолкателями выполнена через управляемые электрогидроклапаны, и балочный держатель дополнительно снабжен замкнутой системой управления принудительным отделением груза, выполненной в виде закрепленных на корпусе и на гидротолкателях датчиков линейных ускорений, выходы которых подключены к соответствующим входам аналого-цифровых преобразователей, выходы которых соединены со входами электронного вычислительного блока, к выходам которого подключены входы цифроаналоговых преобразователей, выходы которых через усилители аналоговых сигналов соединены со входами управляемых электрогидроклапанов.

2. Балочный держатель по п.1, отличающийся тем, что пиропривод выполнен двухполостным в виде цилиндра с разделением промежуточной дросселирующей дюзой полости сгорания и рабочей полости.

3. Балочный держатель по п.1, отличающийся тем, что передний гидротолкатель расположен ближе к центру масс груза, чем задний гидротолкатель.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области авиации, в частности к вертолетным системам для подъема и транспортировки грузов. Вертолетное грузоподъемное устройство включает ряд соединенных в единую систему вертолетов.

Изобретение относится к системе транспортировки и сброса грузов (боеприпасов) для транспортных летательных аппаратов (ЛА). Система содержит один контейнер, расположенный в грузовом отсеке и выполненный с возможностью вмещения груза, установленного в контейнере посредством средства скольжения.

Изобретение относится к устройству для соединения емкости для приема жидкостей в виде напитков, таких как пиво, безалкогольные напитки и вино, с фитингом (3). Емкость выполнена в виде баллона (1), который сверху, на своем головном конце, выполнен с буртикообразным присоединительным средством (14), которое для заполнения жидкостью соединяется с фитингом (3), имеющим закрываемые отверстия (5, 6) для сжатого газа с одной стороны и для жидкости с другой стороны.

Изобретение относится к области авиации, в частности к оборудованию летательных аппаратов для сбрасывания полезной нагрузки в полете. Способ сброса полезной нагрузки включает установку и закрепление на летательном аппарате, вдоль его фюзеляжа, продольного транспортно-пускового контейнера, снабженного окном для выхода полезной нагрузки в противоположном полету направлении и направляющими.

Изобретение относится к средствам радиоэлектронной борьбы, в частности к способу задания значений параметров выброса (отстрела) расходуемых средств радиоэлектронной борьбы.

Изобретение относится к области спасательной авиации, более конкретно, к воздушному судну и способу подъема спасательной люльки. Воздушное судно (1) имеет входной проем (12), средства привода (30) для управления спасательной люлькой (32) и стенку (16), которая выполнена с возможностью перемещения между закрытым положением, когда она закрывает первую часть (24) проема (12), и первым открытым положением, которое обеспечивает доступ к первой части (24) проема (12).

Изобретение относится к области авиации, более конкретно, к устройству сброса груза с летательного аппарата. Устройство содержит передний и задний узлы крепления, выполненные в виде пневмоцилиндров, закрепленных на летательном аппарате, надпоршневые полости сообщены с газогенераторами для подачи сжатого газа.

Изобретение относится к улучшенному противопожарному устройству, используемому с вертолетом, которое включает: а) бак хранения, установленный на вышеупомянутом летательном аппарате и приспособленный для хранения воды или пламегасящей пены; б) кабину с тросами и привод, используемый для опускания указанной кабины с помощью указанных тросов из указанного летательного аппарата; в) пожарный рукав, идущий от бака хранения вниз к указанной кабине и используемый пожарным для направления указанной воды или пены, и г) вышеупомянутую кабину, имеющую, по крайней мере, один выдвигающийся в сторону портал для транспортировки пожарной команды и жертв из вышеупомянутой кабины или в нее.

Изобретение относится к средствам и способам обозначения места нахождения (падения, вынужденной посадки) потерпевшего бедствие воздушного судна, его экипажа и пассажиров, нуждающихся в экстренной помощи, обеспечивающим сокращение сроков их поиска и своевременное оказание необходимой помощи.

Группа изобретений относится к оборудованию летательных аппаратов. В первом варианте способ сброса полезной нагрузки заключается в установке вдоль фюзеляжа транспортно-пускового контейнера, снабженного окном для выхода полезной нагрузки и направляющими с образованием пневмокамеры в передней части полости, в которую подают струи газа из источника высокого давления, а после частичного выхода полезной нагрузки обеспечивают подачу в пневмокамеру второй струи газа. Расход первой струи и совместный расход первой и второй струй газа обеспечивают из условия ограничения давления в полости транспортно-пускового контейнера. Во втором варианте способа вторая струя газа подается из дополнительного источника высокого давления. Группа изобретений направлена на уменьшение времени сброса полезной нагрузки без увеличения массы контейнера и максимального значения продольной перегрузки. 2 н.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к оборудованию летательных аппаратов (ЛА) для сбрасывания, катапультирования и отцепления предметов в полете. Устройство для сброса полезной нагрузки (ПН) с ЛА содержит продольный транспортно-пусковой контейнер, ПН, источник газа высокого давления с пусковым устройством, снабженным электроуправляемым приводом, и систему управления сбросом, сообщенную линией электрической связи с электроуправляемым приводом пускового устройства. Контейнер расположен и закреплен на элементах конструкции ЛА вдоль его фюзеляжа, снабжен окном со стороны заднего торца для прохода ПН. ПН размещена в полости контейнера на двух направляющих с образованием пневмокамеры в передней части его полости и прикреплена к нему устройством крепления, выполненным с возможностью расфиксации крепления. Источник газа с пусковым устройством сообщены с пневмокамерой линией подачи газа. Также устройство содержит сигнализатор частичного выхода ПН. Источник газа снабжен одним дополнительным пусковым устройством, снабженным электроуправляемым приводом, сообщенным линией электрической связи с системой управления сбросом, которая дополнительно сообщена линией электрической связи с сигнализатором частичного выхода ПН. Источник газа с дополнительным пусковым устройством сообщены с пневмокамерой дополнительной линией подачи газа. Устройство может быть снабжено дополнительным источником газа с пусковым устройством. Достигаются уменьшение времени сброса ПН без увеличения массы контейнера и продольной перегрузки, высокая надежность работы устройства. 2 н.п. ф-лы, 2 ил.

Устройство выбрасывания груза летательного аппарата содержит пружину, сжатую в исходном положении и выполненную с возможностью ее удержания в сжатом состоянии между корпусом аппарата и основанием груза при помощи запорного механизма. Запорный механизм содержит несамотормозящуюся винтовую пару, выполненную на штоке и втулке, шток жестко прикреплен к основанию груза, а втулка выполнена с возможностью поворота вокруг штока и прижатия основания груза к сжатой пружине. К втулке жестко прикреплен рычаг, конец которого подсоединен к удерживающему элементу. Запорный механизм содержит приспособление, выполненное с возможностью разрушения удерживающего элемента. Изобретение направлено на упрощение устройства. 9 з.п. ф-лы, 3 ил.

Многоцелевая аэростатная система ускоренного вывода на заданную высоту состоит из оболочки аэростатной части с полезной нагрузкой, двухкаскадной парашютной системы торможения и стабилизации, комплекта пиропатронов и механических датчиков, устройства доставки аэростатной части в виде ракеты и системы отделения аэростатной части с полезной нагрузкой от ракеты. Аэростатная часть включает систему изменения и поддержания заданной высоты полета, состоящую из компрессора, гибких трубопроводов, клапанов, системы управления, датчиков давления и температуры, высотомера и мягких балластных емкостей. Система отделения аэростатной части включает стыковочный узел, состоящий из двухстороннего электрического сегмента и двухстороннего информационного сегмента. Изобретение направлено на создание системы с возможностью быстрой замены полезной нагрузки. 3 ил.

Изобретение относится к авиации, в частности к устройствам сброса или отцепления полезной нагрузки с летального аппарата. Устройство состоит из продольного транспортно-пускового контейнера, закрепленного на элементах конструкции вдоль фюзеляжа ЛА. Контейнер снабжен окном со стороны заднего торца для прохода полезной нагрузки. Полезная нагрузка расположена на, по крайней мере, двух направляющих с образованием пневмокамеры в передней части полости контейнера. Полезная нагрузка прикреплена к контейнеру устройством крепления, выполненным с возможностью расфиксации крепления. Система расфиксации крепления включает источник газа высокого давления с пусковым устройством, снабженным электроуправляемым приводом, и систему управления сбросом. Устройство снабжено, по крайней мере, одним сигнализатором частичного выхода полезной нагрузки и, по крайней мере, одним источником высокотемпературной струи газа с пусковым устройством. Достигается уменьшение времени сброса полезной нагрузки без увеличения массы контейнера и максимального значения продольной перегрузки. 1 ил.

Изобретение относится к способам доставки крови или ее компонентов в труднодоступные районы или к месту происшествия. Способ обеспечения доставки донорской крови и/или ее компонентов с применением беспилотного летательного аппарата заключается в применении беспилотного летательного аппарата вертикального взлета и посадки (вертолетного типа), реализующего свое функциональное назначение в автоматическом режиме в соответствии с заложенными в него алгоритмом и программами функционирования, либо в ручном режиме дистанционного управления оператором. В корпусе беспилотного летательного аппарата предусмотрена ниша (отсек) для размещения мобильного термоконтейнера с пакетами донорской крови и/или ее компонентами для их транспортировки. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к области строительных конструкций. Комбинированная оболочка выполнена из слоя, примыкающего к среде с меньшим давлением, и внутреннего слоя в виде сотовой конструкции. Комбинированная оболочка содержит источник газообразования, клапаны сброса избыточного давления и размещенное внутри пружинное устройство для ее раскрытия и наполнения. Жесткость каждого последующего слоя, примыкающего к среде с меньшим давлением, меньше жесткости предыдущего слоя. Изобретение направлено на использование на большой глубине и в космическом пространстве. 25 з.п. ф-лы, 11 ил.

Изобретение относится к области техники и тактике тушения пожаров. Способ с использованием устройства включает следующие операции: определение координат очага возгорания и установление класса пожара, вычисление необходимого объема и типа гасящих веществ, анализ информации о метеорологических условиях в зоне пожара и наличии авиационных транспортных средств, выбор типа ракетного носителя и получение разрешения на его запуск, пуск ракетного носителя, отделение контейнера от ракетного носителя при достижении заданных координат, спуск контейнера на парашюте до необходимой высоты, разгрузка контейнера, содержащего мобильные устройства, транспортирующие гасящие вещества в зону пожара, на мини-парашютах, оснащенных приемниками инфракрасного излучения и движителями для перемещения гасящих веществ в зону с максимальным градиентом инфракрасного излучения, мониторинг текущей спутниковой информации о состоянии ситуации после применения гасящих веществ, использование повторных воздействий при необходимости. Техническим результатом является обеспечение оперативности доставки гасящих веществ к очагу пожара, безопасности персонала, участвующего в тушении пожара, и эффективного использования гасящих веществ. 2 н.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к авиации, в частности к средствам для эвакуации людей, терпящих бедствие, путем подъема с поверхности при помощи вертолета. Спасательное устройство на внешней подвеске вертолета содержит ограждающую конструкцию в виде днища и боковой стенки, выполненной с возможностью складывания в вертикальном направлении под действием силы тяжести при опоре ее снизу и раскладывания в том же направлении при ее подвесе за верхнюю часть. Стропы соединяют верхнюю часть боковой стенки с внешней подвеской вертолета и закрепленный на днище опорный каркас с защитной крышей. Днище выполнено круглым, а боковая стенка выполнена в виде охватывающего днище сильфона, герметично закрепленного внутренним диаметром одного из своих гофр по внешнему диаметру круглого днища с образованием верхней камеры для размещения спасаемых объектов. Нижняя демпферная камера заполнена сжатым воздухом. В сильфоне установлен клапан с регулируемым дросселем. Достигается повышение безопасности путем демпфирования днища при приземлении и смягчения боковых ударов выступающими частями гофр боковой стенки. 3 ил.

Изобретение относится к спасательной технике и предназначено для эвакуации людей с поверхности воды, например, при кораблекрушениях, а также терпящих бедствие на оторвавшихся льдинах. Технический результат - возможность спасания людей с поверхности воды, безопасность спасаемых при их подъеме на борт судна, кроме того, повышается надежность боковой стенки за счет наличия податливой конструкции типа «гармошка». Устройство для спасания людей на воде содержит выполненную из сплошного материала ограждающую конструкцию в виде днища (1), боковой стенки (2), выполненной с возможностью складывания в вертикальном направлении под действием силы тяжести при опоре ее снизу и раскладывания в том же направлении при ее подвесе за верхнюю часть, стропы (3), предназначенные для соединения верхней части боковой стенки с внешней подвеской (4) шлюпбалки, закрепленный на днище опорный каркас (5) с защитной крышей (6). Боковая стенка выполнена из термостойкой силиконовой резины в виде охватывающего днище сильфона (7). Устройство снабжено надувным плотом (8), внешние габариты которого больше внешних габаритов сильфона и защитной крыши. 3 ил.
Наверх