Переднее откидное кресло междугородного автобуса

Изобретение относится к конструкции откидного кресла транспортного средства и может использоваться в междугородных, туристических и экскурсионных автобусах. Переднее откидное кресло междугородного автобуса содержит спинку и сиденье. Спинка кресла связана с корпусом автобуса посредством четырех тяг параллелограммного механизма с возможностью плоскопараллельного движения на тягах. Каждая из тяг параллелограммного механизма шарнирно связана с корпусом автобуса и со спинкой кресла. На оси шарниров, связывающих нижние тяги параллелограммного механизма со спинкой кресла, устанавливаются подушка сиденья и механизмы блокировки. Подушка сиденья установлена с возможностью поворота из горизонтального в вертикальное положение и наоборот. Кресло имеет телескопические устройства, которые шарнирно связаны с осью шарнира, связывающего нижнюю или верхнюю тягу со спинкой кресла. Механизмы блокировки предназначены для соединения нижних тяг параллелограммного механизма со спинкой кресла при повороте подушки сиденья из вертикального положения в горизонтальное. В сложенном состоянии кресло в статическом положении в сложенном состоянии устанавливается вертикально в отсеке, находящемся под полом передних кресел салона. Перед откидыванием подушки сиденья переднее откидное кресло на тягах параллелограммного механизма выдается в проход передней двери. Достигается увеличение ширины прохода передней двери, увеличение длины салона, занимаемой креслами салона, и увеличение габаритной ширины средней двери и ширины прохода средней двери. 24 з.п. ф-лы, 2 ил.

 

Изобретение относится к машиностроению и может использоваться в междугородных, туристических и экскурсионных автобусах.

Известно переднее откидное кресло, установленное в проходе передней двери междугородного автобуса. Такое откидное кресло отличается тем, что его спинка крепится к защитному ограждению передних кресел салона, а подушка сиденья на петлях крепится к спинке, и в поднятом положении фиксируется защелкой, а в откинутом положении она фиксируется под действием собственного веса, упираясь в спинку сиденья.

Такое переднее откидное кресло изображено в [1] применительно к описаниям автобусов IKARUS-250.93, IKARUS-256.74, IKARUS-350.00, IKARUS-365-10, ТАМ 260 А 119Т.

Подобное переднее откидное кресло применяется на большинстве современных автобусов, перечислять их не будем. Изменился дизайн кресла, изменилась его форма, но сущность осталась прежней.

Вернемся к [1], в этом источнике приведены чертежи вида сбоку автобусов, приведены их габаритные размеры и размеры проходов.

Интересно следующее: в [1] приведена габаритная ширина передней двери указанных выше автобусов и ширина прохода передней двери.

Два этих параметра весьма и весьма отличаются, вникнем в их сущность.

Габаритная ширина передней двери - это ширина передней двери, измеренная измерительным инструментом.

Ширина прохода передней двери - это ширина не двери, а прохода, так же измеренная измерительным инструментом.

Эти два параметра весьма и весьма отличаются. Так у автобусов IKARUS-250.93 и IKARUS-256.74 габаритная ширина передней двери составляет 925 мм, а ширина прохода передней двери 700 мм.

У автобусов IKARUS-350.00 и IKARUS-365-10, габаритная ширина передней двери составляет 930 мм, а ширина прохода передней двери 750 мм.

У автобусов ТАМ 260А 119Т габаритная ширина передней двери составляет 850 мм, а ширина прохода передней двери - 780 мм.

Почему эти два параметра так отличаются?

Одной из причин этого является переднее откидное установленное в проходе передней пассажирской двери.

Другими причинами этого являются расположение в проходе передней двери пневматического привода двери и поручней, а также то, что при открытии сама дверь занимает часть прохода, особенно у автобусов IKARUS, вследствие неоптимальности геометрии привода двери.

Конечно, можно переднее откидное кресло убрать из прохода в глубину салона вместе с пневмоцилиндром привода передней двери, оптимизировать геометрические размеры параллелограммного механизма привода двери и, тем самым, увеличить ширину прохода передней двери, не увеличивая габаритную ширину передней двери, что сделано на китайских автобусах King Long и частично сделано на автобусах ТАМ 260А 119Т, в результате чего два вышеописанных параметра отличаются всего на 70 мм.

Однако в этом случае переднее откидное кресло и пневмоцилиндр привода передней двери будут отнимать место, т.е. участок длины кузова от салона автобуса, что приведет к уменьшению шага кресел салона. В результате этого основные кресла салона будут сдвинуты назад, что приведет к уменьшению места, отводимого на туалет автобуса и ширину прохода средней двери.

Устранить пневмоцилиндр привода передней двери из прохода реально, надо просто правильно подобрать геометрию тяг параллелограммного механизма привода двери и угол их поворота. В результате этого пневмоцилиндр устанавливается в нише прохода под полом передних кресел салона вместе со стойкой пневмоцилиндра, также находящейся в этом случае под полом передних кресел салона в углублении.

Переднее откидное кресло междугородного автобуса является проблемой, т.к. оно отнимает место либо у прохода передней двери, либо у салона, что приводит к уменьшению шага кресел, ширины прохода средней двери и места, отводимого на туалет автобуса. На большинстве междугородных автобусов происходит и то, и это, т.е. переднее откидное кресло занимает часть прохода передней двери и часть салона автобуса.

Возьмем для примера автобус ТАМ 260А 119Т, у которого, как описано выше, переднее откидное кресло сдвинуто в глубину салона. У этого автобуса, согласно приведенной в [1] планировке салона, длина ступенек средней двери составляет всего 640 мм при габаритной ширине средней двери 780 мм, т.е. пол для ног пассажиров сидений автобуса, расположенных сзади средней двери, занимает часть прохода средней двери. Это происходит, потому что сиденья салона автобуса, находящиеся между передней и средней дверью, сдвинуты назад из-за того, что переднее откидное кресло занимает часть салона автобуса.

Длина салона, отводимая под переднее откидное кресло, составляет около 200 мм, примерно эта же длина отнята у ступенек автобуса ТАМ 260 А119 Т, посчитаем: 780 мм-640 мм=140 мм. Габаритная ширина передней двери этого автобуса 850 мм, ширина прохода передней двери 780 мм, посчитаем 850 мм-780 мм=70 мм. Ровно столько отнимает переднее откидное кресло от прохода передней двери. Теперь посчитаем длину, отводимую под переднее откидное кресло: 140 мм+70 мм=210 мм. При этом 140 мм отнято у салона, а 70 мм у прохода передней двери.

Кроме того, надо учесть следующее, ширина ступенек передней двери у автобуса ТАМ 260 А119 Т составляет всего 510 мм, при габаритной ширине передней двери 850 мм и ширине прохода передней двери 780 мм, ступеньки смещены вперед по проходу. Одной из причин этого является переднее откидное кресло.

Из вышеперечисленного следует основной недостаток традиционных известных откидных кресел: они занимают часть длины салона и часть ширины прохода передней двери.

Это является проблемой, решить которую традиционными известными средствами невозможно.

Однако решение этой проблемы есть, так, например, у автобусов Neoplan Cityliner по наклону спинки переднего откидного кресла наклоняют ограждение передних кресел салона, экономя на этом какие-то сантиметры длины салона.

Как не старайся спроектировать переднее откидное кресло, его длина в сложенном состоянии составляет чуть больше 200 мм, меньше никак нельзя, т.к. переднее откидное кресло должно обеспечивать достаточный комфорт сидящего.

Проведение патентного поиска показывает, что традиционного известного решения поставленной выше проблемы нет.

Однако решать ее надо, т.к. из-за этой проблемы многие автобусы не имеют переднего откидного кресла вообще. К этим автобусам можно отнести междугородные автобусы ГолА3 на шасси ЛиА3-5256, южнокорейские автобусы.

Другим решением этой проблемы является переднее откидное кресло, изображенное в [2] на рис.8 и рис.9 применительно к автобусам ЛАЗ-697Е и ЛАЗ-699А соответственно.

Изображенное в [2] переднее откидное кресло представляет собой кресло, установленное в проходе передней двери рядом с водительским креслом, и откидываемое вперед на переднюю панель автобуса, рядом с панелью приборов. На автобусе ЛАЗ-697Е применялось одно такое кресло, а на ЛАЗ-699А одно сдвоенное на двух пассажиров.

В [1] описан автобус ЛАЗ-699Р, там тоже применяется переднее откидное кресло, откидываемое вперед на переднюю панель автобуса.

Подобное откидное кресло применяется на автобусах Mersedes-0303 и на автобусах Setra-215HD, Setra-315HD, подобные откидные кресла самостоятельно устанавливают на южнокорейские автобусы.

Недостатком таких откидных кресел является то, что они не только занимают часть ширины прохода передней двери, но и ухудшают обзор. Водитель по этой причине, перед началом движения откидывает назад переднее откидное кресло, например, на автобусах Setra-215HD, чему автор этой работы не раз был свидетелем. Особенно остро обстоит эта проблема, когда применяют одно сдвоенное переднее откидное кресло как на автобусах ЛА3-699А.

При применении сдвоенного переднего откидного кресла, откидываемого вперед, отнимается около 30% ширины прохода.

Как отмечено выше, по совокупности описанных выше причин, многие автобусы переднего откидного кресла не имеют.

А ведь переднее откидное кресло нужно.

Кого сажают на переднее откидное кресло?

В большинстве случаев переднее откидное кресло является служебным местом. На него садится второй водитель на дальних пассажирских маршрутах. На него сажают водителя-стажера, бортпроводницу на маршрутах с сервисным обслуживанием, пассажира-сотрудника транспортного предприятия, которому принадлежит автобус. В экскурсионных автобусах на переднее откидное кресло садится экскурсовод. В конце концов, на переднее откидное кресло сажают рядового пассажира при полностью заполненном салоне.

За неимением другого прототипа, более близкого по технической сущности к предлагаемому переднему откидному креслу, традиционное известное переднее откидное кресло, изображенное в [2] на рис.8 и рис.9, принимается за прототип, а традиционное известное откидное кресло, изображенное в [1], принимается за аналог.

Цель изобретения - увеличение ширины прохода передней двери, увеличение габаритной ширины средней двери и ширины прохода средней двери, увеличение длины салона, отводимой на туалет, увеличение шага кресел салона.

Увеличение ширины прохода передней двери достигается тем, что предлагаемое переднее откидное кресло установлено на четырех тягах параллелограммного механизма, и в сложенном состоянии убирается под пол передних кресел салона в отсек, закрытый шторкой, наматываемой на подпружиненный барабан. Описываемая цель достигается тем, что предлагаемое переднее откидное кресло полностью убирается из прохода в специальный отсек в сложенном состоянии. Это позволяет уменьшить габаритную ширину передней двери до 800 мм, при этом ширина прохода передней двери составляет те же 800 мм. Это достигается в результате того, что пневмоцилиндр привода двери вместе со стойкой убирается в специальную нишу под полом передних кресел салона.

Увеличение длины салона. занимаемой креслами салона, достигается тем, что предлагаемое переднее откидное кресло убирается на четырех тягах параллелограммного механизма под пол салона в специальный отсек, при этом передние кресла салона третьего и четвертого рядов, при четырехрядной планировки салона, сдвигаются вперед в сторону прохода передней двери. Вернемся к автобусу ТАМ 260 A119T, как описано выше у салона этого автобуса под переднее откидное кресло отнято 140 мм. При применении предлагаемого переднего кресла на этом автобусе длина его салона увеличилась бы на 140 мм.

Увеличение габаритной ширины средней двери и ширины прохода средней двери достигаются в результате того, что при применении предлагаемого переднего откидного кресла передние кресла третьего и четвертого рядов салона смещаются вперед, что позволяет сместить все кресла третьего и четвертого рядов салона, находящиеся между передней и средней дверями, вперед и увеличить габаритную ширину средней двери и ширину прохода средней двери. Применительно к автобусу ТАМ 260 А119Т, применение предлагаемого переднего откидного кресла позволяет на 140 мм увеличить габаритную ширину средней двери и ширину прохода средней двери. Применительно к этому автобусу, наиболее рационально увеличить на 140 мм ширину прохода средней двери, оставив габаритную ширину средней двери прежней 780 мм, и сравнять их, спрятав пневмоцилиндр двери, вместе со стойкой в нишу под полом сидений, расположенных сзади прохода средней двери, пересмотрев при этом геометрию тяг привода средней двери.

Увеличение длины салона, отводимой на туалет, достигается тем, при применении предлагаемого откидного кресла, что кресла третьего и четвертого рядов салона, находящиеся между передней и средней дверями, смещаются вперед на интервал длины, занимаемой передним откидным креслом, что позволяет увеличить место, отводимое под туалет автобуса, который, как известно, находится впереди средней двери.

Увеличение шага кресел салона достигается в результате того, что предлагаемое переднее откидное кресло убирается на четырех тягах параллелограммного механизма под пол передних кресел салона и не занимает место в салоне автобуса, это позволяет увеличить шаг кресел третьего и четвертого рядов салона.

Применение предлагаемого переднего откидного кресла позволяет добиться одного из вышеописанных технических результатов, все зависит от того, на достижение какого эффекта направлено применение предлагаемого переднего откидного кресла. Возможен тот случай, когда применение предлагаемого переднего откидного кресла позволяет добиться нескольких приведенных выше эффектов в совокупности. Вопрос о том, на что потратить эти освободившиеся 20-25 см длины салона, решать конструктору.

Автор разработал переднее откидное кресло для междугородного автобуса своей собственной конструкции, в котором применение предлагаемого переднего откидного кресла вместе с другими интересными конструктивными решениями салона позволяет добиться того, что на туалет и среднюю дверь теряется всего два кресла, а не четыре, как в обычных междугородных автобусах. Предлагаемый автором этой работы междугородный автобус является темой отдельной заявки и в этой работе больше упоминаться не будет.

Предлагаемое переднее откидное кресло междугородного автобуса удовлетворяет условию патентоспособности «изобретательный уровень».

Предлагаемое переднее откидное кресло междугородного автобуса является изобретением, т.к. удовлетворяет критериям «новизна» и «существенные отличия».

На фиг.1 изображен чертеж предлагаемого переднего откидного кресла.

На фиг.2 изображены разрезы двух вариантов механизмов блокировки переднего откидного кресла.

На фиг.1 позициями обозначены:

1) - нижняя тяга параллелограммного механизма;

2) - верхняя тяга параллелограммного механизма;

3) - спинка переднего откидного кресла;

4) - подпружиненный барабан;

5) - шторка отсека;

6) - силовой профиль основания пола сидений салона;

7) - ролик шторки отсека;

8) - защитный экран передних сидений третьего и четвертого рядов салона;

9) - газонаполненное или пружинное телескопическое устройство;

10) - подлокотники переднего откидного кресла;

11) - подушка переднего откидного кресла;

12) - ручка подушки сиденья;

13) - бачок омывателя лобового стекла;

14) - ступенька прохода передней двери;

15) - силовой профиль основания прохода передней двери.

16) - пол прохода передней двери;

17) - ниша в передней панели автобуса под ноги пассажира переднего откидного кресла.

Фиг.1 выполнена в масштабе 1 мм: 6,6666 мм.

Фиг.1 является подтверждением работоспособности предлагаемого переднего откидного кресла и представляет собой проект реального откидного кресла, спроектированного автором для проектируемого междугородного автобуса.

На фиг.1 предлагаемое переднее откидное кресло изображено в двух положениях. В статическом положении, т.е. убранном в специальный отсек, и положении, при котором переднее откидное кресло выдано на четырех тягах параллелограммного механизма в проход передней двери.

Параллелограммный механизм имеет четыре тяги, две верхних и две нижних, на фиг.1 изображены только две тяги параллелограммного механизма - правая нижняя тяга 1 и правая верхняя тяга 2. Левые нижняя и верхняя тяга параллелограмма идентичны правым и имеют то же расположение и те же функции, и по этой причине обозначение позициями 1 и 2 относится также и к левым нижним и верхним тягам соответственно.

В статическом положении переднее откидное кресло убирается в специальный отсек, находящийся под полом салона сзади правой пассажирской передней двери. Нижняя тяга 1 и верхняя тяга 2 параллелограммного механизма шарнирно связаны с корпусом автобуса и со спинкой 3 переднего откидного кресла. На оси шарнира верхних тяг 2, связывающем их со спинкой 3 кресла, установлены также подлокотники 10, поднятые вверх в статическом положении переднего откидного кресла. На оси шарнира нижних тяг 1, связывающем их со спинкой 3 кресла, установлена подушка 11 сиденья, поднятая вверх в статическом положении переднего откидного кресла, на оси этого шарнира установлены механизмы блокировки переднего откидного кресла, и с осью этого шарнира связаны газонаполненные или пружинные телескопические устройства 9, также связанные с корпусом автобуса.

Газонаполненные или пружинные телескопические устройства выполняются так, что они могут оказывать упругое сопротивление сжатию, и обеспечивать необходимый ход штока, который изменяется в интервале 80-90 мм, а в примере проектирования кресла, изображенном на фиг.1, он равен 85 мм.

Описываемые телескопические устройства могут быть газонаполненными или пружинными.

В том случае, когда телескопические устройства выполняются газонаполненными, они устроены подобно однотрубному газонаполненному амортизатору, которые применяются в подвесках автомобилей. При применении в описываемом качестве газонаполненные телескопические устройства, в отличие от газонаполненных однотрубных амортизаторов, выполняются так, чтобы сила упругого сопротивления сжатию была максимальной при минимальных размерах телескопического устройства. В отличие от газонаполненных однотрубных амортизаторов, применяемые в описываемом качестве телескопические устройства должны не оказывать большого неупругого сопротивления растяжению и сжатию.

Для удовлетворения первого условия диаметр штока телескопического устройства должен быть близок к диаметру поршня.

Для реализации второго условия телескопические устройства не должны иметь клапанов отдачи и сжатия, и иметь большие диаметры проходных сечений отверстий поршня.

Газонаполненное телескопическое устройство, применяемое в описываемом качестве, может иметь цилиндр с диафрагмой, под которой находится газ и шток с поршнем, диаметр штока поршня должен быть достаточно большим, чтобы упругое сопротивление сжатию было максимальным, поршень должен иметь достаточно большие диаметры отверстий прохода жидкости, чтобы неупругое сопротивление растяжению и сжатию было минимальным.

Обращаю внимание на следующее: газ под диафрагмой используется в качестве упругого элемента а жидкость, т.е. масло, используется в основном для смазки телескопического устройства.

Газонаполненные телескопические устройства могут не иметь жидкости вообще и представлять собой цилиндр, заполненный газом с поршнем и штоком.

Однако недостатком газонаполненных телескопических устройств является низкая надежность, по причине малого срока службы, а также высокая стоимость.

По этой причине имеет смысл рассмотреть возможность применения пружинных телескопических устройств.

Пружинные телескопические устройства выполняются подобно двухтрубным амортизаторам подвески автомобилей, с теми отличиями, что нет клапанов отдачи и сжатия, и проходные сечения отверстий для прохода жидкости достаточно велики, пружины одеваются на телескопические устройства и воздействуют на цилиндр и на шток.

В пружинных телескопических устройствах пружина выполняет роль упругого элемента, а рабочая жидкость, т.е. масло, используется преимущественно для смазки телескопического устройства.

Преимуществом пружинных телескопических устройств перед газонаполненными является их более высокий срок службы и низкая стоимость.

Общим для газонаполненных, или пружинных, телескопических устройств при применении их в предлагаемом переднем откидном кресле является то, что буфер ограничения хода отдачи, изготовленный из полимерных материалов, устанавливается внутри телескопического устройства, этот буфер ограничивает значение прироста длины телескопического устройства до 80-90 мм, а в примере проектирования кресла, изображенном на фиг.1, до 85 мм.

При нахождении переднего откидного кресла в статическом положении в специальном отсеке, он закрывается шторкой 5, намотанной на подпружиненный барабан 4, он подпружинен затем, чтобы натягивать шторку 5, которая в закрытом состоянии фиксируется замком, на фиг.1 не показанным.

Подпружиненный барабан 4 установлен на подшипниках, нетребующих периодического смазывания, и связан с корпусом автобуса посредством витой закручивающейся пружины, обеспечивающей наматывание шторки на барабан 4 при открытии замка шторки. Шторка 5 своим верхним концом жестко соединена с барабаном 4.

Под передним откидным креслом располагается бачок 23 омывателя лобового стекла автобуса, его расположение под передним откидным креслом очень удобно, т.к. для того чтобы залить жидкость водителю достаточно лишь открыть замок шторки, которая начнет подниматься, и зафиксировать ее в положении, при котором она не полностью открыта, что может обеспечиваться автоматически без участия водителя. После этого можно заливать жидкость, затем шторка натягивается, преодолевая усилие пружины барабана 4, и фиксируется замком в положении, при котором она полностью закрывает отсек.

Переднее откидное кресло в статическом положении фиксируется усилием разжатия газонаполненных или пружинных телескопических устройств, дальнейший ход которых в этом положении ограничивается буферами отдачи, которые, как описано выше, устанавливаются в телескопические устройства.

Для того чтобы использовать переднее откидное кресло, открывается замок шторки 5 и она начинает подниматься под действием силы упругости пружины барабана 4. Шторка 5 поднимается до тех пор, пока не упрется в ограничитель, установленный в корпусе автобуса.

Замок шторки 5 имеет ручку, при воздействии на которую он открывается. Замок имеет два подпружиненных штифта, имеющих на концах коническую форму. Своими концами штифты входят в цилиндрические отверстия корпуса автобуса. Ручка замка устроена так, что ее концы, закрытые в специальном корпусе, воздействуют на штифты, сжимая пружины. Это может быть выполнено любым известным традиционным способом и на фигурах не показано.

При повороте ручки пружины штифтов сжимаются, концы штифтов выходят из отверстий корпуса автобуса, и шторка под действием усилия пружины барабана перемещается вверх, наматываясь на барабан, ручку при этом можно отпускать, т.к. штифты упираются в пазы корпуса автобуса.

Перемещение шторки вверх продолжается до тех пор, пока штифты не попадут в отверстия, соответствующие максимально возможному подъему шторки, и не зафиксируют шторку в положении максимального подъема.

Возможен тот случай, когда замок шторки упирается своим упором в корпус автобуса, как описано выше, при выполнении замка отлично от того, как предложено выше, любым возможным традиционным известным способом.

После поднятия шторки отсека, человек поднимает переднее откидное кресло, для этого он берется за ручку 12, показанную в положении полностью поднятого кресла, и поднимает кресло, при этом и нижняя 1 и верхняя 2 тяги параллелограммного механизма начинают угловое перемещение против часовой стрелки.

На первой половине полного углового перемещения тяг 1 и 2, газонаполненные или пружинные телескопические устройства 9 сжимаются, оказывая сопротивления поднятию кресла, при этом телескопические устройства также, как и тяги 1 и 2, поворачиваются в своих шарнирах против часовой стрелки, одновременно сжимаясь при этом. Человек, поднимая кресло, преодолевает силу упругого сжатия телескопических устройств.

Спинка 3 и подушка 11 кресла начинают плоскопараллельное движение и выдаются из отсека. При повороте тяг 1 и 2 на половину полного угла поворота телескопические устройства 9 максимально сжимаются.

После этого телескопические устройства 9 начинают разжиматься, и своей силой упругости помогают человеку поднимать кресло. В случае применения газонаполненных телескопических устройств, эта сила создается давлением сжатого газа. При применении пружинных телескопических устройств эта сила создается силой упругости пружины.

В результате поворота и достижения максимального углового перемещения тяг параллелограммного механизма, соответствующего максимальной длине телескопических устройств 9, нижняя 1 и верхняя 2 тяги параллелограммного механизма, а также телескопические устройства 9 и спинка 3 кресла с подушкой 11, занимают положение, при котором переднее откидное кресло выдано в проход передней двери.

Остановка кресла при достижении максимального угла поворота нижней 1 и верхней 2 тяги параллелограммного механизма достигается в результате срабатывания буферов отдачи телескопических устройств 9, которые при этом разжимаются на максимальный ход, и фиксируют переднее откидное кресло в поднятом положении. Переднее откидное кресло в поднятом положении фиксируется упругим усилием газа, или пружин, телескопических устройств 9.

Подняв переднее откидное кресло, человек за ручку 12 опускает подушку 11 кресла вниз до упора. При этом срабатывают два механизма блокировки переднего откидного кресла, соединяющие спинку кресла с нижней тягой 1 параллелограммного механизма, что исключает опускание кресла вниз, под действием силы тяжести человека. Сущность блокировки переднего откидного кресла заключается в том, что при фиксированном угле между спинкой 3 и нижней тягой 1 паралелограмного механизма, спинка 3 и тяга 1 могли бы поворачиваться только во внутреннем шарнире тяги 1, связывающем ее с корпусом автобуса, но этому мешает верхняя тяга 2, испытывая при этом силу растяжения. Механизмы блокировки переднего откидного кресла, блокирующие спинку кресла при откидывании подушки сиденья, относительно нижней тяги параллелограммного механизма могут быть выполнены любым возможным традиционным известным способом, обеспечивающим достижение результата.

Блокировка переднего откидного кресла при откидывании подушки сиденья необходима для того, что сила разжатия телескопических устройств во много раз меньше силы тяжести человека.

После блокировки кресла человек опускает подлокотники 10 в рабочее положение, и на переднее откидное кресло можно садиться.

Из фиг.1 видно, что для ног пассажира в передней панели проектируемого междугородного автобуса предусмотрена ниша 17, и шага h=820 мм, обеспечиваемого откидным креслом при ширине прохода передней двери S=800 мм, вполне хватает для комфортной посадки человека. При поднятом переднем откидном кресле и поднятой в вертикальное положение подушке сиденья ширина прохода передней двери составляет а=590 мм, что явно недостаточно для прохода пассажиров, поэтому на остановках переднее откидное кресло необходимо убирать в отсек.

Для того чтобы убрать переднее откидное кресло в специальный отсек, человек поднимает подлокотники 10 из нижнего горизонтального положения в верхнее положение. Затем поднимает подушку сиденья 11 в вертикальное положение, разблокируя кресло, затем человек за ручку 12 опускает откидное кресло вниз.

При этом нижняя 1 и верхняя 2 тяги параллелограммного механизма поворачиваются по часовой стрелке в положения, соответствующие статическому положению кресла, т.е. убранному в отсек. При этом телескопические устройства 9 также поворачиваются в статическое положение. На первой половине хода тяг 1 и 2 параллелограммного механизма телескопические устройства 9 сначала сжимаются, достигая минимальной длины на половине полного угла поворота тяг 1 и 2 параллелограммного механизма, затем телескопические устройства 9 разжимаются, достигая максимума своей длины в статическом положении кресла.

Фиксация переднего откидного кресла, убранного в отсек, достигается за счет срабатывания буферов отдачи телескопических устройств 9, находящихся в статическом положении.

После складывания переднего откидного кресла в специальный отсек, человек за ручку замка натягивает шторку 5 до тех пор, пока штифты замка не попадут в углубления, соответствующие полностью закрытой шторке.

Предлагаемое переднее откидное кресло междугородного автобуса устанавливается в отсеке со стороны центральной оси автобуса относительно ступенек так, что при выданном на тягах 1 и 2 параллелограммного механизма в проход передней двери откидном кресле, откинутая подушка сиденья 11 находится над полом прохода передней двери, а не над ступеньками, и человек, садясь на откидное кресло, ставит ноги на пол 16 прохода передней двери.

Переднее откидное кресло установлено на тягах 1 и 2 параллелограммного механизма в статическом положении так, что в процессе выдачи из специального отсека оно не задевает за пол 16 прохода передней двери, что обеспечивается продуманным сочетанием размеров параллелограммного механизма переднего откидного кресла.

Остановимся на геометрических размерах предлагаемой конструкции предлагаемого переднего откидного кресла.

Длина тяг параллелограммного механизма составляет 360 мм, глубина специального отсека переднего откидного кресла составляет 220 мм, расстояние между центром внутреннего шарнира верхней тяги параллелограммного механизма и полом сидений салона автобуса составляет 300 мм, расстояние между центрами внутренних и внешних шарниров верхних и нижних тяг составляет 180 мм, полный максимальный угол поворота тяг параллелограммного механизма - 105°, расстояние между центрами шарниров телескопических устройств в полностью разжатом состоянии составляет 260 мм, ход поршня телескопических устройств - 85 мм, высота пола сидений салона над полом прохода передней двери составляет 800 мм, угол наклона тяг параллелограммного механизма с вертикалью при нахождении переднего откидного кресла в статическом положении 10°30′, расстояние от задней точки отсека до центра шарнира, связывающего телескопическое устройство с корпусом автобуса, составляет 150 мм, расстояние до центра этого шарнира от пола сидений салона автобуса 543 мм, высота верхней точки откинутой подушки сиденья над полом прохода при выданном откидном кресле составляет 460 мм, высота верха спинки сиденья над внешним шарниром верхней тяги параллелограммного механизма составляет 373 мм.

Вышеуказанные размеры конструкции и сопрягаемых элементов переднего откидного кресла используются в конкретном случае его проектирования, изображенном на фиг.1.

Вышеуказанные размеры приводятся затем, что только при их соблюдении или при минимальном отклонении от них, предлагаемое переднее откидное кресло является работоспособным. Размеры вышеприведенных сопрягаемых элементов можно изменить, но они не должны значительно отличаться от вышеприведенных.

Вышеуказанные размеры в любых случаях проектирования предлагаемого переднего откидного кресла лежат в строго определенных диапазонах, средними значениями которых являются вышеприведенные.

Во всех случаях проектирования вышеуказанные размеры лежат в следующих диапазонах: глубина отсека переднего откидного кресла составляет 200-250 мм, длина тяг параллелограммного механизма составляет 340-380 мм, расстояние между центром внутреннего шарнира верхней тяги параллелограммного механизма и полом сидений салона автобуса 280-320 мм, полный угол поворота тяг параллелограммного механизма 100°-110°, расстояние между центрами шарниров телескопических устройств составляет 240-280 мм, угол наклона тяг параллелограммного механизма с вертикалью при нахождении переднего откидного кресла в статическом положении 8-12°, расстояние от задней точки отсека до центра шарнира, связывающего телескопического устройства с корпусом автобуса составляет 140-160 мм, расстояние до центра этого шарнира от пола сидений салона автобуса 530-560 мм, высота верхней точки откинутой подушки сиденья над полом прохода при выданном откидном кресле составляет 440-480 мм, ход штока телескопических устройств составляет 80-90 мм.

Расстояние между центрами шарниров тяг на фиг.1 - 320 мм.

Под длиной тяги понимается не расстояние между центрами шарниров, а сама длина тяги и измеренная по ее внешним краям, которая больше расстояния между центрами шарниров. Во всех случаях проектирования длина тяги попадает в вышеуказанный диапазон.

Как отмечено выше, может применяться любой механизм блокировки переднего откидного кресла, соединяющий спинку сиденья с нижней тягой параллелограммного механизма при откидывании подушки сиденья. Механизм блокировки может быть выполнен любым традиционным известным возможным способом.

В предлагаемом переднем откидном кресле должно применяться по два механизма блокировки кресла, соединяющих спинку кресла с нижней тягой параллелограммного механизма, и, тем самым, блокируя параллелограммный механизм. Механизмы блокировки устанавливаются слева и справа относительно спинки сиденья, при этом левый механизм блокировки соединяет спинку кресла с левой нижней тягой параллелограммного механизма, а правый механизм блокировки - с правой.

Предлагается два варианта механизма блокировки переднего откидного кресла. Осевой разрез первого варианта механизма блокировки представлен на фиг.2а, а второго на фиг.2б.

Ниже описываются только правые механизмы блокировки, осевые разрезы которых представлены на фиг.2а и фиг.2б, левые механизмы блокировки симметричны представленным на фиг.2а и фиг.2б.

На фиг.2а позициями обозначены:

18) - вал;

19) - масленка;

20) - радиальный канал смазки проушины телескопического устройства 9;

21) - пружинное стопорное кольцо;

22) - подшипник скольжения проушины телескопического устройства;

9) - телескопическое устройство, имеющее проушину под вал 18;

23) - подшипник скольжения шлицевого корпуса проушины нижней тяги параллелограммного механизма;

24) - зубчатая втулка отверстия нижней тяги параллелограммного механизма;

1) - нижняя тяга параллелограммного механизма, имеющая цилиндрическое отверстие под шарнир, т.е. проушину;

25) - шлицевая втулка;

26) - кулачковая втулка;

3) - спинка кресла, жесткое основание которой имеет цилиндрическое отверстие под вал 18, т.е. проушину;

27) - болт;

28) - радиальный канал смазки подшипника скольжения 29 кулачковой втулки 26;

29) - подшипник скольжения кулачковой втулки 26;

31) - пружинное стопорное кольцо;

32) - паз шлицевой втулки;

30) - осевой канал смазки;

33) - радиальный канал смазки;

34) - радиальный канал смазки подшипника скольжения зубчатого корпуса нижней тяги параллелограммного механизма.

Рассмотрим конструкцию и работу первого варианта механизма блокировки переднего откидного кресла.

Вал 18 механизма крепится болтом 27 к проушине основания спинки 3 кресла.

Вал 18 имеет два участка различного диаметра. На участок большего диаметра устанавливается кулачковая втулка 26 на подшипнике скольжения 29, который запрессовывается в кулачковую втулку 26.

На участке малого диаметра выполняются шлицы, на которые насаживается шлицевая втулка 25, максимальная высота шлицев равна большему диаметру вала 18.

На участок малого диаметра вала 18, неимеющий шлицев, насаживаются на подшипниках скольжения 22 и 23 телескопическое устройство 9 и зубчатая втулка 24 отверстия нижней тяги 1 параллелограммного механизма. Подшипники скольжения 22 и 23 представляют собой втулки из любого антифрикционного материала, например, бронзы. Подшипники скольжения 22 и 23 запрессовываются соответственно в отверстие телескопического устройства 9 и зубчатую втулку 24, установленную в отверстии нижней тяги 1.

Зубчатая втулка 24 может выполняться двумя различными способами.

Зубчатая втулка 24 может иметь внешнюю цилиндрическую форму и устанавливаться в отверстии нижней тяги 1по меткам, нанесенным на тягу 1 и зубчатую втулку 24.

Зубчатая втулка 24 может иметь нецилиндрическую внешнюю форму или цилиндрическую форму с по меньшей мере одним выступом, что обеспечивает его установку в отверстии нижней тяги 1 в строго определенном положении.

В обоих случаях зубчатая втулка 24 соединяется с нижней тягой 1 при помощи склеивания или запрессовки.

В вал 18 ввертывается масленка 19, от которой смазка по осевому каналу 30 и радиальным каналам 20, 34, 28 поступает соответственно к подшипнику скольжения 22 проушины телескопического устройства 9, подшипнику скольжения 23 зубчатой втулки 24 и подшипнику скольжения 29 кулачковой втулки 26.

По каналу смазки, позицией на фиг.2а необозначенному, смазка поступает к кулачку кулачковой втулки. По радиальному каналу 33 смазка поступает к шлицам шлицевой втулки 25 и, просачиваясь через зазор, поступает к зубьям зубчатой втулки 24, и внешнему зубчатому венцу шлицевой втулки 25.

Кулачковая втулка 26 может быть совместно изготовлена с основанием подушки сиденья. Кулачковая втулка 26 может также соединяться с основанием подушки сиденья при помощи разъемного соединения, например, болта и гайки, это разъемное соединение может быть выполнено любым возможным известным способом, на фиг.2а показан именно этот случай.

Кулачковая втулка 26 с правой стороны фиксируется от осевого перемещения в результате контакта со спинкой 3 кресла, с левой стороны кулачковая втулка 26 фиксируется от осевого перемещения при помощи пружинного стопорного кольца 31, упругого в радиальном направлении и имеющего отверстия под шипы специального инструмента с целью его монтажа и демонтажа.

Однако стопорное кольцо 31 может отсутствовать, а фиксация кулачковой втулки 26 в осевом направлении может осуществляться только за счет контакта кулачковых втулок 26 с проушинами основания спинки 3 кресла, при этом фиксация кулачковой втулки 26 правого механизма блокировки от перемещения влево, изображенного на фиг.2а, осуществляется за счет контакта кулачковой втулки левого механизма с проушиной основания спинки 3 кресла.

Радиальный канал 33, предназначенный для смазки зубьев шлицевой втулки 25 и зубьев зубчатой втулки 24, может отсутствовать, а смазка может закладываться при сборке механизма и в процессе эксплуатации не пополняться.

Возможен тот случай, когда радиальные каналы в вале 1 и шлицевой втулке 25, предназначенные для смазки кулачка кулачковой втулки 26, отсутствуют, а паз шлицевой втулки 25 и кулачок смазываются при сборке механизма, или не смазываются вообще, если это допускается триботехническими свойствами материалов, из которых они изготовлены.

Также возможен тот случай, что смазка зубьев зубчатой втулки 24 и шлицевой втулки 11 не осуществляется вообще, также если это допускается триботехническими свойствами материалов их изготовления.

Подшипники скольжения 22, 23 и 29 могут представлять собой самосмазывающиеся подшипники, т.е. втулки, работающие без смазки. В этом случае радиальные каналы 20,34 и 28 отсутствуют.

Возможен тот случай, что отсутствует также осевой канал смазки 30 и масленка 19.

Не исключается тот случай, что отсутствуют подшипники скольжения 22, 23, 29. Это возможно при условии наличия антифрикционных триботехнических свойств у материалов, из которых изготовлены проушина телескопического устройства 9, зубчатая втулка 24 и кулачковая втулка 26.

Шлицевая втулка 25 имеет вырез, необходимый для установки кулачка кулачковой втулки 26.

На фиг.2а показан правый механизм блокировки, когда подушка сиденья находится в вертикальном положении.

Для фиксации переднего откидного кресла в выданном из ниши кузова положении подушка сиденья 11(фиг.1) откидывается за ручку 12 (фиг.1) и поворачивается на 90° в горизонтальное положение.

В результате поворота подушки сиденья происходит поворот кулачковой втулки 26, кулачок которой перемещает шлицевую втулку 25 влево, на фиг.2а, по шлицам вала 1. При этом внешние зубья шлицевой втулки 25 входят в зацепление с внутренними зубьями зубчатой втулки 24, установленной в отверстии нижней тяги 1 параллелограммного механизма. Это приводит к тому, что поворот нижней тяги 1 параллелограммного механизма относительно вала 1, жестко связанного со спинкой 3, не возможен, а возможен поворот нижней тяги 1 параллелограммного механизма, находящейся в положении, при котором переднее откидное кресло выдано в проход передней двери, (фиг.1) вместе со спинкой кресла при фиксированном угле, что препятствуется верхней тягой 2 параллелограммного механизма, при этом верхние тяги испытывают усилие растяжения, а нижние - усилия сжатия и изгиба.

В результате этого, при откинутой подушке сиденья переднее откидное кресло полностью заблокировано, и на него может садиться человек.

Конструкция первого варианта механизма блокировки переднего откидного кресла предполагает, что его смазывание производится при поднятом на тягах параллелограммного механизма кресле и поднятой вверх подушке сиденья, так как в этом положении канал смазки находится под кулачком кулачковой втулки 26.

Как отмечено выше, кулачковая втулка 26 может соединяться с подушкой сиденья при помощи разъемного соединения, или может быть совместно изготовлена с ней. Наиболее оптимален первый случай. Алгоритмы сборки первого варианта механизма блокировки, приведенные ниже, различны для обоих случаев.

Сформулируем алгоритм сборки первого варианта механизма блокировки для первого случая, когда кулачковая втулка 26 соединяется с подушкой сиденья при помощи выполненного любым возможным известным традиционным способом разъемного соединения.

1. В проушины основания спинки 3 кресла вставляется вал 18 и фиксируется болтами 27.

2. На вал 18 одеваются кулачковые втулки 26 с предварительно запресованными подшипниками скольжения 29, устанавливаются стопорные кольца 31, при их наличии.

3. На шлицы вала 18 одеваются шлицевые втулки 25, при этом руководствуются метками, нанесенными на шлицевые втулки 25 и вал 18. Возможен тот случай, когда конфигурация шлицев такова, что шлицевая втулка 25 может одеваться на вал 18 только в строго определенном положении, в этом случае метки не ставятся.

4. Кулачковые втулки 26 поворачиваются в направлении, противоположном направлению откидывания подушки сиденья, до совпадения вырезов шлицевых втулок 25 с кулачками кулачковых втулок 26.

5. Шлицевые втулки 25 вдвигаются в кулачковые втулки 26 до упора.

6. Кулачковые втулки 26 поворачиваются в вертикальное положение, которое задается метками, нанесенными на кулачковые втулки 26 и проушины основания спинки 3 кресла.

7. Кулачковые втулки 26 соединяются с подушкой сиденья, устанавливаемой в вертикальном положении.

8. Переднее откидное кресло собирается, в положении, полностью выданном в проход передней двери: устанавливаются подлокотники и верхние тяги параллелограммного механизма.

9. В нижние тяги 1 параллелограммного механизма запрессовываются зубчатые втулки 24, при этом руководствуются метками, нанесенными на зубчатые втулки 24 и нижние тяги параллелограммного механизма, перед этим в зубчатые втулки 24 запрессовываются подшипники скольжения 23.

10. Нижние тяги 1 параллелограммного механизма одеваются на вал 18 и собираются внутренние шарниры нижних тяг, возможен тот случай, когда применяется специальный кронштейн для фиксации кресла в поднятом положении, при его отсутствии руководствуются метками, нанесенными на вал 18 и зубчатые втулки 24 нижних тяг 1 параллелограммного механизма.

11. Устанавливаются телескопические устройства и пружинные стопорные кольца 21.

12. Проверяется работоспособность механизма блокировки откидыванием подушки сиденья.

Рассмотрим алгоритм сборки первого варианта механизма блокировки для второго случая, когда кулачковые втулки 26 изготавливаются вместе с основанием подушки сиденья и представляют вместе с основанием подушки сиденья единое целое.

1. В кулачковые втулки 26 запрессовываются подшипники скольжения 29.

2. Подушка сиденья с кулачковыми втулками 26 подводится к проушинам основания спинки 3 кресла и центрируется так, чтобы отверстия подшипников скольжения 29 и проушин спинки 3 кресла совпадали, при этом подушка сиденья устанавливается в вертикальное положение по меткам, нанесенным на кулачковые втулки 26 и проушины спинки 3 кресла.

3. В отверстия подшипников скольжения 29 и проушин спинки 3 кресла вставляется вал 18.

4. Вал 18 фиксируется болтами 27, во время этого подушка сиденья может поворачиваться в горизонтальное положение.

5. На шлицы вала 18 одеваются шлицевые втулки 25, при этом кулачки кулачковых втулок 26 входят в вырезы шлицевых втулок, на фиг.2а этот случай не показан. Возможен тот случай, когда шлицевые втулки 25 устанавливаются по меткам, нанесенным на них и вал 18.

6. В проушины нижних тяг 1 параллелограммного механизма запрессовываются зубчатые втулки 24, при этом запрессовывание производится по меткам, нанесенным на проушину нижней тяги 1 и зубчатую втулку 24.

7. Нижние тяги 1 параллелограммного механизма устанавливаются на внутренние шарниры и на вал 18. Переднее откидное кресло собирается в положении, полностью выданном в проход передней двери, при этом высота поднятия кресла относительно пола прохода обеспечивается специальным кронштейном, как и в предыдущем случае. При отсутствии кронштейна кресло поднимается и удерживается, а нижние тяги параллелограммного механизма устанавливаются на вал 1 по меткам, нанесенным на зубчатые корпуса 8 и вал 1.

8. Устанавливаются телескопические устройства 9 и стопорные кольца 21.

9. Проверяется работоспособность механизма блокировки, механизм шприцуется, если он смазываемый.

Второй вариант механизма блокировки представлен на фиг.2б.

На фиг.2б позициями обозначены:

18) - вал;

19) - масленка;

20) - радиальный канал смазки;

21) - пружинное стопорное кольцо;

22) - подшипник скольжения телескопического устройства;

9) - телескопическое устройство, имеющее проушину;

23) - подшипник скольжения проушины нижней тяги 1 параллелограммного механизма;

1) - нижняя тяга параллелограммного механизма, имеющая проушину;

3) - спинка переднего откидного кресла, имеющая проушину;

25) - шлицевая втулка;

35) - пружинное стопорное кольцо;

36) - каретка;

37) - палец;

38) - подшипник скольжения;

39) - втулка с пазами;

40) - радиальный канал смазки;

41) - глухое отверстие под палец;

34) - радиальный канал смазки;

30) - осевой канал смазки.

В дальнейшем описание второго варианта механизма блокировки приводится в отношении правого механизма блокировки, осевой разрез которого приведен на фиг.2б.

Шлицевая втулка 25 соединяется с подушкой сиденья при помощи выполненного любым возможным традиционным известным способом разъемного соединения.

Шлицевая втулка 25 установлена на шлицах вала 18, она фиксируется от осевого перемещения двумя пружинными стопорными кольцами 35, которые являются упругими в радиальном направлении и имеющими отверстия под шипы специального инструмента с целью их монтажа и демонтажа.

Одно из пружинных стопорных колец 35 может отсутствовать, так как шлицевые втулки правого, то есть описываемого, и левого механизмов блокировки соединяются с подушкой сиденья и для исключения осевого перемещения шлицевой втулки 25 достаточно одного стопорного кольца, установленного слева или справа от него.

Шлицевая втулка 25 имеет винтовой паз, в который входит выступ каретки 36. Каретка 36 любым возможным традиционным известным способом жестко соединена с двумя пальцами 37, к этим способам можно отнести склеивание или запрессовку.

Спинка 3 кресла, имеющая проушину, имеет втулку 39, состоящую из двух половин, одна из которых имеет радиальные выступы, подобные шлицам, а другая - впадины. Внешняя половина втулки 39 жестко соединяется со спинкой 3 любым возможным известным традиционным способом, к этим способам можно отнести склеивание или запрессовку.

Забегая вперед, отмечу, что применение втулок 39 необходимо для обеспечения возможности сборки механизма.

Подшипник скольжения 38 запрессовывается во внутреннюю часть втулки 39, при напрессовывании обеспечивается то, что отверстия для смазки в подшипнике скольжения 38 и во втулке 39 совпадают.

Радиальные каналы 40 служат для смазки подшипников скольжения 38, установленных во внутренних частях втулок 39, а для смазки опор пальцев 37 предусмотрена еще одна пара радиальных каналов, находящихся в плоскости, перпендикулярной плоскости разреза, приведенного на фиг.2б.

Внешние части втулок 39 устанавливаются в спинке 3 так, что каналы для смазки опор пальцев 37 в них и в спинке 3 совпадают. Совпадение каналов для смазки во внешней и внутренней частях втулки 39 обеспечивается в результате того, что конфигурация выступов внешней и внутренней частей втулки 39 обеспечивает их соединение только в определенном положении.

В отверстия нижних тяг 1 параллелограммного механизма запрессовываются подшипники скольжения 23 так, что отверстия в подшипниках скольжения 23 и каналы в тягах 1 для смазки глухих отверстий 41 совпадают. Радиальные каналы 34 предназначены для смазки подшипников скольжения 23. Для смазки глухих отверстий 41 имеется два канала смазки, расположенных в плоскости, перпендикулярной плоскости разреза, изображенного на фиг.2б.

В отверстия телескопического устройства 9 запрессовываются подшипники скольжения 22, для смазки которых предназначены радиальные каналы 20.

В вал 18 ввертывается масленка 19, от которой смазка по осевому каналу 30 и по радиальным каналам поступает к узлам трения.

Конструкция второго варианта механизма блокировки предполагает то, что он смазывается при выданном в проход передней двери откидном кресле и откинутой подушке сиденья.

Работает второй вариант блокировки переднего откидного следующим образом. При выданном в проход передней двери откидном кресле откидывается подушка сиденья, т.е. поворачивается в горизонтальное положение. При этом происходит поворот вала 18 вместе со шлицевой втулкой 25 по часовой стрелке, если смотреть на механизм, изображенный на фиг.2б слева. Выступ каретки 36 перемещается по винтовому пазу шлицевой втулки, показанному на фиг.2б, при этом каретка 36 вместе с пальцами 37 перемещается влево на фиг.2б, пальцы 37 входят в глухие отверстия 41 и соединяют спинку 3 кресла с нижней тягой 1 параллелограммного механизма.

У левого механизма блокировки каретка с пальцами перемещается вправо и также соединяет спинку кресла с нижней тягой параллелограммного механизма.

При откидывании подушки сиденья происходит ее поворот вместе с валом 1 на 90°, при этом так же поворачиваются радиальные каналы 40 и 34 и занимают место каналов для смазки, расположенных в плоскости, перпендикулярной плоскости разреза, приведенного на фиг.2б.

Смазывание второго варианта механизма блокировки переднего откидного кресла производится при выданном в проход передней двери откидном кресле и откинутой подушке сиденья. По этой причине радиальные каналы 40 и 34 предназначены соответственно для смазки подшипников скольжения 38 и 23, а каналы для смазки, расположенные в перпендикулярной плоскости, служат соответственно для смазки опор пальцев 37 и глухих отверстий 41.

При повороте вала 18 на 90° радиальный канал смазки в вале 18 и шлицевой втулке 25, показанный на сечении Б-Б и не обозначенный позицией, оказывается под выступом каретки. По этой причине при смазывании смазывается также выступ каретки 36.

Второй вариант механизма блокировки переднего откидного кресла может быть и несмазываемым. Подшипники скольжения 22, 23, 38 могут быть выполнены из материала обладающего повышенными антифрикционными свойствами и работающего без смазки.

Элемент спинки 3, взаимодействующий с пальцами 37, и внутренняя часть втулки 39, каретка 36 и шлицевая втулка 25 могут быть выполнены из антифрикционного полимерного материала, нетребующего смазки. В этом случае подшипник скольжения 38 отсутствует.

При выполнении второго варианта механизма блокировки несмазываемым в отверстия нижних тяг 1 параллелограммного механизма могут запрессовываться втулки из антифрикционного полимерного материала, нетребующего смазки, в которых выполнены глухие отверстия 41 под пальцы, при этом диаметр отверстия может увеличиваться. Втулки из антифрикционного материала, нетребующего смазки, могут быть нецилиндрической формы и устанавливаться в отверстия нижних тяг 1 с минимальным усилием, с осевой фиксацией пружинными стопорными кольцами, или крепиться при помощи клея.

Возможен тот случай, когда при несмазываемом механизме блокировки сохраняется конструкция участка отверстия нижней тяги 1 с запрессовкой подшипника скольжения 23, нетребующего смазки, при этом пальцы 37 соответствующим образом обрабатываются с целью придания им антифрикционных свойств.

Наиболее оптимально выполнение второго варианта механизма блокировки несмазываемым. Повышенные затраты на антифрикционные полимерные материалы и втулки, работающие без смазки, частично компенсируются за счет упрощения конструкции вала 18, неимеющего каналов для смазки.

При применении антифрикционных материалов в конструкции второго варианта механизма блокировки, делающих его несмазываемым, число пальцев каретки может быть увеличено до четырех, шести, восьми, а диаметр пальца может быть значительно уменьшен, что приведет к уменьшению размеров механизма и повышению его компактности.

Сформулируем алгоритм сборки второго варианта механизма блокировки переднего откидного кресла.

1. В отверстия спинки 3 кресла вставляются пальцы 37 каретки 36, запрессованные перед этим в каретку 36, при этом пальцы 37 вставляются так, чтобы метки на каретке 36 и спинке 3 совпадали, при применении числа пальцев каретки 36, большего двум; при применении двух пальцев каретка 36 вставляется так, чтобы выступ каретки 36 находился в требуемом положении сверху или снизу в зависимости от расположения винтового паза шлицевой втулки 25.

2. Из втулок 16 с пазами вынимается внутренняя часть, а внешняя - запрессовывается в отверстие спинки 3, или соединяется с ней при помощи клея.

3. К отверстиям спинки 3 подводятся шлицевые втулки 3, они подводятся так, чтобы можно было вставить вал 18 в шлицевые втулки 25 и провести его через отверстия спинки 3.

4. Вставляется вал 18 в шлицевые втулки 25, при этом он проводится через отверстия спинки 3 без внутренних частей втулок с пазами, вал 18 вставляется по меткам, нанесенным на шлицевых втулках 25 и вале 18, вставляются стопорные кольца 35.

5. Центрируется вал 18 в отверстиях спинки 3, и вставляются внутренние части втулок 39 с предварительно запрессованными подшипниками скольжения 38.

6. Вал 18 вместе со шлицевыми втулками 25 поворачивается против часовой стрелки, если смотреть на разрез механизма, изображенный на фиг.2б, слева, при этом шлицевые втулки 25 смещаются по шлицам к центру, так, что их края сходят со шлицов.

7. Шлицевые втулки 25 поворачиваются вместе с валом 18 в противоположном направлении и перемещаются от центра так, что выступы кареток 36 входят в винтовые пазы шлицевых втулок 25, т.е. шлицевые втулки 25 своими винтовыми пазами одеваются на выступы кареток 36.

8. Вал 18 вместе со шлицевыми втулками 25 поворачивается против часовой стрелки, до тех пор пока выступы каретки 36 не упрутся в границы винтовых пазов, при этом пальцы 37 каретки 36 смещаются к центру кресла и полностью вдвигаются в отверстия спинки 3.

9. Переднее откидное кресло собирается в положении, при котором оно выдано в проход передней двери: верхние тяги параллелограммного механизма соединяются с корпусом автобуса, устанавливаются подлокотники, затем верхние тяги соединяются со спинкой кресла.

10. К шлицевым втулкам 25 присоединяется подушка сиденья.

11. Кресло при помощи специального кронштейна, устанавливаемого на пол, фиксируется в положении, при котором оно выдано в проход передней двери, на механизм блокировки устанавливаются нижние тяги 1 параллелограммного механизма.

12. Устанавливаются телескопические устройства 9, устанавливаются стопорные кольца 21, затем устанавливают стопорные кольца 35 с правой на фиг.2б стороны шлицевой втулки 25, если они применяются.

13. Ввертываются масленки.

14. Откидывается подушка сиденья, проверяется работоспособность механизма блокировки, механизм блокировки смазывается, если он смазываемый.

При любой конструкции механизма блокировки внутренние шарниры нижних тяг параллелограммного механизма, шарниры верхних тяг параллелограммного механизма, внутренние шарниры телескопических устройств выполняются несмазываемыми.

Предлагаемое переднее откидное кресло может иметь ремень для пристегивания пассажира, он крепится к спинке кресла.

Конструкция и логика предлагаемого переднего откидного кресла допускает то, что телескопическое устройство может быть связано с внешними шарнирами верхних тяг, на которых установлены подлокотники, при этом внутренние шарниры телескопических устройств, связывающие их с корпусом автобуса, расположены выше, чем в том случае, когда телескопические устройства связаны с внешними шарнирами нижних тяг. Этот случай не является оптимальным, но все равно является объектом патентования. В этом случае переднее откидное кресло функционирует также, с тем лишь отличием, что усилие от телескопических устройств воздействует на внешние шарниры верхних тяг параллелограммного механизма. Этот случай на фигурах не показан.

Используемая литература

1. Краткий автомобильный справочник / А.Н. Понизовкин, Ю.М. Власко, М.Б. Ляликов и др. М.: АО «ТРАНСКОНСАЛТИНГ», НИИАТ, 1994. - 779 с.

2. Автобусы. К.М. Атоян, Э.Ф. Гомма, Я.Н. Каминский, Г.А. Нагорняк, А.Д. Старинский. Справочное пособие, М., «Машиностроение», 1969, 256 стр.

1. Переднее откидное кресло междугородного автобуса, отличающееся тем, что спинка кресла связана с корпусом автобуса посредством четырех тяг параллелограммного механизма с возможностью плоскопараллельного движения на тягах, каждая из тяг параллелограммного механизма шарнирно связана с корпусом автобуса и со спинкой кресла, на осях шарниров, связывающих верхние тяги параллелограммного механизма со спинкой кресла, устанавливаются подлокотники с возможностью поворота из вертикального в горизонтальное положение и наоборот, на оси шарниров, связывающих нижние тяги параллелограммного механизма со спинкой кресла, устанавливаются подушка сиденья и механизмы блокировки, подушка сиденья установлена с возможностью поворота из горизонтального в вертикальное положение и наоборот, переднее откидное кресло имеет телескопические устройства, которые шарнирно связаны с осью шарнира, связывающего нижнюю или верхнюю тягу со спинкой кресла, они установлены с возможностью поворота относительно оси шарнира и другим концом шарнирно связаны с корпусом автобуса, механизмы блокировки предназначены для соединения нижних тяг параллелограммного механизма со спинкой кресла при повороте подушки сиденья из вертикального положения в горизонтальное; в сложенном состоянии с поднятыми в вертикальное положение подушкой сиденья и подлокотниками, переднее откидное кресло в статическом положении в сложенном состоянии устанавливается вертикально в отсеке, находящемся под полом передних кресел салона, сзади пассажирской передней двери, перед откидыванием подушки сиденья переднее откидное кресло на тягах параллелограммного механизма выдается в проход передней двери.

2. Переднее откидное кресло междугородного автобуса по п.1, отличающееся тем, что телескопические устройства выполнены так, что они способны оказывать упругое сопротивление сжатию.

3. Переднее откидное кресло междугородного автобуса по любому из пп.1,2, отличающееся тем, что телескопические устройства соединены с корпусом автобуса и с осью шарнира, связывающего нижнюю или верхнюю тягу параллелограммного механизма со спинкой кресла, так, что на первой половине полного угла поворота тяг параллелограммного механизма телескопические устройства сжимаются и оказывают упругое сопротивление поднятию кресла, а на второй половине полного угла поворота тяг параллелограммного механизма они создают упругое усилие, способствующее поднятию кресла.

4. Переднее откидное кресло междугородного автобуса по любому из пп.1,2, отличающееся тем, что телескопические устройства выполняются так, что они оказывают упругое ограничение хода отдачи, фиксируя откидное кресло без нагрузки на него в поднятом положении в проходе передней пассажирской двери.

5. Переднее откидное кресло междугородного автобуса по п.1, отличающееся тем, что механизмы блокировки выполняются так, что они соединяют спинку кресла с нижними тягами параллелограммного механизма при откидывании подушки сиденья, тем самым исключая поворот тяг параллелограммного механизма.

6. Переднее откидное кресло междугородного автобуса по п.1, отличающееся тем, что телескопические устройства являются газонаполненными и выполняются подобно газонаполненным однотрубным амортизаторам, с теми отличиями, чтобы сила упругого сопротивления сжатию и сила упругой отдачи были максимальными.

7. Переднее откидное кресло междугородного автобуса по п.1, отличающееся тем, что телескопические устройства являются пружинными и выполнены подобно двухтрубным амортизаторам подвески транспортных средств, с теми отличиями, что нет клапанов отдачи и сжатия, и проходные сечения отверстий для прохода жидкости достаточно велики, пружины одеваются на телескопические устройства и воздействуют на цилиндр и на шток, при этом пружина выполняет роль упругого элемента, а рабочая жидкость, т.е. масло, используется преимущественно для смазки телескопического устройства.

8. Переднее откидное кресло междугородного автобуса по п.1, отличающееся тем, что оно установлено в отсеке со стороны центральной оси автобуса относительно ступенек передней двери так, что при выданном на тягах параллелограммного механизма в проход передней двери откидном кресле, откинутая подушка сиденья находится над полом прохода передней двери, а не над ступеньками, и человек, садясь на откидное кресло, ставит ноги на пол прохода передней двери; переднее откидное кресло установлено на тягах параллелограммного механизма так, что в процессе его выдачи из отсека оно не задевает за пол прохода передней двери, что обеспечивается продуманными сочетаниями размеров параллелограммного механизма и переднего откидного кресла.

9. Переднее откидное кресло междугородного автобуса по любому из пп.6,7, отличающееся тем, что буфер ограничения хода отдачи, изготовленный из полимерных материалов, установлен внутри телескопического устройства.

10. Переднее откидное кресло междугородного автобуса по п.1, отличающееся тем, что механизм блокировки включает: кулачковую втулку, имеющую кулачок, и соединенную или совместно изготовленную с основанием подушки сиденья и установленную на вале, являющимся осью шарнира подушки сиденья, внешнего шарнира нижней тяги параллелограммного механизма и проушины телескопического устройства; шлицевую втулку, установленную на шлицах этого вала, имеющую внешний зубчатый венец и винтовой паз, в который входит кулачок кулачковой втулки, и имеющую радиальный вырез для обеспечения сборки механизма; зубчатую втулку, жестко соединенную с отверстием нижней тяги параллелограммного механизма и установленную на вале и имеющую внутренний зубчатый венец, с которым входит в зацепление внешний зубчатый венец шлицевой втулки при ее осевом перемещении под действием кулачка кулачковой втулки при откидывании подушки сиденья, блокируя переднее откидное кресло, т.е. исключая его опускание при откидывании подушки сиденья.

11. Переднее откидное кресло междугородного автобуса по п.1, отличающееся тем, что механизм блокировки включает: шлицевую втулку, имеющую винтовой паз, соединенную при помощи разъемного соединения с подушкой сиденья и установленную на шлицах вала, являющегося осью шарнира подушки сиденья, внешнего шарнира нижней тяги параллелограммного механизма, и шарнира проушины телескопического устройства; каретку жестко соединенную с пальцами, установленными в проушине основания спинки кресла, имеющую внутренний радиальный выступ, и установленную на шлицевой втулке, коаксиально ей, так, что внутренний радиальный выступ каретки входит в винтовой паз шлицевой втулки; втулки с пазами, состоящие из двух частей, одна из которых имеет радиальные выступы, а другая - пазы по форме выступов, внешняя часть втулки жестко соединяется с проушиной основания спинки кресла, а внутренняя - установлена на валу, являющимся осью шарнира, что необходимо для обеспечения сборки механизма; проушины основания спинки кресла, в которые установлены пальцы каретки; проушину нижней тяги параллелограммного механизма, имеющую глухие отверстия под пальцы каретки, с той целью, что при откидывании подушки сиденья пальцы каретки перемешаются в результате воздействия винтового паза шлицевой втулки на выступ каретки, и входят в глухие отверстия нижней тяги параллелограммного механизма, блокируя переднее откидное кресло, т.е. исключая его опускание при откидывании подушки сиденья.

12. Переднее откидное кресло междугородного автобуса по п.10, отличающееся тем, что зубчатая втулка имеет внешнюю цилиндрическую форму и жестко соединяется с проушиной нижней тяги параллелограммного механизма при помощи запрессовки или склеивания и устанавливается в проушину нижней тяги параллелограммного механизма по меткам, нанесенным на зубчатый корпус и проушину нижней тяги.

13. Переднее откидное кресло междугородного автобуса по п.10, отличающееся тем, зубчатая втулка имеет нецилиндрическую форму, или цилиндрическую форму по меньшей мере с одним выступом, что обеспечивает его установку в проушину нижней тяги параллелограммного механизма в строго определенном положении, при этом зубчатая втулка жестко соединятся с проушиной нижней тяги при помощи запрессовки или склеивания.

14. Переднее откидное кресло междугородного автобуса по любому из пп.10,12,13, отличающееся тем, что отверстие телескопического устройства, зубчатая втулка и кулачковая втулка имеют подшипники скольжения; а вал, являющийся общей осью шарниров подушки сиденья, внешнего шарнира нижней тяги параллелограммного механизма и отверстия телескопического устройства, имеет масленку, осевой и радиальные каналы для смазки подшипников скольжения кулачковой втулки, зубчатой втулки, отверстия телескопического устройства, а также радиальный канал для смазки кулачка кулачковой втулки, при нахождении подушки сиденья в вертикальном положении; радиальный канал вала для смазки кулачка находится на общей оси с радиальным каналом шлицевой втулки, выполненным с этой же целью, и находящимся под кулачком кулачковой втулки.

15. Переднее откидное кресло междугородного автобуса по п.11, отличающееся тем, что отверстия телескопических устройств, отверстия нижних тяг параллелограммного механизма и внутренние части втулок с пазами имеют подшипники скольжения; а вал, являющийся общей осью шарниров подушки сиденья, внешнего шарнира нижней тяги параллелограммного механизма и проушины телескопического устройства, имеет масленку, осевой и радиальные каналы для смазки подшипников скольжения отверстия телескопического устройства, отверстия нижней тяги параллелограммного механизма, внутренней части втулки с пазами, эти радиальные каналы находятся в горизонтальной плоскости при нахождении подушки сиденья в горизонтальном положении; вал имеет также радиальные каналы, предназначенные для смазки выступа каретки, опор пальцев каретки и пальцев, находящихся в глухих отверстиях проушины нижней тяги параллелограммного механизма, эти каналы для смазки находятся в вертикальной плоскости при нахождении подушки сиденья в горизонтальном положении, эти каналы для смазки находятся на одной оси с вертикальными каналами для смазки пальцев, находящихся в глухих отверстиях нижней тяги параллелограммного механизма, с вертикальными каналами для смазки опор пальцев, которые выполнены в обоих частях втулки с пазами и спинке кресла, и с каналами для смазки выступа каретки, выполненным в шлицевой втулке.

16. Переднее откидное кресло междугородного автобуса по п.11, отличающееся тем, что в механизме блокировки применяется по меньшей мере два пальца.

17. Переднее откидное кресло междугородного автобуса по любому из пп.10,11, отличающееся тем, что подшипники скольжения элементов механизмов блокировки, пальцы второго варианта механизма блокировки выполнены из материала, нетребующего смазки в процессе эксплуатации и обладающего повышенными антифрикционными свойствами.

18. Переднее откидное кресло междугородного автобуса по п.11, отличающееся тем, что во втором варианте механизма блокировки в отверстие нижней тяги параллелограммного механизма устанавливается втулка из антифрикционного полимерного материала, нетребующего смазки и имеющего глухие отверстия под пальцы каретки, эта втулка может иметь нецилиндрическую форму вместе с нецилиндрической формой отверстия, что обеспечивает установку втулки в строго определенном угловом положении, втулка соединяется с отверстием нижней тяги при помощи склеивания или запрессовки.

19. Переднее откидное кресло междугородного автобуса по любому из пп.1,10,11, отличающееся тем, что элементы механизмов блокировки выполнены из антифрикционного материала, нетребующего смазки или обработанного специальным образом с этой целью, который может быть любым, отвечающим этим требованиям; в этом случае подшипники скольжения элементов механизма блокировки отсутствуют, также отсутствуют масленка, осевой и радиальные каналы для смазки.

20. Переднее откидное кресло междугородного автобуса по п.19, отличающееся тем, что во втором варианте механизма блокировки применяется больше двух пальцев, наиболее оптимально, четыре, шесть, восемь.

21. Переднее откидное кресло междугородного автобуса по п.1, отличающееся тем, что отсек переднего откидного кресла закрывается шторкой, намотанной на подпружиненный барабан, установленный в верхней части отсека; шторка своим верхним концом соединена с барабаном и направляется направляющим роликом, шторка в закрытом положении фиксируется при помощи замка, имеющего два подпружиненных штифта, имеющих на концах коническую форму, своими концами штифты входят в цилиндрические глухие отверстия, выполненные в корпусе автобуса, ручка замка устроена так, что ее концы, закрытые в корпусе, воздействуют на штифты, сжимая пружины, в открытом положении шторка фиксируется при помощи ограничителя, исключающего ее дальнейшее наматывание на подпружиненный барабан, открывается шторка под действием пружины подпружиненного барабана при открытии замка шторки, шторка может быть открыта не полностью, например, для доступа к бачку омывателя лобового стекла в результате того, что штифты замка шторки своими коническими концами входят в отверстия корпуса автобуса, соответствующие частичному открытию шторки.

22. Переднее откидное кресло междугородного автобуса по п.1, отличающееся тем, что в отсеке переднего откидного кресла под откидным креслом, находящимся в сложенном положении, находится бачок омывателя лобового стекла.

23. Переднее откидное кресло междугородного автобуса по п.1, отличающееся тем, что глубина отсека переднего откидного кресла составляет 200-250 мм, длина тяг параллелограммного механизма составляет 340-380 мм, расстояние между центром внутреннего шарнира верхней тяги параллелограммного механизма и полом сидений салона автобуса 280-320 мм, полный угол поворота тяг параллелограммного механизма 100°-110°, расстояние между центрами шарниров телескопических устройств составляет 240-280 мм, угол наклона тяг параллелограммного механизма с вертикалью при нахождении переднего откидного кресла в статическом положении 8-12°, расстояние от задней точки отсека до центра шарнира, связывающего телескопического устройства с корпусом автобуса составляет 140-160 мм, расстояние до центра этого шарнира от пола сидений салона автобуса от пола сидений салона автобуса 530-560 мм, высота верхней точки откинутой подушки сиденья над полом прохода при выданном откидном кресле составляет 440-480 мм, ход штока телескопических устройств составляет 80-90 мм.

24. Переднее откидное кресло междугородного автобуса по п.1, отличающееся тем, что внутренние шарниры нижних тяг параллелограммного механизма, шарниры верхних тяг параллелограммного механизма, внутренние шарниры телескопических устройств выполнены несмазываемыми.

25. Переднее откидное кресло междугородного автобуса по п.1, отличающееся тем, что подпружиненный барабан, на который наматывается шторка отсека, установлен на подшипниках, нетребующих периодического смазывания, и связан с корпусом автобуса посредством витой закручивающей пружины, обеспечивающей вращение барабана под действием момента от силы упругости пружины и, как следствие, наматывание шторки на барабан при открытии замка шторки.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области транспортного машиностроения. Монтажная конструкция электрооборудования автомобиля содержит аккумуляторную батарею, установленную в автомобиле.

Изобретение относится к автомобильному сиденью, которое хранится в выемке, выполненной в панели пола. .

Изобретение относится к сиденьям транспортных средств. .

Изобретение относится к складным грузовым велосипедам для езды полулежа с приводом на переднее колесо. .

Изобретение относится к оборудованию салонов транспортных средств, в частности пассажирских самолетов, обеспечивающему максимальную безопасность и комфортность при движении.

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано для установки на рабочем месте сиденья транспортного средства, в частности, кресла машиниста.

Изобретение относится к переносным вращающимся устройствам, которые могут быть использованы в быту, для тренировки, для сидений в транспорте, в качестве подставок для демонстрации предметов и установки аппаратуры.

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может использоваться в легковых автомобилях для облегчения посадки и высадки инвалидов или тучных людей. .

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к организации поста управления самоходных машин. .

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к сиденьям транспортных средств. .

Изобретение относится к транспортному машиностроению. .

Изобретение относится к сиденьям транспортных средств. .

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к фиксирующим устройствам для заднего сиденья спинки транспортного средства. .

Группа изобретений относится к строительным машинам. Строительная машина содержит рабочее место оператора с креслом (22) водителя, опору, на которой установлено кресло (22) с возможностью поворота вокруг вертикальной оси (A1), кронштейн органа управления, установленный с возможностью поворота вокруг указанной оси (A1) относительно и кресла, и опоры кресла, контактный элемент на кресле для зацепления с кронштейном органа управления, смещающий элемент для смещения опорного кронштейна в направлении контактного элемента, упор-ограничитель опоры кресла для ограничения перемещения опорного кронштейна и датчик положения кресла для определения промежуточного положения кресла. Кресло может поворачиваться вокруг вертикальной оси (A1) из первого рабочего положения во второе рабочее положение с переходом через промежуточное положение. Когда кресло перемещается между первым положением и промежуточным положением, орган управления формирует первую конфигурацию с креслом, в которой первый орган управления перемещается вместе с креслом так, что он находится в рабочем положении по отношению к креслу. Когда кресло поворачивается из промежуточного положения во второе положение, орган управления автоматически смещается во вторую конфигурацию, в которой он передвинут в нерабочее положение по отношению к креслу. Достигается эргономичная компоновка кабины оператора строительной машины. 3 н. и 14 з.п. ф-лы, 9 ил.

Изобретение относится к оборудованию салонов транспортных средств. Транспортное кресло с адаптивным углом поворота содержит сиденье со спинкой, выполненные в виде единого модуля, оснащенного ремнями безопасности для фиксации пользователя и установленного на монтажной раме с помощью закрепленной на нижней поверхности кресла вертикальной оси, снабженной механизмом фиксированного разворота кресла в горизонтальной плоскости на угол 180° относительно его исходного стационарного положения. Вертикальная ось смещена относительно центра тяжести кресла вместе с пользователем в плоскости, перпендикулярной продольной оси транспортного средства, а механизм фиксированного разворота кресла выполнен в виде двух установленных вертикально и консольно под креслом на монтажной раме спереди и сзади вертикальной оси ферромагнитных стоек, вводимых последовательно в магнитный контакт по поверхностям вращения до и после разворота кресла с закрепленным на передней стороне оси постоянным магнитом с силой магнитного взаимодействия. Достигается повышение безопасности пассажиров при сложных динамических режимах эксплуатации транспортного средства. 3 ил.

Изобретение относится к оборудованию салонов транспортных средств. Транспортное кресло с адаптивным углом поворота содержит сиденье со спинкой, выполненные в виде единого модуля, оснащенного ремнями безопасности и прикрепленного к верхнему торцу винтовой цилиндрической пружины, установленной жестко и вертикально нижним торцом на монтажной раме. В исходном стационарном положении кресла пружина приведена в заневоленное напряженно-закрученное состояние посредством силового закручивания вместе с креслом в заданную сторону на угол 180° от своего свободного состояния и последующего свободного введения без фиксации своим ортогонально отогнутым верхним концом в ориентированное вдоль продольной оси транспортного средства щелевое отверстие у установленной на монтажной раме за креслом вертикальной стойки. Достигается упрощение конструкции кресла и повышение безопасности пассажиров при сложных динамических режимах эксплуатации транспортного средства. 2 ил.

Изобретение относится к транспортному средству с сиденьями, которые можно ориентировать против хода движения. Транспортное средство содержит датчики автономного управления, контроллер автономного управления. Сиденье в пассажирском салоне выполнено с возможностью перемещения из положения по направлению движения в положение против направления движения, когда транспортное средство эксплуатируется в автономном режиме. Причем к сиденью прикреплен электропривод, выполненный с возможностью перемещения сиденья. Кроме того, в пассажирском салоне расположена подушка безопасности между передним рядом сидений и задним рядом сидений. Подушка безопасности раскрывается только в том случае, когда сиденье переднего ряда ориентировано против направления движения. Достигается повышение безопасности при автономном режиме управления транспортного средства. 3 н. и 16 з.п. ф-лы, 9 ил.

Изобретение относится к складному креслу для автомобиля. Складное кресло содержит сиденье (3), спинку (2) и управляющий механизм. Сиденье опирается на переднюю соединительную тягу (6), поворотно установленную каждым своим концом на сидении (3) и на полу, и на заднюю соединительную тягу (7), поворотно установленную каждым своим концом на сидении (3) и на полу. Спинка (2) поворотно установлена на сидении посредством шарнирного соединительного узла, выполненного таким образом, чтобы обеспечивать переход из разложенного положения, в котором спинка находится в номинальном положении, в сложенное положение, в котором спинка (3) сложена поверх сиденья. Управляющий механизм управляет блокировкой шарнирного соединительного узла и обеспечивает возможность деформировать параллелограмм, образованный сиденьем (3) совместно с передними соединительными тягами (6) и задними соединительными тягами (7), в переднем направлении для приведения кресла в положение доступа к задним сиденьям и в заднем направлении для приведения кресла в сложенное положение. Средство управления поворотом, входящее в состав управляющего механизма, содержит соединенную с сиденьем (3) качельную пластину (26) с двумя зубцами (27) и (28). Достигается возможность складывать кресло для минимизации занимаемого пространства и приводить в положение, открывающее доступ к задним креслам. 9 з.п. ф-лы, 15 ил.
Наверх