Способ обеспечения электроэнергией потребителей в условиях замерзающих арктических морей и комплекс технических средств для осуществления способа

Изобретения относятся к области обеспечения электроэнергией стационарных подводных объектов в условиях замерзающих морей. Для обеспечения электроэнергией потребителей доставляют в район потребления электроэнергии плавучий энергоблок и приемно-распределительное устройство, соединяют его посредством силового электрокабеля с потребителями и с энергоблоком. Энергоблок устанавливают в надводном положении посредством якорных линий с мертвыми якорями с возможностью погружения на недоступную для льдов глубину путем заполнения цистерн главного балласта и выбирания якорных линий с небольшой положительной плавучестью, обеспечивающей возможность аварийного всплытия, а перед установкой его на дно опускают опоры и придают плавучему энергоблоку отрицательную плавучесть, принимая водный балласт в специальную цистерну. Обслуживают энергоблок с помощью ледокольного судна обеспечения и базирующихся на нем подводных аппаратов. Комплекс включает ледокольное судно обеспечения с подводными аппаратами, подводный буй-ловитель, приемно-распределительное устройство, а также плавучий энергоблок с сильноточным разъемом, цистернами главного балласта, специальной цистерной, якорными линиями с мертвыми якорями, опорами, устанавливаемыми на дно, и комингсами для посадки подводных аппаратов. Достигается высокая эффективность, надежность способа и эксплуатационные характеристики комплекса. 2 н. и 2 з.п. ф-лы, 5 ил.

 

Изобретение относится к области обеспечения электроэнергией стационарных подводных объектов в условиях замерзающих морей.

Известен «Способ обеспечения электрической энергией потребителей в закрываемых льдами акваториях шельфа…», (патент РФ №2399104), который заключается в доставке в район потребления электроэнергии плавучей атомной электростанции и соединении ее кабелем с потребителем, при этом заякоренную плавучую платформу с приемно-распределительными электрическими устройствами и выкидными кабельными линиями подтапливают на недоступную для льдов глубину, осуществляют доставку атомных энергоблоков (энергетических модулей) и стыковку их с платформой, а в процессе эксплуатации производят периодические циклы всплытия-погружения платформы для ее обслуживания.

Однако этот способ имеет низкие эксплуатационные характеристики за счет осуществления швартовки и стыковки энергоблоков с платформой, периодических всплытий и погружений платформы вместе со всеми энергоблоками, в то время как необходимость в работах, как правило, возникает только на одном энергоблоке, а при работах на всех энергоблоках может нарушиться принцип бесперебойности электропитания; за счет того, что при погружениях-всплытиях платформы с находящимся на ней приемно-распределительным устройством кабельные линии, ведущие от него к потребителям, могут тереться друг о друга, а возможно переплетаться, что может привести к преждевременному износу кабеля и даже к аварии; за счет отсутствия операций, обеспечивающих погружение-всплытие промежуточной платформы, в том числе и аварийное всплытие платформы или энергоблоков; за счет отсутствия действий и операций, обеспечивающих электрическое подключение платформы к потребителям, отсутствия действий и операций по установке электростанции на дно акватории, где отсутствует качка, отсутствия действий и операций, обеспечивающих смену персонала и пополнение запасов без всплытия в надводное положение в сложной ледовой и штормовой обстановке. Все это отрицательно сказывается на эксплуатационных и экономических характеристиках способа.

Задача изобретения заключается в повышении эксплуатационных характеристик способа, его надежности и безопасности, снижении экономических показателей (материалоемкости и стоимостных показателей).

Решение указанной задачи достигнуто тем, что в известном способе, заключающемся в доставке в район потребления электроэнергии плавучего энергоблока и приемно-распределительного устройства, соединении его посредством силового электрокабеля с потребителями и с плавучим энергоблоком, установке плавучего энергоблока на акватории и погружении его в процессе эксплуатации на недоступную для льдов глубину, в нем сначала приемно-распределительное устройство с заранее подключенным к нему силовым кабелем, соединяющим его с энергоблоком, устанавливают на дне, при этом свободный конец силового кабеля вывешивают на буе-ловителе, затем плавучий энергоблок устанавливают в надводном положении посредством якорных линий с мертвыми якорями, одновременно приемно-распределительное устройство соединяют кабелями с потребителями и свободный конец силового кабеля с буем-ловителем заводят в сильноточный разъем энергоблока, при этом погружение плавучего энергоблока в процессе эксплуатации осуществляют путем заполнения цистерн главного балласта и выбирания якорных линий с небольшой положительной плавучестью, обеспечивающей возможность аварийного всплытия, а перед установкой плавучего энергоблока на дно опускают на дно опоры и придают энергоблоку отрицательную плавучесть, для чего принимают водяной балласт в специальную цистерну.

Кроме того, обеспечение возможности смены экипажа, проведение спасательных работ и обслуживание энергоблока в подводном положении осуществляют посредством обитаемого подводного аппарата, базирующегося на ледокольном судне обеспечения.

Предлагаемый способ позволяет повысить эксплуатационные характеристики и надежность известного способа путем установки приемно-распределительного устройства на дне и отсутствия операций по его периодическому погружению и всплытию вместе с кабелями, ведущими от него к потребителям, путем упрощения операции по электрическому соединению энергоблока с потребителями, путем использования простых и надежных операций погружения-всплытия с заполнением и продуванием цистерн главного балласта и выбирания-травления якорных линий, путем осуществления операций погружения-всплытия энергоблоков и их работы в подводном положении с положительной плавучестью, позволяющей в нештатной ситуации предельно быстро осуществить аварийное всплытие или остаться под водой без угрозы удара о дно, путем возможности постановки энергоблока на дно, что полностью исключает штормовую подводную качку. Кроме того, предлагаемый способ обеспечивает возможность выполнения операций смены экипажа, спасательных работ и обслуживания энергоблока в тяжелых ледовых или штормовых условиях при невозможности всплытия в надводное положение под водой за счет использования обитаемого подводного аппарата.

Предлагаемый способ обеспечения электроэнергией потребителей в условиях замерзающих арктических морей заключается в том, что в район энергообеспечения доставляют подводное приемно-распределительное устройство с заранее подключенным к нему силовым кабелем и устанавливают его на дне, при этом свободный конец силового кабеля вывешивают на буе-ловителе, а между приемно-распределительным устройством и буем-ловителем устанавливают промежуточный буй, поддерживающий силовой кабель и придающий кабельной линии форму, обеспечивающую постоянство длины кабеля при погружении и всплытии. Далее доставляют судно обеспечения с подводным аппаратом и энергоблок, который буксируют на точку установки в межледовый период и устанавливают на акватории в надводном положении посредством 4-8 якорных линий, заведенных на «мертвые» якоря. Погружение якорей на дно осуществляют в точках с требуемыми координатами с помощью кранового оборудования судна обеспечения, при этом перед погружением якорей их стыкуют с якорными линиями. После установки якорей производят требуемое натяжение якорных линий штатными средствами энергоблока. По окончании данной операции к энергоблоку стыкуют силовой кабель, для чего свободный конец силового кабеля с буем-ловителем с помощью подводного аппарата заводят в сильноточный разъем энергоблока. Одновременно с постановкой энергоблока на якорные линии приемно-распределительное устройство соединяют кабелями с потребителями. Приемно-распределительное устройство распределяет электроэнергию по потребителям, к нему могут одновременно подключиться несколько энергоблоков, что дает возможность их замены для ремонтов и перезарядки активной зоны. Далее, в зависимости от погодных условий и ледовой обстановки, энергоблок либо оставляют в надводном положении, либо погружают на глубину, исключающую качку и воздействие льда, вплоть до постановки на дно, для чего из нижней части плавучего энергоблока на дно опускают опоры и придают энергоблоку отрицательную плавучесть путем приема воды в специальную цистерну. В процессе эксплуатации плавучий энергоблок может находиться в любом из рассмотренных положений с предпочтительным пребыванием в надводном положении, из которого энергоблок погружают либо при усилении волнения, либо при ухудшении ледовой обстановки. Смену экипажа, пополнение запасов продовольствия и другие операции предусматривают, в первую очередь, в надводном положении энергоблока, для чего к нему пришвартовывают ледокольное судно обеспечения. Для смены экипажа, пополнения запасов, для спасательных операций при невозможности всплытия энергоблока, а также для подводных работ, в том числе для обеспечения стыковки силового кабеля с сильноточным разъемом энергоблока, для подвешивания силового кабеля на конструкциях промежуточного подводного буя используют обитаемый подводный аппарат. Подводный аппарат базируется на судне обеспечения и может устанавливаться в подводном положении на два посадочных комингса в носу и корме энергоблока.

Известен комплекс технических средств (электростанция для обеспечения «Способа обеспечения электрической энергией потребителей в закрываемых льдами акваториях шельфа…»), патент РФ №2399104, который включает подтопленную заякоренную платформу с посадочными местами для состыкованных с нею энергоблоков (энергомодулей) с направляющими кранцами и ловильно-стыковочными устройствами с приемно-распределительными устройствами, соединенными с потребителями кабельными линиями и с источником электрической энергии - атомными энергоблоками, а также якорные линии. При этом энергоблоки являются автономными, способными, как подводные лодки, самостоятельно совершать подводно-подледное плавание и осуществлять маневры.

Однако известный комплекс имеет повышенную сложность конструкции и эксплуатации и низкую надежность за счет наличия значительной по водоизмещению и металлоемкой промежуточной платформы, наличия на энергетических модулях дорогостоящих и почти неиспользуемых винторулевого комплекса и движительной установки; отсутствия возможности смены персонала и пополнения запасов без всплытия в надводное положение в сложной ледовой обстановке.

Задача изобретения заключается в упрощении комплекса, повышении его эксплуатационной эффективности и надежности.

Задача решена за счет того, что в известном комплексе, содержащем подводное распределительное устройство, соединенное с потребителями, источники электрической энергии - плавучие энергоблоки, соединенные силовым кабелем с приемно-распределительным устройством, а также якорные линии, в нем введено ледокольное судно обеспечения, по крайней мере, один подводный аппарат, базирующийся на ледокольном судне обеспечения, и подводный буй-ловитель для соединения с сильноточным разъемом энергоблока, при этом приемно-распределительное устройство установлено на дне, а каждый плавучий энергоблок снабжен штатными якорными линиями с мертвыми якорями, сильноточным разъемом, цистернами главного балласта, специальной цистерной для придания отрицательной плавучести, опорами, устанавливаемыми на дно, и имеет два наружных посадочных комингса для обслуживающих подводных аппаратов, причем сильноточный разъем соединен посредством силового кабеля с приемно-распределительным устройством, от которого подводные кабели проложены к потребителям.

Кроме того, между приемно-распределительным устройством и буем-ловителем установлен промежуточный буй для поддержания силового кабеля и придания формы кабельной линии, обеспечивающей постоянство длины кабеля.

Предложенный комплекс позволяет упростить известный комплекс, повысить эффективность его работы и надежность за счет наличия ледокольного судна обеспечения для снабжения, спасательных работ и смены экипажа энергоблока в надводном положении, подводного аппарата, позволяющего снабжать энергоблок, менять экипаж и проводить спасательные работы в сложной ледовой обстановке и в штормовых условиях в подводном положении, за счет наличия положительной плавучести, позволяющей осуществить аварийное всплытие при погружении и якорной стоянке в подводном положении, за счет возможности постановки энергоблока на дно для полного исключения ледовой опасности и подводной качки. Надежности комплекса также способствует промежуточный буй между приемно-распределительным устройством и буем-ловителем, поддерживающий силовой кабель и придающий кабельной линии форму, обеспечивающую постоянство длины кабеля при погружении и всплытии. Эффективность комплекса также повышена за счет отсутствия металлоемкой и дорогостоящей платформы и выполнения энергоблоков в несамоходном варианте с доставкой в район постановки путем буксировки, при этом в качестве буксира может быть использовано судно обеспечения.

Изобретение пояснено чертежами, на которых:

на фиг.1 представлена схема установки приемно-распределительного устройства,

на фиг.2 - схема обеспечения электроэнергией потребителей в надводном положении энергоблока,

на фиг.3 - схема обеспечения электроэнергией потребителей в подводном положении энергоблока,

на фиг.4 - схема обеспечения электроэнергией потребителей в положении энергоблока на донном грунте,

на фиг.5 - вариант обеспечения электроэнергией потребителей с помощью нескольких энергоблоков.

Комплекс включает один или несколько энергоблоков 1, которые устанавливают на акватории в межледовый период с помощью штатных якорных линий 2, заведенных на «мертвые» якоря 3. Постановку якорей 3 осуществляют с помощью кранового оборудования судна обеспечения 4, которое может быть использовано и для буксировки энергоблока. Судно обеспечения 4 оборудуют также обитаемым подводным аппаратом 5, который используют для электрического подключения энергоблока 1 к подводному приемно-распределительному устройству 6, установленному на дне, от которого требуемый ток по подводным кабелям идет потребителям. Подводное приемно-распределительное устройство 6 служит для распределения электроэнергии потребителям и для возможности одновременного подключения нескольких энергоблоков 1, что обеспечивает бесперебойность электропитания потребителей и дает возможность замены энергоблоков для ремонтов и перезарядки активной зоны без остановки работы потребителей. Приемно-распределительное устройство 6 устанавливают на дно до постановки энергоблока 1, при этом к устройству 6 заранее подключен силовой кабель 7, свободный конец которого вывешивают на буе-ловителе 8, а между приемно-распределительным устройством 6 и буем-ловителем 8 устанавливают промежуточный буй 9, который поддерживает силовой кабель 7 и придает кабельной линии форму, обеспечивающую постоянство длины кабеля при погружении и всплытии. Манипулятором 10 подводного аппарата 5 ловят буй-ловитель 8 и подают его в захватное устройство 11 энергоблока 1. Захватное устройство 11 доставляет буй-ловитель 8 с кабелем 7 в расположенный над ватерлинией сильноточный разъем 12 энергоблока, тем самым осуществляя электрическое подключение энергоблока 1 к приемно-распределительному устройству 6. Подключение потребителей к приемно-распределительному устройству 6 осуществляют одновременно с постановкой энергоблока 1 на якорные линии 2. Для данного подключения также используют аппарат 5 с манипулятором 10. В процессе эксплуатации, при ухудшении ледовой обстановки или усилении волнения, энергоблок 1 погружают на глубину, исключающую воздействие льда и штормовых волн, вплоть до постановки на дно, для чего энергоблок оборудован выдвижными (откидными) опорами 13 и специальной цистерной 14 для придания отрицательной плавучести, необходимой для устойчивости на дне. Требуемое снабжение энергоблока 1 и смену экипажа в надводном положении осуществляют с помощью ледокольного судна обеспечения 4. В сложной ледовой обстановке и штормовых условиях снабжение энергоблока 1, смену экипажа, а также спасательные операции осуществляют с помощью обитаемого подводного аппарата 5. Посадку аппарата 5 на энергоблок 1 и их стыковку обеспечивают два посадочных комингса 15, разнесенных по длине энергоблока 1.

Предлагаемые способ и комплекс позволяют обеспечить эффективное и надежное снабжение электроэнергией потребителей на замерзающих акваториях арктического шельфа за счет наличия атомного энергоблока, который может работать под водой в сложных ледовых и штормовых условиях, наличия простой и надежной якорной системы позиционирования энергоблока, поддержания положительной плавучести энергоблока на якорных линиях в подводном положении, что обеспечивает возможность аварийного всплытия, возможности постановки энергоблока на дно, наличия отдельно стоящего на дне приемно-распределительного устройства, к которому подключаются потребители и могут одновременно подключиться несколько энергоблоков, что обеспечивает бесперебойность электропитания и возможность замены энергоблоков, наличия ледокольного судна обеспечения для снабжения и смены экипажа энергоблоков в надводном положении и базирующегося на нем подводного аппарата для снабжения, смены экипажа энергоблоков и аварийно-спасательных работ в подводном положении при сложной ледовой обстановке или в штормовых условиях, а также за счет несложной технологии электрического подключения энергоблока к приемно-распределительному устройству и далее потребителям.

1. Способ обеспечения электроэнергией потребителей в условиях замерзающих арктических морей, заключающийся в доставке в район потребления электроэнергии плавучего энергоблока и приемно-распределительного устройства, соединении его посредством силового электрокабеля с потребителями и с плавучим энергоблоком, установке плавучего энергоблока на акватории и погружении его в процессе эксплуатации на недоступную для льдов глубину, отличающийся тем, что сначала устанавливают на дне приемно-распределительное устройство с заранее подключенным к нему силовым электрокабелем, при этом свободный конец упомянутого силового электрокабеля вывешивают на буе-ловителе, затем плавучий энергоблок устанавливают в надводном положении посредством якорных линий с мертвыми якорями, одновременно приемно-распределительное устройство соединяют с потребителями, а свободный конец силового электрокабеля с буем-ловителем соединяют с энергоблоком, при этом погружение плавучего энергоблока в процессе эксплуатации осуществляют путем заполнения цистерн главного балласта и выбирания якорных линий с небольшой положительной плавучестью, обеспечивающей возможность аварийного всплытия, а перед установкой плавучего энергоблока на дно опускают опоры и придают плавучему энергоблоку отрицательную плавучесть, для чего принимают водяной балласт в специальную цистерну.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что обеспечение возможности смены экипажа, проведение спасательных работ и обслуживание плавучего энергоблока в подводном положении осуществляют посредством обитаемого подводного аппарата, базирующегося на ледокольном судне обеспечения.

3. Комплекс технических средств для обеспечения электроэнергией потребителей в условиях замерзающих арктических морей, включающий, по крайней мере, одно приемно-распределительное устройство, соединенное с потребителями, по крайней мере, один источник электрической энергии - плавучий энергоблок, соединенный силовым электрокабелем с подводным распределительным устройством, а также якорные линии, отличающийся тем, что он имеет ледокольное судно обеспечения с, по крайней мере, одним подводным аппаратом и подводный буй-ловитель, при этом приемно-распределительное устройство установлено на дне, каждый плавучий энергоблок снабжен штатными якорными линиями с мертвыми якорями, сильноточным разъемом, цистернами главного балласта, специальной цистерной для придания отрицательной плавучести, опорами, устанавливаемыми на дно, и имеет наружные посадочные комингсы для обслуживающих подводных аппаратов, а соединение плавучего энергоблока с приемно-распределительным устройством осуществлено посредством сильноточного разъема и буя-ловителя с силовым электрокабелем.

4. Комплекс технических средств по п.3, отличающийся тем, что между приемно-распределительным устройством и буем-ловителем установлен промежуточный буй для поддержания силового кабеля и придания формы кабельной линии, обеспечивающей постоянство длины кабеля.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области судостроения и касается защиты корпуса морских ледостойких платформ от внешнего ледового воздействия. Корпус морской ледостойкой платформы имеет усиленную, преимущественно вертикальную ледовую обшивку с подкрепляющим набором, снабжен жесткими элементами, имеющими в поперечном сечении треугольную форму, установленными на поверхности обшивки и размещенными по ее поверхности с образованием многозаходной спирали, которая имеет угол наклона образующей к горизонту 10÷70 градусов, и с шагом спирали - не более 1/3 максимальной толщины льда в районе эксплуатации платформы.

Изобретение относится к области судостроения, в частности к морским технологическим ледостойким платформам для эксплуатации в арктических условиях. Морская технологическая ледостойкая платформа содержит надводную часть с горизонтальными площадками и установленным на них технологическим оборудованием, подводную часть, выполненную в виде водоизмещающего корпуса, якорную систему удержания, обеспечивающую возможность платформе разворачиваться относительно вертикальной оси, балластные цистерны, расположенные в водоизмещающем корпусе.

Изобретение относится к средствам освоения континентального шельфа. Морская плавучая платформа содержит подводный водоизмещающий модуль, поддерживающий надводный модуль посредством жестких опорных колонн со связующими элементами, и натяжные связи, закрепленные на донных якорях.

Изобретение относится к плавучим средствам, а именно к понтонам, плавучим докам, плотам. Плавучая платформа содержит соединенные, по крайней мере, одним фиксирующим элементом, по крайней мере, два плавучих элемента, каждый из которых состоит из двух боковых граней с, по крайней мере, одним вертикальным выступом на каждой; из них с, по крайней мере, одной вертикальной впадиной на каждой, соответствующей вертикальному выступу; Вертикальный выступ выполнен с зауженной частью, переходящей в расширенную к периферии часть с образованием опорной площадки.

Изобретение относится к области судостроения, а именно к морским гравитационным платформам, устанавливаемым преимущественно на мелководье и эксплуатируемым в ледовых условиях.

Изобретение относится к области судостроения и касается создания ледостойких платформ для освоения месторождений нефти и газа на шельфе замерзающих морей. Морская технологическая ледостойкая плавучая платформа оборудована выносным турельным устройством, состоящим из блока и размещенной в нем турели, расположенным вне корпуса платформы и обеспечивающим ей возможность самопроизвольного разворота в направлении действия главного вектора внешних сил, и удерживается на месте с помощью якорной системы удержания, соединенной с турелью.

Изобретение относится к плавучим средствам, а именно к понтонам, плавучим докам, плотам. Плавучая платформа содержит соединенные, по крайней мере, одним фиксирующим элементом, по крайней мере, два плавучих элемента, состоящих из двух боковых граней с, по крайней мере, одним вертикальным выступом на каждой из них и двух боковых граней и с, по крайней мере, на каждой из них одной вертикальной впадиной, соответствующей вертикальному выступу, из верхней грани и днища, образующих вместе пустотелый корпус плавучего элемента.

Изобретение относится к плавучим средствам, предназначенным для специальных целей, а именно к понтонам, плавучим докам, плотам и другим плавучим сооружениям. Плавучая платформа содержит соединенные по крайней мере одним элементом крепления по крайней мере два плавучих элемента, состоящих каждый из по крайней мере двух боковых граней с по крайней мере одним вертикальным выступом на каждой, из по крайней мере двух боковых граней с по крайней мере одной вертикальной впадиной на каждой, соответствующей вертикальному выступу, из верхней грани и днища, образующих вместе пустотелый корпус с по крайней мере одной проушиной для размещения элемента крепления.

Изобретение относится к области геологоразведки и судов для геологоразведки, а именно к разведочному морскому бурению, и касается вопроса обеспечения защиты буровой шахты при значительном волнении (100-летний шторм) и райзера при буровых работах в ледовых условиях.

Изобретение относится к горному делу, в частности к комплексам промысловой разработки газовых и нефтяных месторождений арктического шельфа в сложных гидрометеорологических условиях.

Изобретение относится к технике для бурения и добычи нефти и газа на море в северных и арктических условиях и может применяться в якорной системе морских плавучих ледостойких платформ, используемых для бурения скважин и добычи нефти и газа в море, а также в якорной системе плавучих ледостойких причалов. Устройство для выравнивания натяжения якорных тросов или цепей содержит две или несколько траверс, соседние концы рам которых соединены якорными тросами или цепями с концами соответствующего двуплечего рычага, а центральная часть последнего и вторые концы крайних двух траверс, а также обоймы верхних блоков траверс соединены якорными тросами или цепями с плавучей ледостойкой платформой, при этом обоймы нижних блоков траверс соединены якорными тросами или цепями с расположенными на дне моря якорями данной платформы, причем все блоки каждой траверсы выполнены подвижными и охвачены уравнительным тросом или цепью, концы которых закреплены на концах рамы траверсы, снабженной направляющими для обойм блоков, последние размещены в этих направляющих с возможностью обеспечения отсутствия касания ими других частей металлоконструкции траверсы во время работы этого устройства. Технический результат заключается в увеличении несущей способности якорной системы плавучей ледостойкой платформы, повышении ее надежности, а также в уменьшении веса устройства для выравнивания натяжения якорных тросов или цепей. 2 з.п. ф-лы, 6 ил.

Изобретение относится к судостроению, а именно к плавучим буровым установкам. Обеспечивает снижение энергозатрат при перемещении плавучей буровой установки по мелководью и вытаскивании ее на твердое основание с незначительным уклоном. Способ перемещения плавучей буровой установки средствами комплекса транспортных судов на воздушной подушке включает в себя перемещение по мелководью и вытаскивание плавучей буровой установки на воздушной подушке на берег с незначительным уклоном. Для перемещения по мелководью используются якоря дельта, устанавливаемые на грунт при помощи оборудования транспортного судна на воздушной подушке, к которым присоединяются тяговые канаты лебедок, установленных на плавучей буровой установке, и которые обеспечивают протягивание на якорях. Для выхода плавучей буровой на берег с незначительным уклоном используется связка из трех винтовых якорей, ввинчиваемых в грунт при помощи буровой установки, размещенной на палубе транспортного судна на воздушной подушке, объединенных с платформой с блоком роликов регулируемыми тягами. На плавучей буровой для выхода на берег используются тяговые лебедки и блоки роликов. Блок роликов на платформе якорной связки и на плавучей буровой вместе с тяговой лебедкой образуют полиспаст, который позволяет использовать для протягивания плавучей буровой на якорях лебедки с меньшим тяговым усилием. 3 ил.
Изобретение относится к конструкции глубоководных буровых нефтегазовых платформ, предназначенных для использования в условиях арктического шельфа. Полупогружная буровая платформа катамаранного типа размещена на двух понтонах, корпус которой поддерживают стабилизирующие колонны и натяжное вертикальное якорное крепление, с компьютерным динамическим позиционированием при использовании подводных движителей. Надводные палубные надстройки платформы выполнены в виде бурового, технологического, энергетического модулей и функциональных блоков. Интегрированные системы управления и безопасности оснащены средствами мониторинга технического состояния производственного оборудования и имеют технические средства ликвидации аварийных ситуаций, которые при возникновении фонтанирующей струи скважинного флюида дистанционно вводят в действие устройства нейтрализации зарядов статического электричества на буровой платформе. Повышается живучесть буровой платформы в условиях возможного газопроявления и фонтанирования скважинного флюида. 4 з.п. ф-лы.

Изобретение относится к области судостроения, а именно к средствам для подводной добычи жидких или газообразных сред. Устройство для приема и переработки жидких или газообразных сред, таких как газ или нефть, состоит из плавучего объекта, например судна, снабженного одноточечной поворотной системой постановки на мертвый якорь, образованной из турели, шарнирно закрепленной на горловине, в форме вертикального колодца, проходящего через корпус плавучего объекта, мертво закрепленного на морском дне и через который проходят трубопроводы, подающие жидкость к оборудованию плавучего объекта. Система мертвого якоря включает в себя устройства, направляющие турель в горловину и имеющие осевые и радиальные опорные узлы. Технический результат заключается в повышении надежности устройства для приема и переработки жидких или газообразных сред. 22 з.п. ф-лы, 10 ил.

Изобретение относится к плавучим средствам, предназначенным для специальных целей, а именно к понтонам, плавучим докам, в частности к плавучим парковочным платформам. Плавучая парковочная платформа содержит по крайней мере один полый погружаемый элемент с по крайней мере одним отверстием в корпусе и систему подачи внутрь полости корпуса погружаемого элемента и стравливания из него рабочего газообразного вещества. Полый погружаемый элемент выполнен с по крайней мере одной проушиной, а платформа снабжена по крайней мере одним плавучим элементом с по крайней мере одной проушиной и по крайней мере одним направляющим стержнем, установленным в проушинах плавучего элемента и полого погружаемого элемента. Технический результат заключается в улучшении эксплуатационных характеристик плавучей парковочной платформы. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.
Группа изобретений относится к добыче углеводородного флюида на арктическом шельфе. Способ включает использование морского технологического комплекса, содержащего морскую платформу, подводные сателлиты и береговую технологическую базу, связанные между собой технологическими коммуникациями. Процесс бурения дооснащен роботизированными средствами ликвидации аварийного разлива нефтепродуктов на всех возможных этапах развития аварийного процесса. Скважинный флюид перекачивают на береговые объекты переработки, выполненные в виде группы сообщающихся подземных емкостей. При перекачке скважинного флюида используют энергию пластового давления, при необходимости используя дожимную компрессорную станцию. Утилизацию пластовой воды производят методом геологического очищения путем закачки в поглощающие подземные горизонты, и только при критическом падении пластового давления подогревают и используют как жидкость, вымывающую нефть из пород продуктивного пласта. Все технологические блоки морского технологического комплекса электрообеспечены от силового блока атомного реактора. Объекты береговой технологической базы электрически связаны с силовым блоком атомного реактора по силовому кабелю. Технический результат заключается в повышении эффективности и безопасности разработки углеводородных месторождений арктического шельфа. 2 н.п. ф-лы.

Изобретение относится к области судостроения, а именно к морским технологическим платформам различного назначения и может быть использовано при создании плавучих, погружных и стационарных морских платформ для освоения месторождений шельфа. Морская технологическая платформа содержит корпус с главной палубой с установленным на ней жилым модулем, технологическим и общесудовым оборудованием, отгрузочным устройством для выгрузки на танкеры нефтепродуктов, вертолетной площадкой и шахтой райзеров, находящейся в центральной части платформы. Жилой модуль имеет замкнутую форму и расположен эквидистантно наружному контуру главной палубы. Технологическое оборудование установлено так, что оно ограничивается внутренней стеной жилого модуля, выполненной противопожарной и взрывостойкой. Жилые и служебные помещения в жилом модуле расположены вдоль наружной стены жилого модуля. Платформа оснащена расположенным над главной палубой и присоединенным к жилому модулю платформы раскрывающимся управляемым покрытием в виде купола из отдельных створок в форме трапеций, установленным соосно с центром платформы. Купол в основании створками опирается на внутреннюю стену жилого модуля. Шахта райзеров по высоте доведена до верхней части купола и завершена опорной площадкой, которая горизонтальным шарниром соединена с каждой створкой купола. Технический результат заключается в улучшении эксплуатационных характеристик платформы путем снижения центра тяжести, равномерного распределения весовой нагрузки на корпус платформы от жилого модуля и защиты технологического оборудования от ветроволновых и атмосферных воздействий. 4 з.п. ф-лы, 4 ил.

Группа изобретений относится к области обработки грунта выемки, извлеченного с помощью земснаряда. Способ транспортировки грунта выемки от областей извлечения к расположенной на большом расстоянии от них области повторного использования включает в себя этапы, на которых осуществляют постановку на стоянку вблизи области извлечения морского транспортного судна со значительно большими размерами, чем земснаряд, выполненного с возможностью приема большого количества грунта выемки в пригодном для транспортировки состоянии, извлечение грунта выемки, используя по меньшей мере один земснаряд, доведение грунта выемки до пригодного для транспортировки состояния посредством подачи грунта выемки от земснаряда к центробежному сепаратору, разделяющему грунт выемки на влажную фракцию и сухую фракцию, при этом сухую фракцию собирают и подают к гравитационному сепаратору, дополнительно разделяющему собранную сухую фракцию на более сухую и более влажную фракции, в сравнении с сухой фракцией, в котором более сухую фракцию собирают в транспортном судне, выполненном с возможностью приема более сухой фракции грунта выемки и транспортировку более сухой фракции к области повторного использования, используя транспортное судно, постановку на стоянку транспортного судна в области повторного использования и выгрузку более сухой фракции из транспортного судна в области повторного использования. Обеспечивается доставка потребителю готовой строительной продукции, непосредственно после переработки подводного грунта на плавсредстве. 2 н. и 15 з.п. ф-лы, 2 ил.

Группа изобретений относится к конструкциям плавающих бассейнов для купания людей. Плавающий бассейн содержит ёмкость и понтоны, соединённые одной стороной с верхним краем ёмкости и расположенные по его периметру. По первому варианту бассейн снабжен растяжками, связывающими края днища ёмкости по его периметру со стороной понтонов, противоположной стороне их крепления к ёмкости, выполненной в виде жесткого каркаса с прикрепленной к нему оболочкой из гибкого материала. Крепление понтонов к ёмкости выполнено шарнирным с возможностью поворота понтонов в вертикальной плоскости. По второму варианту бассейн снабжен размещенным с наружной стороны днища ёмкости гибким поддерживающим элементом и растяжками, связывающими поддерживающий элемент со стороной понтонов, противоположной стороне их крепления к каркасу. Емкость выполнена в виде жесткого каркаса с прикрепленной к нему оболочкой из гибкого материала. Крепление понтонов к ёмкости выполнено шарнирным с возможностью поворота понтонов в вертикальной плоскости. Повышается надёжность крепления понтонов и устойчивость бассейна на воде. 2 н. и 7 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к плавучей морской добывающей платформе. Платформа состоит из полупогружного корпуса платформы в форме цилиндра, расположенного вертикально выше и ниже уровня моря. Корпус платформы имеет вогнутую часть, которая уменьшает площадь его поперечного сечения. Вогнутая часть образована дискретно на наружной периферийной поверхности корпуса платформы, при этом глубина погружения платформы регулируется таким образом, чтобы в экстремальных морских условиях ватерлиния располагалась на уровне вогнутой части. Предотвращается вертикальный резонанс платформы в условиях экстремального волнения моря за счет увеличения периода собственных колебаний вертикальной качки платформы. 6 з.п. ф-лы, 5 ил.
Наверх