Пожарный автомобиль водопенного тушения с системой хранения и дозирования пенообразователя



Пожарный автомобиль водопенного тушения с системой хранения и дозирования пенообразователя
Пожарный автомобиль водопенного тушения с системой хранения и дозирования пенообразователя

 


Владельцы патента RU 2522981:

Российская Федерация, от имени которой выступает Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) (RU)
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Всероссийский ордена "Знак Почета" научно-исследовательский институт противопожарной обороны Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" (ФГБУ ВНИИПО МЧС России) (RU)

Данное изобретение относится к области пожарной техники, а именно к пожарным автомобилям водопенного тушения, и предназначено для тушения крупных пожаров. Пожарный автомобиль водопенного тушения с системой хранения и дозирования пенообразователя, включающий базовое шасси, емкости для хранения воды и пенообразователя, пожарный насос с приводом от двигателя шасси для подачи воды и отдельный насос для пенообразователя, водопенные коммуникации с системой автоматического дозирования пенообразователя, отсеки для хранения пожарно-технического вооружения и кабину салонного типа. При этом для хранения и подачи насосами огнетушащих веществ используется одна основная емкость (цистерна или бак) для воды или пенообразователя и не менее двух встроенных в нее емкостей (баков) с устройством подогрева пенообразователя и объемом не менее 10% каждая от вместимости основной емкости для одного или разных пенообразователей, а также коммуникации для подачи пенообразователей не менее чем от двух внешних емкостей. Обеспечивается повышение оперативности применения пожарной автоцистерны и эффективности использования. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

 

Изобретение относится к области пожарной техники, а именно к пожарным автомобилям водопенного тушения, и предназначено для тушения крупных пожаров.

Мировая практика показала, что для борьбы с пожарами на промышленных предприятиях, объектах добычи и переработки нефти и газа, железнодорожном и авиационном транспорте требуется привлечение большого количества физических и технических ресурсов. В этой связи уделяется большое внимание разработке различных эффективных огнетушащих веществ и мобильной техники, их доставки и подачи.

К наиболее распространенным огнетушащим веществам относятся вода и растворы пенообразователей, которые используются для получения пен или растворов смачивателей и применяются при тушении пожара. Их использование позволяет сократить расход огнетушащего вещества, уменьшить время тушения и убытки от пожара.

Важными показателями, характеризующими эффективность пожарного автомобиля тушения, являются его мобильность (динамические качества, проходимость, скорость), запас вывозимых огнетушащих веществ (воды, пенообразователей), подача и напор насосного агрегата, параметры ручных и особенно лафетных стволов, от которых зависит дальность подачи огнетушащих веществ и эффективность тушения, число мест для боевого расчета.

Ведущие зарубежные фирмы США, Германии, Франции, Австрии и др. стали осваивать гамму пожарных автомобилей, которые относятся к классу объектовых. Запас огнетушащих веществ в них составляет более 4000 л и подача насоса от 5000 до 10000 л/мин. Эти пожарные автомобили оснащаются ручными и автоматическими системами дозирования разных пенообразователей для получения необходимых концентраций растворов пенообразователей и кратности пен.

В качестве аналога к предложенному устройству пожарного автомобиля, рассматривается патент DE 3038334, кл. А62С 27/22, опубл. 21.10.1982 г., на устройство к пожарной машине для введения пенообразующих или пленкообразующих активных добавок в поток огнетушащей воды. В данном решении пенообразователь забирается только из одного пенного бака с помощью пенного насоса за счет дозатора и микропроцессора не зависимо от параметров основного насоса и автоматически дозируется только в одну общую линию водопенных коммуникаций.

Недостатком приведенного аналога является то, что при тушении невозможно подать от одной пожарной машины одновременно воду и растворы пенообразователей с заданной концентрацией для образования пен с разными параметрами.

Наиболее близким к заявленному изобретению является пожарная автоцистерна АЦ 10-150 (631708)-01НН (протокол испытаний типового образца пожарной автоцистерны от 18 февраля 2010 г. №0018/2.1-2010, www:http://www.peleng. info/), которая принята за прототип.

Эта пожарная автоцистерна смонтирована на полноприводном шасси имеет цистерну для хранения 10000 л воды и два бака для пенообразователей вместимостью 600 и 300 л, пожарный насос с подачей 150 л/с, лафетный ствол с расходом 125 л/с, водопенные коммуникации с системой автоматического дозирования пенообразователя в два напорных патрубка (Dy 80 и Dy 150) на каждую из сторон АЦ. Водопенные коммуникации имеют один патрубок для забора пенообразователя из сторонней емкости. АЦ оборудована отсеками для размещения пожарно-технического вооружения и двойной шестиместной кабиной. Мощность двигателя и другие параметры базового шасси позволяет развивать скорость до 80 км/ч.

Недостатками этой автоцистерны являются:

1) Ограниченный запас различных пенообразователей для тушения сложных и крупных пожаров, а также возможность их забора только от одной внешней емкости.

2) Ограниченное значение максимальной скорости пожарного автомобиля - 80 км/ч и числа мест в салоне для боевого расчета - 6 шт.

Цель настоящего изобретения - обеспечение оперативности прибытия пожарного автомобиля водопенного тушения к месту пожара с запасом огнетушащих веществ с системой адаптированного хранения и дозирования разных пенообразователей и эффективное использование при пожарно-спасательных работах.

Указанная цель достигается тем, что пожарный автомобиль водопенного тушения с системой хранения и дозирования пенообразователя, содержащий базовое полноприводное шасси, емкости для хранения воды и пенообразователя, пожарный насос с приводом от двигателя шасси для подачи воды и отдельный насос для пенообразователя, водопенные коммуникации с системой автоматического дозирования пенообразователя, отсеки для хранения пожарно-технического вооружения и кабину салонного типа, в котором для хранения и подачи насосами огнетушащих веществ, используется одна основная емкость (цистерна или бак) для воды или пенообразователя и не менее двух встроенных в нее емкостей (баков) с устройством подогрева пенообразователя и объемом не менее 10% каждая от вместимости основной емкости для одного или разных пенообразователей, а также коммуникации для подачи пенообразователей не менее чем от двух внешних емкостей.

В предлагаемом устройстве пенообразователи разных классов при необходимости могут храниться в трех емкостях автоцистерны: с запасом 10000 л и в двух баках по 1000 л (при подаче воды от стороннего источника) или с запасом в двух баках по 1000 л (при подаче воды от собственной емкости и стороннего источника) при стандартном запасе не менее 6% от вместимости емкости для воды. Автономные баки для пенообразователя имеют подогрев пенообразователя и конструктивно размещены внутри цистерны для воды, что обеспечивает адаптивность при отрицательных температурах.

На фиг.1 показан пожарный автомобиль водопенного тушения с системой хранения и дозирования пенообразователя, типа пожарной автоцистерны АЦ 10-150, разработанный на базе шасси КамА3-65225, на фиг.2 показана принципиальная схема водопенных коммуникаций пожарного автомобиля.

Автомобиль состоит из следующих основных частей (фиг.1): шасси подготовленного 1, кабины 2, системы обогрева кабины боевого расчета 3, кузова 4, насосного отсека 5, системы обогрева насосного отсека 6, сосудов для огнетушащих веществ: воды (или пенообразователя) 7, пенообразователей 8 и 9, системы обогрева пенобаков 10, насосной установки 11, стационарного лафетного ствола 12, электрооборудования дополнительного 13, устройств световой и звуковой сигнализации, средств связи 14, пожарно-технического вооружения 15, установки запасного колеса 16.

В предлагаемом пожарном автомобиле мощный двигатель и сама конструкция автомобиля позволяют развивать скорость до 90 км/ч и перевозить свободно 7 членов пожарной команды в салоне с 3 рядами сидений.

Технический эффект, реализуемый заявляемым пожарным автомобилем водопенного тушения с системой хранения и дозирования пенообразователя, позволяет получить следующее.

На данном пожарном автомобиле установлена насосная установка 11 с насосом 17, водопенная система с системой хранения и дозирования больших запасов воды и пенообразователей и их пенная система (фиг.2), имеющая самовсасывающий шестеренчатый насос 18 и работающая на всех типах пенообразователей в диапазоне расходов пожарного насоса 17 от 3 до 150 л/с, впрыскивающая пенообразователь в напорные патрубки насосной установки через краны-регуляторы 19, 20, 21 не менее чем в 3 точках впрыска. Она позволяет подавать одновременно пенный раствор в одну напорную магистраль, а воду - в другую. Электронная система пеносмешения, с помощью блока управления линейным дозатором пенообразователя 22, 23, 24, обеспечивает подачу пенообразователя в напорные патрубки с точностью до 5% к объему использованного пенообразователя во всем диапазоне подачи насоса и позволяет дозировать пенообразователи заданной концентрации, при этом забор пенообразователя может осуществляться из пенобаков 8 и 9 или цистерны 7 и из двух сторонних емкостей 25 и 26, а воды через всасывающие рукава 27, 28, 29, 30. Подача огнетушащих веществ из емкостей пожарной автоцистерны 7, 8, 9 на лафетный ствол 12 и ручные и переносные лафетные стволы 31, 32, 33, 34, 35, 36 осуществляется при открытии соответствующей запорной арматуры 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55.

Управление насосной установкой может осуществляться как в автоматизированном (из кабины или насосного отсека), так и в ручном (из насосного отсека) режимах. Насос обеспечивает работу на ПА на морской и пресной воде.

Высокопроизводительная пожарная насосная установка и пенная система с 3. Обеспечение с 3 точками впрыска пенообразователя, через краны регуляторы 19, 20, 21 и электронным управлением: электромагнитными расходомерами воды 37, 38, 39, пенообразователя 40, 41, 42 и блоками управления линейными дозаторами пенообразователя 22, 23, 24, с автоматическим поддержанием дозирования пенообразователя в соответствии с расходом воды в напорном патрубке, независимо в каждой точке впрыска, позволяет оптимально расходовать различные используемые марки пенообразователей при эффективной подаче огнетушащих веществ заданных выходных параметров по расходу огнетушащих веществ осуществляется за счет выбора насосных агрегатов, с соответствующими характеристиками, и размеров водопенных коммуникаций.

Предложенные конструктивные показатели позволяют по сравнению с прототипом повысить оперативность прибытия пожарной автоцистерны и эффективней использовать имеющийся запас огнетушащих веществ и другое пожарно-техническое вооружение при пожарно-спасательных работах.

Пожарный автомобиль водопенного тушения с системой хранения и дозирования пенообразователя может быть применен при пожарно-спасательных работах при ликвидации сложных и крупных пожаров на критически важных и других объектах.

1. Пожарный автомобиль водопенного тушения с системой хранения и дозирования пенообразователя, включающий базовое шасси, емкости для хранения воды и пенообразователя, пожарный насос с приводом от двигателя шасси для подачи воды и отдельный насос для пенообразователя, водопенные коммуникации с системой автоматического дозирования пенообразователя, отсеки для хранения пожарно-технического вооружения и кабину салонного типа, отличающийся тем, что для хранения и подачи насосами огнетушащих веществ используется одна основная емкость (цистерна или бак) для воды или пенообразователя и не менее двух встроенных в нее емкостей (баков) с устройством подогрева пенообразователя и объемом не менее 10% каждая от вместимости основной емкости для одного или разных пенообразователей, а также коммуникации для подачи пенообразователей не менее чем от двух внешних емкостей.

2. Пожарный автомобиль водопенного тушения с системой хранения и дозирования пенообразователя по п.1, отличающийся тем, что соотношение между параметрами показателей качества емкости (цистерны или бака) для воды или пенообразователя, баков для пенообразователей, подачей основного насоса, расходом лафетного ствола и скоростью пожарного автомобиля и числом мест для боевого расчета составляет в любом соотношении указанных показателей не менее как:
10000 (л):(1000+1000) (л):150 (л/с):125 (л/с):90 (км/ч):7 (шт.).



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к пожарно-спасательной машине, содержащей автомобильное шасси с опорно-поворотной платформой, на которой расположена телескопическая стрела, состоящая из секций, на конце последней из них установлена люлька, кроме этого расположена раздвижная лестница с ограждением, секции которой примыкают к последней секции стрелы, отличающейся тем, что к люльке симметрично продольной оси телескопической стрелы примыкают два поворотных трапа, шарнирно установленные на последней секции раздвижной лестницы, причем каждый трап имеет выдвижную секцию с механизмом выдвижения в виде пары «зубчатое колесо-рейка» и поворотного рычага, при этом зубчатое колесо снабжено пружинным фиксатором, а ограждение трапов и выдвижных секций выполнено из шарнирно установленных перил трубчатого сечения, поручни которых входят в поручни перил трапов.

Устройство относится к области спасательных средств на базе автомобиля с корзиной на стреле с рабочими телескопическими секциями с направляющими рамками на их конце, к которым сверху закреплены транспортные телескопические секции из замкнутого профиля с прорезью на верхней поверхности на всю длину, а снизу к ним закреплены упоры, внутри которых установлены подпружиненные фиксаторы для соединения рабочих секций между собой, по бокам же выполнены выступы для захвата секций при их подъеме-опускании и для фиксации секций на стреле.
Изобретение относится к способам пожаротушения с применением транспортных средств. Предложен способ пожаротушения с применением наземной пожарной машины с заборным и пожарным насосами и пожарного вертолета с эжекторным насосом и установленным на его оси брандспойтом, выполненными с возможностью соединения пожарного и эжекторного насосов между собой пожарным напорным рукавом, намотанным на барабане пожарной машины, включающий оснащение вертолета устройством «подъема-спуска» троса, а пожарной машины - накопительной емкостью с возможностью ее наполнения посредством соединения через водозаборный насос с водопроводной сетью и/или с естественными источниками воды, наполнение водой накопительной емкости, спуск троса устройством его «подъема-спуска», присоединение к нему напорного рукава, подъем троса с напорным рукавом на вертолет, стыковку напорного рукава с эжекторным насосом и через него - с установленным на его оси брандспойтом, включение пожарного и эжекторного насосов, направление воды от накопительной емкости через пожарные насос и напорный рукав, эжекторный насос и брандспойт на очаг пожара.
Изобретение относится к способам пожаротушения. Способ пожаротушения с применением наземной пожарной машины и пожарного вертолета.
Изобретение относится к средствам пожаротушения и может быть использовано для тушения объектов, расположенных так, что проезд к ним для пожаротушения невозможен для крупногабаритных транспортных средств.

Заявляемое изобретение относится к области пожаротушения, а именно к установкам для генерирования инертной пены. Станция пожаротушения инертной пеной содержит компрессор (2), газоохладитель (3), систему очистки воздуха (4) и газоразделительный блок (12).

Изобретение относится к противопожарной технике и может быть использовано для борьбы с лесными пожарами. Установка для пожаротушения содержит гусеничное шасси 1 манипуляторной машины с остовом, водяную помпу 15 и емкость для воды 10 с пенообразователем.

Изобретение относится к пожарно-спасательной технике, а именно к оборудованию пожарно-спасательных автомобилей. Автоматизированное устройство подачи пожарно-спасательной лестницы для автомобилей службы спасения и автолестниц включает в себя установленную на раму автомобиля автономную систему энергоснабжения, комплекс опорных домкратов с приводами, раздвижную спасательную лестницу, привод телескопирования, азимутальный привод, угломестный привод и устройство горизонтального выравнивания лестницы.

Изобретение относится к устройствам, предназначенным для тушения низовых пожаров грунтом, а также для прокладки защитных минерализованных полос, особенно в безводных массивах, и решает задачу создания пожарного грунтомета с высокой эффективностью работы в условиях грунтов, насыщенных корнями древесно-кустарниковой растительности и уплотненных связных почв, а также выполняющего функцию полосопрокладывателя.

Изобретение относится к области противопожарной техники, в частности к системам пенного пожаротушения, и позволяет автоматически поддерживать заданную концентрацию пенообразователя в водном растворе независимо от его расхода.

Изобретение относится к области пожарной техники, а именно к конструкции пожарно-спасательного мотоцикла. Пожарно-спасательный мотоцикл содержит доработанное в специальное оперативное транспортное средство базовое шасси двухколесного мотоцикла, оснащен съемным комплектом универсальной пожарной техники поверхностного, поверхностно-объемного, объемного тушения очагов пожара. Пожарно-спасательное оборудование компонуется и устанавливается на багажнике, кофрах и дугах безопасности с минимально -возможной общей высотой центра тяжести согласно условиям проходимости мотоцикла. Обеспечивается увеличение перевозимого количества огнетушащих веществ и аварийно-спасательного вооружения на мотоцикле. 2 ил.

Поворотная платформа содержит несущую плиту, выполненную с отверстием, проходящим насквозь в вертикальном направлении, конструктивный элемент, расположенный над несущей плитой и обеспечивающий возможность соединения с ним оборудования стрелы или лестницы и дополнительную плиту. Дополнительная плита установлена с возможностью плотного соединения либо с верхней поверхностью, либо с нижней поверхностью несущей плиты. Когда дополнительная плита соединена с верхней поверхностью несущей плиты, она имеет подковообразную форму, охватывающую часть несущей плиты. Когда дополнительная плита соединена с нижней поверхностью несущей плиты, она образована с наличием круглого по форме отверстия в ее центре. Транспортное средство снабжено охарактеризованной выше поворотной платформой. 2 н. и 2 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к автономному мобильному многоцелевому комплексу для локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Мобильный комплекс для локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций включает средства, обеспечивающие локализацию и ликвидацию последствий чрезвычайной ситуации, которые состоят из отдельных модулей. Средства обеспечивают локализацию и включают инженерно-разведывательный модуль, который состоит из автомобиля с разведывательно-робототехническим комплексом и прицепа с инженерным оборудованием, и обеспечивают ликвидацию последствий чрезвычайной ситуации. Комплекс состоит из автономных модулей, а именно из автомодуля энергоснабжения подачи средств локализации, автомодуля доставки средств, автомодуля обеспечения защиты личного состава, автомодуля управления связи и жизнеобеспечения, автомодуля доставки текучих материалов, твердых и сыпучих материалов, автомодуля питания и обеспечения. Достигается повышение эффективности работы по локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций. 17 з.п. ф-лы, 15 ил.

Изобретение относится к устройствам, предназначенным для прокладки защитных минерализованных полос, а также тушения низовых пожаров грунтом, особенно в безводных лесных массивах. Переносной грунтомет, содержащий рабочий орган с метателями, привод управления рабочим органом и направляющий кожух, согласно изобретению содержит механизм для возврата в исходное положение, а рабочий орган выполнен в виде лопаток, установленных на метательном диске и повернутых относительно его радиуса в сторону вращения на угол β, равный 0÷90°. Рабочий орган установлен на валу шнека для подачи грунта, закрыт направляющим кожухом, выполненным с возможностью поворота в плоскости вращения рабочего органа. Данное устройство позволяет снизить трудозатраты в процессе метания грунта. 3 ил.

Изобретение относится к области противопожарной техники, а именно к роботизированным средствам пожаротушения. Способ тушения пожара включает в себя доставку к месту пожара средства передвижения повышенной проходимости, которое состоит из двух платформ, одну из которых перемещают к очагу пожара для его ликвидации, а другую платформу - к водоисточнику для подачи дополнительного количества воды. При этом каждая платформа имеет устройство дистанционного и ручного управления транспортными и технологическими операциями. Разработанный комплекс обладает высокой мобильностью и проходимостью. Использование предлагаемого технического решения повышает эффективность пожаротушения, расширяет функциональные возможности мобильного робототехнического комплекса и обеспечивает возможность пожаротушения и проведения пожарно-спасательных операций в условиях, связанных с высоким риском для жизни и здоровья личного состава, в том числе в условиях радиационно-химического заражения и риска осколочно-фугасного поражения. 2 н.п. ф-лы, 5 ил.
Изобретение относится к способам пожаротушения с применением наземной пожарной бронированной машины и вертолета. Предложенный способ заключается в том, что в экстремальных условиях и при отсутствии возможности пополнения водяного бака бронированной машины доставляют огнегасящую жидкость из удаленных источников с помощью вертолета. Крышу бака выполняют двустворчатой с автоматизированным дистанционным приводом створок. Устанавливают связь с оператором вертолета, посредством которой обеспечивают совместное управление последовательным движением огнегасящей жидкости от резервуара вертолета в бак бронированной машины и поддерживают ее уровень в водяном баке в заданных пределах до окончания тушения пожара путем челночных перемещений вертолета от бронированной машины к удаленным доступным источникам огнегасящей жидкости и обратно. Пожаротушение с использованием предлагаемого способа позволяет исключить холостые перемещения наземной машины, необходимые для пополнения огнегасящей жидкости, сократить количество участвующих в пожаротушении машин.

Мобильный роботизированный комплекс пожаротушения (МРКП) состоит из ходовой части, корпуса с отсеками для силовой части, для системы пожаротушения и бортовой системы управления, а также из специального оборудования, включающего бульдозерный отвал, расположенный в передней части корпуса, водяной ствол-монитор (лафетный пожарный ствол) с системой видеонаблюдения и дистанционным управлением системой подачи огнетушащих веществ. При этом МРКП имеет систему дистанционного управления, системы видеонаблюдения, радиотелеметрии и освещения; систему самоорошения; звуковой оповещатель (клаксон) и проблесковые сигнальные маяки. МРКП дополнительно оснащен системой обнаружения препятствий на основе ультразвуковых датчиков для ориентации в условиях ограниченной видимости; а система видеонаблюдения МРКП содержит два независимых канала: первый канал видеонаблюдения организован беспроводной цифровой сетью стандарта Wi-Fi при помощи персонального компьютера (планшета, смартфона) и состоит из видеокамер, подключенных к сетевому коммутатору, соединенному, в свою очередь, с Wi-Fi-адаптером с антеннами; а второй канал видеонаблюдения организован с применением системы транслирования цифрового сжатого видеопотока (COFDM) и состоит из квадратора, подключенного к видеопередатчику с антенной и к видеокамерам, приемника видеосигнала с комплектом антенн (две), с подключенным (через разъем приемника видеосигнала) внешним монитором. При этом видеокамеры системы видеонаблюдения оснащены ИК подсветкой для работы в условиях слабой освещенности, а в системе освещения фары оснащены вмонтированными видеокамерами, причем фары головного освещения имеют защитные решетки и систему очистки (дворники). Кроме того, МРКП дополнительно имеет систему тушения компрессионной пеной, а ходовая часть выполнена сменной с возможностью установки колесного или гусеничного шасси; при этом МРКП дополнительно оснащен системой речевого оповещения. 5 з.п. ф-лы, 4 ил.
Наверх