Устройство для обнаружения отказов в шаговом электроприводе

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в системах с шаговым электроприводом на базе двигателей с различным числом фаз, работающих в режимах реверсивной поочередной и парной коммутации, стоянки под током и обесточенной стоянки, с автоматическим определением режима штатной работы, одиночных и многократных отказов благодаря аппаратной реализации модифицированного алгоритма Хэмминга. Техническим результатом является расширение функциональных возможностей путем обеспечения автоматического контроля и индикации отказов в работе шагового электропривода. В устройство для обнаружения отказов введена первая-четвертая схемы свертки, шины пороговых датчиков фазных токов и напряжений, дополнительные разряды постоянного запоминающего устройства, соответствующие контрольным разрядам кода Хэмминга, схема ИЛИ, дешифратор и блок индикации, а также новые функциональные связи, указанные в материалах заявки. 2 ил., 2 табл.

 

Изобретение относится к области автоматики и может быть использовано в системах с шаговым электроприводом на базе двигателей с различным числом фаз, работающих в режимах реверсивной поочередной и парной коммутации, стоянки под током, обесточенной стоянки, с автоматическим определением одиночных и многократных отказов благодаря аппаратной реализации модифицированного алгоритма Хэмминга.

Известно устройство для обнаружения отказов в шаговом электроприводе [1], содержащее шаговый двигатель, в цепь каждой j фазы которого включены последовательно пороговые датчики тока Ij, a параллельно каждой обмотке включены пороговые датчики напряжения Uj, конъюнкции которых Ij∧Uj подключены к одноименным разрядным входам реверсивного регистра сдвига и первым входам элемента сравнения, вторые входы которого соединены с одноименными выходами реверсивного сдвигового регистра. При этом режим прямого или реверсивного сдвига определяется значением логической переменной на шине реверса, а сдвиг содержимого регистра - импульсами на тактовой шине, исходное содержимое регистра, соответствующее начальной комбинации включения фаз, загружается в регистр по сигналу на шине начальной установки. В рабочем режиме по каждому тактовому импульсу происходит циклический сдвиг начального содержимого регистра и его сравнение с коммутационной комбинацией включения фаз и в случае их несовпадения формируется сигнал «отказ».

К недостаткам устройства следует отнести то, что отказ не будет обнаружен, если исходно все фазы находятся под током или все фазы обесточены, кроме того, при штатном функционировании четырехфазного двигателя в восьмитактном режиме устройство сформирует ложный сигнал «отказ», кроме того, переход на 6-8-12-тактное управление достаточно трудоемко.

Наиболее близким к заявленному устройству является устройство для управления шаговым двигателем [2], содержащее первую-третью шины выбора режима коммутации, шины управления, тактовую, реверса, реверсивный счетчик, первый, второй и третий входы которого соединены с шиной управления, тактовой шиной, шиной реверса соответственно, постоянное запоминающее устройство, шину разрешения чтения, при этом первый-четвертый выходы реверсивного счетчика соединены с одноименными входами постоянного запоминающего устройства, пятый-восьмой входы которого соединены с третьей, второй, первой, седьмой шинами выбора режима коммутации и разрешения чтения соответственно, а выходы первый-шестой постоянного запоминающего устройства являются одноименными выходами устройства управления шаговым двигателем.

Это устройство реализует режимы реверсивной коммутации, обесточенной стоянки, стоянки под током для трех, четырех, шестифазных двигателей при поочередной и парной коммутации, при этом режим коммутации задается набором логических переменных на шинах 1-3 управления, а первый-шестой выходы постоянного запоминающего устройства являются одноименными выходами устройства.

Однако данное устройство не обеспечивает автоматический контроль и индикацию отказов в работе шагового электропривода.

Заявляемое изобретение направлено на расширение функциональных возможностей устройства.

Это достигается тем, что в устройство дополнительно введены первая-четвертая схемы свертки, седьмой-десятый выходы постоянного запоминающего устройства, дешифратор, схема ИЛИ, блок индикации, одиннадцатая-четырнадцатая шины пороговых датчиков фазных токов и напряжений, при этом одиннадцатая шина соединена с объединением одиннадцатых входов первой, второй, третьей, четвертой схем свертки, двенадцатая шина соединена с объединением двенадцатых входов второй, третьей, четвертой схем свертки, тринадцатая шина соединена с объединением тринадцатых входов первой, третьей, четвертой схем свертки, четырнадцатая шина - с четырнадцатыми входами первой, второй, четвертой схем свертки, седьмой, восьмой, девятый, десятый выходы постоянного запоминающего устройства соединены с одноименными входами первой-четвертой схем свертки, выход четвертой схемы свертки соединены со вторым входом дешифратора, первый вход которого соединен с выходом схемы ИЛИ, пятый-седьмой входы которой объединены с одноименными входами блока индикации и подключены к выходам третьей, второй, первой схем свертки соответственно, первый-четвертый выходы дешифратора соединены с одноименными входами блока индикации, выходы которого седьмой-десятый являются вторым групповым выходом заявляемого устройства.

На фиг.1 приведена блок-схема устройства, на фиг.2 показано подключение фазных обмоток четырехфазного двигателя к выходам 1-4 устройства, выходов пороговых датчиков фазных токов и напряжений к шинам 11-14, а также циклы четырехтактных поочередной и парной коммутации и соответствующие им диаграммы поля старта.

Устройство содержит шины выбора режима коммутации 1-3, шину управления 4, тактовую шину 5, шину реверса 6, шину разрешения чтения 7, шины датчиков фазных токов и напряжений 11-14, реверсивный 2/12 счетчик 15, постоянное запоминающее устройство 16, первую-четвертую схемы свертки 17-20, дешифратор 21, схему ИЛИ 22, блок индикации 23, выходные шины блока индикации 7-10, выходные шины устройства 1-6. Шины выбора режима коммутации 3, 2, 1 соединены со входами 5, 6, 7 постоянного запоминающего устройства соответственно, шины управления 4, тактовая 5, реверса 6 соединены с первым, вторым, третьим входами реверсивного счетчика 15 соответственно, шина разрешения чтения 7 соединена с восьмым входом постоянного запоминающего устройства 16, выходы 1, 2, 3, 4 реверсивного счетчика соединены с одноименными входами постоянного запоминающего устройства 16, первая группа выходов которого 1-6 является выходами 1-6 заявляемого устройства, вторая группа выходов 7-10 постоянного запоминающего устройства 16 соединена с одноименными входами первой-четвертой схем свертки 20-17, при этом выход четвертой схемы свертки соединен со вторым входом дешифратора 21, первый вход которого соединен с выходом элемента ИЛИ 22, объединение 5-7 входов которого с одноименными входами блока индикации соединено с соответствующими выходами 5-7 третьей 18, второй 19, первой 20 схем свертки, входы 1-4 блока индикации 23 соединены с одноименными выходами дешифратора 21.

Устройство работает следующим образом.

При начальной установке, например, четырехфазного двигателя выполняется подключение выходов устройства 1-4 через усилители мощности и пороговые датчики тока к фазным обмоткам шагового двигателя и пороговым датчикам напряжения в соответствии с фиг.2, при этом выходы 11-14 датчиков подключаются к одноименным шинам пороговых датчиков, а на шинах выбора режима коммутации 1-3 устанавливают коды 101 или 001, что реализует режим четырехтактной поочередной (код 101) либо четырехтактной парной (код 001) коммутации. Коды режимов задаются старшими разрядами адреса а5, а6, a7 постоянного запоминающего устройства (Фиг.1). Значение младших адресных разрядов которого a1, а2, а3, а4 представлено кодом состояния реверсивного счетчика на его выходах 1-4. При наличии сигнала разрешения чтения Е=1, код содержимого постоянного запоминающего устройства по адресу a1-a7 выводится на первый групповой выход b1-b6, обеспечивая заданную коммутацию напряжений на фазовых обмотках ABCD двигателя, а на второй групповой выход - значение эталонных контрольных разрядов x0-x4 модифицированного кода Хэмминга в соответствии с таблицей 1. Значение Е=0 устанавливает на выходе устройства переменные b1-b6 равными нулю, обеспечивая реализацию режима обесточенной стоянки. Значение V ¯ E = 1 обеспечивает реализацию режима стоянки под током.

По данным x0, x1, x2, x4 и x3, x5, x6, x7 первая-четвертая схемы свертки 20-17 и схема ИЛИ 22 формируют Р, S1, S2, S4, M в соответствии с соотношениями 1.1.

{ P = x 0 x 1 x 2 x 3 x 4 x 5 x 6 x 7 , S 1 = x 1 x 3 x 5 x 7 , S 2 = x 2 x 3 x 6 x 7 ,                                     ( 1 . 1 ) S 4 = x 4 x 5 x 6 x 7 , M = S 1 S 2 S 4 .

В таблице 2 показано функционирование заявляемого устройства в штатном режиме, при одиночном отказе x3≡1, x3≡0, при отказе фаз А, В (х3=x5≡0), либо С, D (х6=x7≡1), а также в ситуации, когда все четыре фазы обесточены или постоянно находятся под током.

При штатной работе устройства дешифратор 21 формирует сигнал α = Р ¯ М ¯ , а блок индикации отображает ситуацию и выдает сигнал во внешние цепи по шине 7 «штатная работа», при одиночном отказе блок индикации высвечивает номер 8 отказавшего канала и формирует сигнал β=Р∧М об одиночном отказе на выходной шине 10. В случае отказа большей кратности ситуация отображается в блоке индикации и формируются сигналы М ¯ Р , М Р ¯ на шинах 8, 9, при этом М⊕Р=γ.

Источники информации

1. Авторское свидетельство №1415401, кл. Н02Р 8/00, опубликованное от 07.08.88. Бюл. №29.

2. Патент RU 2417512, Н02Р 8/00, Н02Р 8/20, опубликован 27.04.2011. Бюл. №34.

3. Дискретный электропривод с шаговыми двигателями / Под редакцией М.Г.Чиликинаю М.: Энергия, 1971.

4. Угрюмов Е.П. Цифровая схемотехника: Учеб. пособие для вузов. - 2-е изд. перераб. и доп. - СПб.: БХВ - Петербург, 2007.

Таблица 1
Число фаз 4 4
Код режима Код счетчика а5а6а7=001 4-тактный парный а5а6а7=101 4-тактный поочередный
Выходы постоянного запоминающего устройства 1-10
x7 x6 x5 x3 x7 x6 x5 x3
D С В А x4x2x1x0 D C B A x4x2x1x0
b6b5 b4 b3 b2 b1 b6b5 b4 b3 b2 b1
0000 0 0 1 1 1100 0 0 0 1 0010
1000 0 1 1 0 0110 0 0 1 0 1011
0100 1 1 0 0 0011 0 1 0 0 1101
1100 1 0 0 1 1001 1 0 0 0 1110
0010 0 0 1 1 1100 0 0 0 1 0010
1010 0 1 1 0 0110 0 0 1 0 1011
0001 1 1 0 0 0011 0 1 0 0 1101
1001 1 0 0 1 1001 1 0 0 0 1110
0101 0 0 1 1 1100 0 0 0 1 0010
1101 0 1 1 0 0110 0 0 1 0 1011
0011 1 1 0 0 0011 0 1 0 0 1101
1011 1 0 0 1 1001 1 0 0 0 1110

Устройство для обнаружения отказов в шаговом электроприводе

Таблица 2
Р=x1⊕x2⊕⊕x3⊕x4⊕⊕x5⊕x6⊕⊕x7⊕x0
S=1·S1+2·S2+4·S4 S4=x4⊕x5⊕⊕x6⊕x7 S2=x2⊕x3⊕⊕x6⊕x7 S1=x1⊕x3⊕⊕x5⊕x7 x4 x2 x1 x0 x7 x6 x5 x3
4 2 1 D C B A
Штатное функционирование
α 0 0 0 0 0 1 1 0 0 0 0 1 1
α 0 0 0 0 0 0 1 1 0 0 1 1 0
α 0 0 0 0 0 0 0 1 1 1 1 0 0
α 0 0 0 0 0 1 0 0 1 1 0 0 1
Фаза А постоянно под током х3=1
α 0 0 0 0 0 1 1 0 0 0 0 1 1
β 1 3 0 1 1 0 1 1 0 0 1 1 1
β 1 3 0 1 1 0 0 1 1 1 1 0 1
α 0 0 0 0 0 1 0 0 1 1 0 0 1
Фаза А постоянно обесточена х3=0
β 1 3 0 1 1 1 1 0 0 0 0 1 0
α 0 0 0 0 0 0 1 1 0 0 1 1 0
α 0 0 0 0 0 0 0 1 1 1 1 0 0
β 1 3 0 1 1 1 0 0 1 1 0 0 0
Фазы А, В постоянно обесточены х3=x5=0
γ 0 6 1 1 0 1 1 0 0 0 0 0 0
β 1 5 1 0 1 0 1 1 0 0 1 0 0
α 0 0 0 0 0 0 0 1 1 1 1 0 0
β 1 3 0 1 1 1 0 0 1 1 0 0 0
Фазы С, D постоянно под током x6=x7=1
γ 0 1 0 0 1 1 1 0 0 1 1 1 1
β 1 7 1 1 1 0 1 1 0 1 1 1 0
α 0 0 0 0 0 0 0 1 1 1 1 0 0
β 1 6 1 1 0 1 0 0 1 1 1 0 1
Продолжение таблицы 2
Р=x1⊕x2⊕⊕x3⊕x4⊕⊕x5⊕x6⊕⊕x7⊕x0
S=1·S1+2·S2+4·S4 S4=x4⊕x5⊕⊕x6⊕x7 S2=x2⊕x3⊕⊕x6⊕x7 S1=x1⊕x3⊕⊕x5⊕x7 x4 x2 x1 x0 x7 x6 x5 x3
4 2 1 D C B A
Все фазы обесточены x3=x5=x6=x7≡0
γ 0 6 1 1 0 1 1 0 0 0 0 0 0
γ 0 3 0 1 1 0 1 1 0 0 0 0 0
γ 0 1 0 0 1 0 0 1 1 0 0 0 0
γ 0 4 1 0 0 1 0 0 1 0 0 0 0
Все фазы под током x3=x5=x6=x7≡1
γ 0 1 0 0 1 1 1 0 0 1 1 1 1
γ 0 4 1 0 0 0 1 1 0 1 1 1 1
γ 0 6 1 1 0 0 0 1 1 1 1 1 1
γ 0 3 0 1 1 1 0 0 1 1 1 1 1

Устройство для обнаружения отказов в шаговом электроприводе, содержащее первую-третью шины выбора режима коммутации, шины управления, тактовую, реверса, реверсивный счетчик, первый, второй, третий входы которого соединены с шиной управления, тактовой шиной, шиной реверса соответственно, постоянное запоминающее устройство, шину разрешения чтения, при этом первый-четвертый выходы реверсивного счетчика соединены с одноименными входами постоянного запоминающего устройства, пятый-восьмой входы которого соединены с третьей, второй, первой, седьмой шинами выбора режима коммутации и разрешения чтения соответственно, а выходы первый-шестой постоянного запоминающего устройства являются одноименными выходами устройства управления шаговым двигателем, отличающееся тем, что в устройство дополнительно введены первая-четвертая схемы свертки, седьмой-десятый выходы постоянного запоминающего устройства, дешифратор, схема ИЛИ, блок индикации, одиннадцатая-четырнадцатая шины пороговых датчиков фазных токов и напряжений, при этом одиннадцатая шина соединена с объединением одиннадцатых входов первой, второй, третьей, четвертой схем свертки, двенадцатая шина соединена с объединением двенадцатых входов второй, третьей, четвертой схем свертки, тринадцатая шина соединена с объединением тринадцатых входов первой, третьей, четвертой схем свертки, четырнадцатая шина - с четырнадцатыми входами первой, второй, четвертой схем свертки, седьмой, восьмой, девятый, десятый выходы постоянного запоминающего устройства соединены с одноименными входами первой-четвертой схем свертки, выход четвертой схемы свертки соединен со вторым входом дешифратора, первый вход которого соединен с выходом схемы ИЛИ, пятый-седьмой входы которой объединены с одноименными входами блока индикации и подключены к выходам третьей, второй, первой схем свертки соответственно, первый-четвертый выходы дешифратора соединены с одноименными входами блока индикации, выходы которого седьмой-десятый являются выходами заявляемого устройства.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано при создании дискретного электропривода с быстродействующей системой защиты объекта с ограниченным диапазоном перемещения.

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в системах управления с шаговыми двигателями. .

Изобретение относится к электротехнике и предназначено для использования в шаговых электроприводах исполнительных автоматизированных устройств. .

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в шаговом электроприводе автоматизированных исполнительных устройств . .

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в дискретном электроприводе с ограниченным перемещением подвижного элемента . .

Изобретение относится к электротехнике . .

Изобретение относится к электротехнике , к управлению электрическими машинами, и может быть использовано в шаговом электроприводе, работающем при изменяющихся в широких пределах нагрузках на валу.

Изобретение относится к электротехнике , а именно к электроприводу, и может быть использовано в системах управления шаговыми двигателями (ШД) с программным управлением.

Изобретение относится к электротехнике , к системам автоматического управления с шаговыми двигателями. .

Изобретение относится к электротехнике , к управлению электрическими машинами и может быть использовано в системах управления дискретным электроприводом. .

Изобретение относится к области автоматики и может быть использовано в коммутаторах шаговых электроприводов систем числового программного управления на базе четырехфазных шаговых двигателей.

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в коммутаторах дискретного электропривода. .

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в системе автоматической синхронизации шаговых двигателей. .

Изобретение относится к электротехнике , а именно к измерению характеристики гибридных шаговых электродвигателей (ШД). .

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано при измерении ошибок позиционирования шагового электродвигателя (ШД). .

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в устройствах автоматизации сборочных операций, например для перемещения рабочего органа установки, в частности светового проектора , указывающего место установки элементов монтажа.

Изобретение относится к электротехнике и может использоваться при изготовлении и эксплуатации часовых шаговых двигателей. .

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для контроля работы дискретного электропривода. .

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в шаговом электроприводе с программным управлением и повышенными требованиями к надежности работы.

Изобретение относится к электротехнике, а именно к управлению шаговыми двигателями. .

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в системах с шаговым электроприводом на базе трехфазных, четырехфазных и шестифазных шаговых двигателей. Техническим результатом является расширение функциональных возможностей за счет обеспечения известных режимов коммутации и стоянки для двигателей с различным числом фазных обмоток, обеспечения работы шагового двигателя в режиме переменной тактности, управляемой по шинам выбора режима коммутации, а также автоматического определения отказов в работе шагового электропривода благодаря сравнению кодов фактической запитки двигателя формируемых известными пороговыми датчиками фазных токов и напряжений с эталонными кодами дублирующего информационного канала. В устройство для обнаружения отказов в шаговом электроприводе введены второй групповой информационный выход эталонных коммутационных комбинаций, цифровой компаратор, новые функциональные связи, указанные в материалах заявки. 2 ил., 2 табл.
Наверх