Устройство разблокировки шасси в выпущенном положении и шасси, оснащенное таким устройством

Изобретение относится к устройству для привода и блокировки шасси со складывающимся подкосом. Шасси летательного аппарата (ЛА) содержит стойку, шарнирно установленную на ЛА с возможностью поворота вокруг оси уборки. Стойка стабилизируема в выпущенном положении посредством подкоса, содержащего две шарнирно соединенных между собой соединительных тяги, и удерживаема в выровненном положении стабилизирующим элементом, содержащим два шарнирно соединенных между собой звена. Одно из звеньев шарнирно соединено с подкосом, а второе звено шарнирно соединено со стойкой шасси или с ЛА. Звенья удерживаются в своем выровненном и заблокированном положении. Шасси также содержит устройство разблокировки. Устройство разблокировки содержит вращательный привод, коленчатый рычаг, рычаг, шарнирно установленный на конце коленчатого рычага, и содержащий уступ, шип, возвратное устройство, прижимающее рычаг к шипу. Ось привода параллельна шарнирной оси звеньев стабилизирующего элемента. Коленчатый рычаг соединен с валом вращательного привода. Шип жестко закреплен на одном из звеньев стабилизирующего элемента и выступает из этого звена. Коленчатый рычаг выполнен с возможностью перемещения из первого углового положения, в котором шип контактирует с рычагом, находясь напротив уступа, когда звенья находятся в выровненном положении, во второе угловое положение, которое коленчатый рычаг принимает, когда уступ рычага отталкивает шип, выводя звенья стабилизирующего элемента из выровненного положения. Достигается простота и надежность устройства разблокировки, использующего для своей работы простой электрический приводной механизм. 3 з.п. ф-лы, 17 ил.

 

Изобретение относится к новому устройству для привода и блокировки шасси со складывающимся подкосом.

Уровень техники

На фиг.1 представлена конструкция известного шасси. Данное шасси установлено с возможностью поворота вокруг оси 5 относительно конструкции летательного аппарата, между убранным и выпущенным положениями, при этом в выпущенном положении шасси стабилизируется с помощью элемента усиления, содержащего складывающийся подкос 2, включающий в себя две тяги 2а и 2b шарнирно соединенных между собой. Когда шасси находится в выпущенном положении, две соединительные тяги 2а и 2b находятся в, по существу, выровненном положении (расположены на одной прямой), поскольку удерживаются в данном положении стабилизирующим элементом 3, содержащим два шарнирно соединенных между собой звена 3а и 3b, которые также аналогично удерживаются в, по существу, выровненном положении (расположены на одной прямой) с помощью средства блокировки, в данном примере представляющего собой пружины, прикрепленные к одному из звеньев и удерживающие их в выровненном положении, определяемом внутренними упорами.

Подкос 2 соединен одним концом со стойкой шасси, а вторым - с конструкцией фюзеляжа ЛА, а средство блокировки соединено одним концом с подкосом, а вторым - со стойкой шасси, или также с конструкцией летательного аппарата.

Как известно, шасси приводится в действие сначала с помощью приводного механизма уборки шасси, например, силового цилиндра 8, соединенного со стойкой шасси, а затем с помощью приводного механизма 9 разблокировки, который служит для перевода средства блокировки в неактивное состояние.

Таким образом, начиная с выпущенного положения, сначала приводится в действие приводной механизм 9 разблокировки, который воздействует на стабилизирующий элемент 3, чтобы вывести два звена из выровненного положения, и, следовательно, вывести две соединительных тяги из выровненного положения. Будучи выведенными из выровненного положения, они уже не могут противодействовать уборке стойки шасси под действием приводного механизма уборки.

Известно, что в качестве приводного механизма 9 разблокировки используется гидроцилиндр. Тем не менее, для того, чтобы упростить управление различными приводами внутри летательного аппарата, специалисты в данной области стремятся заменить гидравлические приводы электрическими приводными механизмами. Электрические приводные механизмы в настоящее время активно используются, но они все еще остаются сложными, а также трудными в эксплуатации и техобслуживании.

Задача изобретения состоит в создании простого и надежного устройства разблокировки средства блокировки, использующего для своей работы простой электрический приводной механизм.

Раскрытие изобретения

Поставленная задача решена в шасси летательного аппарата, содержащем стойку, шарнирно соединенную с летательным аппаратом вокруг оси уборки и стабилизируемую в выпущенном положении посредством подкоса, содержащего две шарнирно соединенных между собой соединительных тяги и удерживаемого в выровненном положении стабилизирующим элементом, содержащим два шарнирно соединенных между собой звена, одно из которых шарнирно соединено с подкосом, а второе - шарнирно соединено со стойкой шасси или с конструкцией летательного аппарата, причем указанные звенья удерживаются в своем, по, существу выровненном и заблокированном положении, при этом шасси содержит устройство разблокировки, содержащее:

- вращательный привод, ось которого параллельна шарнирной оси звеньев стабилизирующего элемента,

- коленчатый рычаг, соединенный с валом вращательного привода,

- рычаг с уступом, шарнирно соединенный с концом коленчатого рычага,

- шип, жестко закрепленный и выступающий из одного из звеньев стабилизирующего элемента, и

- возвратное устройство, прижимающее рычаг к шипу,

при этом коленчатый рычаг может перемещаться из первого углового положения, в котором шип контактирует с рычагом, находясь напротив уступа, когда звенья, по существу, выровнены, во второе угловое положение, которое коленчатый рычаг принимает, когда уступ рычага отталкивает шип, приводя к нарушению линейности стабилизирующего элемента.

Таким образом, устройство разблокировки обеспечивает разблокировку стабилизирующего элемента с помощью приводного механизма, являющегося простым, и без какого-либо постоянного соединения звеньев стабилизирующего элемента с приводным механизмом, так что в случае заклинивания приводного механизма возможность управления шасси все равно сохраняется.

В этом отношении, и в конкретном примере осуществления, устройство разблокировки включает в себя аварийное управление, обеспечивающее отделение рычага от шипа в случае выхода из строя приводного механизма во время выпуска шасси.

В конкретном примере осуществления изобретения устройство разблокировки также обеспечивает возможность фиксации звеньев стабилизирующего элемента в, по существу, выровненном положении.

Преимущество изобретения заключается также в том, что звено, на котором установлен шип, содержит также анкерное колесо, которое взаимодействует с рычагом, чтобы отделить его от шипа при перемещении вращательного привода из первого углового положения во второе угловое положение.

Краткое описание чертежей

Настоящее изобретение будет более очевидным из нижеследующего описания чертежей, представленных в качестве неограничивающего примера, на которых, помимо уже описанной выше фиг.1, показано:

на фиг.2 показано шасси в конкретном примере осуществления, схематичный вид в перспективе;

на фиг.3 показано устройство разблокировки, являющееся частью шасси, изображенного на фиг.2, для конкретного примера осуществления изобретения, увеличенный вид;

на фиг.3a показано устройство разблокировки, изображенное на фиг.3, для другого примера осуществления изобретения;

на фиг.4a-4d показано то же устройство разблокировки на различных этапах уборки шасси;

на фиг.5a-5d показано то же устройство разблокировки на различных этапах выпуска шасси;

на фиг.6a-6d показано то же устройство разблокировки на различных этапах выпуска шасси в случае отказа вращательного привода; и

на фиг.7 показано устройство разблокировки согласно изобретению, содержащее средства аварийного управления.

Раскрытие изобретения

Как показано на фиг.2, и как уже отмечалось со ссылкой на фиг.1, шасси согласно изобретению включает в себя стойку 7, шарнирно соединенную с фюзеляжем летательного аппарата вокруг оси уборки 5, перпендикулярной плоскости данного чертежа. Шасси также включает в себя элемент усиления, содержащий подкос 2, выполненный из двух соединительных тяг 2а и 2b, шарнирно соединенных друг с другом в шарнирном соединении 4 и прикрепленных соответственно к стойке 7 и к летательному аппарату. Соединительные тяги 2а и 2b подкоса 2 удерживаются в, по существу, выровненном положении (в положении на одной прямой) стабилизирующим элементом 3, содержащим два шарнирно соединенных звена 3а и 3b, одно из которых, а именно, звено 3а шарнирно соединено с подкосом 2, а второе звено 3b шарнирно соединено со стойкой. Звенья 3а и 3b удерживаются в, по существу, выровненном положении и фиксируются в данном положении с помощью, по меньшей мере, одного средства блокировки, содержащего запорную пружину 10, которая подтягивает указанные звенья, приводя их к по существу выровненному положению, определяемому упором 12. Запорная пружина 10 дает возможность избежать случайного нарушения выровненного положения стабилизирующего элемента, но требует приложения значительного усилия для намеренного выхода из данного положения при уборке шасси. По существу, выровненное положение звеньев 3a и 3b стабилизирующего элемента 3 определяется упором 12, содержащим две половинки 12а и 12b, установленные на соответствующих звеньях 3а и 3b и взаимодействующие друг с другом с целью блокировки перемещения стабилизирующего элемента 3.

Как показано на фиг.3, в соответствии с настоящим изобретением, шасси оснащено устройством 6 разблокировки, которое в данном примере осуществления включает в себя:

- опорную плиту 61, присоединяемую к фюзеляжу летательного аппарата или к стойке 7 шасси,

- вращательный привод 62, закрепленный на опорной плите 61, ось которого параллельна оси соединения звеньев 3а и 3b стабилизирующего элемента,

- коленчатый рычаг 63, один конец которого соединен с поворотным валом вращательного привода 62,

- рычаг 64, шарнирно соединенный с концом коленчатого рычага 63 и содержащий основную часть с выполненным в ней уступом 65 и стержень 68, являющийся продолжением основной части за уступом,

- шип 31, жестко закрепленный на одном из звеньев стабилизирующего элемента 3, а именно, на звене 3b, и выступающий из этого звена,

- анкерное колесо 32, установленное на том же самом звене 3b, что и шип 31, и

- пружину 67, притягивающую рычаг 64 к шипу 31.

На фиг.3 также показан упор 12 в положении, в котором половинки 12а и 12b упора находятся в контакте друг с другом и обеспечивают выровненное положение звеньев 3а и 3b. Уступ 65 рычага 64 выполнен так, что в указанном выше положении он не контактирует с шипом 31.

На фиг.4а-4d показана работа устройства 6 разблокировки при перемещении шасси из выпущенного положения в убранное. На фиг.4а вращательный привод 62 показан в первом угловом положении D, соответствующем выпущенному положению шасси, при котором шип 31 находится в контакте с рычагом 64, находясь при этом перед уступом 65. Звенья 3а и 3b стабилизирующего элемента 3 устанавливаются в, по существу, выровненное положение с половинками 12а и 12b упора 12, установленными соответственно на звеньях 3а и 3b и образующими упор 12.

Затем, как показано на фиг.4b, вращательный привод поворачивается в направлении, показанном стрелкой, толкая при этом рычаг (стрелка P) в сторону звена 3b с помощью уступа 65 и шипа 31, и, таким образом, выводя звенья 3а и 3b стабилизирующего элемента 3 из выровненного положения. Вращательный привод 62 продолжает поворачиваться до тех пор, пока рычаг 64 не войдет в контакт с анкерным колесом 32. Данное колесо отталкивает рычаг 64 и нарушает упор между этим рычагом 64 и шипом 31, как показано на фиг.4с. На данном чертеже вращательный привод 62 показан в своем втором угловом положении R, в котором он больше не оказывает усилия на звено 3b стабилизирующего элемента 3. Затем приводится в действие приводной механизм 8 уборки, чтобы осуществить уборку шасси. Во время уборки шасси шип 31 продолжает удаляться от рычага 64, а анкерное колесо 32 при этом скользит по основной части рычага 64. На фиг.4d показано устройство 6 разблокировки, когда шасси находится в убранном положении.

На фиг.5а-5d показан процесс выпуска шасси. Перед выпуском шасси вращательный привод 62 возвращается из своего второго углового положения R в первое угловое положение D, анкерное колесо 32 при этом скользит по основной части рычага 64, не взаимодействуя с уступом 65, как это показано на фиг.5а и 5b. На втором этапе приводной механизм 8 уборки производит выпуск шасси, заставляя звено 3а поворачиваться и перемещая шип 31 ближе к уступу 65. Шип 31 входит в контакт со стержнем 68 рычага 64, так, что анкерное колесо 32 отделяется от рычага 64, как показано на фиг.5 с. В конце хода половинки 12а и 12b упора входят в контакт друг с другом, образуя упор 12 и удерживая звенья 3а и 3b в стационарном состоянии относительно друг друга в, по существу, выровненном положении (в положении, по существу, на одной прямой).

На фиг.6а-6d показана работа устройства 6 разблокировки в случае возможного отказа вращательного привода 62, когда данный вращательный привод остается зафиксированным во втором угловом положении R. Как показано на фиг.6а-6с, анкерное колесо 32 в данном случае дает возможность отвести назад рычаг 64, и предотвращает упор шипа 31 в уступ 65, пока шасси выпущено, что, в противном случае, привело бы к блокировке звеньев 3а и 3b в не выровненном положении (не на одной прямой), при котором стабилизация подкоса 2 невозможна. На фиг.6d представлено устройство 6 разблокировки после того, как вращательный привод 62 был приведен в исходное положение с помощью внешних средств, например, с помощью ручных средств управления.

Для этого устройство 6 разблокировки может включать в себя показанный на фиг.7 аварийный приводной механизм 92, который может приводиться в действие вручную или, предпочтительно, приводом 90, соединенным с рычагом 64 через кронштейн 91 и обеспечивающим разблокировку рычага 64 в случае заклинивания вращательного привода 62 в промежуточном положении между первым и вторым угловыми положениями, с целью обеспечения полного выпуска шасси.

Описанное выше изобретение дает возможность использования простых, надежных и обладающих малым весом вращательных приводов, таких как шаговые электродвигатели, за счет применения простых и надежных механических элементов. Кроме того, шасси всегда можно разблокировать с помощью простого внешнего воздействия, независимо от ситуации заклинивания, поскольку связь между вращательным приводом и стабилизирующим элементом не является неразъемным соединением.

Естественно, изобретение не ограничивается приведенным выше конкретным примером осуществления; наоборот, оно охватывает и все другие варианты осуществления, не выходя за рамки правовой защиты изобретения, определяемой приведенной формулой.

В частности, на фиг.3а показан вариант осуществления изобретения, в котором, по существу, выровненное положение звеньев 3а и 3b обеспечивается взаимодействием шипа 31 и уступа 65, образующего упор 66. В данном варианте осуществления приводной механизм 6 разблокировки служит для фиксации стабилизирующего элемента 3 в, по существу, прямолинейном положении, что сделано с целью замены упора 12 (или в дополнение к нему), установленного на звеньях 3а и 3b. С этой целью уступ 65 в рычаге 64 выполнен так, что когда звенья 3а и 3b, по существу, выровнены, шип 31 контактирует с уступом 65, в то время как вращательный привод находится в своем первом угловом положении.

Такое устройство 6 разблокировки может быть установлено на фюзеляже летательного аппарата, на подкосе 2, или на стойке 7 шасси. Указанные возможные места установки никоим образом не модифицируют данное устройство и не изменяют принцип его работы. Таким образом, установка устройства 6 разблокировки на опорной плите 61 является альтернативным вариантом, вращательный привод 62 можно устанавливать непосредственно на фюзеляже летательного аппарата, на подкосе 2, или на стойке 7.

Кроме того, возвратное устройство рычага 64, прижимающее его к шипу 31, может включать в себя, в дополнение к пружине 67 или вместо нее, торсионную пружину на шарнире между коленчатым рычагом 63 и рычагом 64.

И наконец, анкерное колесо 32 позволяет рычагу 64 отсоединиться в случае заклинивания вращательного привода 62 во втором угловом положении. Тем не менее, данный механизм не является принципиально важным. Могут быть предусмотрены и другие средства, в частности, длину стержня 68 рычага 64 можно увеличить, чтобы он постоянно прилегал к шипу 31. Работа устройства 6 разблокировки в этом случае будет, по существу, аналогична описанной со ссылками на фиг.4а-4d и 5а-5d, но шип 31 при этом будет скользить по стержню 68, не выходя из контакта с ним.

1. Шасси летательного аппарата, содержащее стойку (7), шарнирно установленную на летательном аппарате с возможностью поворота вокруг оси (5) уборки, стабилизируемую в выпущенном положении посредством подкоса (2), содержащего две шарнирно соединенных между собой соединительных тяги (2а, 2b), и удерживаемого в выровненном положении стабилизирующим элементом (3), содержащим два шарнирно соединенных между собой звена (3а, 3b), при этом одно из звеньев (3а) шарнирно соединено с подкосом, а второе звено (3b) шарнирно соединено со стойкой шасси или с летательным аппаратом, причем указанные звенья (3а, 3b) удерживаются в своем выровненном и заблокированном положении, отличающееся тем, что содержит устройство (6) разблокировки, содержащее:
- вращательный привод, ось которого параллельна шарнирной оси звеньев (3а, 3b) стабилизирующего элемента,
- коленчатый рычаг (63), соединенный с валом вращательного привода (62),
- рычаг (64), шарнирно установленный на конце коленчатого рычага, и содержащий уступ (65),
- шип (31), жестко закрепленный на одном из звеньев (3b) стабилизирующего элемента (3) и выступающий из этого звена (3b), и
- возвратное устройство, прижимающее рычаг (64) к шипу (31),
при этом коленчатый рычаг (63) выполнен с возможностью перемещения из первого углового положения, в котором шип (31) контактирует с рычагом (64), находясь напротив уступа (65), когда звенья находятся в, по существу, выровненном положении, во второе угловое положение, которое коленчатый рычаг (63) принимает, когда уступ (65) рычага (64) отталкивает шип (31), выводя звенья (3а, 3b) стабилизирующего элемента (3) из выровненного положения.

2. Шасси по п.1, в котором звено (3b), на котором установлен шип (31), содержит также анкерное колесо (32), выполненное с возможностью взаимодействия с рычагом (64), для отделения рычага (64) от шипа (31) при перемещении вращательного привода (62) из первого углового положения во второе угловое положение.

3. Шасси по п.1, в котором устройство (6) разблокировки содержит аварийное управляющее устройство (92), обеспечивающее отделение рычага (64) от шипа (31) в случае выхода из строя привода (62) во время выпуска шасси.

4. Шасси по п.1, в котором звенья (3а, 3b) удерживаются в выровненном положении посредством шипа (31), взаимодействующего с уступом (65), когда вращательный привод находится в своем первом угловом положении.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к индикаторам нагрузки и касается индикации жесткой посадки самолета и воздействующих на самолет буксировочных усилий, превышающих допустимые.

Изобретение относится к взлетно-посадочным шасси летательного аппарата и касается разблокировки средства стабилизации складывающегося подкоса шасси. .

Изобретение относится к авиации и касается систем управления выпуском шасси летательного аппарата. .

Изобретение относится к авиации, в частности к оборудованию системы бортовых измерений. .

Изобретение относится к авиации, в частности к способам работы на оборудовании бортовой контрольно-записывающей аппаратуры. .

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к оборудованию для измерения числа оборотов колес стойки шасси. .

Изобретение относится к убирающимся стойкам шасси самолетов, в частности к трехколесным шасси. Переднее шасси содержит нишу, колесо, стойку и механизм выпуска.

Изобретение относится к устройству уменьшения длины шасси летательного аппарата. .

Изобретение относится к взлетно-посадочным шасси летательного аппарата и касается разблокировки средства стабилизации складывающегося подкоса шасси. .

Изобретение относится к авиации, более конкретно к шасси летательного аппарата со средством уменьшения шума и летательному аппарату, снабженному таким шасси. .

Изобретение относится к области авиационной техники и касается вбирающегося шасси самолета. .

Изобретение относится к области авиационной техники и касается убирающегося шасси самолета. .

Изобретение относится к области авиационной техники и касается убирающегося шасси летательного аппарата. .

Изобретение относится к области авиации, более конкретно - к опоре шасси самолета. .

Изобретение относится к области авиационной техники, в частности к устройству шасси самолета. .

Изобретение относится к взлетно-посадочным устройствам летательных аппаратов. .

Группа изобретений относится к взлетно-посадочным устройствам летательных аппаратов (ЛА) и касается конструктивных особенностей убирающихся опор шасси. Убирающаяся опора содержит рычаг с колесом, шарнирно закрепленный на фюзеляже, соосно расположенные гидроцилиндр уборки-выпуска с замками выпущенного и убранного положения, полости которого связаны с гидросистемой ЛА, и газогидравлический амортизатор. Газогидравлический амортизатор выполнен с возможностью заполнения полости рабочими средами через общий зарядный штуцер без их разделения и размещен в полости гидроцилиндра с образованием пары «труба в трубе» и возможностью выполнения функций штока гидроцилиндра. Гидроцилиндр снабжен газовой камерой высокого давления, полость которой образована штоком амортизатора, поршнем, установленным в указанной полости, взаимодействующим со штоком амортизатора, и дополнительной неподвижной буксой. Достигается сокращение габаритов убирающейся опоры за счет объединения амортизатора и гидроцилиндра-подъемника в единый агрегат. 2 н. и 4 з.п. ф-лы, 10 ил.
Наверх