Весло для спортивной гребли на байдарках и каноэ
Изобретение относится к судостроению и касается весел для спортивной гребли. Весло для спортивной гребли на байдарках и каноэ содержит веретено и лопасть в виде жесткой рамки, несущей рабочий орган в виде крыльев авиационного профиля. Несущий рабочий орган в виде крыльев авиационного профиля закреплен поперечно и под углом к продольной оси лопасти с зазором между собой, имеет различную площадь поверхности, щелевые зазоры между передними кромками крыльев больше, чем между задними кромками. Рамка лопасти весла установлена поперечно плоскости лопасти весла, в концевой своей части имеет форму судового киля. Достигается снижение физических затрат и увеличение скорости движения спортивных судов. 2 з.п. ф-лы, 1 ил.
Изобретение относится к судостроению и касается весел для спортивной гребли.
Известно, принятое в качестве ближайшего аналога весло, вставляемое в уключину, содержащее веретено и лопасть, выполненную в виде жесткой рамки, внутри которой установлен рабочий орган (Заявка Франции №2387843, кл. В63Н 16/04, 1977 г.).
Основным недостатком известного весла является малая скорость движения судна при больших физических затратах.
Наиболее близким к изобретению является весло, содержащее веретено и лопасть, в виде жесткой рамки, несущей рабочий орган в виде крыльев авиационного профиля (Патент Российской Федерации №2056327, кл. В63Н 16/04, 1996 г.).
Данное весло принято за прототип.
Недостатками прототипа являются неустойчивое положение весла в воде («рыскание лопасти»), значительный крутящий момент, возникающий на ручке весла во время гребка, а также «застревание весла» на выносе из воды и, как следствие перечисленного, снижение скорости гребли при больших физических потерях.
Сущность изобретения состоит в том, что в известном весле, содержащем веретено и лопасть, в виде жесткой рамки, несущей рабочий орган в виде крыльев авиационного профиля, согласно изобретению рамка лопасти весла установлена поперечно плоскости лопасти весла, в концевой своей части имеет форму судового киля, угол атаки стабилизаторов постепенно повышается от нижнего к верхнему, причем стабилизаторы установлены на рамке с возможностью регулировки угла наклона относительно продольной оси лопасти.
Предлагаемая совокупность существенных признаков позволяет получить следующий результат.
Установка рамки лопасти весла поперечно плоскости лопасти весла с концевой частью, имеющей форму судового киля, расположение стабилизаторов, значение угла атаки которых постепенно повышается от нижнего стабилизатора к верхнему, а также наличие возможности регулировки угла наклона стабилизаторов относительно продольной оси лопасти позволяют повысить эффективность работы весла за счет создания более устойчивого положения лопасти в воде, снизить значение крутящего момента, возникающего на ручке весла во время гребка, а также исключить потери скорости гребли в момент извлечения лопасти из воды и вследствие перечисленного - снижение физических затрат и увеличение скорости движения спортивных судов.
На фиг.1 изображено весло, общий вид.
Весло для спортивной гребли (например, байдарочное весло) состоит из веретена 1 и двух лопастей, развернутых относительно друг друга на 90 град. Лопасть весла выполнена в виде рамки 2 и установленных на ней стабилизаторов 3, 4, 5 (показан вариант лопасти с тремя стабилизаторами). Концевая часть 6 рамки 2 имеет форму судового киля.
Весло работает следующим образом.
По мере погружения лопасти в воду происходит поочередная загрузка стабилизаторов 3, 4, 5, установочные углы атаки которых, постепенно повышающиеся от нижнего стабилизатора к верхнему, позволяют последовательно во всех фазах гребка обеспечить максимально эффективную опору лопасти в воде, а также избежать «застревания» весла на выносе из воды.
Гидромеханические свойства концевой части 6 рамки 2, выполненной в форме судового киля, обеспечивают устойчивое положение лопасти в воде на протяжении всей проводки.
Кроме того, возможность регулировки стабилизаторов 3, 4, 5 на рамке 2 позволяет настраивать лопасть весла применительно к индивидуальным качествам спортсмена, выбранной им длине дистанции и, соответственно, скорости гребли.
1. Весло для спортивной гребли на байдарках и каноэ, содержащее веретено и лопасть в виде жесткой рамки несущей рабочий орган в виде крыльев авиационного профиля, закрепленных поперечно и под углом к продольной оси лопасти с зазором между собой, имеющих различную площадь поверхности, щелевые зазоры между передними кромками крыльев больше, чем между задними кромками, отличающееся тем, что рамка лопасти весла установлена поперечно плоскости лопасти весла, в концевой своей части имеет форму судового киля.
2. Весло по п.1, отличающееся тем, угол атаки стабилизаторов постепенно повышается от нижнего к верхнему.
3. Весло по п.1, отличающееся тем, что стабилизаторы установлены на рамке с возможностью регулировки угла наклона относительно продольной оси лопасти как в продольном, так и в поперечном направлении.