Оппозитный кривошипно-планетарный поршневой механизм бесшатунного типа (варианты) и система оппозитных кривошипно-планетарных поршневых механизмов бесшатунного типа

Изобретение может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания, поршневых компрессорах, насосах, а также в механизмах преобразования вращательного движения приводного вала в возвратно-поступательное движение поршней и наоборот. Оппозитный кривошипно-планетарный поршневой механизм бесшатунного типа, включает в себя картер (7) с цилиндрами (11), в котором размещены штоки (9) с поршнями (11) и приводной вал с ведущей шестерней. Ведущая шестерня находится в зацеплении с ведомой шестерней, жестко установленной в корпусе кривошипов. В механизме имеются оппозитно установленные кривошипы (5) преобразующие вращательное движение приводного вала в возвратно-поступательное перемещение штоков (9) с поршнями (10) в цилиндрах (11). Раскрыт вариант выполнения оппозитного кривошипно-планетарного поршневого механизма бесшатунного типа и система оппозитных кривошипно-планетарных поршневых механизмов бесшатунного типа. Технический результат заключается в упрощении конструкции и в повышении производительности. 3 н. и 14 з.п. ф-лы, 3 ил.

 

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в конструкциях двигателей внутреннего сгорания, поршневых компрессорах, насосах, а также во всех механизмах преобразования вращательного движения приводного вала в возвратно-поступательное перемещение поршней бесшатунным способом и наоборот.

Известен бесшатунный механизм (С.С. Баландин. Бесшатунные двигатели внутреннего сгорания. - М.: Машиностроение, 1972 г.), в котором вместо шатуна используется жестко соединенный с поршнями шток, который возвратно-поступательно перемещается по боковым направляющим, связан с коленчатым валом, вращающимся в цапфах, синхронизированных через промежуточный вал зубчатой передачей.

Однако в известном механизме отсутствует компенсация предельных отклонений размеров межцентровых расстояний в коленчатом вале и радиусах кривошипов, что требует высочайшей точности изготовления и значительно снижает ресурс работы двигателя.

Известны бесшатунные механизмы (патенты РФ №№2256798, 2256799, МПК F01B 9/02, опубл. 20.07.2005), содержащие шарнирно соединенные опорный и поводковый кривошипы с радиусами вращения, равными одной четвертой части хода поршня, и имеющие штоковую шейку, связанную как минимум с одним поршневым штоком.

Известен асинхронный бесшатунный механизм (патент РФ №2256800, МПК F01B 9/02, опубл. 20.07.2005), содержащий два промежуточных вала, на которых жестко насажены вращающиеся шестерни с радиусом начальной окружности, равным одной четверти хода поршней, находящиеся во взаимодействии с парой неподвижных шестерен внутреннего зацепления, имеющих радиус начальной окружности, равный половине хода поршней, механизм снабжен общей опорой для двух промежуточных валов, выполненной в виде эксцентриковой втулки с двумя отверстиями, эксцентриситет которой равен одной четвертой части хода поршня, при этом колена промежуточных валов связаны с поршневыми штоками и установлены в соответствии с заданными фазами движения и, в частности, с возможностью перемещения их в противофазе.

Известно устройство преобразования движения (патент РФ №2280771, МПК F02B 75/32, F02B 75/04, F02D 15/02, опубл. 27.07.2006), содержащее шатун, подвижно соединенный с коленчатым валом через эксцентрик, который имеет свободу вращения на шейке коленчатого вала и жестко соединен с малой цилиндрической шестерней, имеющей совместно с эксцентриком свободу вращения на кривошипе коленчатого вала и образующей пару внутреннего зацепления с шестерней большего диаметра, закрепленной в корпусе устройства.

Известные механизмы имеют сложные конструкции, которые повышают стоимость изделий и снижают эксплуатационный ресурс.

Известен поршневой компрессор бесшатунного типа с кривошипно-планетарным механизмом (патент РФ №96192, МПК F04B 27/00, опубл. 22.03.2010 г.), ближайший по технической сущности и принятый за прототип, включающий корпус с цилиндрами, в котором размещены штоки с поршнями и клапанными головками, коленчатый вал, соединенный через посадочные гнезда одним концом с ведущим кривошипным валом, а вторым концом - с ведомым кривошипным валом, причем на коленчатом валу жестко установлена планетарная шестерня-сателлит, которая находится во внутреннем зацеплении с центральной планетарной шестерней.

Однако в данном поршневом компрессоре недостатком является наличие массивного, составного вала, состоящего из ведущего кривошипа, коленчатого вала и ведомого кривошипа, соединенных для жесткости четырьмя подшипниками качения.

Задачей изобретения является упрощение конструкции и повышение технико-экономических характеристик путем унификации базового поршневого механизма.

Техническим результатом, достигаемым при использовании данного изобретения, является упрощение конструкции, повышение производительности и КПД.

Основным отличием заявляемого устройства является то, что кривошипы смонтированы оппозитно в корпусе кривошипов, который имеет ведомую шестерню, связанную зубчатым зацеплением с приводным валом. Такая компоновка обеспечивает простоту изготовления, уменьшается количество деталей и их вес, снижаются инерционные силы, уменьшаются энергетические затраты на привод и повышается КПД.

Технический результат достигается тем, что в оппозитном кривошипно-планетарном поршневом механизме бесшатунного типа, включающем картер с цилиндрами, в котором размещены штоки с поршнями, новым является то, что он содержит приводной вал с ведущей шестерней, находящейся в зацеплении с ведомой шестерней, жестко установленной в корпусе кривошипов, в котором также оппозитно установлены кривошипы с возможностью преобразования вращательного движения приводного вала в возвратно-поступательное перемещение штоков с поршнями в цилиндрах.

Количество цилиндров, по меньшей мере, равно двум или четырем.

Цилиндры расположены оппозитно, в ряд или по диагонали.

На кривошипах жестко установлены шестерни-сателлиты.

Шипы кривошипов соединены со штоками на скользящей посадке.

Количество кривошипов, шестерней-саттелитов, зубчатых венцов внутреннего зацепления, по меньшей мере, равно двум.

На цилиндрах расположены клапанные головки, соединенные с ресивером.

Технический результат также достигается тем, что в оппозитном кривошипно-планетарном поршневом механизме бесшатунного типа, включающем картер с цилиндрами, в котором размещены штоки с поршнями, новым является то, что он содержит приводной вал с ведущей шестерней, связанной с ведомой шестерней корпуса кривошипов с помощью зубчатой передачи, причем в корпусе кривошипов также оппозитно установлены кривошипы с возможностью преобразования вращательного движения приводного вала в возвратно-поступательное перемещение штоков с поршнями в цилиндрах.

Количество цилиндров, по меньшей мере, равно двум или четырем.

Цилиндры расположены оппозитно, в ряд или по диагонали.

На кривошипах жестко установлены шестерни-сателлиты.

Шипы кривошипов соединены со штоками на скользящей посадке.

Количество кривошипов, шестерней-саттелитов, зубчатых венцов внутреннего зацепления, по меньшей мере, равно двум.

На цилиндрах расположены клапанные головки, соединенные с ресивером.

Технический результат также достигается тем, что система оппозитных кривошипно-планетарных поршневых механизмов бесшатунного типа содержит по меньшей мере два механизма, установленных в общем картере зеркально по отношению друг к другу и связанных своими ведомыми шестернями с ведущей шестерней общего приводного вала.

Механизмы установлены по отношению друг к другу под углом.

Количество цилиндров равно восьми.

Заявленное устройство поясняется чертежами.

На фиг.1 представлена схема 4-цилиндрового оппозитного кривошипно-планетарного поршневого механизма бесшатунного типа (вид сбоку).

На фиг.2 представлена схема 4-цилиндрового оппозитного кривошипно-планетарного поршневого механизма бесшатунного типа (вид сверху).

На фиг.3 представлена схема производного унифицированного 8- цилиндрового оппозитного кривошипно-планетарного поршневого механизма бесшатунного типа с одним приводным валом и одной ведущей шестерней (вид сбоку), скомпонованного из унифицированных деталей представленного на фиг.2 базового механизма.

Здесь 1 - приводной вал, 2 - ведущая шестерня, 3 - ведомая шестерня, 4 - корпус кривошипов, 5 - кривошипы, 6 - шестерни-саттелиты, 7 - картер механизма, 8 - зубчатые венцы внутреннего зацепления, 9 - штоки, 10 - поршни, 11 - цилиндры, 12 - клапанные головки.

Ведомая шестерня 3 связана зубчатым зацеплением с ведущей шестерней 2 приводного вала 1 и соединена с корпусом кривошипов 4, в котором установлены кривошипы 5.

На кривошипах 5 жестко установлены шестерни-сателлиты 6, которые обкатываются по закрепленным в картере механизма 7 зубчатым венцам внутреннего зацепления 8.

Шипы кривошипов 5 соединены со штоками 9.

Штоки 9 с поршнями 10 установлены в оппозитно расположенных цилиндрах 11 с клапанными головками 12.

Если устройство содержит только два цилиндра, они могут быть расположены оппозитно, в ряд или по диагонали.

Если устройство содержит четыре цилиндра и более, они могут быть расположены только оппозитно попарно.

Наибольший КПД будет достигаться при оппозитном расположении 4-х цилиндров, однако в зависимости от поставленной задачи можно сконструировать 2-цилиндровый агрегат с рядным расположением цилиндров (например, компрессор для Камаза или ДВС для а/м ОКА) или с расположением цилиндров по диагонали (например, ДВС для моторной лодки).

Устройство работает следующим образом.

При вращении приводного вала 1 ведущая шестерня 2 через ведомую шестерню 3 задает круговое движение корпусу кривошипов 4 вместе с кривошипами 5, при этом жестко установленные на кривошипах шестерни-сателлиты 6 обкатываются по закрепленным в картере механизма 7 зубчатым венцам внутреннего зацепления 8, заставляя кривошипы 5 совершать вращательное движение, а шипы кривошипов 5 совершать строго прямолинейное возвратно-поступательное движение совместно с установленными на них штоками 9 с поршнями 10. Поршни 10, строго прямолинейно, перемещаясь в цилиндрах 11, совершают ход от нижней «мертвой» точки (НМТ) до верхней «мертвой» точки (ВМТ), равный учетверенному радиусу кривошипов, и посредством клапанных головок 12 всасывают атмосферный воздух (или другое рабочее текучее вещество) в цилиндры, сжимают его и нагнетают в ресивер до заданного давления.

Для создания на базе исходной модели механизма бесшатунного типа ряда производных механизмов с различными показателями мощности, производительности и т.д. достаточно установить зеркально или под некоторым углом к базовому механизму дополнительный аналогичный по конструкции механизм, связанный своей ведомой шестерней с ведущей шестерней приводного вала исходной модели (см. фиг.3).

Например, для объединения двух механизмов используют унифицированный картер, в котором размещают оба механизма на общем приводном валу.

Полученный таким образом 8-цилиндровый механизм позволяет в два раза повысить производительность такой системы механизмов при сохранении габаритов и всех комплектующих деталей 4-цилиндрового механизма, при этом снижаются затраты на производство нового изделия.

Использование заявленного изобретения позволит значительно увеличить производительность и КПД поршневых механизмов, а также снизить затраты на их изготовление и эксплуатацию.

1. Оппозитный кривошипно-планетарный поршневой механизм бесшатунного типа, включающий картер с цилиндрами, в котором размещены штоки с поршнями, отличающийся тем, что содержит приводной вал с ведущей шестерней, находящейся в зацеплении с ведомой шестерней, жестко установленной в корпусе кривошипов, в котором также оппозитно установлены кривошипы с возможностью преобразования вращательного движения приводного вала в возвратно-поступательное перемещение штоков с поршнями в цилиндрах.

2. Механизм по п.1, отличающийся тем, что количество цилиндров, по меньшей мере, равно двум или четырем.

3. Механизм по п.1, отличающийся тем, что цилиндры расположены оппозитно, в ряд, или по диагонали.

4. Механизм по п.1, отличающийся тем, что на кривошипах жестко установлены шестерни-сателлиты.

5. Механизм по п.1, отличающийся тем, что шипы кривошипов соединены со штоками на скользящей посадке.

6. Механизм по п.1, отличающийся тем, что количество кривошипов, шестерней-саттелитов, зубчатых венцов внутреннего зацепления, по меньшей мере, равно двум.

7. Механизм по п.1, отличающийся тем, что на цилиндрах расположены клапанные головки, соединенные с ресивером.

8. Оппозитный кривошипно-планетарный поршневой механизм бесшатунного типа, включающий картер с цилиндрами, в котором размещены штоки с поршнями, отличающийся тем, что содержит приводной вал с ведущей шестерней, связанной с ведомой шестерней корпуса кривошипов с помощью зубчатой передачи, причем в корпусе кривошипов также оппозитно установлены кривошипы с возможностью преобразования вращательного движения приводного вала в возвратно-поступательное перемещение штоков с поршнями в цилиндрах.

9. Механизм по п.8, отличающийся тем, что количество цилиндров, по меньшей мере, равно двум, или четырем.

10. Механизм по п.8, отличающийся тем, что цилиндры расположены оппозитно, в ряд или по диагонали.

11. Механизм по п.8, отличающийся тем, что на кривошипах жестко установлены шестерни-сателлиты.

12. Механизм по п.8, отличающийся тем, что шипы кривошипов соединены со штоками на скользящей посадке.

13. Механизм по п.8, отличающийся тем, что количество кривошипов, шестерней-саттелитов, зубчатых венцов внутреннего зацепления, по меньшей мере, равно двум.

14. Механизм по п.8, отличающийся тем, что на цилиндрах расположены клапанные головки, соединенные с ресивером.

15. Система оппозитных кривошипно-планетарных поршневых механизмов бесшатунного типа, содержащая по меньшей мере два механизма по любому из пп.1-14, установленных в общем картере зеркально по отношению друг к другу и связанных своими ведомыми шестернями с ведущей шестерней общего приводного вала.

16. Система по п.15, отличающаяся тем, что механизмы по любому из пп.1-14 установлены по отношению друг к другу под углом.

17. Система по п.15, отличающаяся тем, что количество цилиндров равно восьми.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к механизмам, используемым в прессовых машинах, основанных на эффекте перекатывающихся рычагов. Механизм с перекатывающимся рычагом включает кривошип (1), шатун (2), перекатывающийся рычаг (3), коромысло (4) и выходное звено (5).

Изобретение относится к механизмам преобразования вращательного движения в возвратно-поступательное и наоборот. Устройство преобразования движения содержит по два цилиндрических зубчатых колеса внешнего зацепления (2, 8), зубчатых колеса внутреннего зацепления, сателлитов, к каждому сателлиту жестко присоединена планка, два шатуна (5, 8) и два поршня (6, 9).

Изобретение относится к машиностроению, а именно к механизмам, преобразующим вращательное движение в возвратно-поступательное и наоборот. .

Изобретение относится к механизмам преобразования вращательного движения в возвратно-поступательное и наоборот. .

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к механизмам для преобразования вращательного движения в поступательное. .

Изобретение относится к машиностроению, а конкретно к кулачковым механизмам. .

Изобретение относится к машиностроению, а именно к кривошипно-ползунным механизмам. .

Изобретение относится к устройству для генерирования кинетической энергии. .

Изобретение относится к машиностроению, а именно к механизмам для преобразования возвратно-поступательного движения во вращательное и наоборот. .

Изобретение относится к машиностроению, а именно к кривошипно-ползунным механизмам. .

Изобретение относится к поршневым компрессорам и к другим поршневым машинам объемного вытеснения газов, например к ДВС. .

Изобретение относится к области машиностроения аэрокосмической и нефтегазовой промышленности, энергетики, в частности, к поршневым компрессорам для сжатия газообразных сред и в том числе сред агрессивных газов.

Изобретение относится к холодильной технике. .

Изобретение может быть использовано в двигателестроении. Двигатель внутреннего сгорания содержит четыре полых цилиндра (1), каждый из которых снабжен поршнем (2), установленным в его полости и соосно с ним, входом для поступления в полость цилиндра (1) свежего рабочего тела и выходом для удаления из полости цилиндра (1) отработанного рабочего тела.
Наверх