Ракетный двигатель твердого топлива

Изобретение относится к ракетным двигателям на твердом топливе и предназначено для применения при проектировании, отработке и изготовлении крупногабаритных ракетных двигателей на твердом топливе. Ракетный двигатель включает корпус с передним и задним днищами, а также скрепленный с корпусом по цилиндрической части канальный заряд с раскреплением манжетами на торцах. Фланец горловины переднего днища скреплен с кольцевым выступом перфорированного стакана, выполненного в виде полого цилиндра из сгораемого материала и размещаемого соосно в канале заряда с обеспечением раскрепления от него без зазора. Стакан выполнен длиной не менее осевого расстояния от фланца горловины переднего днища до половины проекции раскрепленной части переднего торца на ось канала заряда. Толщина стенки стакана выполнена уменьшающейся в сторону заднего днища. Перфорация стакана представляет собой щелевые прорези, размещенные вдоль его образующей на поверхности, обращенной к заряду, и круговые отверстия, выполненные на уровне заманжетного зазора, выходящего на канал заряда. Изобретение позволяет уменьшить уровень отрывных контактных напряжений в топливе в районе краевых зон скрепления заряда с корпусом. 3 з.п. ф-лы, 2 ил.

 

Изобретение относится к ракетным двигателям на твердом топливе (РДТТ) и предназначено для применения при проектировании, отработке и изготовлении крупногабаритных РДТТ, в которых используются скрепленные с корпусом по цилиндрической части и раскрепленные манжетами по эллиптическим торцевым поверхностям заряды смесевого ракетного твердого топлива(СРТТ).

Наиболее близким к предлагаемому изобретению является РДТТ (Патент РФ №2245450, опубл. 27.01.2005 г.), содержащий корпус с передним и задним днищами, скрепленный с ним по цилиндрической части канальный заряд с раскреплением манжетами на торцах.

Недостатком прототипа является наличие высоких отрывных напряжений в районе замков манжетных раскреплений, которые предопределяют высокий уровень требований к топливу по прочностным характеристикам и могут приводить к нарушению структурной целостности в краевых зонах скрепления заряда с корпусом на этапе предстартовой эксплуатации, на пассивном участке полета РДТТ и в процессе хранения, что снижает надежность конструкции, повышает вероятность брака изделия при изготовлении, исключает возможность использования инертных составов заряда с пониженным уровнем механических характеристик.

Задачей настоящего изобретения является создание конструкции РДТТ, позволяющей расширить эксплуатационные возможности, повысить параметры прочностной работоспособности в период предстартовой эксплуатации и пассивного (неработающего двигателя) участка полета РДТТ при обеспечении сохранения формы канала в процессе длительного хранения, а также увеличить диапазон используемых рецептур составов заряда до инертных, обладающих пониженным уровнем механических характеристик, за счет уменьшения уровня отрывных контактных напряжений в топливе в районе краевых зон скрепления заряда с корпусом.

При этом снижаются требования к прочностным характеристикам используемого топлива, повышаются параметры надежности при эксплуатации РДТТ, повышается технологический ресурс при изготовлении РДТТ (снижается вероятность изготовления забракованного по механическим характеристикам изделия). Появляется возможность исследовать поведение конструктивных элементов РДТТ при более жестких режимах предстартовой эксплуатации (нештатное охлаждение, транспортные нагрузки, повышенная длительность эксплуатационных нагрузок и т.п.).

Особый интерес представляет использование предлагаемого изобретения при разработке конструкции полноразмерных макетных (из инертного топлива) зарядов крупногабаритных (маршевых) РДТТ. Эти заряды применяют для исследования поведения РДТТ или комплекса в целом на этапе предстартовой эксплуатации при воздействии штатных и запредельных (например, температурных) нагрузок.

Поставленная задача решается ракетным двигателем твердого топлива, содержащим корпус с передним и задним днищами, скрепленный с ним по цилиндрической части канальный заряд с раскреплением манжетами на торцах. Особенность заключается в том, что фланец горловины переднего днища скреплен с кольцевым выступом перфорированного стакана, выполненного в виде полого цилиндра из сгораемого материала и размещаемого соосно в канале заряда с обеспечением раскрепления от него без зазора.

В частности, стакан выполнен длиной не менее осевого расстояния от фланца горловины переднего днища до половины проекции раскрепленной части переднего торца на ось канала заряда.

В частности, толщина стенки стакана выполнена уменьшающейся в сторону заднего днища.

В частности, перфорация стакана представляет собой щелевые прорези, размещенные вдоль его образующей на поверхности, обращенной к заряду, и круговые отверстия, выполненные на уровне заманжетного зазора, выходящего на канал заряда.

Предлагаемое изобретение отличается от прототипа наличием стакана, обеспечивающего поддержку нависающей раскрепленной части заряда. Конструктивные особенности стакана позволяют уменьшить его весовые характеристики, обеспечить постепенное выгорание стакана и предотвращают его отрыв от переднего днища.

Из уровня техники известны РДТТ, конструкция которых содержит элемент, соосно размещенный в корпусе (Патенты РФ №2221159, 2303153, 2305790, 2326260). Все технические решения относятся к двигателям, канал заряда которых прочно скреплен тем или иным образом с элементом из несгораемого материала, конструктивные особенности которого обусловлены выполнением заряда именно вкладным. Известные технические решения решают каждый свою задачу, но не направлены на разгрузку зоны замков манжетных раскреплений в силу отсутствия в конструкции таких зон.

Предлагаемый РДТТ иллюстрируется графическими изображениями.

На Фиг.1 показан общий вид РДТТ предлагаемой конструкции.

На Фиг.2 представлен вид А на Фиг.1 передней части двигателя со стаканом.

РДТТ содержит корпус 1 с передним 2 и задним 3 днищами. В корпусе 1 размещен заряд 4, скрепленный с ним по цилиндрической части и раскрепленный манжетами 5 на торцах. Фланец 6 горловины переднего днища 2 скреплен с кольцевым выступом 7 стакана 8. Стакан 8 оснащен щелевыми прорезями 9 и круговыми отверстиями 10, которые обеспечивают проход газов во время работы двигателя. Стакан 8 выполнен в виде цилиндра из сгораемого материала и размещен соосно в канале 11 заряда 4 с обеспечением раскрепления от заряда 4 без зазора. Длина стакана 8 составляет не менее осевого расстояния от фланца 6 горловины переднего днища 2 до половины проекции раскрепленной части переднего торца на ось канала 11 заряда 4 (L - длина проекции раскрепленной части переднего торца на ось канала 11 заряда 4).

Сборку стакана 8 с фланцем 6 горловины переднего днища 2 осуществляют до заполнения составом заряда 4 корпуса 1.

В процессе предстартовой эксплуатации в горизонтальном положении двигателя нижняя половина раскрепленного переднего торца заряда 4 опирается на днище 2, а верхняя частично опирается на нижнюю часть днища 2, а частично на стакан 8. Поддержка верхней половины раскрепленного переднего торца заряда 4 стаканом 8 снижает отрывные напряжения на границе скрепления заряда 4 с корпусом 1 в зоне замка манжеты 5.

Предлагаемый РДТТ работает следующим образом. При запуске двигателя воспламеняется канальная часть заряда 4. Продукты сгорания воспламенителя (условно не показан) и топлива из канала 11 заряда 4 проходят через перфорации 9 и 10 стакана 8 и попадают в заманжетную полость раскрепленного переднего торца заряда 4. Одновременно, распространяясь по каналу заряда 4, продукты сгорания заходят в заманжетную полость заднего торца заряда 4 и истекают через сопло 12 двигателя, создавая необходимую реактивную тягу. Стакан 8 в процессе работы РДТТ выгорает, не оказывая негативного влияния на штатную работу двигателя.

Для скрепленного с корпусом по цилиндрической части крупногабаритного заряда СРТТ массой около 20 тонн численными методами конечного элемента (Аликин В.Н., Милехин Ю.М., Пак З.П. Пороха, топлива, заряды. T.1. Методы математического моделирования для исследования зарядов твердого топлива. М.: Химия, 2003, 216 с.) проведен расчет контактных напряжений в передней краевой зоне скрепления заряда от действия поперечных массовых сил (γу) для двух случаев:

- канал заряда в передней части свободен;

- передняя часть канала оснащена стаканом длиной, составляющей 0,6 от длины осевого расстояния от фланца горловины переднего днища до половины проекции раскрепленной части переднего торца на ось канала заряда.

Результаты численных расчетов показали, что в первом случае (в зависимости от свободного объема канала заряда) от действия поперечных массовых сил (γу) в зоне раскрепления возникают отрывные контактные напряжения порядка 0,38-0,4 кгс/см2.

Оснащение канала заряда стаканом приводит к снижению отрывных контактных напряжений от поперечных массовых сил на 20%.

Перфорированный стакан, изготовленный из сгораемого материала (например, из органопластика, стеклопластика и т.п.), для рассматриваемого типа двигателя весит 7-8 кг, что минимизирует увеличение пассивной массы двигателя.

Проведенные расчеты свидетельствуют об эффективности предлагаемой конструкции РДТТ.

Заявляемое техническое решение практически реализуемо и позволяет решить поставленную задачу.

1. Ракетный двигатель твердого топлива, содержащий корпус с передним и задним днищами, скрепленный с ним по цилиндрической части канальный заряд с раскреплением манжетами на торцах, отличающийся тем, что фланец горловины переднего днища скреплен с кольцевым выступом перфорированного стакана, выполненного в виде полого цилиндра из сгораемого материала и размещаемого соосно в канале заряда с обеспечением раскрепления от него без зазора.

2. Двигатель по п.1, отличающийся тем, что стакан выполнен длиной не менее осевого расстояния от фланца горловины переднего днища до половины проекции раскрепленной части переднего торца на ось канала заряда.

3. Двигатель по п.1, отличающийся тем, что толщина стенки стакана выполнена уменьшающейся в сторону заднего днища.

4. Двигатель по п.1, отличающийся тем, что перфорация стакана представляет собой щелевые прорези, размещенные вдоль его образующей на поверхности, обращенной к заряду, и круговые отверстия, выполненные на уровне заманжетного зазора, выходящего на канал заряда.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению, а именно к снаряженным корпусам ракетных двигателей твердого топлива, и может быть использовано при их проектировании и отработке.

Изобретение относится к вкладному заряду торцевого горения ракетного двигателя и может быть использовано при проектировании, отработке и изготовлении зарядов из твердого топлива к ракетным двигателям.

Изобретение относится к области ракетной техники, конкретно к зарядам твердого ракетного топлива вкладного типа, состоящим из пучка топливных трубок или элементов другого профиля, скрепленных с дном камеры двигателя с помощью крепящего состава с образованием полимерного диска или шайбы.

Изобретение относится к области ракетной техники и может быть использовано при проектировании, отработке и изготовлении ракетных двигателей твердого топлива (РДТТ), преимущественно с канальными вкладными зарядами твердого ракетного топлива (ТРТ).

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в ракетно-космической промышленности для защиты твердотопливного заряда. .

Изобретение относится к области ракетной техники и может быть использовано при проектировании, отработке и изготовлении ракетных двигателей твердого топлива, газогенераторов и вкладных зарядов твердого ракетного топлива.

Изобретение относится к области военной техники, а именно к реактивным двигателям с малым временем работы для боеприпасов, предназначенных для стрельбы из морских гранатометных систем.

Изобретение относится к области ракетной техники и может быть использовано при проектировании, отработке и изготовлении газогенераторов твердого топлива к катапультным устройствам ракет и другим динамично работающим устройствам с использованием твердотопливных зарядов.

Изобретение относится к области ракетной техники и касается порохового заряда твердого ракетного топлива «щеточного» типа, скрепленного с дном камеры стартового двигателя ракетного комплекса с оптическим наведением на разгонно-маршевом участке.

Изобретение относится к области ракетной техники и может быть использовано при создании твердотопливных импульсных двигателей, к которым предъявляются повышенные требования разноимпульсности при работе в паре или в целой связке. Твердотопливный импульсный двигатель содержит камеру сгорания с зарядом из цилиндрических канальных шашек всестороннего горения, расположенных между опорными решетками, сопло, воспламенитель, закрепленный на передней опорной решетке со стороны донной части камеры сгорания, и пиропатрон, установленный в донной части камеры сгорания. Между соплом и опорной решеткой, расположенной со стороны сопла, установлена перфорированная тонкостенная термостойкая перегородка эллиптической формы, обращенная выпуклой поверхностью к соплу и имеющая перфорацию в виде сквозных отверстий. Оси сквозных отверстий перегородки составляют острый угол с осью сопла с вершиной в сторону критического сечения сопла. Суммарная площадь отверстий перегородки превышает площадь критического сечения сопла. Изобретение позволяет снизить разброс импульса тяги твердотопливного импульсного двигателя за счет увеличения времени пребывания частиц топлива в его сопловом тракте. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано при разработках ракетных двигателей твердого топлива, преимущественно для управляемых снарядов, выстреливаемых из ствола артиллерийского орудия. Ракетный двигатель твердого топлива содержит корпус с осевой трубкой, воспламенитель с форсажной камерой, снабженной расходными отверстиями, а также частично забронированный по наружной поверхности вкладной заряд твердого топлива с центральным каналом. Заряд твердого топлива опирается на форсажную камеру и установлен в корпусе двигателя на уплотнительном кольце с радиальными зазорами относительно корпуса и осевой трубки. Радиальный зазор между корпусом и наружной забронированной поверхностью заряда твердого топлива выполнен меньше радиального зазора между центральным каналом заряда твердого топлива и осевой трубкой. На форсажной камере со стороны опорного торца заряда твердого топлива выполнены радиальные пазы, проходящие через расходные отверстия и сообщающие полость, образованную центральным каналом заряда твердого топлива и осевой трубкой, с полостью, образованной наружной поверхностью заряда твердого топлива и корпусом. Изобретение позволяет повысить надежность воспламенения твердотопливного заряда и запуска ракетного двигателя при повышении его эффективности. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.
Наверх