Способ технического обслуживания газотурбинного двигателя (варианты) и газотурбинный двигатель

Способ технического обслуживания газотурбинного двигателя, включает разборку его подшипникового отсека и осуществление доступа из передней части газотурбинного двигателя к редуктору, находящемуся в подшипниковом отсеке. По другому варианту способ технического обслуживания газотурбинного двигателя включает осуществление доступа из передней части переднего центрального узла к редуктору, приводимому в действие от низкоскоростного вала. Также объектом изобретения является газотурбинный двигатель, содержащий редуктор, опору переднего центрального узла и переднюю стенку. Редуктор установлен в заданной зоне вдоль оси двигателя. Опора расположена вокруг оси двигателя. Передняя стенка установлена на опоре переднего центрального узла с возможностью ее отделения от указанной опоры для обеспечения доступа к редуктору. Группа изобретений позволяет сократить время снятия редуктора. 3 н. и 15 з.п. ф-лы, 8 ил.

 

Область техники

Изобретение относится к газотурбинному двигателю и, в частности, к его несущей (опорной) конструкции.

Уровень техники

Газотурбинные двигатели обычно содержат один или более роторных валов, которые передают мощность и вращательное движение от турбинной секции к компрессорной и вентиляторной секциям. Роторные валы имеют опоры, установленные в стационарной несущей конструкции, обычно состоящей из модулей в виде индивидуальных секций, которые соединяются посредством болтов, проводимых через соответствующие фланцы. Фланцевые соединения способны выдерживать различные нагрузки, передаваемые через стационарную конструкцию двигателя. При этом важной характеристикой газотурбинных двигателей являются легкость и скорость их обслуживания.

Раскрытие изобретения

Способ технического обслуживания газотурбинного двигателя согласно одному из аспектов настоящего изобретения включает осуществление доступа из передней части газотурбинного двигателя к редуктору, находящемуся в подшипниковом отсеке двигателя.

При этом в неограничивающем варианте способа технического обслуживания газотурбинного двигателя разборка несущей части может включать отсоединение передней стенки от опоры переднего центрального узла. Дополнительно или альтернативно может обеспечиваться доступ из передней части двигателя к гибкой опоре, установленной в опоре переднего центрального узла и прикрепленной к редуктору. Дополнительно или альтернативно способ может включать отсоединение подшипникового блока от опоры переднего центрального узла. Кроме того, дополнительно или альтернативно передняя стенка может отсоединяться от выходного вала, приводимого во вращение через редуктор.

Способ технического обслуживания газотурбинного двигателя согласно другому аспекту изобретения включает осуществление доступа из передней части переднего центрального узла двигателя к редуктору, приводимому в действие от низкоскоростного вала.

В дополнительном неограничивающем варианте любого из рассмотренных вариантов способа технического обслуживания газотурбинного двигателя вентилятор может быть механически связан с редуктором. В этом варианте вентилятор соответственно может отсоединяться от узла зубчатой передачи, содержащего редуктор.

Согласно другому неограничивающему варианту любого из рассмотренных способов предусматривается удаление крепежных элементов, находящихся в передней части переднего центрального узла, для отсоединения передней стенки от опоры переднего центрального узла. Дополнительно или альтернативно крепежные элементы могут быть установлены таким образом, чтобы обеспечить доступ к ним из передней части газотурбинного двигателя.

Газотурбинный двигатель согласно еще одному аспекту изобретения содержит опору переднего центрального узла, расположенную вокруг оси двигателя, и переднюю стенку, установленную на опоре переднего центрального узла с возможностью ее отделения от указанной опоры для обеспечения доступа к редуктору.

В неограничивающем варианте газотурбинного двигателя положение опоры переднего центрального узла задано относительно продольной оси двигателя.

В следующем своем неограничивающем варианте газотурбинный двигатель может содержать блок уплотнения, установленный на опоре переднего центрального узла.

В другом своем неограничивающем варианте газотурбинный двигатель может содержать подшипниковый блок, установленный на опоре переднего центрального узла, и низкоскоростной вал, выполненный с возможностью приводить редуктор в действие. Дополнительно или альтернативно опора переднего центрального узла может быть снабжена фланцем, стыкующимся с фланцем передней стенки.

Еще в одном своем неограничивающем варианте, совместимом с предыдущим вариантом, газотурбинный двигатель может содержать крепежные элементы, прикрепляющие фланец передней стенки к фланцу опоры переднего центрального узла, причем эти крепежные элементы могут быть установлены с возможностью доступа к ним из передней части двигателя.

В другом неограничивающем варианте, совместимом с любым из рассмотренных вариантов газотурбинного двигателя, передняя стенка может поддерживать подшипниковый блок, обеспечивающий опору для выходного вала, приводимого во вращение редуктором и выполненного с возможностью приведения во вращение вентилятора.

В следующем неограничивающем варианте, также совместимом с любым из рассмотренных вариантов газотурбинного двигателя, редуктор может приводить вентилятор во вращение со скоростью, отличной от скорости низкоскоростного вала.

Еще в одном неограничивающем варианте передний центральный узел может по меньшей мере частично формировать осевой контур двигателя.

Краткое описание чертежей

Особенности и свойства изобретения станут понятны специалистам из нижеследующего подробного описания неограничивающих вариантов изобретения, которые поясняются прилагаемыми чертежами.

На фиг.1 схематично, частично в продольном сечении показан газотурбинный двигатель.

На фиг.2 в продольном сечении, в увеличенном масштабе показан передний центральный узел газотурбинного двигателя по фиг.1.

На фиг.3 в продольном сечении, в еще более увеличенном масштабе показан узел зубчатой передачи газотурбинного двигателя.

На фиг.4 показаны, в перспективном изображении, компоненты переднего центрального узла.

На фиг.5 в перспективном изображении, в продольном разрезе показана опора переднего центрального узла.

На фиг.6 опора переднего центрального узла показана на частичном виде, в продольном сечении.

На фиг.7 опора переднего центрального узла показана в продольном сечении, с пространственным разделением компонентов.

На фиг.8 схематично иллюстрируется извлечение редуктора из газотурбинного двигателя.

Осуществление изобретения

На фиг.1 схематично показан газотурбинный двигатель 20. В представленном варианте он является двухвальным турбовентиляторным двигателем, который содержит вентиляторную секцию 22, секцию 24 компрессора, секцию 26 камеры сгорания и турбинную секцию 28. Альтернативные варианты двигателя могут содержать также, в числе других систем и устройств, форсажную секцию (не изображена). Вентиляторная секция 22 направляет воздух во внешний контур, тогда как секция 24 компрессора нагнетает воздух во внутренний (осевой) контур, чтобы сжать его и подать в секцию 26 камеры сгорания, после чего происходит расширение газа в турбинной секции 28. Хотя в данном варианте газотурбинный двигатель является турбовентиляторным, должно быть понятно, что предлагаемые решения применимы не только в турбовентиляторных двигателях, а могут использоваться и в турбинных двигателях других типов.

Двигатель 20 содержит низкоскоростной вал 30 и высокоскоростной вал 32, установленные в подшипниковых узлах 38 с возможностью вращения относительно стационарной (статической) части 36 двигателя вокруг его центральной продольной оси А. Низкоскоростной вал 30 выполнен на основе внутреннего вала 40, который связывает вентилятор 42, компрессор 44 низкого давления и турбину 46 низкого давления. Чтобы приводить вентилятор 42 во вращение со скоростью, меньшей скорости низкоскоростного вала 30, внутренний вал 40 связан с вентилятором 42 посредством узла 48 зубчатой передачи. Высокоскоростной вал 32 выполнен на основе наружного вала 50, который связывает компрессор 52 высокого давления и турбину 54 высокого давления. Камера 56 сгорания расположена между компрессором 52 высокого давления и турбиной 54 высокого давления. Внутренний вал 40 и наружный вал 50 являются соосными, причем они вращаются вокруг центральной продольной оси А двигателя, совпадающей с их продольными осями.

Воздух в осевом контуре подвергается сжатию компрессором 44 низкого давления, а затем компрессором 52 высокого давления, смешивается с топливом и сгорает вместе с ним в камере 56 сгорания. Затем продукты горения расширяются в турбине 54 высокого давления и в турбине 46 низкого давления, в результате чего турбины 46, 54 приводят во вращение низкоскоростной вал 30 и высокоскоростной вал 32 соответственно.

Главные валы 40, 50 двигателя поддерживаются в нескольких точках подшипниковыми узлами 38, установленными в стационарной части 36 двигателя. В одном неограничивающем варианте подшипниковой системы подшипниковый узел 38А одного из подшипников (подшипника №2) установлен в секции 24 компрессора.

Как показано на фиг, 2, стационарная часть 36 двигателя вблизи секции 24 компрессора имеет передний центральный узел 60, примыкающий к узлу 38А подшипника №2. Данный узел 60 содержит опору 62. Подшипниковый узел 38А подшипника №2 содержит блок 64 уплотнения, подшипниковый блок 66, гибкую опору 68 и центрирующую пружину 70.

Как показано на фиг.2 и 3, гибкая опора 68 обеспечивает гибкое (нежесткое) закрепление узла 48 зубчатой передачи, находящегося внутри опоры 62 переднего центрального узла (показанного также на фиг.4). Гибкая опора 68 реагирует на торсионные нагрузки со стороны узла 48 зубчатой передачи и, в дополнение к обычным функциям опоры, облегчает поглощение вибраций. Центрирующая пружина 70 (также проиллюстрированная на фиг.4) является, по существу, цилиндрическим конструктивным элементом в форме клетки с множеством продольных стержней, расположенных между концевыми фланцами. Центрирующая пружина 70 упруго позиционирует подшипниковый блок 66 относительно низкоскоростного вала 30. В одном варианте стержни пружины выполнены с двойной конусностью и расположены по окружности для возможности настройки радиальной жесткости пружины, которая может задаваться с учетом многих факторов, включая (не ограничиваясь ими) такие факторы, как нагрузка на подшипник, срок службы подшипника, динамические характеристики ротора и допустимые смещения ротора.

Опора 62 переднего центрального узла включает переднюю центральную секцию 72 и подшипниковую секцию 74, коаксиальные продольной оси. Между этими секциями находится промежуточная секция 76 в форме усеченного конуса (см. фиг.5). Передняя центральная секция 72 по меньшей мере частично определяет осевой контур в компрессоре 44 низкого давления. Более конкретно, эта секция 72 образует кольцевой канал для осевого потока, в котором находятся направляющие лопатки 72А, 72В переднего центрального узла. Подшипниковая секция 74 смещена радиально внутрь относительно передней центральной секции 72. В подшипниковой секции 74 находятся подшипниковый блок 66 и блок 64 уплотнения относительно низкоскоростного вала 30. Промежуточная секция 76 в форме усеченного конуса соединяет переднюю центральную секцию 72 и подшипниковую секцию 74 с образованием единой конструкции для восприятия нагрузки от подшипникового блока 66 до наружной периферии стационарной части 36 двигателя, по существу, не имеющей изломов или выступов, типичных для обычных фланцевых соединений. Эту промежуточную секцию можно выполнить со сварным швом W (см. фиг.5) или, альтернативно, цельной, так что вся опора 62 переднего центрального узла будет цельным компонентом.

Выполнение промежуточной секции 76, как цельной детали в форме усеченного конуса, облегчает получение конструкции с малым весом и уменьшенным количеством деталей при улучшенной способности настройки ее общей жесткости и обеспечении соответствия динамическим требованиям со стороны ротора. Данная конструкция позволяет, кроме того, интегрировать такие функции, как подача масла и воздуха в подшипниковый отсек, окружающий подшипниковый блок 66.

Как показано на фиг.6, опора 62 переднего центрального узла снабжена монтажными средствами для приема гибкой опоры 68. В одном неограничивающем варианте эти средства, имеющиеся на опоре 62 переднего центрального узла, включают шлиц 78 и обращенный внутрь крепежный выступ 80 на передней центральной секции 72. У гибкой опоры 68 имеются также соответствующий наружный выступ 82 и обращенный радиально наружу крепежный фланец 84. Гибкая опора 68 вводится в опору 62 переднего центрального узла в зоне шлицевого соединения 86, образованного шлицем 78 и выступом 82, и фиксируется в этом положении так, что крепежный фланец 84 упирается в крепежный выступ 80. В крепежный фланец 84 и в крепежный выступ 80 вводятся крепежные элементы 88, например болты, чтобы закрепить гибкую опору 68 на опоре 62 переднего центрального узла.

Как показано на фиг.7, крепежные элементы 88 ориентированы своими головками вперед, чтобы обеспечить доступ к ним с передней стороны переднего центрального узла 60, противоположной по отношению к подшипниковому блоку 66 подшипникового узла 38А. Благодаря такому расположению крепежные элементы 88 легко удаляются для получения доступа к редуктору 90 узла 48 зубчатой передачи.

К передней части опоры 62 переднего центрального узла позади вентилятора 42 прикреплена передняя стенка 102 таким образом, чтобы обеспечить доступ к узлу 48 зубчатой передачи со стороны передней части двигателя 20. У передней стенки 102 имеется фланец 103, прикрепляемый к фланцу 61 опоры 62 переднего центрального узла посредством крепежных элементов 105, которые в одном неограничивающем варианте являются болтами. Передняя стенка 102 и опора 62 переднего центрального узла ограничивают подшипниковый отсек 100 (показанный также на фиг.2), который связан с подшипниковым блоком 66. Передняя стенка 102 является съемной, что позволяет получить доступ к модулю редуктора 90. Возможность доступа к редуктору 90 может облегчить быстрое обслуживание двигателя в полете.

Должно быть понятно, что передняя стенка 102 может быть связана с различными опорными конструкциями 104 (схематично показанными и на фиг.2) и уплотнениями 106 (схематично показанными и на фиг.2), чтобы ограничить зону, доступную для масла, и обеспечить возможность вращения выходного вала 108. Выходной вал 108, связанный с узлом 48 зубчатой передачи, приводит во вращение вентилятор 42. Лопасти 42 В вентилятора отходят от диска 110 вентилятора, закрепленного на выходном валу 108 для совместного вращения с ним. Должно быть понятно, что опорные конструкции 104 и уплотнения 106 в рассматриваемом неограничивающем варианте могут быть извлечены заодно с передней стенкой 102 после того, как будет снят диск 110 вентилятора.

Редуктор 90 приводится в действие низкоскоростным валом 30 (фиг.1) через соединительный вал 112, который передает вращательный момент редуктору 90 через подшипниковый блок 66. Наличие этого вала способствует также разделению по вибрациям и другим кратковременным процессам. У соединительного вала 112 имеются передняя часть 114 и задняя часть 116, которая отходит от подшипникового блока 66. На передней части 114 соединительного вала выполнен выступ 118, который сопрягается со шлицем 120, выполненным на задней части 116 соединительного вала. Посредством выступа 122, имеющегося на задней части 116 соединительного вала, этот вал соединен с низкоскоростным валом 30. В данном варианте это соединение осуществляется сопряжением указанного выступа с соответствующим шлицем 124, выполненном на диске 126 компрессора 44 низкого давления.

Чтобы снять редуктор 90, отсоединяют диск 110 вентилятора от выходного вала 108. Затем удаляют крепежные элементы 105, отсоединяя переднюю стенку 102 от опоры 62 переднего центрального узла. После этого удаляют крепежные элементы 88 с передней стороны двигателя 20 и выдвигают узел 48 зубчатой передачи из опоры 62 переднего центрального узла вперед, так что выступ 118 выходит из шлица 120, а наружный выступ 82 - из внутреннего шлица 78. В результате узел 48 зубчатой передачи может быть извлечен из двигателя 20, как единый модуль (это схематично проиллюстрировано на фиг.8). Должно быть понятно, что для извлечения узла 48 зубчатой передачи из двигателя 20 может оказаться необходимой и разборка каких-то других компонентов, однако такая разборка относительно проста и не требует рассмотрения в контексте изобретения. Должно быть также понятно, что после описанных операций можно легко удалить с передней стороны двигателя и другие компоненты, такие как подшипниковый блок 66 и блок 64 уплотнения.

Описанный порядок снятия редуктора 90 (в составе узла зубчатой передачи) с передней стороны двигателя 20 дает значительную экономию времени и затрат. Узел 48 зубчатой передачи извлекается из двигателя 20, как единый модуль, так что его дальнейшая разборка не требуется. Кроме того, хотя узел 48 зубчатой передачи должен быть извлечен из двигателя, чтобы получить доступ к подшипниковому блоку 66 и к блоку 64 уплотнения, его удаления не требуется, если нужно получить доступ собственно к осевому каналу двигателя.

Должно быть понятно, что идентичные или сходные элементы имеют одни и те же обозначения на всех чертежах. Должно быть также понятно, что, хотя в описанном варианте представлено определенное взаимное расположение компонентов, в рамках изобретения возможны и другие их расположения.

Хотя был проиллюстрирован, описан и отражен в формуле изобретения определенный порядок операций, должно быть понятно, что если не оговорено обратное, данные операции могут выполняться, без выхода за границы изобретения, в любом порядке, как раздельно, так и в комбинации с другими операциями.

Хотя были описаны и представлены на чертежах конкретные компоненты, варианты изобретения не ограничиваются этими компонентами и их комбинациями. Возможны и другие комбинации этих компонентов или перенос признаков от одних компонентов к другим.

Соответственно, приведенное описание имеет иллюстративный, а не ограничительный характер. Специалисту в соответствующей области будет очевидно, что в описанные неограничивающие примеры могут быть внесены различные модификации и вариации, не выходящие за пределы изобретения, определяемые прилагаемой формулой. С учетом возможных вариантов осуществления изобретения его истинный объем может быть определен только в результате анализа прилагаемой формулы.

1. Способ технического обслуживания газотурбинного двигателя, включающий:
разборку его подшипникового отсека и
осуществление доступа из передней части газотурбинного двигателя к редуктору, находящемуся в подшипниковом отсеке.

2. Способ по п.1, в котором разборка подшипникового отсека включает отсоединение передней стенки от опоры переднего центрального узла.

3. Способ по п.2, который дополнительно включает осуществление доступа из передней части к гибкой опоре, установленной в опоре переднего центрального узла и прикрепленной к редуктору.

4. Способ по п.2, который дополнительно включает отсоединение подшипникового блока от опоры переднего центрального узла.

5. Способ по п.2, который дополнительно включает отсоединение передней стенки от выходного вала, приводимого во вращение через редуктор.

6. Способ технического обслуживания газотурбинного двигателя, включающий осуществление доступа из передней части переднего центрального узла к редуктору, приводимому в действие от низкоскоростного вала.

7. Способ по п.6, который дополнительно включает отсоединение вентилятора, механически связанного с узлом зубчатой передачи.

8. Способ по п.6, который дополнительно включает удаление крепежных элементов, находящихся в передней части переднего центрального узла, для отсоединения передней стенки от опоры переднего центрального узла.

9. Газотурбинный двигатель, содержащий:
редуктор, установленный в заданной зоне вдоль оси двигателя;
опору переднего центрального узла, расположенную вокруг оси двигателя, и переднюю стенку, установленную на опоре переднего центрального узла с возможностью ее отделения от указанной опоры для обеспечения доступа к редуктору.

10. Двигатель по п.9, в котором положение опоры переднего центрального узла задано относительно продольной оси двигателя.

11. Двигатель по п.9, который дополнительно содержит блок уплотнения, установленный на опоре переднего центрального узла.

12. Двигатель по п.9, который дополнительно содержит подшипниковый блок, установленный на опоре переднего центрального узла, и низкоскоростной вал, выполненный с возможностью приводить редуктор в действие.

13. Двигатель по п.9, в котором опора переднего центрального узла снабжена фланцем, стыкующимся с фланцем передней стенки.

14. Двигатель по п.13, который дополнительно содержит крепежные элементы, прикрепляющие фланец передней стенки к фланцу опоры переднего центрального узла.

15. Двигатель по п.14, в котором крепежные элементы установлены с возможностью доступа к ним из передней части двигателя.

16. Двигатель по п.9, в котором передняя стенка поддерживает подшипниковый блок, обеспечивающий опору для выходного вала, приводимого во вращение редуктором и выполненного с возможностью приведения во вращение вентилятора.

17. Двигатель по п.9, в котором редуктор приводит вентилятор во вращение со скоростью, отличной от скорости низкоскоростного вала.

18. Двигатель по п.9, в котором передний центральный узел по меньшей мере частично формирует осевой контур двигателя.



 

Похожие патенты:

Конструктивный каркас газотурбинного двигателя, такой как промежуточный или выпускной каркас, образован элементами, содержащими внутреннюю и наружную коаксиальные обечайки и радиальные стойки, соединяющие обечайки.

Устройство соединения радиальных стоек с круглой обечайкой при помощи осей и распорок содержит круглую обечайку, в основном радиальные стойки, соединяющие обечайку с другой концентричной обечайкой, и соединения стоек с обечайкой или с внутренней ступицей.

Изобретение относится к монтажу органа подвески газотурбинного двигателя, такого как турбореактивный двигатель, в частности к монтажу органа подвески, содержащего средство, предназначенное для блокировки вращения оси подвески, чтобы избежать проблем, связанных с вибрациями и износом оси.

Изобретение относится к ступице в сборе, входящей в состав задней опоры турбины низкого давления. .

Изобретение относится к газотурбинным двигателям авиационного и наземного применения, а именно к соединению компрессора с камерой сгорания. .

Цех подготовки авиационных двигателей к транспортировке содержит участок (10) монтажа измерительных и испытательных средств на двигатель, средства (14) для перемещения двигателя в испытательное помещение (16) и возврата двигателя в цех, участок (18) демонтажа измерительных и испытательных средств, участок (20) эндоскопического контроля, участок (22) доводки и участок (24) транспортировки.

Предложены устройство (18) и способ поддержки цилиндрического элемента (12). Устройство (18) содержит основание (28), имеющее верхнюю поверхность (40) полусферической вогнутой формы, и каретку (30), опирающуюся на верхнюю поверхность (40) основания (28).

Конструктивный каркас газотурбинного двигателя, такой как промежуточный или выпускной каркас, образован элементами, содержащими внутреннюю и наружную коаксиальные обечайки и радиальные стойки, соединяющие обечайки.

Изобретение относится к энергомашиностроению и может быть использовано в компрессорах, турбинах, насосах и других устройствах с вращающимися валами, преимущественно в неразъемных подшипниковых камерах.

Изобретение относится к энергетическим турбинам. .

Изобретение относится к компрессорной технике и может быть использовано при проектировании компрессорных агрегатов в блочно-контейнерном исполнении. .

Изобретение относится к опорам турбин газотурбинных двигателей авиационного и наземного применения. .

Изобретение относится к компрессорной технике и может быть использовано при проектировании блочных компрессорных агрегатов, смонтированных на опорной раме. .

Газотурбинный двигатель содержит опору центрального узла, узел зубчатой передачи и гибкую опору. Опора центрального узла образует внутреннюю кольцевую стенку для осевого контура и содержащую первые элементы шлицевого соединения.
Наверх