Зубчатое колесо

Изобретение относится к машиностроению, а именно к деталям машин, и может быть использовано в открытых зубчатых передачах, смазываемых консистентными смазочными материалами. Зубчатое колесо содержит тело (1) и зубчатый венец с зубьями (2). Смазкоудерживающие полки (7) расположены со стороны одного торца (4) зубчатого венца. На втором торце (3) зубчатого венца и прилегающем к нему теле (1) колеса укреплена торцевая накладка (8). Изобретение обеспечивает износостойкость рабочих боковых поверхностей и изгибную прочность зубьев. 2 ил.

 

Изобретение относится к машиностроению, а именно к деталям машин, и может быть использовано в открытых зубчатых передачах, смазываемых консистентными смазочными материалами.

Известно зубчатое колесо, содержащее тело и зубчатый венец с зубьями - см., например, «Иванов М.Н. Детали машин: Учеб. для машиностр. спец. вузов. - 4-е изд., перераб. - М.: Высш. шк., 1984. - 336 с, ил.», стр.96, рис.82.

Недостаток данной конструкции зубчатого колеса состоит в том, что консистентный смазочный материал при работе колеса в зацеплении с сопряженным колесом вытесняется с рабочих поверхностей его зубьев - на торцы зубьев и прилегающее к зубьям тело колеса, и в дальнейшем процессе трения рабочих поверхностей зубьев не участвует.

В качестве прототипа взята конструкция зубчатого колеса, содержащего тело и зубчатый венец с зубьями, а на торцах венца, заподлицо с боковыми поверхностями зубьев, расположены смазкоудерживающие карманы - см. А.С. СССР №1656251, кл. F16H 57/04, опубл. 15.06.91 г., Бюл. №22.

Недостаток данной конструкции зубчатого колеса состоит в том, что в случае, если зубья имеют малую ширину, выполнять полки с обеих сторон зубчатого венца нецелесообразно. Кроме того, при установке полок с обеих сторон зубчатого венца невозможно обеспечить увеличение изгибной прочности зубьев путем установки на них и прилегающем к ним теле колеса усиливающих изгибную прочность зубьев кольцевых накладок (см., например, патент США №3861231, кл. 74-410, 1976 г.).

Изобретением решается задача обеспечения износостойкости рабочих боковых поверхностей зубьев с обеспечением изгибной прочности зубьев.

Для этого зубчатое колесо содержит тело и зубчатый венец с зубьями, на торцах которого заподлицо с боковыми поверхностями зубьев расположены смазкоудерживающие полки, причем эти полки расположены со стороны одного торца зубчатого венца, а на втором его торце и прилегающем к нему теле колеса укреплена торцевая накладка.

Сущность изобретения поясняется чертежами, на которых изображен фрагмент зубчатого колеса - вид с торца зуба (фиг.1) и сечение зуба - вид сбоку зуба (фиг.2).

На чертежах показаны: тело 1 колеса, зубья 2 зубчатого венца, торцы 3 и 4 зубьев, боковые поверхности 5 и 6 зубьев, смазкоудерживающие полки 7, торцевая накладка 8.

Работает данное зубчатое колесо следующим образом. При зацеплении зубьев 2 с зубьями сопряженного зубчатого колеса в передаче, консистентный смазочный материал, нанесенный на боковые поверхности (5 и 6) зубьев 2, вытесняется сопряженными зубьями другого колеса на смазкоудерживающие полки 7, откуда он затем мигрирует обратно на боковые поверхности зубьев колеса. Наличие торцевой накладки 8, связывающей между собой торцевые поверхности 3 зубьев и тело 1 колеса, обеспечивает необходимую изгибную прочность зубьев 2 колеса.

По сравнению с прототипом, предлагаемая конструкция зубчатого колеса позволяет обеспечить одновременно и повышение износостойкости рабочих боковых поверхностей зубьев - за счет удержания смазочного материала в районе трения зубьев, и повышение изгибной прочности зубьев. Это позволяет увеличить надежность и долговечность зубчатого колеса.

Зубчатое колесо, содержащее тело и зубчатый венец с зубьями, на торцах которых заподлицо с боковыми поверхностями зубьев расположены смазкоудерживающие полки, отличающееся тем, что смазкоудерживающие полки расположены со стороны одного торца зубчатого венца, а на втором его торце и прилегающем к нему теле колеса укреплена кольцевая накладка.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в открытых зубчатых передачах, смазываемых периодически консистентными смазочными материалами.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами. Зубчатое колесо состоит из тела (1), зубчатого венца с зубьями (2), вдоль боковых поверхностей (3) которых на торцах (4) зубьев расположены смазкоудерживающие карманы в виде полок (5).

Изобретение относится к гидравлическому машиностроению Масляная система для охлаждения главного редуктора вертолета при испытании включает в себя главный редуктор (22) с поддоном, содержащим полости холодного и горячего масла.

Изобретение относится к корпусам механического оборудования, в частности коробок передач с охлаждаемой внутренней аппаратной камерой. Корпус имеет отверстие, а в нем умещена крышка (3) с аппаратной камерой (11), ограниченной внутренней стенкой и внешней стенкой, которые образуют водяную рубашку охлаждения, соединенную с двумя заглушками.

Изобретение относится к способу охлаждения электронных систем в механических устройствах, особенно в коробках передач. Способ основан на охлаждении электронного блока (20), помещенного в аппаратной камере (11), находящейся внутри корпуса коробки (1), посредством протекающей через водяную рубашку охлаждения охлаждающей жидкости.

Изобретение относится к области редукторостроения. Зубчатый редуктор с системой уплотнений валов и фрикционной муфтой с гидравлическим управлением содержит корпус (1) с масляным картером (2), фрикционную муфту (8) с гидравлическим управлением, установленные на корпусе (1) насос (17) смазки редуктора и насос (18) управления фрикционной муфтой с редукционным клапаном (22), запорный клапан (20) с приводом.

Изобретение относится к смазке и охлаждению редуктора с эпициклоидальной зубчатой передачей, в частности, в турбомашине авиационного двигателя. Редуктор содержит центральное зубчатое колесо (14), внешние коронные колеса (16, 20) и сателлитные шестерни (28), установленные на водиле (30).

Изобретение относится к машиностроению, в частности - к зубчатым передачам, и может быть использовано в тяжелонагруженных зубчатых колесах. Зубчатое колесо содержит тело (1), зубчатый венец с зубьями (2) и пару торцевых кольцевых накладок, укрепленных на теле колеса и торцах зубьев.
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, работающих со смазыванием. Поверхности элементов зубчатого колеса, а именно зубчатого венца, после упрочняющей обработки очищают, промывают растворителем и помещают в ванну с материалом, способным образовывать после высыхания эластичное покрытие с высокими адгезионными свойствами по отношению к материалу зубчатого венца и низкими по отношению к смазочным материалам.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания открытых зубчатых передач, преимущественно реверсивных, смазываемых периодически консистентными смазочными материалами.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в открытых зубчатых передачах, смазываемых периодически консистентными смазочными материалами.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к зубчатым передачам, и может быть использовано в тяжелонагруженных передачах с цилиндрическими колесами. Зубчатая передача содержит пару сопряженных зубчатых колес, состоящих из тела (1, 2) и зубчатого венца с зубьями.

Изобретение относится к зубчатым передачам открытого и закрытого типов с прямозубыми и косозубыми чугунными колесами. Способ повышения износостойкости чугунных зубчатых колес заключается в нанесении на поверхность колес равномерного покрытия из износостойкого материала и выполнении на рабочей поверхности зубьев поперечных канавок с наполнителем.

Изобретение относится к машиностроению, в частности - к зубчатым передачам, и может быть использовано в тяжелонагруженных зубчатых колесах. Зубчатое колесо содержит тело (1), зубчатый венец с зубьями (2) и пару торцевых кольцевых накладок, укрепленных на теле колеса и торцах зубьев.

Изобретение относится к области металлургии, а именно к изготовлению шестерней для приводных поездных систем, используемых для передачи высокого крутящего момента.

Изобретение относится к машиностроению, а именно к конструкции зубчатых колес привода, в том числе кресла-коляски. Зубчатое колесо привода содержит зубчатые венцы, полую ступицу (3), выполненную за одно целое с зубчатыми венцами.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к зубчатым передачам, и может быть использовано в зубчатых колесах с непостоянным пятном контакта вдоль ширины зубьев.

Изобретение относится к поршневым двигателям, в частности к балансировочному валу поршневого двигателя. Уравновешивающий вал (1) включает опорную шейку (2), на которой уравновешивающий вал (1) установлен в подшипнике, участок (10), на котором зубчатое колесо (5) соединено с уравновешивающим валом без возможности проворота или на котором уравновешивающий вал (1) и зубчатое колесо (5) выполнены монолитно, и участок (8) дисбаланса, на котором расположен дисбаланс, причем зубчатое колесо выполнено из чугуна с шаровидным графитом с незакаленными зубьями (11).

Изобретение относится к зубчатым колесам и может быть использовано в коробках передач. Зубчатое колесо (10) содержит ступицу (15), круглый зубчатый обод (11) с зубчатым венцом (12) и, по меньшей мере, одну промежуточную стенку (14), которая связывает зубчатый обод (11) и ступицу (15) таким образом, чтобы ступица (15) фиксировалась, по существу, около центра зубчатого обода (11).

Изобретение относится к машиностроению, в частности к открытым зубчатым передачам, содержащим шевронные зубчатые колеса с разнесенными венцами. Шевронное зубчатое колесо с разнесенными венцами состоит из пары цилиндрических косозубых колес (1, 2), установленных на общем валу (3).

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами. Зубчатое колесо содержит тело 1, зубчатый венец с зубьями 2 и смазкоудерживающие карманы в виде полок 3, расположенных на торцах 5 зубьев вдоль всей длины их боковых поверхностей 6. На торцах зубьев вдоль всей длины боковых поверхностей для крепления полок выполнены уширения 7 зубьев 2, толщиной, большей, чем величина максимального износа боковых поверхностей. В результате обеспечивается работоспособность зубчатого колеса в процессе изнашивания его зубьев. 2 ил.
Наверх