Фрикционный диск


 


Владельцы патента RU 2526021:

Открытое акционерное общество "Минский тракторный завод" (ОАО "МТЗ") (BY)
Открытое акционерное общество "Термостойкие изделия и инженерные разработки" (ОАО "ТИИР") (RU)

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к фрикционным дискам. Фрикционный диск содержит металлический каркас с восемью выемками по наружному контуру каркаса и восемью отверстиями, на котором зафиксированы композиционные фрикционные накладки. На поверхностях трения фрикционных накладок выполнено по двенадцать канавок. Отверстия и выемки каркаса чередуются по окружности диска. На одной из накладок четыре канавки размещены в зонах выемок, а остальные - вне зон выемок и отверстий каркаса. На другой накладке четыре канавки размещены в зонах выемок каркаса, четыре канавки размещены в зонах отверстий каркаса, а остальные канавки размещены вне зон выемок и отверстий каркаса. Достигается снижение возможности трещинообразования и разрушения накладок, что повышает прочность диска и его стойкость к центробежным нагрузкам.

 

Изобретение относится к машиностроению, а именно, к фрикционным дискам, например тормозным дискам дисковых тормозов тракторов и т.д., имеющим на поверхности трения углубления (канавки).

Аналогом заявляемого изобретения является фрикционный диск, содержащий металлический каркас с восемью выемками по наружному контуру каркаса и восемью отверстиями, на котором зафиксированы композиционные фрикционные накладки, на поверхности трения которых выполнены восемь канавок, при этом отверстия и выемки чередуются по окружности диска, а канавки размещены в зонах отверстий (см. патент РФ №2192571, МПК7 F16D 69/02, 2002). Существенные признаки аналога «металлический каркас с восемью выемками по наружному контуру каркаса и восемью отверстиями, на котором зафиксированы композиционные фрикционные накладки, на поверхности трения которых выполнены канавки, при этом отверстия и выемки чередуются по окружности диска» совпадают с существенными признаками заявляемого изобретения.

Недостатком аналога является возможность разрушения фрикционных накладок при больших угловых скоростях вращения диска из-за значительных центробежных нагрузок, поскольку все канавки расположены в зонах отверстий, что обуславливает неравномерное распределение масс по окружности диска и способствует трещинообразованию и разрушению материала накладок.

Другим аналогом заявляемого изобретения является фрикционный диск, содержащий металлический каркас с восемью выемками по наружному контуру каркаса и восемью отверстиями, на котором зафиксированы композиционные фрикционные накладки, на поверхности трения которых выполнены восемь канавок, при этом отверстия и выемки чередуются по окружности диска, а канавки размещены в зонах выемок (см. патент РФ №2203442, МПК7 F16D 69/02, 2003). Существенные признаки аналога «металлический каркас с восемью выемками по наружному контуру каркаса и восемью отверстиями, на котором зафиксированы композиционные фрикционные накладки, на поверхности трения которых выполнены канавки, при этом отверстия и выемки чередуются по окружности диска» совпадают с существенными признаками заявляемого изобретения.

Недостатком аналога является возможность разрушения фрикционных накладок при больших угловых скоростях вращения диска из-за значительных центробежных нагрузок, поскольку все канавки расположены в зонах выемок, что обуславливает неравномерное распределение масс по окружности диска и способствует трещинообразованию и разрушению материала накладок.

Аналогом заявляемого изобретения является фрикционный диск, содержащий металлический каркас с восемью выемками по наружному контуру каркаса и восемью отверстиями, на котором зафиксированы композиционные фрикционные накладки, на поверхности трения которых выполнены восемь канавок, при этом отверстия и выемки чередуются по окружности диска, а канавки размещены вне зоны выемок и отверстий (см. патент РФ №2202057, МПК7 F16D 69/02, 2003). Существенные признаки аналога «металлический каркас с восемью выемками по наружному контуру каркаса и восемью отверстиями, на котором зафиксированы композиционные фрикционные накладки, на поверхности трения которых выполнены канавки, при этом отверстия и выемки чередуются по окружности диска» совпадают с существенными признаками заявляемого изобретения.

Недостатком аналога является возможность разрушения фрикционных накладок при больших угловых скоростях вращения диска из-за значительных центробежных нагрузок, поскольку в зонах выемок и отверстий, где накладки не армированы каркасом, находятся значительные массы фрикционных накладок (снижающие массы канавки расположены вне зон отверстий и выемок). В результате эти участки подвергаются повышенным центробежным нагрузкам, что способствует трещинообразованию и разрушению материала накладок.

Прототипом заявляемого изобретения является фрикционный диск, содержащий металлический каркас с восемью выемками по наружному контуру каркаса и восемью отверстиями, на котором зафиксированы композиционные фрикционные накладки, на поверхностях трения накладок выполнено по двенадцать канавок, при этом для каждой накладки четыре канавки размещены в зонах выемок, а остальные вне зон выемок и отверстий каркаса (см. патент РФ №2292498, МПК F16D 69/02, 2007 г.). Существенные признаки прототипа «металлический каркас с восемью выемками по наружному контуру каркаса и восемью отверстиями, на котором зафиксированы композиционные фрикционные накладки, на поверхностях трения накладок выполнено по двенадцать канавок, для накладки четыре канавки размещены в зонах выемок, а остальные вне зон выемок и отверстий каркаса» совпадают с существенными признаками заявляемого изобретения.

Недостатком прототипа является возможность разрушения фрикционных накладок при больших угловых скоростях вращения диска с канавками при центробежных нагрузках из-за неблагоприятного сочетания расположения канавок на обеих накладках, вызывающего неравномерное распределение масс накладок как по окружности диска, так и в радиальном направлении.

Задачей, на решение которой направлено заявляемое изобретение, является снижение возможности разрушения диска с канавками при центробежных нагрузках, повышение эксплуатационных угловых скоростей за счет более равномерного распределения масс накладок как по окружности диска, так и в радиальном направлении.

Для достижения указанного технического результата во фрикционном диске, содержащем металлический каркас с восемью выемками по наружному контуру каркаса и восемью отверстиями, на котором зафиксированы композиционные фрикционные накладки, на поверхностях трения которых выполнено по двенадцать канавок, при этом отверстия и выемки чередуются по окружности диска, а на одной из накладок четыре канавки размещены в зонах выемок каркаса, а остальные - вне зон выемок и отверстий каркаса; на другой накладке четыре канавки размещены в зонах выемок каркаса, четыре канавки размещены в зонах отверстий каркаса, а остальные канавки размещены вне зон отверстий и выемок каркаса. Существенные признаки заявляемого изобретения «на другой накладке четыре канавки размещены в зонах выемок каркаса, четыре канавки размещены в зонах отверстий каркаса, а остальные канавки размещены вне зон отверстий и выемок каркаса» являются отличительными от признаков прототипа.

Фрикционный диск включает две фрикционные накладки, выполненные из композита, например полимерного композита, металлокерамического и др., и зафиксированные (например, приформовкой) на противоположных сторонах металлического каркаса, имеющего форму диска с центральным отверстием (для посадки на вал). На поверхности трения каждой из фрикционных накладок выполнены 12 канавок, имеющие глубину в пределах рабочей толщины накладки (то есть толщины, изнашиваемой при эксплуатации до штатной замены фрикционного изделия). По наружному контуру металлического каркаса в пределах площади, занимаемой накладками, выполнены восемь выемок, чередующиеся с восемью отверстиями, также находящимися в пределах площади, занимаемой накладками. Канавки в накладках размещены не симметрично друг другу (со сдвигом относительно друг друга, когда на одной поверхности трения диска канавки расположены не напротив канавок на другой поверхности трения). Канавки могут иметь различные размеры и форму, выемки и отверстия в каркасе также могут иметь различные размеры и форму. На одной из накладок четыре канавки размещены в пределах выемок каркаса (в зонах выемок), а остальные - вне этих зон. На другой накладке четыре канавки размещены в зонах выемок, четыре канавки размещены в зонах отверстий, а остальные канавки размещены вне зон отверстий и выемок каркаса.

Изготавливаться фрикционный диск может известными методами, например приформовыванием к каркасу полимерного композита с последующими термообработкой, механической обработкой и т.п.

Конкретным примером заявляемого изобретения является тормозной диск трактора МТЗ, включающий металлический каркас и фрикционный элемент из двух фрикционных накладок, изготовленных из полимерного фрикционного композита, содержащего 22% масс. матрицы из вулканизата каучука и термоотверждаемой смолы, 50% масс. порошкообразных наполнителей и 28% масс. волокнистых наполнителей. На рабочих поверхностях фрикционного элемента выполнены канавки, делящие поверхности элемента на радиальные секторы. Канавки на каждой рабочей поверхности размещены равномерно по дуге окружности фрикционного элемента.

Изготовление фрикционного диска с канавками, часть которых размещена в зонах некоторых выемок каркаса, а часть которых размещена одновременно и в зонах некоторых выемок, и в зонах некоторых отверстий каркаса, и во всех случаях остальная часть канавок размещена вне этих зон, позволяет сохранить равномерное распределение масс накладок по окружности диска и в радиальном направлении диска. В результате снижается возможность трещинообразования и разрушения накладок, что повышает прочность диска и его стойкость к центробежным нагрузкам.

Фрикционный диск, содержащий металлический каркас с восемью выемками по наружному контуру каркаса и восемью отверстиями, на котором зафиксированы композиционные фрикционные накладки, на поверхностях трения которых выполнено по двенадцать канавок, при этом отверстия и выемки чередуются по окружности диска, на одной из накладок четыре канавки размещены в зонах выемок, а остальные - вне зон выемок и отверстий каркаса, отличающийся тем, что на другой накладке четыре канавки размещены в зонах выемок каркаса, четыре канавки размещены в зонах отверстий каркаса, а остальные канавки размещены вне зон выемок и отверстий каркаса.



 

Похожие патенты:
Изобретение относится к области машиностроения, а именно к фрикционным дискам. Фрикционный диск содержит металлический каркас с восемью выемками по наружному контуру каркаса и восемью отверстиями, на котором зафиксированы композиционные фрикционные накладки.

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности к тормозным колодкам подвижного состава. Колодка содержит стальной каркас, имеющий скобу и направляющие, приваренные к наружной поверхности, и дугообразное тело, состоящее их отдельных фрикционных элементов, закрепленных на стальном каркасе.
Изобретение относится к области машиностроения, а именно к фрикционным дискам. Фрикционный диск содержит металлический каркас с восемью выемками по наружному контуру каркаса и восемью отверстиями, на котором зафиксированы композиционные фрикционные накладки.

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности к тормозным колодкам подвижного состава. Колодка содержит стальной каркас и дугообразное тело, состоящее их отдельных фрикционных элементов, закрепленных на стальном каркасе.
Изобретение относится к области машиностроения, а именно к способам изготовления тормозных колодок, например колодок дисковых тормозов, снабженных защитными элементами.

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к тормозным фрикционным изделиям, эксплуатирующимся в тормозных и фрикционных узлах. Фрикционное изделие содержит металлический каркас с отверстиями, приформованный к нему фрикционный элемент, полимерный демпфирующий слой и противошумную металлическую пластину с отогнутыми элементами.

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к тормозным фрикционным изделиям, эксплуатирующимся в тормозных и фрикционных узлах. Фрикционное изделие содержит металлический каркас с отверстиями и приформованный к нему фрикционный элемент, снабженный выступами, размещенными внутри отверстий.

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к тормозным фрикционным изделиям, эксплуатирующимся в тормозных и фрикционных узлах. Фрикционное изделие содержит металлический каркас с отверстиями и приформованный к нему фрикционный элемент, снабженный выступами, размещенными внутри отверстий.
Изобретения относятся к области машиностроения. Способ заключается в добавлении к имеющему открытую пористость несущему материалу с высокой удельной поверхностью связующего средства.

Изобретение относится к области фрикционных изделий из неасбестовых органических материалов, не содержащих меди, в частности к тормозным колодкам и накладкам автомобилей, тракторов и различных фрикционных устройств.
Изобретение относится к области машиностроения, а именно к фрикционным дискам. Фрикционный диск содержит металлический каркас с восемью выемками по наружному контуру каркаса и восемью отверстиями, на котором зафиксированы композиционные фрикционные накладки.
Изобретение относится к области машиностроения, а именно к фрикционным дискам. Фрикционный диск содержит металлический каркас с восемью выемками по наружному контуру каркаса и восемью отверстиями, на котором зафиксированы композиционные фрикционные накладки.
Изобретение относится к области машиностроения, а именно к способам изготовления тормозных колодок, например колодок дисковых тормозов, снабженных защитными элементами.

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к тормозным фрикционным изделиям, эксплуатирующимся в тормозных и фрикционных узлах. Фрикционное изделие содержит металлический каркас с отверстиями, приформованный к нему фрикционный элемент, полимерный демпфирующий слой и противошумную металлическую пластину с отогнутыми элементами.

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к тормозным фрикционным изделиям, эксплуатирующимся в тормозных и фрикционных узлах. Фрикционное изделие содержит металлический каркас с отверстиями и приформованный к нему фрикционный элемент, снабженный выступами, размещенными внутри отверстий.

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к тормозным фрикционным изделиям, эксплуатирующимся в тормозных и фрикционных узлах. Фрикционное изделие содержит металлический каркас с отверстиями и приформованный к нему фрикционный элемент, снабженный выступами, размещенными внутри отверстий.

Изобретение относится к области фрикционных колодок из спеченного материала, предназначенных для дисковых тормозов железнодорожных вагонов. Фрикционная колодка содержит опорную плиту, соединительный элемент и ряд накладок из фрикционного материала, расположенных над опорной плитой.

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к тормозным фрикционным изделиям, эксплуатирующимся в тормозных и фрикционных узлах, где сила трения направлена по дуге окружности, по которой осуществляется относительное перемещение контртела и фрикционного изделия.

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к тормозным фрикционным изделиям, эксплуатирующимся в тормозных и фрикционных узлах. .
Изобретение относится к области машиностроения, а именно к фрикционным дискам. Фрикционный диск содержит металлический каркас с восемью выемками по наружному контуру каркаса и восемью отверстиями, на котором зафиксированы композиционные фрикционные накладки.
Наверх