Система управления вращающимся парашютом


 


Владельцы патента RU 2526113:

Ермоленко Виктор Степанович (RU)

Изобретение относится к парашютам. Система управления вращающимся парашютом содержит купол вращающегося парашюта и стропы. Стропа/стропы парашюта, соединенные с передней/передними частями купола или его нервюр, имеют два режима фиксации к спускаемой нагрузке - основной и более длинный. Отпускание стропы/строп на более длинный режим происходит по команде от контактного или бесконтактного датчика расстояния до земли. Изменение длины производится пирорезаком по команде контактного или бесконтактного датчика расстояния до земли. Изобретение направлено на замедление скорости спуска. 4 з.п. ф-лы, 1 ил.

 

Изобретение относится к вращающимся парашютам и предназначено для использования в индивидуальных системах спасения, в системах десантирования военных грузов и в системах спасения летательных аппаратов целиком или спасения частей летательных аппаратов.

Известны роторные парашюты однослойной и двухслойной конструкции, см. например, пат. №№2382322 и 2028255 (прототип). Известны и модели вращающихся парашютов двухслойной конструкции, образующих при спуске крыловидный профиль достаточно высокого аэродинамического качества. Однако вращающиеся парашюты имеют один недостаток - скорость спуска на них постоянна. Но было бы желательно перед самой землей уменьшить скорость спуска для более мягкого приземления, как это делается на управляемых парашютах путем превращения горизонтальной составляющей вектора скорости спуска в повышенную подъемную силу крыла, которым в этом случае является купол парашюта особой формы.

Задача и технический результат изобретения - кратковременное замедление скорости спуска.

Для этого вращающийся парашют содержит, как обычно, однослойный или самонадуваемый от скоростного напора двухслойный парашют вытянутой или звездообразной трех- и более лучевой формы с расположением лучей (далее «лопастей») под углом атаки к набегающему потоку. То есть с образованием воздушного винта (пропеллера). Форма лопастей этого винта как правило определяется тканевыми нервюрами, которые соединены стропами с полезной спускаемой нагрузкой.

Отличие данного парашюта в том, что стропа/стропы парашюта, соединенные с передней/передними (относительно вращательного движения крылообразных лучей купола) частями лопастей купола или с его нервюрами имеют два режима фиксации к спускаемой нагрузке - основной и более длинный, причем отпускание стропы/строп на более длинный режим происходит по команде от контактного или бесконтактного датчика расстояния до земли.

Устройством изменения длины стропы может являться пирорезак (ножницеобразное приспособление с силовым приводом от порохового заряда). Если на спасаемом летательном аппарате присутствует человек, то пирорезак может включаться человеком и самостоятельно.

Контактным датчиком расстояния до земли может являться пружинное устройство с подвешенным к нему на тросе грузом.

Бесконтактным датчиком расстояния до земли может являться простейший ультразвуковой (акустический), радиолокационный или лазерный дальномер, рассчитанный на расстояние 8-10 метров.

Для того, чтобы датчик расстояния до земли не произвел ложного срабатывания во время взаимной болтанки спускаемой нагрузки и парашюта, датчик включается с помощью реле времени после некоторой задержки времени, или включается вручную человеком после прекращения болтанки и стабилизации процесса спуска.

На прилагаемом эскизе в сечении показан двухслойный вращающийся парашют, состоящий из верхнего 1 и нижнего 2 полотнищ, соединенных тканевыми нервюрами 3, каждая из которых в нескольких местах соединена со спускаемой нагрузкой 4 стропами 5. На нижнем-переднем краю лопасти видно отверстие 6 для самонаддува двухслойной конструкции лопасти от скоростного напора. Лопасти парашюта имеют отрицательный угол атаки, необходимый для режима авторотации.

Передние по ходу вращательного движения стропы парашюта соединены со спускаемой нагрузкой двумя тросами - непосредственно и через петлю 7. На непосредственном тросе находится пирорезак 8 (показан условно). Под спускаемой нагрузкой расположен датчик расстояния до земли, состоящий из пружины 9 и груза 10 на тросе 11. Датчик соединен тросом или электропроводкой (в зависимости от типа датчика) с пирорезаком 8 (проводка не показана).

Работает система управления вращающимся парашютом следующим образом: при выпуске парашюта он раскрывается и самонадувается за счет набегающего потока воздуха. Так как лопасти расположены под отрицательным углом атаки, то винт приобретает вращение - авторотацию.

После окончания болтанки, возникшей при раскрытии парашюта, и при наступлении фазы стабильного снижения, то есть через заданное время, с помощью электрического или механического реле времени подключается датчик расстояния до земли. По мере приближения к земле, ее касается груз 10, и пружина 9 ослабляется, вызывая срабатывание датчика расстояния от земли. Датчик включает пирорезак 8, которые перерезает короткий участок троса стропы, и стропа удлиняется на разницу длины непосредственного участка троса и длины петли 7.

При этом угол атаки лопасти становится менее отрицательным, нулевым или даже немного положительным (оптимальное значение определяется при опытной проверке конкретной конструкции). Несколько меняется и профиль лопасти, он становится более плоским. За счет инерции материала купола и находящегося в двухслойном куполе воздуха вращающийся парашют (то есть воздушный винт) еще некоторое, хотя и достаточно короткое время вращается, создавая повышенную подъемную силу. Тем самым скорость спуска перед самой землей несколько замедляется.

1. Система управления вращающимся парашютом, содержащая купол вращающегося парашюта и стропы, отличающаяся тем, что стропа/стропы парашюта, соединенные с передней/передними частями лопастей купола или с его нервюрами, имеют два режима фиксации к спускаемой нагрузке - основной и более длинный, причем отпускание стропы/строп на более длинный режим происходит по команде от контактного или бесконтактного датчика расстояния до земли.

2. Система по п.1, отличающаяся тем, что устройством изменения длины стропы является пирорезак.

3. Система по п.1, отличающаяся тем, что контактным датчиком расстояния до земли является пружинное устройство с подвешенным к нему грузом.

4. Система по п.1, отличающаяся тем, что бесконтактным датчиком расстояния до земли является акустический, радиолокационный или лазерный дальномер.

5. Система по любому из пп.3, 4, отличающаяся тем, что датчик расстояния до земли включается с помощью реле времени после некоторой задержки времени или включается вручную человеком.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к управляемым парапланным системам. .

Изобретение относится к парашютной технике и предназначено для использования в десантных парашютных системах. .

Изобретение относится к области устройств, предназначенных для снижения скорости спуска груза. .

Изобретение относится к области парашютостроения и может быть использовано для спуска человека с заранее раскрытым парашютом с возвышенностей, без предварительного разбега или свободного предварительного падения, в экстремальных видах спорта и в качестве аттракционов.

Изобретение относится к парашютам, применяемым в составе катапультного кресла. .

Изобретение относится к космической технике и предназначено для обеспечения точного и мягкого приземления искусственных объектов, главным образом в нештатных ситуациях.

Изобретение относится к области ракетной техники. .

Группа изобретений относится к парашютным системам летательных аппаратов. Система парашютирования содержит купол/купола основного парашюта, вытяжной парашют и капсулу, в которой расположены купол/купола основного парашюта и тормозной парашют. Фал вытяжного парашюта имеет крепление к грузу. В отсеке или в капсуле имеется тормозной парашют. Способ работы системы парашютирования заключается в том, что производятся отстрел и наполнение вытяжного парашюта. Затем происходит отсоединение крепления фала вытяжного парашюта, что приводит к вытягиванию вытяжным парашютом тормозного парашюта и капсулы основного парашюта с раскрытием последнего до зарифленного состояния. Далее осуществляется полное раскрытие основного парашюта и после приземления происходит или производится вручную отцепка всех парашютов системы. Группа изобретений направлена на более плавное введение в действие парашютной системы. 2 н. и 2 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к авиационной технике, в частности, к способам и системам, обеспечивающим аварийное покидание экипажем летательного аппарата. Способ снижения вертикальной скорости приземления после катапультирования заключается в использовании порохового двигателя, причем включение двигателя осуществляется электрической командой датчика в зависимости от текущей высоты, массы летчика в снаряжении и вертикальной скорости снижения летчика на парашюте. Система снижения вертикальной скорости приземления летчика после катапультирования устанавливается на нижнюю поверхность крышки сиденья катапультного кресла и состоит из четырехсоплового порохового двигателя с минимально возможным временем работы и оптимальным направлением действия тяги и датчика, измеряющего текущую высоту и вертикальную скорость снижения и выдающего команду на срабатывание двигателя в зависимости от этих параметров и от массы летчика в снаряжении. Информацию о массе летчика датчик получает от системы автоматики кресла в момент катапультирования. Достигается уменьшение скорости приземления летчика после катапультирования. 2 н.п. ф-лы, 2 ил.
Наверх