Гирокомпас

Использование: изобретение относится к гироскопическим приборам для навигации, геодезии, измерения азимута на земной поверхности. Сущность: гирокомпас содержит корпус 1, выполненный с возможностью вращения на своей оси 2, которая установлена на упорном подшипнике 3 и зафиксирована в вертикально расположенном полом валу 4 червячного редуктора 5, входной вал 6 которого связан с приводным шаговым двигателем 7. Корпус 1 связан с внешней рамкой 8, установленной с возможностью качания в подшипниках 9, зафиксированных в корпусе 1. Внешняя рамка 8 в свою очередь связана с внутренней рамкой 10, установленной с возможностью качания в перпендикулярном направлении в подшипниках 11, зафиксированных во внешней рамке 8. На внутренней рамке 10 по оси качания размещена первая вертикальная стойка 12 с закрепленным на ней одноосным измерителем угловой скорости, представляющем собой волоконно-оптический гироскоп (ВОГ) 13 с замкнутым контуром обратной связи. На корпусе 1 выполнена вторая вертикальная стойка 14 с установленным на ней линейным шаговым двигателем 15, ходовой винт 16 которого через тягу 17, имеющей гайку 18, связан с внешней рамкой 8. На внешней рамке 8 выполнена третья вертикальная стойка 19 с установленным на ней аналогичным линейным шаговым двигателем 15, ходовой винт 16 которого через тягу 17 с гайкой 18 связан с внутренней рамкой 10. Первый акселерометр 20 установлен в нижней части первой стойки 12, жестко связанной с внутренней рамкой 10. На кронштейне 21, расположенном снизу внешней рамки 8, перпендикулярно первому акселерометру 20 расположен второй акселерометр 22. Вся конструкция размещается на плите 23. Технический результат: повышение точности, уменьшение габаритов измерительного прибора, предназначенного для использования в различных областях техники с целью измерения, контроля угловой скорости вращения и углового положения в инерциальном пространстве. 2 ил.

 

Изобретение относится к гироскопическим приборам для навигации, геодезии, измерения азимута на земной поверхности.

Известен автоматический гирокомпас (см. заявку RU 2002135184, МПК G01C 19/38, опубл. 10.08.2004 г.), принятый за прототип. Автоматический гирокомпас содержит корпус, установленный на наклонно-поворотном столе, размещенный в корпусе блок чувствительных элементов (БЧЭ), имеющий в своем составе датчик угловой скорости и датчики горизонта, систему разворота БЧЭ вокруг вертикальной оси, включающую задатчик разворота и привод, блок сервисной электроники и вычислительное устройство. На корпусе расположены индикаторы негоризонтальности БЧЭ, электрически связанные через блок сервисной электроники с выходами датчиков горизонта.

Недостатками устройства, принятого за прототип, являются:

- высокая сложность и трудоемкость изготовления устройства;

- высокие габариты и масса;

- недостаточная точность получаемых оценочных показателей.

Предлагаемым изобретением решается задача по минимизации материальных и временных затрат при создании инерциальных навигационных устройств.

Технический результат, получаемый при осуществлении изобретения, заключается в создании с минимальными затратами измерительного прибора, предназначенного для использования в различных областях техники с целью измерения, контроля угловой скорости вращения и углового положения в инерциальном пространстве.

Указанный технический результат достигается тем, что в предлагаемом гирокомпасе, содержащем корпус, поворотный стол, блок чувствительных элементов (БЧЭ), имеющий в своем составе датчик угловой скорости и датчики горизонта (акселерометры), систему разворота БЧЭ вокруг вертикальной оси, включающую задатчик разворота и привод, блок сервисной электроники и вычислительное устройство, новым является то, что корпус выполнен с возможностью вращения на своей оси, которая установлена на упорном подшипнике и зафиксирована в вертикально расположенном полом валу червячного редуктора, входной вал которого связан с приводным шаговым двигателем, корпус связан с внешней рамкой, установленной с возможностью качания в подшипниках, зафиксированных в корпусе, внешняя рамка в свою очередь связана с внутренней рамкой, установленной с возможностью качания в перпендикулярном направлении в подшипниках, зафиксированных во внешней рамке, на внутренней рамке, по оси качания, размещена первая вертикальная стойка с закрепленным на ней одноосным измерителем угловой скорости, представляющем собой волоконно-оптический гироскоп (ВОГ) с замкнутым контуром обратной связи, на корпусе выполнена вторая вертикальная стойка с установленным на ней линейным шаговым двигателем, ходовой винт которого через тягу связан с внешней рамкой, на внешней рамке выполнена третья вертикальная стойка с установленным на ней линейным шаговым двигателем, ходовой винт которого через тягу связан с внутренней рамкой, первый акселерометр установлен в нижней части первой стойки, жестко связанной с внутренней рамкой, а на кронштейне, расположенном снизу внешней рамки, перпендикулярно первому акселерометру расположен второй акселерометр.

Выполнение корпуса с возможностью вращения позволяет:

- выполнять поворот волоконно-оптического гироскопа на 360° вокруг своей оси;

- уменьшить массо-габаритные показатели;

- снизить конструктивную сложность гирокомпаса в целом.

Установка оси корпуса на упорном подшипнике и зафиксирована в вертикально расположенном полом валу червячного редуктора, входной вал которого связан с приводным шаговым двигателем, позволяет:

- обеспечить необходимую устойчивость корпуса со всеми установленными на нем элементами;

- обойтись без установки дополнительных подшипниковых узлов;

- добиться высокой степени компактности гирокомпаса;

- получить высокую степень точности отработки углового положения.

Выполнение связи корпуса с внешней рамкой, установленной с возможностью качания в подшипниках, зафиксированных в корпусе, а внешней рамки с внутренней рамкой, установленной с возможностью качания в перпендикулярном направлении в подшипниках, зафиксированных во внешней рамке, позволяет обеспечить получение положения волоконно-оптического гироскопа, соответствующего положению линии горизонта.

Размещение на внутренней рамке по оси качания первой вертикальной стойки с закрепленным на ней одноосным измерителем угловой скорости, представляющий собой волоконно-оптический гироскоп (ВОГ) с замкнутым контуром обратной связи, позволяет:

- установить датчик угловой скорости, имеющий несколько степеней свободы;

- проводить измерение и контроль угловой скорости вращения в инерциальном пространстве;

- проводить измерения как в стационарном положении гирокомпаса, так при установке его на подвижном объекте.

Выполнение на корпусе второй вертикальной стойки с установленным на ней линейным шаговым двигателем, ходовой винт которого через тягу связан с внешней рамкой, позволяет:

- выставить посредством перемещения ходового винта внешнюю рамку в горизонтальное положение;

- обеспечить требуемую точность горизонтального положения внешней рамки;

- обеспечить необходимый рабочий угол поворота внешней рамки.

Выполнение на внешней рамке третьей вертикальной стойки с установленным на ней линейным шаговым двигателем, ходовой винт которого через тягу связан с внутренней рамкой, позволяет:

- выставить посредством перемещения ходового винта внутреннюю рамку в горизонтальное положение;

- обеспечить требуемую точность горизонтального положения внутренней рамки;

- обеспечить необходимый рабочий угол поворота внутренней рамки;

- обеспечить за счет изменения углового положения внутренней и внешней рамок вертикальное положение первая стойка с закрепленным на ней одноосным измерителем угловой скорости, представляющий собой волоконно-оптический гироскоп (ВОГ).

Установка первого акселерометра в нижней части первой стойки, жестко связанной с внутренней рамкой, а на кронштейне, расположенном снизу внешней рамки, перпендикулярно первому акселерометру - второго акселерометра, позволяет отгоризонтировать с высокой точностью внутреннюю рамку, на которой установлена вертикальная стойка с волоконно-оптическим гироскопом.

Технические решения с признаками, отличающими заявляемое решение от прототипа, не известны и явным образом из уровня техники не следуют. Это позволяет считать, что заявляемое решение является новым и обладает изобретательским уровнем.

Сущность изобретения поясняется чертежами, где на фиг.1 показан общий вид гирокомпаса; на фиг.2 - схема установки оси корпуса в выходном полом валу редуктора.

Гирокомпас содержит корпус 1, выполненный с возможностью вращения на своей оси 2, которая установлена на упорном подшипнике 3 и зафиксирована в вертикально расположенном полом валу 4 червячного редуктора 5, входной вал 6 которого связан с приводным шаговым двигателем 7. Корпус 1 связан с внешней рамкой 8, установленной с возможностью качания в подшипниках 9, зафиксированных в корпусе 1. Внешняя рамка 8 в свою очередь связана с внутренней рамкой 10, установленной с возможностью качания в перпендикулярном направлении в подшипниках 11, зафиксированных во внешней рамке 8. На внутренней рамке 10 по оси качания размещена первая вертикальная стойка 12 с закрепленным на ней одноосным измерителем угловой скорости, представляющий собой волоконно-оптический гироскоп (ВОГ) 13 с замкнутым контуром обратной связи. На корпусе 1 выполнена вторая вертикальная стойка 14 с установленным на ней линейным шаговым двигателем 15, ходовой винт 16 которого через тягу 17, имеющей гайку 18, связан с внешней рамкой 8. На внешней рамке 8 выполнена третья вертикальная стойка 19 с установленным на ней аналогичным линейным шаговым двигателем 15, ходовой винт 16 которого через тягу 17 с гайкой 18 связан с внутренней рамкой 10. Первый акселерометр 20 установлен в нижней части первой стойки 12, жестко связанной с внутренней рамкой 10. На кронштейне 21, расположенном снизу внешней рамки 8, перпендикулярно первому акселерометру 20 расположен второй акселерометр 22. Вся конструкция размещается на плите 23.

Гирокомпас функционирует следующим образом. Работа гирокомпаса проводится в выносном варианте после позиционирования его на местности или после полной остановки подвижного объекта и выключения маршевого двигателя. Перед началом работы необходимо провести работы по предварительному ориентированию гирокомпаса (здесь не рассматриваются). Далее необходимо отгоризонтировать гирокомпас. Горизонтирование гирокомпаса происходит за счет перемещения ходовых винтов 16 после включения шаговых двигателей 15. Угол шага - 7,5°, который преобразуется в 0,0417 мм линейного перемещения. При перемещении гаек 18 по ходовым винтам 16 происходит перемещение тяг 17, приводящее к изменению углового положения внутренней 10 и внешней 8 рамок. Рассогласование углового положения отрабатывается датчиками горизонта - акселерометами 20 и 22. После выхода акселерометров 20 и 22 и соответсвенно внутренней 10 и внешней рамки 8 в линию горизонта, первая стойка 12 с закрепленным на ней одноосным измерителем угловой скорости, представляющем собой волоконно-оптический гироскоп (ВОГ) 13, оказывается в строго вертикальном положении, которое для него является рабочим. Далее производится определение истинного азимута. Основным элементом для определения истинного азимута является ВОГ 13, обладающий высокой устойчивостью к электромагнитным помехам, механическим и температурным возмущениям. ВОГ 13 предназначен для измерения и контроля угловой скорости вращения Земли в инерциальном пространстве (здесь не рассматривается). Величина и знак угловой скорости передаются в виде 32-х разрядного числа с плавающей запятой, типа float, через асинхронный последовательный гальванически развязанный интерфейс RS-485. Диапазон измеряемой угловой скорости ±90°/с. При повороте первой стойки 12 вокруг своей оси 2, которая установлена на упорном подшипнике 3 и зафиксирована в вертикально расположенном полом валу 4 червячного редуктора 5, подключенный к компьютерной системе ВОГ 13 через асинхронный последовательный гальванически развязанный интерфейс RS-485 выдает данные своего углового положения. Вращение на червячный редуктор 5 передается от шагового двигателя 7. Основной угловой шаг двигателя - 1,6°.

Таким образом, в предлагаемом изобретении решена задача по достижению технического результата, заключающегося в создании с минимальными затратами измерительного прибора, предназначенного для использования в различных областях техники с целью измерения, контроля угловой скорости вращения и углового положения в инерциальном пространстве.

Гирокомпас, содержащий корпус, поворотный стол, блок чувствительных элементов (БЧЭ), имеющий в своем составе датчик угловой скорости и датчики горизонта (акселерометры), систему разворота БЧЭ вокруг вертикальной оси, включающую задатчик разворота и привод, блок сервисной электроники и вычислительное устройство, отличающийся тем, что корпус выполнен с возможностью вращения на своей оси, которая установлена на упорном подшипнике и зафиксирована в вертикально расположенном полом валу червячного редуктора, входной вал которого связан с приводным шаговым двигателем, корпус связан с внешней рамкой, установленной с возможностью качания в подшипниках, зафиксированных в корпусе, внешняя рамка в свою очередь связана с внутренней рамкой, установленной с возможностью качания в перпендикулярном направлении в подшипниках, зафиксированных во внешней рамке, на внутренней рамке по оси качания размещена первая вертикальная стойка с закрепленным на ней одноосным измерителем угловой скорости, представляющем собой волоконно-оптический гироскоп (ВОГ) с замкнутым контуром обратной связи, на корпусе выполнена вторая вертикальная стойка с установленным на ней линейным шаговым двигателем, ходовой винт которого через тягу связан с внешней рамкой, на внешней рамке выполнена третья вертикальная стойка с установленным на ней линейным шаговым двигателем, ходовой винт которого через тягу связан с внутренней рамкой, первый акселерометр установлен в нижней части первой стойки, жестко связанной с внутренней рамкой, а на кронштейне, расположенном снизу внешней рамки, перпендикулярно первому акселерометру расположен второй акселерометр.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к навигации и может быть использовано, например, в качестве гирокомпаса и для определения направления севера. Способ определения курса осуществляется с помощью инерциального устройства (1), обеспечивающего измерения посредством, как минимум, одного вибрационного гироскопа (3), и включает в себя установку инерциального устройства таким образом, чтобы ось гироскопа находилась практически в горизонтальной плоскости, позиционирование инерциального устройства последовательно определенное число раз относительно вертикальной оси, количество положений при этом должно быть больше единицы, настройку электрического угла поворота вибрационного гироскопа в каждом положении на заданную величину (причем данная заданная величина должна быть одинаковой для всех позиций) и определение курса по результатам измерений и углу между вышеуказанными позициями.

Изобретение относится к гироскопическому приборостроению и может быть использовано при разработке прибора для гироскопического ориентирования при проведении горных выработок.

Изобретение относится к области технических средств судовождения, в частности к корректируемым гироазимуткомпасам (ГАК) и гироскопическим курсоуказателям (ГКУ), предназначенным для определения курса относительно географического меридиана или угла отклонения от заданного направления.

Изобретение относится к области приборостроения, а именно к гирокомпасам, вычисляющим азимут и углы наклона направлений, определенным образом связанных с неподвижным относительно Земли (статическим) объектом, на котором гирокомпас установлен.

Изобретение относится к области приборостроения и может быть использовано при определении азимутов. .

Изобретение относится к области гироскопических приборов и может быть использовано при создании гирокомпаса или самоориентирующейся системы гирокурсокреноуказания для систем навигации и топопривязки.

Изобретение относится к области технических средств спутниковой, инерциальной навигации и гиростабилизации для морских объектов. .

Изобретение относится к области измерительной техники и может быть использовано при разработке и изготовлении приборов для систем стабилизации, навигации и топопривязки объектов наземной техники.

Изобретение относится к области измерительной техники и может быть использовано в системах навигации, топопривязки и ориентирования наземных подвижных объектов. .

Изобретение относится к области приборостроения и может найти применение в системах ориентации и навигации подвижных объектов. Для этого гирогоризонткомпас (ГГК) содержит первый гироскоп, дополнительную раму, первое и второе исполнительные устройства, роторы которых соответственно связаны с вращающимся валом и осью дополнительной рамы, а статоры с дополнительной рамой и корпусом ГГК, первый и второй акселерометры, второй и третий гироскопы, установленные на корпусе ГГК, оси которых взаимно ортогональны и параллельны, бортовой вычислитель, содержащий блок выработки углов ориентации, блок управления подвесом, блок вычисления и автокомпенсации погрешности определения азимута и управляющее устройство. Исполнительные устройства обеспечивают фиксированные повороты вращающегося вала и дополнительной рамы подвеса относительно продольной и поперечной осей ГГК в положения -90°, 0°, +90° относительно направления, нормального к основанию ГГК. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к области гироскопического приборостроения и может быть использовано в геодезии, навигации, топографии, системах прицеливания и наведения. Технический результат - повышение точности и сокращение времени определения азимута. Для этого при определении азимута предусматривают предварительную выставку оси чувствительности гироскопа, выполнение поворотов оси чувствительности гироскопа на заданные углы, измерение времени поворота гироскопа в каждое положение на заданный угол, определение суммарного времени измерения показаний гироскопа во всех положениях с учетом времени определения азимута, определение значений минимального необходимого времени измерения показаний в каждом положении оси чувствительности гироскопа и минимального необходимого количества измерений при заданном времени определения азимута, определение показаний гироскопа на заданных углах и вычисление азимута с использованием полученных показаний. 4 ил.

Изобретение относится к области приборостроения и может найти применение при разработке, изготовлении и эксплуатации самоориентирующихся гироскопических систем курсоуказания и курсокреноуказания. Технический результат - повышение точности, упрощение реализации и повышение надежности. Для достижения данного результата включают режим гирокомпаса для первоначального приведения главной оси курсового гироскопа в плоскость меридиана в северном или южном направлении. После приведения главной оси курсового гироскопа в плоскость меридиана и фиксации с курсового датчика угла значения азимута производят ускоренный разворот курсового гироскопа в азимуте на угол π и включают режим гирокомпаса для приведения в первоначальном направлении. После этого определяют положение, в котором скорость приведения равна нулю, и проводят определение значения истинного азимута согласно выражению: A u c m = A 1 + A 2 + π 2 при A1>A2 или A u c m = A 1 + A 2 − π 2 при A1<А2, где A1 - значение азимута после первого приведения главной оси курсового гироскопа в плоскость меридиана, А2 - значение курсового угла, при котором скорость приведения в положении, противоположном первому значению азимута, равна нулю.

Изобретение относится к системам ориентации и навигации подвижных объектов. Технический результат - повышение точности выработки параметров ориентации, определения азимута, повышение надёжности, увеличение ресурса, упрощение конструкции, уменьшение массы и габаритов. Гирогоризонткомпас (ГГК) включает первый, второй и третий гироскопы, установленные в двухосном подвесе, первое и второе исполнительные устройства, первый и второй акселерометры, установленные на корпусе ГГК, бортовой вычислитель, содержащий блок выработки углов ориентации, блок управления подвесом, блок вычисления и автокомпенсации погрешности определения азимута, блок оценки уходов гироскопов, блок коммутации сигналов гироскопов и управляющее устройство. Исполнительные устройства обеспечивают фиксированные повороты гироскопов относительно продольной и поперечной осей ГГК в положения -90°, 0°, +90° относительно направления, нормального к основанию ГГК. Выход первого гироскопа соединён с входом блока вычисления и автокомпенсации погрешности определения азимута, который подключен к выходу блока выработки углов ориентации и выходу блока управления подвесом, выход блока вычисления и автокомпенсации погрешности определения азимута соединён с блоком выработки углов ориентации бортового вычислителя и блоком управления подвесом, вход блока выработки углов ориентации соединён с выходом блока управления подвесом, входы первого и второго исполнительных устройств подвеса соединены с выходами блока управления подвесом, который подключен к выходу управляющего устройства, выходы всех гироскопов подключены к блоку выработки углов ориентации через блок оценки уходов гироскопов и блок коммутации сигналов гироскопов бортового вычислителя. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к системам ориентации и навигации подвижных объектов. Технический результат - расширение функциональных возможностей. Для этого гирогоризонткомпас включает первый гироскоп, вращающийся вал, исполнительное устройство, ротор которого связан с вращающимся валом, а статор с корпусом гирогоризонткомпаса, первый и второй акселерометры, второй и третий гироскопы, установленные на корпусе гирогоризонткомпаса, оси которых взаимно ортогональны, бортовой вычислитель, содержащий блок выработки углов ориентации, блок управления исполнительным устройством, блок вычисления и автокомпенсации погрешности определения азимута, управляющее устройство и коммутатор. Выход первого гироскопа соединен с входом блока вычисления и автокомпенсации погрешности определения азимута, который подключен соответственно через коммутатор к выходу блока выработки углов ориентации и выходу блока управления исполнительным устройством, выход блока вычисления и автокомпенсации погрешности определения азимута соединен с блоком выработки углов ориентации бортового вычислителя и блоком управления исполнительным устройством, вход блока выработки углов ориентации соединен с выходом блока управления исполнительным устройством, вход исполнительного устройства соединен с выходом блока управления исполнительным устройством, который подключен к выходу управляющего устройства бортового вычислителя. При этом обеспечивается повышение точности определения азимута, повышение надежности, увеличение ресурса, упрощение конструкции, а также снижение массы и габаритов гирогоризонткомпаса. 3 ил.

Изобретение предполагается использовать в системах курсоуказания подвижных объектов. Гирогоризонткомпас содержит датчик вертикальной угловой скорости, преобразователь координат, датчик курсового угла и состоящий из первого интегратора, регулируемого звена и второго интегратора замкнутый контур гирогоризонта с первым выходом по углам качки, расположенным на выходе второго интегратора. В контур гирогоризонта введен расположенный между регулируемым звеном и вторым интегратором второй выход по сигналу проекций скорости вращения Земли. В гирогоризонткомпас введен новый замкнутый контур вычисления производных от проекций скорости вращения Земли, состоящий из последовательно соединенных суммирующего устройства, блока азимута, блока производных и фильтра. Второй выход контура гирогоризонта через суммирующее устройство соединен с новым контуром вычисления производных от проекций скорости вращения Земли. Параметры фильтра в новом контуре установлены так, что полезный сигнал на выходе суммирующего устройства от них не зависит. Блок производных соединен с датчиком вертикальной угловой скорости, выход блока азимута является выходом гирогоризонткомпаса по азимуту и подключен к входу преобразователя координат. Два других входа преобразователя соединены с первым выходом контура гирогоризонта и датчиком курсового угла, выход преобразователя координат является выходом гирогоризонткомпаса по курсу. Технический эффект заключается в повышении точности выработки приборного азимута и курса объекта за счет исключения вносимых фильтрами амплитудных и фазовых искажений. 1 ил., 3 табл.

Изобретение относится к области измерительной техники и может быть использовано в системах навигации, топопривязки и ориентирования наземных подвижных объектов. Технический результат – повышение точности. Для этого введены: шарикоподшипниковая опора с применением сдвоенных радиально-упорных шарикоподшипников; безредукторный привод для вращения платформы и электромагнитный тормоз для ее фиксации; жесткие упоры на основании и поворотной платформе. Причем приводной электродвигатель, статор которого закреплен на основании, а ротор на платформе, выполнен в габаритах с внутренним диаметром не менее наружного диаметра сдвоенных радиально-упорных шарикоподшипников, и с длиной магнитопровода, не превышающей высоты сдвоенных радиально-упорных шарикоподшипников, и электромагнитный тормоз выполнен в габаритах по внутреннему диаметру не менее наружного диаметра приводного электродвигателя и по высоте, не превышающей высоты сдвоенных радиально-упорных шарикоподшипников; сдвоенные радиально-упорные шарикоподшипники, приводной электродвигатель, электромагнитный тормоз размещены концентрично и в одной плоскости: один из упоров выполнен с двумя эксцентричными поверхностями и с возможностью вращения относительно собственной оси. 3 ил.

Изобретение относится к области приборостроения и используется при определении азимутов. Гирокомпас содержит блок чувствительных элементов, в который входят несущий корпус и карданов подвес, в котором установлены датчик угла, термостат с расположенными в нем датчиком угловой скорости и наклономерами, приводами осей карданова подвеса с контактными механизмами. Отличительная особенность заявленного устройства заключается в том, что на торце наружной оси карданова подвеса блока чувствительных элементов установлен автоколлиматор либо установлены автоколлиматор и оптический отражатель. При этом оптические оси автоколлиматора и оптического отражателя совпадают с наружной осью карданова подвеса. Кроме того, гирокомпас содержит блок электронных приборов, персональный компьютер и пульт управления, связанные между собой и блоком чувствительных элементов посредством соединительных электрических кабелей. Также в блок электронных приборов введен блок автоколлиматора, имеющий цифровой выход для передачи сигнала в компьютер. Технический результат - возможность повышения точности измерений, расширение функциональных возможностей (вектор азимута на контрольный элемент внешнего отражателя передается напрямую без дополнительных приборов). 2 ил.

Изобретение относится к области приборостроения и может найти применение в системах ориентации и навигации подвижных объектов. Технический результат – расширение функциональных возможностей. Для этого гирогоризонткомпас включает вращающийся вал, исполнительное устройство, ротор которого связан с вращающимся валом, а статор с корпусом гирогоризонткомпаса, первый и второй гироскопы, оси которых взаимно ортогональны, установленные на вращающемся валу, первый и второй акселерометры, оси которых взаимно ортогональны, установленные на корпусе гирогоризонткомпаса, третий гироскоп, установленный на корпусе гирогоризонткомпаса, бортовой вычислитель, содержащий блок выработки углов ориентации, блок управления подвесом, блок вычисления и автокомпенсации погрешности определения азимута, блок коммутации сигналов гироскопов, блок коммутации параметров ориентации и управляющее устройство. Исполнительное устройство обеспечивает поворот вращающегося вала в диапазоне углов ±180°. Выходы первого и второго гироскопов соединены соответственно с первым и вторым входами блока вычисления и автокомпенсации погрешности определения азимута, который подключен к выходу блока выработки углов ориентации и выходу блока управления подвесом, выход блока вычисления и автокомпенсации погрешности определения азимута соединен с блоком выработки углов ориентации бортового вычислителя и блоком управления подвесом, вход блока выработки углов ориентации соединен с выходом блока управления подвесом, вход исполнительного устройства соединен с выходом блока управления подвесом, который подключен к выходу управляющего устройства бортового вычислителя. 2 ил.

Изобретение относится к области приборостроения и может найти применение при разработке, изготовлении и эксплуатации самоориентирующихся гироскопических систем курсоуказания и курсокреноуказания, систем топопривязки и навигации. Технический результат - повышение точности и сокращение времени определения азимута. Для этого включают режим гирокомпаса для первоначального приведения главной оси курсового гироскопа в плоскость меридиана. После приведения главной оси курсового гироскопа в плоскость меридиана и фиксации с курсового датчика угла значения азимута повторно включают режим гирокомпаса для приведения главной оси курсового гироскопа в противоположном первоначальному приведению направлении. После этого определяют положение, в котором скорость приведения равна нулю, и проводят определение значения азимута согласно выражению: где А1 - значение азимута после первоначального приведения главной оси курсового гироскопа в плоскость меридиана, А2 - значение курсового угла, при котором скорость приведения главной оси курсового гироскопа в противоположном первоначальному приведению направлении равна нулю, причем значение курсового угла А2 - близкое к первоначальному значению азимута А1.
Наверх