Способ прогнозирования назначенного ресурса корпуса цельносварного шарового крана

Изобретение относится к области обеспечения надежности и безопасности технических устройств, преимущественно тонкостенных конструкций, в частности сосудов и аппаратов, применяемых для сетей газораспределения, а именно цельносварных шаровых кранов, проведением ресурсно-прочностных исследований и обследования технического состояния средствами неразрушающего контроля. Технический результат − повышение точности прогнозирования назначенного ресурса корпуса цельносварного шарового крана и возможности выявления и оценки местных напряжений в материале корпуса цельносварного шарового крана. Особенность заявленного способа прогнозирования назначенного ресурса корпуса цельносварного шарового крана заключается в том, что на поверхности корпуса определяют максимальный градиент магнитного поля Земли. Разрушают корпус цельносварного шарового крана (натурный образец шаровых кранов) и заготовку корпуса цельносварного шарового крана после обжима без технологического отверстия под горловину, отобранные из одной партии изготовления. Определяют пределы прочности корпуса цельносварного шарового крана и заготовки корпуса цельносварного шарового крана после обжима без технологического отверстия под горловину и устанавливают корреляционную зависимость. После чего устанавливают прогнозируемый назначенный ресурс корпуса крана исходя из введенного выражения. 1 ил., 1 табл.

 

Изобретение относится к области обеспечения надежности и безопасности технических устройств, преимущественно тонкостенных конструкций, в частности сосудов и аппаратов, применяемых для сетей газораспределения, а именно цельносварных шаровых кранов, проведением ресурсно-прочностных исследований и обследования технического состояния средствами неразрушающего контроля.

Известен способ определения расчетного ресурса технического устройства на любом этапе от проектирования до достижения предельного состояния по результатам технического диагностирования и ресурсно-прочностного исследования с помощью функции: T=f(W; ε; β; Z),

где: W - объем неразрушающего контроля, проведенного при техническом диагностировании;

ε - коэффициент ответственности в зависимости от группы опасности технического устройства;

β - коэффициент дефектности, учитывающий наличие допустимых или недопустимых дефектов технического устройства, обнаруженных при техническом диагностировании;

Z - степень износа технического устройства (патент РФ №2454648, МПК G01M 15/00, G01N 3/00. Опубл. 27.06.2012 г.).

Однако известный способ недостаточно точен, т.к. не учитывает влияния скрытых технологических дефектов на фактическую предельную прочность конструкции. Поскольку характер скрытых технологических дефектов, места их сосредоточения и закономерности их появления неизвестны, то невозможно аналитически рассчитать степень их влияния на расчетный ресурс без проведения дополнительных исследований.

Известны также способы прогнозирования среднего и назначенного ресурса, в которых ресурс прогнозируется по наработке на отказ до капитального ремонта с использованием вероятностных моделей теории надежности (см., например, РД 26.260.005-91. Методические указания. Оборудование химическое. Номенклатура показателей и методы оценки надежности).

Но эти способы не находят широкого практического применения из-за недостаточной достоверности оценки ресурса технических устройств, поскольку ресурс принимается на основе номенклатурных показателей надежности, установленных для отдельных типовых узлов, и не учитывает результаты ресурсно-прочностных исследований и технического диагностирования, когда известны данные по износу стенок заменяемых элементов, механические напряжения, выявлены дефекты, возникшие при эксплуатации, и объем технического диагностирования.

Наиболее близким по своей технической сущности является способ прогнозирования назначенного ресурса деталей, включающий выявление зоны с потенциально пониженным ресурсом методами неразрушающего контроля, определение прочностных характеристик деталей и определение, исходя из соотношения, назначенного ресурса (патент РФ №2215280, МПК G01N 3/00. Опубл. 27.10.2003 г.).

Однако и этот способ недостаточно достоверен, т.к. в нем используются параметры, полученные в процессе эксплуатации, а не до ее начала. При этом расчет проводится с использованием вероятностной характеристики - показателя функции безопасности, который не учитывает влияния скрытых технологических дефектов детали.

Задачей, на решение которой направлено заявленное изобретение, является повышение точности прогнозирования назначенного ресурса деталей, в частности корпуса цельносварного шарового крана.

Технический результат заключается в выявлении и оценке местных напряжений в материале корпуса цельносварного шарового крана с учетом скрытых технологических дефектов.

Поставленная задача решается тем, что в способе прогнозирования назначенного ресурса деталей, в частности корпуса цельносварного шарового крана, включающем выявление зоны с потенциально пониженным ресурсом методами неразрушающего контроля, определение прочностных характеристик деталей и определение, исходя из соотношения, назначенного ресурса, на поверхности корпуса цельносварного шарового крана определяют методом магнитной памяти металла максимальный градиент магнитного поля Земли (gradHmax). После чего разрушают корпус цельносварного шарового крана (натурный образец шаровых кранов) и заготовку корпуса цельносварного шарового крана после обжима без технологического отверстия под горловину, отобранные из одной партии изготовления, воздействием внутреннего давления. По итогам разрушения определяют пределы прочности корпуса цельносварного шарового и заготовки корпуса цельносварного шарового крана после обжима без технологического отверстия под горловину и устанавливают корреляционную зависимость: Pфaкт/Pиcx=A×[gradHmax]+B, где: Рфактисх - коэффициент предельного состояния корпуса цельносварного шарового крана; А и В - экспериментальные коэффициенты однофакторной линейной зависимости, характеризующие исследуемую партию кранов; Рфакт - предел прочности корпуса цельносварного шарового крана; Рисх - предел прочности заготовки корпуса цельносварного шарового крана после обжима без технологического отверстия под горловину. Прогнозируемый назначенный ресурс корпуса цельносварного шарового крана устанавливают исходя из соотношения: Тпр=(Рфактисх)×Трасч, где: Трасч - расчетный назначенный ресурс корпуса цельносварного шарового крана.

Определение на поверхности корпуса цельносварного шарового крана методом магнитной памяти металла максимального градиента магнитного поля Земли (gradHmax) позволяет определить зону с потенциально пониженным ресурсом. При этом авторами изобретения экспериментальным путем установлено, что максимумам градиента магнитного поля Земли (gradHmax) соответствуют зоны с потенциально пониженным ресурсом.

Разрушение же корпуса цельносварного шарового крана и заготовки корпуса цельносварного шарового крана после обжима без технологического отверстия под горловину, отобранных из одной партии изготовления, воздействием внутреннего давления позволяет определить их пределы прочности, где корпус - внешняя оболочка крана, а заготовка корпуса - не вполне готовое изделие или его часть, подлежащие последующей обработке.

А разрушение корпуса и заготовки корпуса цельносварного шарового крана, отобранных из одной партии изготовления, обеспечивает корректность сравнения их прочностных характеристик с учетом скрытых технологических дефектов.

Установленная авторами изобретения корреляционная зависимость:

Рфактисх=А×[gradHmax]+B,

где: Рфактисх - коэффициент предельного состояния корпуса цельносварного шарового крана;

Рфакт - предел прочности корпуса цельносварного шарового крана;

Рисх - предел прочности заготовки корпуса цельносварного шарового крана после обжима без технологического отверстия под горловину;

А и В - экспериментальные коэффициенты однофакторной линейной зависимости, характерные для исследуемой партии цельносварных шаровых кранов;

gradHmax - максимальный градиент магнитного поля Земли, дает возможность определить прогнозируемый назначенный ресурс корпуса цельносварного шарового крана исходя из соотношения:

Тпр=(Рфактисх)×Трасч, где: Трасч - расчетный назначенный ресурс корпуса цельносварного шарового крана.

Способ был реализован в ОАО «Гипрониигаз» (г. Саратов).

Измерения градиента магнитного поля Земли проводили методом магнитной памяти металла по стандартной методике (ГОСТ Р 52330-2005) прибором «ИКН-2ФП». Полученные данные обрабатывались по стандартной программе «ММП-система» (разработчик ООО «Энергодиагностика», г. Реутов, Московская область).

Для выяснения степени влияния технологии на появление скрытых дефектов и выявления потенциально опасных зон корпусов цельносварных шаровых кранов были исследованы:

- 8 цельносварных шаровых кранов из стали 09Г2С с наружным диаметром 89 мм и толщиной стенки 4,0 мм;

- 16 заготовок корпусов цельносварных шаровых кранов из стали 09Г2С с наружным диаметром 89 мм и толщиной стенки 4,0 мм, соответствующих различным стадиям технологического процесса производства: а) после обжима с технологическим отверстием под горловину - 8 штук (тип а); б) после обжима без технологического отверстия под горловину - 8 штук (тип б).

Получены следующие экспериментальные данные (таблица 1). Таблица 1. Экспериментальные данные для кранов из стали 09Г2С.

Порядковый номер образца Максимальные значения градиента магнитного поля Земли
gradHmax, (А/м)/мм
Значения коэффициента предельного состояния корпуса цельносварного шарового крана
корпус крана заготовка корпуса крана (тип а) заготовка корпуса крана (тип б)
1 9,1 1,6 0,2 0,99
2 9,3 1,8 0,1 0,94
3 9,7 1,8 0,2 0.93
4 9,8 2,1 0,2 0,88
5 9,9 2,2 0,3 0,90
6 10,0 2,4 0,2 0,85
7 10,3 2,5 0,2 0,81
8 10,4 3,0 0,2 0,82

В результате измерений получены следующие значения средних максимальных градиентов магнитного поля, в основном, в области горловины для 95%-ной доверительной вероятности: для корпуса после обжима без технологического отверстия под горловину [gradH]=(0,2±0,05) (А/м)/мм; для корпуса после обжима с технологическим отверстием под горловину:

[gradH]=(2,2±0,6) (А/м)/мм. При этом средний максимальный градиент магнитного поля Земли на поверхности цельносварных шаровых кранов находился в интервале: [gradH]=(9,8±0,4) (А/м)/мм.

Таким образом, градиент магнитного поля как индикатор наличия скрытых технологических дефектов возрастает на порядок в области горловины после операции изготовления отверстия (пробоя), а затем увеличивается примерно в 4 раза после операции сварки.

Испытания на прочность корпусов и заготовок корпусов (тип б) цельносварных шаровых кранов проводились с использованием установки, состоящей из:

- термостатической бронекамеры «ТСК-0-1» для безопасного размещения образцов;

- гидравлической машины «УНГР-2000», создающей давление до 200 МПа;

- видеографического регистратора «Метран 910» для контроля параметров испытаний.

Нагружение корпусов и заготовок корпусов (тип б) цельносварных шаровых кранов до разрушения производилось со скоростью 2 МПа/мин.

На поверхности корпусов кранов определяли градиенты магнитного поля Земли (gradH). Например, на поверхности корпуса крана - образец №7, градиент магнитного поля Земли составлял: 2,1; 2,8; 3,2; 3,4... 10,3. Максимальный градиент магнитного поля Земли (gradHmax), равный 10,3 (А/м)/мм, выявлен в области горловины крана.

После чего разрушали корпус и заготовку корпуса цельносварного шарового крана, отобранные из одной партии изготовления, воздействием внутреннего давления до 70 МПа. При этом разрушение корпуса произошло в области горловины крана.

По результатам разрушения определяли пределы прочности корпуса цельносварного шарового крана (Рфакт=567,10 МПа) и заготовки корпуса цельносварного шарового крана (тип б) (Pиcx=691,23 МПа).

На основе полученных данных установили корреляционную зависимость: Рфактисх=A×[gradHmax]+B, где: Рфактисх - коэффициент предельного состояния корпуса шарового крана; Рфакт - предел прочности корпуса цельносварного шарового крана; Рисх - предел прочности заготовки корпуса цельносварного шарового крана (тип б); А и В - экспериментальные коэффициенты однофакторной линейной зависимости, характерные для исследуемой партии корпусов цельносварных шаровых кранов и рассчитанные методом наименьших квадратов; gradHmax - максимальный градиент магнитного поля Земли.

Коэффициенты А и В, рассчитанные методом наименьших квадратов, имеют следующие значения: А=-0,17, В=2,84.

На основании полученных и накопленных данных строят экспериментально-расчетную корреляционную зависимость вида Рфактисх=А×[gradHmax]+B для кранов из стали 09Г2С (см. фиг.).

И определяют прогнозируемый назначенный ресурс исходя из соотношения: Тпр=(Рфактисх)×Трасч, где: Трасч - расчетный назначенный ресурс корпуса цельносварного шарового крана (в соответствии с требованиями СТО 7.1-2011 «Газпром газораспределение» - не менее 30 лет).

Например, при максимальном градиенте магнитного поля Земли, равном 10,3 (А/м)/мм, прогнозируемый назначенный ресурс корпуса цельносварного шарового крана из стали 09Г2С будет: Тпр=(Рфактисх)×Трасч=0,87×30=26,1 лет. А при максимальном градиенте магнитного поля Земли, равном 9,3 (А/м)/мм, прогнозируемый назначенный ресурс корпуса цельносварного шарового крана будет Тпр=(Рфактисх)×Трасч=0,94×30=28,2 года.

Таким образом, заявленный способ повышает точность прогнозирования назначенного ресурса корпуса цельносварного шарового крана.

Способ прогнозирования назначенного ресурса деталей, в частности корпуса цельносварного шарового крана, включающий выявление зоны с потенциально пониженным ресурсом методами неразрушающего контроля, определение прочностных характеристик деталей и определение, исходя из соотношения, назначенного ресурса, отличающийся тем, что на поверхности корпуса цельносварного шарового крана методом магнитной памяти металла определяют максимальный градиент магнитного поля Земли (gradHmax), после чего разрушают корпус цельносварного шарового крана и заготовку корпуса цельносварного шарового крана после обжима без технологического отверстия под горловину, отобранные из одной партии изготовления, воздействием внутреннего давления, определяют пределы прочности корпуса цельносварного шарового крана и заготовки корпуса цельносварного шарового крана после обжима без технологического отверстия под горловину, устанавливают корреляционную зависимость: Рфактисх=А×[gradHmax]+B, где: Рфактисх - коэффициент предельного состояния корпуса шарового крана; Рфакт - предел прочности корпуса крана; Рисх - предел прочности заготовки корпуса крана после обжима без технологического отверстия под горловину; А и В - экспериментальные коэффициенты однофакторной линейной зависимости, характерные для исследуемой партии кранов; gradHmax - максимальный градиент магнитного поля Земли, и устанавливают прогнозируемый назначенный ресурс корпуса крана исходя из выражения: Тпр=(Рфактисх)×Трасч, где: Трасч - расчетный назначенный ресурс корпуса крана.



 

Похожие патенты:

Устройство предназначено для высокотемпературного испытания металлов и сплавов в вакууме или газовой среде. Устройство содержит герметизированную разъемную камеру, состоящую из верхней и нижней частей, скрепленных между собой фланцевым соединением, тигель с размещенным в нем испытуемым образцом из металла или сплава, трубопроводы для откачки воздуха из камеры и подачи в нее газа, измеритель температуры, индукционный нагреватель.

Изобретение относится к инженерно-геологическим исследованиям грунтов, в частности к экспресс-методам определения удельного сцепления грунтов. Способ определения удельного сцепления грунтов заключается в том, что на образец грунта наносится 6 капель смачивающей жидкости с известными значениями поверхностного натяжения.

Изобретение относится к технике определения разрушения металлической пластины, детали, сформированной из металлической пластины (листа), и конструкции, сформированной из металлической пластины, и подобного при моделировании столкновения для автомобиля, моделировании штамповки детали или подобного.

Изобретение относится к области моделирования автомобильных аварий. Сущность: максимальные значения допустимой нагрузки сваренной части в соответствующих режимах разрушения из нагрузочного разрушения, моментного разрушения и внутреннего разрушения ядра сварной точки находятся на основе, по меньшей мере, одного из толщины t листа, прочности TS на растяжение, удлинения Еl и химического состава части ядра сварной точки в каждом из точечно сваренных стальных листов, диаметра d ядра сварной точки сваренной части, эффективной ширины В сваренной части, определенной посредством расстояния между смежными сваренными частями, ребрами или линиями хребта, и высоты Н в сечении.

Изобретение относится к области генерирования воздушной ударной волны в ударных трубах и может быть использовано для испытаний конструкций в ударных трубах на действие воздушной ударной волны.

Изобретение относится к горячей листовой штамповке (вытяжке) и может быть использовано во всех отраслях народного хозяйства для установления технологических параметров деформирования листовых материалов из титановых сплавов.

Использование: для контроля прочности железобетонного изделия в условиях чистого изгиба. Сущность: заключается в том, что изделие циклически нагружают от нуля с постепенно возрастающей амплитудой до появления сигналов акустической эмиссии перед окончанием разгружения, и по среднему для максимальных нагрузок двух последних циклов судят о максимальной неразрушающей нагрузке изделия, причем при появлении сигналов акустической эмиссии перед окончанием разгружения определяют координаты ее источника (дефекта), амплитуды и нагрузки возникновения этих сигналов, после чего продолжают циклическое нагружение с повышением амплитуды, после каждого разгружения определяют координаты новых источников сигналов акустической эмиссии, амплитуды и нагрузки возникновения сигналов, контролируют изменение амплитуды и нагрузки возникновения сигналов для каждого источника от цикла к циклу, а при их возрастании у одного из источников прекращают нагружения.

Изобретение относится к горному делу, предназначено для определения твердости и может быть использовано для определения твердости обсадной колонны в скважине. .

Изобретение относится к области испытательной техники и может быть использовано в наземных испытаниях изделий на прочность и герметичность, а также в качестве контрольной операции подтверждения качества изготовления крупногабаритных криогенных емкостных конструкций, преимущественно топливных баков ракет-носителей, спроектированных с учетом криогенного упрочнения и нагруженных внутренним давлением в условиях криогенного захолаживания.

Изобретение относится к способам по испытаниям строительных материалов из бетона, а именно к определению их механических свойств, в частности прочности, как при промежуточном контроле изделий на стадии формирования физико-механических свойств, так и при обследовании конструкций уже построенных зданий и сооружений.

Изобретение относится к методикам оценки ресурса металла трубопроводов, корпусов сосудов и технологических аппаратов, а также их конструктивных элементов - входных и выходных патрубков, штуцеров и пр. Способ может быть использован в нефтяной, газовой, химической и других отраслях промышленности. Предлагаемый способ определения ресурса металла трубопровода или сосуда включает определение: геометрических и механических параметров стенок (энергии межкристаллитных связей между частицами металла в стенке; энергии напряжения в стенке от действия разности давлений текучей и внешней сред; расхода энергии межкристаллитных связей между частицами металла - естественного старения); основных параметров текучей среды (расхода энергии потока, действующего на металл стенки; загрязненность потока частицами абразивного материала); ресурса металла по расчетной формуле, связывающей эти параметры. Отличительной особенностью способа является учет при расчете ресурса металла дополнительно определенных величины скорости коррозии металла и величины расхода энергии межкристаллитных связей между частицами металла от действия коррозии. Технический результат заключается в повышении точности определения ресурса металла. 1 з.п. ф-лы.

Изобретение относится к методикам оценки остаточного ресурса металла труб эксплуатируемого магистрального трубопровода. Сущность: осуществляют установление текущего срока эксплуатации трубопроводов, вырезку образцов для проведения циклических испытаний, испытаний образцов на усталость, измерение твердости поверхности металла. Образцы для испытаний вырезают из материала, не бывшего в эксплуатации, аналогичного материалу обследуемого трубопровода. Измерение твердости выполняют не менее 100 раз на каждом из образцов. Рассчитывают дисперсию показаний твердости и определяют остаточный ресурс металла трубопровода из соотношения. Технический результат: повышение достоверности и упрощение реализации способа. 3 з.п. ф-лы.

Изобретение относится к испытательной технике, в частности к области инженерных изысканий, и может быть использовано для определения напряженно-деформированного состояния пород, а именно определения стадии развития деформационных процессов в массиве материала (в горном массиве, грунтов под инженерным сооружением и т.п.). Сущность: отбирают образцы материала с хрупким скелетом. Осуществляют нагружение образцов с регистрацией физико-механических характеристик материала и строят кривую напряжение-деформация, по которой находят параметры, характеризующие предвестник разрушения материала. При сжатии образцов определяют коэффициенты α p − , α-, αJ, характеризующие изменение потенциальной энергии упругого деформирования при рассеянном разрушении материала, а предвестник разрушения материала находят по формуле ω = α _ I 1 + α J J + α p − Δ p − γ − , где γ- - положительный параметр, задающий квадратичную зависимость поверхностной энергии накопленного ансамбля микротрещин в хрупком материале, I1 - относительное изменение объема материала, J - интенсивность касательных деформаций, Δp - изменение внутрипорового давления. Технический результат: возможность характеризовать стадию состояния материала перед разрушением, что и является предвестником разрушения материала, путем сокращения времени измерения за счет уменьшения количества испытываемых образцов. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к области строительства, в частности к испытанию строительных материалов на прочность при растяжении и сжатии, и может быть использовано для определения параметров деформирования бетона при статическом и динамическом приложении нагрузки. Способ осуществляют закреплением опытного бетонного образца в виде призмы в зажимах испытательного стенда с использованием центрирующего устройства, обеспечивающего центральное приложение растягивающей нагрузки в процессе нагружения, и регистрацией усилия и деформаций образца во времени с использованием динамометра и тензостанции при нагружении, осуществляемом через рычажную систему в два этапа: на первом - ступенчатое статическое нагружение образца до заданного уровня посредством укладки штучных грузов на грузовую платформу, на втором - мгновенное или ступенчатое динамическое догружение или разгружение посредством кратковременного изменения диаметра оси в точке передачи силы от рычага компенсирующему элементу, задавая в случае необходимости величину перемещений в упругом элементе. Достигается упрощение методики и повышение достоверности и надежности результатов испытаний. 5 ил., 2 пр.

Изобретение относится к области геофизики и может быть использовано для определения характеристик буровой скважины для проведения операции бурения. Заявлены способы и системы для сбора, получения и отображения индекса азимутальной хрупкости буровой скважины. По меньшей мере некоторые варианты осуществления включают в себя различные способы для вычисления и отображения измерений буровой скважины в реальном времени для геологического сопровождения бурения скважины и операций бурения. По меньшей мере один вариант осуществления раскрытого способа для вычисления и отображения азимутальной хрупкости включает в себя этап, на котором производят измерения скоростей продольной и поперечной волн как функции положения и ориентации изнутри буровой скважины. Эти измерения скоростей произведены посредством азимутального акустического прибора. Азимутальную хрупкость затем получают на основе по меньшей мере частично скоростей продольной и поперечной волн. Технический результат - повышение достоверности данных планирования геолого-разведочных мероприятий. 3 н. и 16 з.п. ф-лы, 6 ил.

Изобретение относится к области прогнозирования остаточного ресурса резервуаров и магистральных газопроводов, эксплуатирующихся в условиях Крайнего Севера с применением способов неразрушающего контроля. Сущность: осуществляют вычисление допустимого суммарного повреждения - потеря пластичности за все время эксплуатации. После измерений твердости металла устанавливается фактическая потеря пластичности. В течение назначенного срока определяется скорость увеличения суммарных повреждений - потери пластичности от различных факторов. Принимается значение эксплуатационного повреждения - потеря пластичности и определяется остаточный ресурс конструкции. Технический результат: возможность учитывать как условия эксплуатации металлоконструкций, так и происходящие при этом изменения структуры и свойств металла. 1 ил.

Изобретение относится к способам установления возможности термического совмещения различных конструкционных сталей в плакированных изделиях и может найти применение на предприятиях энергетической отрасли, в проектных и научно-исследовательских организациях при проектировании и изготовлении энергетического оборудования. Для обеспечения совместимости конструкционных сталей плакированного изделия способ включает подготовку эталонов из каждой стали, проведение их термоциклирования, по результатам которого вычисляют остаточные напряжения первого рода после соответствующих температур термоциклирования. Определяют зависимости остаточных напряжений первого рода от температуры термоциклирования для каждого эталона и предел прочности σв для каждой рассматриваемой стали. Сравнивают модуль разности остаточных напряжений первого рода эталонов при рабочей температуре изделия с наименьшим из значений предела прочности σв при этой же температуре. По результатам определяют термическую совместимость конструкционных сталей, используемых в плакированном изделии, для которых модуль разности остаточных напряжений первого рода при температуре термоциклирования эталонов должен быть меньше наименьшего из значений пределов прочности σв. 2 ил., 4 табл., 3 пр.

Изобретение относится к методам испытания металлов, в частности к методам определения толщины наклепанного слоя металлических деталей, и может быть применено в дробеструйной обработке рабочих поверхностей. Сущность: осуществляют поверхностное пластическое деформирование до получения остаточного отпечатка, измерение диаметра остаточного отпечатка на поверхности детали и определение расчетным путем толщины упрочненного дробеструйной обработкой поверхностного слоя. Перед проведением дробеструйной обработки определяют исходную твердость материала детали по методу Бринелля, измеряют плотность материала дроби, а также рассчитывают скорость дроби в момент удара, исходя из которых определяют толщину упрочненного дробеструйной обработкой поверхностного слоя, измеряя диаметр шара (дроби) D, плотность материала ρ и скорость шаров в момент удара V, а также статическую твердость обрабатываемой поверхности HB. Рассчитывают толщину упрочненного наклепом поверхностного слоя по формуле. Технический результат: снижение времени определения толщины наклепанного слоя за счет уменьшения количества измеряемых параметров.

Изобретение относится к области судостроения, а более конкретно - к ледовым опытовым бассейнам для проведения испытаний моделей судов и инженерных сооружений, касается вопроса определения прочности льда в ледовом опытовом бассейне. Способ определения прочности льда в ледовом опытовом бассейне включает измерение средней солености льда и средней температуры льда по его толщине и определение прочностных свойств льда на изгиб методом разрушения консольных балок льда на плаву. При этом предварительно в выбранном опытовом ледовом бассейне намораживают моделированные ледяные покровы, имеющие различную среднюю температуру, среднюю соленость и структуру, в которых затем проводят эксперименты по упомянутому определению прочности льда путем разрушения консольных балок льда на плаву с измерением средней солености льда S и средней температуры t по его толщине, в результате которых получают данные о прочности льда σ в виде зависимости σ=f(S,t), и структуры льда для выбранного опытового бассейна. А перед проведением модельных испытаний перед каждым экспериментом с буксируемыми моделями измеряют в ледовом опытовом бассейне среднюю соленость льда и температуру приледного слоя воды, которые вводят в бортовой компьютер. После чего, в процессе проведения испытаний с буксируемыми моделями, в темпе ведения эксперимента определяют температуру поверхности льда непосредственно перед буксируемой моделью на расстоянии, равном не менее восьми толщинам ледового покрова опытового бассейна перед буксируемой моделью в полосе шириной в 1,1-1,2 ширины испытуемой модели с помощью измерительного тепловизора, сканирующего поверхность льда в указанной полосе, значения которой постоянно регистрируют на бортовом компьютере, который на основе полученных данных вычисляют среднюю температуру льда по формуле: где tпов. - температура поверхности льда, tприл. - температура приледного слоя воды. С использованием полученных результатов измерений характеристик льда и результатов расчета компьютера и с применением ранее полученной зависимости σ=f(S,t), после обработки на компьютере, получают в процессе буксировки модели информацию о прочности льда вдоль полосы буксировки. Техническим результатом является повышение точности и достоверности результатов модельного эксперимента при одновременном повышении эффективности использования ледового поля для проведения в нем указанных экспериментов, что их выгодно отличает от прототипов. 2 ил.

Группа изобретений относится к области строительства, в частности к испытаниям бетона монолитных вертикальных строительных конструкций методом отрыва со скалыванием. Представлен способ испытания прочности бетона монолитных строительных конструкций путем отрыва со скалыванием силовым устройством куска бетона монолитных строительных конструкций посредством анкерного приспособления и измерение прилагаемой силы отрыва, причем анкерное приспособление, закрепленное на трубке, предварительно устанавливают при монтаже опалубки монолитных строительных конструкций в зоне расположения тяжей, соединяющих щиты опалубки. Также описано анкерное приспособление для испытания прочности бетона монолитных строительных конструкций. Достигается снижение трудоемкости и повышение точности результатов испытаний. 2 н.п. ф-лы, 3 ил.
Наверх