Способ отбраковки труб с гофрами (вмятинами) трубопровода



Способ отбраковки труб с гофрами (вмятинами) трубопровода
Способ отбраковки труб с гофрами (вмятинами) трубопровода
Способ отбраковки труб с гофрами (вмятинами) трубопровода

 


Владельцы патента RU 2526611:

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ГАЗПРОМ ТРАНСГАЗ УФА" (RU)

Способ предназначен для отбраковки труб с гофрами (вмятинами) трубопровода. Способ заключается в замере глубины повреждений штангенциркулем, а длины и ширины - линейкой, при этом в местах с минимальным радиусом кривизны в области гофры (вмятины) определяют значения деформаций в кольцевом и продольном сечениях и сравнивают со значениями предельных деформаций в первой стадии повреждаемости трубопроводов, уменьшенной с учетом коэффициента условий работы освидетельствуемого участка трубопровода, используемого при расчете его на деформативность, при этом плавными считаются гофры (вмятины), у которых значения деформаций в местах с минимальным радиусом кривизны не превышают значения предельных деформаций в первой стадии повреждаемости трубопроводов, уменьшенной с учетом коэффициента условий работы освидетельствуемого участка трубопровода, используемого при расчете его на деформативность. Технический результат - повышение надежности работы магистральных трубопроводов.

 

Изобретение относится к области эксплуатации магистральных трубопроводов, в частности к отбраковке участков трубопроводов, имеющих гофры (вмятины), при их капитальном ремонте.

Известен способ освидетельствования и отбраковки труб, заключающийся в замере глубины повреждений штангенциркулем, а длины и ширины - линейкой. При этом гофры (вмятины) любых размеров подлежат вырезке [1].

Недостатком известного способа освидетельствования и отбраковки трубопроводов является то, что нормы отбраковки неоправданно ужесточены.

Прототипом является способ освидетельствования и отбраковки трубопроводов, заключающийся в замере глубины повреждений штангенциркулем, а длины и ширины - линейкой. При этом участки трубопроводов, имеющие гофры (вмятины) в сочетании с дефектами любого происхождения, подлежат вырезке; расположенные на сварных швах, находящиеся на соединительных деталях и на участках категории В, а также гофры (вмятины), края которых не имеют плавные сопряжения с основной поверхностью трубопровода [2].

Недостатком прототипа является то, что нормы отбраковки неоправданно ужесточены и не определен критерий плавности гофр (вмятин) с учетом повреждаемости трубопроводов в зависимости от их деформации и категорийности участков трубопроводов, что не позволяет провести отбраковку трубопроводов с гофрами (вмятинами) по объективным критериям.

Целью изобретения является определение критерия плавности гофр (вмятин) с учетом повреждаемости в зависимости от деформации и категорийности участков трубопроводов.

Техническим результатом изобретения является получение объективного критерия плавности самих гофр (вмятин) и их сопряжения с бездефектной частью трубопровода.

Цель достигается тем, что в местах с минимальным радиусом кривизны в области гофры (вмятины) замеряют глубины повреждений штангенциркулем, а длины и ширины - линейкой, по которым вычисляют радиусы изгибов стенки трубы на наиболее круто изогнутых участках гофр (вмятин). Далее по формулам строительной механики определяют значения деформаций в кольцевом и продольном направлениях и сравнивают со значением предельных деформаций в первой стадии повреждаемости, уменьшенной с учетом коэффициента условий работы освидетельствуемого участка трубопровода, используемого при его расчете на деформативность. При этом плавными считаются вмятины (гофры), у которых значения деформаций в местах с минимальным радиусом кривизны не превышают значения предельных деформаций в первой стадии повреждаемости трубопроводов, уменьшенной с учетом коэффициента условий работы освидетельствуемого участка трубопровода, используемого при расчете его на деформативность.

Освидетельствование и отбраковка участка трубопровода, имеющего гофры (вмятины), предлагаемым способом осуществляется в следующей последовательности. Давление в трубопроводе снижают до величины, обеспечивающей безопасное ведение работ. Вскрывают трубопровод в месте освидетельствования, отбраковки и ремонта. Производят зачистку изоляционного покрытия и удаление продуктов коррозии в пределах дефекта с захватом по краям не менее 300-500 мм. Замеряют глубины дефектов штангенциркулем, а длины и ширины - линейкой. Фиксируют поверхностные повреждения металла трубопровода в зоне дефекта, расположение сварных швов относительно зоны дефекта. Замеряют минимальный радиус кривизны в кольцевом и продольном сечениях в области гофры (вмятины). Определяют значения деформаций в этих сечениях, которые сравнивают со значением предельных деформаций в первой стадии повреждаемости трубопроводов, уменьшенной с учетом коэффициента условий работы освидетельствуемого участка трубопровода, используемого при расчете его на деформативность.

При этом плавными считаются гофры (вмятины), у которых значения деформаций в местах с минимальным радиусом кривизны не превышают значения предельных деформаций в первой стадии повреждаемости трубопровода, уменьшенной с учетом коэффициента условий работы освидетельствуемого участка трубопровода, используемого при расчете его на деформативность, то есть выполняются условия:

где - напряжения, коэффициент их концентрации и минимальный радиус кривизны в кольцевом сечении, соответственно;

- напряжения, коэффициент их концентрации и минимальный радиус кривизны в продольном сечении, соответственно;

Е - модуль Юнга;

δ - толщина стенки трубопровода;

- значение предельных деформаций в первой стадии повреждаемости трубопровода, =0,22 [3];

m - коэффициент условий работы освидетельствуемого участка трубопровода, используемого при расчете его на деформативность, значение которого равно 0,9; 0,75 и 0,6 соответственно, для участков трубопроводов категорий III-IV, I-II и В [4].

Определение в месте с минимальным радиусом кривизны в области гофр (вмятин) значения деформаций в кольцевом и продольном направлениях и сравнение их со значением предельных деформаций в первой стадии повреждаемости нефтегазовых труб, уменьшенной с учетом коэффициента условий работы освидетельствуемого участка трубопровода, используемого при расчете его на деформативность, позволяет использовать при оценке напряженно-деформированного состояния стенки трубопровода критерий, учитывающий повреждаемость в зависимости от деформации трубопровода и категорийность участка трубопровода.

Изобретение обеспечивает объективность принятия решения по ремонту: замены участка с гофрами (вмятинами) катушкой или оставления обследованного участка трубопровода без проведения ремонтных мероприятий. Оно позволяет совершенствовать технико-экономические показатели отбраковки трубопроводов с гофрами (вмятинами).

Источники информации

1. Инструкция по освидетельствованию, отбраковке и ремонту труб в процессе эксплуатации и капитального ремонта линейной части магистральных газопроводов. НПО «Союзгазтехнология», ВНИИГАЗ, - M.: 1991 (стр.7).

2. Инструкция по оценке работоспособности и отбраковке труб с вмятинами и гофрами. ВРД 39-1.10-063-2002, ОАО «Газпром», ООО ВНИИГАЗ, - М.: 2002 (стр.8) (прототип).

3. А.Г. Гумеров, Р.С. Зайнуллин, К.М. Ямалиев, А.В. Росляков. Старение труб нефтепроводов. - М.: Недра, 1995 (стр.34).

4. СНиП 2.05.06-85*. Минстрой России - Магистральные трубопроводы. - М.: ГУП ЦПП, 1997. - 60 с. (стр.3).

Способ отбраковки труб с гофрами (вмятинами) трубопроводов, заключающийся в замере глубины повреждений штангенциркулем, а длины и ширины - линейкой, отличающийся тем, что в местах с минимальным радиусом кривизны в области гофры (вмятины) определяют значения деформаций в кольцевом и продольном сечениях и сравнивают со значениями предельных деформаций в первой стадии повреждаемости трубопроводов, уменьшенной с учетом коэффициента условий работы освидетельствуемого участка трубопровода, используемого при расчете его на деформативность, при этом плавными считаются гофры (вмятины), у которых значения деформаций в местах с минимальным радиусом кривизны не превышают значения предельных деформаций в первой стадии повреждаемости трубопроводов, уменьшенной с учетом коэффициента условий работы освидетельствуемого участка трубопровода, используемого при расчете его на деформативность.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области обеспечения надежности и безопасности сосудов и трубопроводов давления во время их эксплуатации. Определяют критические размеры трещин в режиме нормальной эксплуатации.

Изобретение относится к системе загрузки для транспортировки углеводородов между установкой, расположенной на морском дне (16), и судном (10), находящимся в зоне дрейфующего льда.

Изобретение относится к строительству и эксплуатации подземных магистральных трубопроводов из стальных труб с антикоррозионным покрытием заводского нанесения и может быть использовано для его ремонта и предотвращения развития дефектов стенок трубопроводов при эксплуатации.

Изобретение относится к устройству для защиты окончания изделий в форме трубы. .

Изобретение относится к области нефтегазодобывающей промышленности, а именно к эксплуатации скважины, в частности к добыче вязких нефтей и битумов термическим методом и в других отраслях промышленности для транспортирования теплоносителей.

Изобретение относится к области нефтегазодобывающей промышленности, а именно к эксплуатации скважины. .

Изобретение относится к покрытию шланга высокого давления. .
Изобретение относится к технологиям получения теплоизоляционных изделий, используемых для теплоизоляции трубопроводов подземной и надземной прокладки. .

Изобретение относится к строительству трубопроводов бестраншейным способом. Способ включает обустройство технологической камеры, выполняемой в месте проходки, и введение в нее щита.

Группа изобретений относится к трубопроводному транспорту и может быть использована для переходов газонефтепроводов, прокладываемых в защитном кожухе. Переход содержит защитный кожух, плеть трубопровода, систему вентиляции, систему диагностики.

Группа изобретений относится к трубопроводному транспорту и может быть использована для защиты и балластировки проложенных на дне подводных трубопроводов. Система содержит, по меньшей мере, один жесткий трубопровод и устройство защиты.

Изобретение относится к трубопроводному транспорту. Секция подводного трубопровода включает внутреннюю трубу, установленную с зазором внутри внешней трубы.

Изобретение относится к строительству трубопроводов. В способе трубопровод устанавливают на стойки, шарнирно закрепленные на основаниях.

Изобретение относится к трубопроводному транспорту. Способ заключается в раскопке траншеи, укладке в траншею трубопровода, перекрытии его дна, боковых поверхностей и берм траншеи гибкими коврами с образованием боковых карманов, засыпке их и верха трубопровода грунтом, перекрытии грунта продольными участками ковров и окончательной засыпке траншеи с образованием наружного валика.

Изобретение относится к трубопроводному транспорту и может быть использовано для ремонта поврежденных участков нефтепроводов без остановки перекачки продукта. Способ включает установку на поврежденном участке трубопровода верхней и нижней полумуфт, имеющих разделку кромок под сварку с углом разделки 10-30°.

Изобретение относится к ремонту трубопроводов. Ремонтный котлован содержит по обеим сторонам магистрального трубопровода откосы с заданными уклонами, при этом трубопровод расположен в грунте с минимальной толщиной стенки грунта не менее 200-300 мм, а по обеим сторонам от расположенного в грунте трубопровода образовано плоское дно на ширину ковша экскаватора.

Изобретение относится к строительству трубопроводов. В способе трубопровод устанавливают на стойки, шарнирно закрепленные на основании с возможностью поворота.
Изобретение относится к трубопроводной промышленности, а именно к способам ремонта подводных трубопроводов, и может быть использовано для восстановления дефектных участков на подводных переходах магистральных нефтепроводов.

Группа изобретений относится к строительству трубопроводов и может быть использована для одновременной прокладки внутри подземных трубопроводов нескольких изделий, например кабелей связи, тяговых тросов, трубопроводов. Система (10) для одновременного ввода кабеля (11) и другого изделия (21) в трубу (12) включает в себя толкающий механизм (13) и воздуходувную машину (15), которые вводят кабель (11) в трубу (12). Труба (12) разделяется возле толкающего механизма (13) так, чтобы изделие (21) можно было подсоединить к кабелю (11) с помощью соединительного приспособления (25), прикрепленного к головке (23) на переднем конце кабеля (11). В другом варианте к переднему концу кабеля (11) может быть прикреплен снаряд (35), и изделие (21) может быть прикреплено в месте соединения кабеля (11) и снаряда (35). Блок (18) соединяет разделенные концы (16, 17) трубы (12), и кабель (11) и другое изделие (21) можно вместе перемещать по трубе (12) при помощи толкающего механизма (13) и воздуходувной машины (15), которая подает воздух в снаряд (35) для содействия этому перемещению. Повышается эффективность одновременного ввода в длинную трубу нескольких кабелей или других изделий. 2 н. и 6 з.п. ф-лы, 3 ил.
Наверх