Воздухозаборное устройство с заглушкой воздушно-реактивного двигателя

Изобретение относится к авиационной технике, к конструктивным элементам двигателей летательных аппаратов, в частности к защитным устройствам различных типов воздушно-реактивных двигателей. Воздухозаборное устройство включает заглушку воздушно-реактивного двигателя для защиты элементов регулирования и распределения маршевого топлива на стартовом режиме. Заглушка расположена на входе в воздухозаборное устройство, имеет обтекаемую аэродинамическую форму, выполнена сбрасываемой и содержит пиротолкатель для ее сброса. Пиротолкатель состоит из корпуса, газогенератора с дроссельной шайбой, сбрасываемого с заглушкой поршня, разрушаемого элемента фиксации сбрасываемого с заглушкой поршня в корпусе и толкающего поршня. Толкающий поршень выполнен с возможностью перекрытия своим торцом канала расположения сбрасываемого с заглушкой поршня. Изобретение позволяет упростить конструкцию заглушки и механизма ее удаления, а также повысить надежность последнего. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.

 

Изобретение относится к авиационной технике, к конструктивным элементам двигателей летательных аппаратов, в частности к таким, как воздухозаборные устройства и защитные устройства различных типов воздушно-реактивных двигателей, в том числе прямоточных воздушно-реактивных двигателей (прямоточный воздушно-реактивный двигатель на твердом топливе ПВРДТТ, ракетно-прямоточный двигатель РПД и др.).

Известно принятое за прототип воздухозаборное устройство ПВРД (далее - двигатель) с заглушкой, расположенной в воздухозаборном устройстве и предназначенной для защиты элементов регулирования и распределения маршевого топлива на стартовом режиме. После стартового режима заглушка должна быть удалена для беспрепятственного поступления воздуха в камеру сгорания двигателя (см. «Интегральные прямоточные воздушно-реактивные двигатели на твердых топливах», В.Н. Александров, В.М. Быцкевич, В.К. Верхоломов, М.Д. Граменицкий и др. - М.: ИКЦ «Академкнига», 2006. - 343 с.: ил. стр.25, 26, 28, 30, 31). Все данные существенные признаки есть и в предлагаемом техническом решении.

Особенностью данного воздухозаборного устройства является то, что заглушка расположена непосредственно перед камерой сгорания двигателя, что приводит к снижению эффективности стартового режима летательного аппарата по причине увеличения аэродинамического сопротивления за счет наличия открытого тракта воздухозаборного устройства. Кроме этого, данное воздухозаборное устройство имеет сложную конструкцию заглушки и механизма ее удаления и требует большого объема отработки и испытаний, при этом остается вероятность попадания фрагментов заглушки в камеру сгорания двигателя, что может привести к повреждению или разрушению элементов регулирования и распределения маршевого топлива и в конечном итоге к неработоспособности или разрушению самого двигателя.

Предлагаемым изобретением решается техническая задача повышения эффективности стартового режима летательного аппарата за счет снижения аэродинамического сопротивления, упрощения конструкции заглушки и механизма ее удаления, повышения надежности механизма удаления заглушки и обеспечения сохранности двигателя в рабочем состоянии.

Для решения данной технической задачи в воздухозаборном устройстве двигателя с заглушкой для защиты элементов регулирования и распределения маршевого топлива на стартовом режиме, заглушка расположена на входе в воздухозаборное устройство, имеет обтекаемую аэродинамическую форму, выполнена сбрасываемой и содержит пиротолкатель для ее сброса, пиротолкатель состоит из корпуса, газогенератора с дроссельной шайбой, сбрасываемого с заглушкой поршня, разрушаемого элемента фиксации сбрасываемого с заглушкой поршня в корпусе и толкающего поршня, при этом толкающий поршень в конце хода закрывает своим торцом канал расположения сбрасываемого с заглушкой поршня, а поверхность торца совпадает с наружной поверхностью воздухозаборного устройства.

Отличительными признаками предлагаемого технического решения от прототипа являются следующие - пиротолкатель состоит из корпуса, газогенератора с дроссельной шайбой, сбрасываемого с заглушкой поршня, разрушаемого элемента фиксации сбрасываемого с заглушкой поршня в корпусе и толкающего поршня, при этом толкающий поршень в конце хода закрывает своим торцом канал расположения сбрасываемого с заглушкой поршня, а поверхность торца толкающего поршня совпадает с наружной поверхностью воздухозаборного устройства.

Благодаря наличию данных отличительных признаков в совокупности с известными обеспечивается повышение эффективности стартового режима двигателя за счет снижения аэродинамического сопротивления, упрощение конструкции заглушки и механизма ее удаления, повышение надежности механизма удаления заглушки и обеспечение сохранности двигателя в рабочем состоянии.

Предложенное техническое решение может найти применение в авиации для воздухозаборных устройств сверхзвуковых и гиперзвуковых летательных аппаратов.

Изобретение поясняется фиг.1-4.

На фиг.1 представлен общий вид расположения сбрасываемой заглушки воздухозаборного устройства.

На фиг.2 представлено продольное сечение воздухозаборного устройства со сбрасываемой заглушкой и пиротолкателем.

На фиг.3 представлено положение сбрасываемой заглушки в процессе ее сброса.

На фиг.4 представлено продольное сечение воздухозаборного устройства после сброса заглушки.

На фиг.1 изображены воздухозаборное устройство 1 и сбрасываемая заглушка 2.

На фиг.2 изображены сбрасываемая заглушка 2, пиротолкатель 3, корпус пиротолкателя 4, газогенератор 5, дроссельная шайба 6, сбрасываемый с заглушкой поршень 7, разрушаемый элемент 8 фиксации сбрасываемого с заглушкой поршня в корпусе, толкающий поршень 9, упор заглушки 10, регулировочный винт 11. Поверхность торца толкающего поршня 9, соприкасающаяся с торцом сбрасываемого с заглушкой поршня 7, выполнена совпадающей с наружной поверхностью воздухозаборного устройства.

Устройство работает следующим образом.

Сбрасываемая заглушка 2 расположена на входе в воздухозаборное устройство 1 и соединена с пиротолкателем 3, закрепленным на воздухозаборном устройстве 1, и опирается на воздухозаборное устройство 1 упором 10. Регулировочный винт 11 служит для устранения монтажных зазоров при установке заглушки.

На стартовом режиме полета заглушка служит для защиты элементов регулирования и распределения маршевого топлива. Также заглушка служит для защиты двигателя от попадания посторонних предметов при эксплуатации летательного аппарата, в том числе и под носителем.

После стартового режима полета происходит срабатывание газогенератора 5 пиротолкателя 3, образовавшиеся пороховые газы через дроссельную шайбу 6 поступают в надпоршневую полость поршня 9. Под действием пороховых газов поршень 9 воздействует на поршень 7, который срезает разрушаемый элемент 8 и воздействует на заглушку 2. Заглушка 2 разворачивается на определенный угол вокруг упора 10 и отделяется от воздухозаборного устройства 1 вместе с поршнем 7. Поршень 9 закрывает своим торцом канал расположения сбрасываемого с заглушкой поршня.

1. Воздухозаборное устройство с заглушкой воздушно-реактивного двигателя для защиты элементов регулирования и распределения маршевого топлива на стартовом режиме, заглушка расположена на входе в воздухозаборное устройство, имеет обтекаемую аэродинамическую форму, выполнена сбрасываемой и содержит пиротолкатель для ее сброса, отличающееся тем, что пиротолкатель состоит из корпуса, газогенератора с дроссельной шайбой, сбрасываемого с заглушкой поршня, разрушаемого элемента фиксации сбрасываемого с заглушкой поршня в корпусе и толкающего поршня, при этом толкающий поршень в конце хода закрывает своим торцом канал расположения сбрасываемого с заглушкой поршня.

2. Воздухозаборное устройство с заглушкой по п.1, отличающееся тем, что поверхность торца толкающего поршня совпадает с наружной поверхностью воздухозаборного устройства.



 

Похожие патенты:

Сверхзвуковой реактивный двигатель содержит прямоточный воздушно-реактивный двигатель, имеющий камеру сгорания топливовоздушной смеси, и множество ракетных двигателей, расположенных в воздушном потоке выше по потоку камеры сгорания.

Изобретение относится к машиностроению, а именно к комбинированным ракетно-прямоточным двигателям. Выгораемое сопло комбинированного ракетно-прямоточного двигателя размещено во внутренней полости сопла маршевого режима и выполнено из двух элементов, соединенных друг с другом с возможностью формирования тракта сопла разгонного режима от дозвуковой до трансзвуковой и от трансзвуковой до сверхзвуковой областей.

Изобретение относится к ракетно-космической технике. .

Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам, предназначенным для регулирования расхода твердого топлива в реактивной технике, например в регулируемых ракетно-прямоточных двигателях.

Изобретение относится к авиационному двигателестроению, а именно к прямоточным воздушно-реактивным двигателям (ПВРД) на порошкообразном металлическом горючем (ПМГ).

Изобретение относится к области воздушных и ракетных реактивных двигателей. .

Изобретение относится к конструкции ракетно-прямоточных двигателей длительного времени работы, в частности, для сверхзвуковых крылатых ракет. .

Изобретение относится к машиностроению, а именно к интегральным ракетно-прямоточным двигателям. .

Воздухозаборная система газотурбинной установки, расположенной в укрытии, содержит установленное снаружи укрытия воздухоочистительное устройство, включающее фильтрующие элементы и осадкозадерживающие козырьки и конфузор, соединенный через воздуховод с газотурбинной установкой.

Изобретение относится к газоочистным устройствам и может быть использовано для очистки забираемого из атмосферы воздуха и подготовке его к подаче в компрессоры газотурбинных двигателей (ГТД), применяемых в качестве приводов, например, газоперекачивающих агрегатов, газотурбинных электростанций для защиты лопаточного аппарата от абразивного износа.

Изобретение относится к авиационному оборудованию, в частности к воздухозаборникам турбореактивных двигателей. .

Изобретение относится к турбореактивным двигателям сверхвысокой степени двухконтурности авиационного применения. .

Изобретение относится к конструкции элементов тракта всасывания газоперекачивающего агрегата, в частности к защитной сетке газотурбинного двигателя, и может использоваться для обеспечения надежной защиты газотурбинного двигателя от попадания посторонних предметов внутрь его проточной части.

Изобретение относится к авиационному оборудованию. .

Изобретение относится к передвижным и стационарным газотурбинным установкам. .

Изобретение относится к газотурбинным установкам в блочно-контейнерном исполнении, в том числе и для привода электрогенератора. .

Изобретение относится к авиационной промышленности. .

Изобретение относится к области летательных аппаратов. Фюзеляж летательного аппарата содержит носовую часть с кабиной управления и передним шасси, серединную часть с элементами крепления крыльев, хвостовую часть с реактивным двигателем и оперением. Между серединной и хвостовой частями установлены соединительное звено и изогнутая по дуге решетчатая ферма, площадь решетки которой больше площади всасывающего сопла реактивного двигателя. Соединительное звено выполнено полнотелым/пустотелым. Через соединительное звено проложены трубопроводы, электрические кабели для обеспечения работы реактивного двигателя и поворотных элементов оперения. Изобретение направлено на повышение безопасности летательного аппарата. 4 з.п. ф-лы, 7 ил.

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к конструктивным элементам двигателей летательных аппаратов. Пиротолкатель заглушки воздухозаборного устройства воздушно-реактивного двигателя состоит из корпуса, газогенератора с дроссельной шайбой, сбрасываемого с заглушкой поршня, разрушаемого элемента фиксации сбрасываемого с заглушкой поршня в корпусе и толкающего поршня, закрывающего в конце хода канал расположения сбрасываемого с заглушкой поршня своим торцом. Часть сбрасываемого с заглушкой поршня расположена внутри основного толкающего поршня, а сопряжение их центрирующих поверхностей выполнено с минимальным зазором. Внутри основного толкающего поршня расположен вспомогательный толкающий поршень, упирающийся своим торцем в торец сбрасываемого с заглушкой поршня. Основной толкающий поршень имеет разжимное пружинное кольцо, а в корпусе пиротолкателя имеется канавка для разжимного пружинного кольца. Изобретение позволяет повысить надежность работы пиротолкателя и обеспечить фиксацию толкающего поршня в корпусе пиротолкателя после его срабатывания. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.
Наверх