Электроизоляционное масло



Владельцы патента RU 2528832:

Открытое акционерное общество "Нефтяная компания "Роснефть" (RU)

Настоящее изобретение относится к электроизоляционному маслу, содержащему гидрированные полиальфаолефины молекулярной массой 400÷1000, антиокислительную присадку фенольного и/или аминного типа, алкилфосфаты и/или триалкилфенилфосфиты, при этом оно содержит антиокислительные присадки на основе сложных эфиров, сложные эфиры двухосновных органических кислот при следующем соотношении компонентов, маc.%:

гидрированные полиальфаолефины ММ 400÷1000 до 100,0 антиокислительные присадки фенольного и/или аминного типа 0,1÷1,0 алкилфосфаты и/или триалкилфенилфосфиты 0,1÷2,0 антиокислительные присадки на основе сложных эфиров 0,1÷1,0 сложные эфиры двухосновных органических кислот 5,0÷20,0

Техническим результатом настоящего изобретения является получение электроизоляционного масла с рабочей температурой до 250°C, с повышенной температурой начала разложения и стабильностью в условиях воздействия электрического поля. 11 пр., 1 табл.

 

Изобретение относится к электроизоляционным маслам, применяемым для изоляции электрических двигателей погружных насосов, используемых при нефтедобыче.

Известно, что для этих целей применяются как обычные трансформаторные масла, типа ГК, Т-1500, так и специальные масла - МАПЭД (ТУ 38.101579-75), МДПЭ (ТУ 38.401778-89), которые по своей основе представляют те или иные фракции трансформаторных масел. Недостатками указанных масел являются либо низкая стабильность к окислению, либо невысокая температура вспышки, либо высокое значение тангенса угла диэлектрических потерь.

Известен способ получения электроизоляционного масла для сверхвысоковольтных кабелей и аппаратуры путем загущения маловязкого масла высокомолекулярной вязкостной присадкой, в частности полиизобутиленом с ММ более 20 000, и добавлением антиокислительной присадки - ионола [А.с. СССР №239488, МПК С 10М, БИ №11, 1969 г.].

Однако, такое масло не применимо для заполнения электродвигателей погружных насосов из-за повышенной вязкости и недостаточно высоких электроизоляционных свойств. Кроме того, введение загущающей присадки представляет серьезные затруднения, так как необходимо проводить длительное перемешивание масла с полиизобутиленом или растворять полиизобутилен в подходящем растворителе и основу смешивать с концентратом полимера. Эти приемы усложняют технологию и не позволяют достичь требуемых электрических показателей.

Известно электроизоляционное масло, используемое в электродвигателях погружных насосов (пат. РФ №2169173, МПК С10М, БИ №17, 2001 г.). Масло содержит: полиизобутилен ММ 1000÷5000 - 0,1-20,0% мас., антиокислительную присадку фенольного или аминного типа - 0,1-0,5% мас. и нефтяное масло до 100% мас. Нефтяное масло получено из продуктов гидрокаталитической переработки парафинсодержащего сырья. Однако указанное масло обладает недостаточной стойкостью к воздействию высоких температур и может использоваться, когда рабочие температуры в насосах не превышают 160°C. Поскольку масло является не только изолирующей, но и смазочной средой, к трибологическим характеристикам предъявляются повышенные требования.

Наиболее близким (прототип) к заявляемому составу является электроизоляционное масло для изоляции электродвигателей погружных насосов, применяемых в нефтедобыче (пат. РФ №2284346, МПК С10М, БИ №27, 2006 г.).

Масло содержит, % мас.:

гидрированные полиальфаолефины
ММ 400÷1000 0,1-99,7
антиокислительные присадки фенольного
и/или аминного типа 0,1-1,0
алкилфосфаты и/или триалкилфенилфосфиты 0,1-2,0
нефтяное масло до 100

Несмотря на свои достоинства, указанное масло обладает недостатками. Состав композиции масла не позволяет получить высокую стабильность в условиях электрических разрядов и его рабочая температура не превышает 200°C.

Задача изобретения - получение электроизоляционного масла для электродвигателей погружных насосов с повышенной стабильностью к воздействию электрических разрядов и термостойкостью, повышенной рабочей температурой масла до 250°C.

Задача достигается тем, что в электроизоляционное масло, содержащее гидрированные полиальфаолефины ММ 400÷1000, антиокислительную присадку фенольного или/и аминного типа, алкилфосфаты и/или триалкилфенилфосфиты, дополнительно вводят антиокислительные присадки на основе сложных эфиров, сложные эфиры двухосновных органических кислот в следующем соотношении, % мас.:

гидрированные полиальфаолефины
ММ 400÷1000 до 100,0
антиокислительная присадка фенольного
и/или аминного типа 0,1-1,0
алкилфосфаты и/или триалкилфенилфосфиты 0,1-2,0
антиокислительные присадки на основе
сложных эфиров 0,1-1,0
сложные эфиры двухосновных органических кислот 5,0-20,0

В композиции использованы следующие компоненты:

- гидрированные полиальфаолефины ММ 400-1000 по ТУ 38.40111093-2003

- 4-метил-2,6-дитретичный бутилфенол (агидол-1) по ТУ 38.5901237-90 и/или дифениламин по ТУ 6-09-5467-90

- трибутилфосфат по ТУ 6-02-733-84 и/или

трикрезилфосфат по ГОСТ 5788-76 и/или

триксиленилфосфат по ТУ 6-05-161-78 и/или

триалкилфенилфосфит по ТУ 6-02-680-77

- стеарил 3 [3'5'-ди-третбутил-4-гидроксифенил]-пропионат

- С79 - алкильные эфиры 3,3-бис [1,1-диметилэтил] 4-гидрокси бензопропановой кислоты

- диоктилсебацинат (ДОС) по ГОСТ 8728-66

- ди-[2-этилгексил]-фталат (диоктилфталат - ДОФ) по ГОСТ 8728-66.

В таблице приведены физико-химические и электрические показатели предлагаемого электроизоляционного масла (примеры 2-4, 6-8) и его прототипа (пример 11) (пат. РФ №2284346, МПК С 10М, БИ №27, 2006 г.).

Полученное электроизоляционное масло имеет улучшенную термостойкость (температуру начала разложения масла - выше 250°C), обеспечивает работу электродвигателей при температуре до 250°C, имеет повышенную, по сравнению с прототипом газостойкость.

Использование гидрированных олигомеров олефинов в сочетании с антиокислительными присадками, фосфорсодержащими продуктами и сложными эфирами двухосновных кислот значительно повышает газостойкость масла, температуру начала разложения, а следовательно, рабочую температуру, стабильность в условиях воздействия на масло электрического поля, кроме этого, сочетание основы и добавок улучшает вязкостно-температурные свойства масла и его трибологические характеристики.

Таблица
Примеры
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 (прото-тип)
Содержание компонентов
Гидрированные полиальфаолефины ММ 400-1000: до 100 до 100 до 100 до 100 до 100 до 100 до 100 до 100 до 100 до 100 92,0
Агидол-1 0,05 0,1 0,5 1,0 1,2 - 0,5 - 0,5 0,5 0,5
Дифениламин - - - - 0,5 - 0,5 - - -
Трибутилфосфат 0,05 0,1 1,2 2,0 2,2 - - - 1,2 1,2 -
Трикрезилфосфат - - - - - 1,2 - - - - -
Триксиленилфосфат - - - - - - 1,2 - - - 1,0
Триалкилфенилфосфит - - - - - - - 1,2 - - -
Стеарил 3[3'5'-ди-третбутил-4-гидроксифенил] -пропионат 0,05 0,1 0,5 1,0 1,2 - - 0,5 0,5 - -
С79 алкильные эфиры 3,3-бис [1,1-диметилэтил] 4-гидрокси бензопропановой кислоты - - - - - 0,5 0,5 - - - -
Ди-[2-этилгексил]-фталат (ДОФ) 4,0 5,0 13,0 20,0 22,0 - - 13,0 - 13,0 -
Диоктилсебацинат (ДОС) - - - - - 13,0 13,0 - - - -
Нефтяное масло - - - - - - - - - - до 100
Показатели
Вязкость кинематическая, при 50°C, мм2 54,0 65,0 57,0 52,0 51,0 56,0 57,0 58,0 56,0 45,0 24,3
Диаметр пятна износа, мм 0,28 0,27 0,26 0,28 0,29 0,27 0,27 0,26 0,32 0,34 0,29
Газостойкость в атмосфере водорода, 10 Кв, 40°C, мл за 100 час -22 -38 -40 -42 -25 -38 -40 -39 -20 -17 -10
Стабильность к окислению -температура начала разложения,°C - потеря 50% массы, °C 201 322 250 354 254 362 252 356 248 335 251 360 252 361 254 357 168 321 190 319 170 320
Стойкость к окислению при 250°C, определяемая количеством поглощенного кислорода, % 6,2 4,0 4,2 4,1 6,4 4,1 4,2 4,0 8,0 12,0 32,6

Электроизоляционное масло, содержащее гидрированные полиальфаолефины молекулярной массой 400÷1000, антиокислительную присадку фенольного и/или аминного типа, алкилфосфаты и/или триалкилфенилфосфиты, отличающееся тем, что оно содержит антиокислительные присадки на основе сложных эфиров, сложные эфиры двухосновных органических кислот при следующем соотношении компонентов, маc. %:

гидрированные полиальфаолефины
ММ 400÷1000 до 100,0
антиокислительные присадки фенольного
и/или аминного типа 0,1-1,0
алкилфосфаты и/или триалкилфенилфосфиты 0,1-2,0
антиокислительные присадки на основе
сложных эфиров 0,1-1,0
сложные эфиры двухосновных органических кислот 5,0-20,0



 

Похожие патенты:

Настоящее изобретение относится к противоизносной присадке с находящимися в ней мицеллами на основе молекул твердой пластичной смазки оксида железа Fe3O4 с окружающими их молекулами олеиновой кислоты, при этом ядро мицеллы Fe3O4 легировано Со (II) при следующем соотношении компонентов, мас.%: Со (II) - 6%, Fe3O4 - 94%.
Настоящее изобретение относится к твердой смазке для абразивной обработки металлов и сплавов, содержащей хлорфторуглеродное масло, низкомолекулярный полиэтилен, минеральное масло, высокодисперсный порошок смеси продукта термического восстановления лейкоксена и карбида кремния или нитрида алюминия, при этом она дополнительно содержит линолевую кислоту при следующем соотношении компонентов, мас.%: хлорфторуглеродное масло 6-8 низкомолекулярный полиэтилен 1-2 минеральное масло 11-14 высокодисперсный порошок   смеси продукта термического восстановления 15-18 лейкоксена и карбида кремния   или нитрида алюминия   линолевая кислота 16,5-31 стеариновая кислота остальное, при этом она содержит смесь продукта термического восстановления лейкоксена и карбида кремния или нитрида алюминия, взятых в соотношении, равном 0,5-1:1, соответственно.

Настоящее изобретение относится к смазочной композиции, содержащей минеральное масло и порошкообразный наполнитель, полученный при испарении и конденсации пара в плазменном испарителе, при этом масло в качестве порошкообразного наполнителя содержит смесь наноразмерного порошка латуни дисперсностью 10… 30 нм, ультрадисперсного порошка полититаната калия интеркалированного цинком дисперсностью 100… 300 нм и поверхностно-активное вещество, причем ультрадисперсный порошок полититаната калия интеркалированного цинком получен химическим методом, при следующем соотношении компонентов в масс.%: порошкообразный наполнитель, состоящий из   смеси наноразмерного порошка латуни,   ультрадисперсного порошка полититаната   калия, интеркалированного цинком, и   поверхностно-активного вещества 0,2 минеральное масло 99,8 Техническим результатом настоящего изобретения является повышение антифрикционных и антизадирных свойств масла.

Настоящее изобретение относится к пластичной смазке на основе углеводородной дисперсионной среды и полимочевины, при этом она содержит в качестве углеводородной дисперсионной среды полиалкилбензол или его смесь с нефтяным маслом при следующем соотношении компонентов, мас.%: полимочевина - 6-15; дисперсионная среда - остальное, при этом дисперсионная среда имеет состав, мас.%: полиалкилбензол - 5-100; нефтяное масло - 0-95.
Настоящее изобретение относится к антифрикционной смазке для узлов трения на основе литиевого мыла стеариновой кислоты и минерального масла, при этом она дополнительно содержит полиэтиленовый воск и суспензию титаната калия при следующем соотношении компонентов, мас.%: литиевое мыло стеариновой кислоты 5,0-12,0; полиэтиленовый воск 1,0-7,0; суспензия титаната калия 1,0-15,0; минеральное масло - остальное до 100%, причем суспензия титаната калия имеет следующий состав (мас.%): порошок титаната калия 60,1-70,0, минеральное масло - остальное до 100%.

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано при ошиновке энергоемких технологических установок, электролизеров химической промышленности, цветной металлургии, силовой преобразовательной техники.
Настоящее изобретение относится к композиции рабочей жидкости для холодильной машины, при этом она содержит масло для холодильных машин, содержащее смесь по меньшей мере двух сложных эфиров, выбранных из группы сложных эфиров по меньшей мере одного многоатомного спирта, и жирной кислоты с содержанием C5-C9 жирной кислоты 50-100% мол., фторпропеновый хладагент и/или трифторйодметановый хладагент (варианты).
Настоящее изобретение относится к компрессорному маслу, содержащему базовое нефтяное масло и полиметилсилоксан, при этом оно дополнительно содержит 4,4'-динонилдифениламин, пентаэритритовый эфир 3,5-ди-трет-бутил-4-гидроксифенилпропионовой кислоты, 1,2,3-бензотриазол, сложный эфир диалкилдитиофосфорной кислоты и смесь сложных аминов, а в качестве базового масла оно содержит гидрированный остаточный компонент с содержанием ароматических углеводородов 19,0-22,0%, при следующем соотношении компонентов, % мас.: 4,4'-динонилдифениламин 0,95-1,0; пентаэритритовый эфир 3,5-ди-трет-бутил-4-гидроксифенил пропионовой кислоты 0,55-0,65; 1,2,3-бензотриазол 0,045-0,055; сложный эфир диалкилдитиофосфорной кислоты 0,055-0,065; смесь алифатических и ароматических аминов 0,055-0,065; полиметилсилоксан 0,004-0,005; базовое масло - гидрированный остаточный компонент до 100.
Настоящее изобретение относится к смазочной композиции, содержащей полисилоксановую жидкость, нефтяное масло марки МС-14, церезин марки 80, литиевое мыло стеариновой или 12-оксистеариновой кислоты, при этом она дополнительно содержит биоцид на основе 2-октил-3(2Н)-изотиазолона при следующем соотношении компонентов, мас.%: полисилоксановая жидкость - 56-59; церезин марки 80 - 16-20; литиевое мыло стеариновой или 12-оксистеариновой кислоты - 5,5; биоцид на основе 2-октил-3(2Н)-изотиазолона - 1,0; нефтяное масло - остальное.

Изобретение относится к способу селективного получения смазки. Смазка имеет вязкость 4,0 сСт при 100°C, летучесть с потерей массы по Noack менее 15%, индекс вязкости более 120, температуру застывания ниже -50°C и вязкость при -40°C менее 3000 сСт.
Настоящее изобретение относится к антифрикционной смазке для узлов трения на основе литиевого мыла стеариновой кислоты и минерального масла, при этом она дополнительно содержит полиэтиленовый воск и суспензию титаната калия при следующем соотношении компонентов, мас.%: литиевое мыло стеариновой кислоты 5,0-12,0; полиэтиленовый воск 1,0-7,0; суспензия титаната калия 1,0-15,0; минеральное масло - остальное до 100%, причем суспензия титаната калия имеет следующий состав (мас.%): порошок титаната калия 60,1-70,0, минеральное масло - остальное до 100%.
Настоящее изобретение относится к компрессорному маслу, содержащему базовое нефтяное масло и полиметилсилоксан, при этом оно дополнительно содержит 4,4'-динонилдифениламин, пентаэритритовый эфир 3,5-ди-трет-бутил-4-гидроксифенилпропионовой кислоты, 1,2,3-бензотриазол, сложный эфир диалкилдитиофосфорной кислоты и смесь сложных аминов, а в качестве базового масла оно содержит гидрированный остаточный компонент с содержанием ароматических углеводородов 19,0-22,0%, при следующем соотношении компонентов, % мас.: 4,4'-динонилдифениламин 0,95-1,0; пентаэритритовый эфир 3,5-ди-трет-бутил-4-гидроксифенил пропионовой кислоты 0,55-0,65; 1,2,3-бензотриазол 0,045-0,055; сложный эфир диалкилдитиофосфорной кислоты 0,055-0,065; смесь алифатических и ароматических аминов 0,055-0,065; полиметилсилоксан 0,004-0,005; базовое масло - гидрированный остаточный компонент до 100.
Настоящее изобретение относится к композиции смазки для редукторов, состоящей из углеводородной основы и присадки, отличающейся тем, что состоит из смеси: окисленного гудрона 60-75%, окисленного низкозастывающего минерального масла 21-32%, в качестве катализатора окисления - 1% растительного масла, серы 0,1-3%, в качестве моющей присадки - 1-3% сульфоната кальция; в качестве противоизносной присадки - 0,5-1,0% дитиофосфата цинка; в качестве антипенной присадки 0,003% полиметилсилоксана.
Изобретение относится к смазочным композициям и может быть использовано при эксплуатации железнодорожного транспорта и кранового хозяйства, в частности для смазки поверхности трения пары «гребень колеса - рельс».
Настоящее изобретение относится к пластичной смазке, содержащей синтетическое масло или смесь синтетических масел с кинематической вязкостью при 40°C от 5 до 700 мм2/с, загущенных неорганическим загустителем, и дополнительно содержащей наполнитель для повышения термостойкости, полярный реагент и полимер при следующем соотношении компонентов, вес.%: неорганический загуститель 5,0-30,0 наполнитель для повышения термостойкости 0,5-12,0 полимер 0,5-10,0 полярный реагент 0,5-5,0 синтетическое масло или смесь синтетических масел остальное. Техническим результатом настоящего изобретения является повышение температуры каплепадения смазки до 310°С, а также коллоидной стабильности, повышение водостойкости и, как следствие, адгезионных свойств.
Изобретение относится к составу универсального моторного масла, предназначенного для всесезонного применения, и может быть использовано в серийных и перспективных высокофорсированных турбонаддувных бензиновых и дизельных двигателях.
Изобретение относится к пластичным смазкам, предназначенным для смазывания узлов трения машин и механизмов в условиях высоких нагрузок и скоростей скольжения. .
Изобретение относится к смазочным композициям, в частности к составам для обработки пар трения, и может быть использовано в машиностроении для обработки узлов трения, а также при эксплуатации различных механизмов и машин для увеличения межремонтного ресурса.
Изобретение относится к области технологий лубрикации систем «колесо - рельс» и может быть использовано для снижения интенсивности износа рельсовых путей, гребней колес локомотивов и подвижного состава.

Изобретение относится к способу селективного получения смазки. Смазка имеет вязкость 4,0 сСт при 100°C, летучесть с потерей массы по Noack менее 15%, индекс вязкости более 120, температуру застывания ниже -50°C и вязкость при -40°C менее 3000 сСт.
Наверх