Способ профилактики употребления наркотиков подростками

Изобретение относится к области медицины, а именно к специальностям «психиатрия-наркология», «психотерапия», и может быть использован для проведения профилактики употребления наркотиков, особенно подростками 15-16 лет, обучающимися в образовательных учреждениях. Проводят психотерапию, при этом с помощью лабораторно-диагностического обследования предварительно выявляют подростков, употребляющих наркотики. После чего проводят сеанс индивидуальной психотерапии с выявленными подростками, включающий обсуждение результатов обследования, определение личностных характерологических особенностей. Привлекают интерес подростка к виртуальному моделированию жизненных сценариев, касающихся изменения поведения при употреблении наркотиков или ведения трезвого образа жизни. После проведения сеанса индивидуальной психотерапии делают фотоснимок подростка для создания персонажа, внешне сходного с ним, при этом фотоснимок комментируют как начало виртуального моделирования жизненных сценариев и параллельно осуществляют косвенное внушение ценностей трезвого образа жизни. Затем проводят эмоционально-стрессовое внушение необходимости полного отказа от употребления наркотиков, осуществляемое одновременно с показом видеоряда, демонстрирующего негативные последствия употребления наркотиков, изготовленного на основе фотоснимка подростка. После эмоционально-стрессового внушения осуществляют внушение, направленное на дезактуализацию представляемых негативных образов предъявленного видеоряда путем воображаемого уменьшения четкости образов, их яркости и размеров, и на достижение желаемых позитивных жизненных целей. Способ позволяет повысить эффективность профилактики употребления наркотиков подростками за счет проведения индивидуальной психотерапии и эмоционально-стрессового внушения с использованием фотоснимка подростка. 4 з.п. ф-лы, 4 пр.

 

Изобретение относится к области медицины, а именно к специальностям «психиатрия-наркология», «психотерапия», и может быть использовано для проведения профилактики употребления наркотиков, особенно подростками 15-16 лет, обучающимися в образовательных учреждениях.

В настоящее время сохраняется напряженная наркоситуация в стране. Продолжается активное вовлечение несовершеннолетних в незаконное потребление наркотиков.

Так, по результатам проведенного по методике Европейского проекта школьных исследований по алкоголю и наркотикам (ESPAD) социологического опроса учащихся возраста 15-16 лет образовательных учреждений г.Москвы в 2011 г., пробовали наркотики в течение жизни 15,8% респондентов. Сходные результаты получены и в других аналогичных исследованиях (Скворцова Е.С., Постникова Л.К. Положение с потреблением психоактивных веществ среди городских подростков-школьников 9-11 классов в Российской Федерации в 2011 году. - М.: ЦНИИОИЗ, 2012. - 32 с.).

Как отмечается в материалах заседания Государственного Совета Российской Федерации, состоявшегося в г.Иркутске в 2011 г. по теме «О мерах по усилению противодействия потреблению наркотиков среди молодежи», распространенность немедицинского потребления наркотиков именно в молодежной среде в наибольшей степени угрожает процессам инновационного развития страны, осложняет демографическую ситуацию, криминализирует общество, разлагает его нравственные устои.

Большая часть современных подходов к психопрофилактике наркомании сводится к предоставлению информации о наркотиках, о причинах развития пристрастия к ним и о негативных последствиях их употребления. Используемые программы ориентированы в основном на когнитивные аспекты поведения, что оправдано, ибо убедительные сведения о наркотиках, конечно, влияют на поведение и, в известной мере, могут предотвращать их пробу. Можно выделить три различных варианта информационного подхода: 1) предоставление информации о влиянии употребления наркотиков на организм и поведение; 2) запугивание с помощью устрашающей информации, которая раскрывает неприглядные стороны употребления наркотиков; 3) представление информации о деградации личности людей, употребляющих наркотики и о проблемах с этим связанных. Эти подходы частично комбинируются между собой и с другими видами профилактических вмешательств (Романова О.Л. Методологические аспекты первичной профилактики зависимости от психоактивных веществ у детей // Вопросы наркологии. - 1997, №2. - С.67-75; Медико-социальные аспекты профилактики алкоголизма, наркомании и токсикомании среди учащихся ПТУ / методич. рекоменд. - Л., 1990. - 54 с.; Сорокин B.C., Брюн Е.А. Профилактика наркомании: стратегии и методы // Наркология. - 2009, №3. - С.17-20).

Используемые программы, безусловно, повышают уровень психопрофилактической осведомленности, но это может быть лишь одним из факторов, снижающих риск обращения к наркотикам. В большинстве своем они не включают в себя задач, направленных на реальное изменение поведения, и недостаточно интенсивны.

Известен способ первичной психопрофилактики наркомании среди студентов высших учебных заведений, в котором разъясняют социогенез причин, происхождения и механизмов развития наркомании, с высокой степенью подробности излагают последовательность постадийного появления симптомов болезни. Затем, используя представленные сведения, методом формальной логики убеждают учащихся в гибельности зависимости от наркотиков. После этого семантическое содержание уже изложенного предъявляют в виде видеофильма, посредством которого с помощью аудиовизуальных средств информацию о наркотиках вводят на уровень подсознания. При этом в процессе демонстрации видеофильма периодически 2-5 раз осуществляют суггестивное воздействие, направленное на запрет употребления наркотиков, одновременно с этим на экране предъявляют ключевую формулу внушения, состоящую из двух слов. После окончания видеофильма учащиеся выполняют динамические упражнения в виде ритмически повторяющихся движений синхронно с дыханием, при этом их побуждают одновременно с выполнением упражнений проговаривать ключевую формулу внушения: первое слово на вдохе, второе на выдохе. Способ позволяет повысить эффективность профилактики, что достигается за счет приемов суггестии, а также закрепления полученной информации путем связывания ее кинестетическим якорем с нервно-мышечной системой и с системой дыхания (Патент РФ №2252790, МПК7 А61М 21/00, А61Н 1/00, опубл. 27.05.2005).

Однако коллективное информационное воздействие без учета индивидуальных особенностей подростка зачастую малоэффективно.

Представленное изобретение решает задачу повышения эффективности профилактики употребления наркотиков подростками за счет усиления индивидуальной психотерапии.

Поставленная задача решается способом профилактики употребления наркотиков подростками, включающим проведение психотерапии, при этом с помощью лабораторно-диагностического обследования предварительно выявляют подростков, употребляющих наркотики, после чего проводят сеанс индивидуальной психотерапии с выявленными подростками, включающий обсуждение результатов обследования, определение личностных характерологических особенностей, привлекают интерес подростка к виртуальному моделированию жизненных сценариев, касающихся изменения поведения при употреблении наркотиков или ведения трезвого образа жизни, после проведения сеанса индивидуальной психотерапии делают фотоснимок подростка для создания персонажа, внешне сходного с ним, при этом фотоснимок комментируют как начало виртуального моделирования жизненных сценариев и параллельно осуществляют косвенное внушение ценностей трезвого образа жизни, затем проводят эмоционально-стрессовое внушение необходимости полного отказа от употребления наркотиков, осуществляемое одновременно с показом видеоряда, демонстрирующего негативные последствия употребления наркотиков, изготовленного на основе фотоснимка подростка, после эмоционально-стрессового внушения осуществляют внушение, направленное на дезактуализацию представляемых негативных образов предъявленного видеоряда путем воображаемого уменьшения четкости образов, их яркости и размеров, и на достижение желаемых позитивных жизненных целей.

Наиболее эффективно проводить лабораторно-диагностическое обследование по методу «Дианарк-АТ», с помощью которого выявляются подростки не только с систематическим, но и с эпизодическим употреблением наркотиков. При этом появляется уникальная возможность выявлять подростков даже с единичным или редким (2-3 раза в год) употреблением наркотиков и использовать фактор неожиданности, так как подросток, употребивший наркотик давно, 4-6 месяцев назад не предполагает, что его выявят, и не боится дать согласие на процедуру. Таким образом, метод «Дианарк-АТ» позволяет повысить процент выявляемости и уменьшить процент отказов от обследования, увеличить охват потребляющих наркотики подростков данным методом профилактики.

Для усиления мотивации к трезвому образу жизни без наркотиков дополнительно между косвенным и эмоционально-стрессовым внушением можно проводить внушение в состоянии расслабленного бодрствования способности отказаться от употребления наркотика в различных ситуациях.

Для наибольшего усиления внушения можно дополнительно вместе с эмоционально-стрессовым внушением осуществлять телесно-ориентированное воздействие путем надавливания руками на область дельтовидных мышц, усиливающееся при предъявлении видеоряда, с последующим постепенным ослаблением надавливания вплоть до полного снятия одновременно с осуществлением внушения, направленного на дезактуализацию образов предъявленного видеоряда.

Для усиления профилактического эффекта внушение, направленное на дезактуализацию образов предъявленного видеоряда и достижение желаемых позитивных жизненных целей, можно дополнять внушением, направленным на усиление сопротивляемости подростка влиянию наркогенной среды, пропорциональным интенсивности такого влияния.

Техническим результатом заявленного решения является повышение эффективности профилактики употребления наркотиков подростками, что демонстрируется предотвращением дальнейшего употребления наркотиков подростками, отсутствием фактов перехода эпизодического употребления к систематическому, развития зависимости от наркотиков.

Предложенная совокупность признаков содержит операции неизвестные из уровня техники (конструирование видеоряда на основе фотоснимка подростка, демонстрирующего негативные последствия употребления наркотиков) и таким образом сообщает всему изобретению соответствие как критерию «новизна», так и критерию «изобретательский уровень».

Осуществление способа с использованием стандартных методов психотерапии в совокупности с заявляемыми признаками позволяет достичь заявляемого эффекта: повышение эффективности профилактики употребления наркотиков подростками, что демонстрируется наличием отрицательных результатов при повторном лабораторно-диагностическом обследовании подростков, отсутствием интереса к наркотикам после проведения профилактики по предъявленному способу, и, таким образом, сообщает всему изобретению соответствие критерию «промышленная применимость».

Способ осуществляют следующим образом.

В ходе лабораторно-диагностического обследования, преимущественно, с применением метода «Дианарк-АТ» (патент №2291436 «Способ диагностики потребления наркотических веществ», автор Мягкова М.А.) выявляются подростки, чаще всего в возрасте 15-16 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях, с систематическим и эпизодическим употреблением наркотиков.

С каждым из выявленных подростков индивидуально с соблюдением принципов добровольного информированного согласия и конфиденциальности, в комфортной и спокойной обстановке проводят сеанс психотерапии, в ходе которого сначала обсуждают результаты лабораторно-диагностического обследования. Разъясняют, что факт обнаружения в организме антител к наркотику(ам) подтверждает потребление подростком в какой-либо форме наркотических веществ. При разъяснении механизмов и особенностей развития наркомании останавливаются на ее гибельных последствиях (смертельных заболеваниях, личностной и социальной деградации), уязвимости подросткового организма перед наркотиками, учитывая психофизиологические особенности подросткового возраста. Параллельно в ходе беседы стандартным клиническим методом определяют личностные характерологические особенности подростка.

Потом интерес подростка привлекают к виртуальному моделированию жизненных сценариев, итоги которых будут различаться в зависимости от сделанного выбора, например, в пользу трезвого образа жизни или употребления наркотиков. Подводят подростка к согласию на получение фотоснимка, необходимого для создания персонажа, внешне сходного с подростком.

Получение цифрового фотоснимка является обязательным средством технического обеспечения дальнейшего сеанса психотерапии, необходимой технической процедурой, без которой нельзя сконструировать персонаж, внешне сходный с подростком, за счет использования которого и достигается необходимый эффект сеанса психотерапии. При этом фотоснимок комментируется как начало виртуального моделирования жизненных сценариев.

Делают цифровой фотоснимок подростка и на его основе создают, например с использованием компьютерной программы «Photoshop», видеоряд специально подобранных слайдов, наглядно демонстрирующих стадии прогрессирующей деградации, тяжелые соматические осложнения, социальные и другие негативные последствия употребления наркотиков.

Параллельно проводят косвенное внушение ценностей трезвого образа жизни. Усиление мотивации на трезвый образ жизни можно проводить с помощью семантически подобранных метафор и притч, обращенных к бессознательному, направленных на преодоление эмоциональных и когнитивных барьеров, препятствующих пониманию необходимости изменения форм собственного поведения, несовместимости употребления наркотиков и жизненного успеха.

Дополнительно можно проводить внушение в состоянии расслабленного бодрствования, направленное на способность подростка отказаться от употребления наркотика в различных ситуациях. Проговаривается формула внушения, воспроизводящая конкретную ситуацию отказа подростка от употребления наркотика, направленная на переживание повышения его самооценки. Например: «И когда ты решительно скажешь «нет!» наркотикам, тогда ты почувствуешь свою силу, испытаешь гордость за себя!».

Затем одновременно осуществляют эмоционально-стрессовое внушение необходимости полного отказа от употребления наркотиков и демонстрацию вышеописанного изготовленного предварительно видеоряда. Для этого периодически, понижая тембр и увеличивая громкость голоса, произносят формулу внушения, по содержанию противоположную предыдущей формуле. Например: «Ты видишь, к чему приводят наркотики, это разрушение организма, боль, страдания твоих близких, всеобщее презрение, позор и гибель!».

Осуществляемое эмоционально-стрессовое внушение способствует эмоциональному закреплению психотерапевтического эффекта.

Эмоционально-стрессовое внушение может усиливаться телесно-ориентированным воздействием путем надавливания руками на область дельтовидных мышц, усиливающееся при предъявлении видеоряда.

Далее, осуществляют внушение, направленное на дезактуализацию представляемых негативных образов предъявленного видеоряда путем их воображаемого выведения за пределы чувственного восприятия с использованием приемов мысленной визуализации: прогрессирующего уменьшения четкости, яркости, размеров в зрительной перспективе. Сеанс заканчивается внушением, направленным на достижение желаемых позитивных жизненных целей. Например, с включением в формулу внушения следующих слов: «Теперь ты свободен от наркотиков, полон сил и энергии, уверен в себе, добьешься успеха в жизни!».

При использовании телесно-ориентированного воздействия надавливание на область дельтовидных мышц постепенно ослабляется, вплоть до полного снятия, одновременно с внушением, направленным на дезактуализацию видеоряда и достижение желаемых позитивных жизненных целей.

Для усиления профилактического эффекта внушение, направленное на дезактуализацию образов предъявленного видеоряда и достижение желаемых позитивных жизненных целей, дополняют внушением, направленным на усиление сопротивляемости подростка влиянию наркогенной среды, пропорциональным интенсивности такого влияния. Например, с использованием в формуле внушения следующих слов: «Чем сильнее соблазны, тем крепче твоя воля; чем настойчивее предложения употребить наркотик, тем решительнее твой отказ».

Способ профилактики был апробирован в двух средних общеобразовательных школах и двух колледжах города Москвы. Профилактическим воздействием было охвачено всего 315 учащихся 9-10 классов и учащихся первых курсов колледжей. Перед проведением сеансов психотерапии было проведено лабораторно-диагностическое обследование по методу «Дианарк-АТ», позволяющему выявлять подростков не только с систематическим, но и с эпизодическим употреблением наркотиков. В результате обследования были отобраны 118 подростков с положительными результатами, подтверждающими употребление наркотиков. В зависимости от личностных характерологических особенностей подростки были распределены на 4 группы (примеры 1-4).

Пример 1.

В группе 1 с 54 подростками без выраженных личностных особенностей были проведены в соответствии с описанным выше «Осуществлением способа» следующие операции:

- проведение сеанса индивидуальной психотерапии с выявленными подростками, включающего обсуждение результатов обследования с привлечением интереса к виртуальному моделированию жизненных сценариев;

- косвенное внушение ценностей трезвого образа жизни;

- эмоционально-стрессовое внушение необходимости полного отказа от употребления наркотиков, осуществляемого одновременно с демонстрацией видеоряда, демонстрирующего негативные последствия употребления наркотиков, изготовленного на основе фотоснимка подростка;

- внушение, направленное на дезактуализацию образов предъявленного видеоряда путем воображаемого уменьшения четкости образов, их яркости и размеров, и на достижение желаемых позитивных жизненных целей.

В течение 4 месяцев подросткам было проведено по 6 сеансов индивидуальной психотерапии по указанному выше способу. За данный период клинические проявления употребления наркотических веществ у 48 подростков не наблюдались. Повторное лабораторно-диагностическое обследование по методу «Дианарк-АТ» показало отсутствие наркотиков в организме подростков. У 6 подростков были выявлены признаки сохраняющегося интереса к наркотикам.

Пример 2.

В группе 2, содержащей 30 подростков с признаками психического инфантилизма, были проведены действия в соответствии с описанным выше Примером 1.

У 14 подростков были выявлены признаки сохраняющегося интереса к наркотикам. С этими подростками были проведены еще по 3 сеанса психотерапии, во время которых действия в соответствии с описанным выше Примером 1 дополнялись внушением в состоянии расслабленного бодрствования способности отказаться от употребления наркотика в различных ситуациях, проведенным между косвенным и эмоционально-стрессовым внушением. У 11 подростков интерес к наркотикам был ликвидирован, а у 3 сохранялся.

Пример 3. В группе 3, содержащей 25 подростков с гипертимно-неустойчивыми чертами характера, были проведены действия в соответствии с описанным выше Примером 1.

У 11 подростков были выявлены признаки сохраняющегося интереса к наркотикам. С ними было проведено еще по 3 сеанса психотерапии, во время которых действия в соответствии с описанным выше Примером 1 дополнялись внушением, направленным на усиление сопротивляемости подростка влиянию наркогенной среды, пропорциональным интенсивности такого влияния. У 9 подростков интерес к наркотикам был ликвидирован, а у 2 сохранялся.

Пример 4. В группе 4 с 9 подростками с эпилептоидными чертами характера были проведены действия в соответствии с описанным выше Примером 1.

У 4 подростков были выявлены признаки сохраняющегося интереса к наркотикам. С ними были проведены дополнительно по 2 сеанса психотерапии, во время которых действия в соответствии с описанными выше Примером 1 дополнялись телесно-ориентированным воздействием, путем надавливания руками на область дельтовидных мышц, усиливающимся при предъявлении видеоряда, с последующим постепенным ослаблением надавливания вплоть до полного снятия одновременно с осуществлением внушения, направленного на дезактуализацию образов предъявленного видеоряда. У 3 подростков интерес к наркотикам был ликвидирован, а у 1 сохранялся.

Таким образом, приведенные примеры свидетельствуют о высокой эффективности профилактики, проведенной в соответствии с заявляемым нами способом.

1. Способ профилактики употребления наркотиков подростками, включающий проведение психотерапии, при этом с помощью лабораторно-диагностического обследования предварительно выявляют подростков, употребляющих наркотики, после чего проводят сеанс индивидуальной психотерапии с выявленными подростками, включающий обсуждение результатов обследования, определение личностных характерологических особенностей, привлекают интерес подростка к виртуальному моделированию жизненных сценариев, касающихся изменения поведения при употреблении наркотиков или ведения трезвого образа жизни, после проведения сеанса индивидуальной психотерапии делают фотоснимок подростка для создания персонажа, внешне сходного с ним, при этом фотоснимок комментируют как начало виртуального моделирования жизненных сценариев и параллельно осуществляют косвенное внушение ценностей трезвого образа жизни, затем проводят эмоционально-стрессовое внушение необходимости полного отказа от употребления наркотиков, осуществляемое одновременно с показом видеоряда, демонстрирующего негативные последствия употребления наркотиков, изготовленного на основе фотоснимка подростка, после эмоционально-стрессового внушения осуществляют внушение, направленное на дезактуализацию представляемых негативных образов предъявленного видеоряда путем воображаемого уменьшения четкости образов, их яркости и размеров, и на достижение желаемых позитивных жизненных целей.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что лабораторно-диагностическое обследование проводят по методу «Дианарк-АТ».

3. Способ по п.1, отличающийся тем, что дополнительно между косвенным и эмоционально-стрессовым внушением проводят внушение в состоянии расслабленного бодрствования способности отказаться от употребления наркотика в различных ситуациях.

4. Способ по п.1, отличающийся тем, что дополнительно вместе с эмоционально-стрессовым внушением осуществляют телесно-ориентированное воздействие путем надавливания руками на область дельтовидных мышц, усиливающееся при предъявлении видеоряда, с последующим постепенным ослаблением надавливания вплоть до полного снятия одновременно с осуществлением внушения, направленного на дезактуализацию образов предъявленного видеоряда.

5. Способ по п.1, отличающийся тем, что для усиления профилактического эффекта внушение, направленное на дезактуализацию образов предъявленного видеоряда, дополняют внушением, направленным на усиление сопротивляемости подростка влиянию наркогенной среды, пропорциональным интенсивности такого влияния.



 

Похожие патенты:
Изобретение относится к медицине, а именно к кардиологии, терапии, и может быть использовано на амбулаторном и стационарном этапах оказания медицинской помощи пациентам с артериальной гипертонией (АГ).
Изобретение относится к медицине, а именно к эндокринологии, и может быть использовано для коррекции ожирения абдоминального типа. Способ включает воздействие на пациента со стороны лица полноспектральным естественным или искусственным светом с интенсивностью освещения не менее 2000 люкс в течение 1-2 часов в день одновременно или поочередно с физическими нагрузками.

Изобретение относится к области медицины, а именно к психиатрии и рефлексотерапии, и может быть использовано в психо- и рефлексотерапевтической практике при лечении эпилепсии.

Изобретение относится к медицине и предназначено для коррекции и предупреждения неблагоприятных психических состояний, возникающих у спортсменов на высоком уровне эмоциональных и психических нагрузок в период тренировочной и соревновательной активности.
Изобретение относится к медицине, реабилитации кардиологических больных с ишемической болезнью после операции на сердце. С 1-2 дня реабилитации проводят ментальный тренинг, элементы аутогенной тренировки, содержащей выполнение последовательно по этапам расслабления мышц.
Изобретение относится к области медицины, в частности к оздоровительной нейрогормональной коррекции и омоложению с использованием музыкально-акустических воздействий и может использоваться в различных лечебно-профилактических учреждениях.

Изобретение относится к медицине и биологии, касается способа активизации роста лейкоцитарной массы и комплексной коррекции состава крови в акустическом поле in vitro.
Изобретение относится к области медицины, а именно к психотерапии и психопрофилактике психических состояний и зависимостей. Проводят психотерапию после предварительного сбора анамнеза и психодиагностического исследования в ситуации «специалист-посетитель» в течение семи сеансов.
Изобретение относится к области медицины, а именно к психофизиологическому способу в акушерстве, который и предназначен для психотерапевтической подготовки беременных к родам.
Изобретение относится к области медицины, а именно к восстановительной медицине. На фоне медикаментозного лечения проводят комплексную программу реабилитационных мероприятий, в ходе которой вначале применяют комплексы лечебной физкультуры (ЛФК), включающую дыхательные упражнения и упражнения на расслабление с элементами аутотренинга, завершают программу этапом визуализации, в ходе которой осуществляют зрительную настройку на позитивный процесс.
Изобретение относится к медицине, санаторно-курортной реабилитации. Способ включает проведение комплекса воздействий в виде общих радоновых ванн, массажа, психотерапии. Комплекс указанных воздействий осуществляют одномоментно, через день. Ванны проводят с минеральной водой термальных радоновых источников, температурой радоновой воды около 38°C, в течение 15-20 минут. Сеансы психотерапии проводят в виде музыкотерапии - расслабляющей или тонизирующей в соответствии с индивидуальными показаниями. Массаж представляет собой гидромассаж в указанной радоновой воде, на курс - 10-15 процедур. Способ обеспечивает увеличение длительности ремиссии, стойко сохраняющейся в течение более года после реабилитации, улучшение иммунитета, способности к социальной и психологической адаптации. 6 з.п. ф-лы, 3 табл.
Изобретение относится к области медицины, а именно к способам оздоровления организма человека, основанным на рефлексорном методе исцеления с применением неорганических соединений. Используют воздух, который последовательно интенсивно вдыхают и выдыхают до появления легкого головокружения при каждом возникновении желания курить. Курс лечения составляет 7 суток. Способ обеспечивает вырабатывание рефлекса организма человека на безразличие к табакокурению за счет повышенного содержания углекислого газа во время слабого кислородного отравления, которое прямо действует на подкорку головного мозга человека, что приводит к постепенной выработке обратной реакции к привычной реакции желания курить.

Изобретение относится к медицинской технике, а именно к устройствам светолечения, в частности, для искусственного воспроизведения психофизического граничного состояния. Устройство содержит устройство для излучения видимого света и систему управления. Устройство светового излучения включает по меньшей мере один источник непрерывного светового излучения и по меньшей мере один источник прерывистого светового излучения, выполненный с возможностью наложения светового излучения на непрерывное световое излучение источника постоянного светового излучения. Система управления содержит модуль управления частотой, выполненный с возможностью по меньшей мере в одном цикле изменения частоты увеличивать частоту источника прерывистого светового излучения от исходного значения частоты, которое ниже оптической границы слияния, до целевого значения частоты, которое выше оптической границы слияния, а также по меньшей мере в одном цикле изменения частоты увеличивать частоту в интервале по меньшей мере 45 Гц за по меньшей мере 5 минут. Благодаря комбинированному воздействию обоих источников светового излучения может искусственно воспроизводиться психофизическое граничное состояние, которое оказывает интенсивный терапевтический эффект как на психологическом, так и на физическом уровне и вызывает глубокую психологическую разрядку. 11 з.п. ф-лы, 4 ил.
Изобретение относится к медицине и может быть использовано для коррекции ожирения гиноидного типа. Для этого определяют тип нарушения пищевого поведения и проводят его психофизиологическую коррекцию. Осуществляют диетотерапию, причём калорийность диеты определяют путём снижения привычной среднесуточной энергетической потребности пациента на процент, равный величине индекса массы тела пациента. При этом используют низкоуглеводную диету с ограничением углеводов до 40-60 г/сут длительностью 2 недели. Затем используют низкожировую диету с ограничением жиров до 40-60 г/сут в течение 10 недель и одновременным исключением приема быстроусвояемых углеводов с гликемическим индексом более 50. Цикл диетотерапии повторяют. Одновременно проводят дозированные физические нагрузки в аэробном режиме без отягощения и сопротивлений на мышечные группы нижней половины тела. Проводят также силовые упражнения для мышечных групп верхней половины тела с отягощениями, вызывающими утомление мышц. В перерывах или после окончания дозированных физических нагрузок проводят пролонгированные физические нагрузки не менее 5 дней в неделю продолжительностью 40-60 минут в аэробном режиме. Одновременно проводят немедикаментозные процедуры, направленные на улучшение регионального кровотока, повышение тонуса мышц ягодично-бедренной области и нижних конечностей. В период применения низкожировой диеты вводят медикаментозные средства, относящиеся к группе ингибиторов кишечной мембраносвязанной альфа-глюкозидазы и панкреатической альфа-амилазы. Кроме того, на протяжении курса коррекции ожирения также вводят препараты или биологически активные добавки, содержащие катехины. Со второго месяца от начала коррекции ожирения осуществляют воздействие на пациента со стороны лица полноспектральным естественным или искусственным светом с интенсивностью освещения не менее 2000 люкс в течение 1-2 часов в день одновременно или поочередно с физическими нагрузками. Способ обеспечивает эффективное снижение веса у пациентов с гиноидным типом ожирения при снижении побочных эффектов. 4 з.п. ф-лы, 8 табл., 2 пр.

Изобретение относится к медицине и предназначено для коррекции функционального состояния человека в случаях нарушения сна, обмена веществ, алкогольной, никотинной и наркотической зависимости. Воздействуют на человека звуком, причем указанное воздействие осуществляют одновременно справа и слева от человека на его каждое ухо девятью парными частотами со смещением частоты между парами в 3 Гц. Для этого с одной стороны от человека на его левое ухо воздействуют девятью частотами гармоничного строя 174±0,5 Гц, 285±0,5 Гц, 396±0,5 Гц, 417±0,5 Гц, 528±0,5 Гц, 639±0,5 Гц, 741±0,5 Гц, 852±0,5 Гц и 963±0,5 Гц. С другой противоположной стороны на правое ухо человека воздействуют другими девятью частотами со смещенными на 3 Гц относительно гармоничного строя значениями 177±0,5 Гц, 288±0,5 Гц, 399±0,5 Гц, 420±0,5 Гц, 531±0,5 Гц, 642±0,5 Гц, 744±0,5 Гц, 855±0,5 Гц и 966±0,5 Гц. Предусмотрено устройство для реализации способа, содержащее звучащие элементы, расположенные друг против друга на стойках. Способ позволяет повысить эффективность восстановления работоспособности организма человека путем снятия психофизиологического напряжения, нейтрализации страхов и панических состояний, выведения его из состояния стресса или депрессии или путем нейтрализации психосоматических состояний, снятия синдрома усталости, улучшения способности к обучению и нормализации физиологических процессов в организме за счет одновременного звукового воздействия на каждое ухо. 2 н. и 1 з.п. ф-лы, 1 ил., 1 пр.

Изобретение относится к медицинской технике. Устройство освещения с функциональностью пробуждения и/или засыпания содержит: по меньшей мере один управляемый источник света; управляющее устройство для управления источником света. В режиме "устойчивый" цвет и интенсивность производимого света поддерживаются постоянными в устойчивом значении цвета и устойчивом значении интенсивности. В режиме "пробуждение" интенсивность производимого света постепенно увеличивается от нуля до устойчивого значения интенсивности; в режиме "засыпание" интенсивность производимого света постепенно уменьшается от устойчивого значения интенсивности до нуля. Управляющее устройство содержит пользовательский интерфейс ввода для приема сигнала пользовательского ввода, задающего устойчивое значение интенсивности. Управляющее устройство формирует управляющий сигнал для управляемого источника света, чтобы предписать цвету производимого света перемещаться по предварительно определенному пути в цветовом пространстве независимо от устойчивого значения интенсивности. 7 з.п. ф-лы, 4 ил.
Изобретение относится к области медицины. Согласно способу осуществляют измерение окружности талии (ОТ), роста и веса для вычисления индекса массы тела (ИМТ), артериального давления (АД), определения уровня глюкозы и липидов. При ОТ более 80 см и ИМТ более 25 кг/м2 применяют умеренно гипокалорийную диету - ограничение калорийности пищевого рациона на 500-600 ккал в сутки, ежедневный рацион питания составляют с учетом следующего: общее потребление жира менее 30% от общего числа калорий; углеводы - до 50%; содержание белков в рационе - 15-20%; пищевой клетчатки - 20-30 мг; фруктов и овощей в сыром виде - 400-500 г; орехов, зерновых, бобовых - 30 г; поваренной соли - менее 5 г; 1200 мг кальция в день; витамина D - 800 ME, полинасыщенных жирных кислот 0,5-1,0 г, фолиевой кислоты - 400 мкг, витамина C - 60 мкг, витамина E - 30 ЕД; физическую нагрузку - не менее 40 мин в день и не менее 5 раз в неделю; чередование аэробных и анаэробных упражнений. Дополнительно при ИМТ от 25 до 29,9 кг/м2, уровне глюкозы, липидов и АД, соответствующих норме, принимают комбинированные оральные контрацептивы (КОК), содержащие натуральный эстроген и диеногест или КОК, содержащий дроспиренон. При ИМТ от 30 кг/м2 и выше, уровне глюкозы, АД и липидов, соответствующих норме, принимают чисто прогестиновые оральные контрацептивы (ЧПОК). При ИМТ от 25 кг/м2 и выше, а также наличии гипергликемии натощак и/или нарушенной толерантности к глюкозе (НТГ) и уровне АД и липидов, соответствующих норме, принимают ЧПОК. При ИМТ от 25 до 29,9 кг/м2, а также наличии дислипидемии и уровне глюкозы и липидов, соответствующих норме, принимают комбинированные оральные контрацептивы (КОК), содержащие натуральный эстроген и диеногест. При ИМТ 30 кг/м2 и выше, а также наличии дислипидемии и уровне глюкозы и липидов, соответствующих норме, принимают ЧПОК. Способ позволяет осуществить индивидуальную профилактику эстрогензависимых заболеваний. 9 з.п. ф-лы, 2 табл., 1 пр.
Изобретение относится к области медицины, а именно к психотерапии, к комплексным способам немедикаментозного психотерапевтического воздействия при лечении алкоголизма, табачной зависимости, алиментарного ожирения и различных пограничных расстройств. Проводят подготовительный, лечебный и реабилитационный этапы. На подготовительном этапе осуществляют анализ анамнеза не менее чем из трех специалистов: психолог, психотерапевт и озонотерапевт и проводят озонотерапию. На лечебном этапе проводят рациональную психотерапию с подачей информации о биологических саморегулирующихся системах в различной форме и насыщенности, а также в строгой последовательности ритмов мозговой активности. На реабилитационном этапе пациент самостоятельно выполняет домашние сеансы психотерапии по заданной индивидуальной программе, с использованием средств воспроизведения. Способ позволяет повысить эффективность лечебного воздействия путем усиления способности личности к осознанию имеющихся у пациента позитивных возможностей и реабилитации в направлении здорового образа жизни за счет комплексного лечения, активации обучения способности человека к реабилитации самого себя. 15 з.п. ф-лы.
Изобретение относится к медицине и может быть использовано для лечения наружных толстокишечных свищей. Для этого пациентам проводят диету с ограничением общего объема употребляемой жидкости до 1,5 литров в сутки, что компенсируют внутривенным введением растворов, количество и состав которых зависят от степени нарушения водно-электролитных нарушений. Дополнительно после снятия повязки рану и края свищевого хода обрабатывают 5% раствором перманганата калия, который затем смывают 3% раствором перекиси водорода. Осушают свищевое отверстие и края раны. Осуществляют аэрацию свищевого отверстия на глубину до 0,5 см охлажденным плазменным потоком монооксида азота в терапевтическом режиме 2000 мг/м3 с экспозицией 1,5 мин. Затем обрабатывают свищевое отверстие и края раны плазменным потоком монооксида азота с концентрацией в зоне контакта с раневой поверхностью 1500 мг/м3 и временем воздействия 20 секунд на каждый 1 см2 поверхности. Осушают свищевое отверстие и края раны. Отверстие тампонируют марлевой салфеткой. После этого область свищевой раны облучают волнами КВЧ-диапазона со спектром типа «белый шум» и обеспеченной интегральной мощностью на поверхности раны 1,5 мкВт по периметру свищевого отверстия на расстоянии 15 мм от краев свищевого хода в течение 30 минут. Далее салфетку удаляют. Свищевое отверстие и кожу вокруг него обрабатывают цинковой пастой и закрывают марлевыми салфетками. Последующие перевязки осуществляют аналогично по мере промокания повязки кишечным содержимым, но не чаще 2 раз в день и не реже одного раза в 3 суток. Способ обеспечивает безопасное и эффективное консервативное лечение кишечных свищей при любой фазе раневого процесса, позволяющее избежать рисков оперативного вмешательства и общей анестезии, за счет быстрого купирования процессов мацерации кожи и перифокального воспаления вокруг свищевого отверстия и их дальнейшей профилактики, стимуляции роста грануляционной ткани и ускорения эпителизации свищевой раны.

Изобретение относится к области медицины, в частности к способам оценки психологических особенностей личности человека, и может быть использовано для проведения исследований путем психологического тестирования лиц для профессионального отбора, а также для выявления и количественной оценки степени преобладания различных психологических характеристик личности и прогнозирования возможных психологических реакций личности в различных ситуациях. Испытуемому предъявляют комплект карточек, содержащих тестирующие изображения. Используют комплект из 24 карт, каждая из которых содержит изображение, соответствующее образу одного из двенадцати образов архетипов системы К. Пирсон, таких как Невинный, Воин, Сирота, Служитель, Искатель, Разрушитель, Влюбленный, Созидатель, Мудрец, Маг, Шут и Правитель. При этом половина карт представляет собой конкретные образы архетипов, а вторая половина карт содержит абстрактные образы, символизирующие названные архетипы. Испытуемый ранжирует изображения на картах по убыванию их привлекательности для него. Карточки, фигурирующие в группе «привлекательных», показывают ведущие архетипы личности испытуемого, а карточки, фигурирующие в группе «непривлекательных», показывают архетипы, отвергаемые сознательным эго испытуемого. Группы составляют из четырех или пяти карт, причем при необходимости уточнения состава ведущих архетипов обеих групп в них оставляют архетип с наибольшим рангом в группе и/или архетипы, конкретные и абстрактные образы которых оказались в одной группе. Способ обеспечивает возможность установления ведущих архетипов и архетипов, отвергаемых сознанием человека, характеризующих личность испытуемого за счет выявления и количественной оценки степени преобладания различных психологических характеристик личности. 24 ил., 5 пр.
Наверх