Топливозаправщик и способ заправки топливом летательного аппарата при помощи такого топливозаправщика

Авторы патента:


Топливозаправщик и способ заправки топливом летательного аппарата при помощи такого топливозаправщика
Топливозаправщик и способ заправки топливом летательного аппарата при помощи такого топливозаправщика
Топливозаправщик и способ заправки топливом летательного аппарата при помощи такого топливозаправщика
Топливозаправщик и способ заправки топливом летательного аппарата при помощи такого топливозаправщика

 


Владельцы патента RU 2529102:

ДЕЗОТЕЛЬ (FR)

Изобретение относится к области авиации, в частности к системам заправки летательных аппаратов. Топливозаправщик содержит трубопровод, оборудованный средствами соединения с топливным баком, средства определения значения по меньшей мере одного параметра потока, проходящего через средства соединения, передатчик сигнала, характеризующего значение параметра, электронный блок, выполненный с возможностью приема сигнала и с возможностью управления по меньшей мере одним устройством регулирования и/или контроля потока в зависимости от сигнала, принятого от приемника. Средства определения значения расположены на уровне или вблизи средств соединения с топливным баком. Достигается повышение надежности работы топливозаправщика. 2 н. и 10 з.п. ф-лы, 4 ил.

 

Настоящее изобретение касается топливозаправщика для заправки топливом летательного аппарата, а также способа заправки топливом летательного аппарата при помощи такого топливозаправщика.

На гражданских и военных аэродромах и аэропортах, как известно, используют топливозаправщики, которые подгоняют к летательным аппаратам для заполнения их баков топливом. Первый тип топливозаправщиков включает в себя «заправщики», которые являются автомобилями, оборудованными цистернами, из которых топливо перекачивают в бак летательного аппарата. Второй тип топливозаправщика представляет собой автомашины, предназначенные для подключения к выходному патрубку стационарной системы распределения топлива, иногда называемой «топливной сетью». Эти автомобили второго типа часто называют «заправочными сетями», и они выполнены с возможностью подключения, с одной стороны, к заправочной сети и, с другой стороны, к баку летательного аппарата, обеспечивая соединение между заправочной сетью и этим баком.

Для этих двух типов топливозаправщиков используют гибкий рукав для подсоединения топливной циркуляционной системы от цистерны или заправочной сети к входу бака летательного аппарата. Для этого расположенный ниже по потоку конец гибкого рукава оборудуют средствами соединения с отверстием входа бака летательного аппарата. Как правило, топливозаправщик оборудуют средствами контроля, подсчета и регулирования потока топлива, такими как расходомер(ы), счетчик(и) объема и регулятор давления, причем эти устройства установлены на топливозаправщике и позволяют управлять потоком в открытом контуре. Выходя из трубопровода, образованного на шасси топливозаправщика жесткими трубами, поток попадает в гибкий рукав при автоматически отслеживаемом, но не контролируемом непрерывно давлении, что создает проблему надежности. Учитывая положение гибкого рукава, потери напора в нем могут меняться, поэтому давление топлива, поступающего в бак летательного аппарата, не поддается точному контролю, тогда как оно должно быть ограничено значением 3,5 бар, чтобы не повредить конструкцию летательного аппарата, оставаясь при этом по возможности максимально высоким, чтобы не увеличивать время заправки летательного аппарата. Кроме того, необходимо периодически производить проверку устройств регулирования и контроля, установленных на топливозаправщике, так как они самостоятельно устанавливают давление топлива, поступающего в бак летательного аппарата. Эта периодическая проверка сокращает реальное время эксплуатации и, следовательно, возможность использования каждого топливозаправщика.

Согласно документу US-В-6234224 на расположенном ниже по потоку конце трубы подачи топлива в летательный аппарат устанавливают датчик давления. Доступ к этому датчику ограничен, поэтому обнаружение превышения давления зависит от внимания оператора. Кроме того, даже обнаружив избыточное давление, оператор, который находится рядом с баком летательного аппарата, не может воздействовать на поток, чтобы уменьшить его давление.

Настоящее изобретение призвано устранить эти недостатки и предложить новый топливозаправщик, отличающийся повышенной надежностью работы.

В этой связи объектом изобретения является топливозаправщик для заправки топливом летательного аппарата, содержащий трубопровод, оборудованный средствами соединения с отверстием входа топливного бака летательного аппарата. На уровне или вблизи средств соединения с летательным аппаратом этот топливозаправщик содержит средства определения значения по меньшей мере одного параметра, характеризующего поток топлива, проходящий через средства соединения. Этот топливозаправщик отличается тем, что содержит по меньшей мере один приемник, установленный на топливозаправщике, средства передачи в приемник сигнала, характеризующего значение параметра, определенное вышеуказанными средствами определения, а также электронный блок, выполненный с возможностью приема от приемника сигнала, характеризующего вышеуказанный параметр, и с возможностью управления по меньшей мере одним устройством регулирования и/или контроля потока в зависимости от сигнала, принятого от приемника.

В рамках настоящего изобретения средства определения находятся вблизи или на уровне средств соединения в том смысле, что они находятся вблизи точки перехода топлива между заправочной системой и баком летательного аппарата. Эта точка перехода образована расположенным ниже по потоку концом средств соединения, которые, в свою очередь, установлены на расположенном ниже по потоку конце гибкого рукава топливозаправщика. На практике средства определения значения параметра расположены на расстоянии менее 50 см от этой точки перехода.

Благодаря изобретению можно узнать значение параметра потока, например его давление, непосредственно перед тем, как топливо попадет в бак. Средства передачи и приемник позволяют системе регулирования, установленной на топливозаправщике, в частности электронному блоку, учитывать значение этого параметра, чтобы поддерживать это значение в заранее определенном интервале, соответствующем рекомендациям конструктора летательного аппарата и требованиям авиационных и нефтяных компаний.

Согласно предпочтительным, но не ограничительным аспектам изобретения, такой топливозаправщик может содержать один или несколько следующих отличительных признаков, взятых отдельно или в любой технически возможной комбинации:

- средства определения содержат датчик давления потока, датчик объема потока, в случае необходимости с метрологической точностью измерения, и/или датчик температуры потока. Эти средства можно дополнить измерениями мутности перекачиваемого топлива, его плотности и т.д.;

- на уровне или вблизи средств соединения топливозаправщик дополнительно содержит средства идентификации летательного аппарата и средства передачи на приемник, установленный на топливозаправщике, сигнала, характеризующего результат идентификации, полученной средствами идентификации;

- средства передачи являются средствами беспроводной связи;

- средства передачи выполнены с возможностью передачи характеризующего сигнала для последующего сравнения с целью подтверждения по меньшей мере по двум разным каналам, предпочтительно по трем разным каналам, или по меньшей мере в два разных адреса, предпочтительно в три разных адреса;

- топливозаправщик содержит средства записи определенных значений параметра или параметров и, в случае необходимости, данных идентификации летательного аппарата;

- на уровне или вблизи средств соединения топливозаправщик содержит автономные средства питания средств определения, средств передачи и, в случае необходимости, средств идентификации;

- топливозаправщик является заправочным агрегатом, оборудованным рукавом для его подключения к выходному патрубку стационарной системы распределения топлива, и электронный блок управляет устройствами, регулирующими и контролирующими поток между патрубком и входом бака летательного аппарата в зависимости от сигнала, принятого от приемника;

- в варианте топливозаправщик оборудован цистерной, и электронный блок управляет устройствами, регулирующими и контролирующими поток между цистерной и входом бака летательного аппарата в зависимости от сигнала, принятого от приемника.

Объектом изобретения является также способ заправки топливом летательного аппарата, который можно осуществлять при помощи описанного выше топливозаправщика, и, в частности, способ, в котором при помощи средств соединения подключают трубопровод, установленный на топливозаправщике, к входу топливного бака летательного аппарата и топливный поток перекачивают по трубопроводу в бак. Этот способ содержит следующие этапы во время операции заправки:

а) определяют значение по меньшей мере одного параметра, характеризующего поток на уровне или вблизи средств соединения;

b) передают по меньшей мере в один приемник, установленный на топливозаправщике, сигнал, характеризующий значение параметра, определенное на этапе а); и

с) автоматически управляют, в зависимости от сигнала, принятого приемником, по меньшей мере одним устройством регулирования и/или контроля потока.

Предпочтительно способ содержит дополнительные этапы, на которых

d) при приеме сигнала приемником сравнивают значение параметра с контрольным значением и

е) в зависимости от результата сравнения на этапе с) продолжают выполняемую операцию заправки в нормальном или пониженном режиме или прерывают эту операцию.

Кроме того, можно предусмотреть осуществление этапов а) и b) непрерывно или повторяющимся образом во время операции заправки и запись значений параметра, определяемых на этапе а), в течение всей операции заправки.

Настоящее изобретение и его другие преимущества будут более очевидны из нижеследующего описания варианта выполнения топливозаправщика и способа заправки в соответствии с изобретением, представленного в качестве примера со ссылками на прилагаемые чертежи, на которых:

Фиг.1 - принципиальная схема топливозаправщика в соответствии с настоящим изобретением во время использования для заправки топливом бака летательного аппарата.

Фиг.2 - принципиальная схема расположенного ниже по потоку конца гибкого рукава соединения топливозаправщика с баком, подключенного к отверстию входа бака.

Фиг.3 - частичная схема последовательности этапов способа заправки, осуществляемого при помощи топливозаправщика, показанного на фиг.1 и 2.

Фиг.4 - вид, аналогичный фиг.2, для топливозаправщика согласно второму варианту выполнения изобретения.

Топливозаправщик или заправочный агрегат 1, показанный на фиг.1, представляет собой грузовик и содержит шасси 11, которое опирается на землю через колеса, из которых на фигуре показаны два колеса, обозначенные позициями 12, и на котором установлен двигатель 13 внутреннего сгорания, над которым находится кабина 14 для водителя этого топливозаправщика.

Топливозаправщик 1 оборудован гибким рукавом 20, позволяющим соединять его с выходным патрубком 200, принадлежащим стационарной системе R распределения топлива в аэропорту. Патрубок 200 расположен под поверхностью S земли вблизи места стоянки летательного аппарата. Рукав 20 оборудован соединителем 21 для соединения с патрубком 200. На своем конце, противоположном соединителю 21, рукав 20 оборудован другим соединителем 22 для соединения с соединителем 31, образующим наконечник неподвижного трубопровода 32 топливозаправщика 1. Иначе говоря, рукав 20 позволяет соединять выходной патрубок 200, принадлежащий стационарной системе R, с трубопроводом 32, принадлежащим топливозаправщику 1.

Трубопровод 32 сообщается с фильтром 33, предусмотренным для удаления из топлива остатков, в частности водных остатков, которые оно может содержать.

Ниже по потоку от фильтра 33 трубопровод 34 проходит до соединителя 35, с которым соединен расположенный выше по потоку соединитель 41 второго гибкого рукава 40, расположенный ниже по потоку конец которого оборудован «штуцером крыла» 42, который является средством подключения рукава 40 к отверстию входа 301 бака 300, встроенного в крыло 400 самолета.

Для упрощения чертежей гибкие рукава 20 и 40 показаны на фиг.1 осевыми линиями, соответствующими их продольным осям.

Штуцер 42 крыла содержит цилиндрический корпус 421, оборудованный кольцом 422, обеспечивающим его стопорение за счет взаимодействия формы на непоказанном соответствующем соединителе, ограничивающем отверстие 301. Штуцер 42 крыла оборудован также колесом 423 управления в виде кольцевой трубки, охватывающей корпус 421 и соединенной с ним двумя жесткими стойками 424. В варианте это колесо управления можно заменить ручками.

Элементы 32-34 образуют вместе фиксированный путь потока топлива в топливозаправщике 1 между двумя гибкими линиями, образованными соответственно рукавами 20 и 40. Этот фиксированный путь потока и эти гибкие линии расположены между первыми средствами 21 подключения к системе R и вторыми средствами 42 подключения к отверстию 301.

Позицией Е обозначен поток топлива между патрубком 200 и баком 300.

Топливозаправщик 1 оборудован счетчиком 50, который позволяет измерять количество топлива, проходящего через трубопровод 34, то есть количество топлива, перекачиваемое в бак 300. Топливозаправщик содержит также регулятор 60 давления, который позволяет контролировать давление потока Е в трубопроводе 34.

На топливозаправщике 1 установлен гидравлический домкрат 70, шток 71 которого оборудован площадкой 72, на которой находится оператор, который может манипулировать расположенной ниже по потоку частью рукава 40, в частности штуцером 42 крыла. За счет своего вертикального движения подъема и опускания, показанного двойной стрелкой F1, шток 71 позволяет оператору получать доступ к отверстию входа 301.

Для подачи в домкрат 70 количества масла под давлением, достаточного для движения штока 71 вверх или вниз, используют гидравлический насос 73 с электрическим приводом. Блок 74 электроклапанов позволяет контролировать поток масла под давлением от насоса 73 к домкрату 70.

На шасси топливозаправщика 1 установлен электронный блок 110, который при помощи соответствующих электронных сигналов S50, S60 и S74 контролирует соответственно счетчик 50, регулятор 60 давления и блок 74 электроклапанов.

Элементы 73 и 110 получают питание электрическим током от непоказанных средств.

Между расположенным ниже по потоку концом 43 рукава 40 и штуцером 42 крыла расположен модуль 500. Этот модуль показан в разрезе на фиг.2, тогда как штуцер 42 крыла и рукав 40 показаны на этой фигуре сбоку.

Модуль 500 выполнен в виде кольца соединения между концом 43 и штуцером 42 крыла. Он содержит элемент 501 измерения давления потока Е, заходящего в штуцер 42 крыла.

Учитывая место расположения модуля 500, который находится в непосредственной близости от штуцера 42 крыла, элемент 501 позволяет определять с достаточной степенью точности давление потока Е, когда он попадает в бак 300 через отверстие 301. Иначе говоря, расположение модуля 500 на уровне средства соединения, образованного штуцером 42 крыла, позволяет элементу 501 выдавать значение, характеризующее давление Р потока Е, проходящего через штуцер 42 крыла.

В данном примере модуль 500 входит в контакт с штуцером 42 крыла таким образом, что расстояние между элементом 501 и точкой А перехода топлива от заправочной системы к летательному аппарату меньше 50 см.

Точку А перехода топлива определяют на выходе штуцера 42 крыла как точку, в которой собственность на топливо переходит от компании, поставляющей топливо, к компании, эксплуатирующей летательный аппарат.

Элемент 501 получает питание электрической энергией от батареи 502, встроенной в модуль 500, которую подзаряжают, когда штуцер 42 крыла убирают в гнездо 80, предусмотренное для этого на топливозаправщике 1. Гнездо 80 оборудовано зарядным устройством 82, расположенным таким образом, чтобы батарея 502 оказывалась напротив этого зарядного устройства, когда штуцер 42 крыла помещают в гнездо 80, что позволяет заряжать батарею 502 за счет индукции.

В варианте батарею 502 можно заменить конденсатором, и в этом случае соответствующим образом адаптируют зарядное устройство 82.

Элемент 501 электрически соединен с радиопередатчиком 503, который, в свою очередь, получает питание от батареи 502. Элемент 501 выдает в передатчик 503 электронный сигнал S0(P), соответствующий значению определяемого им давления.

Передатчик 503 оборудован антенной 504, которая обеспечивает беспроводную передачу сигнала S1(P), который содержит данные, соответствующие значению давления Р, определяемого элементом 501.

Например, способ передачи сигнала S1(P) может быть осуществлен посредством радио, инфракрасного излучения и т.д.

Кроме того, топливозаправщик 1 оборудован приемником 600, который связан с модулем 500 и антенна или датчик 604 которого позволяет ему принимать сигнал S1(P).

При этом приемник 600 выполнен с возможностью передачи на электронный блок 110 управления сигнала S2(P), характеризующего давление потока Е, обнаруженное элементом 501.

Блок 110 может учитывать значение этого давления Р для управления, в частности, регулятором 60 давления при помощи соответствующего электронного сигнала S60. Что касается счетчика 50, то он выдает в блок 110 сигнал S′50, характеризующий осуществляемый им подсчет.

Как показано на фиг.3, когда операция заправки начинается исходным этапом 1001, электронный блок 110 управления управляет электронными устройствами регулирования и контроля потока Е между патрубком 200 и баком 300, в частности регулятором 60 давления. Это происходит на втором этапе 1002 способа.

На третьем этапе 1003 элемент 501 определяет давление потока Е в модуле 500, то есть вблизи точки А перехода.

После определения этого давления его включают в беспроводной сигнал S1(P), передаваемый передатчиком 503 на следующем этапе 1004.

Этапы 1003 и 1004 повторяют через равномерные промежутки в течение всего времени операции заправки, например каждые 10 мс.

На следующем этапе 1005 сигнал S1(P), переданный передатчиком 503, принимают приемником 600 и передают в блок 110 в виде сигнала S2(P).

На следующем этапе 1006 блок 110 извлекает значение давления Р из сигнала S2(P) и сравнивает это значение с пороговым значением Р0, например, равным 3,5 бар. Если сигнал S1(P) закодирован, на этом этапе производят его декодирование. Во время этого этапа значение Р давления сохраняют в памяти 120, связанной с блоком 110.

Если давление Р превышает это контрольное значение, на этапе 1007 запускается автоматический цикл. На первой стадии этот цикл корректирует значение, чтобы привести отклонение к допустимому уровню. Это отклонение опять измеряют на этапе 1006. Если это отклонение не уменьшается, система включает защитный режим, который предусматривает ограничение давления, то есть работу в пониженном режиме. Если это давление не снижается до заданного значения, на этапе 1008 операцию заправки останавливают. При этом выдается тревожный сигнал, чтобы оператор мог предпринять соответствующие меры для сворачивания операции.

Если значение давления Р меньше контрольного значения Р0, это значение давления P сравнивают с заданным значением Р1 на этапе 1009. Если значение Р можно считать по существу равным значению Р1, например, с расчетным отклонением менее 5%, операцию заправки продолжают на этапе 1010 без изменения параметров регулировки регулятора 60 давления. Если давление Р отклоняется более чем на 5% от значения Р1, на этапе 1011 вводят поправку в регулировку регулятора 60, прежде чем продолжить операцию заправки на этапе 1010.

Этапы 1005-1011 осуществляют после каждого получения сигнала S1(P). В частности, значения давления Р, последовательно получаемые от элемента 501, сохраняют в памяти 120 во время всей операции заправки.

Для повышения надежности передачи сигнала S1(P) между передатчиком 503 и приемником 600 эту передачу производят одновременно по трем разным каналам или с разными адресами. В этом случае данные, передаваемые по разным каналам или получаемые по разным адресам, сравнивают и подтверждают, если значения остаются внутри отклонений, которые считаются приемлемыми, например 1%. В случае неисправности линии передачи на конкретном канале или по конкретному адресу эту неисправную линию передачи автоматически изолируют и оператору направляют предварительный сигнал тревоги. В маловероятном случае неисправности сразу двух линий передачи сигнала запускают работу в пониженном режиме, при котором регулятором 60 давления управляют таким образом, чтобы на выходе трубопровода 34 давление имело значение строго ниже значения Р0 и чтобы с учетом потерь напора, которые неизбежно появляются в рукаве 40, давление на уровне точки А перехода было обязательно ниже этого значения.

В непониженном режиме работы изобретение позволяет управлять регулятором 60 давления при заданном значении, превышающем значение Р0, чтобы давление потока Е на уровне точки перехода и внутри штуцера 42 крыла было насколько это возможно наиболее близким к значению Р1, которое может быть равно значению Р0, то есть в данном примере 3,5 бар, или ниже этого значения.

Дополнительно к элементу 501 или вместо него модуль 500 можно оборудовать элементом определения температуры потока Е, элементом измерения, возможно метрологического измерения, объема этого потока и/или элементом измерения мутности или плотности перекачиваемого топлива, при этом значение этих параметров передают в блок 110, как было пояснено выше для сигнала, характеризующего давление. Средства передачи могут быть общими для разных элементов измерения, если в модуль 500 интегрированы несколько элементов.

Кроме того, согласно предпочтительному, но факультативному аспекту изобретения, на корпусе 421 штуцера крыла вблизи кольца 422 устанавливают датчик 700 идентификации. Этот датчик, если он получает питание электрическим током только от батареи 502, соединен с передатчиком 503. Этот датчик выполнен с возможностью считывания информации на этикетке 800, закрепленной на крыле 400 самолета вблизи отверстия 301 и содержащей идентификаторы I самолета, например его бортовой номер, требуемый тип топлива и/или административные данные, связанные с оплатой операции заправки. Например, этикетка 800 может быть этикеткой типа RFID, и датчик 700 выполнен с возможностью извлечения данных из этой этикетки.

Данные, считанные датчиком 700, направляют в передатчик 503 в виде электронного сигнала S700, и передатчик 503 передает его в виде беспроводного сигнала S1(I) в блок 110 через приемник 600. Эта идентификация летательного аппарата происходит автоматически в начале операции заправки. Это позволяет избежать серьезных рисков несовместимости по типу топлива, заливаемого в бак заправляемого летательного аппарата.

Во втором варианте выполнения изобретения, представленном на фиг.4, элементы, аналогичные элементам первого варианта выполнения, обозначены такими же позициями. Штуцер 42 крыла в этом варианте выполнения связан с модулем 500, который содержит элемент 501 измерения, в случае необходимости метрологического измерения, давления, температуры и объема потока Е. Иначе говоря, элемент 501 в этом варианте выполнения является тройным элементом, позволяющим определять три физических параметра потока Е. Это не исключает определения новых параметров, таких как мутность топлива, его плотность, и в целом всех полезных характеристик, специфических для поставляемого топлива и необходимых для осуществления операции заправки.

Вместо батареи 502 из первого варианта выполнения на пути потока Е устанавливают турбину 505 с крыльчаткой 506. Эта турбина 505 связана с генератором 507 переменного тока и с выпрямителем 508, обеспечивающим подачу постоянного тока в элемент 501, с тремя передатчиками 503 и с датчиком 700, аналогичными первому варианту выполнения.

На практике ротор генератора 507 может состоять из магнитов, установленных на валу крыльчатки 506 и расположенных напротив неподвижной катушки. Можно также предусмотреть индукционную зарядку батареи или конденсатора, когда модуль 500 убирают в гнездо, аналогичное первому варианту выполнения. Это позволяет располагать электрической энергией для элементов 501 и 502 даже до установления потока Е.

Таким образом, в двух рассмотренных вариантах выполнения автономные средства, образованные батареей 502 из первого варианта выполнения или узлом 505-508 из второго варианта выполнения, позволяют подавать питание на измерительный элемент 501, передатчик или передатчики 503 и датчик 700, таким образом, нет необходимости питания модуля 500 и его аппаратуры от заправочного агрегата 1.

Крыльчатка 506 может использоваться как средство, в случае необходимости, метрологическое, главное или вспомогательное, для подсчета объема перекачиваемого топлива.

В этом варианте выполнения используют три передатчика 503, распределенные вокруг корпуса 421 штуцера 42 крыла таким образом, чтобы их антенны или средства 504 передачи могли излучать в нескольких направлениях, что обеспечивает хорошую передачу сигнала, такого как сигнал S1(P), указанный для первого варианта выполнения, в направлении приемника 600. Эти передатчики 503 можно конфигурировать с возможностью передачи по трем разным адресам приемника, при этом на топливозаправщике 1 можно предусмотреть несколько приемников 600 для повышения защиты и надежности беспроводных обменов данными.

В этом втором варианте выполнения сигнал, передаваемый передатчиками 503, характеризует значения давления Р, температуры Т и объема V потока с самого начала операции заправки. Этот сигнал S1(P, Т, V) проходит обработку в приемнике или приемниках 600 и в блоке 110 подобно тому, что было описано для первого варианта выполнения. В частности, приемник или приемники (600) передает(ют) в электронный блок 110 сигнал S2(P, Т, V), характеризующий значения давления, температуры и объема. Блок 110 осуществляет сравнение с пороговыми значениями для каждого из соответствующих физических параметров или только для некоторых из них. Значения этих параметров сохраняют в памяти 120, как и в первом варианте выполнения.

В обоих вариантах выполнения сохранение в памяти 120 значений, характеризующих некоторые параметры потока Е, позволяет произвести апостериори анализ нормальной работы топливозаправщика 1 в ходе операции заправки. В частности, компания, поставляющая топливо, может передать эксплуатанту летательного аппарата или административным органам отчет со всеми значениями параметра или параметров, например давления, снятыми вблизи точки А перехода во время операции заправки. Это позволяет убедиться, что не происходило никаких превышений порогового значения, и позволяет сократить периодическую проверку приборов контроля потока Е, таких как регулятор 60. Память 120 можно также использовать для сохранения идентификационных данных I, считанных датчиком 700, что отвечает потребностям в отслеживании операций заправки и облегчает работу по выставлению счетов за заправки.

Изобретение было описано для случая, когда его применяют при помощи модуля 500, установленного между расположенным ниже по потоку концом 43 рукава 40 и штуцером 42 крыла, что позволяет использовать стандартный штуцер крыла, установив, в случае необходимости, на наружную часть его корпуса датчик 700 идентификации. В варианте средства определения значения параметра потока, средства передачи и, в случае необходимости, средства идентификации, такие как вышеупомянутые элементы 501, 503 и 700, интегрируют в штуцер крыла, выполненный с возможностью такого интегрирования.

Изобретение было описано для случая применения с заправочным агрегатом, соединенным с заправочной сетью. Однако его можно применять с заправщиком, оборудованным цистерной для доставки топлива до предназначенного для заправки летательного аппарата.

Изобретение было описано для использования с целью заполнения бака самолета, но его можно применять для заполнения бака любого летательного аппарата, в частности вертолета.

1. Топливозаправщик (1) для заправки топливом летательного аппарата, содержащий трубопровод (40), оборудованный средствами (42) соединения с отверстием входа (301) топливного бака (300) летательного аппарата (400), и, на уровне или вблизи средств (42) соединения, средства (501) определения значения по меньшей мере одного параметра (P, T, V), характеризующего поток (E) топлива, проходящий через средства соединения, отличающийся тем, что он содержит:
- по меньшей мере один приемник (600), установленный на топливозаправщике (1),
- средства (503, 504) передачи в приемник (600) сигнала (S1(P), S1(P, T, V)), характеризующего значение параметра (P, T, V), определенное средствами (501) определения и соответствующее возможному превышению давления по отношению к контрольному значению (Р0),
- электронный блок (110), выполненный с возможностью приема от приемника (600) сигнала (S2(P), S2(P, T, V)), характеризующего параметр (P, T, V), и с возможностью управления по меньшей мере одним устройством (50, 60) регулирования и/или контроля потока (Е) в зависимости от сигнала, принятого от приемника.

2. Топливозаправщик по п.1, отличающийся тем, что средства определения содержат датчик (501) давления (Р) потока (Е), датчик (501) объема (V) потока (Е) и/или датчик (501) температуры (Т) потока (Е).

3. Топливозаправщик по одному из предыдущих пунктов, отличающийся тем, что он дополнительно содержит, на уровне или вблизи средств (42) соединения, средства (700) идентификации летательного аппарата и средства (503, 504) передачи в приемник (600), установленный на топливозаправщике, сигнала S1(I), характеризующего результат идентификации, полученной средствами идентификации.

4. Топливозаправщик по одному из пп.1 или 2, отличающийся тем, что средства передачи являются средствами (503, 504) беспроводной связи.

5. Топливозаправщик по одному из пп.1 или 2, отличающийся тем, что средства передачи выполнены с возможностью передачи характеризующего сигнала (S1(P), S1(P, T, V), S1(I)) по меньшей мере по двум разным каналам, предпочтительно по трем разным каналам, или по меньшей мере в два разных адреса, предпочтительно в три разных адреса.

6. Топливозаправщик по одному из пп.1 или 2, отличающийся тем, что он содержит средства (120) записи определенных значений параметра или параметров (P, T, V) и, в случае необходимости, данных (I) идентификации летательного аппарата.

7. Топливозаправщик по одному из пп.1 или 2, отличающийся тем, что он содержит, на уровне или вблизи средств (42) соединения, автономные средства (502; 505-508) питания средств (501) определения, средств (503, 504) передачи и, в случае необходимости, средств (700) идентификации.

8. Топливозаправщик по одному из пп.1 или 2, отличающийся тем, что речь идет о заправочном агрегате (1), оборудованном рукавом (20) для его подключения к выходному патрубку (200) стационарной системы (R) распределения топлива, и тем, что электронный блок (110) управляет устройствами (50, 60), регулирующими и контролирующими поток (Е) между патрубком (200) и входом (301) бака летательного аппарата (400) в зависимости от сигнала (S2(P), S2(P, T, V)), принятого от приемника (600).

9. Топливозаправщик по одному из пп.1 или 2, отличающийся тем, что речь идет о заправщике, оборудованном цистерной, и тем, что электронный блок (110) управляет устройствами, регулирующими и контролирующими поток (Е) между цистерной и входом (301) бака летательного аппарата (400) в зависимости от сигнала (S2(P), S2(P, T, V)), принятого от приемника (600).

10. Способ заправки топливом летательного аппарата, в котором при помощи средств (42) соединения подключают трубопровод (40), установленный на топливозаправщике (1), к входу (301) топливного бака (300) летательного аппарата (400) и топливный поток (Е) перекачивают по трубопроводу в бак, отличающийся тем, что он содержит следующие этапы во время операции заправки:
а) определяют (1003) значение по меньшей мере одного параметра (P, T, V), характеризующего поток (Е) на уровне или вблизи средств (42) соединения;
b) передают (1004) по меньшей мере в один приемник (600), установленный на топливозаправщике (1), сигнал (S1(P), S1(P, T, V)), характеризующий значение параметра (P, T, V), определенное на этапе а) и соответствующее возможному превышению давления по отношению к контрольному значению (Р0);
с) автоматически управляют, в зависимости от сигнала (S1(P), S1(P, T, V)), принятого приемником (600), по меньшей мере одним устройством (50, 60) регулирования и/или контроля потока (Е).

11. Способ по п.10, отличающийся тем, что он содержит дополнительные этапы, на которых:
d) при приеме (1005) сигнала приемником сравнивают (1006) значение параметра (P, T, V) с контрольным значением (Р0) и
е) в зависимости от результата сравнения на этапе d) продолжают (1010) выполняемую операцию заправки, в нормальном или пониженном режиме, или прерывают (1008) эту операцию.

12. Способ по одному из пп.10 или 11, отличающийся тем, что этапы а) и b) осуществляют непрерывно или повторяющимся образом во время операции заправки и значения параметра (P, T, V), определенные на этапе а) (1003), записывают (1006) в течение всей операции заправки.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области обслуживания воздушных судов, более конкретно, к опорной мачте для поддержания и перемещения пантографа. .

Изобретение относится к устройству для заправки топливом системы топливных баков воздушного судна и к способу заправки, в частности, во время проведения испытания топливных баков на герметичность.

Изобретение относится к области транспортного машиностроения. .

Изобретение относится к аэродромным топливозаправщикам. .

Изобретение относится к области авиации, более конкретно к аэродромным топливозаправщикам. .

Изобретение относится к области авиации, более конкретно - к устройствам для заправки жидкостью гидросистем летательных аппаратов. .

Изобретение относится к области авиационной техники, в частности к средствам перекачки и заправки в емкости криогенной жидкости. .

Изобретение относится к топливозаправщикам, преимущественно для заправки летательных аппаратов жидким топливом на стоянке. .

Изобретение относится к аэродромным автотопливозаправщикам, предназначенным для заправки летательных аппаратов (ЛА). .
Наверх