Способ изготовления и демонтажа демонтируемой сборки

Изобретение относится к способам безопасной транспортировки экологически опасных веществ в места утилизации или переработки. Технический результат: обеспечение простоты последующего демонтажа сборки при сохранении прочности соединения отдельных элементов между собой при ее транспортировке или хранении; повышение упругости и прочностных свойств отвержденной в сборке полимерной композиции. Способ изготовления демонтируемой сборки включает соединение отдельных элементов, один из которых, по крайней мере, заполнен экологически опасными материалами, в единое целое с использованием фиксирующей отверждающейся композиции на основе связующего и порошкообразного наполнителя. Перед приготовлением отверждающейся полимерной композиции на основе смеси простых полиэфиров и полиизоционатной составляющей и порошкообразного наполнителя в виде полистирольных гранул производят подбор ее состава путем пропускания навески указанной композиции через систему сообщающихся каналов переменного сечения, уменьшающихся по ходу ее перемещения. На основании этого определяют проникающую способность и выбирают состав, проникающая способность которого соответствует диаметру канала, в котором прекратилось перемещение отверждающейся композиции. Композицию выбранного состава вводят в зазоры между отдельными элементами сборки, закрепляют сборку, осуществляют процесс отверждения сборки, проводят контрольные испытания сборочного узла, окончательно демонтируют сборку с использованием органического растворителя, например ацетона. 3 з.п. ф-лы, 3 ил., 1 табл., 11 пр.

 

Изобретение относится к области безопасной транспортировки экологически опасных веществ и к изготовлению фиксирующих материалов и может быть использовано при изготовлении сборочных модулей, содержащих экологически опасные материалы, подлежащие транспортировке в места утилизации или переработки.

Известен способ изготовления транспортируемой конструкции с поврежденными объектами, содержащими экологически опасные материалы (патент №2309860, МПК В60Р 3/00, публ. 10.11.2007 г.), согласно которому производят сборку в единый модуль емкости с экологически опасными материалами с элементами фиксации с последующим заполнением зазоров отверждающейся композицией.

Недостатком известного способа является отсутствие мер, предусматривающих легкий демонтаж сборки и последующую утилизацию экологически опасных материалов.

Известен в качестве прототипа заявляемого способ изготовления транспортируемой конструкции с поврежденными объектами, содержащими экологически опасные материалы (патент №2430437, МПК G21F 5/06, публ. 27.09.20011 г.), согласно которому производят сборку в единый модуль емкости с экологически опасными материалами, элементов фиксации, с последующим заполнением зазоров отверждающейся композицией.

Недостатком способа-прототипа является также отсутствие мер, предусматривающих легкий демонтаж сборки и последующую утилизацию экологически опасных материалов.

Задачей авторов предлагаемого изобретения является разработка способа изготовления демонтируемой сборки, обеспечивающей простоту последующего демонтажа сборки при сохранении прочности соединения отдельных элементов между собой при сохранении целостности сборки при ее транспортировке или хранении.

Новый технический результат, обеспечиваемый предлагаемым способом, заключается в обеспечении простоты последующего демонтажа сборки при сохранении прочности соединения отдельных элементов между собой, при сохранении целостности сборки при ее транспортировке или хранении.

Дополнительный технический результат заключается в повышении упругости и прочностных свойств отвержденной в сборке полимерной композиции.

Предлагаемый способ поясняется следующим образом.

Указанные задача и новые технические результаты обеспечиваются тем, что в известном способе, включающем соединение отдельных элементов, один из которых, по крайней мере, заполнен экологически опасными материалами, в единое целое с использованием фиксирующей отверждающейся композиции на основе связующего и порошкообразного наполнителя, согласно предлагаемому способу, перед приготовлением отверждающейся полимерной композиции на основе смеси простых полиэфиров и полиизоционатной составляющей и порошкообразного наполнителя производят подбор ее состава путем пропускания навески указанной композиции через систему сообщающихся каналов переменного сечения, уменьшающихся по ходу ее перемещения, на основании чего определяют проникающую способность и выбирают состав, проникающая способность которого составляет величину 3-6 мм, соответствующую диаметру канала, в котором прекратилось перемещение отверждающейся полимерной композиции, затем отверждающуюся полимерную композицию выбранного таким образом состава вводят в зазоры между отдельными элементами сборки, после чего закрепляют сборку и осуществляют процесс отверждения сборки при комнатной температуре в течение не менее 24-х часов, проводят контрольные испытания сборочного узла, окончательно демонтируют сборку, с использованием органического растворителя, например ацетона, который обеспечивает частичное разрушение фиксирующей полимерной композиции, что уменьшает скорость демонтажа полученной сборки.

Кроме того, в предлагаемом способе изготовления демонтируемой сборки в качестве порошкообразного наполнителя используют зольные микросферы.

Кроме того, в предлагаемом способе изготовления демонтируемой сборки в качестве порошкообразного наполнителя используют гранулы полистирола вспенивающегося (ПСВ).

Кроме того, в предлагаемом способе изготовления демонтируемой сборки в качестве порошкообразного наполнителя используют подвспененные гранулы полистирола вспенивающегося.

Предлагаемый способ поясняется следующим образом.

Первоначально подбирают состав отверждающейся полимерной композиции на основе каучука или смеси простых полиэфиров и полиизоционата, используемый для соединения отдельных элементов демонтируемой сборки. Для этого берут связующее, в которое вводят навеску порошкообразного наполнителя.

Выбор наполнителя произведен из числа зольных микросфер или гранул ПСВ, инертных к экологически опасным веществам. Введение указанных наполнителей обеспечивает заданные прочностные показатели композиции, достаточные для сохранения целостности сборки при транспортировке. Кроме того, использование гранул ПСВ обеспечивает высокие амортизационные свойства, а введение зольных микросфер способствует повышению прочности сборки.

Затем берут пробную порцию приготовленной композиции и пропускают ее через систему сообщающихся каналов переменного сечения, уменьшающихся по ходу ее перемещения (фиг.2, 3). Условию обеспечения заданной величины прочности (0,2 МПа), достаточной для обеспечения транспортирования сборки и одновременно условия последующего демонтажа, соответствует величина проникающей способности, равная сечению канала 3-6 мм, определенная экспериментально. Подготовленную полимерную композицию с указанной проникающей способностью заливают во все полости сборки и в зазоры между отдельными элементами. Затем полученную сборку закрепляют и осуществляют процесс отверждения сборки при комнатной температуре в течение не менее 24 часов, проводят визуальный контроль качества соединения элементов, после чего готовую сборку транспортируют к месту утилизации.

Полученная сборка из отдельных элементов, в числе которых имеется, по крайней мере, одна емкость с экологически опасными материалами, предназначена для транспортирования этих материалов к месту их утилизации.

Экологически опасные материалы могут представлять собой токсичные материалы, жидкости, газы, в том числе и горючие, при транспортировке которых недопустимы соударения, взаимоперемещения элементов сборки, которые могут привести к новым повреждениям и нарушить экологическую обстановку при транспортировке.

Выбор полимерной композиции для фиксации этой сборки осуществляют с условием обеспечения максимального снижения риска подобных повреждений, что возможно в случае достижения заданных прочностных показателей отвержденной композиции. Этому соответствует полимерная композиция, характеризующаяся заданной проникающей способностью.

Использование в составе полимерной композиции низкомолекулярного каучука (предпочтительно при транспортировке газообразных материалов) или смеси простых полиэфиров, обладающих оптимальным сочетанием упругих и прочностных свойств, достаточных для такой транспортировки, обеспечивает сохранение целостности сборки при транспортировке и позволяет избежать разрушения отдельных ее элементов. В целом эти мероприятия позволяют обеспечить экологическую безопасность при транспортировке. Прочность связи между отдельными элементами сборки в предлагаемом способе с использованием указанной композиции достаточна для поддержании сборки в целостности при транспортировке и возможности последующего демонтажа при утилизации экологически опасных материалов. Демонтаж производят на месте утилизации экологически опасных материалов механическим путем с использованием органического растворителя. При этом связи между отдельными элементами сборки нарушаются за счет размягчения слоя отвержденной полимерной композиции в полости и зазорах сборки. В качестве органического растворителя оптимальным показано использование ацетона, поскольку в эксперименте показано, что именно ацетон активно взаимодействует с отвержденной композицией, размягчая ее.

Как показали эксперименты, все операции и режимы предлагаемого способа обеспечивают достижения простоты последующего демонтажа сборки при сохранении прочности соединения отдельных элементов между собой и целостности сборки при ее транспортировке или хранении.

Возможность промышленной применимости предлагаемого изобретения подтверждается следующим примерами.

Пример 1. В лабораторных условиях предлагаемый способ опробован на макете опытного образца в виде сборочного модуля (фиг.1) для транспортировки экологически опасных веществ, для фиксации которого была использована отверждающаяся полимерная композиция на основе смеси простых полиэфиров, полиизоционата и наполнителя в виде полистирольных гранул марки ПСВ-С, которой достаточно для обеспечения прочностных показателей отвержденной композиции и безопасной транспортировки данного модуля до места последующего демонтажа сборки при подведении ацетона к местам сборки, заполненным фиксирующим материалом.

В качестве поврежденного прибора с экологически опасными материалами был использован контейнер с имитацией повреждений, содержащий в качестве экологически опасного материала радиоактивные отходы. Указанный прибор был закреплен на растяжках в транспортировочном модуле с равномерными зазорами относительно стенок модуля. В образовавшиеся зазоры вводилась порционно (порциями по 1 кг) отверждающаяся полимерная композиция, приготовленная следующим образом.

В навеску простого полиэфира марки А-240-2 (ТУ 6-55-221-1387-94) вводилась навеска с определенным количеством невспененных гранул полистирола вспенивающегося марки ПСВ-С (OCT 301-05-202-92Е) и полученная смесь перемешивалась вручную до однородного состояния в течение 30 секунд. В полученную композицию вводилась навеска полиизоционата ПИЦ марки Десмодур (производство Германии). Полученная смесь перемешивалась вручную до однородного состояния в течение 2 минут. Сразу после смешения готовая полимерная композиция выливалась в зазоры транспортировочного модуля, в котором и происходило вспенивание и отверждение пеноматериала.

Подбор рецептуры отверждающейся композиции производили предварительно путем перемещения ее навески по системе сообщающихся каналов переменного сечения уменьшающихся по ходу следования смеси композиции. Каналы были сформированы по принципу лабиринта, представленного в виде фиг.3. Проникающую способность композиции измеряли величиной переменного сечения, до которого она дотекла.

Проникающая способность приведенной композиции составляет величину 1 мм.

После отверждения композиции в течение 24 часов в комнатных условиях определялись устойчивость к транспортным нагрузкам, адгезионная прочность связей при фиксации при нормальных условиях и скорость демонтажа сборки, определяемая как время до полного размягчения фиксирующего материала с его частичным разрушением.

Устойчивость к транспортным нагрузкам определялась в результате вибрационных испытаний, имитирующих транспортировку транспортного модуля любым видом транспорта на расстояние 1000 км.

Материал считается выдержавшим контрольные испытания, если при испытаниях нагрузкой отсутствовали разрушения и отслоения материала от стенок контейнера.

При проведении контрольных испытаний для определения скорости демонтажа сборки в транспортный модуль приливалась навеска органического растворителя - ацетона и фиксировалось время, прошедшее до полного размягчения фиксирующего материала с его частичным разрушением. В условиях данного примера время размягчения отвержденной в сборке полимерной композиции составило менее 48 часов.

Примеры 2-11. В условиях примера 1 следующие примеры выполнены с использованием для фиксации отдельных элементов сборки вариантов состава полимерной композиции, ее связующих компонентов и различных порошкообразных наполнителей в диапазоне заявленных соотношений между ними.

Как это показали приведенные примеры, при реализации предлагаемого способа обеспечивается достижение простоты последующего демонтажа сборки при сохранении прочности соединения отдельных элементов между собой, при одновременном сохранении целостности сборки при ее транспортировке или хранении, а также дополнительный технический результат, заключающийся в повышении упругости и прочностных свойств отвержденной в сборке полимерной композиции.

Таблица
Пример реализации Содержание наполнителя - подвспененные гранулы ПСВ-С, масс.ч. Содержание наполнителя - гранулы ПСВ-С, масс.ч. Содержание наполнителя - зольные микросферы, масс.ч. Связующее-ППУ, масс.ч. Связующее - низкомолекулярный каучук, масс.ч. Взаимодействие с органическим растворителем (ацетоном) Устойчивость фиксации к транспортным и ударным нагрузкам Результаты эксперимента
Проникающая способность, мм Адгезионная прочность связей при фиксации при н. у. Скорость демонтажа сборки, ч.
1 2 3 4 5 6 7 9 10 11 12
Прототип 0 0 0 100 0 Разрушается под воздействием ацетона Выдерживает нагрузку при транспортировании на расстояние ~1000 км Менее 1 мм Отслоение пеноматериала от стенок не обнаружено ≥48
Пример 1 0 10 0 100 0 Разрушается под воздействием ацетона Выдерживает нагрузку при транспортировании на расстояние ~1000 км 1 мм и более Отслоение пеноматериала от стенок не обнаружено ≤48
Пример 2 0 40 0 100 0 Разрушается под воздействием ацетона Выдерживает нагрузку при транспортировании на расстояние ~1000 км 3 мм и более Отслоение пеноматериала от стенок не обнаружено ≤40
Пример 3 0 65 0 100 0 Разрушается под воздействием ацетона Выдерживает нагрузку при транспортировании на расстояние ~1000 км 3 мм и более Отслоение пеноматериала от стенок не обнаружено ≤40
Пример 4 10 75 0 100 0 Разрушается под воздействием ацетона Выдерживает нагрузку при транспортировании на расстояние ~1000 км 6 мм и более Отслоение пеноматериала от стенок не обнаружено ≤36
Пример 5 15 65 0 100 0 Разрушается под воздействием ацетона Не выдерживает нагрузку при транспортировании на расстояние ~1000 км 7 мм и более Обнаружено отслоение ≤36
Пример 6 0 0 10 100 0 Разрушается под
воздействием ацетона
Выдерживает нагрузку при транспортировании на расстояние ~1000 км 3 мм и более Отслоение пеноматериала от стенок не обнаружено ≤48
Пример 7 0 0 20 100 0 Разрушается под
воздействием ацетона
Выдерживает нагрузку при транспортировании на расстояние ~1000 км 5 мм и более Отслоение пеноматериала от стенок не обнаружено ≤48
Пример 8 0 0 50 0 100 Набухает под воздействием ацетона Выдерживает нагрузку при транспортировании на расстояние ~1000 км 5 мм и более Отслоение пеноматериала от стенок не обнаружено ≤48
Пример 9 0 0 60 0 100 Набухает под воздействием ацетона Выдерживает нагрузку при транспортировании на расстояние ~1000 км 6 мм и более Отслоение пеноматериала от стенок не обнаружено ≤48
Пример 10 0 50 0 0 100 Набухает под
воздействием ацетона
Выдерживает нагрузку при транспортировании на расстояние ~1000 км 3 мм и более Отслоение пеноматериала от стенок не обнаружено ≤36
Пример 0 60 0 0 100 Набухает под
воздействием ацетона
Выдерживает нагрузку при транспортировании на расстояние ~1000 км 3 мм и более Отслоение пеноматериала от стенок не обнаружено ≤36

1. Способ изготовления демонтируемой сборки, включающий соединение отдельных элементов, один из которых, по крайней мере, заполнен экологически опасными материалами, в единое целое с использованием фиксирующей отверждающейся композиции на основе связующего и порошкообразного наполнителя, отличающийся тем, что перед приготовлением отверждающейся полимерной композиции на основе смеси простых полиэфиров и полиизоционатной составляющей и порошкообразного наполнителя производят подбор ее состава путем пропускания навески указанной композиции через систему сообщающихся каналов переменного сечения, уменьшающихся по ходу ее перемещения, на основании чего определяют проникающую способность и выбирают состав, проникающая способность которого составляет величину 3-6 мм, соответствующую диаметру канала, в котором прекратилось перемещение отверждающейся полимерной композиции, затем отверждающуюся полимерную композицию выбранного таким образом состава вводят в зазоры между отдельными элементами сборки, после чего закрепляют сборку и осуществляют процесс отверждения сборки при комнатной температуре в течение не менее 24 часов, проводят контрольные испытания сборочного узла, окончательно демонтируют сборку, с использованием органического растворителя, например ацетона.

2. Способ изготовления демонтируемой сборки по п.1, отличающийся тем, что в качестве порошкообразного наполнителя используют зольные микросферы.

3. Способ изготовления демонтируемой сборки по п.1, отличающийся тем, что в качестве порошкообразного наполнителя используют гранулы полистирола вспенивающегося.

4. Способ изготовления демонтируемой сборки по п.1, отличающийся тем, что в качестве порошкообразного наполнителя используют подвспененные гранулы полистирола вспенивающегося.



 

Похожие патенты:

Заявленное изобретение относится к системе для хранения и/или транспортировки радиоактивных отходов с высоким уровнем радиоактивности, а также к способу изготовления этой системы.
Изобретения относится к атомной энергетике, в частности к сухому хранению отработавшего ядерного топлива реакторов РБМК-1000 и ВВЭР-1000, и предназначены для использования в сухом хранилище отработавшего ядерного топлива (ОЯТ).

Изобретение относится к атомной промышленности, в частности к транспортированию высокоактивных радиоактивных материалов, в том числе ядерных, и может быть использовано для транспортирования облученного ядерного топлива (ОЯТ) с использованием воздушного транспорта.

Изобретение относится к области ядерной техники и может быть использовано для транспортирования и хранения ядерного топлива, в частности свежего смешанного уран-плутониевого топлива, при его перевозках в нормальных условиях и с учетом возникновения аварийных ситуаций от завода-изготовителя тепловыделяющих сборок к потребителю на атомные станции, а также при его хранении в складских помещениях.

Изобретение относится к контейнерам для длительного хранения и транспортировки отработавшего ядерного топлива. Контейнер содержит корпус, включающий стакан с днищем и герметичным перекрытием внутренней полости стакана.

Изобретение относится к контейнерам для транспортирования и временного хранения отработавшего ядерного топлива (ОЯТ) атомных электростанций (АЭС) в виде отработавших тепловыделяющих сборок (ОТВС).

Изобретение относится к атомной энергетике, в частности к средствам для хранения отработавших тепловыделяющих сборок (ОТВС) реактора ВВЭР-1000, и предназначено для использования в стационарных хранилищах отработанного ядерного топлива на заводах по регенерации такого топлива или на АЭС.

Изобретение относится к атомной энергетике, в частности к обращению с отработавшим ядерным топливом, а более конкретно к ампуле, в которой размещаются пучки твэлов отработавшей тепловыделяющей сборки реактора РБМК-1000, для последующего размещения и транспортировки в транспортном упаковочном комплекте в сухое хранилище для перегрузки в герметичные металлические пеналы и долговременного хранения.

Заявленное изобретение относится к области защитной техники при работе с радиоактивными веществами, в том числе при длительном хранении и транспортировании. Заявленное устройство включает внешний контейнер и внутренний контейнер, в котором расположено изделие с радиоактивным веществом.

Изобретение относится к атомной энергетике, в частности к средствам для хранения отработавших ядерных топливных элементов реактора РБМК-1000, а более конкретно к средствам для обеспечения безопасности при перегрузке ампул, загруженных пучками отработавших тепловыделяющих элементов (твэлов) реактора РБМК-1000, и предназначено для использования в «сухом» хранилище отработавшего ядерного топлива.

Изобретение относится к области защитной техники при работе с радиоактивными веществами, в частности, к устройствам для длительного хранения и транспортирования высокоактивных радиоактивных материалов, в том числе авиационным транспортом. Упаковочный комплект для хранения и транспортировки изделия с радиоактивным веществом содержит внешний контейнер, внутренний контейнер, в котором расположено изделие с радиоактивным веществом. Внешний контейнер состоит из основания и колпака, имеющего слоистую структуру. Между ним и внутренним контейнером установлен кольцевой демпфер. Изделие с радиоактивным веществом размещено в герметичной капсуле, установленной во внутреннем контейнере, внешняя сторона которой выполнена с демпфирующими элементами. Между капсулой и основанием установлен тепловой мост, при этом демпфирующий элемент заключен между двух плит и кольцом и состоит из по крайней мере двух концентрических обечаек, соединенных ребрами в виде лучей, а капсула имеет штуцер для заполнения ее инертным газом. Технический результат: повышение стойкости защитного контейнера к аварийным факторам высокой интенсивности, возникающим при аварии транспортных средств (например, самолета), снижение температуры на перевозимом устройстве с целью его сохранения при перевозке. 10 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к ядерной технике, а именно к дистанционирующим устройствам, в которых размещаются изделия с установленными в них разделанными на пучки отработавшими топливными элементами (ПТ) реактора РБМК-1000 во время их транспортирования и хранения в контейнерах. Чехол предназначен для размещения и хранения отработавших тепловыделяющих сборок, обладает повышенной вместимостью. Регламентное обслуживание и ремонт при эксплуатации чехла просты. Чехол содержит нижнюю диафрагму, торцовые подпружиненные элементы для ампул, установленные на нижней диафрагме, демпфирующие элементы, установленные с наружной стороны нижней диафрагмы, центральную трубу, имеющую хвостовик для грузового захвата. На нижней диафрагме вокруг центральной трубы закреплен съемный блок каналов, включающий четыре сопряженные трубы с направляющими планками для кассет пенала, соединенные между собой вставками, а снаружи - диафрагмами, имеющими каналы, в которые установлены трубы для ампул. На нижнюю диафрагму установлены устройства поджима каждой кассеты пенала, а с наружной стороны нижней диафрагмы установлены съемные опоры. Технический результат: обеспечение оптимального ядернобезопасного расположения в чехле 150 ампул с ПТ, из которых большая часть должна находиться в кассетах пенала, вмещающих по 30 ампул с ПТ каждая. 4 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к атомной энергетике, в частности к обращению с отработавшим ядерным топливом, а более конкретно к ампуле, в которой размещаются пучки твэлов отработавшей тепловыделяющей сборки реактора РБМК-1000, для последующего размещения и транспортировки в транспортном упаковочном комплекте в сухое хранилище. Ампула содержит цилиндрический корпус, в котором помещен пучок отработавших твэлов, и крышку, зафиксированную в горловине корпуса с помощью запирающего устройства. Запирающее устройство содержит пружинное кольцо, установленное во внутренней расточке крышки и прикрепленное к ней в нескольких точках, в промежутках между которыми к пружинному кольцу прикреплены упоры. Упоры проходят через отверстия, выполненные в крышке, и входят в кольцевую проточку, выполненную в корпусе. Торцы упоров выполнены со скосом, обеспечивающим их вхождение в горловину корпуса при взаимодействии с фаской горловины. Пружинное кольцо выполнено в виде пластины. Технический результат - устранение возможных деформаций пружинного кольца при сцеплении и расцеплении крышки с корпусом. 3 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к области транспортных упаковочных устройств, используемых в атомной энергетике для временного хранения и транспортирования «свежих» тепловыделяющих сборок (ТВС) от предприятия-изготовителя к потребителю на атомные станции. Контейнер предназначен для перевозки двух ТВС-КВАДРАТ для реактора PWR и включает разъемный прямоугольный корпус, состоящий из основания и крышки и содержащий платформу. Платформа скреплена с основанием с одного из торцов - шарнирно, с возможностью установки под углом к горизонтальной плоскости. Платформа включает элементы, фиксирующие тепловыделяющие сборки (ТВС) на ней, выполненные в виде протяженных ложементов V-образной формы с соответствующими крышками, которые прикреплены к платформе. Над каждым из ложементов закреплены дискретно расположенные вдоль них рамы, соответствущие по форме крышке ложемента в поперечном сечении. Крышка ложемента размещена под рамой и закреплена к раме с возможностью регулировки расстояния между ложементом и крышкой ложемента. Технический результат - возможность закрепления ТВС различных типоразмеров. 2 ил.

Изобретение относится к области транспортных упаковочных устройств, используемых для временного хранения и транспортирования, например, «свежих» тепловыделяющих сборок (ТВС) от предприятия-изготовителя к потребителю на атомные станции, в частности для перевозки двух ТВС-КВАДРАТ для реактора PWR. Устройство включает поджимающую крышку, шарнирно соединенную с элементами контейнера с одной стороны и снабженную узлом фиксации с другой стороны, с возможностью поворота вокруг продольной оси шарнира, при этом поджимающая крышка выполнена из двух частей - наружной и внутренней, установленных относительно друг друга с зазором и соединенных шарнирно, с возможностью поворота и перемещения в горизонтально-поперечном направлении внутренней части относительно наружной до их соприкосновения, причем устройство дополнительно содержит узел регулировки положения внутренней части поджимающей крышки по высоте для поджатая транспортируемых элементов различных размеров в поперечном сечении, выполненный в виде резьбового соединения наружной и внутренней частей поджимающей крышки с возможностью изменения величины зазора между ними. Техническим результатом заявляемого изобретения является обеспечение универсальности путем надежной фиксации в контейнере транспортируемых элементов различных размеров в поперечном сечении. 2 ил.

Изобретение относится к области атомной техники, а именно к способам обращения с отработавшим ядерным топливом (ОЯТ). Выявляют ячейку с попавшей в процессе хранения водой. Непосредственно в ячейке взвешивают чехол с ОЯТ перед удалением воды из ячейки и при разных уровнях воды в ячейке в процессе ее удаления. По полученным данным строят фактический график зависимости веса чехла от уровня воды в ячейке, который сравнивают с расчетными графиками упомянутой зависимости для герметичного чехла и для дефектного чехла, имеющего открытые отверстия в его верхней и донной частях. В случае расположения фактического графика между расчетными графиками судят о дефектности чехла в виде открытого отверстия в его донной части. При совпадении фактического графика с расчетным графиком для дефектного чехла делают вывод о дефектности в виде открытых отверстий в донной и верхней частях. Затем выгружают чехол из ячейки и проводят замену чехла. Техническим результатом настоящего изобретения является повышение достоверности определения дефектности чехла. 2 ил.

Изобретение относится к способам защиты радиоактивных (особо опасных) массивных грузов от интенсивных механических воздействий, а именно к проектированию контейнеров для радиоактивных материалов, эксплуатация которых предполагает возможность перевозок авиационным транспортом, при аварии которого на контейнер с особо опасным грузом могут действовать интенсивные механические нагрузки, приводящие к разрушению груза и последующему масштабному радиоактивному заражению местности. Способ включает размещение радиоактивного груза в металлическом корпусе, в котором внутренний объем заполняют демпфирующими элементами, при этом корпус и демпфирующие элементы изготавливают из титанового сплава с пределом текучести σ0,2≥600 МПа, причем демпфирующие элементы изготавливают в виде полых сфер, толщину стенок и радиус которых выбирают из условия снижения действующих интенсивных механических нагрузок до безопасных уровней, укладку демпфирующих элементов производят эквидистантно относительно корпуса груза в виде упорядоченных не менее трех рядов, разделенных между собой тонкостенными перегородками из титанового сплава. Снижение интенсивности механических воздействий до уровней, при которых воздействующие нагрузки в условиях возможных авиационных аварий на радиоактивные грузы не приводят к повреждениям груза, является техническим результатом изобретения. 12 ил.
Изобретение относится к способу длительного хранения отработавшего ядерного топлива ядерного реактора. В заявленном способе предварительно перед размещением отработавшей тепловыделяющей сборки ядерного реактора в стальном пенале и герметизацией пенала крышкой, в стальной пенал помещают свинец, химически инертный по отношению к материалу оболочки ТВЭЛов отработавших тепловыделяющих сборок, материалу корпуса пенала, воздуху и воде. При этом устанавливают стальной пенал в нагревательное устройство, нагревают стальной пенал с помещенным в него свинцом до перехода его в жидкое состояние, затем в стальном пенале размещают отработавшую тепловыделяющую сборку, извлеченную из ядерного реактора так. При этом топливная часть ТВЭЛов отработавших тепловыделяющих сборок должна находиться ниже уровня жидкого материала в стальном пенале. Далее фиксируют отработавшую тепловыделяющую сборку в этом положении и герметизируют пенал крышкой, после чего герметизированный стальной пенал извлекают из нагревательного устройства и устанавливают в хранилище, охлаждаемое атмосферным воздухом. Техническим результатом является возможность длительного безопасного хранения отработавших тепловыделяющих сборок, а также возможность транспортирования отработавших тепловыделяющих сборок на завод по переработке с обеспечением повышенной безопасности. 1 з.п. ф-лы.

Изобретение относится к атомной энергетике, в частности к ампуле, в которой размещается пучок тепловыделяющих элементов (твэлов) отработавшей тепловыделяющей сборки реактора РБМК - 1000. Ампула содержит цилиндрический корпус, в котором помещен пучок отработавших твэлов и крышку, зафиксированную в верхней части корпуса с помощью запирающего устройства. Запирающее устройство содержит пружинное разрезное кольцо и выполненные на крышке и корпусе кольцевые канавки, а в корпусе - отверстия для раскрытия запирающего устройства. В кольцевой канавке крышки установлен штифт, размещенный в разрезе пружинного разрезного кольца. Ширина разреза увеличена на диаметр штифта. На крышке и корпусе выполнены метки, при совпадении которых смежные отверстия в корпусе располагаются по обе стороны разреза. Крышка снабжена пружиной, под которой размещен с возможностью перемещения конический центратор, взаимодействующий с хвостовиком загружаемого в ампулу пучка твэлов и устанавливающий его по центральной оси крышки. Технический результат - предотвращение деформаций пружинного разрезного кольца при снятии крышки, разрушения тонкостенных циркониевых оболочек твэлов и попадания топлива в ампулу при транспортировке. 3 з.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к атомной энергетике, в частности к обращению с отработавшим ядерным топливом, а более конкретно к ампуле, в которой размещаются пучки твэлов отработавшей тепловыделяющей сборки реактора РБМК-1000, для последующего размещения и транспортировки в транспортном упаковочном комплекте в сухое хранилище. Ампула содержит цилиндрический корпус с горловиной и дном и крышку, фиксируемую в горловине с помощью различных запирающих устройств. Запирающие устройства содержат выполненные на горловине карманы. На крышке или на установленных в ней с возможностью вращения запорных кольцах выполнены выступы с возможностью их установки в карманы горловины при вертикальном перемещении и последующем повороте крышки или запорного кольца. Технический результат - жесткая фиксация положения крышки относительно корпуса ампулы и сокращение времени загрузки пучков твэлов в ампулы. 3 н. и 5 з.п. ф-лы, 8 ил.
Наверх