Пластичная смазка для тяжелонагруженных узлов трения

Настоящее изобретение относится к пластичной смазке для тяжелонагруженных узлов трения, содержащей базовое масло, синтетические жирные кислоты и гидроокись кальция, при этом в качестве базового масла используют очищенное отработанное моторное масло, а в качестве синтетических жирных кислот - кубовые остатки производства синтетических жирных кислот, при следующем соотношении компонентов: очищенное отработанное моторное масло - 68-70 масс.%, кубовые остатки производства синтетических жирных кислот - 27-30 масс.%, гидроокись кальция - 2-3 масс.%. Техническим результатом настоящего изобретения является повышение качества смазки и улучшение ее противоизносных свойств, снижение себестоимости, расширение сырьевой базы, утилизация отходов использования нефтепродуктов. 1 табл.

 

Изобретение относится к пластичным смазочным материалам и используется для смазывания тяжелонагруженных механизмов, в частности основных узлов трения автомобилей, тракторов, комбайнов, а также в металлургии и добывающей промышленности.

Известны пластичные смазки - солидолы, состоящие из минеральных масел, загущенных гидратированными кальциевыми мылами высших кислот синтетических или естественных жиров. Их применяют в различных механизмах при рабочих температурах до 60-70°C. Выпускаются три марки солидолов: солидол Ж, солидол С и пресс-солидол [Топлива, смазочные материалы, технические жидкости. Ассортимент и применение. Справочник под. Ред. В.М. Школьникова. М.: Техинформ, 1999, с.319].

Недостатком данных смазок является их высокая себестоимость получения из-за высокой цены базовых минеральных масел.

Имеются сведения о добавлении в состав смазок отработанных масел, однако они выступают как компоненты в смеси масел, а не как основа смазки [Патент РФ №2177982, C10M 169/04, C10M 177/00, C10M 169/04, C10M 129:30, C10M 129:40, C10M 159:08, C10M 159:04 от 03.04.2000 г.]. Недостатком является то, что использование неочищенного отработанного масла для приготовления смазок приводит к ухудшению качества получаемых смазок, разупрочнению их структуры и ухудшению объемно-механических свойств частицами загрязнений, продуктами окисления и старения.

Наиболее близкой по технической сущности и достигаемому результату к заявляемому изобретению является пластичная смазка [Патент РФ №2163627 C10M 169/02, C10M 169/02, C10M 101:02, C10M 159:04, C10M 129:56, от 06.10.1999 г.], предназначенная для смазывания узлов трения, качения и скольжения машин и механизмов, содержащая экстракт нефтяной в качестве базового масла, шлам сульфатных стоков производства синтетических жирных кислот (СЖК) и гидроокись кальция.

Недостатком прототипа является невысокая смазывающая способность, низкая температура каплепадения и соответственно максимальная температура применения, а также относительно высокая себестоимость.

Задача предлагаемого изобретения - улучшение качества и свойств смазки, увеличение смазывающей способности, расширение условий применения, дополнение сырьевой базы и улучшение ситуации с переработкой нефтеотходов за счет переработки и использования отработанного масла, подлежащего утилизации.

Поставленная задача достигается тем, что известная пластичная смазка, содержащая базовое масло, синтетические жирные кислоты и гидроокись кальция, согласно изобретению в качестве базового масла используют очищенное отработанное моторное масло, а в качестве синтетических жирных кислот используют кубовые остатки производства синтетических жирных кислот, при следующем соотношении компонентов: очищенное отработанное моторное масло - 68-70 масс.%, кубовые остатки производства синтетических жирных кислот - 27-30 масс.%, гидроокись кальция - 2-3 масс.%.

Предлагаемая смазка готовится следующим образом. На первой стадии проводится очистка отработанного моторного масла по следующей технологии. В загрязненное отработанное масло при постоянном перемешивании вносят 1-2% водного раствора карбамида (1:1), после чего температуру смеси поднимают до 100-105°C и при постоянном перемешивании выпаривают всю воду. За счет реакции находящегося в растворе карбамида с загрязняющими масло агентами происходит их укрупнение и осаждение. В результате удаляются механические примеси, а также продукты старения масла - асфальтены, карбены, карбоиды и др. Оставшиеся микрочастицы карбамида положительным образом влияют на смазывающую способность масла. Кроме того, подобный способ очистки сохраняет в масле оставшиеся присадки, количество которых может составлять 20-30% от первоначального в зависимости от степени наработки масла. Они также улучшают физико-химические свойства масляной основы.

Далее в реактор загружается половина расчетного количества очищенного отработанного моторного масла и весь объем КОСЖК. После чего включается перемешивающее устройство и производится подогрев смеси до 70-80°C при постоянном перемешивании.

Параллельно производится подготовка гидроокиси кальция. Готовится смесь извести «пушонки» и воды - известковое тесто с соотношением компонентов 1:3 соответственно. Готовое известковое тесто загружается в реактор, где проводится омыление жировых компонентов при температуре 95-100°C в течение 1,5-2 часов. По мере надобности в реакционную смесь небольшими порциями добавляется вода.

В ходе процесса омыления отбираются пробы с периодичностью 20-30 мин для определения кислотного числа и/или содержания свободной щелочи как основных показателей завершения процесса омыления. Итоговое содержание свободной щелочи должно составлять не более 0,2% в пересчете на NaOH, содержание воды не более 2-3%.

После завершения омыления нагрев выключается и в смесь при перемешивании добавляется оставшееся количество (1/2) очищенного отработанного масла и, если необходимо, вода, что приводит к снижению температуры смеси до 60-70°C, после чего перемешивание выключают. По прошествии 20-24 часов остывшую смазку гомогенизируют, после чего проводят контрольные анализы физико-химических характеристик (таблица 1).

Как видно из полученных данных, смазка отвечает основным требованиям, предъявляемым к смазкам типа солидол, а по некоторым превосходит их. Например, температура каплепадения достигает 120°C, что расширяет температурный интервал применения смазки.

Смазывающая способность, характеризуемая диаметром пятна износа, определяемым на четырехшариковой машине трения (ЧШМТ), как при 25°C, так и при 60°C выше, чем у прототипа. Это способствует меньшему износу пар трения и отражает лучшие противоизносные свойства предлагаемой смазки.

Таблица 1
Показатели Прототип Предлагаемый состав ГОСТ 4366-76
Содержание свободной щелочи (на NaOH), % не более 0,2 0,1-0,2 Соответств.
Содержание свободных органических кислот, % 0 0 Соответств.
Содержание воды, % до 3 до 3 Соответств.
Содержание мех. примесей, % 0,05-0,2 0-0,05 Соответств.
Температура каплепадения, °C 85-90 90-120 Соответств.
Кислотное число, мг KOH/г 0 0 Соответств.
Диаметр пятна износа на ЧШМТ при 25°C, мм 0,47 0,33 Соответств.
Диаметр пятна износа на ЧШМТ при 60°C, мм 0,52 0,34 Соответств.
Внешний вид Однородная мазь коричневого цвета

Использование в качестве базового масла очищенного отработанного масла позволяет снизить себестоимость производства, расширить сырьевую базу и частично решить проблему утилизации отходов нефтепродуктов.

Предлагаемое изобретение может быть реализовано в нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности, сельском хозяйстве, отраслях, связанных с переработкой отходов нефтепродуктов, а именно в производстве пластичных смазок, которые используются для смазки тяжелонагруженных механизмов автотранспортной, сельскохозяйственной техники, агрегатов в машиностроении и металлургии.

Пластичная смазка для тяжелонагруженных узлов трения, содержащая базовое масло, синтетические жирные кислоты и гидроокись кальция, отличающаяся тем, что в качестве базового масла используют очищенное отработанное моторное масло, а в качестве синтетических жирных кислот - кубовые остатки производства синтетических жирных кислот, при следующем соотношении компонентов:
очищенное отработанное моторное масло - 68-70 масс.%,
кубовые остатки производства синтетических жирных кислот - 27-30 масс.%,
гидроокись кальция - 2-3 масс.%.



 

Похожие патенты:

Настоящее изобретение относится к пластичной смазке для тяжелонагруженных подшипников, содержащей комплексное кальциевое мыло, включающее кальциевое мыло стеариновой кислоты и кальциевую соль уксусной кислоты, мелкодисперсный графит, антиокислитель аминного типа, антиокислитель фенольного типа, полиальфаолефиновое масло с кинематической вязкостью при 100°С не менее 10 мм2/с и сложный эфир пентаэритритового спирта и синтетических жирных кислот фракции C5-C9, при этом комплексное кальциевое мыло дополнительно включает кальциевое мыло 12-оксистеариновой кислоты при соотношении масс кальциевого мыла стеариновой кислоты, кальциевого мыла 12-оксистеариновой кислоты и кальциевой соли уксусной кислоты 1:(0,2÷1,8):(0,1÷1,2), при следующем соотношении компонентов, мас.%: комплексное кальциевое мыло 7,0-15,0 мелкодисперсный графит 5,0-20,0 антиокислитель аминного типа 0,1-3,0 антиокислитель фенольного типа 0,1-3,0 полиальфаолефиновое масло   с кинематической вязкостью   при 100°С не менее 10 мм2/с 10,0-50,0 сложный эфир пентаэритритового спирта и   синтетических жирных кислот фракции C5-C9 до 100 Техническим результатом настоящего изобретения является получение пластичной смазки для тяжелонагруженных подшипников качения с улучшенными низкотемпературными и высокотемпературными свойствами (с широким диапазоном рабочих температур), а также с улучшенными противоизносными и противозадирными характеристиками.
Изобретение относится к пластичной смазке для тяжелонагруженных узлов трения качения на основе смеси синтетического углеводородного масла и сложного эфира пентаэритритового спирта и синтетических жирных кислот фракции C5-C9, содержащей комплексное кальциевое мыло стеариновой и уксусной кислот, созданное на основе стеариновой кислоты, уксусной кислоты и гидрата окиси кальция, графит мелкодисперсный, фенил-альфа-нафтиламин, ионол, с примененным в качестве синтетического углеводородного масла полиальфаолефинового масла.
Настоящее изобретение относится к электроизоляционному маслу, содержащему гидрированные полиальфаолефины молекулярной массой 400÷1000, антиокислительную присадку фенольного и/или аминного типа, алкилфосфаты и/или триалкилфенилфосфиты, при этом оно содержит антиокислительные присадки на основе сложных эфиров, сложные эфиры двухосновных органических кислот при следующем соотношении компонентов, маc.%: гидрированные полиальфаолефины   ММ 400÷1000 до 100,0 антиокислительные присадки фенольного   и/или аминного типа 0,1÷1,0 алкилфосфаты и/или триалкилфенилфосфиты 0,1÷2,0 антиокислительные присадки на основе   сложных эфиров 0,1÷1,0 сложные эфиры двухосновных органических кислот 5,0÷20,0 Техническим результатом настоящего изобретения является получение электроизоляционного масла с рабочей температурой до 250°C, с повышенной температурой начала разложения и стабильностью в условиях воздействия электрического поля.

Настоящее изобретение относится к противоизносной присадке с находящимися в ней мицеллами на основе молекул твердой пластичной смазки оксида железа Fe3O4 с окружающими их молекулами олеиновой кислоты, при этом ядро мицеллы Fe3O4 легировано Со (II) при следующем соотношении компонентов, мас.%: Со (II) - 6%, Fe3O4 - 94%.
Настоящее изобретение относится к твердой смазке для абразивной обработки металлов и сплавов, содержащей хлорфторуглеродное масло, низкомолекулярный полиэтилен, минеральное масло, высокодисперсный порошок смеси продукта термического восстановления лейкоксена и карбида кремния или нитрида алюминия, при этом она дополнительно содержит линолевую кислоту при следующем соотношении компонентов, мас.%: хлорфторуглеродное масло 6-8 низкомолекулярный полиэтилен 1-2 минеральное масло 11-14 высокодисперсный порошок   смеси продукта термического восстановления 15-18 лейкоксена и карбида кремния   или нитрида алюминия   линолевая кислота 16,5-31 стеариновая кислота остальное, при этом она содержит смесь продукта термического восстановления лейкоксена и карбида кремния или нитрида алюминия, взятых в соотношении, равном 0,5-1:1, соответственно.

Настоящее изобретение относится к смазочной композиции, содержащей минеральное масло и порошкообразный наполнитель, полученный при испарении и конденсации пара в плазменном испарителе, при этом масло в качестве порошкообразного наполнителя содержит смесь наноразмерного порошка латуни дисперсностью 10… 30 нм, ультрадисперсного порошка полититаната калия интеркалированного цинком дисперсностью 100… 300 нм и поверхностно-активное вещество, причем ультрадисперсный порошок полититаната калия интеркалированного цинком получен химическим методом, при следующем соотношении компонентов в масс.%: порошкообразный наполнитель, состоящий из   смеси наноразмерного порошка латуни,   ультрадисперсного порошка полититаната   калия, интеркалированного цинком, и   поверхностно-активного вещества 0,2 минеральное масло 99,8 Техническим результатом настоящего изобретения является повышение антифрикционных и антизадирных свойств масла.

Настоящее изобретение относится к пластичной смазке на основе углеводородной дисперсионной среды и полимочевины, при этом она содержит в качестве углеводородной дисперсионной среды полиалкилбензол или его смесь с нефтяным маслом при следующем соотношении компонентов, мас.%: полимочевина - 6-15; дисперсионная среда - остальное, при этом дисперсионная среда имеет состав, мас.%: полиалкилбензол - 5-100; нефтяное масло - 0-95.
Настоящее изобретение относится к антифрикционной смазке для узлов трения на основе литиевого мыла стеариновой кислоты и минерального масла, при этом она дополнительно содержит полиэтиленовый воск и суспензию титаната калия при следующем соотношении компонентов, мас.%: литиевое мыло стеариновой кислоты 5,0-12,0; полиэтиленовый воск 1,0-7,0; суспензия титаната калия 1,0-15,0; минеральное масло - остальное до 100%, причем суспензия титаната калия имеет следующий состав (мас.%): порошок титаната калия 60,1-70,0, минеральное масло - остальное до 100%.

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано при ошиновке энергоемких технологических установок, электролизеров химической промышленности, цветной металлургии, силовой преобразовательной техники.
Настоящее изобретение относится к композиции рабочей жидкости для холодильной машины, при этом она содержит масло для холодильных машин, содержащее смесь по меньшей мере двух сложных эфиров, выбранных из группы сложных эфиров по меньшей мере одного многоатомного спирта, и жирной кислоты с содержанием C5-C9 жирной кислоты 50-100% мол., фторпропеновый хладагент и/или трифторйодметановый хладагент (варианты).

Настоящее изобретение относится к пластичной смазке на основе углеводородной дисперсионной среды и полимочевины, при этом она содержит в качестве углеводородной дисперсионной среды полиалкилбензол или его смесь с нефтяным маслом при следующем соотношении компонентов, мас.%: полимочевина - 6-15; дисперсионная среда - остальное, при этом дисперсионная среда имеет состав, мас.%: полиалкилбензол - 5-100; нефтяное масло - 0-95.

Изобретение относится к составам смазочно-охлаждающих жидкостей, используемых при обработке металлов резанием. .
Изобретение относится к смазочно-охлаждающим жидкостям (СОЖ) и может быть использовано для приготовления рабочих растворов СОЖ, используемых для обработки металлов резанием на металлообрабатывающих предприятиях.
Изобретение относится к смазочно-охлаждающим жидкостям (СОЖ) и может быть использовано для приготовления рабочих растворов СОЖ, используемых для обработки металлов резанием на металлообрабатывающих предприятиях.
Изобретение относится к рабочим жидкостям для гидравлических систем, в том числе для гидравлических систем запорной арматуры газовых магистралей. .
Изобретение относится к области нефтепереработки и нефтехимии, в частности к пластичным смазкам, предназначенным для использования в узлах трения машин и механизмов, работающих в условиях повышенной температуры, высоких нагрузок и скоростей и в контакте с агрессивными средами, например перегретым водяным паром, окислительными агентами и т.п.

Изобретение относится к области производства смазочных изделий, которые могут быть использованы для лубрикации пар трения «колесо - рельс» железнодорожного транспорта и грузоподъемных механизмов.

Изобретение относится к области создания смазочных композиций, используемых на железнодорожном транспорте для снижения износа рельсовых путей, гребней колес локомотивов и подвижного состава.

Изобретение относится к низкотемпературным приборным маслам на основе модифицированных олигоэтилсилоксанов, которые могут быть использованы в широком диапазоне температур от минус 75°С до 200°С в различных областях современной техники.

Изобретение относится к смазочно-охлаждающим технологическим средствам, а именно к составам смазочно-охлаждающих жидкостей, используемых при механической обработке металлов.
Настоящее изобретение относится к присадке к пластичной смазке, содержащей олеиновую кислоту, ультрадисперсный порошок и олеат меди, отличающейся тем, что она дополнительно содержит ультрадисперсный порошок, олеат и стеарат цинка, а также стеариновую кислоту и стеарат меди при следующем соотношении компонентов, мас.%: ультрадисперсный порошок меди 30…40; ультрадисперсный порошок цинка 10…15; олеат меди 10…15; олеат цинка 3…5; стеарат меди 5…10; стеарат цинка 3…5; стеариновая кислота 3…5;олеиновая кислота - остальное.

Настоящее изобретение относится к пластичной смазке для тяжелонагруженных узлов трения, содержащей базовое масло, синтетические жирные кислоты и гидроокись кальция, при этом в качестве базового масла используют очищенное отработанное моторное масло, а в качестве синтетических жирных кислот - кубовые остатки производства синтетических жирных кислот, при следующем соотношении компонентов: очищенное отработанное моторное масло - 68-70 масс., кубовые остатки производства синтетических жирных кислот - 27-30 масс., гидроокись кальция - 2-3 масс.. Техническим результатом настоящего изобретения является повышение качества смазки и улучшение ее противоизносных свойств, снижение себестоимости, расширение сырьевой базы, утилизация отходов использования нефтепродуктов. 1 табл.

Наверх