Клиновая задвижка



Клиновая задвижка
Клиновая задвижка

 


Владельцы патента RU 2529960:

Общество с ограниченной ответственностью "Некст Трейд" (RU)

Изобретение относится к трубопроводной арматуре и может быть использовано при разработке запорных устройств на технологических линиях с высоким давлением среды нефтегазовых и химических предприятий, а также в других отраслях промышленности. Клиновая задвижка содержит полый корпус с проточной частью и ответными присоединительными местами для присоединения к трубопроводам, запорный механизм, выполненный в виде шибера, имеющего возможность вертикального осевого перемещения перпендикулярно к потоку перекрываемой среды и размещенного внутри корпуса между ответными седлами, установленными в корпусе по обе стороны шибера в его проточной части. В верхней части шибера выполнен Т-образный паз. На крышке корпуса размещен корпус подшипников. Крышка корпуса и корпус соединены между собой при помощи шпилек через металлическую прокладку. В крышке корпуса и крышке подшипников установлен шток, на одном конце которого выполнен выступ в виде буквы Т для взаимодействия с ответным T-образным пазом в шибере, а на другом конце выполнена резьба и установлен маховик с втулкой, имеющей опорные поверхности. Во втулке выполнена ответная резьба для установки на шток. Уплотнение штока шибера в крышке корпуса выполнено, преимущественно, в виде резинофторопластовой втулки, внутренняя поверхность которой, взаимодействующая со штоком, выполнена из фторопласта, а наружная, взаимодействующая с ответным местом в крышке и фторопластовой втулкой, из резины. Втулка размещена на штоке в крышке корпуса между двумя металлическими, преимущественно, стальными кольцами, причем одно из колец, предпочтительно оба, выполнено с возможностью осевого перемещения по штоку и фиксируется в заданном положении при помощи гайки, установленной на штоке в крышке корпуса. Втулка, на которой размещен штурвал штока, установлена в корпусе подшипников на упорных кольцах, предпочтительно углепластиковых, размещенных между корпусом подшипников и торцом крышки корпуса. Гарантированный зазор между поверхностями упомянутых колец и ответными элементами корпуса подшипников и торца крышки корпуса обеспечивается путем установки и фиксации в заданном положении на упомянутой крышке корпуса подшипников. В верхней части упомянутой втулки установлен цилиндр с пазом, в котором установлен с возможностью осевого перемещения, соответствующего осевому перемещению штока, указатель его положения. Ответные присоединительные места корпуса выполнены в виде отверстия и выступа с резьбой, предпочтительно конической, расположенных соответственно во входной и выходной частях корпуса. 2 ил.

 

Изобретение относится к трубопроводной арматуре и может быть использовано при разработке запорных устройств на технологических линиях с высоким давлением среды нефтегазовых и химических предприятий, а также в других отраслях промышленности.

Клиновая задвижка применяется в качестве запорного устройства, входит в состав технологических трубопроводов обвязки скважин и служит для полного перекрытия потока рабочей среды.

Известна клиновая задвижка, в которой направляющие образуются за счет выполнения пазов в боковых выступах корпуса и пазов в уплотнительных фланцах, взаимодействующих с седлами и запорным органом, в плоскости, перпендикулярной оси седел (см. патент США №3152786, кл.251-167, опубл. 1964 г.) Однако указанная задвижка характеризуется значительной трудоемкостью изготовления и низкой надежностью из-за необходимости уплотнения ввертных седел с корпусом и седел с уплотнительными фланцами.

Известна клиновая задвижка, содержащая корпус, в котором размещены седла и запорный орган и выполнены направляющие для запорного органа в виде выступов с фигурным профилем сечения, причем запорный орган выполнен с кольцевыми пазами под наплавку износостойкого слоя и продольными пазами для взаимодействия с направляющими выступами корпуса, при этом запорный орган связан с приводом (см. а.с. SU №1548570 A1, кл. F16K 3|12, 07.03.1990 г.).

Недостатком известной задвижки является значительное увеличение площади уплотнительных поверхностей с наплавленным износостойким слоем за счет смещения (h) центра внутреннего верхнего радиуса уплотнительных поверхностей, что приводит к увеличению трудоемкости при наплавке износостойкого слоя и последующей его механической обработк, особенно внутреннего контура, имеющего форму эллипса.

Получение направляющих выступов прямоугольного профиля технологично в литом корпусе, а в кованом требует операции долбления, что значительно повышает трудоемкость изготовления.

Известна задвижка клиновая, содержащая корпус, в котором размещены седла и запорный орган и выполнены направляющие для запорного органа в виде выступов с фигурным профилем сечения, причем запорный орган выполнен с кольцевыми пазами под наплавку износостойкого слоя и продольными пазами для взаимодействия с направляющими выступами корпуса, при этом запорный орган связан с приводом, при этом продольные пазы запорного органа выполнены фигурными с боковыми поверхностями криволинейного профиля, расположенными эквидистантно боковым поверхностям верхней части направляющих выступов кованого корпуса, при этом кольцевые пазы под наплавку износостойкого слоя выполнены путем механической обработки относительно продольных фигурных пазов, причем толщина стенок между дном кольцевых пазов и боковыми поверхностями продольных фигурных пазов увеличивается по глубине продольных фигурных пазов (патент РФ №2243436, МПК: F16K 3/12 - прототип).

Недостатками данной задвижки являются сложность конструкции, значительное усилие вращения маховика, вызванное наличием трущихся материалов со значительным коэффициентом трения в зоне уплотнения штока в крышке.

Задачей изобретения является устранение указанных недостатков и создание конструкции задвижки, применение которой позволит повысить надежность работы задвижки и снизить вращающий момент на маховике для открытия/закрытия задвижки.

Решение указанной задачи достигается тем, что предложенная клиновая задвижка, согласно изобретению, содержит полый корпус с проточной частью и ответными присоединительными местами для присоединения к трубопроводам, запорный механизм, выполненный в виде шибера, имеющего возможность вертикального осевого перемещения перпендикулярно к потоку перекрываемой среды и размещенного внутри корпуса между ответными седлами, установленными в корпусе по обе стороны шибера в его проточной части, причем в верхней части шибера выполнен T-образный паз, крышку корпуса с корпусом подшипников, размещенным на упомянутой крышке, предпочтительно, при помощи резьбы, преимущественно, цилиндрической, причем крышка корпуса и корпус соединены между собой при помощи шпилек через металлическую прокладку, при этом в упомянутой крышке корпуса и крышке подшипников установлен шток, на одном конце которого выполнен выступ в виде буквы Т для взаимодействия с ответным Т-образным пазом в шибере, а на другом конце выполнена резьба и установлен маховик с втулкой, имеющей опорные поверхности, причем во втулке выполнена ответная резьба для установки на шток, при этом уплотнение штока шибера в крышке корпуса выполнено, преимущественно, в виде резинофторопластовой втулки, внутренняя поверхность которой, взаимодействующая со штоком, выполнена из фторопласта, а наружная, взаимодействующая с ответным местом в крышке и фторопластовой втулкой, из резины, при этом упомянутая втулка размещена на штоке в крышке корпуса между двумя металлическими, преимущественно стальными, кольцами, причем одно из колец, предпочтительно оба, выполнено с возможностью осевого перемещения по штоку и фиксируется в заданном положении при помощи гайки, установленной на штоке в крышке корпуса, при этом втулка, на которой размещен штурвал штока, установлена в корпусе подшипников на упорных кольцах, предпочтительно, углепластиковых, размещенных между корпусом подшипников и торцом крышки корпуса, причем гарантированный зазор между поверхностями упомянутых колец и ответными элементами корпуса подшипников и торца крышки корпуса обеспечивается путем установки и фиксации в заданном положении на упомянутой крышке корпуса подшипников, при этом в верхней части упомянутой втулки установлен цилиндр с пазом, в котором установлен с возможностью осевого перемещения, соответствующего осевому перемещению штока, указатель его положения, при этом упомянутые ответные присоединительные места корпуса выполнены в виде отверстия и выступа с резьбой, предпочтительно конической, расположенных соответственно во входной и выходной частях корпуса.

Сущность изобретения иллюстрируется чертежами, где на фиг.1 показан продольный осевой разрез предложенной задвижки, на фиг.2 - место соединения штока и шибера.

Основными составными частями задвижки являются:

1 - полый корпус;

2 - присоединительное отверстие;

3 - выступ;

4 - шибер;

5 - седло;

6 - седло;

7 - T-образный паз шибера;

8 - крышка корпуса;

9 - шпильки;

10 - прокладка;

11 - корпус подшипников;

12 - шток;

13 - T-образный выступ штока;

14 - маховик;

15 - втулка;

16 - резинофторопластовая втулка;

17 - внутренняя поверхность резинофторопластовой втулки;

18 - наружная поверхность резинофторопластовой втулки;

19 - металлическое кольцо;

20 - гайка 20;

21 - втулка;

22 - штурвал;

23 - углепластиковые упорные кольца;

24 - цилиндр;

25 - паз;

26 - указатель положения штока.

Клиновая задвижка содержит полый корпус 1 с проточной частью и ответными присоединительными местами для присоединения к трубопроводам. Ответные присоединительные места корпуса 1 выполнены в виде отверстия 2 и выступа 3 с резьбой, предпочтительно конической, расположенных соответственно во входной и выходной частях корпуса. Запорный механизм выполнен в виде шибера 4, размещенного внутри корпуса 1 между ответными седлами 5 и 6, установленными в корпусе 1 по обе стороны шибера 4. В верхней части шибера выполнен T-образный паз 7. Крышка корпуса 8 и корпус 1 соединены между собой при помощи шпилек 9 через металлическую прокладку 10. На крышке корпуса 8 установлен корпус подшипников 11. В крышке корпуса 8 и корпусе подшипников 11 установлен шток 12, на одном конце которого выполнен выступ 13 в виде буквы T для взаимодействия с ответным T-образным пазом 7 в шибере 4. На другом конце штока 12 выполнена резьба и установлен маховик 14 с втулкой 15. Уплотнение штока 12 шибера 4 в крышке корпуса 8 выполнено виде резинофторопластовой втулки 16, внутренняя поверхность 17 которой, взаимодействующая со штоком 12, выполнена из фторопласта, а наружная 18, взаимодействующая с ответным местом в крышке корпуса 8 и фторопластовой втулкой 17, из резины.

Втулка 16 размещена на штоке 12 в крышке корпуса 8 между двумя металлическими кольцами 19. Одно из колец 19, предпочтительно оба, выполнено с возможностью осевого перемещения по штоку 12 и фиксируется в заданном положении при помощи гайки 20, установленной на штоке 12 в крышке корпуса 8. Втулка 21, на которой размещен штурвал 22 штока 12, установлена в корпусе подшипников 11 на углепластиковых упорных кольцах 23. Гарантированный зазор между поверхностями упомянутых колец 23 и ответными элементами корпуса подшипников 11 и торца крышки корпуса 8 обеспечивается путем установки и фиксации в заданном положении на упомянутой крышке корпуса подшипников 11. В верхней части втулки 21 установлен цилиндр 24 с пазом 25, в котором установлен с возможностью осевого перемещения, соответствующего осевому перемещению штока 12, указатель его положения. Предложенная задвижка работает следующим образом. Клиновая задвижка устанавливается в поток перекрываемой среды при помощи ответных присоединительных мест, выполненных в виде отверстия 2 и выступа 3 с резьбой, расположенных соответственно во входной и выходной частях корпуса.

Задвижка имеет два рабочих положения: «открыто» и «закрыто». Для открытия задвижки необходимо вращать штурвал 22 против часовой стрелки до упора, затем сделать половину оборота в обратную сторону. В этом случае шибер 4 поднимается вертикально вверх и выводится из взаимодействия с ответными уплотняемыми поверхностями седел 5 и 6, установленных в корпусе 1, после чего перекрываемая среда поступает из полости входной части корпуса в его выходную часть. Это положение шибера 4 будет соответствовать состоянию задвижки «Открыто», при этом визуально верхний торец штока 12 находится против риски с надписью «О» на указателе.

Для закрытия задвижки необходимо вращать штурвал 22 по часовой стрелке до упора. В этом случае шибер 4 входит между ответными уплотняемыми поверхностями седел 5 и 6, установленных в корпусе 1, уплотняется по конической поверхности, после чего прекращается движение рабочей среды поступает из полости входной части корпуса в его выходную часть. Это положение шибера 4 будет соответствовать состоянию задвижки «Закрыто», при этом визуально верхний торец штока 12 находится против риски с надписью «З» на указателе.

Уплотнение штока 12 шибера 4 в крышке корпуса 8, выполненное в виде резинофторопластовой втулки 16, внутренняя поверхность 17 которой, взаимодействующая со штоком 12, выполнена из фторопласта, а наружная 18, взаимодействующая с ответным местом в крышке корпуса 8 и фторопластовой втулкой 17, из резины, позволяет снизить трение между уплотняемыми частями, и, тем самым, снизить момент вращения на маховике.

Втулка 16 размещена на штоке 12 в крышке корпуса 8 между двумя металлическими кольцами 19. Поджатие поверхностей втулки к уплотняемым поверхностям штока и корпуса осуществляется за счет перемещения по штоку одного из колец 19. Кольцо 19 воздействует на торец втулки и деформирует втулку в осевом направлении, за счет чего втулка увеличивается в диаметре и поджимается своими поверхностями к уплотняемым поверхностям. Кольцо 19 фиксируется в заданном положении при помощи гайки 20, установленной на штоке 12 в крышке корпуса 8.

Втулка 21, на которой размещен штурвал 22 штока 12, установлена в корпусе подшипников 11 на углепластиковых упорных кольцах 23. Такое исполнение позволяет упростить конструкцию, уменьшить ее габаритные размеры и снизить потери на трение в подшипниковом узле.

Применение предложенного технического решения позволит упростить конструкцию задвижки, снизить вращающий момент на маховике для открытия/закрытия задвижки и, тем самым, улучшить ее эксплуатационные характеристики.

Клиновая задвижка, характеризующаяся тем, что она содержит полый корпус с проточной частью и ответными присоединительными местами для присоединения к трубопроводам, запорный механизм, выполненный в виде шибера, имеющего возможность вертикального осевого перемещения перпендикулярно к потоку перекрываемой среды и размещенного внутри корпуса между ответными седлами, установленными в корпусе по обе стороны шибера в его проточной части, причем в верхней части шибера выполнен T-образный паз, крышку корпуса с корпусом подшипников, размещенным на упомянутой крышке, предпочтительно, при помощи резьбы, преимущественно, цилиндрической, причем крышка корпуса и корпус соединены между собой при помощи шпилек через металлическую прокладку, при этом в упомянутой крышке корпуса и крышке подшипников установлен шток, на одном конце которого выполнен выступ в виде буквы Т для взаимодействия с ответным Т-образным пазом в шибере, а на другом конце выполнена резьба и установлен маховик с втулкой, имеющей опорные поверхности, причем во втулке выполнена ответная резьба для установки на шток, при этом уплотнение штока шибера в крышке корпуса выполнено, преимущественно, в виде резинофторопластовой втулки, внутренняя поверхность которой, взаимодействующая со штоком, выполнена из фторопласта, а наружная, взаимодействующая с ответным местом в крышке и фторопластовой втулкой, из резины, при этом упомянутая втулка размещена на штоке в крышке корпуса между двумя металлическими, преимущественно стальными, кольцами, причем одно из колец, предпочтительно оба, выполнено с возможностью осевого перемещения по штоку и фиксируется в заданном положении при помощи гайки, установленной на штоке в крышке корпуса, при этом втулка, на которой размещен штурвал штока, установлена в корпусе подшипников на упорных кольцах, предпочтительно углепластиковых, размещенных между корпусом подшипников и торцом крышки корпуса, причем гарантированный зазор между поверхностями упомянутых колец и ответными элементами корпуса подшипников и торца крышки корпуса обеспечивается путем установки и фиксации в заданном положении на упомянутой крышке корпуса подшипников, при этом в верхней части упомянутой втулки установлен цилиндр с пазом, в котором установлен с возможностью осевого перемещения, соответствующего осевому перемещению штока, указатель его положения, при этом упомянутые ответные присоединительные места корпуса выполнены в виде отверстия и выступа с резьбой, предпочтительно конической, расположенных соответственно во входной и выходной частях корпуса.



 

Похожие патенты:

Запорный клапан с невыдвижным шпинделем используется в трубопроводной системе. Запорный клапан с невыдвижным шпинделем содержит корпус, колпачок, соединенный с корпусом, шток, затвор и устройство сдвига, причем верхний конец указанного штока соединен с устройством сдвига, а его нижний конец соединен с затвором.

Изобретение относится к области арматуростроения, в частности к шиберным задвижкам, и может быть использовано в качестве запорного органа в трубопроводных системах для поддержания пластового давления при добыче нефти.

Изобретение относится к устройствам и системам для открытия и закрытия задвижки, соединенной либо непосредственно, либо через промежуточный шкив с резервуаром, который может содержать флюид, дистиллят или побочный продукт в виде рыхлых отходов.

Изобретение относится к машиностроению, а именно к арматуростроению, и может быть использовано в качестве запорной арматуры в различных отраслях промышленности, таких как нефтегазодобывающая, нефтегазоперерабатывающая и др.

Изобретение относится к трубопроводной арматуре. .

Изобретение относится к области арматуростроения и предназначено для устьевой арматуры, преимущественно паронагнетательных скважин. .

Изобретение относится к трубопроводной арматуре, в частности к клиновым задвижкам, и может быть использовано в нефтегазодобывающей промышленности. .

Изобретение относится к трубопроводной арматуре и предназначено для использования в затворных узлах. .

Изобретение относится к трубопроводной арматуре, а именно к отключающим устройствам с запорным элементом, совершающим скользящее движение вдоль седловой поверхности между впускным и выпускным каналами, и предназначено для установки на скважинах нефтегазоконденсатных месторождений для регулирования потока транспортируемой среды.

Изобретение относится к трубопроводной арматуре и предназначено для перекрытия потока жидкой или газообразной среды. .

Предлагаемые изобретения относятся к арматуростроению и предназначены для определения герметичности затвора клиновой задвижки без демонтажа ее из трубопровода.

Изобретение относится к машиностроению, а именно к арматуростроению, и может быть использовано в технологических трубопроводах для управления проводимой средой. Узел затвора клиновой задвижки содержит корпус с входным и выходным патрубками с обращенными друг к другу расточками, в которых установлены загерметизированные и закрепленные относительно корпуса седла, взаимодействующие с ответными уплотнительными полями дисков, управляемых посредством выступов с криволинейной поверхностью, размещенных в отверстии обоймы, соединенной со шпинделем.

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к арматуростроению, и может быть использовано в химической, нефтегазодобывающей и других отраслях промышленности.

Изобретение относится к трубопроводной арматуре. .

Изобретение относится к машиностроению, а именно к арматуростроению, и может быть использовано в качестве запорно-регулирующего устройства в напорных трубопроводах различного назначения.

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к трубопроводной арматуре, и может быть использовано в нефтегазодобывающей и других отраслях промышленности.

Изобретение относится к трубопроводной арматуре и может быть использовано в нефтегазодобывающей, нефтехимической, энергетической и других отраслях промышленности.

Изобретение относится к трубопроводной арматуре, в частности к клиновым задвижкам, и может быть использовано в нефтегазодобывающей промышленности. .

Изобретение относится к трубопроводной арматуре, в частности к клиновым задвижкам, и может быть использовано в нефтегазодобывающей промышленности. .

Изобретение относится к трубопроводной арматуре и предназначено для использования в нефтегазодобывающей, нефтехимической, энергетической и других отраслях промышленности.

Изобретение относится к трубопроводной арматуре и предназначено для управления потоком жидкой или газообразной среды высокого давления и температуры. Клиновая задвижка содержит корпус, затвор в виде жесткого клина, контактирующего боковыми поверхностями с седлами, уплотнительные кольца. Боковые поверхности жесткого клина выполнены сферическими, на них подвижно закреплены уплотнительные кольца, контактирующие внутренней конической плоскостью со сферическими поверхностями клина, а внешней плоскостью с седлами. Внутренняя плоскость кольца расположена под углом λ к внешней плоскости кольца. Задвижка снабжена прижимными элементами, которые закреплены в проточках, выполненных на сферических боковых поверхностях клина. Изобретение направлено на повышение герметичности затвора задвижки, снижение возможности задиров уплотнительных поверхностей затвора при открытии под высоким перепадом давления среды и устранение возможности заклинивания затвора в гнезде корпуса путем самоустановки уплотнительных колец без нарушения контакта между уплотнительными поверхностями седел и колец. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.
Наверх