Интегрированная система сбора, контроля, обработки и регистрации полетной информации



Владельцы патента RU 2530701:

Открытое акционерное общество "Научно-производственная корпорация "Иркут" (RU)

Изобретение относится к области авиационной техники и предназначено для реализации на борту самолета функций аудио- и видеонаблюдения, автоматического сбора данных и регистрации. Техническим результатом является повышение надежности и улучшение контролепригодности. Система дополнительно содержит: пульт управления, обеспечивающий функции микшера аудиосигналов от первого и второго ненаправленных зональных микрофонов для последующей передачи и регистрации в переднем и в заднем многоцелевых защищенных бортовых накопителях, а также функции коммутатора сети Ethernet, к которой подключены передний и задний многоцелевые защищенные бортовые накопители, видеокамера, комбинированный блок сбора полетных данных и беспроводной блок передачи данных; по меньшей мере один высокоскоростной канал информационного обмена, по которому передается видеосигнал от многофункциональных индикаторов на комбинированный блок сбора полетных данных для преобразования и последующей передачи через коммутируемую бортовую сеть на передний и задний многоцелевые защищенные бортовые накопители. 5 з.п. ф-лы, 1 ил.

 

Область техники, к которой относится изобретение

Изобретение относится к области авиационной техники и предназначено для использования в бортовых системах сбора, контроля, обработки и регистрации звуковой, речевой и видеоинформации, а также цифровой параметрической информации путем ее записи в защищенных бортовых накопителях самолета.

Уровень техники

Все современные самолеты оборудованы системами, предназначенными для сбора, обработки и анализа полетной информации, позволяющими непрерывно, в течение всего полета, регистрировать элементы траектории полета, действия экипажа, работу техники и сигналы об отказах или нештатных режимах работы как отдельных агрегатов и узлов самолета, так и в самолета целом, а в последующем, в камеральных условиях, обрабатывать и анализировать полетную информацию. Сохранение полетных данных необходимо для возможного использования экипажем во время полета и в случае расследования авиационного происшествия с целью определения причин и предпосылок к нему.

Из уровня техники известен широкий спектр систем сбора, обработки и регистрации полетной информации. Все эти системы объединяет общее свойство: наличие датчиков состояния объекта контроля, преобразующих измеряемую величину в электрический сигнал; коммутаторов, последовательно или в порядке убывания приоритетности соединяющих датчики с каналами передачи информации; преобразователей, кодирующих аналоговую информацию в дискретную; устройств накопления и хранения информации (бортовых накопителей информации).

Из публикации патента US 6735505 В2, МПК G11B 5/02, опубл. 11.05.2004, известна система регистрации полетной информации и речевой информации, содержащая средства мониторинга параметров полета, обнаружения предаварийных ситуаций и передачи данных на наземные станции управления воздушным движением.

Из уровня техники также известна система регистрации событий на борту транспортного средства, в частности самолета (см. публикацию патента US 7356336 В2, МПК H04Q 7/20, опубл. 08.04.2008), содержащая набор модулей, шины связи и беспроводной контроллер, предназначенный для получения и записи текущих данных от модулей с учетом сравнения их с хранящимися в базе данных штатными характеристиками и параметрами этих модулей.

В патенте на полезную модель RU 68725 U1, МПК G06F 3/06, опубл. 27.11.2007 раскрыта система регистрации параметрической полетной информации, содержащая блок сбора полетной информации, соединенный с пультом управления, датчиками, а также с бортовым защищенным накопителем, соединенным с сигнализатором скорости, причем цифровой блок сбора полетной информации соединен с эксплуатационным накопителем полетной информации, соединенным с пультом управления. В этой системе обеспечивается запись параметрической полетной информации в цифровом виде на соответствующем блоке сбора полетной информации, однако при этом в данной системе не предусмотрен сбор и регистрация звуковой, речевой и видеоинформации.

Известна также система отображения и записи полетной информации по заявке US 2011/0125349 А1, МПК B64D 45/00, опубл. 26.05.2011, включающая датчики для сбора данных о состоянии самолета, установленную в кабине видеокамеру для получения визуальной информации, устройство для хранения данных от датчиков и видеокамеры и устройство управления, особенностью которой является автоматическая динамическая настройка разрешения и частоты записи данных от видеокамеры и датчиков в зависимости от скорости и масштабов изменения этих данных.

Из публикации патента US 6721640 В2, МПК G01M 17/00, опубл. 13.04.2004 (см. реферат, фиг.1) известна интегрированная система сбора, контроля, обработки и регистрации полетной информации, которая по совокупности признаков является наиболее близким аналогом настоящего изобретения. Данная система, выбранная в качестве прототипа предлагаемого изобретения, содержит защищенные бортовые накопители параметрической, звуковой и визуальной информации, размещенные в кабине пилотов микрофоны и зональные видеокамеры, коммутируемую бортовую сеть связи, комбинированный блок сбора полетных данных, снабженный входными портами для получения данных от набора датчиков, установленных в самолетных системах и в оборудовании самолета, и выходными портами для передачи данных в защищенные бортовые накопители и в телеметрическое устройство, предназначенное для передачи данных из самолета на наземные технические средства.

В системе, определенной в качестве прототипа, в коммутируемой бортовой сети связи канал информационного обмена выполнен в виде одной транслирующей шины данных ARINC 429, являющейся одной из ряда спецификаций, разработанной Airlines Electronic Engineering Committee, и широко используемой применяемой в авионике.

В соответствии с ARINC 429 определяется спецификация шины передачи данных, обеспечивающей передачу и прием данных между элементами бортового авиационного радиоэлектронного оборудования на одной из трех скоростей: 12,5 Кбит/с, 50 Кбит/с или 100 Кбит/с. Спецификация ARINC 429 определяет также иные параметры, включая тип проводки, уровень электрического напряжения, применяемое кодирование, и распределение меток, установленные форматы дискретных слов данных, а также протоколы передачи файловых данных.

В современном самолете имеется большое количество самолетных систем и самолетного оборудования с множеством разнообразных датчиков, при этом потребности в скорости и объеме информационного обмена с которыми существенно различаются. Использование в решении, определенном в качестве прототипа предлагаемого изобретения, в коммутируемой бортовой сети связи самолета лишь одной транслирующей шины данных, соответствующей спецификации ARINC 429, приводит к ограничению контролепригодности и, как следствие, к снижению надежности и безопасности полета.

Сущность изобретения

Целью изобретения является повышение эффективности эксплуатации самолета и сокращение расходов на его техническое обслуживание и ремонт.

Поставленная цель достигается в интегрированной системе сбора, контроля, обработки и регистрации полетной информации (1), причем система содержит:

размещенные в кабине пилотов по меньшей мере одну зональную видеокамеру (4), а также первый (5) и второй (6) ненаправленные зональные микрофоны;

коммутируемую бортовую сеть (7) для передачи и регистрации в переднем (2) и заднем (3) многоцелевых защищенных бортовых накопителях данных от системы авионики и бортовой системы технического обслуживания, причем упомянутая сеть (7) включает коммутатор (15);

комбинированный блок (8) сбора полетных данных для получения данных от самолетных систем и оборудования, а также подключенный к коммутатору (15) упомянутой сети (7) основным и резервным каналами (16) информационного обмена; причем коммутатор (15) коммутируемой бортовой сети (7) подключен парой основных и резервных каналов (18) информационного обмена соответственно к переднему (2) и к заднему (3) многоцелевым защищенным бортовыми накопителям;

при этом в систему дополнительно введены:

пульт управления (10), обеспечивающий, в частности, функции микшера аудиосигналов от первого (5) и второго (6) ненаправленных зональных микрофонов для последующей передачи и регистрации в переднем (2) и в заднем (3) многоцелевых защищенных бортовых накопителях, а также функции коммутатора сети Ethernet, к которой подключены переднее (2) и заднее (3) многоцелевые защищенные бортовые накопителя, видеокамера (4), а также комбинированный блок (8) сбора полетных данных и беспроводной блок (11) передачи данных, причем беспроводной блок (11) передачи данных подключен к комбинированному блоку (8) сбора полетных данных и обеспечивает беспроводную передачу сохраненных полетных данных от переднего (2) и заднего (3) многофункциональных защищенных бортовых накопителей на наземный пост;

по меньшей мере один высокоскоростной канал (13) информационного обмена, по которому передается видеосигнал от многофункциональных индикаторов на комбинированный блок (8) сбора полетных данных для преобразования и последующей передачи через сеть коммутируемую бортовую сеть (7) на передний (2) и задний (3) многоцелевые защищенные бортовые накопители.

Техническим результатом изобретения является повышение надежности и улучшение контролепригодности интегрированной системы сбора, контроля, обработки и регистрации полетной информации.

Указанный технический результат достигается в предлагаемой интегрированной системе сбора, контроля, обработки и регистрации полетной информации, содержащей размещенные в кабине пилотов по меньшей мере одну зональную видеокамеру (4), а также первый (5) и второй (6) ненаправленные зональные микрофоны; коммутируемую бортовую сеть (7) для передачи и регистрации в переднем (2) и заднем (3) многоцелевых защищенных бортовых накопителях данных от систем авионики и бортовой системы технического обслуживания, причем упомянутая коммутируемая бортовая сеть (7) включает коммутатор (15) сети; комбинированный блок (8) сбора полетных данных для получения по каналу (9) информационного обмена, в варианте реализации изобретения соответствующего спецификации ARINC 429, данных от самолетных систем и оборудования, а также подключенный к коммутатору (15) коммутируемой бортовой сети (7) основным и резервным каналами (16) информационного обмена коммутируемой бортовой сети (7); причем коммутатор (15) коммутируемой бортовой сети подключен парой основных и резервных каналов (18) информационного обмена сети (7) соответственно к переднему (2) и к заднему (3) многоцелевым защищенным бортовым накопителям; при этом в систему дополнительно включены пульт управления (10), обеспечивающий, в частности, функции микшера аудиосигналов от первого (5) и второго (6) ненаправленных зональных микрофонов для последующей передачи и регистрации в переднем (2) и в заднем (3) многоцелевых защищенных бортовых накопителях, а также функции коммутатора сети Ethernet, к которой подключены переднее (2) и заднее (3) многоцелевые защищенные бортовые накопители, видеокамера (4), а также комбинированный блок (8) сбора полетных данных и беспроводной блок (11) передачи данных, причем беспроводной блок (11) передачи данных подключен к комбинированному блоку (8) сбора полетных данных и обеспечивает беспроводную передачу сохраненных полетных данных от переднего (2) и заднего (3) многофункциональных защищенных бортовых накопителей на наземный пост; по меньшей мере один канал (13) информационного обмена, в варианте реализации соответствующий спецификации ARINC 818, по которому передается видеосигнал от многофункциональных индикаторов на комбинированный блок (8) сбора полетных данных для преобразования и последующей передачи через сеть, в варианте реализации соответствующей спецификации ARINC 664 (16, 15, 18), на передний (2) и задний (3) многоцелевые защищенные бортовые накопители.

В одном из вариантов реализации изобретения, линия передачи канала информационного обмена, в варианте реализации соответствующая спецификации ARINC 818, выполнена в виде канала волоконно-оптической линии связи, а линии передачи упомянутой сети Ethernet в варианте реализации выполнены в виде экранированной витой пары (12, 22).

Также, в варианте реализации изобретения, передний (2) и задний (3) защищенные бортовые накопители параметрической, звуковой и визуальной информации соединены с соответствующим устройством (19, 20) бесперебойного электрического питания.

В еще одном варианте исполнения, пульт управления (10) предлагаемой системы встроен в комплексный потолочный пульт в кабине пилотов.

В еще одном из вариантов реализации изобретения, пульт управления (10) содержит порт Ethernet для подключения портативного компьютерного устройства (например, ноутбука или планшетного компьютера) (не показано).

Краткое описание чертежей

В дальнейшем изобретение поясняется конкретными примерами его выполнения со ссылками на прилагаемый чертеж, на котором показана блок-схема интегрированной системы сбора, контроля, обработки и регистрации полетной информации (фиг.1).

Осуществление изобретения

Интегрированная система (1) сбора, контроля, обработки и регистрации полетной информации, показанная на фиг.1, содержит передний (2) многоцелевой защищенный бортовой накопитель параметрической, звуковой и визуальной информации, установленный в носовой части самолета, задний (3) многоцелевой защищенный бортовой накопитель параметрической, звуковой и визуальной информации, размещенный в хвостовой части самолета. Система также содержит установленные в кабине пилотов зональную видеокамеру (4), первый (5) и второй (6) ненаправленные зональные микрофоны, коммутируемую бортовую сеть (7) связи, комбинированный блок (8) сбора полетных данных, подключенный к датчикам, установленным в самолетных системах и в оборудовании самолета, с помощью канала (9) информационного обмена, соответствующего спецификации ARINC 429, линия передачи которого в варианте реализации изобретения выполнена в виде экранированной витой пары, а к пульту управления (10) и беспроводному блоку (11) передачи данных - с помощью канала (12) информационного обмена, соответствующего требованиям сети Ethernet (стандарту IEEE 802.3), линия передачи которого в варианте реализации предлагаемого изобретения выполнена в виде экранированной витой пары.

К комбинированному блоку (8) сбора полетных данных подключены многофункциональные пилотажно-навигационные дисплеи с помощью широкополосного, высокоскоростного канала (13) информационного обмена, соответствующего спецификации ARINC 818, линия передачи которого выполнена в виде волоконно-оптической линии связи, и трехосевой блок (14) датчиков линейного ускорения, а также коммутатор (15) сети связи, соответствующей спецификации ARINC 664, с помощью канала (16) информационного обмена, соответствующего спецификации ARINC 664, линия передачи которого в одном из вариантов реализации изобретения выполнена в виде экранированной витой пары.

Электропитание комбинированного блока (8) сбора полетных данных осуществляется от двукратно резервированного источника (17) постоянного тока.

Защищенные бортовые накопители параметрической, звуковой и визуальной информации 2 и 3 подключены к коммутатору (15) коммутируемой бортовой сети (7) связи, соответствующей спецификации ARINC 664, с помощью двух идентичных каналов информационного обмена 18, в варианте реализации изобретения соответствующих спецификации ARINC 664, линии передачи которых выполнены в виде волоконно-оптической линии связи.

Электропитание первого (2) и второго (3) защищенных бортовых накопителей параметрической, звуковой и визуальной информации осуществляется от сети постоянного тока через переднее (19) и заднее (20) устройства бесперебойного электрического питания накопителей соответственно.

Речевая и звуковая информация от первого (5) и второго (6) ненаправленных зональных микрофонов передается в пульт управления (10), оцифровывается в нем и далее транслируется в передний (2) и задний (3) защищенные бортовые накопители параметрической, звуковой и визуальной информации по соответствующему каналу (21) связи, линии передачи которых в варианте реализации изобретения выполнены в виде экранированной витой пары.

Сигнал от видеокамеры (4) подается в передний (2) и задний (3) защищенные бортовые накопители параметрической, звуковой и визуальной информации через пульт управления (10) по каналам сети Ethernet.

Настоящая интегрированная система сбора, контроля, обработки и регистрации полетной информации, показанная на фиг.1, выполняет следующие функции аудио- и видеонаблюдения, регистрации и автоматического сбора данных, в частности:

- прием и обработку речевой/звуковой информации о переговорах экипажа по каналам внутренней, внешней радиосвязи и зональных микрофонов в кабине экипажа;

- прием сообщений по каналу цифровой связи «борт-земля-борт» в режиме «диспетчер - пилот»;

- прием сигналов видеоизображений от пилотажно-навигационных дисплеев и зональной видеокамеры (4) в кабине экипажа;

- регистрацию аудио- и визуальных данных на твердотельные многоцелевые защищенные бортовые накопители;

- сохранение накопленных полетных данных в случае авиационного происшествия для определения причин и предпосылок к нему.

Для обеспечения перечисленных функции аудио- и видеонаблюдения задействованы следующие блоки, входящие в состав заявленной системы:

- комбинированный блок сбора полетных данных (8);

- передний (2) и задний (3) многоцелевые защищенные бортовые накопители параметрической, звуковой и визуальной информации;

- пульт управления (10);

- первый (5) и второй (6) зональные микрофоны;

- зональная видеокамера (4);

- переднее (19) и заднее (20) устройства бесперебойного питания накопителей.

Временная синхронизация всех параметрических, звуковых и визуальных данных обеспечивается комбинированным блоком (8) сбора полетных данных.

Передний (2) и задний (3) защищенные бортовые накопители предназначены для регистрации:

- информации о переговорах экипажа;

- сообщений, передаваемых по каналам обмена «земля-борт-земля» в режиме «диспетчер-пилот»;

- видеоизображений индикационных форматов от пилотажно-навигационных дисплеев и камеры кабины экипажа.

Передний (2) и задний (3) защищенные бортовые накопители регистрируют следующую информацию:

- сообщения, принимаемые и передаваемые экипажем посредством бортовых связных радиостанций;

- переговоры в кабине пилотов между членами экипажа;

- переговоры в кабине экипажа между членами экипажа по средствам внутренней связи;

- звуковые сигналы опознавания наземных навигационных и посадочных радиосредств, поступающие в наушники членов экипажа или громкоговорители, установленные в кабине экипажа;

- речевые данные оповещения пассажиров членами летного экипажа посредством аппаратуры громкоговорящей связи.

Передний (2) и задний (3) многоцелевые защищенные бортовые накопители являются многоканальными. Регистрируемая накопителями речевая/звуковая информация записывается на носитель в следующем порядке:

- на первый канал - от авиагарнитуры, используемой на рабочем месте первого пилота (не показано);

- на второй канал - от авиагарнитуры, используемой на рабочем месте второго пилота (не показано);

- на третий канал - от авиагарнитуры, используемой на рабочем месте третьего члена экипажа (не показано);

- на четвертый канал - микшированный сигнал от первого (5) и второго (6) ненаправленных зональных микрофонов, установленных в кабине экипажа.

В переднем (2) и заднем (3) предусмотрена регистрация видеоизображений индикационных форматов от пилотажно-навигационных дисплеев, сигнал от которых по каналам обмена данными, соответствующим спецификации ARINC-818, поступает в комбинированный блок (8) сбора полетных данных, где преобразуется для последующей передачи через сеть, соответствующей спецификации ARINC-664, через коммутатор этой сети на передний (2) и задний (3) многофункциональные защищенные бортовые накопители, в которых также регистрируется видеоизображение от видеокамеры (4) кабины экипажа, сигнал от которой через сеть Ethernet подается на пульт управления (10), где преобразуется (компрессируется) и далее через сеть Ethernet передается на упомянутые передний (2) и задний (3) накопители и сохраняется в них.

Режим регистрации данных в переднем (2) накопителях и заднем (3) многоцелевых защищенных накопителях обеспечивается автоматически по следующей заданной логике управления в наземных условиях: включение - до запуска двигателей, отключение - по истечении десяти минут после остановки двигателей, а также непрерывная регистрация в течение всего полета, причем отключение регистрации данных в переднем (2) и заднем (3) многоцелевых защищенных накопителях в полете исключено.

В составе системы предусмотрен пульт управления (10), устанавливаемый на комплексном потолочном пульте в кабине экипажа, обеспечивающий:

- санкционированное удаление аудио- и видеозаписей;

- контрольное прослушивание и просмотр фрагментов записи звуковой информации через авиагарнитуру при проверках переднего (2) и заднего (3) регистраторов;

- просмотр контрольной видеоинформации через подключенный ноутбук (не показано) при проверках переднего (2) и заднего (3) регистраторов;

- предварительное усиление и микширование сигналов от зональных микрофонов со ступенчатой регулировкой усиления выходного сигнала;

- преобразование сигнала от видеокамер в случае их установки в кабине экипажа.

Передний (2) и задний (3) многоцелевые защищенные бортовые накопители установлены в герметичной зоне фюзеляжа в верхней части закабинного и хвостового отсеков и обеспечивают сохранность накопленных полетных данных при неблагоприятных воздействиях разрушающих факторов в случае летного происшествия.

Корпусы переднего (2) и заднего (3) накопителей имеют светоотражающие полосы, ярко-оранжевый цвет и надписи на русском «АВАРИЙНЫЙ РЕГИСТРАТОР» и «НЕ ВСКРЫВАТЬ», продублированные соответственно на английском языке «FLIGHT RECORDER» и «DO NOT OPEN» соответственно. Также на корпусах переднего (2) и заднего (3) накопителей установлены гидроакустические маяки, обеспечивающие обнаружение на глубине под водой.

Передний (2) и задний (3) накопители питаются от неотключаемых шин системы электрического снабжения постоянного тока с номинальным напряжением 28 В. Для обеспечения бесперебойного питания в схеме переднего (2) и заднего (3) защищенных бортовых накопителей параметрической, звуковой и визуальной информации предусмотрены переднее (19) и заднее (20) устройства бесперебойного питания накопителей. Переднее (19) и заднее (20) устройства бесперебойного питания накопителей также обеспечивают ограничение времени регистрации в случае ошибки отключения питания при аварии в течение не более 10 минут.

В твердотельной памяти переднего (2) и заднего (3) защищенных бортовых накопителей параметрической, звуковой и визуальной информации хранится записанная речевая/звуковая и визуальная информация не менее чем о двух последних часах регистрации.

Контроль состояния интегрированной системы сбора, контроля, обработки и регистрации полетной информации в целом и средств регистрации в частности обеспечивается встроенными средствами контроля, с выдачей информации в бортовые системы мониторинга и обслуживания самолета с одновременной регистрацией на защищенных и эксплуатационных бортовых накопителях. Информация по состоянию средств регистрации на монитор бортовой системы технического обслуживания в кабину экипажа в виде страницы и в виде сообщений (инструкций).

Провода цепей питания средств регистрации имеют согласованные автоматы защиты, исключающие их перегрев в случае короткого замыкания.

В предлагаемой интегрированной системе сбора, контроля, обработки и регистрации полетных данных функция регистрации осуществляется с помощью средств регистрации параметрической информации, которые обеспечивают:

- сбор параметрической информации от самолетных систем и оборудования самолета;

- запись на твердотельный бортовой защищенный накопитель обязательных полетных данных в соответствии с действующими требованиями;

- сохранение накопленных полетных данных в памяти защищенного накопителя в случае авиационного происшествия или аварии;

- регистрацию расширенного набора полетных данных и отчетов по выявленным событиям полетного контроля самолета на твердотельные бортовые накопители с быстрым доступом.

К средствам регистрации параметрической информации предлагаемой интегрированной системы сбора, контроля, обработки и регистрации полетных данных относятся комбинированный блок (8) сбора полетных данных, передний (2) и задний (3) защищенные бортовые накопители, трехосевой блок (14) датчиков линейного ускорения, а также блок (11) беспроводной передачи данных.

Комбинированный блок сбора полетных данных (8) в составе средств регистрации обеспечивает прием обязательного набора данных для записи на твердотельный защищенный накопитель; обработку и распределение потоков данных для передачи в защищенный и эксплуатационный бортовые накопители; формирование структуры массивов параметрических данных для регистрации на защищенные бортовые накопители; формирование шкалы времени (с привязкой к астрономическому времени) и передачу ее значений для регистрации на всех накопителях параметрических, звуковых и визуальных данных.

В варианте реализации настоящего изобретения, комбинированный блок (8) сбора полетных данных имеет в своем составе встроенный эксплуатационный легкосъемный накопитель с быстрым доступом и устанавливается в герметичной части фюзеляжа в отсеке бортового радиоэлектронного оборудования.

Электропитание комбинированного блока (8) сбора полетных данных осуществляется от неотключаемых шин системы электрического снабжения постоянного тока с номинальным напряжением 28 В.

Передний (2) и задний (3) многоцелевые защищенные бортовые накопители предназначены для синхронизированной записи параметрических данных и речевой/звуковой/видеоинформации.

Перечень параметрических данных, регистрируемых передним (2) и задним (3) многоцелевыми защищенными накопителями, соответствует действующим нормативным требованиям и включает в себя следующие параметры:

- служебные параметры (астрономическое время, номер самолета, дата полета номер рейса и т.д.);

- параметры, характеризующие движение самолета;

- параметры, характеризующие положение органов управления;

- параметры, характеризующие состояние силовой установки;

- параметры, характеризующие состояние систем и оборудования.

Наземное копирование зарегистрированных в переднем (2) и в заднем (3) многоцелевых защищенных накопителях полетных данных, при эксплуатации на самолете, производится через сетевой интерфейс, соответствующий стандарту группы IEEE 802.3 (стандарт сети Ethernet, обеспечивающий прием и передачу данных на скорости 10 или 100 Mbit/s) с помощью встроенного программного обеспечения, поставляемого производителем упомянутых переднего (2) и заднего (3) многоцелевых защищенных накопителей.

Послеполетная обработка данных переднего (2) и заднего (3) накопителей производится с применением программы анализа безопасности полета летательного аппарата типа "AirFASE®" или аналогичной ей.

Передний (2) и задний (3) многоцелевые защищенные бортовые накопители обеспечивают сохранность накопленных полетных данных при неблагоприятных воздействиях разрушающих факторов в случае летного происшествия в соответствии с требованиями спецификаций TSO-123b, TSO-124b и ED-112.

В твердотельной памяти переднего (2) и заднего (3) накопителей хранится записанная параметрическая информация не менее чем о 25-ти последних часах регистрации данных.

Режим регистрации параметрических данных в переднем (2) и заднем (3) многоцелевых защищенных накопителях обеспечивается автоматически по заданной логике управления. В наземных условиях включение регистрации обеспечивается до запуска двигателей, а отключение - по истечении пяти минут после останова двигателей. В полете данные регистрируются непрерывно в течение всего полета, а отключение регистрации в переднем (2) и заднем (3) многоцелевых защищенных накопителях в полете исключено.

В составе системы предусмотрен пульт управления (10), устанавливаемый на комплексном потолочном пульте в кабине экипажа.

Трехосевой блок датчиков линейного ускорения (14) предназначен для измерения ускорений по осям X, Y, Z с выдачей электрических сигналов в комбинированный блок (8) сбора полетных данных.

Трехосевой блок (14) датчиков линейного ускорения установлен в районе центра масс самолета.

В комбинированном блоке (8) сбора полетных данных также имеется встроенный твердотельный эксплуатационный накопитель с быстрым доступом. Данный эксплуатационный накопитель предназначен для регистрации копии файла обязательных данных переднего (2) и заднего (3) многоцелевых защищенных накопителей и данных с отчетами по полетному контролю информации о состоянии самолета

Данные эксплуатационного накопителя блока 8 могут передаваться по каналам сотовой связи или интерфейс стандарта группы IEEE 802.11 (Wi-Fi) через блок (11) беспроводной передачи данных для наземной обработки компанией-эксплуатантом воздушного судна автоматически или по сигналу из кабины экипажа, при условии выполнения завершения полета, заруливания на стоянку и открытия дверей самолета.

Информация по состоянию средств регистрации выводится на монитор бортовых систем мониторинга и обслуживания самолета в кабину экипажа в виде страницы и в виде сообщений (инструкций).

Провода цепей питания всех блоков заявленной интегрированной сбора, контроля, обработки и регистрации полетных данных имеют согласованные автоматы защиты, исключающие их перегрев в случае короткого замыкания.

Функция автоматического сбора полетных данных обеспечивается за счет аппаратуры автоматического сбора полетных данных, предназначенной для сбора и преобразования параметрической информации от самолетных систем и оборудования для обязательной регистрации на передний (2) и задний (3) многоцелевые защищенные бортовые накопители; сбора и преобразования расширенного набора полетных данных для контроля (мониторинга) состояния самолета;

экспресс-анализа по заданной логике в полете поступающих параметрических данных от самолетных систем и оборудования с выявлением событий отказов, неисправностей и отклонений в их работе;

формирования и передачи выходных данных пакетами с отчетами и параметрами, по выявленным событиям при автоматизированном экспресс-анализе, в сопрягаемое оборудование (ACARS, бортовой принтер, эксплуатационный накопитель с быстрым доступом и систему обслуживания).

Для автоматического сбора полетных данных используется комбинированный блок (8) сбора полетных данных, который обеспечивает прием параметрических данных от самолетных систем и оборудования самолета в виде цифровых сигналов, передаваемых по каналу связи, в варианте реализации изобретения соответствующему спецификации ARINC 429, а также цифровых сигналов, передаваемых по каналу информационного обмена, в одном из вариантов реализации настоящего изобретения соответствующему спецификации ARINC 664.

За счет использования комбинированного блока сбора полетных данных, пульта управления, зональных микрофонов, видеокамер и различных спецификаций каналов передачи данных и каналов информационного обмена, соответствующих потребностям в скорости и объеме информации, получаемой из кабины пилотов, от самолетных систем и самолетного оборудования достигнута высокая контролепригодность и надежность.

Промышленная применимость

Изобретение предназначено для использования в авиационной промышленности при проектировании и изготовлении современных и перспективных пассажирских самолетов, обеспечивающих высокую надежность и безопасность полетов при осуществлении массовых перевозок авиапассажиров в различных условиях.

Все технические средства и обеспечивающее их работу программное обеспечение, применение которых предусмотрено изобретением, разрабатываются и выпускаются как отечественными промышленными предприятиями, так и ведущими компаниями в зарубежных странах.

Предусмотренное изобретением взаимодействие средств реализуется в известных процессах различного назначения в области авиастроения. В процессе изготовления всех устройств, входящих в систему управления общесамолетным оборудованием и самолетными системами, может быть использовано типовое, стандартное промышленное оборудование, известные материалы и комплектующие изделия.

1. Интегрированная система сбора, контроля, обработки и регистрации полетной информации, содержащая
размещенные в кабине пилотов по меньшей мере одну зональную видеокамеру, а также первый и второй ненаправленные зональные микрофоны;
коммутируемую бортовую сеть для передачи и регистрации в переднем и заднем многоцелевых защищенных бортовых накопителях данных от системы авионики и бортовой системы технического обслуживания, причем упомянутая сеть включает коммутатор;
комбинированный блок сбора полетных данных для получения данных от самолетных систем и оборудования, а также подключенный к коммутатору упомянутой сети основным и резервным каналами информационного обмена; причем коммутатор коммутируемой бортовой сети подключен парой основных и резервных каналов информационного обмена соответственно к переднему и к заднему многоцелевым защищенным бортовым накопителям;
отличающаяся тем, что система дополнительно содержит:
пульт управления, обеспечивающий, в частности, функции микшера аудиосигналов от первого и второго ненаправленных зональных микрофонов для последующей передачи и регистрации в переднем и в заднем многоцелевых защищенных бортовых накопителях, а также функции коммутатора сети Ethernet, к которой подключены переднее и заднее многоцелевые защищенные бортовые накопители, видеокамера, а также комбинированный блок сбора полетных данных и беспроводной блок передачи данных, причем беспроводной блок передачи данных подключен к комбинированному блоку сбора полетных данных и обеспечивает беспроводную передачу сохраненных полетных данных от переднего и заднего многофункциональных защищенных бортовых накопителей на наземный пост;
по меньшей мере один высокоскоростной канал информационного обмена, по которому передается видеосигнал от многофункциональных индикаторов на комбинированный блок сбора полетных данных для преобразования и последующей передачи через коммутируемую бортовую сеть на передний и задний многоцелевые защищенные бортовые накопители.

2. Система по п.1, отличающаяся тем, что линия передачи высокоскоростного канала информационного обмена выполнена в виде волоконно-оптической линии связи.

3. Система по п.1, отличающаяся тем, что передний и задний защищенные бортовые накопители параметрической, звуковой и визуальной информации соединены с соответствующим устройством бесперебойного электрического питания.

4. Система по п.1, отличающаяся тем, что линии передачи упомянутой сети Ethernet выполнены в виде экранированной витой пары.

5. Система по п.1, в которой пульт управления встроен в комплексный потолочный пульт в кабине пилотов.

6. Система по п.1, отличающаяся тем, что к упомянутому пульту управления линией передачи сети Ethernet дополнительно подключено портативное компьютерное устройство.



 

Похожие патенты:

Настоящее изобретение относится к компьютерным и сетевым технологиям, а именно к поисковым системам в Интернете. Технический результат - повышение эффективности обнаружения мультимедийных потоков реального времени и сокращение времени на сохранение и поддержание данных в актуальном состоянии.

Группа изобретений относится к вычислительной технике и может быть использована в арифметических процессорах. Техническим результатом является увеличение точности.

Изобретение относится к области вычислительной техники и может быть использовано для перемножения многоразрядных десятичных чисел. Техническим результатом является повышение быстродействия.

Изобретение относится к области вычислительной техники и может быть использовано в КМДП интегральных схемах для реализации арифметических устройств. Техническим результатом является повышение надежности.

Изобретение относится к средствам информатики и вычислительной техники и может быть использовано для синтеза арифметико-логических устройств, для создания быстродействующих и производительных цифровых устройств суммирования и вычитания чисел в двоичной системе счисления в прямых кодах.

Группа изобретений относится к области микроэлектроники и вычислительной технике и может быть использована для построения высокопроизводительных вычислительных систем для обработки потоков данных в режиме реального времени.

Устройство предназначено для реализации любой из четырех простых симметричных булевых функций, зависящих от четырех аргументов - входных двоичных сигналов, и может быть использовано в системах цифровой вычислительной техники как средство преобразования кодов.

Устройство предназначено для реализации любой из пяти простых симметричных булевых функций, зависящих от пяти аргументов - входных двоичных сигналов, и может быть использовано в системах цифровой вычислительной техники как средство преобразования кодов.

Изобретение относится к вычислительной технике и может быть использовано при создании баз данных. Техническим результатом является оптимизация процесса формирования квазиструктурированных моделей фактографического информационного наполнения документов.

Изобретение относится к оборудованию летательного аппарата. Пассажирский самолет содержит двухконтурную систему управления общесамолетным оборудованием и самолетными системами, включающую основные и резервные блоки вычислителей-концентраторов, блоки преобразования сигналов, блоки коммутации и защиты постоянного и переменного электрического тока, взаимодействующие с общесамолетным оборудованием и самолетными системами по каналам информационного обмена.

Многоцелевая аэростатная система ускоренного вывода на заданную высоту состоит из оболочки аэростатной части с полезной нагрузкой, двухкаскадной парашютной системы торможения и стабилизации, комплекта пиропатронов и механических датчиков, устройства доставки аэростатной части в виде ракеты и системы отделения аэростатной части с полезной нагрузкой от ракеты.

Экологический дирижабль для ведения дистанционного экологического мониторинга линейно-протяженных техногенных транспортно-коммуникационных сооружений. Аппаратура, размещенная на дирижабле, содержит приемную антенну (1), приемник (2) GPS-сигналов, приборы (3) дистанционного зондирования земной поверхности и атмосферы, контроллер (4), задающий генератор (5), первый смеситель (8), фазовый манипулятор (6), первый гетеродин (7), усилитель (9) первой промежуточной частоты, первый усилитель (10) мощности, антенный переключатель (11), приемопередающая антенна (12), второй усилитель (13) мощности, второй гетеродин (14), второй смеситель (15), усилитель (16) второй промежуточной частоты, фазовый детектор (17), блок (18) регистрации, колебательный контур (37), узкополосный фильтр (38), амплитудный детектор (39), пороговый блок (40) и ключ (41). Изобретение направлено на повышение избирательности, помехоустойчивости и надежности дуплексной радиосвязи между дирижаблем и исследовательским центром путем подавления ложных сигналов, принимаемых по дополнительным каналам. 3 ил.

Беспилотный летательный аппарат включает опорную раму, к которой снизу жестко присоединены кольцевой обтекатель, двигатель с движителем в виде вентилятора, стойки шасси, закрепленные по периметру опорной рамы, и контейнер с бортовой аппаратурой. Каждая стойка выполнена гибкой, переменной толщины, уменьшающейся к свободному концу. Контейнер прикреплен на опорной раме через амортизаторы. Изобретение направлено на повышение надежности аппарата и работы бортовой аппаратуры при ускорениях и ударах в процессе посадки аппарата. 8 з.п. ф-лы, 4 ил.

Группа изобретений относится к машиностроению. Демпфирующее устройство (1) содержит: поддерживающий корпус (6), элемент (11) с кольцеобразным отверстием (12). Упругое средство расположено между поддерживающим корпусом и элементом. Элемент выполнен с возможностью перемещения относительно поддерживающего корпуса и радиально относительно оси (А) между первым и вторым положением при изгибе вала относительно оси. Элемент устанавливается в первое положение при пересечении отверстия свободно валом. Элемент устанавливается во второе положение при взаимодействии с валом. Скорость вращения вала во втором диапазоне содержит по меньшей мере одну критическую скорость вала. Стержень выполнен с возможностью перемещения совместно с элементом радиально относительно оси. Плита выполнена за одно целое со стержнем и поперек него. Упругое средство расположено между стержнем и поддерживающим корпусом. Упругое средство содержит первую пружину и вторую пружину. Первая пружина расположена между первым участком поддерживающего корпуса и выступом элемента. Вторая пружина расположена между плитой и вторым участком поддерживающего корпуса. Привод содержит вал, работающий во втором диапазоне скоростей вращения. Воздушное судно содержит привод. Достигается улучшение гашения изгибных колебаний вала. 3 н. и 7 з.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к средствам управления и наблюдения за состоянием изделий, в т.ч. служебных систем (СС) летательного аппарата (ЛА). Способ включает сравнение коэффициента готовности (Кгтр) с его пороговым уровнем. Для каждой из СС ЛА формируют необходимый набор диагностических компонентов из нейросетевой аналитико-имитационной модели (НСМ) СС, контроллера отклонений параметров (КОП) сигналов СС, контроллера анализа технического состояния (КАТС) СС и контроллера формирования массива диагностических признаков (КФДП) СС. Входные сигналы подают одновременно на входы СС и НСМ. Выходные сигналы этих систем подают на входы КОП СС, где вычисляют разности сигналов. Последние передают на входы КАТС, где вычисляют частные коэффициенты устойчивости (Кучk). Значения Кучk передают на входы КФДП, где вычисляют значения Кгтр и др. показателей надежности, безотказности, долговечности и т.д. (пользуясь рекомендациями и формулами ГОСТ 27002-89 и ГОСТ Р 53111-2008). Формируют из вычисленных значений массив диагностических признаков, который записывают в буферную память КФДП. Техническим результатом изобретения является обеспечение наиболее полного диагностирования всех служебных систем ЛА. 1 ил.

Изобретение относится к области авиационной техники и касается диагностики механических свойств конструкций летательного аппарата, выполненных из полимерных композиционных материалов (ПКМ), в частности касается защиты от поражения молнией. Панель из ПКМ содержит обшивку, состоящую из молниезащитного покрытия и слоев углеткани, чередующихся со слоями из полимерного связующего, продольные стрингеры трапециевидного сечения. Стрингеры образованы с внутренней стороны обшивки пенопластовыми вкладышами. Молниезащитное покрытие расположено в верхнем слое обшивки и состоит из равнопрочной углеткани сатинового или саржевого плетения с металлическими включениями на основе посеребренной меди, вплетенными в структуру ткани, пропитанной полимерным связующим, содержащим углеродные наночастицы. Причем в структуру панели интегрированы оптоволоконные сенсорные элементы на основе брэгговских решеток. Достигается повышение стойкости панели к динамическим и тепловым нагрузкам после воздействия тока молнии в зоне смещающихся разрядов, обеспечение непрерывного мониторинга технического состояния и своевременного обнаружения и принятия решения о возможности безопасной эксплуатации панели вследствие механического и температурного воздействия разряда молнии. 2 ил.

Группа устройств относится к способу и устройству регистрации телеметрической информации беспилотного летательного аппарата (БПЛА). Для регистрации телеметрической информации передают сигналы с функциональных групп датчиков, а также телеметрическую информацию от составных частей БПЛА аппарата в модуль обработки сигналов, где сигналы усиливают, оцифровывают и передают на модуль передачи телеметрической информации, а телеметрическую информацию обрабатывают и записывают на съемный запоминающий модуль для анализа и дальнейшей обработки. Устройство для регистрации телеметрической информации содержит не менее трех функциональных групп датчиков, модуль передачи телеметрической информации, интерфейсный модуль, средство передачи телеметрической информации на наземную телеметрическую станцию. Интерфейсный модуль состоит из модуля обработки сигналов, съемного запоминающего модуля и средства для преобразования кадра. Модуль обработки сигналов содержит усилитель и преобразователь сигналов. Обеспечивается повышение объема и достоверности получаемой телеметрической информации, скорость ее обработки и уменьшение веса БПЛА. 2 н. и 3 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к авиационной технике. Устройство защиты авиационного бортового самописца содержит прочную несгораемую наружную оболочку (3, 4), эластичные элементы (7), на которых подвешен корпус «черного ящика» (1), подушки безопасности (6) автомобильного типа с пиропатронами, размещенные внутри оболочки (3, 4). Пиропатроны выполнены с возможностью срабатывания в течение сотых долей секунды при ударе, активации заряда и заполнения подушек безопасности инертным газом под давлением 1,0 МПа. Изобретение обеспечивает возможность сохранения записи полетной информации в случае катастрофы. 2 н.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к области сельского хозяйства. Предложено устройство для опыления растений. Устройство включает управляемый малый беспилотный летательный аппарат, видеокамеру, группу пропеллеров на подвеске, систему контактного сбора и перемещения пыльцы перед группой пропеллеров. Система контактного сбора и перемещения пыльцы выполнена в виде смонтированной на дополнительной подвеске горизонтальной цилиндрической щетки с электроприводом и упругими щетинками из полиэтилена, а также гребенки пластин из полистирола. Изобретение обеспечивает повышение урожайности, за счёт эффективного опыления насекомоопыляемых растений без их повреждения. 4 ил.

Экологический дирижабль содержит корпус с несколькими отсеками, заполненными несущим газом легче воздуха, гондолу с двигателями, топливные баки, кабину управления, салоны для экипажа, приборы дистанционного зондирования земной поверхности и атмосферы, откидные и выносные устройства - пробоотборники и лабораторное оборудование для анализа воздуха, грунта и растительности, спутниковую навигационную аппаратуру, аппаратуру оперативной двусторонней связи. Аппаратура оперативной двухсторонней связи на дирижабле и в каждом исследовательском центре содержит фазовый детектор, блок регистрации, приемную антенну, приемник GPS-сигналов, контроллер, приборы дистанционного зондирования земной поверхности и атмосферы, фазовый манипулятор, задающий генератор, два смесителя, два гетеродина, усилитель первой промежуточной частоты, два усилителя мощности, антенный переключатель, фильтр нижних частот, перемножитель, фазовращатель на 90°, соединенные определенным образом. Обеспечивается эффективность радиосвязи между дирижаблем и исследовательским центром. 2 ил.
Наверх