Форкамера двигателя внутреннего сгорания



Форкамера двигателя внутреннего сгорания
Форкамера двигателя внутреннего сгорания
Форкамера двигателя внутреннего сгорания
Форкамера двигателя внутреннего сгорания
Форкамера двигателя внутреннего сгорания
Форкамера двигателя внутреннего сгорания

 


Владельцы патента RU 2531834:

Болотин Николай Борисович (RU)

Изобретение относится к двигателям внутреннего сгорания. Форкамера двигателя внутреннего сгорания содержит корпус, резьбовое отверстие для установки свечи зажигания, резьбовой участок для вворачивания форкамеры в головку цилиндров, камеру воспламенения цилиндрической формы, днище с отверстиями в нем, при этом днище выполнено сферическим, а общая площадь отверстий выполнена больше площади поперечного сечения камеры воспламенения. Днище выполнено в форме полушара. Отверстия выполнены радиальными, цилиндрической, конической формы с расширением в сторону выхода. Изобретение обеспечивает более надежное зажигание при запуске двигателя при низких температурах, более полное сгорание топливовоздушной смеси, и повышение надежности. 5 з.п. ф-лы, 6 ил.

 

Изобретение относится к форкамерам, устанавливаемым на свечи зажигания, в частности, к улучшенной форкамере, которая способна значительно улучшить эффективность распространения факела зажигания и эффективность сжигания топлива при использовании в двигателе внутреннего сгорания - ДВС, как карбюраторных, так и инжекторных и дизельных, а также в роторных двигателях, газопоршневых и других типах двигателей и в энергетических установках.

Предшествующий уровень техники

Обычно боковой заземленный электрод свечи зажигания изогнут и имеет L-образную форму, будучи перпендикулярным к направлению осевого центрального электрода так, чтобы поперечное сечение разрядной части, так называемой «минифоркамеры», обращенной к осевому центральному электроду, было прямоугольным.

Когда возникает искровой разряд свечи зажигания, искра появляется между осевым центральным электродом и концевой разрядной частью заземленного электрода, расположенной ниже осевого центрального электрода. Газовая смесь в искровом промежутке, сформированном этими электродами, воспламеняется за счет искры так, что сжатая газовая смесь воспламеняется сначала в «минифоркамере» между электродами, а потом горизонтально истекающий факел воспламеняет остальную ТВС. В обычных конструкциях высокое давление газа, вызванное воспламенением, может быть заблокировано концевой разрядной частью так, что эффект распространения горения на воздушно-топливную газовую смесь в камере сгорания является недостаточно хорошим. А запуск двигателя при отрицательных температурах вообще вызывает затруднение из-за охлаждения воспламеняющего факела от холодных металлических частей головки цилиндра.

Когда остаточный углерод (продукт неполного сгорания топливовоздушной смеси - ТВС) остается в искровом промежутке между электродами, то углерод может накапливаться и изменяться от фазы частиц до фазы соединения на поверхностях электродов так, что между электродами может возникнуть короткое замыкание. В таком состоянии, даже при подаче напряжения, искра может не возникать, что ведет к серьезным проблемам вплоть до остановки двигателя или выпуску топливовоздушной смеси через выхлопную трубу без сгорания. Когда несгоревшая газовая смесь выпускается в выхлопную трубу, часто проявляется эффект обратной вспышки, при этом проявляется аварийный эффект и снижается эффективность сгорания. Выход из строя одного из нескольких цилиндров может длительное время оставаться без внимания, что приведет к поломке двигателя из-за дисбаласа роторных частей.

Во время работы ДВС из-за коррозии могут появиться трещина на конце осевого центрального электрода, что приводит к возникновению критического повреждения. Срок службы свечи зажигания может снизиться из-за такого дефекта.

Известна свеча зажигания по патенту РФ на изобретение №2366053, МПК Н01Т 13/20, опубл. 27.08.2009 г. Эта свеча зажигания содержит центральный электрод и боковой электрод цилиндрической формы, между ними образуется «минифоркамера». Искровой разряд осуществляется на цилиндрическую стенку, а выход продуктов сгорания осуществляется в кольцевой зазор.

Недостатки этой свечи - возможное засорение кольцевого зазора, из-за отложения твердых частиц продуктов сгорания на обоих электродах, особенно при работе на обогащенной смеси.

Известна свеча зажигания по патенту РФ на изобретение №2366052, МПК Н01Т 13/00, опубл. 27.08.2009 г. Эта свеча содержит центральный электрод и Г-образный боковой электрод, плоскость которого скручена по длине для создания вихревого движения продуктов сгорания.

Недостаток - плохой запуск двигателя при отрицательных температурах.

Известна свеча зажигания по патенту РФ на изобретение №2360342, МПК Н01Т 13/54, опубл. 27.06.2009 г.

Эта свеча содержит центральный и боковой электроды и две форкамеры, установленные последовательно.

Недостатки: конструктивная сложность свечи, ее большие осевые габариты и высокая стоимость.

Известно, что для бесперебойной работы свечи зажигания нижняя часть изолятора (тепловой конус) должна иметь температуру примерно 500-600°С. При температуре ниже указанной на свече образуется слой нагара и она начинает работать с перебоями. Недостаточная температура нагрева изолятора и электродов свечи особенно сильно проявляется при запуске холодного двигателя в условиях отрицательных температур, когда пары топлива частично конденсируются и надежность воспламенения смеси обусловлена не только ее ионизацией, но и нагревом прилегающего к электродам объема газа. Для повышения надежности работы системы зажигания в условиях отрицательных температур применяют свечи с принудительным электроподогревом.

Известна, например, свеча зажигания, содержащая металлический корпус, изолятор и нагревательный элемент, размещенный в кольцевой проточке, выполненной на боковой стенке изолятора, в его части, закрытой корпусом по А.С. СССР №1802382, МПК Н01Т 13/00, опубл. 1993 г.

Недостатком такой конструкции является то, что нагревательный элемент может быть встроен в свечу только при ее изготовлении. Однако актуальной является также задача модернизации уже изготовленных свечей.

Известна свеча зажигания, содержащая «минифоркамеру» по патенту РФ на изобретение №2356145, МПК Н01Т 13/20, опубл. 20.05.2009 г.

Эта свеча зажигания содержит осевой центральный электрод для искрового разряда и боковой заземленный электрод, находящийся напротив осевого центрального электрода относительно искрового промежутка, с круглой частью в плане, имеющей центральное круглое отверстие, выполненное на разрядном конце бокового округлого электрода. При этом свеча зажигания включает множество спиральных выступов, которые выступают из внутренней стороны круглой части в направлении центрального круглого отверстия так, чтобы сформировать турбулентный поток в газовой смеси, когда газ, сжатый во время хода сжатия, подается в искровой промежуток через центральное круглое отверстие. Техническим результатом является улучшение эффективности распространения искры за счет обеспечения лучшего смешивания в искровом промежутке между электродами, обеспечение функции генерации турбулентного потока, а также увеличение силы воспламенения.

Недостатки этого устройства: низкая эффективность искрового разряда, обусловленная несоответствием формы, размером и взаимным расположением электродов, оптимальным для электрического разряда в газовом промежутке. Недостатком является то, что площадь центрального отверстия выполнена меньше площади поперечного сечения центрального электрода. Это дает несколько отрицательных результатов:

Закручивающее устройство малоэффективно и не выполняет своей функции по двум причинам:

- средства закрутки имеют очень маленькую высоту (из-за небольшого диаметра отверстия) и, располагаясь в пределах пограничного слоя потока, не влияют на характер движения основной массы потока, истекающего из отверстия,

- закрутка осуществляется в горизонтальной плоскости, что не способствует внедрению факела в значительный объем камеры сгорания цилиндра ДВС, который обычно располагается ниже свечи.

Кроме того, этому техническому решению присущи еще несколько недостатков:

- отверстие малого диаметра легче забивается продуктами неполного сгорания ТВС,

- отверстие выполняет роль выходного сопла «минифоркамекры» и при малой площади отверстия мощность факела незначительная и не может обеспечить запуск ДВС при отрицательных температурах. Роль второго сопла выполняют боковые зазоры между центральным и боковым электродами, но истекающие из них вдоль головки непрогретого цилиндра продукты сгорания резко охлаждаются и не могут воспламенить весь объем камеры сгорания цилиндра. Традиционно применяемый способ запуска с обогащением ТВС приводит к перерасходу топлива, износу поршневой системы ДВС и к отложению копоти па электродах.

Известен воспламенитель по патенту РФ на изобретение №2169885, МПК F23Q 9/00, опубл. 27.06.2001 г.

Признаки, общие с предложенным техническим решением: корпус форкамеры, полость воспламенения и отверстия подачи ТВС в форкамеру и выброса факела.

Недостатки прототипа: большие габариты. Вес и конструктивная сложность из-за наличия большого количества деталей. В то же время при уменьшении габаритов форкамеры она не будет выполнять своей основной функции; надежно воспламенять ТС (топливовоздушную смесь.).

Известна форкамера ДВС по патенту РФ на полезную модель №16, МПК F02B 19/16, опубл. 25.06.1994 г.

Выносная форкамера для двигателя внутреннего сгорания с движущимся потоком топлива на воздушной смеси, содержащая корпус, полость со свечой зажигания и переходной канал, отличающаяся тем, что в сопло переходного канала помещена пластина-завихритель, закрученная на угол поворота (1/2)*пи - (2/3)*пи рад (90-120°).

Недостаток - сложность конструкции.

Известна форкамера ДВС по св. РФ на полезную модель №60635, МПК F02D 19/10, опубл. 27.01.2007 г.

Вихревая форкамера двигателя внутреннего сгорания по этому патенту содержит цилиндрический корпус с наружной и внутренней резьбами, внутренней полостью, нижним отверстием и боковыми факельными каналами, при этом боковые факельные каналы имеют три угла отклонения в пространстве форкамеры. Нижнее и боковые отверстия расположены на коническом днище.

Недостаток - низкая эффективность форкамеры, вследствие того, что суммарная площадь отверстий меньше площади поперечного сечения камеры воспламенения. Это приводит к дросселирования при заполнении камеры ТВС и уменьшение ее дозы и мощности факелов воспламенения. Увеличение площади отверстий технически не осуществимо из-за того, что это приведет к выступанию конического днища внутрь цилиндра двигателя внутреннего сгорания.

Известна форкамера ДВС по патенту РФ на полезную модель №30397, МПК F02B 19/00, опубл. 27.06.2003 г., прототип.

Форкамера двигателя внутреннего сгорания содержит полость (камеру воспламенения), осевой факельный канал и боковые факельные каналы, выполненные под углом к продольной оси, боковые факельные каналы в плане выполнены под углом к радиусам, проходящим через ось форкамеры, и расположены на коническом днище. Коническое днище имеет большой угол при вершине от 60 до 90 град, т.к. при малых углах его длина будет велика и возможно задевание поршня в верхней мертвой точке. Так как длина конического днища ограничена, то ограничено и количество отверстий и их площадь. Кроме того, углы установки всех боковых отверстий одинаковые, что ограничивает диаметр общего воспламеняющего факела. Эффект закрутки недостаточен, так как объем форкамеры составляет менее 1% от объема цилиндра ДВС и весь объем ТВС в полости цилиндра невозможно закрутить.

Недостаток этого технического решения: низкая эффективность форкамеры, вследствие того, что суммарная площадь отверстий меньше площади поперечного сечения камеры воспламенения. Это приводит к дросселированию при заполнении камеры ТВС и уменьшению ее дозы и, как следствие, мощности факелов воспламенения.

Задачей создания изобретения, соответствующей достигнутому техническому результату, является создание простого воспламенителя малых габаритов, обеспечивающего более надежное зажигание при запуске ДВС особенно при низких температурах, более полное сгорание ТВС и надежность.

Решение указанных задач достигнуто в форкамере двигателя внутреннего сгорания, содержащей корпус, резьбовое отверстие для установки свечи зажигания, резьбовой участок для вворачивания форкамеры в головку цилиндров, камеру воспламенения цилиндрической формы и днище с отверстиями в нем, отличающийся тем, что днище выполнено сферическим, а общая площадь отверстий выполнена больше площади поперечного сечения камеры воспламенения. Днище может быть выполнено в форме полушара. Отверстия могут быть выполнены радиально. Отверстия могут быть выполнены цилиндрической формы. Отверстия могут быть выполнены конической формы с расширением в сторону выхода. Отверстия могут быть выполнены с перекрытием.

Сущность изобретения поясняется на чертежах фиг.1…6, где

- на фиг.1 представлена форкамера,

- на фиг.2 приведен порядок сборки форкамеры и свечи зажигания,

- на фиг.3 приведено цилиндрическое отверстие,

- на фиг.4 приведено коническое отверстие,

- на фиг.5 приведен вид А,

- на фиг.6 приведен вид В.

Форкамера ДВС (фиг.1…6) содержит корпус 1 с резьбовым отверстием 2 для установки свечи зажигания, резьбовой участок 3 для вворачивания форкамеры в головку цилиндров, камеру воспламенения 4 цилиндрической формы, днище 5 сферической формы с отверстиями 6 в нем. При этом общая площадь отверстий 6 выполнена больше площади поперечного сечения камеры воспламенения 4.

В корпус форкамеры 1 ввернута свеча зажигания 7. Сам корпус 1 ввернут в головку цилиндров 8.

Отверстия 6 выполнены радиально (фиг.1). Отверстия 6 могут быть выполнены цилиндрической формы (фиг.3). Отверстия 6 могут быть выполнены конической формы с расширением в сторону выхода (фиг.4).

Отверстия 6 могут быть выполнены с перекрытием (фиг.5 и 6) для увеличения проницаемости днища 5 (степени перфорации).

Работа устройства

При работе форкамеры, например, в составе ДВС (фиг.1…6), в состав которого входит воспламенитель, после впрыска ТВС (топливовоздушной смеси) ее часть через отверстие 6 попадает в камеру воспламенения 4.

В цикле «рабочий ход» продукты сгорания, имеющие очень высокую температуру, с огромной скоростью выбрасываются из камеры воспламенения 4 через отверстия 6 в полость камеры сгорания цилиндра ДВС и воспламеняют весь заряд ТВС, имеющийся в ней. При этом, за счет того, что общая площадь отверстий 6 больше, чем площадь поперечного сечения камеры воспламенения 4, отверстия 6 не дросселируют поток ТВС при его поступлении в камеру воспламенения 4. Вследствие этого заряд ТВС в камере воспламенения 4 возрастает. В цикле рабочий ход из-за большей общей площади отверстий 6 по сравнению с прототипом мощность воспламеняющего факела возрастает.

Сферическая форма днища (в виде полушара) позволяет разместить на нем максимально количество отверстий при минимальном выступании форкамеры внутрь цилиндра ДВС. Кроме того, на сферической поверхности можно расположить отверстия под любым углом к оси форкамеры.

Такая организация процесса воспламенения ТВС обеспечит 100% воспламенение даже в самых плохих условиях при низкой температуре и высокой влажности. Также этот подход может быть применен на двигателях, работающих на криогенных топливах: водороде и сжиженном природном газе. Для воспламенения криогенного топлива, имеющего очень низкую температуру, не понадобится значительно увеличивать мощность свечи зажигания. Особенно хорошо этот эффект будет проявляться на двигателях большой мощности.

В итоге применение изобретения позволит:

- уменьшить осевые габаритные размеры форкамеры,

- упростить конструкцию системы зажигания за счет уменьшения числа деталей при объединении свечи зажигания и форкамеры,

- улучшить зажигание при запуске непрогретого двигателя, особенно при отрицательных температурах, за счет подогрева центрального электрода,

- уменьшить расход топлива за счет его более полного сгорания, обеспеченного более четким воспламенением ТВС в камере сгорания ДВС мощным факелом форкамеры.

- снизить эмиссию вредных веществ, вследствие полного сгорания топлива,

- увеличить ресурс работы свечи за счет очистки от копоти ее электродов,

- значительно увеличить ресурс свеч и исключить обгорание их электродов

1. Форкамера двигателя внутреннего сгорания, содержащая корпус, резьбовое отверстие для установки свечи зажигания, и резьбовой участок для вворачивания форкамеры в головку цилиндров, камеру воспламенения цилиндрической формы, днище с отверстиями в нем, отличающаяся тем, что днище выполнено сферическим, а общая площадь отверстий выполнена больше площади поперечного сечения камеры воспламенения.

2. Форкамера двигателя внутреннего сгорания по п.1, отличающаяся тем, что днище выполнено в форме полушара.

3. Форкамера двигателя внутреннего сгорания по п.1 или 2, отличающаяся тем, что отверстия выполнены радиальными.

4. Форкамера двигателя внутреннего сгорания по п.1 или 2, отличающаяся тем, что отверстия выполнены цилиндрической формы.

5. Форкамера двигателя внутреннего сгорания по п.1 или 2, отличающаяся тем, что отверстия выполнены конической формы с расширением в сторону выхода.

6. Форкамера двигателя внутреннего сгорания по п.1 или 2, отличающаяся тем, что отверстия выполнены с перекрытием.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к способам и устройствам для воспламенения топлива и может быть использовано для зажигания скоростных потоков горючих смесей в различных технологических устройствах и энергетических установках, в частности в импульсно-детонационных двигателях летательных аппаратов.

Форкамера // 2259491

Изобретение относится к двигателестроению, конкретно к форкамерам газовых двигателей внутреннего сгорания. .

Изобретение относится к машиностроению, а именно к двигателестроению, и может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания. .

Изобретение относится к двигателестроению, более конкретно, к поршневым двигателям внутреннего сгорания с воспламенением от электрической искры, с улучшенными экономическими и экологическими характеристиками и используемыми, прежде всего, на автомобильном транспорте.

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к газовым двигателям внутреннего сгорания стационарного и транспортного назначения и может быть использовано как в наземном, так и в морском, и речном транспорте.

Изобретение относится к дизелям с предкамерой. .
Наверх