Дорожная конструкция

Изобретение относится к дорожным конструкциям для повышения эффективности осушения грунтовых оснований дорожных одежд под дренирующим слоем в пределах дорожной одежды и обочин земляного полотна и может быть использовано для сохранения стабильной прочности в периоды переувлажнения путем увеличения поперечного уклона поверхности грунтового основания преимущественно до 70‰ (промилле) по сравнению с известным уклоном. Технический результат: обеспечение стабильной прочности и долговечности дорожной конструкции в периоды переувлажнения путем сокращения пути фильтрации воды в дренирующем слое и времени увлажнения грунтового основания. Дорожная конструкция, размещенная на земляном полотне, имеющем проектный продольный уклон и поперечный уклон от 10 промилле до 50 промилле (от 10‰ до 50‰), включает дренирующий слой, основание и покрытие. При этом при продольных уклонах земляного полотна свыше 10‰ поперечный уклон грунтового основания дорожной одежды увеличен от более 50‰ до 70‰. 2 ил.

 

Изобретение относится к дорожным конструкциям для повышения эффективности осушения грунтовых оснований дорожных одежд под дренирующим слоем в пределах дорожной одежды и обочин земляного полотна и может быть использовано для сохранения стабильной прочности в периоды переувлажнения путем увеличения поперечного уклона поверхности грунтового основания преимущественно до 70‰ (промилле) по сравнению с известным уклоном.

Известна дорожная конструкция, включающая слои покрытия, основания, дренирующий слой, уложенный на грунтовое основание земляного полотна на всю его ширину с поперечным уклоном грунтового основания от оси к обочинам 30-40 ‰ [1].

Недостатком такой конструкции является то, что при поперечном уклоне грунтового основания дорожной одежды 30-40 ‰ осушение дренирующего слоя и грунтового основания является недостаточно эффективным вследствие значительного пути фильтрации воды в дренирующем слое под углом к оси дороги, которая увлажняет грунтовое основание на большой площади и на большее время, снижая тем самым механическую прочность дорожной одежды.

Известна дорожная конструкция, в которой поверхность грунтового основания планируется под односкатный или двускатный профиль с уклоном к бровке 20-40‰ с допустимым отклонениями ± 10‰, т.е. максимальный поперечный уклон составляет в диапазоне от 10 до 50 ‰ [2].

Недостатком такой конструкции является то, что при осушение дренирующего слоя и грунтового основания при нормативных поперечных уклонах 20-40‰ не является достаточно эффективным вследствие значительного пути фильтрации воды в дренирующем слое под углом к оси дороги, при этом вода увлажняет грунтовое основание на большой площади и на большее время, снижая тем самым механическую прочность дорожной конструкции.

Задачей изобретения является обеспечение стабильной прочности дорожной конструкции в периоды переувлажнения путем сокращения пути фильтрации воды в дренирующем слое и времени увлажнения грунтового основания.

Для достижения указанной задачи дорожная конструкция включает покрытие, основание, дренирующей слой, уложенный на ширину земляного полотна с поперечным уклоном от оси к обочинам 20-40‰, поперечный уклон поверхности грунтового основания дорожной одежды выполнен от более 50‰ до 70‰.

В периоды переувлажнения дорожной конструкции осушение грунтового основания осуществляется путем фильтрации воды в дренирующем слое в продольном и поперечном направлениях. Продольные уклоны имеют разные значения, величины которых установлены положением проектной линии продольного профиля земляного полотна. Поперечный уклон грунтового основания дорожной одежды нормирован и установлен величиной 20-40%о.

За счет продольного и поперечного уклонов грунтового основания вода фильтруется в дренирующем слое под некоторым углом к оси дороги. Чем больше поперечный уклон, тем больший угол и короче путь фильтрации воды и под дорожной одеждой и под обочинами и меньше время и площадь обводнения грунтового основания.

При проектировании городских дорог выполняют вертикальную планировку методом проектных горизонталей [3, с.142, 143]. «Углы наклона горизонталей в плане по отношению к оси проезжей части улицы зависят от величины поперечного уклона. Результирующим уклоном на проезжей части, по направлению которого осуществляется сток поверхностных вод (перпендикулярно к направлению горизонталей), будет равнодействующая продольного и поперечного уклона. Горизонтали примыкают к оси улицы под углом α, тангенс которого равен отношению продольного уклона iпр к поперечному уклону iпоп» [3, с.143, 4-й абзац снизу].

Для определения пути фильтрации воды от оси дороги до бровки грунтового основания рассматриваются прямоугольные треугольники СЕК и МЕК, из которых по известным величинам определяются: угол a; длина горизонтали ЕК и длина пути фильтрации ME (me) (см фиг.1 и 2).

Принимая Вгр.о.=7,0 м, поперечный уклон iгр.о.=30; 50 и 70‰, продольный уклон 10‰, была получена длина пути f фильтрации воды соответственно: 7,38; 7,14 и 7,07 м. Для продольного уклона 50‰ длина пути фильтрации f=13,70; 9,90 и 8,60 м. Для продольного уклона 70 промилле f=17,75; 12,04 и 9,90 м. Чем больше продольный уклон и меньше поперечный, тем больше длина пути фильтрации. При поперечном уклоне 40‰ и продольном 50‰ f=11,20, а при iгр.о.=70‰ и iпр=50‰ f=8,60 м, т.е. разница составляет 2,60 м. При большем продольном уклоне эта разница еще больше. С уменьшением продольного уклона значение величин пути фильтрации снижается.

Реальный уклон фильтрационного потока (iф.п.) зависит от поперечного и продольного уклонов как равнодействующая этих уклонов [3, с.143, 4-й абзац снизу].

Таким образом, предлагаемая дорожная конструкция с поперечным уклоном грунтового основания дорожной одежды от более 50‰ до 70‰ позволяет сократить путь фильтрации воды по грунтовому основанию и время обводнения грунтового основания, тем самым обеспечить стабильную прочность конструкции в периоды переувлажнения и долговечность.

Литература

1. Дорожная конструкция. RU 2035536 С1, Е01С3/06, 20.05.1995

2. Руководство по сооружению земляного полотна автомобильных дорог. Минтрансстрой. - М.: Транспорт, 1982 -160с. с.36, п.4.3, с.108, п.13.31.

3. Дубровин Е.Н., Ланцберг Ю.С.Изыскания и проектирование городских дорог. - М.: Транспорт, 1981. - 471 с. С.142, 143.

Дорожная конструкция, размещенная на земляном полотне, имеющем проектный продольный уклон и поперечный уклон от 10 промилле до 50 промилле (от 10‰ до 50‰), включающая дренирующий слой, основание и покрытие, отличающаяся тем, что при продольных уклонах земляного полотна свыше 10‰ поперечный уклон грунтового основания дорожной одежды увеличен от более 50‰ до 70‰.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к строительству автомобильных дорог. К сваям 2 прикреплены железобетонные плиты 3, установленные на грунте земельного полотна 1.

Изобретение относится к области дорожного строительства и может быть использовано при реконструкции земляного полотна с целью борьбы с просадкой дорожного основания и морозным пучением проблемных участков дороги без остановки движения автотранспорта.
Изобретение относится к строительству в зонах распространения сезоннопромерзающих и многолетнемерзлых пород грунтовых сооружений (технологических площадок, дамб, дорог, взлетно-посадочных полос и других объектов) на обводненных, сильно деформируемых основаниях.

Изобретение относится к области быстрой прокладки дороги и может быть использовано при строительстве, ремонте и обслуживании любых объектов на слабых переувлажненных грунтах, преимущественно на болотах.

Изобретение относится к области строительства и может быть использовано при возведении транспортных сооружений на мерзлых грунтах как в летнее, так и в зимнее время года.
Изобретение относится к области строительства дорог и оснований и может быть использовано при возведении нефтегазовых и транспортных сооружений на мерзлых грунтах (в районах с широким распространением высокольдистых тонкодисперсных грунтов) как в летнее, так и в зимнее время года.

Изобретение относится к области строительства дорог и оснований и может быть использовано при возведении нефтегазовых и транспортных сооружений на мерзлых фунтах как в летнее, так и в зимнее время года.
Изобретение относится к области строительства дорог и оснований и может быть использовано при возведении нефтегазовых и транспортных сооружений на мерзлых грунтах, как в летнее, так и в зимнее время года.

Изобретение относится к конструкциям для защиты грунтовых оснований дорожных одежд от переувлажнения. .

Изобретение относится к дорожным конструкциям. .

Изобретение относится к области строительства и эксплуатации автомобильных и железных дорог и может быть использовано для предупреждения их деформаций, возникающих вследствие оттаивания в процессе эксплуатации многолетнемерзлых грунтов, находящихся в основании земляного полотна. Технический результат - повышение эффективности снижения деформаций автомобильных и железных дорог на оттаивающих в процессе эксплуатации многолетнемерзлых грунтах, находящихся в основании земляного полотна. Для реализации способа производят выемку естественного грунта на оптимальную глубину, бурение со дна выемки вертикальных и наклонных скважин до кровли многолетнемерзлых грунтов, погружение в скважины стальных труб, заполненных песком и в верхней части бетоном, отсыпку по всей площади дна выемки буферного слоя из щебня, укладку поверх буферного слоя слоев горизонтальных армирующих элементов в виде георешеток, заполненных щебнем, заполнение выемки крупнообломочным грунтом с последующим устройством дорожной одежды. 1 ил.

Изобретение относится к строительству и может быть использовано при строительстве и реконструкции земляных сооружений, возводимых на вечномерзлых грунтах. Охлаждающая конструкция для земляных сооружений на вечномерзлых грунтах представляет собой покрытие из каменной наброски, уложенной на откос поперек продольной оси земляного сооружения, по крайней мере, в два слоя. Каждый слой каменной наброски выполнен из искусственных камней в виде прямоугольного параллелепипеда, в которых замоноличена геосинтетическая сетка, предназначенная для удерживания искусственных камней в проектном положении. Искусственные камни пошагово расположены в продольном и поперечном направлении. Геосинтетическая сетка в каждом искусственном камне нижнего слоя замоноличена в плоскости, параллельной его основанию, а геосинтетическая сетка в каждом искусственном камне верхнего слоя - в его диагональной плоскости. Каждый искусственный камень верхнего слоя расположен между соседними искусственными камнями нижнего слоя. Геосинтетические сетки в камнях нижнего и верхнего слоев расположены параллельно, нижние грани каждого искусственного камня верхнего слоя контактируют в продольном направлении с верхними ребрами двух соседних искусственных камней и в поперечном направлении, по крайней мере, с верхними ребрами четырех соседних искусственных камней нижнего слоя каменной наброски. Технический результат состоит в повышении степени охлаждения основания и приподошвенной зоны земляного сооружения при закрытой поверхности охлаждающей конструкции в зимний период, сохранении высокой устойчивости откоса земляного сооружения, повышении степени технологичности при возведении конструкции. 2 н. и 8 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к области строительства автомобильных дорог и городских улиц, в частности к системе слоев дорожной одежды и способам их формирования в ней. Технический результат: повышение эксплуатационной надежности дорог с асфальтобетонным покрытием путем избежания псевдоожижения основания дорожной одежды и исключения образования дефектов на дорожном покрытии глубиной более, чем его толщина, за счет применения переходного несущего слоя из эластичного водонепроницаемого материала в системе слоев дорожной одежды. Способ формирования слоев дорожной одежды автомобильных дорог и городских улиц включает формирование слоя основания и дополнительного слоя с опорой на подстилающий грунт, верхнего и нижнего слоев дорожного покрытия и слоя износа. Между нижним слоем дорожного покрытия и основанием дорожной одежды размещают переходной несущий слой из эластичного водонепроницаемого материала, сформированный из плит, изготовленных прессованием из волокнистой части стеблей растений, с наделением их антисептическими свойствами и пропитанных вяжущим составом до образования монолитной композиции. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.
Наверх