Зубчатое колесо



Зубчатое колесо
Зубчатое колесо

 


Владельцы патента RU 2532451:

Мендрух Елена Николаевна (RU)
Мендрух Николай Викторович (RU)
Терзиева Наталья Сергеевна (RU)

Изобретение относится к машиностроению, а именно к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с зубьями и пару кольцевых накладок, укрепленных на торцах зубьев и прилегающих к ним участках тела колеса. Каждый зуб выполнен полым, состоящим из пары пластин, изогнутых по профилю боковых поверхностей расчетного для данного колеса зуба, закрепленных в торцевых накладках и образующих на пару профиль, соответствующий профилю боковых поверхностей расчетного зуба. В результате снижаются издержки на изготовление зубчатых колес с сохранением их прочностных характеристик. 2 ил.

 

Изобретение относится к машиностроению, а именно к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах.

Известно зубчатое колесо, содержащее тело и зубчатый венец с зубьями - см., например, «Общетехнический справочник / Под ред. Е.А. Скороходова - 2-е изд., перераб. И доп. - М.: Машиностроение, 1982. - 335 с., ил. (Серия справочников для рабочих)», стр.287.

Недостаток данной конструкции зубчатого колеса состоит в том, что в случае, если зубья колеса имеют большую высоту, они подвержены большим изгибающим моментам, способным привести к излому зубьев.

В качестве прототипа взята конструкция зубчатого колеса по патенту США №3861231, Кл. 74-410, 1976 г. Сущность его состоит в том, что на торцах зубьев укреплены кольцевые накладки, связывающие зубья между собой, что повышает изгибную прочность зубьев.

Недостаток прототипа состоит в том, что зубья колеса выполняются монолитными, а их размеры могут быть значительными, особенно у крупномодульных колес, и на их изготовление расходуется большое количество дефицитного материала, в то время как непосредственно для работы самих зубьев требуются только их боковые поверхности, посредством которых зубья сопрягаются с зубьями сопряженного колеса.

Изобретением решается задача снижения издержек на изготовление зубчатых колес с сохранением их прочностных характеристик.

Для этого зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с зубьями и пару кольцевых накладок, укрепленных на торцах зубьев и прилегающих к ним участках тела колеса, причем каждый зуб выполнен полым, состоящим из пары пластин, изогнутых по профилю боковых поверхностей расчетного для данного колеса зуба, закрепленных в торцевых накладках и образующих напару профиль, соответствующий профилю боковых поверхностей расчетного зуба.

Сущность изобретения поясняется чертежом, на котором изображены: фрагмент зубчатого колеса - вид с торца колеса (фиг.1) и тот же фрагмент - вид с верхних зубьев колеса (фиг.2).

На чертеже показаны: тело 1 зубчатого колеса, окружность впадин 2 зубчатого венца, окружность вершин 3 зубчатого венца, торцевые накладки 4 и 5, составные части каждого зуба - пластины 6 и 7, рабочие поверхности (8 и 9) зуба, толщина h пластин 6 и 7.

Работает данное зубчатое колесо следующим образом. В зацеплении нагрузки передаются и воспринимаются пластинами 6 и 7 (их поверхностями 8 и 9, являющимися рабочими поверхностями). Закрепление пластин 6 и 7 в торцевых накладках 4 и 5 обеспечивает изгибную прочность пластин, подбором толщины h пластин обеспечивается их контактная прочность от деформации под действием нагрузок в зацеплении.

По сравнению с прототипом предлагаемая конструкция зубчатого колеса позволяет снизить издержки на его изготовление за счет экономии материала, идущего на изготовление зубьев колеса, а этот материал является наиболее дорогим для зубчатых колес, т.к. рабочие нагрузки воспринимаются зубьями именно их боковыми поверхностями. Закрепление пластин (боковых поверхностей зубьев) в торцевых накладках позволяет обеспечить необходимую изгибную прочность этих пластин.

Зубчатое колесо, содержащее тело, зубчатый венец с зубьями и пару кольцевых накладок, укрепленных на торцах зубьев и прилегающих к ним участках тела, отличающееся тем, что каждый зуб выполнен полым, состоящим из пары пластин, изогнутых по профилю боковых поверхностей расчетного для данного колеса зуба, закрепленных в торцевых накладках и образующих на пару профиль, соответствующий профилю боковых поверхностей расчетного зуба.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к многоступенчатым планетарным механизмам, используемым в автомобилестроении, в частности для открытия и закрытия крышек багажника автомобилей.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами. Зубчатое колесо содержит тело 1, зубчатый венец с зубьями 2 и смазкоудерживающие карманы в виде полок 3, расположенных на торцах 5 зубьев вдоль всей длины их боковых поверхностей 6.

Изобретение относится к машиностроению, а именно к деталям машин, и может быть использовано в открытых зубчатых передачах, смазываемых консистентными смазочными материалами.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в открытых зубчатых передачах, смазываемых периодически консистентными смазочными материалами.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к зубчатым передачам, и может быть использовано в тяжелонагруженных передачах с цилиндрическими колесами. Зубчатая передача содержит пару сопряженных зубчатых колес, состоящих из тела (1, 2) и зубчатого венца с зубьями.

Изобретение относится к зубчатым передачам открытого и закрытого типов с прямозубыми и косозубыми чугунными колесами. Способ повышения износостойкости чугунных зубчатых колес заключается в нанесении на поверхность колес равномерного покрытия из износостойкого материала и выполнении на рабочей поверхности зубьев поперечных канавок с наполнителем.

Изобретение относится к машиностроению, в частности - к зубчатым передачам, и может быть использовано в тяжелонагруженных зубчатых колесах. Зубчатое колесо содержит тело (1), зубчатый венец с зубьями (2) и пару торцевых кольцевых накладок, укрепленных на теле колеса и торцах зубьев.

Изобретение относится к области металлургии, а именно к изготовлению шестерней для приводных поездных систем, используемых для передачи высокого крутящего момента.

Изобретение относится к машиностроению, а именно к конструкции зубчатых колес привода, в том числе кресла-коляски. Зубчатое колесо привода содержит зубчатые венцы, полую ступицу (3), выполненную за одно целое с зубчатыми венцами.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к зубчатым передачам, и может быть использовано в зубчатых колесах с непостоянным пятном контакта вдоль ширины зубьев.

Изобретение относится к общему машиностроению и может быть использовано при разработке новых зубчатых передач повышенной мощности. .

Передача // 1200044

Изобретение относится к машиностроению, а именно к деталям машин, и может быть использовано в тихоходных крупномодульных зубчатых передачах, смазываемых жидкими смазочными материалами. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с зубьями и пару кольцевых накладок, установленных на торцах зубьев и прилегающих к ним участках тела колеса. Каждый зуб выполнен полым, состоящим из пары пластин, изогнутых по профилю боковых поверхностей расчетного для данного колеса зуба, закрепленных в торцевых накладках и образующих на пару профиль, идентичный профилю боковых поверхностей расчетного зуба. Пластина, являющаяся отстающей по ходу вращения колеса, снабжена Г-образным элементом шириной, равной ширине зубчатого венца. Одна полка Г-образного элемента закреплена на этой пластине в районе окружности вершин зубьев зубчатого венца с образованием зазора между элементом и второй пластиной, другая его полка ориентирована в сторону окружности впадин зубьев зубчатого венца с образованием зазора между элементом и второй пластиной. В другой пластине, на участке примыкания ее к телу колеса, вдоль ширины зубчатого венца выполнены сквозные отверстия. В результате снижаются издержки на изготовление зубчатых колес с сохранением их прочностных характеристик и обеспечением износостойкости рабочих поверхностей зубьев. 2 ил.

Изобретение относится к машиностроению, а именно к деталям машин, и может быть использовано в нереверсивных зубчатых передачах. Зубчатое колесо содержит тело и зубчатый венец с зубьями, имеющими боковую рабочую и боковую нерабочую поверхности. У каждого зуба боковая рабочая поверхность имеет профиль, идентичный расчетному для зуба данного колеса, а профиль боковой нерабочей поверхности выполнен в виде плоскости, проходящей по оси симметрии расчетного зуба, по центру этой плоскости расположен гребень с профилем, идентичным профилю боковой рабочей поверхности. В области каждого торца зуба на этой плоскости расположен гребень в виде прямоугольного треугольника, одна сторона которого расположена по оси симметрии расчетного зуба, а гипотенуза соединяет середину вершины этого зуба с его основанием. В результате уменьшается расход материала на изготовление зубчатого колеса, оптимизируется его конструкция. 4 ил.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к зубчатым передачам, и может быть использовано для зубчатых колес, работающих с перекосом валов. Для повышения контактной прочности зубьев зубчатых колес рабочие поверхности зубьев подвергают упрочнению путем повышения их твердости. Номинальную твердость, рассчитанную для случая контактирования зубьев по всей ширине их рабочих поверхностей, увеличивают по направлению смещения пятна контакта - от окружных плоскостей симметрии колес к торцам зубьев, доводя ее до максимальной величины у этих торцов. В результате повышается износостойкость зубьев зубчатых колес. 1 ил.
Наверх