Способ создания подъёмной силы изолированным диском

Изобретение относится к области авиации и может быть использовано для создания безаэродромных вертикально взлетающих ЛА. Способ создания подъемной силы для ЛА заключается в том, что подъемную силу создают вращением диска, при этом одну из поверхностей вращающегося диска изолируют от невозмущенного потока воздуха неподвижным изолятором в виде соосного с диском стакана, куда помещают диск, чем обеспечивают разность между атмосферным давлением невозмущенного воздуха, действующим на изолятор, и статическим давлением потока, омывающего незакрытую изолятором поверхность вращающегося диска. Вращение диска внутри изолятора осуществляют исключая их взаимное осевое перемещение на опорах. Вышеуказанные среды разделяют уплотнениями. Реактивный и гироскопический моменты уравновешивают за счет использования второй пары «диск-изолятор», которую устанавливают на одной оси с первой. Достигается возможность получения подъемной силы летательного аппарата. 3 ил.

 

Изобретение относится к области авиации и может быть использовано для создания безаэродромных, вертикально взлетающих ЛА, что, в свою очередь, расширяет функциональные, оперативные и эксплуатационные возможности авиации и позволяет существенно снизить затраты на строительство и эксплуатацию аэродромов.

Известен способ создания подъемной силы для летательного аппарата (ЛА) с вертикальным влетом и посадкой, реализованный в ЛА-вертолете [1], заключающийся в том, что необходимая подъемная сила для его взлета, полета и посадки создается несущим винтом (ротором), а не крылом. Для создания подъемной силы вертолет не нуждается в поступательном перемещении.

К недостаткам данного способа и устройства для его реализации следует отнести следующие [1]:

необходимость уравновешивания реактивного момента;

существенные, до 10%, потери мощности в трансмиссии при передаче крутящего момента от двигателя к несущему и рулевому винтам, а в самой конструкции используются длинные валы, что приводит к нежелательным вибрациям в этом ЛА;

сложность управления вертолетом из-за требования строгого соответствия между шагом хвостового винта, шагом несущего винта мощностью двигателя.

Известен также способ создания подъемной силы летательного аппарата, выбранный в качестве прототипа, заключающийся в том, что подъемную силу создают путем вращения диска со скоростью, превышающей число оборотов n=1258,86/R, где

R - радиус окружности радиального центра тяжести.

Летательный аппарат, в котором реализован вышеуказанный способ, включает полый диск, по периметру которого установлены реактивные двигатели, а в его полости - топливные емкости, отличающийся тем, что упомянутый полый диск является внутренним, расположен в наружном полом диске, внутренний периметр которого оснащен зубьями, а реактивные двигатели внутреннего диска размещены радиально, их сопла на выходе из диска повернуты по касательной к периметру диска и направлены в передние грани зубьев наружного диска, при этом ступицы обоих дисков соединены с полой осью при помощи опор, состоящих, каждая, из гидравлического подшипника, выполненного в виде ступенчатых кольцевых полостей, заполненных водой, из упорного и радиального подшипников, имеющих обводные каналы в ступице для тел качения, причем в теле полой оси выполнены технологические люки, в ее полости размещено оборудование, на верхней части оси расположена кабина, на нижней - картер, отсеки с оборудованием и опоры, а в качестве топлива используют кислород и водород.

Кроме того, вышеуказанный ЛА отличается еще и тем, что его наружный полый диск по внешнему периметру дополнительно снабжен полыми поворотными лепестками с замками, удерживающими их в сложенном положении, и клапанами для заправки и слива балласта (воды).

При этом ЛА снабжен дополнительно не менее чем одним приводом (наружный диск с внутренним, установленные на полой оси), а кабина выполнена в виде автобуса.

Кроме того, этот ЛА составлен из 4 приводов, расположенных равномерно вокруг центрального привода, а их полые оси соединены общей рамой.

К недостаткам описанных выше способа и устройства для его реализации можно отнести повышенный уровень шума из-за сложности балансировки подвижного внешнего диска с подвижными лепестками и удерживающими замками и, как следствие, возникновение трудногасимых резонансных частот в полых резонирующих конструкциях рабочих дисков, подвижных лепестков и осей.

Техническим результатом предлагаемого изобретения является получение подъемной силы, основанное на передаче рабочей аэродинамической среде - воздуху, механической энергии вращающегося диска с образованием зоны пониженного давления и отделения этой зоны от зоны спокойного воздуха с атмосферным давлением посредством неподвижного изолятора. Разница давлений, действующих на кинематически связанную пару «диск-изолятор» (атмосферного - на изолятор, пониженного - на вращающийся диск), даст соответственно подъемную силу, величина которой будет зависеть от значения массовой плотности воздуха, скорости вращения диска и его радиуса.

Представляется возможным полагать, что величина подъемной силы будет существенно выше, чем при традиционных способах ее получения путем обтекания, например, несимметричного аэродинамического профиля воздушным потоком, когда поток, а равно и его энергия, в критической точке делится на две неравные части, которые создают разрежение по контуру профиля, на верхней и нижней его поверхностях, а подъемную силу создает лишь их разность.

Для достижения этого результата предложен способ получения подъемной силы, заключающийся в том, что подъемную силу создают вращением диска, и отличающийся тем, что одну из поверхностей вращающегося диска изолируют от невозмущенного воздуха неподвижным изолятором, куда помещают диск, чем обеспечивают разность между атмосферным давлением невозмущенного воздуха, действующим на изолятор, и местным статическим давлением потока, омывающего незакрытую изолятором поверхность вращающегося диска, уравновешивают реактивный и гироскопический моменты, для чего используют вторую пару «диск-изолятор», которую устанавливают на одной оси с первой, вращают диски с одинаковой скоростью в разных направлениях и направляют неизолированные поверхности дисков в сторону действия получаемой подъемной силы, величина которой будет приближенно определяться соотношением:

Y=2СкρR4n2, (1)

где Ск - комплексный безразмерный коэффициент, учитывающий совершенство пары «диск-изолятор», собственно форму вращающегося диска, а также переводные коэффициенты;

ρ - массовая плотность воздуха;

R - радиус вращающегося диска;

n - число оборотов диска в минуту.

С учетом «принципа обращенного движения» [3], который широко применяется в аэродинамике и заключается в том, что силы, действующие на ЛА, не зависят от того, рассматривается ли движение тела в воздушной среде или наоборот, воздушный поток набегает с той же скоростью на тело - можно считать, что скорость движения диска относительно воздуха равна скорости движения воздуха относительно диска.

Известно также [3], что аэродинамические силы, действующие на тело, движущееся в воздушном потоке или помещенное в воздушный поток, определяются силами трения и давления. Рассмотрим последние.

Так, силы давления зависят от формы тела, ориентации его относительно потока и параметров самого потока - температуры, плотности, давления и скорости (расхода). Помещенное в поток тело деформирует его. На фиг.1 показана картина обтекания аэродинамического профиля при дозвуковой скорости потока.

Известно [3], что согласно уравнению энергии Бернулли

где ρ - плотность;

V - скорость воздуха;

ρ V 2 2 - скоростной напор, в единицах давления (который иногда обозначают буквой - q):

P - статическое давление;

сумма скоростного напора и статического давления в струйке есть величина постоянная.

Так, например, с увеличением площади сечения струйки, скорость потока в ней снижается, а значит, уменьшается и скоростной напор q - динамическая составляющая энергии потока, но в этом случае растет ее статическая составляющая - P, и наоборот, если площадь сечения струйки уменьшается, то скорость потока в ней, а следовательно, скоростной напор q увеличиваются, но тогда снижается статическое давление - P.

Если воздушный поток омывает несимметричный аэродинамический профиль, то подъемная сила будет направлена в сторону большего поджатия потока профилем, поскольку с этой стороны действует меньшее статическое давление и местная скорость здесь выше, чем со стороны, где скорость потока ниже из-за того, что поджатие потока меньше.

Так, если в потоке перемещать симметричное тело (в нашем случае вращать плоский диск), то обе его поверхности будут омываться потоком с одинаковой скоростью, а значит, динамические и соответственно статические составляющие полного давления этого потока будут одинаковыми, вращающийся диск будет находиться в равновесии, потому что действующие на его поверхности силы от статических составляющих давлений потоков, омывающих поверхности диска, будут равны.

При этом, как было сказано, полное давление потока Pполн будет складываться из статической составляющей Pместн и динамической - скоростного напора qместн=pV2местн/2.

Заметим лишь, что с ростом скорости вращения величина динамической составляющей энергии потока - qместн будет расти, а статической - Pместн - уменьшаться, причем существенно, по отношению к атмосферному давлению Pатм неподвижного воздуха.

Теперь если нижнюю, например, поверхность вращающегося диска, на которую оказывает давление Pместн, герметично закрыть кинематически связанным с диском изолятором соизмеримой с ним площади, получим систему «диск-изолятор», на верхнюю незакрытую поверхность которого действует Pместн, а на нижнюю Pатм, которое больше Pместн на величину, примерно равную qместн. Действие разности этих давлений на площадь пары «диск-изолятор» и создаст подъемную силу.

Найдем соотношение для определения подъемной силы, возникающей в паре «вращающийся диск-изолятор».

Для удобства вычислений и использования традиционных соотношений аэродинамики переведем угловую скорость диска в линейную, воспользовавшись формулой Эйлера[5]:

где w - угловая скорость;

r - радиус диска;

Известно также соотношение [3], где угловая скорость может быть выражена в об/мин:

w=πn/30, (4)

где n - число оборотов диска в минуту.

С учетом предыдущих соотношений найдем значение линейной скорости вращающегося диска:

V=πnr/30. (5)

Следует заметить, что линейная скорость диска будет неодинакова на различном удалении от центра вращения - нулевой в центре при нулевом радиусе и максимальной на боковой поверхности диска при максимальном радиусе, поэтому, пользуясь эпюрой изменения скорости в зависимости от радиуса (фиг.2), найдем среднее значение линейной скорости диска.

А с учетом соотношения (4) получим зависимость:

V=πnr/60. (7)

Находим соотношение для определения скоростного напора - qместн

qместн=ρV2/2. (8)

Подставляем в эту формулу зависимость (7) и получаем:

qместн=ρπ2n2r2/7200. (9)

Далее находим силу Yразр от действия разрежения Pместн на площадь S=πr2 неизолированной поверхности диска.

Yразр=qместнS или

Yразр=ρπ2n2r2/7200·πr2. (10)

В результате преобразований получаем:

Yразр=ρπ3n2r4/7200. (11)

Объединим постоянные π и делитель в комплексный коэффициент Ск, который при расчетах следует брать равным:

Ск2/7200=0,0043.

Представим зависимость (11) в удобной форме:

Yразркρn2r4. (12)

Заметим лишь, что, если расчеты будут производиться для двух пар «диск-изолятор», добавляется множитель 2.

Анализ вышеизложенного позволяет сделать несколько выводов в пользу предлагаемого способа:

- величина подъемной силы Y для пары «диск-изолятор» зависит от значения массовой плотности воздуха, скорости вращения диска в квадрате и от величины радиуса диска в четвертой степени, поэтому значительное увеличение подъемной силы может быть получено преимущественно за счет увеличения радиуса пары «диск-изолятор»;

- применение двух пар «диск-изолятор» для уравновешивания гироскопического и реактивного моментов позволяет увеличить подъемную силу сразу в два раза, естественно, за вычетом массы конструкции;

Подсчитаем, с какой скоростью необходимо вращать диск радиусом 6 м и площадью соответственно 113 м2, что примерно соответствует площади крыла самолета Ту-134 (115 м2) [6] с взлетной массой 44 т, при значении массовой плотности воздуха 0,125 кГ с24 у поверхности Земли.

Для этого перепишем формулу (12) и подставим значения Y, Ск, ρ и r.

n2=(Y/Ск ρ r4), или

n=(44000/0,0043·0,125·1296)1/2.

n=252 об/мин, или w=26,3 с-1, или V=157,8 м/с.

Полученное в результате прикидочного расчета значение скорости вращения диска, которая оказалась невелика, для создания требуемой подъемной силы позволяет предположить следующее:

- заявляемый способ предполагает создание устройства компактного и соизмеримого с размерами современных истребителей с относительно небольшим размахом крыла [7], в нашем случае был взят линейный размер - радиус 6 м (диаметр - 12 м);

- на устройстве, в котором может быть реализован предлагаемый способ, могут быть получены существенно большие значения подъемной силы, чем на традиционных ЛА, где поток рабочей аэродинамической среды, а значит, и его энергия разделяется в критической точке аэродинамического профиля на две части, и лишь их разность участвует в создании подъемной силы;

- заявляемый способ может быть технически реализован в устройстве с использованием широкой номенклатуры современных газотурбинных двигателей, в частности турбовинтовых, у которых турбина развивает большую мощность, чем требуется для вращения компрессора, и передает эту избыточную мощность через редуктор на воздушный винт, в нашем случае это вращающийся диск [3];

- такое устройство малошумно, поскольку во вращении участвует гладкий диск.

Вот в чем, по мнению авторов, выражается технический результат предлагаемого технического решения в интересах получения подъемной силы, его существенное отличие от других и его преимущество.

Предлагаемый способ может быть реализован использованием, например, устройства, показанного на фиг.3, где изображены: вращающийся с некоторой угловой скоростью w плоский диск - 1, стакан-изолятор - 2 (далее стакан), приводной вал диска - 3, опоры - 4, сальники - 5, внутренняя стенка стакана - 6, боковая поверхность диска - 7, лабиринтные уплотнения - 8, поверхность диска, обращенная к днищу стакана - 9, днище стакана - 10, спокойный воздух с атмосферным давлением - 11, привод для вращения диска - 12, неизолированная поверхность диска - 13, разрежение - 14, внешняя поверхность днища стакана-изолятора - 15, Pместн - местное статическое давление, Pатм - атмосферное давление.

Работа устройства

Если вращать диск - 1 посредством привода - 12 с некоторой скоростью w, то произойдет следующее.

Неизолированная стаканом-изолятором поверхность вращающегося диска - 13 начнет двигаться в спокойном воздухе с атмосферным давлением Pатм - 11 и создавать пограничный слой. Через этот слой часть кинетической энергии вращающегося диска будет передаваться потоку воздуха, делая его возмущенным.

На этой поверхности диска будет возникать разрежение - 14, соответствующее Pместн по отношению к неподвижному воздуху с атмосферным давлением Ратм - 11.

На поверхности диска, обращенной к днищу стакана-изолятора - 9, также возникнет разрежение - 14, но оно будет изолировано как от неподвижного воздуха 11, окружающего стакан-изолятор - 2, так и от возмущенного потока, омывающего неизолированную поверхность диска - 13.

На наружную поверхность днища стакана-изолятора - 15 будет действовать атмосферное давление спокойного воздуха Ратм.

В результате действия Рместн на площадь неизолированной поверхности - 13 диска - 1 с одной стороны и Ратм - на внешнюю поверхность стакана-изолятора - 15 - с другой, образуются противоположно направленные силы, равнодействующая которых - Y и есть подъемная сила, возникающая при вращении диска - 1.

На фиг.1 показана картина обтекания профиля крыла при дозвуковой скорости потока.

На фиг.2 показана эпюра изменения линейных скоростей точек, лежащих на радиусе вращающегося диска.

На фиг.3 изображено устройство, в котором может быть реализован вышеописанный способ.

Источники информации

1. В.М. Коц, Д.Е. Липовский. В.Л. Вельский, И.П. Власов, В.Н. Зайцев, С.Н. Кан, В.П. Карножицкий. Конструкция летательных аппаратов. М.: Оборонгиз, 1963.

2. Заявка на изобретение №2007103967/11, 10.11.2011 г., МПК B64G 1/40, М.С Никитюк. Способ создания подъемной силы летательного аппарата и летательный аппарат для его осуществления.

3. Справочник авиационного техника. М.: Воениздат, 1964.

4. ГОСТ 23281-78 Аэродинамика летательных аппаратов. Термины, определения и буквенные обозначения.

5. Справочник по физике. Б.М. Яворский, А.А. Детлаф. М.: Наука, 1964.

6. Т.И. Лигум. Особенности аэродинамики самолета ТУ-134. Москва, типография РИО МГА, 1968.

7. Н.И. Рябинкин. Современные боевые самолеты. Минск: Элайда, 1997.

Способ создания подъемной силы для ЛА, заключающийся в том, что подъемную силу создают вращением диска, и отличающийся тем, что одну из поверхностей вращающегося диска изолируют от невозмущенного потока воздуха неподвижным изолятором в виде соосного с диском стакана, куда помещают диск, чем обеспечивают разность между атмосферным давлением невозмущенного воздуха, действующим на изолятор, и статическим давлением потока, омывающего незакрытую изолятором поверхность вращающегося диска, причем вращение диска внутри изолятора осуществляют исключая их взаимное осевое перемещение на опорах, вышеуказанные среды разделяют уплотнениями и уравновешивают реактивный и гироскопический моменты, используя вторую пару «диск-изолятор», которую устанавливают на одной оси с первой, направляют неизолированные от среды поверхности дисков в сторону действия получаемой подъемной силы и вращают диски с одинаковой скоростью в разных направлениях, при этом создаваемая подъемная сила будет приближенно определяться соотношением:
Y=2CкρR4n2,
где Ск - комплексный безразмерный коэффициент, учитывающий совершенство пары «диск-изолятор», собственно форму вращающегося диска, а также переводные коэффициенты;
ρ - массовая плотность воздуха;
R - радиус вращающегося диска;
n - число оборотов диска в минуту.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области авиации, в частности к конструкциям летательных аппаратов вертолетного типа. Летательный аппарат содержит ротор с закрепленными на его валу полусферами, приемник рабочего тела, выполненный в центральной части ротора, примыкающий к внешней окружности ротора направляющий аппарат.

Изобретение относится к области авиации, в частности к способам создания подъемной силы и к конструкциям летательных аппаратов вертикального взлета и посадки. Способ создания подъемной силы летательного аппарата заключается в использовании газовой струи, выходящей из сопла реактивного двигателя летательного аппарата, направляемой в несущее устройство, снабженное газоводом, в котором установлены разъединитель и подъемные элементы.

Изобретение относится к области авиации, а именно к способам создания системы сил и летательным аппаратам вертикального взлета и посадки. Способ создания тяги заключается в направлении из сопла газовой струи по касательной к верхней выпуклой поверхности крыла аэродинамического сечения.

Изобретение относится к области авиации, в частности к конструкциям самолетов вертикального взлета и посадки (СВВП). СВВП состоит из фюзеляжа, крыла, стабилизатора, компрессора с воздухозаборником и двигателя.

Изобретение относится к авиации, в частности к конструкции топливных систем беспилотных летательных аппаратов. Система содержит N топливных баков, встроенных в кольцевой обтекатель.

Изобретение относится к области авиации, в частности к летательным аппаратам вертикального взлета и посадки. Летательный аппарат вертикального взлета и посадки состоит из устройства для движения крыльев, кабины, двигателей, вентилятора.

Изобретение относится к области авиастроения, а именно к летательным аппаратам с вертикальным взлетом и посадкой. Летательный аппарат вертикального взлета и посадки с управлением высотой и направлением полета с помощью реактивной силы содержит корпус, двигатели, сопла, газовод, выполненный с возможностью разделения газового потока из сопла реактивного двигателя перегородкой на два тракта: тракт вертикальной и тракт горизонтальной тяги.

Изобретение относится к области авиации, в частности к летательным аппаратам вертикального взлета и посадки. Летательный аппарат содержит корпус круглой формы или в форме эллипса с выпуклой верхней поверхностью и плоской нижней поверхностью, с выступающей вниз его центральной частью.

Изобретение относится к области авиации, в частности к конструкциям индивидуальных летательных аппаратов. Летательный аппарат (1) содержит раму (3), снизу которой установлены два воздушных винта (5), (7) противоположного вращения на вертикальной оси, использующих общую ось (8) вращения.

Изобретение относится к летательным аппаратам вертикального взлета и посадки. Летательный аппарат вертикального взлета и посадки, дисковидной компоновки содержит два привода и вентиляторы противоположного вращения, один из которых, центробежный, обеспечивает движение потока из внутреннего пространства дисковидного корпуса, а другой, осевой в кольце, нагнетает поток вдоль наружной поверхности «Коанда».

Изобретение относится к области авиации, а именно к конструкциям летательных аппаратов вертикального взлета и посадки. Аппарат вертикального взлета и посадки содержит подъемное устройство (ПУ), фюзеляж, парашютно-спасательную систему, выносные консоли, выносные балки с расположенными на них рулем высоты и рулями направления и задними опорами шасси, соединяющие фюзеляж с подъемным устройством. Подъемное устройство состоит из гондолы, находящейся сверху фюзеляжа, с установленным в ней винтом, расположенным до или после решетчатого крыла (полиплана). Решетчатое крыло выполнено с отрицательным выносом профильных элементов, изменяющим угол атаки вокруг поперечной оси и поворачивающимся вокруг продольной оси, создающим подъемную силу, по величине большую или соизмеримую с силой тяги винта. Силовая установка кинематически связана с винтом и дополнительным генератором. Гондола изменяет свое положение путем вращения вокруг поперечной оси. Фюзеляж представляет собой обтекаемое тело, где размещаются полезная нагрузка и системы аппарата. Выносные консоли, расположенные в передней части фюзеляжа, имеют на концах передние опоры шасси. Достигается повышение надежности и маневренности транспортного средства. 9 з.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к области авиации, в частности к способам управления ЛА вертолетного типа. Способ управления ЛА включает смещение центра тяжести ЛА относительно тяги движителя, при этом смещение осуществляют по сферической поверхности с центром, лежащим вне ЛА, или цилиндрической поверхности с осевой линией, лежащей вне ЛА. Радиус сферической или цилиндрической поверхности может быть бесконечно большой. При этом смещение движителя может быть поступательным. Достигается уменьшение габаритов системы управления летательным аппаратом вертолетного типа. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к области авиа- и судостроения, в частности к созданию движителей судов и летательных аппаратов. Способ создания подъемной силы заключается в том, что в рабочей аэродинамической или гидродинамической среде подъемную силу создают вращением поверхностей второго порядка, например вращают прямой, круглый, полый конус относительно оси, проходящей через центр окружности основания и вершину. При этом получаемая подъемная сила будет направлена вдоль этой оси от вершины к основанию. Обеспечивается снижение уровня шума при работе движителя. 3 ил.

Изобретение относится к области авиации, в частности к способам создания подъемной силы летательных аппаратов. Летательный аппарат выполнен в виде двух дискообразных поверхностей, размещенных одна над другой с зазором между ними. В центре верхнего диска встроен генератор газового потока, поступающего в тоннели, образованные между верхней и нижней поверхностями и отделенные между собой ребрами, размещенными по радиусам от центральной части дисков до периферии. Верхние поверхности тоннелей снабжены нитями, образующими щеткообразную поверхность, обращенную вниз. Достигается расширение диапазона применения летательного аппарата. 3 ил.

Изобретение относится к области авиации, в частности к конструкциям комбинированных летательных аппаратов. Транспортное средство содержит герметичный корпус (1) основного модуля, силовую раму (3), закрепленную по периметру герметичного корпуса с встроенными в нее движителями (4) с вертикальным расположением осей тяги и системой отклонения вектора тяги, крыло (5), расположенное с внешней стороны движителей (4). Герметичный корпус (1) имеет нижнюю и верхнюю горизонтальные поверхности. На верхней поверхности (8) установлено оборудование для крепления груза, в задней части симметрично относительно горизонтальной оси (7) установлены движители (9) с горизонтальной осью тяги. Герметичный корпус (1) в центральной части имеет сквозные вертикальные каналы (11), в которых установлены движители с вертикальным вектором тяги, закрытые решетками. На нижней поверхности крыла (5) с обеих сторон от горизонтальной оси (7) корпуса (1) установлены движители (6) с горизонтальным расположением осей тяги и системой отклонения вектора тяги. Транспортное средство может состоять из двух летательных аппаратов, объединенных общей платформой (25) и силовыми элементами (26). Достигается увеличение длительности полета и повышение безопасности. 2 н. и 12 з.п. ф-лы, 6 ил.

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к конструкциям летательных аппаратов вертикального взлета. Летательный аппарат состоит из фюзеляжа (2), силовой установки, подъемного механизма, двух турбовинтовых двигателей (8), хвостового вентилятора (12) с изменяющимся положением лопаток, шасси, подвески для транспортировки груза. Подъемный механизм содержит конструкцию, изготовленную из ферм (1), к которой крепятся четыре двутавровых кольца различных диаметров (38, 39, 40, 41), служащие опорой колес (47) кареток (43, 44). Каретки поддерживают внешние лопатки (25) и внутренние лопатки (24). Внешние лопатки (25) с помощью металлических полос (23) соединяются с барабаном (17) большего диаметра, внутренние лопатки (24) с помощью металлических полос (22) соединяются с барабаном (16) меньшего диаметра. Барабаны (16, 17) имеют общий центр вращения, при этом на барабаны (16,17) через редуктор (11) от двигателей (3) передается момент вращения. Внешние лопатки (25) имеют возможность вращаться навстречу внутренним лопаткам (24). Достигается снижение вибрации и повышение надежности летательного аппарата. 8 ил.

Изобретение относится к области авиации, в частности к конструкциям летательных аппаратов вертикального взлета и посадки. Атмосферная летающая тарелка имеет корпус, реактивный двигатель, кабину пилота и пассажиров со штурвалом управления, приборной панелью, креслом пилота и креслом пассажира. Корпус состоит из радиально расположенных лонжеронов, нервюр наружных верхних, нервюр внутренних верхних, нервюр наружных нижних, лонжеронов кабины. Двигатель и топливный бак установлены над корпусом летающей тарелки в мотогондоле, нижняя часть которой имеет дюзу и закреплена на штоках гидроцилиндров, установленных на нервюрах наружных верхних. Профиль нервюр наружных верхних выполнен по форме верхней части крыла, причем передняя кромка наиболее удалена от вертикальной оси симметрии летающей тарелки, а задняя кромка переходит в коническую поверхность нервюр внутренних верхних. Профиль нервюр наружных верхних может быть выполнен по форме верхней задней части крыла, причем задняя точка профиля крыла наиболее удалена от оси симметрии летающей тарелки, а точка перегиба профиля крыла совмещается с крайней точкой нервюры внутренней верхней. Хорда профиля крыла может иметь угол наклона относительно горизонтальной линии α от 0° до 90°. Вертикальная составляющая Т-образного профиля балансиров реактивного крутящего момента может быть выполнена в виде профиля крыла или в виде дуги. Достигается снижение расхода топлива и увеличение подъемной силы. 2 н. и 4 з.п. ф-лы, 28 ил.

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к конструкциям и способам преобразования комбинированных винтокрылых летательных аппаратов. Способ преобразования самолета вертикального взлета и посадки, имеющего крыло (3) и несущий винт, состоящий из диска (1), из которого на взлете и посадке выпускают лопасти несущего винта (6), заключается в том, что крыло самолета (3) устанавливают по схеме высокоплан, в его центроплан (2) помещают диск (1), верхнюю часть которого на взлете или посадке выдвигают из центроплана (2) в воздушный поток, раскручивают диск (1) и превращают в несущий винт, выпуская из него лопасти (6). В крейсерском полете лопасти (6) убирают в диск (1), вращение диска (1) останавливают и убирают его верхнюю часть в центроплан (2), который составляет с ним общую, хорошо обтекаемую поверхность. Достигается увеличение скорости, дальности полета и уменьшение расхода топлива. 2 ил.

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к летательным аппаратам вертикального взлета и посадки. Гидросамолет вертикального взлета и посадки оснащен устройством для отклонения вектора тяги, расположенным в верхней части центроплана, имеющего форму обратного V, по обе стороны которого расположены две лодки-фюзеляжа с выпускными надувными поплавками и кабинами для экипажа. С лодками-фюзеляжами жестко соединены две консоли крыла, горизонтальное, вертикальное оперение. Гидросамолет снабжен струйными рулями, расположенными на концах консолей крыла, горизонтальном оперении, вертикальном оперении и на консольной балке впереди центроплана. Устройство для отклонения вектора тяги является продолжением выпускного тракта двигателей, переходящего в квадратное или прямоугольное сечение в зависимости от количества двигателей в пакете. Устройство направляет поток газов вниз под углом 90°, образуя свод, поверхность которого образована поверхностями поворотных лопаток, обращенными к выпускному тракту, а с другой стороны лопатки имеют форму верхней части профиля крыла. Выход для газового потока снабжен рядом поворотных заслонок. Достигается возможность исключения разбалансировки летательного аппарата при отказе одного или более двигателей на режимах висения, вертикального взлета и посадки. 2 н.п. ф-лы, 9 ил.

Изобретение относится к области авиации, в частности к способам получения подъемной силы. Способ образования подъемной силы заключается в том, что в аппарате вращают рабочее колесо, лопатки которого двигаются со сверхзвуковой скоростью. Внутри аппарата создается область низкого давления, где формируется расходящийся центробежный поток воздуха, который, покидая аппарат, создает низкое давление на поверхности крыла, благодаря чему образуется подъемная сила. Достигается снижение затрат энергии, повышение эффективности движителя. 1 ил.
Наверх