Способ опосредованного неразрушающего исследования художественных полотен, монументального или других произведений искусства для выявления их скрытых индивидуальных особенностей (варианты), способ определения подлинности и/или авторства художественного полотна, монументального или других произведений искусства

Заявленная группа изобретений относится к области культурно-исторического и художественно-ретроспективного исследования с применением компьютерных технологий. Техническим результатом является получение обработанных опосредованным неразрушающим способом цифровых копий изображений художественных полотен и других произведений искусства, позволяющих увидеть рельеф и углубления поверхностных и внутренних слоев. Предложен способ опосредованного неразрушающего исследования художественных полотен, монументального или других произведений искусства для выявления их скрытых индивидуальных особенностей. Согласно способу получают цифровую копию изображения художественного полотна, сохраняют ее на компьютере и обрабатывают с помощью, по меньшей мере, одного графического редактора. При этом компьютерную обработку осуществляют путем выполнения последовательности действий, включающей изменение масштаба исходного изображения, выполнение последовательного затемнения изображения с помощью инструмента «Затемнитель» кистью минимальных размеров до появления видимых контуров, характеризующих углубления и рельеф поверхности. 4 н. и 15 з.п. ф-лы, 13 ил.

 

Область техники, к которой относится изобретение

Заявленная группа изобретений относится к области реставрационной и криминалистической техники, а также сферам культурно-исторического и художественно-ретроспективного анализа, а именно к способам опосредованного неразрушающего исследования художественных полотен, монументального или других произведений искусства для выявления их скрытых индивидуальных особенностей, а также к способу определения подлинности и/или авторства художественного полотна, монументального или других произведений искусства. Указанные способы могут быть использованы, в частности, в реставрационной и криминалистической областях для установления авторства и подлинности художественных полотен, монументального и других произведений искусства, для защиты их от подделки. Способ может быть использован также для обнаружения схронов, полостей и скрытых предметов в произведениях искусства и объектах архитектуры. Изобретение может иметь важное значения для сохранения культурного наследия России и мира и несет познавательные возможности в области медицины, биологии, археологии, астрологии и географии, геологии и т.д. Способ может также найти применение в страховых компаниях и при проведении аукционов.

Уровень техники

Из уровня техники известен способ защиты художественного полотна от подделки, заключающийся в том, что на поверхность указанного полотна наносят маркировочный знак, содержащий информацию, и жестко закрепляют его на полотне (Патент Франции FR №2629936 A; патент России RU №2164358, МПК: B44F 1/06). Маркировочный знак закрепляют с помощью клея или механическим способом, при этом в полотне пробивают отверстие, а на пластине, расположенной на лицевой стороне, закрепляют драгоценный камень.

Вышеуказанный способ нарушает целостность художественного произведения, которому наносится непоправимый вред. Кроме того, данный способ не гарантирует достаточно надежной защитой от подделки художественных полотен, так как чужеродный защитный элемент наносится на полотно механическим способом, следовательно, его также легко можно удалить.

Из российского патентного документа SU 151231 A1 (МПК: B44F 1/06) известно устройство для исследования картин в ультрафиолетовых лучах. Устройство содержит ртутно-кварцевые лампы и светофильтры, смонтированные в переносной камере, выполненной в виде коробки, открытой с одной стороны и имеющей смотровой отверстие с противоположной.

Недостатками способа исследования картин, реализованного в вышеуказанном документе, является необходимость использования специального дорогостоящего громоздкого оборудования, требующего дополнительных подготовительных процедур и условий работы. Кроме того, указанное устройство требует плотного совмещения с поверхностью исследуемой картины, что может нанести механические повреждения, а интенсивное ультрафиолетовое излучение способно вызвать непоправимые изменения в самой картине, вызывая фотохимическое обесцвечивание красок.

Известны также другие способы исследования картин, заключающиеся, например, в использовании рентгенологического оборудования (см. http://www.restorer.com.ua/img_lib), а также лазера (http://www.membrana.ru/storage/img/g/gh8.jpg), который применяется для изучения последовательности чередования тонких слоев краски и глазури, определения пигментов, которые художник использует в своих красках.

Недостатком этих способов является необходимость использования специального дорогостоящего оборудования и условий, а также невысокая достоверность полученного результата. Кроме того, данные способы не дают достаточно подробной информации о картинах, не способны раскрыть их скрытые особенности, так как не позволяют извлечь информацию о пространственном распределении красок по глубине картины, рентгеновское излучение не позволяет идентифицировать цвет красок.

В качестве аналога можно рассмотреть также Российский патент RU 2333613 C1 (МПК: H04N 1/40, G06T 5/00), в котором раскрывается способ идентификации произведений живописи на предмет их авторства путем формирования набора зашифрованных данных фрагментов живописи по соответствующим цветам палитры произведения, выявления наличия уникальных признаков художественного произведения, присущих только определенному автору произведения живописи и ожидаемых в любой работе данного автора ввиду генетической принадлежности исходных колеров. При осуществлении идентификации исследуемого объекта осуществляют сравнение выявленных уникальных признаков исследуемого объекта произведения живописи и оригинала по графическим зависимостям kr от Rc, вычисленным в самом темном, самом светлом и серединном колерах с учетом естественной аппаратной погрешности, и делают вывод о идентификации произведения живописи на предмет их авторства.

Основными недостатками описанного способа являются его высокая трудоемкость и отсутствие возможности увидеть индивидуальность художественного произведения в целом, его скрытые особенности.

Возможность увидеть скрытые особенности (предварительные изображения, подписи) в художественных картинах заявлена в способе, описанном в патенте RU 2403559 C1 (МПК: G01N 21/27). Данное изобретение обеспечивает повышение однозначной идентификации художественных картин на основе бесконтактного определения трехмерной цветной структуры художественных картин при измерении спектральных коэффициентов отражения не только внешних поверхностных слоев красок, но и внутренних путем выявления скрытых объемных изображений. Способ включает зондирование поверхности с помощью пространственно-когерентного широкополосного оптического излучения видимого диапазона с шириной спектра ∆λ (400-750 нм), при этом зондирование осуществляют путем деления излучения на два пучка - измерительный и опорный.

Недостатком указанного способа является необходимость использования узкоспециализированного специального оборудования, а также длительное время работы с художественным полотном для его многократного оптического измерения.

Настоящее изобретение направлено на устранение вышеуказанных недостатков известных аналогов.

Раскрытие изобретения

Заявленная группа изобретений относится к способам опосредованного неразрушающего исследования художественных полотен, монументального или других произведений искусства для выявления их скрытых индивидуальных особенностей, а также к способу определения подлинности и/или авторства художественного полотна, монументального или других произведений искусства. Указанные способы могут быть использованы, в частности, в реставрационной и криминалистической областях для установления авторства и подлинности художественных полотен, монументального и других произведений искусства, например, для защиты их от подделки.

Техническим результатом заявленной группы изобретений является получение обработанных опосредованным неразрушающим способом цифровых копий художественных полотен, монументального и других произведений искусства, иллюстрирующих скрытые индивидуальные особенности каждого художественного полотна, монументального или другого произведения искусства, и позволяющих использовать их для определения подлинности и/или авторства вышеуказанных объектов искусства.

В первом варианте осуществления указанный технический результат обеспечивается тем, что предлагается способ опосредованного неразрушающего исследования художественных полотен, монументального или других произведений искусства для выявления их скрытых индивидуальных особенностей, включающий получение цифровой копии изображения художественного полотна, монументального или другого произведения искусства, сохранение указанного изображения на компьютере и его последующую обработку с использованием по меньшей мере одного графического редактора, где компьютерную обработку изображения начинают с подготовительного этапа, включающего сохранение исходного изображения в виде нескольких копий с разными уровнями точных настроек одного или комбинации фильтров, выбранных из группы, включающей затемнение, осветление, резкость, яркость, контрастность и др., затем в отношении по меньшей мере одной затемненной и по меньшей мере одной осветленной копии исходного изображения определяют индивидуальный рисунок рельефа и углублений поверхностных и/или внутренних слоев изображения путем выполнения последовательного затемнения изображения с помощью инструмента «Затемнитель» кистью минимальных размеров до появления видимых контуров, характеризующих углубления и рельеф поверхности, изменения масштаба полученного изображения до размеров, обеспечивающих более детальное отображение отдельных контуров и очертаний, выполнения последовательного осветления по меньшей мере части изображения с помощью инструмента «осветлитель» кистью минимальных размеров до проявления возвышенностей рельефа в виде наиболее осветленных участков изображения, повторного применения последовательного использования инструментов «Затемнитель» и «осветлитель» при сохранении или изменении масштаба изображения с кистью минимальных размеров до формирования более четких контуров, разделяющих возвышенности от углублений рельефа.

На подготовительном этапе копии исходного изображения могут быть получены путем применения по меньшей мере одного набора точных настроек одного или комбинации указанных фильтров сначала к исходному изображению для получения его измененной копии, а затем к полученной измененной копии-дубликату для получения необходимого количества копий.

Обработанное изображение дополнительно может быть обработано фильтром «контурная резкость», подбирая параметры, обеспечивающие получение максимально характерных четких контуров.

Для получения наилучшего результата может быть повторно применено последовательное использование инструментов «затемнитель» и «осветлитель». Количество повторов может быть любым.

Последовательное затемнение и осветление изображения осуществлено путем многократного повторения прохода по интересующему участку изображения кистью соответствующего размера и жесткости.

Размер и жесткость кисти могут быть подобраны таким образом, чтобы при указанных параметрах операции последовательного затемнения и осветления обеспечивали проявление и повышение четкости скрытых очертаний и контуров, без затемнения и соответственно осветления общего изображения.

Для целей заявленной группы изобретений пригодна цифровая копия художественного полотна, монументального или другого произведения искусства, которая может быть получена с помощью фотоаппаратуры, сканера или другого оборудования, пригодного для получения цифрового изображения. При этом обязательно фиксируют и сохраняют все параметры используемого оборудования, а также условия получения указанной цифровой копии.

Обработку цифровой копии изображения можно осуществлять с использованием по меньшей мере одного графического редактора, например, выбранного из Adobe Photoshop и FSViewer.

Операции по обработке цифровой копии изображения могут быть выполнены автоматизированно при помощи специальных программ - макросов либо вручную.

Компьютерная обработка цифрового изображения может быть выполнена по частям, с сохранением промежуточных результатов на компьютере до завершения работы.

В соответствии со вторым вариантом осуществления указанный технический результат обеспечивается тем, что предлагается способ опосредованного неразрушающего исследования художественных полотен, монументального или других произведений искусства, где для детального исследования структурных особенностей и рельефа исходное изображение или по меньшей мере одну из копий исходного изображения, полученную в соответствии со способом по первому варианту осуществления, подвергают обработке набором фильтров, направленных на улучшение цвета, резкости и контрастности, затем изменяют масштаб изображения таким образом, чтобы стали видимыми мельчайшие детали рельефа, после этого осторожными движениями постепенно обрабатывают все изображение до полного выявления рельефа и углублений поверхности. При этом все операции обработки изображений предпочтительно выполнять вручную осторожными движениями кисти.

В соответствии с третьим вариантом осуществления указанный технический результат обеспечивается тем, что предлагается способ опосредованного неразрушающего исследования художественных полотен, монументального или других произведений искусства, где в отношении по меньшей мере одной из осветленных копий исходного изображения, полученной в соответствии со способом по первому варианту осуществления, проводят углубленный анализ цветовых решений и используемых материалов путем увеличения масштаба изображения до максимальных размеров, обработки видимого участка изображения инструментом «Затемнитель» кистью малых размеров до появления ярко выраженного фиксированного цвета, не изменяющегося при дальнейшей обработке. При этом обработанное изображение может быть дополнительно осветлено с теми же настройками, которые использованы в способе по первому варианту осуществления изобретения, после чего полученное изображение может быть повторно обработано инструментом «Затемнитель» как описано выше. Данные операции по углубленному анализу цветовых решений могут быть реализованы в виде автоматизированных команд, записанных в макросе.

В соответствии с изобретением обработанное изображение может быть сохранено в специальной базе данных вместе с описанием всех параметров и последовательности действий, обеспечивающей возможность точного воспроизведения вышеуказанного способа.

В соответствии с четвертым вариантом осуществления, указанный технический результат обеспечивается тем, что предлагается способ определения подлинности и/или авторства художественных полотен, монументального или других произведений искусства, заключающийся в проведении сопоставительного анализа по меньшей мере двух цифровых копий художественных полотен, монументального или других произведений искусства и принятии решения о подлинности и/или авторстве по результатам указанного анализа, где сопоставляемые цифровые копии предварительно могут быть обработаны любым из вышеописанных способов, при этом, по меньшей мере, одна из обработанных цифровых копий должна соответствовать оригиналу художественного полотна, монументального или других произведений искусства и используется в качестве эталона для сравнения.

Результаты, полученные с помощью предлагаемого изобретения, позволяют выявить индивидуальные особенности, характерные для конкретного художественного полотна, монументального или другого произведения искусства.

Исследования картины Леонардо да Винчи позволили автору узнать о художественных замыслах, композиции, цветовых решениях и технике исполнения, выбранной художником.

Результаты проведенных исследований могут быть сохранены в информационной базе данных в цифровом формате в виде отличительных деталей (символов, надписей, цифр и т.д.), характерных для конкретного автора исследуемого произведения искусства, сведений об используемых компонентах, структуре материала, на котором или из которого создано произведение искусства, цветовых решений, а также других характерных особенностей, выявленных в процессе исследования.

Краткое описание чертежей

На Фиг.1 показана картина «Портрет молодого человека», представленная в первоначальном виде (Рис.а) и в процессе обработки (Рис.б, в, г), (данная картина числится в музее как: «Неизвестный художник», предполагаемый автор - Кейлен Корнелис), Дерево, масло, 64*49,5, инвентарный номер Ж-944/1434 «Национальная картинная галерея Армении. На показана копия картины, сфотографированной при боковом освещении с правой стороны.

На Фиг.2 показаны отличительные детали из фигуры 1 после затемнения инструментом «Затемнитель».

На Фиг.3 (Рис.а) показана копия картины, сфотографированной при боковом освещении с левой стороны. На Рис.б-е показана обработанная часть копии картины, иллюстрирующая промежуточные результаты компьютерной обработки цифрового изображения инструментом «Затемнитель».

На Фиг.4 (Рис.а) показана копия картины, сфотографированной при боковом освещении с левой стороны. На Рис.б-г показана обработанная часть копий картины, иллюстрирующая промежуточные результаты компьютерной обработки цифрового изображения инструментом «Затемнитель».

На Фиг.5 показана обработанная часть копии картины из Фиг.4, иллюстрирующая промежуточные результаты компьютерной обработки цифрового изображения инструментом «Затемнитель».

На Фиг.6 (Рис.а-б) показана цифровая копия из оригинала «Портрет молодого человека». На Рис.в-г показана цифровая копия из оригинала «Портрет молодого человека» в процессе обработки инструментами «Затемнитель» и «Осветлитель» после сохранения цифровой копии оригинала в настройке «Умная» резкость: эффект 500%, радиус 14,4 пикселя и после сохранения дубликата в контурной резкости повтором настроек в три раза эффект: 500, радиус 250, порог 255.

На Фиг.7 (Рис.а) показана копия картины «Портрет молодого человека» с задней стороны. На Рис.б показана копия картины с задней стороны, иллюстрирующая промежуточные результаты компьютерной обработки инструментами «Затемнитель» и «Осветлитель». На Рис. в и г показаны увеличенные фрагменты из картины, показанной на Рис.б.

На Фиг.8 показана цифровая копия из оригинала «Портрет молодого человека» (часть головы) которая обработана в программе инструментами «Затемнитель» после общего осветления.

На Фиг.9 показана цифровая копия оригинала после настроек в настройках «Умная резкость» эффект: 500, порог: 14.4. и в программе «FS Viewer», точные настройки: яркость (29), контраст (50), гамма (10,0) два раза, после обработки инструментом «Затемнитель».

На Фиг.10 (Рис.а) показана картина «Джоконда» (http://www.membrana.ru/storage/img/g/gh8.jpg). На Рис.б-д показан пример применения предлагаемого способа на картине «Джоконда», иллюстрирующий промежуточные результаты компьютерные обработки.

На Фиг.11 (Рис.а) показана совместная картина Андрея дель Верокко и Леонардо да Винчи «Крещение Христа». На Рис.б показано изображение, иллюстрирующее применение предлагаемого способа на картине «Крещение Христа» в процессе компьютерной обработки. На Рис.в-е показаны фрагменты картины, изображенной на Рис.б.

На Фиг.12 (Рис.а) показано изображение «хрустального черепа». На Рис.б и в показан пример применения предлагаемого способа на произведении искусства из прозрачных материалов и полученный результат.

На Фиг.13 (Рис.а) показана скульптура Микеланджело «Давид». На Рис.а показан пример применения предлагаемого способа на произведении искусства: Микеланджело «Давид» в процессе обработки.

Осуществление изобретения

Сущность изобретения заключается в том, что предложены способы опосредованного неразрушающего исследования художественных полотен, монументального или других произведений искусства для выявления их скрытых индивидуальных особенностей, а также способ определения подлинности и/или авторства художественного полотна, монументального или других произведений искусства.

Указанные способы могут быть использованы в реставрационной и криминалистической областях для установления авторства и подлинности художественных полотен, монументального и других произведений искусства, например, для защиты последних от подделки.

Ниже приведено описание одного из примеров реализации способа по изобретению:

1. Получение цифровых копий произведений искусства

Цифровые копии произведений искусства получаем с помощью профессионального фотографирования, сканирования, рентгенографии или с помощью применения другого оборудования, предназначенного для получения цифровых изображений или преобразуя фотографии, рентгеновские снимки и т.д. с помощью сканирования в цифровые изображения. При этом обязательно фиксируем вид и марку используемого оборудования, а также его параметры.

Все данные об используемом фотоаппарате и технике освещения записываем и сохраняем.

Например: CAMERA SETTINGS

tiff: Make="NIKON CORPORATION"

tiff: Model="NIKON D7000"

tiff: Orientation="6"

exif: ExifVersion="0221"

exit: ExposureTime="1/8"

exif: ShutterSpeedValue="3/1"

exif: FNumber="8/1"

exif: ApertureValue="6/1"

exif: ExposureProgram="1"

exif: SensitivityType="2"

exif: ExposureBias Value="-4/6"

exif: MaxAperture Value="16/10"

exif: MeteringMode="2"

exif: LightSourse="0"

exif: FocailLength="500/10"

exif: SensingMethod="2"

exif: FtleSource="3"

exif: SceneType="1"

exif: F6caiLengthln35mmFilm="75"

exif: CustomRenderd="0"

exif: ExposureMode="1"

exif: WhiteBalance="0"

exif: SctntCapture Type="0"

exif: GainGontrol="0"

exif: Contrast="0"

exif: Saturation="0"

exif: Sharpness="2"

exif: SubjecfDistanceRange="0"

exif: DigitalZoomRatio="1/1"

exif: DateTimeOriginal="2012-07-31 Т 15:06:49.70"

xnip: CreatorTool="Ver.1.01"

LLGHTING:Rekam Halo Pro 1000

COLORE SCALE: X-Rite ColorChecker Passport Software

Все цифровые копии изображения в электронном виде также сохраняем на жестком диске.

Для исследования цифровых копий исследуемого произведения искусства в компьютере создаем основную папку с названием исследуемого произведения искусства, а в основной папке создаем 3 папки (Папка №1 «Определение рельефности, впадин поверхностного слоя любого объекта через их цифровые копии изображения из оригинала. Результат 1», Папка №2 «Исследования взаимоотношений слоев после окончательной обработки и определения рельефности и впадин цифровых копий изображений. Результат 2», Папка №3 «Результаты исследования и отличительных деталей».

В папке №1 сохраняем цифровые копии изображения исследуемого произведения искусства. Далее в этой папках будем сохранить результаты исследования, которые будем выполнять по единому алгоритму.

Следующий этап относится к процессу создания дубликатов цифровой копии исследуемого произведения искусства и сохранения их в разных точных настройках с помощью улучшения цвета, в виде чеканки, которые показывает особенности рельефа в программе «FSViewer». Изображение сохраняем в разных параметрах резкости «Умный» и «Контурный», «Трассировка контура», выбирая тоновый уровень в программе «Adobe Photoshop», в разных степенях осветления и затемнения в программе «Adobe Photoshdp» инструментами «Осветлитель», «Затемнитель» и сохраняем каждый измененный дубликат в отдельные файлы, можно сохранить как больше в разных имитациях, как «Целлофановый пакет» и другие.

По отдельности открываем дубликаты цифровых копий оригинала произведения искусства в программе «FSViewer» и в каждом из них производим разные точные настройки улучшения цвета: «яркость, контраст, гамма» и сохраняем в отдельных файлах. Таким образом, получаем осветленные и затемненные изображения, на которых обязательно записываем параметры настройки. Эти настройки относятся к 1-му уровню осветления. Повтор точных настроек определяет 2-й уровень. Количество повторов идентичных действий определяется произвольным порядком и зависит от индивидуальных характеристик исследуемого произведения искусства. Для выбора точных настроек в целях осветления изображения можно использовать и другие, помимо «FSViewer», известные компьютерные программы, которые имеют в предлагаемом интерфейсе функцию «Улучшение цвета». Главное, при последующих обработках на разных этапах осветления использовать первоначально выбранную программу и с точностью повторять выбранные на разных уровнях осветления настройки. Очень важно сохранить изображение в виде «чеканки», который показывает особенности рельефа.

Продолжаем создавать дубликаты цифровой копии оригинала и по отдельности открываем в программе «Adobe Photoshop». Масштаб увеличения выбираем произвольным порядком, главный критерий - изображение должно быть полностью видно на экране монитора. Используя инструменты «Затемнитель», «Осветлитель», «Ластик», выбираем кисть №200 жесткостью 1% (размеры диаметра кисти выбираются произвольным порядком, примерно - в соотношении 1/12 изображения) и производим общее осветление или затемнение поверхности изображения.

1) Фиксируя в нажатии левую кнопку компьютерной мыши, плавными движениями кисти всего лишь один раз, начиная с верхнего или нижнего угла изображения слева направо, затем справа налево (или наоборот) слегка, незаметно затемняем инструментом «Затемнитель», осветляем инструментом «Осветлитель», очищаем инструментом «Ластик» и повторяем движение по тем частям, которые еще не были обработаны выбранной кистью. Таким образом, незначительно затемняем или осветляем всю поверхность изображения. Данные действия условно называем «1-й этап затемнения» или «1-й этап осветления», фиксируя названия инструментов.

2) Создаем дубликат.

3) Сохраняем дубликат как «1-й этап затемнение» или «осветление».

4) Открываем дубликат.

5) Повторяем п.1, 2, 3, 4.

Таким образом, с помощью повтора последовательности действий в п.1, 2, 3, 4 цифровые копии сохраняем в отдельные файлы, что определяет внутренние слои и этапы: 2-ой внутренний слой с 2-м этапом и т.д. Этапы определяют повтор действий 1-го этапа п. 1, 2, 3, 4 и совпадает количеством внутренних слоев - 1-й этап =1 внутренний слой. Количество этапов зависит от индивидуальных характеристик исследуемого произведения искусства. Результаты затемненных изображений сохраняем в папке. Для дальнейшей обработки разрешается выбирать и использовать результаты полученных промежуточных этапов (каждый второй, пятый или десятый или другие, так как их количество может достигать более сотни). Цель описанных действий по п. 1, 2, 3, 4 состоит в том, чтобы создавать наибольшее количество разных степеней осветленных, затемненных и очищенных копий, сохраненных в отдельных файлах как отдельные произведения искусства, с целью их дальнейшей индивидуальной обработки.

Количество повторов аналогичных действий определяется произвольным порядком, равно как и параметры используемых инструментов, и зависит от индивидуальных характеристик исследуемых произведений искусства. Результаты сохраняем в соответствующих папках.

Продолжаем создавать дубликаты цифровой копии оригинала и по отдельности открываем в программе «Adobe Photoshop». В панели управлении выбираем «фильтр» открываем резкость «Умный» и сохраняем копии изображения в разных параметрах резкости и сохраняем каждый из них по отдельности в отдельные файлы. Так же открываем «контурная резкость» в программе «Adobe Photoshop» и сохраняем копии оригинала в разных параметрах. Кроме этих изображений в этой папке создаем дубликат оригинала для отдельного исследования.

Для каждого изображения создаем отдельную папку и делаем запись о его параметрах.

Следующий этап является одним из важнейших и основных шагов для исследования художественных полотен, скульптур и других и относится к процессу исследования и осуществления новых последовательных действий воздействия на цифровые копии произведений искусства, полученных на предыдущем этапе с помощью компьютерной программы «Adobe Photoshop» инструментом «Затемнитель» для определения углублений, выявления углублений и определения контуров на поверхностях изображений художественных полотен, монументального и других произведений искусства и т.д.

По отдельности открываем все описанные папки, полученные ранее, и копии каждого изображения открываем в программе «Adobe Photoshop». Увеличиваем масштаб изображения, в нашем случае до 12,5% (можно другой). Масштаб увеличения зависит от поставленной нами задачи и может достигнуть 3200%, поэтому выбирается произвольным порядком, главный критерий - удобство наблюдения за происходящими процессами (для более детального исследования масштаб увеличиваем таким образом, чтобы стали видны невидимые для глаза очертания. Увеличивая масштаб до максимального значения для осветленных копий изображений, обрабатываем их до тех пор, пока в цветовой гамме изображения на уровне одного пикселя не перестанут происходить изменения в цветах).

В левой части интерфейса основного меню программы щелчком правой кнопки компьютерной мыши открываем в подменю кнопку - инструмент «Затемнитель». Выбираем в нашем случае кисть №1 или другую (зависит от индивидуальных характеристик произведения искусства и качества изображений), жесткость 100%. Параметры инструмента «Затемнитель» выбираем произвольным порядком, не допуская активного затемнения на поверхностях изображений (нужно выбрать такой № кисти и жесткость, которые с трудом выявляют углубления).

Наша главная цель - выявить углубленные места. Фиксируя в нажатии левую кнопку компьютерной мыши, произвольными движениями обрабатываем всю поверхность изображения до полного выявления углублений и выделения их контуров по всей поверхности изображения. Полученные результаты сохраняем, используя в именах файлов выбранные параметры обработки изображений, и сохраняем в соответствующих папках.

Так как процесс обработки требует определенного времени, рекомендуется во время обработки подстраховаться и сохранить промежуточные результаты, чтобы продолжить работу с дубликата сохраненного изображения.

На следующем этапе осуществляем новые последовательные действия на цифровые копии произведений искусства с помощью компьютерной программы «Adobe Photoshop» инструментом «Осветлитель» для определения выпуклостей на поверхностях изображений художественных полотен, монументальных и других произведений искусства.

По отдельности открываем все папки и создаем дубликаты полученных результатов. Каждое из них по отдельности открываем в программе «Adobe Photoshop» и повторяем все действия, описанные на предыдущем этапе, изменив только используемый инструмент на инструмент «Осветлитель». Параметры инструмента «Осветлитель» выбираем произвольным порядком, главное - не допустить активного осветления на поверхностях изображений, чтобы выявить выпуклые места. Фиксируя в нажатии левую кнопку компьютерной мыши, произвольными движениями обрабатываем всю поверхность изображения до полного выявления выпуклостей и выделения самых высоких точек в рельефе изображений, максимально обходя выявленные углубления и выделенные контуры. Полученные результаты сохраняем как промежуточные, используя в имени файла выбранные параметры обработки изображения.

Так как процесс обработки требует определенного времени, рекомендуется во время обработки подстраховаться и сохранить промежуточные результаты, чтобы продолжить работу с дубликата сохраненного изображения.

Действия затемнения и осветления, описанные выше, необходимо последовательно повторить не менее 2 раз (при повторе движения компьютерных инструментов должны стать осторожными и можно использовать их, комбинированно обрабатывая каждый участок подетально, для получения высоких результатов). Количество повторов идентичных действий определяется произвольным порядком, равно как и параметры используемых инструментов, и зависит от индивидуальных характеристик исследуемых произведений искусства. Полученные результаты по окончании нескольких этапов последовательных действий затемнения и осветления сохраняем в соответствующих папках.

Следующий этап является дополнительным и предназначен для того, чтобы более выразительно и четко показать все контуры и особенности рисунка: без вмешательства цвета, и относится к процессу общей очистки изображения с помощью компьютерной программы «Adobe Photoshop» для определения последующих слоев и изучения взаимоотношения одного слоя с другим в художественном полотне, монументальных и других произведениях искусства. (Помимо этой программы можно использовать другие программы, имеющие функцию точной настройки осветления, как в программе «FSViewer»).

Далее поочередно копируем изображение результатов полученных в процессе затемнения и осветления. По отдельности открываем каждую копию в программе «Adobe Photoshop». Производим общее осветление изображений в программе «Adobe Photoshop». Масштаб увеличения выбирается произвольным порядком, главный критерий - изображение должно быть полностью видно на экране монитора. Используя инструмент «Осветлитель», выбираем кисть №200 жесткостью 1% (размеры диаметра кисти выбираются произвольным порядком, примерно в соотношении 1/12 изображения) и производим общее осветление.

Фиксируя в нажатии левую кнопку компьютерной мыши, плавными движениями кисти всего лишь один раз слегка, незаметно осветляем инструментом «Осветлитель» всю поверхность изображения. Данные действия условно называем «1-й этап осветления». Повтором данных действий с применением первоначально выбранных параметров инструментов, каждый раз сохраняя промежуточные результаты, используя в имени файлов выбранные параметры обработки изображений и номера этапов осветления (1, 2, 3 и т.д.), определяем взаимоотношение выбранных слоев с исследуемым цифровым изображением произведения искусства, изучаем взаимоотношение одного слоя с другим.

Количество повторов аналогичных действий определяется произвольным порядком до исчезновения изображения, равно как и параметры используемых инструментов, и зависит от индивидуальных характеристик исследуемых произведений искусства, которые позволяют увидеть переход композиционной цепи с одного слоя в другой.

На следующем этапе повторяем действия по затемнению и осветлению изображения для изучения взаимоотношения одного слоя с другим, перехода поверхностного слоя во внутренний, а внутреннего - в более глубокие слои, обработку которых производим с помощью компьютерной программы «Adobe Photoshop» инструментом «Затемнитель» для определения углублений, выявления контуров между слоями, невидимыми невооруженным глазом человека. Этот шаг позволяет изучать и сопоставлять всю композиционную цепь.

Поочередно копируем полученные в результате обработки изображения, описанные ранее. Каждую копию открываем в программе «Adobe Photoshop» и последовательно производим действия затемнения и осветления. Эти действия повторяем до тех пор, пока не получим желаемый результат.

Для досконального решения поставленных задач важную роль играет масштаб увеличения изображения. Маленькие масштабы помогают определить самые глубокие углубления, а большие - для более детального изучения.

Для исследования с целью познания истории произведения нужно создать как можно больше дубликатов цифровой копии исследуемого произведения в разных, точных настройках, в разных уровнях затемнения, осветления, «Умной и контурной» резкости и т.д., сохранить в отдельных файлах. Обработать поверхность каждого изображения с помощью использования компьютерных технологий и программ, имеющих «Графический редактор». Используемые программы «FSViwer», «Adobe Photoshop» и другие, основные компьютерные инструменты - «Затемнитель», «Осветлитель». В последовательности действий этих инструментов исследуем поверхность любого объекта на впадины и выпуклости через его цифровую копию и получаем результат, что позволяет защитить произведения искусства, определяя их подлинность.

С помощью инструмента «Затемнитель» в виде кисти больших размеров производим общее затемнение, а кистью небольших размеров определяем кайлонеглифы (впадины, углубления, вырезанные в плоскости углубленные рельефы). Размер кисти инструмента «Затемнитель» выбираем так, чтобы инструмент во время обработки не затемнил общее изображение, а всего лишь определил углубления и контуры на его поверхности.

С помощью компьютерного инструмента «Осветлитель» в виде кисти больших размеров производим общее осветление поверхностных слоев. Кисти небольших размеров определяют рельефы, то есть выпуклые изображения на плоскости. Размер кисти инструмента «Осветлитель» выбираем так, чтобы он во время обработки не осветлил общее изображение, а всего лишь определил рельефность на поверхности изображения.

Изобретение позволяет во время исследования экспериментировать, тогда процесс становится не однообразным и скучным, так как каждое произведение искусства имеет свои характерные особенности, исходящие из использованных материалов, одни из которых легко поддаются обработке, а другие очень трудно, поэтому приходится для очистки толстого красочного слоя использовать инструменты комбинированно с другими, как инструмент «Ластик».

Способ интересен тем, что невозможно предугадать замысел автора и только после досконального исследования способом можно узнать о тайнах, которые унаследованы нами от наших предков.

Для защиты произведений искусства главным при вторичном исследовании является повторение всех действий первоначально выбранных параметров и используемые программы.

Способ позволяет выявить и определить уровни углубления в поверхностях и показать впадины внутренних частей, с каждым отдельным избранным изображением произведения искусства произвести отдельный подход, потому что компьютерные инструменты по-разному воздействуют на изображения разных материалов, исходя от их индивидуальных характеристик, жесткости и мягкости используемых материалов и приема технических задач.

Способ позволяет отделить общую рельефность и общие впадины, для которых выбираем номер кисти, жесткость, масштаб увеличения, которые зависят от поставленной нами задачи. Для этого масштаб увеличиваем так, чтобы картина была видна на экране.

Способ позволяет для детального изучения увеличить изображение до такого масштаба, чтобы стали видны все невидимые для глаза очертания (дыры). Обрабатывая изображение с помощью кисти «Затемнитель», можно с легкостью определить впадины и контуры, а с помощью компьютерной кисти «Осветлитель» можно определять выпуклые места.

Способ позволяет темные части изображения осветлять отдельно. Если во время обработки изображения выясняется, что какая-то часть исследуемого произведения искусства слишком темновата, то на этой части с помощью кисти с большим номером осторожными движениями осветляем данный затемненный участок. Продолжаем обработку поверхности изображения кистью инструмента «Затемнитель», которая не затемняет общую поверхность изображения, а лишь определяет углубления. Если во время обработки кисть не воздействует на поверхность изображения, тогда меняем кисть инструмента «Затемнитель» на другой размер.

Способ позволяет в процессе работы заменить размер кисти, если картина не поддается к обработке или трудно становится выявить углубления и выпуклости. В таких случаях постепенно меняем номер кисти. Экспериментируем на дубликате изображения, если в изображение выявляется углубления, тогда продолжаем обработку изображения последней кистью, если нет, то меняем кисть на следующий номер и т.д., или уменьшаем размер, если изображение затемняется слишком сильно.

Способ позволяет во время обработки для детального изучения и выявления углублений менять масштаб увеличения на больший или меньший, чтобы стали видны все невидимые для глаза очертания. Способ позволяет уменьшить масштаб для выявления общих углублений.

Способ позволяет по отдельности исследовать каждое произведение искусства, сфотографированное при боковом освещении, и преобразовать его в цифровое, а затем обработать последовательностью действий с использованием компьютерных инструментов «Затемнитель», «Осветлитель» и выявить все невидимые для невооруженного глаза более углубленные части внутренних слоев.

Способ позволяет осуществлять переход одного слоя в другой, выявлять внутренние части прозрачных объектов из стекла, хрусталя, кварца и т.д.

Самое главное то, что нужно помнить, что каждое отдельно взятое произведение искусства имеет индивидуальную характеристику и невозможно предугадать, из какого именно слоя воспроизводится новое произведение искусства, поэтому нужно терпеливо обрабатывать и не останавливаться, если воспроизводится мало картин (так как картины могут быть как однослойными, так и многослойными).

В информационной базе данных должны сохраняться результаты обработки цифровых изображений исследуемых произведений искусства; отличительные детали (символы, надписи, цифры и т.д.), характерные для конкретного автора исследуемого произведения искусства; сведения об используемых компонентах: структуре материала, на котором или из которого создано произведение искусства, а также другие характерные особенности, выявленные в момент исследования; цветовые решения, характерные для конкретного автора при создании произведений искусства, и другая информация, выявленная во время исследования, и т.д.

Сведения, содержащиеся в информационной базе данных, сохраняются в архиве и используются для сравнительного анализа произведений искусства на предмет защиты от подделки с целью сохранения художественных ценностей, а также будут иметь большое значение при реставрации произведений искусства с целью сохранения художественного замысла автора и целостности его произведения.

1. Способ опосредованного неразрушающего исследования художественных полотен, монументального или других произведений искусства для выявления их скрытых индивидуальных особенностей, включающий получение цифровой копии изображения художественного полотна, монументального или другого произведения искусства, сохранение указанного изображения на компьютере и его последующую обработку с использованием, по меньшей мере, одного графического редактора, отличающийся тем, что компьютерную обработку изображения начинают с подготовительного этапа, включающего сохранение исходного изображения в виде нескольких копий с разными уровнями точных настроек одного или комбинации фильтров, выбранных из группы, включающей затемнение, осветление, резкость и яркость, затем в отношении, по меньшей мере, одной затемненной и, по меньшей мере, одной осветленной копии исходного изображения определяют индивидуальный рисунок рельефа и углублений поверхностных и/или внутренних слоев изображения путем выполнения последовательного затемнения изображения с помощью инструмента «Затемнитель» кистью минимальных размеров до появления видимых контуров, характеризующих углубления и рельеф поверхности, изменения масштаба полученного изображения до размеров, обеспечивающих более детальное отображение отдельных контуров и очертаний, выполнения последовательного осветления, по меньшей мере, части изображения с помощью инструмента «Осветлитель» кистью минимальных размеров до проявления возвышенностей рельефа в виде наиболее осветленных участков изображения, повторного применения последовательного использования инструментов «Затемнитель» и «Осветлитель» при сохранении или изменении масштаба изображения с кистью минимальных размеров до формирования более четких контуров, разделяющих возвышенности от углублений рельефа.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что на подготовительном этапе получают копии исходного изображения путем применения, по меньшей мере, одного набора точных настроек одного или комбинации указанных фильтров сначала к исходному изображению для получения его измененной копии, а затем к полученной измененной копии-дубликату для получения необходимого количества копий.

3. Способ по п.1, отличающийся тем, что обработанное изображение дополнительно подвергают обработке фильтром «контурная резкость», подбирая параметры, обеспечивающие получение максимально характерных четких контуров.

4. Способ по п.1, отличающийся тем, что повторное применение последовательного использования инструментов «Затемнитель» и «осветлитель» осуществляют, по меньшей мере, два раза, до получения желаемого результата.

5. Способ по п.1, отличающийся тем, что последовательное затемнение и осветление изображения осуществляют путем многократного повторения прохода по интересующему участку изображения кистью соответствующего размера и жесткости.

6. Способ по п.5, отличающийся тем, что размер и жесткость кисти подбирают таким образом, чтобы при указанных параметрах операции последовательного затемнения и осветления обеспечивали проявление и повышение четкости скрытых очертаний и контуров без затемнения и соответственно осветления общего изображения.

7. Способ по п.1, отличающийся тем, что цифровую копию изображения художественного полотна или другого произведения искусства получают с помощью фотоаппаратуры, сканера или другого оборудования, пригодного для получения цифрового изображения.

8. Способ по п.1, отличающийся тем, что при получении цифровой копии изображения художественного полотна или другого произведения искусства фиксируют и сохраняют все параметры используемого оборудования, а также условия получения указанной цифровой копии.

9. Способ по п.1, отличающийся тем, что обработку цифровой копии изображения осуществляют с использованием, по меньшей мере, одного графического редактора, выбранного из Adobe Photoshop и FS Viewer.

10. Способ по п.1, отличающийся тем, что операции по обработке цифровой копии изображения осуществляют автоматизированно при помощи специальных программ - макросов.

11. Способ по п.1, отличающийся тем, что операции по обработке цифровой копии изображения осуществляют вручную.

12. Способ по п.1, отличающийся тем, что компьютерную обработку цифрового изображения осуществляют по частям, сохраняя промежуточные результаты на компьютере до завершения работы.

13. Способ по любому из пп.1-12, отличающийся тем, что обработанное изображение сохраняют в специальную базу данных вместе с описанием всех параметров и последовательности действий, обеспечивающих возможность точного воспроизведения способа.

14. Способ опосредованного неразрушающего исследования художественных полотен, монументального или других произведений искусства, отличающийся тем, что для детального исследования структурных особенностей и рельефа исходное изображение или, по меньшей мере, одну из копий исходного изображения, полученную в соответствии со способом по п.1, подвергают обработке набором фильтров, направленных на улучшение цвета, резкости и контрастности, затем изменяют масштаб изображения таким образом, чтобы стали видимыми мельчайшие детали рельефа, после этого осторожными движениями постепенно обрабатывают все изображение до полного выявления рельефа и углублений поверхности.

15. Способ по п.14, отличающийся тем, что все операции обработки изображений выполняют вручную осторожными движениями кисти.

16. Способ опосредованного неразрушающего исследования художественных полотен, монументального или других произведений искусства, отличающийся тем, что в отношении, по меньшей мере, одной из осветленных копий исходного изображения, полученной в соответствии со способом по п.1, проводят углубленный анализ цветовых решений и используемых материалов путем увеличения масштаба изображения до максимальных размеров, обработки видимого участка изображения инструментом «Затемнитель» кистью малых размеров до появления ярко выраженного фиксированного цвета, не изменяющегося при дальнейшей обработке.

17. Способ по п.16, отличающийся тем, что обработанное изображение дополнительно подвергают осветлению, используя настройки осветления из способа по п.1, затем повторно обрабатывают полученное изображение инструментом «Затемнитель», как в п.16.

18. Способ по п.16, отличающийся тем, что указанные операции по углубленному анализу цветовых решений реализуют в виде автоматизированных команд, записанных в макросе.

19. Способ определения подлинности и/или авторства художественных полотен, монументального или других произведений искусства, заключающийся в проведении сопоставительного анализа, по меньшей мере, двух цифровых копий художественных полотен, монументального или других произведений искусства и принятии решения о подлинности и/или авторстве по результатам указанного анализа, отличающийся тем, что сопоставляемые цифровые копии предварительно обработаны способом по любому из пп.1-13, при этом, по меньшей мере, одна из обработанных цифровых копий соответствует оригиналу художественного полотна, монументального или других произведений искусства и используется в качестве эталона для сравнения.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к устройствам считывания изображений. Технический результат - получение четких изображений без искажений.

Изобретение относится к средствам управления движением привода сиденья в кинотеатре. Техническим результатом является обеспечение сглаживания движения привода исполнительного механизма сиденья при временной синхронизации с демонстрируемым кинофильмом.

Изобретение относится к способу оперативного динамического анализа нечеткого состояния систем отопления зданий и водоснабжения источниками СВЧ-излучения. Технический результат заключается в повышении энергетической эффективности систем отопления зданий и сооружений за счет возможности автоматического принятия решений и реализации оптимальных управляющих воздействий посредством синтезируемых когнитивных образов эквивалентов в n-мерных распределенных структурах источников СВЧ-излучения, в масштабе реального времени по телеметрической информации датчиков.

Изобретение относится к устройству и способу для защищенной передачи различным персональным пользовательским устройствам учтенных копий многоадресной аудиовизуальной программы и разрешенного использования учтенной аудиовизуальной программы, гарантируемых инновационным подходом с использованием техник шифрования данных и создания меток.

Изобретение относится к компьютерным технологиям обработки медицинских изображений. Техническим результатом является обеспечение оповещения разработчика или специалиста по техническому обслуживанию программного обеспечения за счет организации обратной связи между ними.

Изобретение относится к вычислительной технике. Технический результат заключается в повышении точности обнаружения дефектного пикселя.

Изобретение относится к устройству формирования изображений. Техническим результатом является создание устройства, способного к уменьшению отличия уровня, которое может возникать в захваченном изображении и которое зависит от области сканирования, для предотвращения значительного снижения качества изображения.

Изобретение относится к средствам анализа и обработки динамических изображений. Техническим результатом является обеспечение фильтрации динамических цифровых изображений в условиях ограниченного объема априорных данных.

Изобретение относится к компьютерной технике, в частности к программным приложениям, включающим в себя графический интерфейс пользователя. Технический результат заключается в улучшенной плавности и реактивности отображения обновления графического интерфейса за счет выполнения обновления вне экрана или на уровне временно невидимого экрана до момента завершения.

Изобретение относится к средствам формирования изображения с использованием красящих веществ. Технический результат заключается в уменьшении расхода печатных носителей.

Изобретение относится к средствам детектирования копий видеоданных. Техническим результатом является повышение точности детектирования копий видеоданных за счет построения траектории представляющих интерес устойчивых точек.

Изобретение относится к области распознавания образов, а именно к способам идентификации личности человека с помощью двух и более разнесенных видеокамер с заранее известным их расположением с применением трехмерной реконструкции лица человека.

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике и может быть использовано для предварительной обработки сообщений графического формата (СГФ). .

Изобретение относится к аналитической химии и может быть использовано для анализа иммунологических проб. .

Изобретение относится к средствам цифрового копирования документов. .

Изобретение относится к технике организации видеонаблюдения, а именно к системам и способам автоматического выделения и отслеживания лица человека для биометрической идентификации личности.

Изобретение относится к области обработки изображений и может быть использовано при редактировании изображения, при котором не нарушаются размеры, пропорции и взаимное расположение наиболее важных объектов.

Изобретение относится к распознаванию изображений. .

Изобретение относится к области обработки цветных изображений объектов и предназначено для приема, распознавания, визуализации изображений цветных объектов. .

Изобретение относится к распознаванию данных, а именно к распознаванию лица человека на цифровых изображениях, и может быть использовано в системах технического зрения для ограничения доступа к защищенным от посторонних лиц услугам, ресурсам и объектам. Техническим результатом является увеличение скорости распознавания лиц людей при высокой точности распознавания. Способ идентификации графического изображения лица человека включает получение эталонного изображения лица, выбор на этом изображении ключевых точек, сравнение эталонного изображения с анализируемым, принятие решения о идентичности эталонного изображения и анализируемого, причем на эталонном изображении выделяют доменную область в виде квадрата с центром в ключевой точке и ранговую область, имеющую максимальную схожесть с доменной областью, определяют коэффициент подобия доменной и ранговой областей, анализируемое изображение сравнивают с эталонным, выделяя на анализируемом изображении области, соответствующие доменной и ранговой области эталонного изображения, и определяют коэффициент подобия этих областей, на основании анализа коэффициентов подобия доменных и ранговых областей анализируемого и эталонного изображения принимают решение о идентичности изображений. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.
Наверх