Способ соединения оболочки трубопровода из полимерного композиционного материала с металлической законцовкой

Изобретение относится к трубопроводам топливных магистралей, работающих при криогенных температурах и высоких рабочих давлениях жидкостей и газов. Технический результат изобретения заключается в обеспечении надежной герметичности соединения металлической законцовки и оболочки трубопровода из полимерного композиционного материала. Предложен способ соединения трубопровода, имеющего оболочку из полимерного композиционного материала, с металлической законцовкой, включающий установку на последней трубопровода с фиксирующим элементом, получаемым путем намотки, производимой в форме кольца с пятидесятипроцентным перекрытием лентой из полимерного материала с последующей полимеризацией. Между металлической законцовкой и оболочкой трубопровода располагают адгезионный слой из материала, подобного материалу связующего оболочки. Толщина адгезионного слоя выбирается из соотношения (10≤b≤12) мкм, кольцо фиксирующего элемента формуют лентой из полимерного материала с двухсторонним покрытием на основе материала, подобного материалу оболочки трубопровода, производя намотку до заданного количества слоев на длине, равной или в 2 раза больше длины сопрягаемых поверхностей металлической законцовки и оболочки трубопровода, а полимеризацию ведут до температуры расплавления связующего материала. 1 ил.

 

Изобретение относится к ракетно-космической и авиационной технике, в частности к трубопроводам топливных магистралей, работающих при криогенных температурах и высоких рабочих давлениях жидкостей и газов, может найти применение в машиностроении, химической, топливной и других отраслях промышленности.

Из патентной литературы известна труба, содержащая металлический патрубок с фиксирующими элементами, охватывающую их термопластичную оболочку и армирующий стеклопластиковый слой. Известная труба выполнена с обжимной муфтой термопластичной оболочки в зоне фиксирующих элементов, металлический патрубок снабжен дополнительным фиксирующим элементом, а стеклопластиковый слой выполнен охватывающим обжимную муфту и дополнительный фиксирующий элемент (патент РФ №2262027, F16L 9/12).

Недостаток указанного соединения заключается в его сложности, которая ведет к недостаточной его эксплуатационной надежности особенно при криогенных температурах и высоких рабочих давлениях жидкостей и газов.

Наиболее близким аналогом к предлагаемому техническому решению можно считать способ соединения трубопровода из полимерного композиционного материала с металлической законцовкой, включающий установку на последней трубопровода с фиксирующем элементом, получающимся путем намотки ленты из полимерного материала, пропитанного эпоксидным клеем с образованием внутреннего и наружного кольца, при этом намотка внутреннего кольца выполняется с пятидесятипроцентным, а наружное - со стопроцентным перекрытием - с последующей полимеризацией (патент РФ №2396477, F16L 9/00).

Однако данный способ более трудоемкий в реализации по сравнению с предлагаемым.

Задача, на решение которой направлено предлагаемое изобретение, заключается в обеспечении надежной герметичности соединения металлической законцовки и оболочки трубопровода из полимерного композиционного материала, упрощение и снижение трудоемкости его реализации.

Поставленная задача решается тем, что в предлагаемом способе соединения трубопровода, имеющего оболочку из полимерного композиционного материала, с металлической законцовкой, включающем установку на последней трубопровода с фиксирующим элементом, получаемым путем намотки, производимой в форме кольца с пятидесятипроцентным перекрытием лентой из полимерного материала с последующей полимеризацией, между металлической законцовкой и оболочкой трубопровода располагают адгезионный слой из материала, подобного материалу связующего оболочки, причем толщина адгезионного слоя выбирается из соотношения (10≤b≤12) мкм, кольцо фиксирующего элемента формуют лентой из полимерного материала с двухсторонним покрытием на основе материала, подобного материалу оболочки трубопровода, производя намотку до заданного количества слоев на длине, равной или в 2 раза больше длины сопрягаемых поверхностей металлической законцовки и оболочки трубопровода, а полимеризацию ведут до температуры расплавления связующего материала.

Обеспечение прочности, а соответственно и герметичности соединения оболочки трубопровода из полимерного композиционного материала с металлической законцовкой, решено за счет повышения адгезионной прочности на границе металл-оболочка и снижения уровня деформации оболочки трубопровода в зоне заделки, в результате нанесения адгезионного слоя из материала связующего и формирования колец заделки оболочки из материала, подобного материалу оболочки, до заданного количества слоев с аналогичным усилением натяжения армирующей пленки, что и при намотке основных слоев оболочки, с 50% перекрытием витков на длине, равной или более длины сопрягаемой поверхности законцовки с оболочкой в 2 раза.

На чертеже представлено поперечное сечение металлической законцовки и оболочки трубопровода из полимерного композиционного материала, получаемого в результате осуществления предлагаемого способа.

Способ соединения трубопровода 1, имеющего оболочку 2 из полимерного композиционного материала, с металлической законцовкой 3 включает установку на металлической законцовке 3 трубопровода 1 с фиксирующим элементом 4 в форме кольца.

Кольцо фиксирующего элемента 4 формуют намоткой с пятидесятипроцентным перекрытием лентой из полимерного материала с двухсторонним покрытием на основе материала, подобного материалу оболочки трубопровода, например, армирующей полиимидной пленки типа ПМФ-С-352. Намотку производят до заданного количества слоев, например 20, на длине L2≤2L1, где L1 - зона нанесения адгезионного слоя (длина сопрягаемых поверхностей металлической законцовки и оболочки трубопровода); L2 - зона намотки.

Между металлической законцовкой 3 и оболочкой 2 трубопровода 1 располагают адгезионный слой 5 из материала, подобного материалу связующего оболочки 2, например суспензии фторопластовой типа Ф-4МД-Б, причем толщина адгезионного слоя 5 выбирается из соотношения (10≤b≤12) мкм.

После проведения перечисленных операций проводят термообработку слоев 3-5 при температуре расплавления (полимеризации) связующего материала.

Необходимость выбранных значений: толщины адгезионного слоя (10-12) мкм, количества слоев ленты кольца 4 заделки 20 и длины зоны заделки L2≤2L1, подтверждается следующими примерами, обоснованными результатами испытаний.

При толщине адгезионного слоя менее 10 мкм и более 12 мкм происходит снижение адгезионной прочности между металлической законцовкой и оболочкой трубопровода менее 5-10 МПа (50-100 кгс/см2) и, соответственно, падает герметичность в зоне заделки (более 1,33×10-17 Вт (1×10-3 л·мкм рт.ст./с)). Аналогичное явление наблюдается и при уменьшении количества слоев заделки, уменьшении или увеличении процентного перекрытия витков колец заделки. Это обусловлено неравномерностью обжатия зоны заделки.

Длина зоны заделки также подтверждена проведенными испытаниями на герметичность. При длине зоны заделки менее L1 (зоны нанесения адгезионного слоя) герметичность трубопровода не обеспечивает требования технических условий, увеличение длины зоны заделки более 2L1 технически и экономически неоправданно, т.е. увеличиваются длительность техпроцесса и дополнительный расход материалов.

Изобретение обеспечивает:

- снижение уровня деформации материала трубопровода;

- повышение адгезионной прочности в зонах заделки металлических законцовок с оболочкой из полимерного композиционного материала и, соответственно, повышает герметичность и эксплуатационную надежность трубопровода и в целом топливной магистрали изделия, работающего при криогенных температурах и высоких рабочих давлениях жидкостей газов более 10-15 МПа (10-15 кгс/см2);

- значительное упрощение и снижение трудозатрат за счет исключения дополнительных элементов.

Способ соединения трубопровода, имеющего оболочку из полимерного композиционного материала, с металлической законцовкой, включающий установку на последней трубопровода с фиксирующим элементом, получаемым путем намотки, производимой в форме кольца с пятидесятипроцентным перекрытием лентой из полимерного материала с последующей полимеризацией, отличающийся тем, что между металлической законцовкой и оболочкой трубопровода располагают адгезионный слой из материала, подобного материалу связующего оболочки, причем толщина адгезионного слоя выбирается из соотношения (10≤b≤12) мкм, кольцо фиксирующего элемента формуют лентой из полимерного материала с двухсторонним покрытием на основе материала, подобного материалу оболочки трубопровода, производя намотку до заданного количества слоев на длине, равной или в 2 раза больше длины сопрягаемых поверхностей металлической законцовки и оболочки трубопровода, а полимеризацию ведут до температуры расплавления связующего материала.



 

Похожие патенты:

Труба // 2521700
Труба содержит композиционно-волокнистый материал с антистатическим связующим. Для повышения надежности труба выполнена трудногорючей с антистатическим связующим в виде композиции с компонентами в весовых частях: смола эпоксидная ЭД-20 или эпоксидный новолак DEN 431 90…95; отвердитель изометилтетрагидрофталевый ангидрид (Изо-МТГФА) 85…95; ускоритель Алкофен 0,5…3,0; антипирен гидрооксид алюминия APYRAL 33 280…320; паста электропроводная ЭП-25 5…30; графит ГЭ-1 или ГЭ-3 5…50.

Трубопровод предназначен для транспортировки текучей среды. Трубопровод (1) имеет цилиндрическую внутреннюю поверхность (2).

Изобретение относится к области производства строительных материалов и изделий, к производству труб со стеклопластиковой оболочкой. .

Изобретение относится к области трубопроводной транспортировки нефтепродуктов. .

Изобретение относится к области машиностроения и применяется при изготовлении предварительно тепло-гидроизолированных изделий для трубопроводов различных диаметров, в частности в системах водоснабжения.

Изобретение относится к производству железобетонных труб со стеклопластиковым раструбом и внутренней оболочкой из камнелитых втулок. .

Изобретение относится к коррозионно-стойкой биметаллической трубке и ее применению в изготовлении оборудования с трубным пучком. .
Изобретение относится к многослойному рукаву для сжатого воздуха, содержащему в следующем порядке: - наружный слой (1), выполненный из полиамида, - необязательно промежуточный слой (2) полимера, имеющего модуль упругости при изгибе менее 500 МПа, предпочтительно выполненный из этиленсополимеров и пропиленсополимеров,- внутренний слой (3) полимера, имеющего модуль упругости при изгибе более 1100 МПа, причем внутренний слой (3) находится в контакте со сжатым воздухом.

Изобретение относится к области машиностроения и может найти применение при соединении предварительно сформованных частей, в частности при соединении трубопровода из полимерного композиционного материала с металлической законцовкой.

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к способам изготовления тепло-гидроизолированных переходов, а также самим конструкциям тепло-гидроизолированных переходов.
Изобретение относится к области металлургии, а именно к трубе из аустенитной нержавеющей стали, используемой в установках по производству электроэнергии. Сталь содержит, мас.%: от 14 до 28 Cr и от 6 до 30 Ni. Труба имеет микроструктуру, в которой средняя плотность дислокаций, определяемая методом рентгенодифракционного анализа (XRD) с использованием Со трубы, составляет 3,0×1014/м2 или выше, на внутренней поверхности стальной трубы. Размер зерен стальной трубы предпочтительно составляет 50 мкм или менее. Изготавливаемые трубы обладают высокой стойкостью к окислению паром. 2 з.п. ф-лы, 2 табл., 1 пр.

Изобретение относится к нагреваемому трубопроводу для текучей среды. Трубопровод содержит трубу, соединитель, установленный на одном конце трубы и имеющий входной канал с продольной осью, и нагревательный стержень, расположенный внутри трубы и выступающий через выходной канал из соединителя под определенным углом к продольной оси. В имеющей периферийную стенку приемной полости между нагревательным стержнем и соединителем расположено уплотнение. Предусмотрены средства центрирования нагревательного стержня и уплотнения друг относительно друга. Изобретение обеспечивает надежное уплотнение нагревательного стержня, выведенного наружу вбок. 2 н. и 7 з.п. ф-лы, 5 ил.

Полимерная труба предназначена для транспортировки топлива, в том числе светлых нефтепродуктов и углеводородных газов на предприятиях топливно-энергетического комплекса и транспортировки топлива и газов, а также автозаправочных станциях. Труба имеет, по меньшей мере, один слой, содержащий полиамид. Слой, содержащий полиамид, представляет собой барьерный слой, полученный методом экструзии смеси, содержащей, по меньшей мере, один полиолефин и, по меньшей мере, один сополимер полиамидов с образованием ламинарной структуры, содержащей множество слоев сополимера полиамидов в массе полиолефина. Трубопровод, включающий в себя, по меньшей мере, две полимерные трубы, которые могут быть выполнены одностенными или двустенными, причем соединение одностенных труб выполняют методом стыковой сварки, а соединение двустенных труб выполняют посредством стыковой сварки барьерных труб и соединения защитных труб посредством электросварных муфт. Полимерная труба и трубопровод обладают повышенной стойкостью на проницаемость топливом при одновременном достижении высокой эластичности. 2 н. и 23 з.п. ф-лы, 12 ил., 3 табл.

Изобретение относится к изготовлению труб с внутренним защитным покрытием и использованию при строительстве из них трубопроводов для транспортирования агрессивных сред. Изобретение повышает надежность защиты от коррозии околошовной зоны соединений труб в трубопроводе. В трубе с внутренним защитным покрытием, включающей трубу, внутреннее защитное покрытие, обечайки из коррозионностойкой стали, которыми герметично перекрыты концы внутреннего защитного покрытия и фаски под сварку, между концами трубы и обечаек из коррозионностойкой стали установлены кольца из коррозионностойкой стали. 3 з.п. ф-лы, 1 ил.
Наверх