Способ диагностики плунжерной пары топливного насоса высокого давления дизеля

Изобретение относится к двигателестроению, в частности может использоваться для диагностирования плунжерных пар топливных насосов высокого давления (ТНВД) дизелей. Предложен способ диагностики плунжерной пары ТНВД дизеля, заключающийся в цикловой подаче топлива из надплунжерного пространства плунжерной пары ТНВД под давлением в открытую емкость устройства для диагностики плунжерной пары до полного ее заполнения. Измеряют плотность топлива, вязкость топлива и действительный объем топлива при полном заполнении емкости, измерение давления подаваемого топлива осуществляют в режиме реального времени. По полученным измерениям получают зависимость давления подаваемого топлива от времени полного заполнения открытой емкости, по которой определяют расчетный объем топлива при полном заполнении открытой емкости, после чего определяют разность Vут расчетного объема топлива и действительного объема топлива, поступившего в открытую емкость, по величине которой судят о величине износа плунжерной пары. Технический результат заключается в повышении эффективности определения степени износа плунжерной пары ТНВД. 1 ил., 1 табл.

 

Заявляемое изобретение относится к области испытания топливной аппаратуры дизельных двигателей и может быть использовано для бесстендового диагностирования технического состояния плунжерной пары топливного насоса высокого давления дизельных двигателей.

Общеизвестно, что топливный насос высокого давления представляет собой расположенную внутри корпуса насоса плунжерную пару плунжер-втулка. Корпус насоса выполнен со штуцером, один конец которого соединен с трубкой высокого давления, а другой контактирует с клапаном для пропускания топлива из надплунжерного пространства в трубку высокого давления [Г.Б. Федотов, Г.И. Левин. Топливные системы тепловозных дизелей. - М.: Транспорт, 1983, с.4-22]. Основным узлом топливной системы дизеля является топливный насос высокого давления, плунжерная пара которого осуществляет нагнетание топлива в форсунку в строго дозированном количестве.

При подаче топлива в форсунку дизеля часть топлива просачивается через зазор между плунжером и втулкой плунжерной пары, который в процессе эксплуатации увеличивается и может превысить допустимый уровень. Около 80% плунжерных пар бракуется по причине увеличения зазора между плунжером и втулкой плунжерной пары выше допустимого уровня.

Известны стендовые и безразборные способы диагностики плунжерной пары топливного насоса высокого давления дизеля, основанные на определении износа плунжерной пары по различным диагностическим параметрам.

Известен способ диагностики плунжерной пары топливного насоса высокого давления дизеля, основанный на определении износа плунжерной пары по диагностическому параметру - величине максимального давления подаваемого топлива [патент 2303159 РФ, МПК F02M65/00. Устройство для диагностирования прецизионных пар топливного насоса и форсунок дизеля / В.И. Черноиванов, А.В. Колчин, Б.Ш. Каргиев, А.А. Данков, Г.Г. Емельянов, Д.В. Доронин (РФ); Государственное научное учреждение Всероссийский научно-исследовательский технологический институт ремонта и эксплуатации машинно-тракторного парка (ГНУ ГОСНИТИ) (РФ). - №2005136981/06; заявлено 29.11.2005; опубликовано 20.07.2007, бюл. №20].

Известный способ диагностики плунжерной пары топливного насоса высокого давления дизеля заключается в предварительной подготовке топливного насоса высокого давления к измерениям, в подаче топлива из системы топливоподачи дизеля в надплунжерное пространство плунжерной пары под давлением до достижения постоянного значения, в измерении этого давления, по величине которого судят о величине износа плунжерной пары.

Используемое в известном способе устройство для диагностики плунжерной пары топливного насоса высокого давления содержит корпус с расположенными внутри него замкнутой емкостью и насосом, датчик давления подаваемого топлива, установленный на корпусе устройства для диагностики, который связан с замкнутой емкостью.

Способ диагностики плунжерной пары топливного насоса высокого давления дизеля осуществляют непосредственно на дизеле, при этом изменяют направление подачи топлива в надплунжерное пространство плунжерной пары по сравнению с направлением подачи топлива на работающем дизеле. Таким образом, для проведения диагностики состояния плунжерной пары требуется создание особых условий, отличных от эксплуатационных.

Способ диагностики плунжерной пары топливного насоса высокого давления дизеля начинают с частичной разборки топливного насоса высокого давления путем извлечения из топливного насоса клапана для пропускания топлива из надплунжерного пространства плунжерной пары и трубки высокого давления и установки на штуцер вместо трубки высокого давления устройства для диагностики плунжерной пары топливного насоса высокого давления, которое соединяют с системой топливоподачи дизеля.

Далее, в надплунжерное пространство плунжерной пары под давлением из системы топливоподачи дизеля насосом устройства для диагностики плунжерной пары через штуцер топливного насоса высокого давления подают топливо. В процессе его подачи топливо полностью заполняет замкнутую емкость устройства для диагностики плунжерной пары и замкнутое надплунжерное пространство плунжерной пары топливного насоса высокого давления. Дальнейшее поступление топлива в эти полости приводит к увеличению в них давления топлива, определяемое с помощью датчика давления подаваемого топлива. Топливо в надплунжерное пространство плунжерной пары подают до тех пор, пока величина давления топлива в нем достигнет постоянного максимального значения, давление перестает расти и останется неизменным. При достижении постоянного давления топлива в надплунжерном пространстве плунжерной пары подачу топлива в него прекращают. Прекращают подавать топливо в надплунжерное пространство плунжерной пары и при достижении величины давления топлива в надплунжерном пространстве плунжерной пары, равной 350 кгс/см2.

При подаче топлива часть поданного топлива из надплунжерного пространства плунжерной пары просачивается через зазор между ее плунжером и втулкой. Объем утечек топлива зависит от величины зазора между плунжером и втулкой плунжерной пары.

В известном способе диагностическим параметром, определяющим износ плунжерной пары, является величина максимального давления подаваемого топлива в надплунжерное пространство плунжерной пары. При максимальном давлении подаваемого топлива в надплунжерное пространство плунжерной пары, равном 350 кгс/см2, делают вывод об отличном состоянии плунжерной пары, при 300 кгс/см2 - делают вывод о рабочем состоянии плунжерной пары.

Достоинством известного способа диагностики плунжерной пары топливного насоса высокого давления дизеля является простота выполнения диагностики состояния плунжерной пары.

Недостаток известного способа диагностики плунжерной пары топливного насоса высокого давления дизеля заключается в низкой разрешающей способности определения степени износа плунжерной пары. Это обусловлено тем, что градация определения степени износа плунжерной пары ограничивается двумя состояниями - отличное состояние плунжерной пары и рабочее состояние. При такой градации работоспособные плунжерные пары могут быть отнесены к неработоспособным.

Второй недостаток известного способа заключается в частичной разборке топливного насоса высокого давления, что приводит к повышенному износу плунжерной пары за счет попадания абразивных частиц в надплунжерное пространство плунжерной пары и в зазор между плунжером и втулкой плунжерной пары при разборке.

Наиболее близким по технической сущности к заявляемому решению является способ диагностики плунжерной пары топливного насоса высокого давления дизеля, основанный на определении износа плунжерной пары по диагностическому параметру - величине скорости нарастания давления топлива в замкнутой емкости устройства для диагностики плунжерной пары топливного насоса высокого давления [патент 2456471 РФ, МПК F02M 65/00, G01M 15/04. Способ и устройство для бесстендового диагностирования дизельной топливной аппаратуры высокого давления / В.А. Чечет, A.M. Алиев (РФ); Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкиной» (РФ). - №2011105759/06; заявлено 17.02.2011; опубликовано 20.07.2012, бюл. №20].

Известный способ диагностики плунжерной пары топливного насоса высокого давления дизеля заключается в цикловой подаче топлива под давлением из системы топливоподачи дизеля в надплунжерное пространство плунжерной пары с последующей его подачей в замкнутую емкость устройства для диагностики плунжерной пары топливного насоса высокого давления, в измерении температуры подаваемого топлива, в определении действительного объема топлива, подаваемого за один цикл, в определении температурного коэффициента, в определении диагностического параметра, по величине которого судят о величине износа плунжерной пары.

Способ диагностики плунжерной пары топливного насоса высокого давления дизеля осуществляют без разборки. В известном способе диагностическим параметром, определяющим износ плунжерной пары, является величина скорости нарастания давления топлива в замкнутой емкости устройства для диагностики плунжерной пары топливного насоса высокого давления.

Используемое в известном способе устройство для диагностики плунжерной пары топливного насоса высокого давления содержит корпус с замкнутой емкостью, датчик давления подаваемого топлива, установленный на корпусе, которые связаны с замкнутой емкостью.

Способ диагностики плунжерной пары топливного насоса высокого давления дизеля осуществляют непосредственно на дизеле, при этом изменяют направление подачи топлива: оно поступает в замкнутую емкость устройства для диагностики, тогда как на работающем дизеле оно поступает в форсунку дизеля. Таким образом, для проведения диагностики состояния плунжерной пары требуется создание особых условий, отличных от эксплуатационных.

Перед проведением диагностики плунжерной пары топливного насоса высокого давления со штуцера топливного насоса высокого давления снимают трубку высокого давления и устанавливают на нем устройство для диагностики плунжерной пары топливного насоса высокого давления.

Топливо из системы топливоподачи дизеля подают под давлением в надплунжерное пространство плунжерной пары. При однократном подъеме плунжера подаваемое топливо из надплунжерного пространства плунжерной пары вытесняется в замкнутую емкость устройства для диагностики, заполняя ее. Данный процесс повторяется в течение заданного количества циклов nц работы дизеля, например 5-12 циклов.

В процессе подачи топлива часть поданного топлива из надплунжерного пространства плунжерной пары просачивается через зазор между ее плунжером и втулкой. Объем утечек топлива зависит от величины зазора между плунжером и втулкой плунжерной пары.

При заполнении топливом замкнутой емкости устройства для диагностики в ней создается давление, определяемое с помощью датчика давления подаваемого топлива. С каждым последующим циклом давление в замкнутой емкости увеличивается, при этом утечки топлива из надплунжерного пространства плунжерной пары также увеличиваются.

В процессе заполнения топливом замкнутой емкости устройства для диагностики плунжерной пары топливного насоса высокого давления измеряют температуру поданного топлива t, по величине которой определяют температурный коэффициент v°C, по формуле:

v ° C = 1 ( 1 1,5 10 3 Δ t ) ,

где Δt=t-t0,

t - температура поданного топлива, °С,

t0=20°С.

Далее измеряют цикловую подачу топлива q a . x ф (действительный объем топлива, подаваемого за один цикл), по величине которой определяют поправочный коэффициент активного хода плунжера vh по формуле:

v h = q a . x н q a . x ф ,

где q a . x н - цикловая подача топлива эталонного топливного насоса высокого давления, г/цикл,

q a . x ф - цикловая подача топлива проверяемого топливного насоса высокого давления, г/цикл.

Затем определяют диагностический параметр - скорость нарастания давления топлива в замкнутой емкости устройства для диагностики плунжерной пары топливного насоса высокого давления по формуле:

p max ¯ = p max n ц v h a v ° C ,

где pmax - максимальное давление поданного топлива в надплунжерном пространстве плунжерной пары, Па,

nц - количество циклов работы дизеля (например, 5-12 циклов),

vh - поправочный коэффициент активного хода плунжера,

а - степенной коэффициент, характеризующий степень износа и микрогеометрию поверхностей трения между плунжером и втулкой плунжерной пары,

v°C - температурный коэффициент.

По величине диагностического параметра судят о степени износа плунжерной пары. При значении скорости нарастания давления в интервале p max ¯ =180-200 кгс/см2/цикл (18-20 МПа/цикл) делают вывод об отличном состоянии плунжерной пары, при значении скорости нарастания давления в интервале p max ¯ =120-130 кгс/см2/цикл (12-13 МПа/цикл) делают вывод о предельно изношенном состоянии плунжерной пары.

Известный способ диагностики плунжерной пары топливного насоса высокого давления дизеля позволяет без разборки осуществить диагностику состояния плунжерной пары, что является достоинством способа.

Недостаток известного способа диагностики плунжерной пары топливного насоса высокого давления дизеля заключается в низкой разрешающей способности определения степени износа плунжерной пары. Это обусловлено тем, что градация определения степени износа плунжерной пары ограничивается крайними состояниями - новая плунжерная пара и предельно изношенная плунжерная пара. Поэтому плунжерные пары с промежуточным значением износа будут отнесены к одному из крайних состояний степени износа плунжерной пары, что приводит к отбраковке работоспособных плунжерных пар.

Задача, решаемая изобретением, заключается в разработке способа диагностики плунжерной пары топливного насоса высокого давления дизеля, позволяющего повысить разрешающую способность определения степени износа плунжерной пары за счет расширения градации степени износа между крайними состояниями - новая плунжерная пара и предельно изношенная плунжерная пара при одновременном значительном повышении точности диагностики за счет проведения испытаний плунжерной пары непосредственно в условиях, соответствующих условиям ее работы в режиме эксплуатации.

Для решения поставленной задачи в способе диагностики плунжерной пары топливного насоса высокого давления дизеля, заключающемся в цикловой подаче топлива из надплунжерного пространства плунжерной пары топливного насоса высокого давления под давлением, в измерении давления и действительного объем топлива, в определении диагностического параметра, учитывающего регистрируемую величину давления топлива, в нем в качестве диагностического параметра, учитывающего регистрируемую величину давления, выбирают разность расчетного объема топлива и действительного объема топлива, поступившего в открытую емкость при полном ее заполнении, цикловую подачу топлива из надплунжерного пространства плунжерной пары топливного насоса под давлением осуществляют в открытую емкость устройства для диагностики плунжерной пары до полного ее заполнения, измеряют плотность и вязкость топлива, определяют действительный объем топлива при полном заполнении открытой емкости, измерение давления подаваемого топлива осуществляют в режиме реального времени, по полученным измерениям получают зависимость давления подаваемого топлива от времени полного заполнения открытой емкости, по которой определяют расчетный объем топлива при полном заполнении открытой емкости по площади плоской фигуры, ограниченной зависимостью давления и координатными осями, после чего определяют разность Vут расчетного объема топлива и действительного объема топлива, поступившего в открытую емкость, по величине которой судят о величине износа плунжерной пары:

при кинематической вязкости, равной v1=4-5 сСт, и величине разности расчетного и действительного объемов топлива на единицу объема в пределах Vут=0,109-0,11 мл делают вывод об отличном состоянии плунжерной пары, в пределах Vут=0,128-0,131 мл - о рабочем состоянии плунжерной пары, в пределах Vут=0,142-0,146 мл - об удовлетворительном состоянии плунжерной пары, в пределах Vут=0,171-0,18 мл - о предельно изношенном состоянии плунжерной пары,

при кинематической вязкости, равной v2=5-6 сСт, и величине разности расчетного и действительного объемов топлива на 1 мл топлива в пределах Vут=0,108-0,109 мл делают вывод об отличном состоянии плунжерной пары, в пределах Vут=0,124-0,128 мл - о рабочем состоянии плунжерной пары, в пределах Vут=0,137-0,142 мл - об удовлетворительном состоянии плунжерной пары, в пределах Vут=0,163-0,171 мл - о предельно изношенном состоянии плунжерной пары,

при кинематической вязкости, равной v3=6-7 сСт, и величине разности расчетного и действительного объемов топлива на 1 мл топлива в пределах Vут=0,107-0,108 мл делают вывод об отличном состоянии плунжерной пары, в пределах Vут=0,12-0,124 мл - о рабочем состоянии плунжерной пары, в пределах Vут=0,132-0,137 мл - об удовлетворительном состоянии плунжерной пары, в пределах Vут=0,154-0,163 мл - о предельно изношенном состоянии плунжерной пары,

при кинематической вязкости, равной v4=7-8 cCт, и величине разности расчетного и действительного объемов топлива на 1 мл топлива в пределах Vут=0,106-0,107 мл делают вывод об отличном состоянии плунжерной пары, в пределах Vут=0,115-0,12 мл - о рабочем состоянии плунжерной пары, в пределах Vут=0,126-0,131 мл - об удовлетворительном состоянии плунжерной пары, в пределах Vут=0,145-0,154 мл - о предельно изношенном состоянии плунжерной пары,

при кинематической вязкости, равной v5=8-9 сСт, и величине разности расчетного и действительного объемов топлива на 1 мл топлива в пределах Vут=0,106-0,107 мл делают вывод об отличном состоянии плунжерной пары, в пределах Vут=0,109-0,115 мл - о рабочем состоянии плунжерной пары, в пределах Vут=0,12-0,126 мл - об удовлетворительном состоянии плунжерной пары, в пределах Vут=0,135-0,145 мл - о предельно изношенном состоянии плунжерной пары.

Заявляемый способ диагностики плунжерной пары топливного насоса высокого давления дизеля отличается от прототипа введением новых операций и новой последовательностью их осуществления в способе, выбором нового диагностического параметра оценки, новым определением его значения. Наличие новых существенных отличительных признаков свидетельствует о соответствии заявляемого решения критерию патентоспособности изобретения «новизна».

Наличие новых существенных отличительных признаков в способе диагностики плунжерной пары топливного насоса высокого давления дизеля приводит в совокупности с остальными существенными признаками способа к повышению разрешающей способности определения степени износа плунжерной пары за счет расширения градации степени износа между крайними состояниями - новая плунжерная пара и предельно изношенная плунжерная пара, и значительному повышению точности диагностики за счет проведения испытаний плунжерной пары непосредственно на дизеле в условиях, соответствующих условиям ее работы в режиме эксплуатации.

Это обусловлено тем, что величина утечек поданного топлива, просочившегося из надплунжерного пространства плунжерной пары в зазор между плунжером и втулкой плунжерной пары, определяются за больший промежуток времени при многократном заполнении надплунжерного пространства плунжерной пары поданным топливом, что позволяет более точно оценить величину утечек поданного топлива, по которой более точно судят о работоспособности плунжерной пары. Повышение точности определения состояния плунжерной пары в свою очередь расширит диапазон градации степени износа между крайними состояниями плунжерной пары.

Причинно-следственная связь «Выбор в качестве диагностического параметра разности расчетного и действительного объемов топлива, поступившего в открытую емкость, подача топлива под давлением в открытую емкость до полного ее заполнения, измерение плотности и вязкости топлива, определение действительного объема топлива при полном заполнении открытой емкости, измерение давления подаваемого топлива в режиме реального времени, получение зависимости давления подаваемого топлива от времени полного заполнения открытой емкости, определении расчетного объема топлива по площади плоской фигуры, ограниченной зависимостью давления и координатными осями, определении разности расчетного и действительного объемов топлива, поступившего в открытую емкость, по величине которой судят о величине износа плунжерной пары, приводит к повышению разрешающей способности определения степени износа плунжерной пары за счет расширения градации степени износа между крайними состояниями - новая плунжерная пара и предельно изношенная плунжерная пара, при одновременном значительном повышении точности диагностики за счет проведения испытаний плунжерной пары в условиях, соответствующих условиям ее работы в режиме эксплуатации» не обнаружена в уровне техники и явным образом не следует из него. Она является новой, что свидетельствует о соответствии заявляемого решения критерию патентоспособности «изобретательский уровень».

На чертеже представлена схема устройства для диагностики плунжерной пары топливного насоса высокого давления, установленного на топливном насосе высокого давления, позволяющего пояснить работоспособность заявляемого способа диагностики плунжерной пары топливного насоса высокого давления дизеля и подтверждающего его промышленную применимость.

Заявляемый способ диагностики плунжерной пары топливного насоса высокого давления дизеля реализуется непосредственно на установленном на дизеле топливном насосе высокого давления, который представляет собой корпус 1 насоса с штуцером 2 топливного насоса высокого давления, плунжерную пару 3 и клапан 4. Расположенная внутри корпуса 1 насоса плунжерная пара 3 представляет собой плунжер 5 и втулку 6, между которыми образовано надплунжерное пространство 7. На торце втулки 6 установлен клапан 4 для пропускания топлива из надплунжерного пространства 7 в трубку высокого давления 8.

Для диагностики используется устройство для диагностики плунжерной пары топливного насоса высокого давления, которое содержит открытую емкость 9, форсунку открытого типа 10, связанную с ней трубкой высокого давления 8, и датчик давления 11 подаваемого топлива, установленный на трубке высокого давления 8.

Способ диагностики плунжерной пары топливного насоса высокого давления дизеля заключается в цикловой подаче топлива под давлением из системы топливоподачи дизеля в надплунжерное пространство 7 плунжерной пары 6 с последующей его подачей в открытую емкость 9 до полного ее заполнении, в измерении давления подаваемого топлива в режиме реального времени, в измерении плотности и вязкости, в получении зависимости подаваемого топлива от времени до полного заполнения открытой емкости 9, в измерении действительного объема топлива при полном заполнении открытой емкости 9, в определении расчетного объема топлива при полном заполнении открытой емкости 9 по площади плоской фигуры, ограниченной зависимостью давления и координатными осями, в определении разности расчетного и действительного объемов топлива, поступившего в открытую емкость 9, в определении диагностического параметра - разность расчетного и действительного объема топлива, по величине которого судят о величине износа плунжерной пары.

Способ диагностики плунжерной пары топливного насоса высокого давления дизеля осуществляют без разборки непосредственно на дизеле в условиях, не отличающихся от эксплуатационных - процесс подачи топлива осуществляется таким же способом, как на работающем дизеле.

В заявляемом способе диагностическим параметром, определяющим износ плунжерной пары 3, является величина разности расчетного и действительного объемов топлива, поступившего в открытую емкость при полном ее заполнении.

Пример осуществления способа диагностики плунжерной пары топливного насоса высокого давления дизеля

Перед диагностикой со штуцера 2 топливного насоса высокого давления демонтируют штатную трубку высокого давления и на него устанавливают устройство для диагностики плунжерной пары топливного насоса высокого давления.

Топливо из системы топливоподачи дизеля подают под давлением в надплунжерное пространство 7 плунжерной пары 3 топливного насоса высокого давления. При однократном подъеме плунжера 5 подаваемое топливо из надплунжерного пространства 7 плунжерной пары 3 вытесняется в открытую емкость 9 устройства для диагностики плунжерной пары топливного насоса высокого давления, постепенно заполняя ее. Данный процесс повторяется до полного заполнения открытой емкости 9.

В процессе подачи топлива часть поданного топлива из надплунжерного пространства 7 плунжерной пары 3 просачивается через зазор между ее плунжером 5 и втулкой 6. Объем утечек топлива определяется величиной зазора между плунжером 5 и втулкой 6 плунжерной пары 3 топливного насоса высокого давления.

Давление подаваемого топлива измеряют датчиком давления 11 подаваемого топлива в режиме реального времени в процессе заполнения топливом открытой емкости 9. По полученным данным получают зависимость давления подаваемого топлива от времени.

При полном заполнении открытой емкости 9 устройства для диагностики плунжерной пары топливного насоса высокого давления производят измерение вискозиметром вязкости подаваемого топлива, ареометром его плотность, с помощью мензурки действительный объем топлива Vд.

Далее определяют расчетный объем топлива, поданного в открытую емкость 9. Расчетный объем топлива определяют по площади плоской фигуры, ограниченной зависимостью давления от времени и координатными осями, по известной формуле [А.И. Володин. Моделирование на ЭВМ работы тепловозных дизелей. - М.: Транспорт, 1985, С.156]:

V м = r 1 r 2 μ F 2 ρ ( p 1 p 2 ) d τ ,

где F - площадь сопловых отверстий распылителя, м2,

µ - расходный коэффициент,

ρ - плотность подаваемого топлива, кг/м3,

р1 -давление топлива в трубке высокого давления, Па,

p2 -давление топлива в открытой емкости, Па.

Далее определяют диагностический параметр - разность расчетного и действительного объема топлива Vут=Vм-Vд.

По величине диагностического параметра Vут судят о степени износа плунжерной пары.

при кинематической вязкости, равной v1=4-5 сСт, и величине разности расчетного и действительного объемов топлива на единицу объема в пределах Vут=0,109-0,11 мл делают вывод об отличном состоянии плунжерной пары, в пределах Vут=0,128-0,131 мл - о рабочем состоянии плунжерной пары, в пределах Vут=0,142-0,146 мл - об удовлетворительном состоянии плунжерной пары, в пределах Vут=0,171-0,18 мл - о предельно изношенном состоянии плунжерной пары,

при кинематической вязкости, равной v2=5-6 сСт, и величине разности расчетного и действительного объемов топлива на 1 мл топлива в пределах Vут=0,108-0,109 мл делают вывод об отличном состоянии плунжерной пары, в пределах Vут=0,124-0,128 мл - о рабочем состоянии плунжерной пары, в пределах Vут=0,137-0,142 мл - об удовлетворительном состоянии плунжерной пары, в пределах Vут=0,163-0,171 мл - о предельно изношенном состоянии плунжерной пары,

при кинематической вязкости, равной v3=6-7 сСт, и величине разности расчетного и действительного объемов топлива на 1 мл топлива в пределах vут=0,107-0,108 мл делают вывод об отличном состоянии плунжерной пары, в пределах vут=0,12-0,124 мл - о рабочем состоянии плунжерной пары, в пределах vут=0,132-0,137 мл - об удовлетворительном состоянии плунжерной пары, в пределах vут=0,154-0,163 мл - о предельно изношенном состоянии плунжерной пары,

при кинематической вязкости, равной v4=7-8 сСт, и величине разности расчетного и действительного объемов топлива на 1 мл топлива в пределах Vут=0,106-0,107 мл делают вывод об отличном состоянии плунжерной пары, в пределах Vут=0,115-0,12 мл - о рабочем состоянии плунжерной пары, в пределах Vут=0,126-0,131 мл - об удовлетворительном состоянии плунжерной пары, в пределах Vут=0,145-0,154 мл - о предельно изношенном состоянии плунжерной пары,

при кинематической вязкости, равной v5=8-9 сСт, и величине разности расчетного и действительного объемов топлива на 1 мл топлива в пределах Vут=0,106-0,107 мл делают вывод об отличном состоянии плунжерной пары, в пределах Vут=0,109-0,115 мл - о рабочем состоянии плунжерной пары, в пределах Vут=0,12-0,126 мл - об удовлетворительном состоянии плунжерной пары, в пределах Vут=0,135-0,145 мл - о предельно изношенном состоянии плунжерной пары.

При такой градации степени износа плунжерные пары, отнесенные в группу с удовлетворительным состояниям, являются работоспособными. При определении степени износа плунжерной пары другими способами данные плунжерные пары будут отнесены в группу с предельно изношенным состоянием.

В лаборатории «Тепловые двигатели» кафедры «Тепловозы и тепловые двигатели» ДВГУПС проведены испытания заявляемого способа диагностики плунжерной пары топливного насоса высокого давления дизеля. В устройстве для диагностики плунжерной пары топливного насоса высокого давления использовался датчик давления марки МИДА-ДИ-13П-1, вискозиметр капиллярный стеклянный марки ВПЖ-2, ареометр марки АНТ-1, в качестве форсунки открытого типа использовалась измененная форсунка дизеля марки Д49.

В испытаниях использовано 8 плунжерных пар топливных насосов высокого давления марки Д49.

Результаты экспериментальных данных, полученные при испытании 8 плунжерных пар топливных насосов высокого давления марки Д49, приведены в таблице.

Результаты экспериментальных данных, полученные при испытании 8 плунжерных пар топливных насосов высокого давления марки Д49, показывают, что повышение разрешающей способности диагностики плунжерной пары топливного насоса высокого давления дизеля позволяет признать 25% плунжерных пар отличными, 25% плунжерных пар рабочими, 25% плунжерных пар удовлетворительными и 25% плунжерных пар предельно изношенными, вместо 50% плунжерных пар отличными и 50% плунжерных пар предельно изношенными, как в прототипе. Заявляемым способом диагностики плунжерной пары топливного насоса высокого давления дизеля эффективнее в 1,5 раза выявляются работоспособные плунжерные пары.

Результаты экспериментальных данных
№ пунжерной пары Кинематическая вязкость, сСт Заявляемый способ Прототип
Диагностический параметр Vут, мл Вывод Диагностический параметр p max ¯ , кгс/см2/цикл (МПа/цикл) Вывод
1 2 5 6 3 3
1 4,6 0,109 отличная ПП 182(18,2) отличная ПП
2 4,2 0,11 отличная ПП 180(18,0) отличная ПП
3 4,1 0,130 рабочая ПП 182(18,2) отличная ПП
4 4,5 0,129 рабочая ПП 181(18,1) отличная ПП
5 4,6 0,145 удовлетворительная ПП 120(12,0) предельно изношенная ПП
6 4,8 0,143 удовлетворительная ПП 121 (12,1) предельно изношенная ПП
7 4,3 0,179 предельно изношенная ПП 120(12,0) предельно изношенная ПП
8 4,3 0,174 предельно изношенная ПП 120(12,0) предельно изношенная ПП
1 5,2 0,109 отличная ПП 184(18,4) отличная ПП
2 5,4 0,108 отличная ПП 187(18,7) отличная ПП
3 5,8 0,128 рабочая ПП 185(18,5) отличная ПП
4 5,3 0,125 рабочая ПП 186(18,6) отличная ПП
5 5,2 0,140 удовлетворительная ПП 123(12,3) предельно изношенная ПП
6 5,3 0,138 удовлетворительная ПП 122(12,2) предельно изношенная ПП
7 5,1 0,163 предельно изношенная ПП 122(12,2) предельно изношенная ПП
8 5,5 0,172 предельно изношенная ПП 123(12,3) предельно изношенная ПП
Продолжение таблицы
1 2 3 4 5 6
1 6,3 0,108 отличная ПП 189(18,9) отличная ПП
2 6,1 0,107 отличная ПП 188(18,8) отличная ПП
3 6,6 0,120 рабочая ПП 188(18,8) отличная ПП
4 6,4 0,123 рабочая ПП 190(19,0) отличная ПП
5 6,7 0,136 удовлетворительная ПП 124(12,4) предельно изношенная ПП
6 6,3 0,132 удовлетворительная ПП 125(12,5) предельно изношенная ПП
7 6,5 0,155 предельно изношенная ПП 125(12,5) предельно изношенная ПП
8 6,5 0,159 предельно изношенная ПП 124(12,4) предельно изношенная ПП
1 7,4 0,107 отличная ПП 195(19,5) отличная ПП
2 7,4 0,108 отличная ПП 193(19,3) отличная ПП
3 7,6 0,116 рабочая ПП 192(19,2) отличная ПП
4 7,8 0,118 рабочая ПП 193(19,3) отличная ПП
5 7,7 0,130 удовлетворительная ПП 126(12,6) предельно изношенная ПП
6 7,2 0,129 удовлетворительная ПП 127(12,7) предельно изношенная ПП
7 7,5 0,146 предельно изношенная ПП 126(12,6) предельно изношенная ПП
8 7,4 0,151 предельно изношенная ПП 126(12,6) предельно изношенная ПП
1 8,3 0,106 отличная ПП 196(19,6) отличная ПП
2 8,2 0,107 отличная ПП 197(19,7) отличная ПП
3 8,3 0,110 рабочая ПП 200 (20,0) отличная ПП
4 8,4 0,114 рабочая ПП 199(19,9) отличная ПП
5 8,1 0,124 удовлетворительная ПП 129(12,9) предельно изношенная ПП
6 8,6 0,126 удовлетворительная ПП 130(13,0) предельно изношенная ПП
7 8,3 0,144 предельно изношенная ПП 129(12,9) предельно изношенная ПП
8 8,1 0,138 предельно изношенная ПП 128(12,8) предельно изношенная ПП

Способ диагностики плунжерной пары топливного насоса высокого давления дизеля, заключающийся в цикловой подаче топлива из надплунжерного пространства плунжерной пары топливного насоса высокого давления под давлением, в измерении давления и действительного объем топлива, в определении диагностического параметра, учитывающего регистрируемую величину давления топлива, отличающийся тем, что в качестве диагностического параметра, учитывающего регистрируемую величину давления, выбирают разность расчетного объема топлива и действительного объема топлива, поступившего в открытую емкость при полном ее заполнении, цикловую подачу топлива из надплунжерного пространства плунжерной пары топливного насоса под давлением осуществляют в открытую емкость устройства для диагностики плунжерной пары до полного ее заполнения, измеряют плотность топлива, вязкость топлива и действительный объем топлива при полном заполнении открытой емкости, измерение давления подаваемого топлива осуществляют в режиме реального времени, по полученным измерениям получают зависимость давления подаваемого топлива от времени полного заполнения открытой емкости, по которой определяют расчетный объем топлива при полном заполнении открытой емкости по площади плоской фигуры, ограниченной зависимостью давления и координатными осями, после чего определяют разность Vут расчетного объема топлива и действительного объема топлива, поступившего в открытую емкость, по величине которой судят о величине износа плунжерной пары:
при кинематической вязкости, равной v1=4-5 сСт, и величине разности расчетного и действительного объемов топлива на единицу объема в пределах Vут=0,109-0,11 мл делают вывод об отличном состоянии плунжерной пары, в пределах Vут=0,128-0,131 мл - о рабочем состоянии плунжерной пары, в пределах Vут=0,142-0,146 мл - об удовлетворительном состоянии плунжерной пары, в пределах Vут=0,171-0,18 мл - о предельно изношенном состоянии плунжерной пары,
при кинематической вязкости, равной v2=5-6 сСт, и величине разности расчетного и действительного объемов топлива на 1 мл топлива в пределах Vут=0,108-0,109 мл делают вывод об отличном состоянии плунжерной пары, в пределах Vут=0,124-0,128 мл - о рабочем состоянии плунжерной пары, в пределах Vут=0,137-0,142 мл - об удовлетворительном состоянии плунжерной пары, в пределах Vут=0,163-0,171 мл - о предельно изношенном состоянии плунжерной пары,
при кинематической вязкости, равной v3=6-7 сСт, и величине разности расчетного и действительного объемов топлива на 1 мл топлива в пределах Vут=0,107-0,108 мл делают вывод об отличном состоянии плунжерной пары, в пределах Vут=0,12-0,124 мл - о рабочем состоянии плунжерной пары, в пределах Vут=0,132-0,137 мл - об удовлетворительном состоянии плунжерной пары, в пределах Vут=0,154-0,163 мл - о предельно изношенном состоянии плунжерной пары,
при кинематической вязкости, равной v4=7-8 сСт, и величине разности расчетного и действительного объемов топлива на 1 мл топлива в пределах Vут=0,106-0,107 мл делают вывод об отличном состоянии плунжерной пары, в пределах Vут=0,115-0,12 мл - о рабочем состоянии плунжерной пары, в пределах Vут=0,126-0,131 мл - об удовлетворительном состоянии плунжерной пары, в пределах Vут=0,145-0,154 мл - о предельно изношенном состоянии плунжерной пары,
при кинематической вязкости, равной v5=8-9 сСт, и величине разности расчетного и действительного объемов топлива на 1 мл топлива в пределах Vут=0,106-0,107 мл делают вывод об отличном состоянии плунжерной пары, в пределах Vут=0,109-0,115 мл - о рабочем состоянии плунжерной пары, в пределах Vут=0,12-0,126 мл - об удовлетворительном состоянии плунжерной пары, в пределах Vут=0,135-0,145 мл - о предельно изношенном состоянии плунжерной пары.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к устройствам для обкатки и испытания топливных насосов высокого давления дизелей. Устройство для обкатки топливного насоса высокого давления (7), соединенного топливопроводами (8) с форсунками (9), содержащее топливный бак (11) с фильтром (12) и трубопроводами (13), электродвигатель (16) и вал привода (1), связанный с кулачковым валом насоса, отличающееся тем, что передача крутящего момента на кулачковый вал обкатываемого насоса осуществляется через шарнир (4) неравных угловых скоростей, ведущий вал (3) которого соединен с приводным валом (1) стенда, а ведомый (5) - через муфту (6) с кулачковым валом обкатываемого насоса, причем положение ведущего (3) и ведомого (5) валов относительно друг друга в зависимости от технических требований к режиму обкатки меняется за счет перемещения обкатываемого насоса (7) относительно вертикальной оси шарнира (4) в горизонтальной плоскости.

Изобретение относится к испытаниям топливной аппаратуры двигателей внутреннего сгорания. Изобретение позволяет повысить точность измерения.

Изобретение относится к области транспорта и может быть использовано в устройстве для диагностики неисправностей расходомера (11) воздуха в двигателе внутреннего сгорания.

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к ремонтным работам топливной аппаратуры двигателей внутреннего сгорания. Изобретение позволяет снизить расход топлива и дымность выхлопных газов двигателя.

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к испытательной аппаратуре двигателей внутреннего сгорания. Технический результат: повышение точности определения эффективного проходного сечения форсунок и топливопроводов высокого давления.

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к испытаниям топливной аппаратуры двигателей внутреннего сгорания. .

Изобретение относится к области транспорта и может быть использовано для контроля блока управления двигателем внутреннего сгорания. .

Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано для определения технического состояния системы топливоподачи двигателей с впрыском легкого топлива.

Изобретение относится к области эксплуатации машин и может быть использовано при диагностировании электробензонасосов системы топливоподачи автомобиля. .

Изобретение относится к области эксплуатации машин и может быть использовано при диагностировании датчиков массового расхода воздуха автомобилей, оборудованных микропроцессорной системой управления двигателем внутреннего сгорания.

Изобретение может быть использовано в системах испытания топливной аппаратуры дизельных двигателей. Устройство для определения пропускной способности форсунок и топливопроводов высокого давления содержит топливный бак (1), электронасос (2), нагнетательный (3) и сливной (4) топливопроводы. Также устройство содержит манометр (5), испытываемую форсунку (6) (или топливопровод высокого давления). При этом устройство имеет секундомер (7), гидропневмоаккумулятор (8) и обратный клапан (9). Обратный клапан (9) размещен между электронасосом (2) и гидропневмоаккумулятором (8) таким образом, что обеспечивает движение топливу в направлении от электронасоса (2) через нагнетательный топливопровод (3) в гидропневмоаккумулятор (8) и от гидропневмоаккумулятора (8) через сливной топливопровод (4) к испытуемой форсунке (6) (или топливопроводу высокого давления). 1 ил.

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к устройствам для испытания и регулировки форсунок. Предложен стенд для испытания и регулировки форсунок, содержащий устройство противодавления (8), позволяющее создавать переменное противодавление впрыску топлива, меняющееся аналогично давлению газов в цилиндре двигателя в процессе впрыска, отличающийся тем, что устройство противодавления состоит из двух плунжеров (10, 11), регулировочных обойм (12, 13) с пружинами противодавления (14, 15) и перепускного клапана (19). Технический результат заключается в удешевлении и упрощении конструкции стенда. 2 ил.

Изобретение относится к диагностическим стендам для испытания и регулировки топливной аппаратуры дизельных двигателей внутреннего сгорания. Предложен способ испытания и регулировки дизельной топливной аппаратуры, позволяющий определить параметры работы форсунок, например давление начала впрыска топлива, с учетом противодавления впрыску топлива, равному давлению газов в цилиндре двигателя, что, в свою очередь, повышает точность измерения цикловой подачи топлива. Технический результат заключается в повышении качества регулировки дизельной топливной аппаратуры и повышении уровня автоматизации стенда. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания. Предложен способ диагностики топливной форсунки, в котором для уравновешивания крутящих моментов, производимых цилиндром двигателя, производят регулирование количества впрыскиваемого топлива или начало/конец синхронизации впрыска топлива в указанный цилиндр. В предложенном способе определяют уменьшение эффективности регулировки впрыска топлива или начала/конца синхронизации впрыска топлива при уравновешивании произведенных цилиндром крутящих моментов, когда минимальное количество топлива, впрыскиваемое в цилиндр или начало/конец синхронизации впрыска топлива, необходимые для уравновешивания крутящего момента цилиндра, находятся за пределами предопределенного диапазона. Предложенный способ диагностики топливной форсунки различает типы уменьшения эффективности работы форсунки. 3 н. и 17 з.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к способам оценки склонности автомобильных бензинов к образованию отложений на инжекторах двигателей внутреннего сгорания. Согласно предложенному способу осуществляют прокачку испытываемого бензина через нагретый до температуры 180±3°С инжектор в течение не более четырех суток, в каждые сутки из которых в течение 18 часов осуществляют впрыск топлива через нагретый инжектор в течение 0,2 с, с интервалом между впрысками 300 с, а в течение последующих 6 часов этих суток, при выключенном нагреве, инжектор выдерживают в нерабочем состоянии. По окончании испытания фиксируют цвет поверхности донышка инжектора, который сравнивают с цветовой шкалой, а склонность испытываемого бензина к образованию отложений оценивают в баллах, при этом каждые сутки после нерабочего состояния инжектора дополнительно оценивают герметичность его запорной иглы, при разгерметизации которой бензин считают некондиционным. Технический результат - сокращение продолжительности и повышение точности результатов испытаний. 1 табл., 2 ил.

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к устройствам для испытания и регулировки форсунок, и может быть использовано заводами по производству дизельной топливной аппаратуры, в сервисных центрах и станциях технического обслуживания. Технический результат заключается в непрерывной корректировке сигнала, полученного с первого датчика давления в штуцере с использованием коэффициента корректировки, пропорционально скорости распространения волны давления в трубопроводе в режиме реального времени. Устройство содержит штуцер 3, вмонтированный в него первый датчик 2 давления, трубопровод 1, соединяющий штуцер 3 и регулирующий блок 6, в который вмонтирован второй датчик 8 давления, редукционный клапан 5 и электромагнитный клапан 7. Система управления содержит широтно-импульсный модулятор 9, электронный блок управления 10, аналогово-цифровой преобразователь 11 и монитор 12. 2 ил.

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к устройствам для контроля технического состояния плунжерных пар топливных насосов высокого давления дизельных двигателей. Устройство измерения гидроплотности плунжерных пар состоит из основания 1, расположенного в его верхней части рычага 2, толкателя 3 с пружиной 4 и регулировочной гайкой 5. На основании 1 жестко закреплен соленоид 6, внутри которого перемещается толкатель 3. Корпус 11 плунжера закреплен в стакане 10 запорной гайкой 9. К стакану 10 подсоединены патрубок 8 с краном 9 для слива дизельного топлива. В корпусе 11 плунжера установлен плунжер 12. В нижней части стакана 10 установлены уплотнительное кольцо 14 и датчик давления 13. К устройству подсоединены повышающий трансформатор 15, блок управления 16, панель индикации 17 и панель ввода 18. 1 ил.

Изобретение относится к устройствам диагностики системы подачи бензина автомобиля. Предложенный монитор системы подачи бензина (МСПБ) и реализуемый посредством него способ диагностики предназначены для безопасной, быстрой и достоверной диагностики системы подачи бензина (СПБ) движущегося автомобиля, оснащенного аппаратурой впрыска бензина во впускной коллектор ДВС. МСПБ включает имеющие программное обеспечение ноутбук 2 и блок измерения параметров 1, который подключают к СПБ и впускному тракту ДВС вне салона автомобиля, откуда он по радиоканалу Bluetooth передает на размещенный в салоне ноутбук информацию о параметрах системы подачи бензина. Эта информация автоматически записывается в ноутбуке и выводится на его экран в виде осциллограмм и цифровых значений, по которым в реальном времени осуществляют мониторинг состояния СПБ, а в моменты рывков и дергания автомобиля проставляют временные маркеры. Записанную информацию воспроизводят, анализируют и определяют технический диагноз СПБ. 2 н.п. ф-лы, 29 ил.

Изобретение относится к ультразвуковой очистке полых изделий и может быть использовано для восстановления эксплуатационных характеристик горелочных устройств двигателей. Технологическая линия очистки каналов топливораздающих элементов теплового двигателя внешнего или внутреннего сгорания содержит узел диагностики степени засорения каналов до и после очистки и узел ультразвуковой очистки УУО засоренных каналов в жидкой отмывочной среде. На первом этапе производят визуальный осмотр элементов и с помощью калиброванных стержней КСТ проверяют выходные отверстия всех топливных каналов и составляют карту засорения каналов. Затем подключают устройство продувки УП и продувают каналы газообразным или жидким агентом под давлением. Затем элементы направляют в УУО, оборудованный средствами отбора и анализа СОА состава подлежащих очистке отложений. СОА УУО представляют собой печь для термической обработки отложений, ударный инструмент, шлифовальный инструмент для обработки отобранной пробы и сканирующий электронный микроскоп для анализа шлифа пробы. На основании анализа выбирают наиболее эффективный моющий реагент. Затем горелку погружают в раствор куда помещают ультразвуковой генератор УЗГ. После очистки горелку снова направляют в УД 1 для повторной диагностики. При положительном результате очистка завершается, в противном случае - в УУО для повторной очистки. Технический результат: технологически более простая и более качественная диагностика состояния контролируемых каналов, их более качественная очистка за счет улучшения в процессе ультразвуковой очистки моющих свойств отмывочной среды. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к устройствам для диагностики систем топливоподачи двигателей внутреннего сгорания (ДВС). Комплекс и реализуемый посредством него способ диагностики предназначены для быстрой, точной, экологически и пожаробезопасной бортовой диагностики на месте и в движении системы подачи бензина (СПБ) автомобильного ДВС, оснащенного системой впрыска бензина при низком давлении. Он включает штатные средства системы бортовой диагностики OBD-II автомобиля, дополнительные средства, диагностический сканер и ПО, совместимое с OBD-II, которое формирует и хранит в памяти электронного блока управления ДВС диагностические коды неисправностей (ДКН) компонентов СПБ, а также осуществляет обработку и визуализацию информации в виде цифр и совмещенных графиков в реальном времени текущих значений параметров СПБ. Способ диагностики заключается в том, что на основании результатов анализа полученной информации о ДКН и параметрах СПБ определяют достоверный диагноз СПБ и локализуют дефект, что является необходимым условием своевременной нормализации функционирования ДВС и токсичности отработавших газов. 2 н.п. ф-лы, 24 ил.
Наверх