Зубчатое колесо

Изобретение относится к машиностроению, а именно к деталям машин, и может быть использовано в крупномодульных зубчатых передачах, смазываемых консистентными смазочными материалами. Зубчатое колесо содержит тело и зубчатый венец с зубьями. В объемах впадин венца, не занимаемых при зацеплении зубьями сопряженного колеса, укреплены вставки, выполненные из упругого материала. На каждом торце зубчатого венца и прилегающем к нему теле колеса укреплено соосное колесу кольцо L-образного сечения, одна часть которого параллельна торцу колеса, а другая - перпендикулярна торцу колеса и имеет диаметр, равный диаметру окружности, описываемой при вращении колеса частями вставок, обращенных к сопряженному зубчатому колесу. В результате оптимизируется режим смазывания зубчатого колеса. 2 ил.

 

Изобретение относится к машиностроению, а именно к деталям машин, и может быть использовано в крупномодульных открытых зубчатых передачах, смазываемых консистентными смазочными материалами.

Известно зубчатое колесо, содержащее тело и зубчатый венец с зубьями - см., например, «Иванов М.Н. Детали машин: Учеб. для машиностр. спец. вузов. - 4-е изд., перераб. - М.: Высш. шк., 1984. - 336 с., ил.», стр.96.

Недостаток данного колеса состоит в том, что консистентный смазочный материал, нанесенный на рабочие поверхности зубьев, при работе колеса вытесняется зубьями сопряженного колеса во впадины между зубьями и в дальнейшем процессе трения не участвует.

В качестве прототипа взята конструкция зубчатого колеса, по патенту на изобретение РФ №2390678, кл. F16H 57/04, опубл. 27.05.2010 г., Бюл. №15. Сущность его состоит в том, что зубчатое колесо содержит тело и зубчатый венец с зубьями, в объемах впадин венца, не занимаемых при зацеплении зубьями сопряженного колеса, укреплены вставки, выполненные из упругого материала. Наличие вставок не позволяет смазочному материалу накапливаться в нерабочих участках впадин зубьев - в зоне их сопряжения с телом колеса - и тем самым исключаться из процесса трения сопряженных колес.

Недостаток прототипа состоит в том, что вытесняемый с рабочих поверхностей зубьев смазочный материал при этом вытесняется частично на тело колеса, откуда его затруднительно возвратить обратно в зону зацепления. При этом вытесненный и попавший на тело колеса смазочный материал в дальнейшем процессе трения зубьев не участвует, что приводит к перерасходу смазочного материала.

Изобретением решается задача оптимизации режима смазывания зубчатых колес консистентными материалами.

Для этого зубчатое колесо содержит тело и зубчатый венец с зубьями, в объемах впадин венца, не занимаемых при зацеплении зубьями сопряженного колеса, укреплены вставки, выполненные из упругого материала, причем на каждом торце зубчатого венца и прилегающем к нему теле колеса укреплено соосное колесу кольцо L-образного сечения, одна часть которого параллельна торцу колеса, а другая - перпендикулярна торцу колеса и имеет диаметр, равный диаметру окружности, описываемой при вращении колеса частями вставки, обращенных к сопряженному зубчатому колесу.

Сущность изобретения поясняется чертежом, на котором изображено зубчатое колесо - вид с торца (фиг.1) и сечение колеса (фиг.2).

На чертеже показаны: тело 1 зубчатого колеса, зубья 2, рабочие поверхности 3 и 4 зубьев, торцы 5 и 6 зубьев, упругие вставки 7 кольца 8 и 9.

Работает данное зубчатое колесо следующим образом. Консистентный смазочный материал, нанесенный на боковые рабочие поверхности 3 и 4 зубьев 2, при работе колеса в зацеплении с сопряженным колесом вытесняется в зону сопряжения ножек зубьев колеса с его телом 1. Наличие вставок 7 не позволяет смазочному материалу скапливаться в этих зонах и смазочный материал вытесняется из впадин зубчатого венца - на торцы 5, 6 зубьев и в направлении тела 1 колеса. Наличие на торцах колеса колец 8 и 9 не позволяет смазочному материалу перемещаться на тело 1 колеса; вытесненный смазочный материал скапливается на торцах (5, 6) зубьев и стенках колец 8 и 9, откуда его легко возвратить (например - скребком) обратно в зону зацепления - на боковые поверхности 3 и 4 зубьев 2 колеса.

По сравнению с прототипом, предлагаемая конструкция зубчатого колеса позволяет оптимизировать возврат вытесненного с рабочих поверхностей зубьев обратно в зону их зацепления и тем самым оптимизировать режим смазывания зубчатого колеса, повысить их износостойкость и долговечность.

Зубчатое колесо, преимущественно крупномодульное, смазываемое консистентным смазочным материалом, содержащее тело и зубчатый венец с зубьями, в объемах впадин которого, не занимаемых при зацеплении зубьями сопряженного колеса, укреплены вставки, выполненные из упругого материала, отличающееся тем, что на каждом торце зубчатого венца и прилегающем к нему теле колеса укреплено соосное колесу кольцо L-образного сечения, одна часть которого параллельна торцу колеса, а другая - перпендикулярна торцу колеса и имеет диаметр, равный диаметру окружности, описываемой при вращении колеса частями вставок, обращенных к сопряженному зубчатому колесу.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, работающих со смазыванием, преимущественно низкоскоростных нереверсивных.

Изобретение относится к машиностроению, а именно к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами. Зубчатое колесо содержит тело 1, зубчатый венец с зубьями 2, смазкоудерживающие карманы в виде полок 3 с бортиками 4, расположенные у торцов 5 зубьев вдоль всей длины их боковых поверхностей на одном уровне с ними с минимальным зазором Δ относительно торцов зубьев этого колеса и зубьев 10 сопряженного в передаче парного колеса.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания открытых зубчатых передач, смазываемых периодически консистентными смазочными материалами.

Изобретение относится к машиностроению, а именно к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах, работающих со смазыванием. Зубчатое колесо содержит тело, установленное на валу с осевой смазочной магистралью, и зубчатый венец с зубьями.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, работающих со смазыванием. Зубчатое колесо содержит ступицу 1 с осевым смазочным каналом 3, установленную на валу 2, и зубчатый венец 4 с зубьями 5.

Изобретение относится к испытательной технике и может быть использовано для исследования работы реальных зубчатых передач на их роликовых аналогах. Модель зубчатой передачи содержит пару сопряженных цилиндрических роликов 1 и 2, расположенных вертикально и установленных с возможностью вращения в корпусе 5 машины трения.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами. Зубчатое колесо содержит тело 1, зубчатый венец с зубьями 2 и смазкоудерживающие карманы в виде полок 3, расположенных на торцах 5 зубьев вдоль всей длины их боковых поверхностей 6.

Изобретение относится к гидравлическому регулятору для системы привода транспортного средства. Гидравлический регулятор включает в себя устройство подачи текучей среды, осуществляющее подачу текучей среды в гидравлическое соединительно-разъединительное устройство, снабжаемый текучей средой блок и распределительный клапан, установленный в канале подачи текучей среды, соединяющем устройство подачи текучей среды со снабжаемым текучей средой блоком, или расположенный таким образом, чтобы отделять гидравлический канал, соединяющий устройство подачи текучей среды с гидравлическим соединительно-разъединительным устройством, от канала подачи текучей среды.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к приводной технике. Маслоподъемники доставки масла к узлам планетарно-цевочного редуктора располагают в радиально расположенных продольных отверстиях (15, 16) вращающихся пальцев (14) механизма параллельных кривошипов.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано преимущественно в области космической и вакуумной техники. Устройство осуществляет смазку передач при помощи ленты (3), изготовленной из материала с низким коэффициентом трения, например фторопласта.

Изобретение относится к машиностроению, а именно к деталям машин, и может быть использовано в тихоходных крупномодульных зубчатых передачах, смазываемых жидкими смазочными материалами. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с зубьями и пару кольцевых накладок, установленных на торцах зубьев и прилегающих к ним участках тела колеса. Каждый зуб выполнен полым, состоящим из пары пластин, изогнутых по профилю боковых поверхностей расчетного для данного колеса зуба, закрепленных в торцевых накладках и образующих на пару профиль, идентичный профилю боковых поверхностей расчетного зуба. Пластина, являющаяся отстающей по ходу вращения колеса, снабжена Г-образным элементом шириной, равной ширине зубчатого венца. Одна полка Г-образного элемента закреплена на этой пластине в районе окружности вершин зубьев зубчатого венца с образованием зазора между элементом и второй пластиной, другая его полка ориентирована в сторону окружности впадин зубьев зубчатого венца с образованием зазора между элементом и второй пластиной. В другой пластине, на участке примыкания ее к телу колеса, вдоль ширины зубчатого венца выполнены сквозные отверстия. В результате снижаются издержки на изготовление зубчатых колес с сохранением их прочностных характеристик и обеспечением износостойкости рабочих поверхностей зубьев. 2 ил.

Изобретение относится к машиностроению, а именно к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах, работающих со смазыванием. Зубчатое колесо содержит ступицу 1, установленную на валу 2 с осевым смазочным каналом 3, и зубчатый венец 4 с зубьями 5. В основании 6 каждой впадины венца выполнено сквозное радиальное сверление 7, соединенное с каналом вала. Отверстие сверления со стороны впадины снабжено смазкораспределительным каналом 8 с профилем, аналогичным профилю основания впадины, соединенным со сверлением посредством переходного выступа 9 и укрепленным вдоль ширины впадины, например, наклеиванием, с зазором Δ относительно окружности вершин зубьев сопряженного колеса. Смазкораспределительный канал заглушен с обоих торцов и имеет выходные отверстия, ориентированные по оси симметрии впадины. В результате обеспечивается равномерное смазывание всей рабочей поверхности зуба. 2 ил.

Изобретение относится к машиностроению, а именно к деталям машин, и может быть использовано в крупномодульных зубчатых передачах, смазываемых консистентными смазочными материалами. Зубчатое колесо содержит тело и зубчатый венец с зубьями. В объемах впадин венца, не занимаемых при зацеплении зубьями сопряженного колеса, укреплены вставки, выполненные из упругого материала. На каждом торце зубчатого венца и прилегающей к нему части тела колеса укреплено соосное колесу кольцо L-образного сечения, одна часть которого параллельна торцу колеса, а другая - перпендикулярна торцу колеса и имеет диаметр, равный диаметру окружности, описываемой при вращении колеса частями вставок, обращенных к сопряженному зубчатому колесу. В кольцах выполнены карманы для размещения в них вставок. В результате обеспечивается возврат вытесненного из зоны зацепления зубчатого колеса смазочного материала обратно в зону зацепления зубчатого колеса. 3 ил.

Изобретение относится к смазке механизма, в частности коробки передач автомобиля. Механизм содержит установленный в картере (29) с возможностью вращения первый вал (18), смазочный канал (44), выполненный в первом вале (18) по его оси, и точки смазки (58, 59), снабжаемые смазочным материалом по питающей магистрали (44, 52) со смазочным каналом (44). Между выпускным отверстием смазочного канала (44) и точкой смазки расположен в первой стенке (53) картера (29) участок (52) питающей магистрали (44, 52). Изобретение направлено на снабжение смазочным материалом труднодоступных точек смазки. 14 з.п. ф-лы, 7 ил.

Группа изобретений относится к области транспортного машиностроения. Устройство для охлаждения дифференциала моста автомобиля содержит воздухонаправляющую пластину для направления воздушного потока под автомобилем. Воздухонаправляющую пластину крепят к дифференциалу моста так, что внутреннее движение дифференциала моста вызывает регулировку воздухонаправляющей пластины. Способ охлаждения дифференциала моста автомобиля заключается в том, что на автомобиле используют упомянутое устройство для охлаждения дифференциала моста. При торможении автомобиля воздушный поток направляют к дифференциалу моста. При движении автомобиля с постоянной скоростью воздушный поток не направляют к дифференциалу моста. При ускорении автомобиля воздушный поток направляют от дифференциала моста так, что на дифференциале моста образуется отрицательное давление. Достигается повышение эффективности охлаждения дифференциала. 2 н. и 5 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к машиностроению. Устройство для подачи жидкой смазки к узлам зубчатых передач содержит масляный картер, выполненный в корпусе передачи, частично погруженное в него черпаковое колесо, смонтированное на одном из валов передачи, черпаки, закрепленные на его торце и равномерно размещенные по диаметру колеса, а также накопитель для приема масла и систему подвода смазки к трущимся узлам. Каждый черпак выполнен в виде замкнутой емкости, снабженной двумя внутренними поперечными перегородками, размещенными в центральной части ее донной поверхности и образующими сообщающиеся полости. Между перегородками выполнено сливное отверстие, снабженное выпускной трубкой, оппозитно ему в верхней части емкости выполнено отверстие для забора масла из картера. Накопитель для приема масла выполнен в виде желоба с центральной поперечной перегородкой, закрепленного на корпусе параллельно плоскости колеса с возможностью размещения сливного отверстия черпака, находящегося в верхнем положении на колесе над желобом. Система подвода смазки к трущимся поверхностям выполнена в виде распределительных трубок, вмонтированных в днище желоба. В результате обеспечивается смазка нескольких зубчатых зацеплений реверсивного тихоходного черпакового колеса при одновременном исключении инерционных нагрузок. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к системе привода колес с электродвигателем. Электродвигатель (2А) и редуктор (12А) скорости типа планетарной зубчатой передачи последовательно расположены от внешней стороны в направлении ширины транспортного средства. Электродвигатель (2В) и редуктор (12В) скорости типа планетарной зубчатой передачи последовательно расположены от внешней стороны в направлении ширины таким образом, что редукторы (12А), (12В) скорости типа планетарной зубчатой передачи расположены между электродвигателями (2А), (2В). Часть радиально внешней кромки кольцевого зубчатого колеса (24А) редуктора (12А) скорости типа планетарной зубчатой передачи или радиально внешней кромки кольцевого зубчатого колеса (24В) редуктора (12В) скорости типа планетарной зубчатой передачи сформирована меньшей, чем меньший участок (Р1) радиально внешней кромки электродвигателя (2А) и участок (Р2) радиально внешней кромки электродвигателя (2В). Достигается возможность расширения емкости пространства, которое сообщается с внутренней частью кожуха. 20 з.п. ф-лы, 12 ил.

Изобретение относится к смазке в приводном узле коробки передач. Приводной узел коробки передач со вторичным валом (10) содержит выполненное по его центральной оси (12) сверление (14) для подачи смазочного масла. Посредством маслопровода (22) расположенный на концевом участке (18) вторичного вала (10) роликоподшипник (20) сообщен со сверлением (14) косвенно. Достигается повышение надежности устройства. 2 н. и 3 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания закрытых зубчатых редукторов с масляными ваннами, преимущественно тихоходных, с колесами большого диаметра. Устройство для подачи жидкой смазки редуктора, имеющего корпус 1 и масляную ванну 2 с верхним уровнем 3 смазки, представляет собой разбрызгиватель смазки, выполненный в виде короба 4 без верхней крышки, укрепленный на одном плече 10 коромысла 6, установленного на шарнире 7 внутри корпуса редуктора с возможностью его перемещения в вертикальной плоскости. Кулачок 8, установленный на приводном валу 9, расположен с возможностью периодического контактирования со вторым плечом 5 коромысла 6. Коромысло снабжено пружиной 11, перемещающей плечо 10 коромысла с коробом - после освобождения плеча 5 от воздействия кулачка 8 - вверх, до выхода верха короба из масляной ванны 2, и снабжено ограничителем 12 его перемещения вверх. На месте отсутствующей крышки короба установлен формирователь разбрызгиваемой смазки, выполненный в виде решетки, равновеликой размеру этой крышки и составленной из пластин, ребра которых перпендикулярны верху короба. В результате повышается эффективность подачи жидкой смазки. 2 ил.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано для смазывания закрытых зубчатых редукторов с масляными ваннами, преимущественно тихоходных, с колесами большого диаметра. Устройство для подачи жидкой смазки содержит разбрызгиватель смазки 4, выполненный в виде короба без верхней крышки. Короб 4 укреплен на одном плече 10 коромысла 6, установленного на шарнире 7 внутри корпуса редуктора с возможностью его перемещения в вертикальной плоскости. Кулачок 8 установлен на приводном валу 9 и расположен с возможностью периодического контактирования со вторым плечом 5 коромысла 6. Коромысло снабжено пружиной 11, перемещающей плечо 10 коромысла с коробом после освобождения плеча 5 от воздействия кулачка 8 вверх, до выхода верха короба из масляной ванны 2. Устройство снабжено также ограничителем 12 для ограничения перемещения вверх плеча 10 коромысла 6. На месте отсутствующей верхней крышки короба 4 установлен рассеиватель разбрызгиваемой смазки 13 в виде сетки, имеющий размер, равный размеру этой отсутствующей крышки. В результате повышается эффективность подачи жидкой смазки на трущиеся элементы редуктора. 2 ил.
Наверх