Способ оценки коррозионной активности реактивных топлив

Изобретение относится к лабораторным методам оценки коррозионной активности реактивных топлив. Способ оценки коррозионной активности реактивных топлив заключается в определении убыли веса медьсодержащего материала, помещенного в топливо, до и после испытания, при повышенной температуре. При этом в качестве медьсодержащего материала используют медную фольгу, которую помещают в топливо и выдерживают в герметично закрывающихся бомбах, выполненных в виде металлических сосудов, при температуре 150±2°C в течение 4-х часов при проведении выдержки в 2 этапа по 2 часа со сменой топлива после первого этапа, причем чем больше убыль веса медной фольги до и после испытания, тем большей коррозионной активностью обладает реактивное топливо. Достигается повышение надежности и ускорение оценки. 1 табл.

 

Изобретение относится к лабораторным методам оценки коррозионной активности реактивных топлив.

Необходимость разработки метода оценки коррозионной активности реактивных топлив вызвана тем, что в реактивных топливах допускается значительное количество общей и меркаптановой серы (0,25 и 0,003% масс соответственно), что обуславливает их повышенную коррозионную активность к металлам при повышенных температурах, и в конечном итоге оказывает негативное влияние на надежность работы авиационной техники.

При контакте реактивного топлива с металлами и сплавами, в процессе эксплуатации авиационной техники, возникает химическая коррозия за счет взаимодействия коррозионно-активных соединений серы с металлом. Из металлов медь наиболее подвержена химической коррозии от агрессивных соединений серы. Химическая коррозия оценивается при повышенных температурах (100°C и выше) различными лабораторными методами.

Известен визуальный метод оценки коррозионной активности реактивных топлив по ГОСТ 6321, предусматривающий оценку изменения цвета медной после выдержки ее в топливе в течение 3 часов при температуре 100°C. Этот качественный метод оценки коррозионной агрессивности топлив включен во все отечественные стандарты и зарубежные спецификации на реактивные топлива. Этот метод является визуальным и оценивает коррозионную активность топлив при температуре 100°C.

Ближайшим аналогом предлагаемого метода оценки коррозионной активности реактивных топлив является метод определения коррозионной активности при повышенных температурах по ГОСТ 18598. Этот метод предусматривает проведение испытаний при 120°C, длительностью 25 часов (5 этапов по 5 часов со сменой топлива после каждого этапа) и значительный объем топлива (8 литров) для испытаний. Недостатками данного метода является недостаточно высокая температура, длительность испытания, значительный объем топлива на испытания и незначительная убыль веса пластины после испытаний. Этим методом предусмотрено кроме меди оценивать, коррозионную активность на реальном сплаве бронза ВБ-23НЦ (содержащем медь), с которым контактирует топливо. Как показывает опыт оценки коррозионной активности авиационных топлив по ГОСТ 18598 с использованием сплава ВБ-23-НЦ, получаемые результаты практически не зависят от наличия коррозионно-активных соединений серы в топливе и имеют одинаковую величину, как для топлив с большим содержанием меркаптановой серы (до 0,005% масс), так и для топлив незначительным содержанием меркаптановой серы (менее 0,0003% масс).

Задачей предлагаемого изобретения является разработка способа оценки коррозионной активности реактивных топлив, обладающего достаточной чувствительностью к коррозионной активности реактивных топлив при значительном сокращении времени и используемого топлива при испытании.

Поставленная задача решается способом оценки коррозионной активности реактивных топлив, который заключается в определении убыли веса медьсодержащего материала, помещенного в топливо, до и после испытания, при повышенной температуре. Способ отличается тем, что в качестве медьсодержащего материала используют медную фольгу, которую помещают в топливо и выдерживают при температуре 150°C в течение 4 часов (2 этапа по 2 часа со сменой топлива после первого этапа) в герметично закрывающихся бомбах (металлических сосудах), причем чем больше убыль веса медной фольги до и после испытания, тем большей коррозионной активностью обладает реактивное топливо.

Повышение температуры испытания до 150°C значительно усиливает активность сернистых соединений по отношению к меди. Использование медной фольги вместо медной пластинки позволяет заметно увеличить ее активную площадь, выдержка медной фольги в топливе в течение 4 часов (2 этапа по 2 часа со сменой топлива после 1-го этапа) позволяет получить надежную величину коррозионной активности реактивных топлив и значительно сократить продолжительность испытания (4 часа вместо 25 часов) и объем топлива для испытания (500 см3 топлива вместо 4000 см3).

Для оценки коррозионной активности реактивных топлив используют аппарат ТСРТ-2, применяемый в настоящее время для оценки термоокислительной стабильности реактивных топлив в статических условиях по ГОСТ 11802. Нагрев топлива осуществляют в герметично закрывающихся бомбах, используемых в ГОСТ 11802.

В качестве медьсодержащего материала используют полоски медной фольги размером 50×150 мм. Перед испытанием полоски медной фольги обрабатывают шлифовальной шкуркой (зернистостью абразивного материала 6-8), шлифуют пастой «ГОИ» на войлоке или фетре, промывают петролейным эфиром (изооктаном), прополаскивают в этиловом спирте и высушивают между листами фильтровальной бумаги. После этого полоски медной фольги выдерживают для полного высушивания в эксикаторе 1 час и взвешивают с точностью до 0,0002 г. Подготовленные и взвешенные полоски медной фольги накручивают на спираль (изготовленную из стекла или фторопласта), имеющую 4-5 витков (для предотвращения касания стенок стакана), и помещают в стеклянный стакан. В стакан наливают 125 см3 реактивного топлива, для полного погружения медной фольги в топливо. Затем стакан с медной фольгой, погруженной в топливо, помещают в бомбу и накрывают стеклянной крышкой. На бомбу накручивают крышку с установленным на ней манометром. Подготовленные таким образом образцы помещают на 2 часа в прибор ТСРТ-2, имеющий температуру 150+/-2°C. Герметичность бомб контролируют по показаниям манометра. Через 2 часа бомбы вынимают из прибора ТСРТ-2 и охлаждают на воздухе в течение 50-60 минут. После охлаждения бомбы открывают, топливо сливают из стаканов, заливают порцию свежего топлива (125 см3), закрывают герметично бомбы и снова помещают на 2 часа в прибор ТСРТ-2, имеющий температуру 150+/-2°C. После второго этапа испытаний бомбы вынимают из прибора ТСРТ-2 и охлаждают на воздухе в течение 50-60 минут. После охлаждения бомбы открывают, полоски медной фольги вынимают из стакана и для промывки от топлива целиком погружают в емкость с петролейным эфиром или изооктаном. После этого пластинки помещают на фильтровальную бумагу и при помощи ватного тампона снимают отложения с поверхности пластин. Для удаления оставшихся отложений и продуктов коррозии пластинку помещают в стакан, в который наливают 30%-ный раствор серной кислоты так, чтобы он полностью покрывал поверхность пластинки. Пластинки несколько раз при помощи пинцета перемещают в растворе. Через 5 минут пластинки вынимают и очищают от остатков отложений и коррозии кисточкой или ватным тампоном, трижды промывают дистиллированной водой, промокают фильтровальной бумагой и помещают в эксикатор для полного высушивания на 1 час. Затем пластинки взвешивают с точностью до 0,0002 г.

Коррозионную активность реактивных топлив оценивают по уменьшению массы пластинки до и после испытания.

Сущность изобретения подтверждается примерами, представленными в таблице.

Как видно из приведенных в таблице данных, предлагаемый способ обладает достаточной чувствительностью к коррозионной активности реактивных топлив, содержащих не более 0,003% масс, меркаптановой серы, в отличие от способа по прототипу, для которого потеря массы пластинки при оценке коррозионной активности реактивных топлив с содержанием меркаптановой серы не более 0,003% масс, находится близко к точности взвешивания (0,0002 г). Это особенно важно с введением в действие Технического Регламента от 27.02.2008 №118 (с 2013 г. Технического Регламента Таможенного Союза 013/2011), в соответствии с которым в реактивных топливах ограничивается содержание меркаптановой серы не более 0,003% масс.

Таким образом, использование медной фольги вместо медной пластинки в предлагаемом способе позволяет заметно увеличить ее активную площадь, выдержка медной фольги в топливе в течение 4 часов (2 этапа по 2 часа со сменой топлива после 1-го этапа) позволяет получить надежную величину коррозионной активности реактивных топлив и значительно сократить продолжительность испытания (4 часа вместо 25 часов) и объем топлива для испытания (500 см3 топлива вместо 4000 см3).

Таблица
Определение коррозионной активности реактивных топлив
№ п/п Марка реактивного топлива Содержание меркаптановой серы Потеря массы медной пластины, г
ГОСТ 18598(прототип) Предлагаемый способ
1 ТС-1 0,0004 0,0005 0,0029
2 0,002 0,0002 0,0040
3 0,003 0,0075 0,0090
4 0,0039 0,0085 0,0100
5 0,004 0,0042 0,0110
6 0,0042 0,0083 0,0090
7 0,0045 0,0067 0,0098
8 0,0050 0,0122 0,0133
9 РТ отс 0,0004 0,0018
10 отс 0,0005 0,0015
11 отс 0,0007 0,0030
12 отс 0,0008 0,0030
13 отс 0,0014 0,0043
14 отс 0,0000 0,0015
15 Т-6 отс 0,0004 0,0028
16 отс 0,0005 0,0030
17 отс 0,0006 0,0038

Способ оценки коррозионной активности реактивных топлив, заключающийся в определении убыли веса медьсодержащего материала, помещенного в топливо, до и после испытания, при повышенной температуре, отличающийся тем, что в качестве медьсодержащего материала используют медную фольгу, которую помещают в топливо и выдерживают в герметично закрывающихся бомбах, выполненных в виде металлических сосудов, при температуре 150±2°C в течение 4-х часов при проведении выдержки в 2 этапа по 2 часа со сменой топлива, причем чем больше убыль веса медной фольги до и после испытания, тем большей коррозионной активностью обладает реактивное топливо.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к химическим способам экспертизы взрывчатых веществ и криминалистических идентификационных препаратов. Способ маркировки взрывчатого вещества заключается во введении во взрывчатое вещество, полученное смешиванием отдельных компонентов, маркирующей композиции, содержащей идентификаторы, количество которых равно количеству технических показателей, подлежащих маркировке.

Изобретение относится к области исследования жидких углеводородных топлив, преимущественно оценки их воспламеняемости, зависящей от цетанового числа, ЦЧ, или цетанового индекса, ЦИ, и может быть использовано при подборе топлива для конкретного дизельного двигателя.

Изобретение относится к области анализа физических свойств жидкостей. Устройство содержит емкость со шкалой для отбора пробы с размещенным в ней штоком с поршнем, программно-аппаратный комплекс для измерения времени и температуры, трубку для пропускания жидкости в емкость при отборе пробы для определения условной вязкости, термистор, который может быть установлен на трубке при определении микропенетрации, деэмульгирующей способности и показателя динамики нагрева жидкости, конус, который может быть установлен вместо поршня на шток с помощью резьбы при определении микропенетрации, пробку или крышку, которая может быть установлена на штуцер емкости вместо трубки при определении микропенетрации и деэмульгирующей способности, и подставку для установки емкости.

Изобретение относится к аналитической химии, конкретно к химическим индикаторам на твердофазных носителях, и может быть использовано для экспрессного определения металлов в водных средах и бензинах с помощью реагентных индикаторных трубок на основе хромогенных дисперсных кремнеземов.

Изобретение относится к контролю качества нефтепродуктов и может быть использовано для определения качества горюче-смазочных материалов, в том числе и для проведения экспресс-контроля горюче-смазочных материалов.

Изобретение относится к оценке эксплуатационных свойств топлив для реактивных двигателей (авиакеросинов), в частности определения в них количества антиоксидантов, и может быть применено в нефтехимической, авиационной и других отраслях промышленности.

Изобретение относится к химическим способам экспертизы взрывчатых веществ. Способ заключается в расчете величины критерия, показывающего увеличение объема взрывных газов по сравнению с начальным объемом заряда, основанном на фиксации количества разрушенного материала в металлической пластине-свидетеле при торцевом воздействии на нее вплотную примыкающего цилиндрического заряда испытуемого наливного взрывчатого вещества с инициированием взрыва от противоположного по отношению к примыкающему к пластине конца заряда для оценки коэффициента k политропы продуктов взрыва по уравнению, разрешаемому относительно k с последующей оценкой разрушительных свойств взорванного заряда по величине вышеуказанного критерия, который рассчитывается из заданного соотношения.

Изобретение относится к области исследования материалов путем определения их теплофизических свойств и предназначено для прогнозирования в лабораторных условиях эндогенной пожароопасности угольных шахтопластов при геологоразведочных разработках.

Группа изобретений относится к определению воды в потоке углеводородных жидких и газообразных топлив. Способ характеризуется тем, что пропускают поток топлива или воздуха при постоянном расходе через водоотделитель, состоящий из нескольких ячеек, расположенных последовательно одна за другой, образованных коагулятором и сепарирующей сеткой, а воду, полученную в результате сепарирования на пористой перегородке отводят в отстойник, при этом постоянно или периодически измеряют давление перед пористой перегородкой и давление за ней, передают сведения об измеренных величинах давления на аналитический блок-регистратор, вычисляют на основании разности давлений гидравлическое сопротивление пористой перегородки, затем по полученным данным определяют количество воды, удержанной пористым поливинилформалем коагулятора, на основе предварительно полученных тарировочных данных об изменении гидравлического сопротивления пористой перегородки в зависимости от содержания воды в коагуляторе и в потоке топлива, и на основе этих данных определяют количество воды, содержащейся в топливе.
Изобретение относится к лабораторным методам исследования автомобильных бензинов. Способ заключается в том, что определяют количество смол до и после промывки н-гептаном (промытых смол) по ГОСТ 1567 и по разнице в количестве смол до и после промывки н-гептаном судят о наличии моющей присадки в автомобильном бензине.

Изобретение относится к способам испытаний, в частности для оценки и повышения показателей надежности изделия. Для обеспечения уровня надежности изделия определяют исходное его состояние по характеристикам остаточной дефектности.

Изобретение относится к области контроля качества стальных изделий, предназначенных для эксплуатации в агрессивных средах, оказывающих коррозионное воздействие на металлы.

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике и может быть использовано для определения коррозионного состояния подземной части железобетонных опор электрохимическим методом без их откопки.

Предлагаемое техническое решение относится к области прогнозирования долговечности (срока службы) лакокрасочных покрытий, предназначенных для защиты металлических поверхностей промышленных объектов от коррозии, в том числе конструкций для хранения различных жидкостей, в особенности нефтепродуктов.

Изобретение относится к сельскому хозяйству, в частности к агропочвоведению, и может быть использовано для воспроизводства дождя в лабораторных и полевых условиях.
Изобретение относится к области металлургии, конкретнее к контролю стойкости трубных сталей, предназначенных для эксплуатации в агрессивных (водородсодержащих) средах, оказывающих коррозионное воздействие на материалы.

Изобретение относится к области силовой лазерной оптики и касается способа определения плотности дефектов поверхности оптической детали. Способ включает в себя облучение участков поверхности оптической детали пучком импульсного лазерного излучения с гауссовым распределением интенсивности, регистрацию разрушения поверхности, наиболее удаленного от точки максимальной интенсивности пучка лазерного излучения, определение соответствующего этому разрушению значения интенсивности пучка εi, определение зависимости плотности вероятности f(ε) разрушения поверхности оптической детали от интенсивности излучения и выбор наименьшего значения интенсивности пучка εimin.

Изобретение относится к области исследования устойчивости металлов и сплавов к воздействию агрессивных сред и может быть использовано, в частности, для оценки надежности и долговечности сварных труб, предназначенных для строительства нефтегазопроводов.

Изобретение относится к области металлургии, конкретнее к контролю коррозионной стойкости против локальной коррозии стальных изделий, предназначенных для эксплуатации в агрессивных средах.

Способ управления является способом управления кондиционером воздуха, чтобы переводить состояние в замкнутом пространстве в предварительно определенное целевое состояние.

Изобретение относится к области приборостроения, а именно к индустрии контроля воздушной среды с целью учета ее агрессивного действия как на человека, так и на создаваемые им материальные объекты. В частности, оно предназначено для выяснения, в каких климатических условиях находились или будут находиться разнообразные конструкции и устройства. Способ определения коррозионной активности воздушной среды основан на определении коррозионной активности двумя аналогичными металлическими образцами, различающимися только своими теплоемкостями. Различие в теплоемкости обеспечивают тремя вариантами: различием масс образцов, подсоединением к одному из образцов массивного металлического элемента, подсоединением к одному из образцов теплового аккумулятора, заполненного известными теплоемкими веществами. Способ может быть использован для выяснения, в каких условиях эксплуатировались разнообразные устройства. Техническим результатом является обеспечение возможности определения климатического фактора - климатической составляющей коррозионной активности воздушной среды. 3 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к лабораторным методам оценки коррозионной активности реактивных топлив. Способ оценки коррозионной активности реактивных топлив заключается в определении убыли веса медьсодержащего материала, помещенного в топливо, до и после испытания, при повышенной температуре. При этом в качестве медьсодержащего материала используют медную фольгу, которую помещают в топливо и выдерживают в герметично закрывающихся бомбах, выполненных в виде металлических сосудов, при температуре 150±2°C в течение 4-х часов при проведении выдержки в 2 этапа по 2 часа со сменой топлива после первого этапа, причем чем больше убыль веса медной фольги до и после испытания, тем большей коррозионной активностью обладает реактивное топливо. Достигается повышение надежности и ускорение оценки. 1 табл.

Наверх