Способ отбора для занятий игровыми видами спорта

Изобретение относится к спортивной медицине и предназначено для отбора подростков для занятий игровыми видами спорта. Испытуемому предъявляют на экране видеомонитора окружность, на которой помещена метка и точечный объект, движущийся по окружности. На первом этапе период T оборота точечного объекта по окружности задают последовательно равным 2,0; 1,7; 1,5; 1,3; 1,1; 0,9 и 0,7 с. При каждом периоде T в момент предполагаемого совпадения положения движущегося точечного объекта с меткой испытуемый заданное число раз нажатием кнопки «Стоп» останавливает движение точечного объекта по окружности. Затем вычисляют ошибку несовпадения точечного объекта и метки - время ошибки запаздывания с положительным знаком или упреждения с отрицательным знаком, и через заданное время возобновляют движение точечного объекта по окружности. Для каждого периода Т вычисляют оценку времени реакции t испытуемого на движущийся объект как среднеарифметическое значение по формуле где ti - i-e значение ошибки запаздывания или абсолютное значение ошибки упреждения, мс; n - число остановок точечного объекта в области положения метки. Затем строят график функции t=f(T), на графике отмечают зону допустимых значений времени реакции t испытуемого на движущийся объект, соответствующую значению времени реакции при периоде T оборота точечного объекта по окружности, равном 2,0 с. Максимальную скорость двигательных действий испытуемого принимают соответствующей минимальному периоду Tmin оборота точечного объекта по окружности, при котором значение времени реакции t испытуемого на движущийся объект находится в допустимой зоне. На втором этапе период T задают равным Tmin, строят вариационный ряд ошибок несовпадения точечного объекта и метки - времен ошибок запаздывания с положительным знаком или упреждения с отрицательным знаком, вычисляют вариационный размах ряда по формуле R=tmax-tmin где tmax и tmin - соответственно наибольший и наименьший члены вариационного ряда, мс, и отмечают на числовой оси отрезок, ограниченный наибольшим и наименьшим членами вариационного ряда. Отбор выполняют по меньшей величине зоны допустимых значений времени реакции t испытуемого на движущийся объект, меньшему периоду T оборота точечного объекта по окружности, при котором значение времени реакции t испытуемого на движущийся объект, находится в допустимой зоне, меньшему значению вариационного размаха R ошибок несовпадения точечного объекта и метки при периоде Tmin оборота точечного объекта по окружности; по расположению на числовой оси отрезка, ограниченного наибольшим и наименьшим членами вариационного ряда ошибок несовпадения точечного объекта и метки при периоде Tmin оборота точечного объекта по окружности, наиболее близком к симметрии относительно нулевой точки. Заявляемый способ позволяет, задавая различный период движения точечного объекта по окружности, выполнить отбор подростков для занятий игровыми видами спорта путем определения скорости и точности двигательных действий, тем самым повысить достоверность отбора. 10 ил., 3 табл., 2 пр.

 

Изобретение относится к спортивной медицине и предназначено для отбора подростков для занятий игровыми видами спорта.

В игровых видах спорта от спортсмена требуется быстрая оценка соревновательных ситуаций, принятие адекватных решений и техническое мастерство при выполнении двигательных действий [1]. Эффективность двигательных действий зависит от моторных возможностей [2], обусловленных способностью совершать двигательные действия в пределах короткого времени, называемой быстротой [3], и точностью движений, под которой понимают качество двигательного акта, реализованного с соблюдением заранее установленной системы характеристик [4].

Известны способы отбора подростков для занятий игровыми видами спорта по быстроте двигательных действий путем определения времени скрытого периода двигательной реакции, скорости одиночного движения, частоты движений в единицу времени и производной от этих показателей - скорости передвижения [5].

Недостатком способов является невозможность определения точности двигательных действий.

Известен способ определения способностей к спортивной игре в теннис, включающий формирование на экране дисплея последовательности визуальных тестов, одним из которых является определение времени реакции, регистрацию параметров физических откликов, их статистическую обработку и определение способностей по сравнению полученных результатов с эталоном, отличающийся тем, что дополнительно предъявляют тесты, психофизиологические показатели которых адекватны структуре геймов игры в теннис, с помощью аппарата управления курсором на экране дисплея определяют параметры, характеризующие координацию движений, время реакции на движущийся объект, способность к прогнозированию направления удара, кинестетическую чувствительность, уровень притязаний, концентрацию внимания, сенсомоторную реакцию, оперативное мышление и обучаемость, полученные параметры каждого психофизиологического теста переводят в нормированные единицы, суммируют их и определяют способность к спортивной игре в теннис по обратно пропорциональной зависимости от суммы набранных единиц [6].

Недостатком способа является выполнение тестов и заданий путем управления курсором при помощи "мыши", что приводит к зависимости результатов исследований пригодности к игре в теннис от навыка владения «мышью».

Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому способу является способ отбора для занятий игровыми видами спорта, заключающийся в том, что испытуемому предъявляют на экране видеомонитора окружность, на которой помещена метка и точечный объект, точечный объект движется с заданной скоростью по окружности, в момент предполагаемого совпадения положения движущегося точечного объекта с меткой испытуемый нажатием кнопки «Стоп» останавливает движение точечного объекта по окружности, затем вычисляют ошибку несовпадения точечного объекта и метки - время ошибки запаздывания с положительным знаком или упреждения с отрицательным знаком, и через заданное время возобновляют движение точечного объекта по окружности, описанную процедуру повторяют заданное число раз, определяют максимальное абсолютное значение ошибки несовпадения точечного объекта и метки, отбор испытуемых для занятий игровыми видами спорта выполняют по меньшему максимальному абсолютному значению ошибки несовпадения точечного объекта и метки [7].

В данном способе определяется максимальное абсолютное значение ошибки несовпадения точечного объекта и метки, которое характеризует вероятность ошибки в серии двигательных действиях, то есть вероятность технического брака, однако при отборе подростков для занятий игровыми видами спорта точность серии двигательных действиях не оценивается.

Технический результат предлагаемого способа заключается в повышении достоверности отбора подростков для занятий игровыми видами спорта.

Технический результат достигается тем, что испытуемому предъявляют на экране видеомонитора окружность, на которой помещена метка и точечный объект, точечный объект движется с заданной скоростью по окружности, в момент предполагаемого совпадения положения движущегося точечного объекта с меткой испытуемый нажатием кнопки «Стоп» останавливает движение точечного объекта по окружности, затем вычисляют ошибку несовпадения точечного объекта и метки - время ошибки запаздывания с положительным знаком или упреждения с отрицательным знаком, и через заданное время возобновляют движение точечного объекта по окружности, описанную процедуру повторяют заданное число раз, причем новым является то, что на первом этапе период T оборота точечного объекта по окружности задают последовательно равным 2,0; 1,7; 1,5; 1,3; 1,1; 0,9 и 0,7 с, для каждого периода T вычисляют оценку времени реакции t испытуемого на движущийся объект как среднеарифметическое значение по формуле:

t = i = 1 n t i / n , ( 1 )

где ti - i-e значение ошибки запаздывания или абсолютное значение ошибки упреждения, мс; n - число остановок точечного объекта в области положения метки; строят график функции t=f(T), на графике отмечают зону допустимых значений времени реакции t испытуемого на движущийся объект, соответствующую значению времени реакции при периоде T оборота точечного объекта по окружности, равном 2,0 с; максимальную скорость двигательных действий испытуемого принимают соответствующей минимальному периоду Tmin оборота точечного объекта по окружности, при котором значение времени реакции t испытуемого на движущийся объект находится в допустимой зоне; на втором этапе период T оборота точечного объекта по окружности задают равным Tmin, строят вариационный ряд ошибок несовпадения точечного объекта и метки - времен ошибок запаздывания с положительным знаком или упреждения с отрицательным знаком, вычисляют вариационный размах ряда по формуле [8]:

R = t max t min , ( 2 )

где tmax и tmin - соответственно наибольший и наименьший члены вариационного ряда, мс; отмечают на числовой оси отрезок, ограниченный наибольшим и наименьшим членами вариационного ряда; отбор выполняют по меньшей величине зоны допустимых значений времени реакции t испытуемого на движущийся объект, меньшему периоду Tmin оборота точечного объекта по окружности, при котором значение времени реакции t испытуемого на движущийся объект находится в допустимой зоне, меньшему значению вариационного размаха R ошибок несовпадения точечного объекта и метки при периоде Tmin оборота точечного объекта по окружности; по расположению на числовой оси отрезка, ограниченного наибольшим и наименьшим членами вариационного ряда ошибок несовпадения точечного объекта и метки при периоде Tmin оборота точечного объекта по окружности, наиболее близком к симметрии относительно нулевой точки.

Задача испытуемого, стремящегося остановить движущийся объект, точно совмещая его с меткой (фиг.1), состоит в нахождении некоторой величины упреждения своих двигательных действий с учетом скорости движения объекта, оставшегося расстояния и скорости своих двигательных действий [9]. Действия испытуемого в подобной ситуации соответствуют действиям спортсмена в игровых видах спорта, что позволяет оценить скорость и точность его двигательных действий.

Для оценки времени реакции на движущийся объект вычисляется среднеарифметическое значение ошибок несовпадения точечного объекта и метки [10]. Однако оценка времени реакции на движущийся объект спортсмена игровых видов спорта, вычисленная как среднеарифметическое значение, не позволяет адекватно оценить точность его двигательных действий. Путь при тестирования времени реакции на движущийся объект двух испытуемых получены следующие значения ошибок несовпадения положений точечного объекта и метки:

- для первого испытуемого +10, -10, +10, -10, +10, -10, +10, -10, +10, -10 мс, представленные на фиг.2;

- для второго испытуемого +5, -5, +5, -5, +5, -5, +5, -5, +5, -5 мс, представленные на фиг.3.

Среднеарифметические значения ошибок несовпадения положений точечного объекта и метки обоих испытуемых совпадают, но их вариационный размах и рассеяние у второго испытуемого меньше, чем у первого, следовательно, точность двигательных действий второго испытуемого выше.

На фиг.1 представлена окружность, предъявляемая испытуемому на экране видеомонитора, где 1 - метка, 2 - точечный объект, движущийся с заданной скоростью по окружности.

На фиг.2, 3, 5, 7 и 9 представлены диаграммы значений ошибок запаздывания и упреждения испытуемых, на фиг.4, 6 и 8 - графики зависимости времени реакции на движущийся объект от периода оборота объекта по окружности, построенные по результатам тестировании испытуемых; на фиг.10 - расположение на числовой оси отрезков, ограниченных наибольшими и наименьшими членами вариационного ряда ошибок несовпадения точечного объекта и метки при минимальном периоде оборота точечного объекта по окружности, при котором значение времени реакции t испытуемых на движущийся объект находится в допустимой зоне.

Предлагаемый способ отбора подростков для занятий игровыми видами спорта осуществляется следующим образом.

Испытуемому предъявляют на экране видеомонитора окружность, на которой помещена метка 1 и точечный объект 2, движущийся по окружности (фиг.1). На первом этапе период T оборота точечного объекта 2 по окружности задают последовательно равным 2,0; 1,7; 1,5; 1,3; 1,1; 0,9 и 0,7 с.

При каждом периоде Т оборота точечного объекта 2 по окружности в момент предполагаемого совпадения положения движущегося точечного объекта 2 с меткой 1 испытуемый заданное число раз нажатием кнопки «Стоп» останавливает движение точечного объекта 2 по окружности. Затем вычисляют ошибку несовпадения точечного объекта и метки - время ошибки запаздывания с положительным знаком или упреждения с отрицательным знаком, и через заданное время возобновляют движение точечного объекта 2 по окружности.

Для каждого периода T вычисляют оценку времени реакции t испытуемого на движущийся объект как среднеарифметическое значение по формуле (1). Затем строят график функции t=f(T), на графике отмечают зону допустимых значений времени реакции t испытуемого на движущийся объект, соответствующую значению времени реакции при периоде T оборота точечного объекта 2 по окружности, равном 2,0 с.

Максимальную скорость двигательных действий испытуемого принимают соответствующей минимальному периоду Tmin оборота точечного объекта по окружности, при котором значение времени реакции t испытуемого на движущийся объект находится в допустимой зоне.

На втором этапе период T оборота точечного объекта по окружности задают равным Tmin, строят вариационный ряд ошибок несовпадения точечного объекта и метки - времен ошибок запаздывания с положительным знаком или упреждения с отрицательным знаком, вычисляют вариационный размах ряда по формуле (2) и отмечают на числовой оси отрезок, ограниченный наибольшим и наименьшим членами вариационного ряда.

Отбор выполняют по меньшей величине зоны допустимых значений времени реакции t испытуемого на движущийся объект, меньшему периоду T оборота точечного объекта по окружности, при котором значение времени реакции t испытуемого на движущийся объект находится в допустимой зоне, меньшему значению вариационного размаха R ошибок несовпадения точечного объекта и метки при периоде Tmin оборота точечного объекта по окружности; по расположению на числовой оси отрезка, ограниченного наибольшим и наименьшим членами вариационного ряда ошибок несовпадения точечного объекта и метки при периоде Tmin оборота точечного объекта по окружности, наиболее близком к симметрии относительно нулевой точки.

Заявляемый способ позволяет, задавая различный период движения точечного объекта по окружности, выполнить отбор подростков для занятий игровыми видами спорта путем определения скорости и точности двигательных действий, тем самым повысить достоверность отбора.

Таким образом, заявляемый способ отбора подростков для занятий игровыми видами спорта обладает новыми свойствами, обусловливающими получение технического результата.

Пример 1.

Испытуемому Л., 9 лет, учащемуся ДЮСШ, на экране видеомонитора персонального компьютера предъявили окружность, на которой помещена метка и точечный объект, движущийся по часовой стрелке по окружности, совершая один оборот за 2,0 с (фиг.1).

Испытуемый, наблюдая за движением точечного объекта по окружности, в момент предполагаемого совпадения положения точечного объекта с положением метки нажимал клавишу клавиатуры компьютера «Пробел», выполняющую функцию кнопки «Стоп». Компьютер в момент нажатия клавиши «Пробел» останавливал движение точечного объекта по окружности, вычислял ошибку несовпадения положений точечного объекта и метки - время ошибки запаздывания с положительным знаком или упреждения с отрицательным знаком, заносил значение времени ошибки в запоминающее устройство и через 1 с продолжал движение точечного объекта по окружности.

Испытуемый в соответствии с рекомендациями [9] выполнил 13 остановок движения точечного объекта в области положения метки, первые три из которых при оценке времени реакции на движущийся объект не учитывались. В результате тестирования получены следующие значения ошибок несовпадения положений точечного объекта и метки, мс: 24, 13, 6, 17, 15, 17, 26, 13, 15, 15.

Оценка времени реакции испытуемого на движущийся объект, вычисленная по формуле (1), равна 16,1 мс.

Аналогичным образом испытуемый Л. выполнил тест по оценке времени реакции на движущийся объект при периоде Т оборота точечного объекта по окружности, последовательно равном 1,7; 1,5; 1,3; 1,1; 0,9 и 0,7 с. Оценки времени реакции t испытуемого на движущийся объект, вычисленные по формуле (1), приведены в таблице 1, график функции t=f(T) - на фиг.4.

Таблица 1
Период T, с 2,0 1,7 1,5 1,3 1,1 0,9 0,7
Оценка t, мс 16,1 15,5 13,6 15,1 14,3 16,8 25,1

На графике функции t=f(T) отметили зону Δ=16,1 мс допустимых значений времени реакции t испытуемого на движущийся объект. Максимальную скорость двигательных действий испытуемого, при которой сохраняется их точность, приняли соответствующей минимальному периоду Tmin оборота точечного объекта по окружности, равному 0,93 с, при котором значение времени реакции t испытуемого на движущийся объект находится в допустимой зоне.

Затем задали период оборота точечного объекта по окружности равным Tmin=0,93 с. В результате тестирования получены следующие значения ошибок несовпадения положений точечного объекта и метки, мс: -22, -26, -8, 23, 25, -16, -4, 24, 9, 4, которые представлены на фиг.5. Вариационный размах ряда ошибок несовпадения точечного объекта и метки, вычисленный по формуле (2), равен 51 мс. Расположение на числовой оси отрезка, ограниченного наибольшим и наименьшим членами вариационного ряда ошибок несовпадения точечного объекта и метки при периоде Tmin оборота точечного объекта по окружности, представлено на фиг.10, a.

Пример 2.

Испытуемый Б., 9 лет, учащийся ДЮСШ, аналогично испытуемому Л., выполнил тест по оценке времени реакции на движущийся объект при периоде T оборота точечного объекта 2 по окружности, последовательно равным 2,0; 1,7; 1,5; 1,3; 1,1; 0,9 и 0,7 с. Оценки времени реакции t испытуемого на движущийся объект, вычисленные по формуле (1), приведены в таблице 2, график функции t=f(T) - на фиг.6.

Таблица 2
Период T, с 2,0 1,7 1,5 1,3 1,1 0,9 0,7
Оценка t, мс 32,3 25,3 28,2 25,7 33,9 40,3 42,1

На графике функции t=f(T) отметили зону Δ=32,3 мс допустимых значений времени реакции t испытуемого на движущийся объект. Максимальную скорость двигательных действий испытуемого, при которой сохраняется их точность, приняли соответствующей минимальному периоду Tmin оборота точечного объекта по окружности, равному 1,15 с, при котором значение времени реакции t испытуемого на движущийся объект находится в допустимой зоне.

Затем задали период оборота точечного объекта по окружности равным Tmin=1,15 с. В результате тестирования получены следующие значения ошибок несовпадения положений точечного объекта и метки, мс: 31, -32, 29, 43, 7, -55, -19, 24, 37, 32, которые представлены на фиг.7. Вариационный размах ряда ошибок несовпадения точечного объекта и метки, вычисленный по формуле (2), равен 98 мс. Расположение на числовой оси отрезка, ограниченного наибольшим и наименьшим членами вариационного ряда ошибок несовпадения точечного объекта и метки при периоде Tmin оборота точечного объекта по окружности, представлено на фиг.10, б.

Пример 3.

Испытуемый К., 10 лет, учащийся ДЮСШ, аналогично испытуемому Л., выполнил тест по оценке времени реакции на движущийся объект при периоде Т оборота точечного объекта 2 по окружности, последовательно равным 2,0; 1,7; 1,5; 1,3; 1,1; 0,9 и 0,7 с. Оценки времени реакции t испытуемого на движущийся объект, вычисленные по формуле (1), приведены в таблице 3, график функции t=f(T) - на фиг.8.

Таблица 3
Период T, с 2,0 1,7 1,5 1,3 1,1 0,9 0,7
Оценка t, мс 49,5 42,8 41,3 51,1 54,6 65,2 69,5

На графике функции t=f(T) отметили зону Δ=49,5 мс допустимых значений времени реакции t испытуемого на движущийся объект. Максимальную скорость двигательных действий испытуемого, при которой сохраняется их точность, приняли соответствующей минимальному периоду Tmin оборота точечного объекта по окружности, равному 1,33 с, при котором значение времени реакции t испытуемого на движущийся объект находится в допустимой зоне.

Затем задали период оборота точечного объекта по окружности равным Tmin=1,33 с. В результате тестирования получены следующие значения ошибок несовпадения положений точечного объекта и метки, мс: -35, 75, 39, -46, 42, -44, 67, 39, 56, -46, которые представлены на фиг.9. Вариационный размах ряда ошибок несовпадения точечного объекта и метки, вычисленный по формуле (2), равен 121 мс. Расположение на числовой оси отрезка, ограниченного наибольшим и наименьшим членами вариационного ряда ошибок несовпадения точечного объекта и метки при периоде Tmin оборота точечного объекта по окружности, представлено на фиг.10, в.

Анализ результатов тестирования испытуемых свидетельствует, что величина зоны допустимых значений времени реакции t испытуемого Л. на движущийся объект, соответствующая значению времени реакции при периоде оборота точечного объекта по окружности, равном 2,0 с, меньше, чем у испытуемых Б. и К. Следовательно, точность двигательных действий испытуемого Л. выше, чем у испытуемых Б. и К.

Минимальный период T оборота точечного объекта по окружности, при котором значение времени реакции t испытуемого Л. на движущийся объект находится в допустимой зоне, меньше, чем у испытуемых Б. и К. Следовательно, максимальная скорость двигательных действий испытуемого Л., при которой сохраняется их точность, выше, чем у испытуемых Б. и К.

Значение вариационного размаха R ошибок несовпадения точечного объекта и метки испытуемого Л. при минимальном периоде T оборота точечного объекта по окружности, при котором значение его времени реакции t на движущийся объект находится в допустимой зоне, меньше, чем у испытуемых Б. и К.

Расположение на числовой оси отрезка, ограниченного наибольшим и наименьшим членами вариационного ряда ошибок несовпадения точечного объекта и метки, испытуемого Л. при минимальном периоде T оборота точечного объекта по окружности, при котором значение времени реакции t испытуемого Л. на движущийся объект находится в допустимой зоне, более симметрично относительно нулевой точки, чем у испытуемых Б. и К. Следовательно, точность двигательных действий испытуемого Л. при большей скорости двигательных действий выше, чем у испытуемых Б. и К.

По результатам анализа результатов тестирования испытуемому Л. рекомендованы занятия единоборствами.

Предлагаемый способ отбора апробирован на группе из 15 испытуемых, подростков 9-10 лет, учащихся ДЮСШ. По результатам тестирования 7-м испытуемым рекомендованы занятия игровыми видами спорта.

Таким образом, заявляемый способ позволяет повысить достоверность отбора подростков для занятий игровыми видами спорта путем определения скорости и точности двигательных действий.

Источники информации

1. Радчич И.Ю. Подходы к углубленной индивидуализации и технологии мониторинга подготовки игроков в связи с проблемой олимпийского отбора // Теория и практика физической культуры. - 2003. - №11. - С.16-19.

2. Коренберг В.Б. Спортивные возможности и способности // Теория и практика физической культуры и спорта. - 2009. - №3. - С.3-9.

3. Карпенко Л.А. Ключевые аспекты успешной учебно-тренировочной работы по художественной гимнастике // Культура физическая и здоровье. - 2007. - №4. - С.45-49.

4. Белокопытова Ж., Лаврентьева В., Кожевникова Л. Содержание и структура программы развития координационных способностей у девочек 10-13 лет, занимающихся художественной гимнастикой // Физическое воспитание студентов (Украина, Харьков). - 2010. - №3. - С.3-8.

5. Губа В.П. Основы распознавания раннего спортивного таланта: Учебное пособие для высших учебных заведений физической культуры. - М.: Тера-Спорт, 2003. - 208 с.

6. Заявка 93008587/14, МПК A61B 5/16. Способ определения способностей к спортивной игре в теннис / Бриль М.С. - Опубл. 27.08.1996.

7. Патент 2456921 РФ, МПК A61B 5/16. Способ отбора для занятий игровыми видами спорта / Закамский А.В., Полевщиков М.М. Роженцов В.В. - №2011122489/14; заявл. 02.06.2011; опубл. 27.07.2012.

8. Шалыт А.И. Вариационный ряд // Математическая энциклопедия. Т.1. Гл. ред. И.М. Виноградов. - М.: Изд-во «Советская энциклопедия», 1977. - С.603.

9. Методы и портативная аппаратура для исследования индивидуально-психологических различий человека / Н.М. Пейсахов, А.П. Кашин, Г.Г. Баранов, Р.Г. Вагапов; Под ред. В.М. Шадрина. - Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 1976. - 238 с.

10. Патент 2326595 РФ, МПК A61B 5/16. Способ оценки времени реакции человека на движущийся объект / Песошин А.В., Петухов И.В., Роженцов В.В. - №2326595/14; заявл. 04.06.2007; опубл. 20.06.2008.

Способ отбора для занятий игровыми видами спорта, заключающийся в том, что испытуемому предъявляют на экране видеомонитора окружность, на которой помещена метка и точечный объект, точечный объект движется с заданной скоростью по окружности, в момент предполагаемого совпадения положения движущегося точечного объекта с меткой испытуемый нажатием кнопки «Стоп» останавливает движение точечного объекта по окружности, затем вычисляют ошибку несовпадения точечного объекта и метки - время ошибки запаздывания с положительным знаком или упреждения с отрицательным знаком, и через заданное время возобновляют движение точечного объекта по окружности, описанную процедуру повторяют заданное число раз, отличающийся тем, что на первом этапе период T оборота точечного объекта по окружности задают последовательно равным 2,0; 1,7; 1,5; 1,3; 1,1; 0,9 и 0,7 с, для каждого периода T вычисляют оценку времени реакции t испытуемого на движущийся объект как среднеарифметическое значение по формуле:
t = i = 1 n t i / n ,
где ti - i-e значение ошибки запаздывания или абсолютное значение ошибки упреждения, мс; n - число остановок точечного объекта в области положения метки; строят график функции t=f(T), на графике отмечают зону допустимых значений времени реакции t испытуемого на движущийся объект, соответствующую значению времени реакции при периоде T оборота точечного объекта по окружности, равном 2,0 с; максимальную скорость двигательных действий испытуемого принимают соответствующей минимальному периоду Tmin оборота точечного объекта по окружности, при котором значение времени реакции t испытуемого на движущийся объект находится в допустимой зоне; на втором этапе период T оборота точечного объекта по окружности задают равным Tmin, строят вариационный ряд ошибок несовпадения точечного объекта и метки - времен ошибок запаздывания с положительным знаком или упреждения с отрицательным знаком, вычисляют вариационный размах ряда по формуле:
R=tmax-tmin,
где tmax и tmin - соответственно наибольший и наименьший члены вариационного ряда, мс; отмечают на числовой оси отрезок, ограниченный наибольшим и наименьшим членами вариационного ряда; отбор выполняют по меньшей величине зоны допустимых значений времени реакции t испытуемого на движущийся объект, меньшему периоду Tmin оборота точечного объекта по окружности, при котором значение времени реакции t испытуемого на движущийся объект находится в допустимой зоне, меньшему значению вариационного размаха R ошибок несовпадения точечного объекта и метки при периоде Tmin оборота точечного объекта по окружности; по расположению на числовой оси отрезка, ограниченного наибольшим и наименьшим членами вариационного ряда ошибок несовпадения точечного объекта и метки при периоде Tmin оборота точечного объекта по окружности, наиболее близком к симметрии относительно нулевой точки.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к спортивной медицине и предназначено для определения скорости и точности двигательных действий спортсмена в игровых видах спорта. Испытуемому предъявляют на экране видеомонитора окружность, на которой помещена метка и точечный объект, движущийся по окружности.

Изобретение относится к области медицины и предназначено для оценки времени реакции человека на движущийся объект. Испытуемому предъявляют на экране видеомонитора окружность, на которой помещена метка и точечный объект.
Изобретение относится к области медицины и может быть использовано стоматологами различных направлений. Перед началом стоматологических мероприятий с помощью тестов выявляют степень психоэмоционального напряжения и психофизиологическое состояние пациента, а также определяют уровень пульса до проведения первого теста (Р1), между проведением двух тестов (Р2) и после проведения второго теста (Р3).

Изобретение относится к области медицины, конкретно к экспериментальной медицине. Осуществляют однократное тестирование белых крыс в установке «открытое поле».
Изобретение относится к медицине, а именно к профилактической медицине, и предназначено для выявления лиц молодого возраста с высоким риском развития сердечно-сосудистых заболеваний для своевременной его коррекции.

Изобретение относится к спортивной медицине и может быть использовано для определения рейтинга спортсменов-единоборцев. Испытуемому предъявляют на экране видеомонитора окружность, на которой помещена метка и точечный объект.

Изобретение относится к спортивной медицине и предназначено для оценки точности двигательных действий спортсмена игровых видов спорта. Испытуемому предъявляют на экране видеомонитора окружность, на которой помещена метка и точечный объект, движущийся с заданной скоростью по окружности.
Изобретение относится к медицине и может быть использовано для коррекции ожирения гиноидного типа. Для этого определяют тип нарушения пищевого поведения и проводят его психофизиологическую коррекцию.

Изобретение относится к медицине, судебной медицине, области измерений для диагностических целей, в том числе, в следственной практике. Интерактивное психофизиологическое тестирование (ПФТ) включает предъявление тестируемому вопросов теста, определение, анализ параметров психогенеза, используя датчики физических параметров тестируемого, индикацию результатов и вынесение суждения.

Изобретение относится к медицине, в частности к кардиологии, и может быть использовано для выявления лиц с риском развития гипертонической болезни. В течение 10 лет у практически здоровых мужчин на основании их базового обследования определяют нормативные значения относительного риска развития заболевания, а также показатели шкал стандартного многофакторного метода исследования личности (СМИЛ), и строят график их соответствия, при показателях шкал: «невротический сверхконтроль» - свыше 45 баллов, «пессимистичность» - свыше 49 баллов, «ригидность» - свыше 58 баллов, «тревожность» - свыше 67 баллов, «индивидуалистичность» - свыше 50 баллов.

Изобретение относится к медицине, в частности к гигиене труда, и к эргономике. Предварительно в состоянии высокой бдительности при активной зрительно-моторной деятельности и в процессе реальной деятельности проводят анализ частотных характеристик электроэнцефалограммы методом периодометрического анализа. Определяют число волн тета-, альфа- и гамма-диапазона в секунду. Сравнивают полученные значения. При выходе значений числа тета-, альфа- и гамма-волн в секунду за пределы значений чисел, характерных для состояния высокой бдительности, анализатор ЭЭГ преобразует комбинацию этих чисел в сенсорный сигнал и подает в автоматическом режиме предупреждающий сигнал по типу биологической обратной связи о состоянии выхода человека-оператора из контура управления. Способ повышает достоверность контрольных измерений, позволяющих своевременно подать сенсорный сигнал, что достигается за счет предварительного определения комбинации частот тета-, альфа- и гамма-ритмов ЭЭГ в состоянии высокой бдительности. 1 ил., 2 пр.

Изобретение относится к области медицины, в частности к способам оценки психологических особенностей личности человека, и может быть использовано для проведения исследований путем психологического тестирования лиц для профессионального отбора, а также для выявления и количественной оценки степени преобладания различных психологических характеристик личности и прогнозирования возможных психологических реакций личности в различных ситуациях. Испытуемому предъявляют комплект карточек, содержащих тестирующие изображения. Используют комплект из 24 карт, каждая из которых содержит изображение, соответствующее образу одного из двенадцати образов архетипов системы К. Пирсон, таких как Невинный, Воин, Сирота, Служитель, Искатель, Разрушитель, Влюбленный, Созидатель, Мудрец, Маг, Шут и Правитель. При этом половина карт представляет собой конкретные образы архетипов, а вторая половина карт содержит абстрактные образы, символизирующие названные архетипы. Испытуемый ранжирует изображения на картах по убыванию их привлекательности для него. Карточки, фигурирующие в группе «привлекательных», показывают ведущие архетипы личности испытуемого, а карточки, фигурирующие в группе «непривлекательных», показывают архетипы, отвергаемые сознательным эго испытуемого. Группы составляют из четырех или пяти карт, причем при необходимости уточнения состава ведущих архетипов обеих групп в них оставляют архетип с наибольшим рангом в группе и/или архетипы, конкретные и абстрактные образы которых оказались в одной группе. Способ обеспечивает возможность установления ведущих архетипов и архетипов, отвергаемых сознанием человека, характеризующих личность испытуемого за счет выявления и количественной оценки степени преобладания различных психологических характеристик личности. 24 ил., 5 пр.
Изобретение относится к области медицины, а конкретно к психиатрии, и может быть использовано в диагностике суицидального поведения у подростков с ограниченными возможностями здоровья в условиях коррекционного обучения. Используют скрининговый опросник. Ответы оценивают по степени клинической значимости от 1 до 3 баллов и суммируют. Наличие сниженного настроения оценивают в 1 балл, определение причины сниженного настроения из четырех предлагаемых вариантов: чувства одиночества; проблемы в любви, с любимым человеком; проблемы с родителями, опекунами, близкими; проблемы в школе, либо предложить свой вариант - в 1 балл за любое количество выбранных вариантов. Затруднения в учебе - в 1 балл, трудности в общении - в 1 балл. Отсутствие или снижение удовольствия от ранее приятных занятий, увлечений - в 1 балл, отсутствие планов на будущее - в 1 балл. Отсутствие близкого человека, с которым можно поделиться проблемами, - в 1 балл, наличие мыслей о суициде оценивают в 2 балла, суицидальных планов - в 2 балла, состояние, оцениваемое как «так плохо, что хочется умереть» - в 2 балла, согласие с решением других людей о нежелании жить в ситуации предательства со стороны родных и близких - в 2 балла, суицидальные попытки в прошлом оценивают в 3 балла. При значениях суммы баллов 6-9 определяют средний суицидальный риск, что требует анализа микросоциальной ситуации и наблюдения в динамике, а при значениях суммы баллов 10-17 определяют высокий суицидальный риск и проводят превентивные психокоррекционные мероприятия. Способ позволяет провести исследование подростков с ограниченными возможностями здоровья для определения группы суицидального риска и своевременно провести превентивные психокоррекционные мероприятия за счет использования скринингового опросника. 2 пр.

Изобретение относится к спортивной медицине и предназначено для оценки быстроты и точности двигательных действий спортсменов-единоборцев. Испытуемому предъявляют на экране видеомонитора окружность, на которой помещена метка и точечный объект, движущийся с заданной скоростью по окружности. Испытуемый, наблюдая за движением точечного объекта, в момент предполагаемого совпадения его положения с меткой нажатием кнопки «Стоп» останавливает движение точечного объекта по окружности. Затем вычисляют ошибку не совпадения точечного объекта и метки - время ошибки запаздывания с положительным знаком или упреждения с отрицательным знаком, и через заданное время возобновляют движение точечного объекта по окружности. Испытуемый выполняет описанную процедуру заданное число раз, после чего строят вариационный ряд ошибок не совпадения точечного объекта и метки, вычисляют вариационный размах ряда и отмечают на числовой оси отрезок, ограниченный наибольшим и наименьшим членами вариационного ряда. Быстроту двигательных действий испытуемого оценивают по расположению на числовой оси отрезка, ограниченного наибольшим и наименьшим членами вариационного ряда ошибок не совпадения точечного объекта и метки, наиболее сдвинутому в область отрицательных значений, точность двигательных действий - по меньшему значению вариационного размаха ошибок не совпадения точечного объекта и метки. Способ позволяет повысить достоверность оценки двигательных действий спортсменов-единоборцев путем определения их быстроты и точности за счет инструментальных исследований. 11 ил., 3 пр.

Изобретение относится к спортивной медицине и предназначено для отбора подростков для занятий единоборствами. Испытуемому предъявляют на экране видеомонитора окружность, на которой помещены метка и точечный объект, движущийся с заданной скоростью по окружности. Испытуемый, наблюдая за движением точечного объекта, в момент предполагаемого совпадения его положения с меткой нажатием кнопки «Стоп» останавливает движение точечного объекта по окружности. Затем вычисляют ошибку несовпадения точечного объекта и метки - время ошибки запаздывания с положительным знаком или упреждения с отрицательным знаком, и через заданное время возобновляют движение точечного объекта по окружности. Испытуемый выполняет описанную процедуру заданное число раз, после чего строят вариационный ряд ошибок несовпадения точечного объекта и метки, вычисляют вариационный размах ряда и отмечают на числовой оси отрезок, ограниченный наибольшим и наименьшим членами вариационного ряда. Отбор выполняют по расположению на числовой оси отрезка, ограниченного наибольшим и наименьшим членами вариационного ряда ошибок несовпадения точечного объекта и метки, наиболее сдвинутом в область отрицательных значений, и меньшему значению вариационного размаха ошибок несовпадения точечного объекта и метки. Способ позволяет оценить быстроту и точность двигательных действий испытуемого, тем самым повысить достоверность отбора подростков для занятий единоборствами за счет инструментальных исследований. 11 ил., 3 пр.

Изобретение относится к медицине, а именно к психогигиене и психофизиологии, и может быть использовано для оценки динамики психофизиологического развития групп детей и подростков в процессе их взросления и обучения. Проводят психофизиологические обследования группы учащихся одного года поступления в школу на двух этапах их обучения с интервалом времени в один год с помощью «Компьютерного психофизиологического комплекса КПФК-99 «Психомат». После чего по каждому показателю психофизиологических функций дифференцированно определяют возрастной и образовательный компоненты динамики их развития. При этом возрастной компонент динамики развития определяют как среднее значение двух коэффициентов регрессии показателей психофизиологических функций относительно возраста обследуемой группы учащихся. Каждый коэффициент оценивают по результатам одного обследования. Образовательный компонент динамики развития определяют как разность между среднегрупповой величиной изменения показателя за год и возрастным компонентом развития. Затраты организма оценивают по изменению психологических и психофизиологических показателей текущего состояния нервно-психической сферы за год обучения. При этом влияние образования на развитие психофизиологических функций учащихся считают полноценным при высоких значениях образовательного компонента динамики развития в комплексе с низкими психологическими и психофизиологическими затратами за пройденный год обучения. Способ позволяет провести дифференцированную оценку возрастного и образовательного компонентов динамики психофизиологического развития в комплексе с психологическими и психофизиологическими затратами учащихся за пройденный год учебной деятельности за счет определения психофизиологических параметров. 1 ил., 1 пр.

Изобретение относится к психологии и предназначено для диагностики психологических особенностей индивида. Испытуемому лицу предъявляют набор изображений с персонажами. В качестве набора изображений испытуемому лицу предъявляют по 40 изображений с различными персонажами и ситуациями, которые распределены по четырем сферам: семья; интимная и сексуальная сфера; профессиональная сфера; сфера межличностных отношений и досуг. Затем испытуемому предлагают посмотреть на изображения и выбрать из них два изображения, которые в большей степени привлекают или соответствуют его жизненной ситуации, и два изображения, которые неприятны или не соответствуют его жизненным ситуациям по каждой сфере. Каждому изображению соответствует номер и знак, которые определяют, фиксируют выбранные номера со знаками изображений в соответствующие ячейки в бланке. Далее определяют кодовый номер архетипа и его знак, причем знак соответствует положительной и отрицательной психологической характеристике архетипов. Каждый выбранный архетип оценивают в 1 балл, после чего подсчитывают частоту выбора испытуемым архетипов и проводят обработку данных с помощью компьютера. По результатам обработки составляют портрет психологического профиля личности. Способ позволяет повысить эффективность и объективность интегральной оценки психологического профиля личности за счет определения, подходящего для каждого индивида, архетипических изображений в различных сферах жизнедеятельности. 1 з.п. ф-лы, 6 ил., 10 табл., 1 пр.

Изобретение относится к области медицины, а именно к физиологии труда. По критериям и классификациям условий труда согласно Р.2.2.2006-05 определяют класс условий труда, на основании которых определяют величину показателей, относящихся к видам трудовой нагрузки - интеллектуальной, сенсорной, эмоциональной, монотонной, и режим работы. Вычисляют уровень каждого вида из трудовых нагрузок - интеллектуальной, сенсорной, эмоциональной, монотонной и режима работы по математической формуле. Далее определяют продолжительность смены, уровень личностной тревожности по тесту Спилбергера, уровень мотивации к труду по шкалам теста САН. На основании полученных данных определяют уровень функционального напряжения организма человека, процент от значения в начале смены при умственных и нервно-эмоциональных нагрузках по математическому выражению. По полученному значению уровня напряжения организма человека при умственных и нервно-эмоциональных нагрузках определяют стадию функционального напряжения организма: как оптимальное напряжение, как допустимое напряжение, как перенапряжение I степени, как перенапряжение II степени или как перенапряжение III степени. Способ позволяет осуществить количественное определение стадий последовательного перехода функционального состояния от напряжения к перенапряжению различной степени выраженности, а также снижение трудоемкости определения функционального напряжения организма человека при воздействии факторов напряженности трудового процесса в любых производственных условиях за счет определения и расчета условий труда и видов трудовой нагрузки, а также психологических свойств личности. 4 табл., 2 пр.

Изобретение относится к психофизиологии и может быть использовано при психологическом обследовании операторов в различных областях трудовой деятельности для оценки их состояния работоспособности. Оператору в случайном порядке предъявляют одинаковые по характеристикам стимулы и регистрируют время сенсомоторной реакции нажатием на кнопку. Предъявляют различающиеся по цвету и длительности свечения зрительные стимулы в виде цветовых пятен, перемещаемых по дискретным позициям на экране нейтрального фона с остановками, причем единовременно на текущей дискретной позиции предъявляют только одно пятно, цвет которого отличен от цвета пятна на предыдущей и последующей позициях, а длительность свечения пятен характеризуется первой и второй, увеличенной относительно первой, длительностью. Регистрируют время реагирования только на предъявление пятна с увеличенной длительностью посредством нажатия на кнопку, соответствующую цвету текущего пятна, определяют число ошибок, среднеарифметическое время реагирования на сигналы за весь тест, по которым оценивают работоспособность оператора. Способ позволяет повысить достоверность определения отклонений в состоянии работоспособности оператора по снижению уровня показателей внимания за счет инструментальных исследований. 7 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к медицинской технике, а именно используется в психофизиологических исследованиях. Устройство содержит датчик частоты движений, счетчики импульсов, блок измерения времени, блок индикации и анализатор-регистратор. При этом выход датчика чистоты движений соединен с первым входом первой логической схемы, первые выходы которой соединены с входами прямого счета первого, второго и третьего счетчиков импульсов. Блок измерения времени включает генератор импульсов, счетный триггер и кнопку пуска, выход которой соединен со счетным входом счетного триггера, входы анализатора-регистратора соединены с выходами первого, второго и третьего счетчиков импульсов, а выходы - с блоком индикации. Синхровод и вход запуска распределителя импульсов соединены с выходами генератора импульсов и счетного триггера соответственно, а выходы - с вторыми входами первой логической схемы, вторые выходы которой соединены с входами обратного счета первого, второго и третьего счетчиков импульсов. Первый вход второй логической схемы соединен с выходом генератора, вторые выходы - с выходами распределителя, первые выходы - с входами сброса счетного триггера и первого, второго и третьего счетчиков импульсов соответственно, а вторые выходы - с входами записи первого, второго и третьего счетчиков импульсов соответственно, при этом информационные входы и выходы первого счетчика соединены соответственно с информационными выходами третьего и информационными выходами второго счетчиков, а выходы переноса и заема первого счетчика - с входами анализатора. Управляющий выход второй логической схемы соединен с входом шины начальной установки устройства. Использование изобретения позволяет повысить точность и уменьшить трудоемкость процедуры оценки центральной нервной системы человека. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.
Наверх