Способ диагностирования изоляции обмоток статора асинхронного электродвигателя

Изобретение относится к области диагностики межвитковых замыканий и снижения сопротивления обмотки статора асинхронного электродвигателя относительно корпуса в сетях с глухозаземленной нейтралью. Способ заключается в измерении полных сопротивлений обмоток статора электродвигателя при номинальной частоте вращения ротора электродвигателя, а также в измерении тока утечки на корпус асинхронного электродвигателя совместно с измерением напряжения на корпусе электродвигателя относительно искусственной нулевой точки, образованной подключением фильтра напряжения нулевой последовательности к фазам питающей сети. Измерения сопротивлений производятся косвенным путем при помощи действующих значений токов и напряжений на обмотках статора электродвигателя. Измерение частоты вращения ротора электродвигателя производится с помощью датчика частоты вращения. Технический результат заключается в диагностировании межвитковых повреждений и снижения сопротивления изоляции относительно корпуса электродвигателя на ранней стадии развития, а также осуществления контроля целостности защитного проводника РЕ в системах TN-S, TN-C-S, или совмещенного нулевого защитного и нулевого рабочего проводников PEN в системе TN-C, или РЕ проводника в системе заземления ТТ. 1 ил.

 

Изобретение относится к электротехнике, а именно к средствам повышения надежности электроснабжения промышленных предприятий и диагностики состояния изоляции обмоток статоров асинхронных электродвигателей.

Известен способ диагностики технического состояния электродвигателя по его электрическим параметрам, заключающийся в том, что в трех фазах электродвигателя производят непрерывное измерение питающего напряжения и фазного тока. По сигналам мгновенных значений тока и напряжения производят непрерывное вычисление мгновенных значений потребляемых мощностей за период, производят построение спектрограмм потребляемых мощностей. Производят расчет величины потерь энергии в двигателе на каждой из частот спектра. Оценку технического состояния двигателя осуществляют путем сравнения полученных спектрограмм потерь с аналогичными спектрограммами, полученными на заведомо исправном двигателе (см. патент RU №2425391, МПК G01R 31/34, опубл. 27.07.2011).

Недостатком данного способа является высокая погрешность при снижении сопротивления изоляции обмоток двигателя относительно корпуса, не приводящее к значительному небалансу токов, по которому оценивают состояние электродвигателя, а также при возможном влиянии сетевых помех на форму питающего электродвигатель напряжения.

Наиболее близким по технической сущности является способ функциональной диагностики, взятый за прототип, заключающийся в том, что производят измерение полных сопротивлений обмоток статора электродвигателя, а также измерение сопротивления изоляции относительно корпуса асинхронного электродвигателя. Значения сопротивлений обмоток электродвигателя определяют косвенно по действующим значениям фазных токов и напряжений. Величину сопротивления изоляции относительно корпуса электродвигателя оценивают по действующему значению тока утечки на корпус (см. патент RU №2351048, МПК Н02Н 7/08, G01R 31/34, опубл. 27.03.2009).

Недостатком данного способа является высокая погрешность оценки состояния изоляции обмоток относительно корпуса электродвигателя в случае нарушения соединения заземляющего корпус проводника, а также ухудшение электробезопасности для обслуживающего персонала из-за возможности появления опасного потенциала на корпусе электродвигателя.

Технический результат - создание эффективного и надежного способа диагностирования технического состояния асинхронных электродвигателей и обеспечение мер по повышению безопасности их эксплуатации.

Технический результат достигается тем, что способ диагностики асинхронных электродвигателей, заключающийся в измерении мгновенных значений токов в обмотках и напряжений на зажимах электродвигателя, преобразовании их в напряжения, пропорциональные току и напряжению, регистрации полученных сигналов, а также в измерении тока утечки на корпус электродвигателя, отличается тем, что дополнительно производят измерение напряжения на корпусе электродвигателя относительно искусственной нулевой точки, полученной с помощью фильтра напряжения нулевой последовательности, подключенного к зажимам электродвигателя, а сопоставление полных сопротивлений обмоток статора электродвигателя, определенных по полученным данным мгновенных значений токов и напряжений в обмотках, между собой и с полученными на заведомо исправном электродвигателе, производят при номинальной частоте вращения ротора электродвигателя, и, если сопротивления обмоток статора асинхронного электродвигателя ниже допустимого, либо напряжение на корпусе выше допустимого, либо ток утечки превысил допустимую величину, то формируют сигнал на отключение электродвигателя и информационное сообщение.

Сущность изобретения в том, что в устройстве для диагностирования электродвигателя производится измерение действующих значений токов и напряжений статора асинхронного электродвигателя при номинальной частоте вращения электродвигателя, тока утечки на корпус и напряжения на корпусе относительно искусственной нулевой точки, образованной фильтром напряжения нулевой последовательности, подключенным к фазам питающей сети. Значения токов и напряжений статора электродвигателя позволяют рассчитать полное сопротивление обмоток статора и осуществить сравнение этих значений как со значениями, записанными на заведомо исправном электродвигателе, так и сравнение между собой.

( Z с т 1 = U с т 1 I с т 1 Z с т 2 = U с т 2 I с т 2 Z с т 3 = U с т 3 I с т 3 )                               (1)

где Zст1, Zст2, Zст3 - полные сопротивления обмоток статора электродвигателя;

Uст1, Uст2, Uст3 - фазные напряжения питающей сети;

Iст1, Iст2, Iст3 - фазные токи статора асинхронного электродвигателя.

Сравнение сопротивлений между собой позволит выявить изменение технического состояния одной или двух обмоток, что может быть следствием межвитковых замыканий. Сравнение значений сопротивлений со значениями, записанными на исправном электродвигателе, позволит выявить повреждения распределенного характера, такие как увлажнение изоляции или износ, которые характеризуются общим снижением сопротивления. Сравнение тока утечки с обмоток статора на корпус электродвигателя с уставкой позволит на ранней стадии выявлять и отслеживать скорость развития однофазных замыканий на корпус, а одновременный контроль напряжения между корпусом электродвигателя и искусственной нулевой точкой фильтра напряжения нулевой последовательности позволит контролировать целостность соединений проводника заземления корпуса электродвигателя, при нарушении которых ток утечки может отсутствовать или иметь сильно сниженную величину, что приводит к неверным выводам о состоянии изоляции и подвергает обслуживающий персонал опасности поражения электрическим током.

На фиг.1 представлена блочная схема устройства.

Блочная схема содержит электромагнитный контактор 1, первый микроконтроллер 2, аналого-цифровой преобразователь первого микроконтроллера 3, трехфазный преобразователь тока в напряжение 4, трехфазный делитель напряжения 5, фильтр напряжения нулевой последовательности 6, однофазный делитель напряжения 7, усилитель 8, аналого-цифровой преобразователь второго микроконтроллера 9, второй микроконтроллер 10, датчик частоты вращения 11, трехфазный асинхронный электродвигатель 12, трансформаторы тока 13, 14, 15, 16, жидкокристаллический дисплей 17, кнопочную клавиатуру 18.

К фазам трехфазного асинхронного электродвигателя подключают трехфазный делитель напряжения 5, фильтр напряжения нулевой последовательности 6 и трехфазный преобразователь тока в напряжение 4, получающий токи от трех трансформаторов тока 13, 14, 15. Преобразователь 4 и делитель 5 подают преобразованный сигнал аналого-цифровому преобразователю 3, имеющему с преобразователем 4 и делителем 5 общую нулевую точку, аналого-цифровой преобразователь 3 связан с первым микроконтроллером 2, который имеет возможность отключить контактор, разомкнув цепь питания катушки контактора. Фильтр напряжения нулевой последовательности 6 связан с однофазным делителем напряжения 7, который соединен с корпусом асинхронного электродвигателя. От однофазного делителя напряжения 7 преобразованное напряжение поступает на первый вход аналого-цифрового преобразователя 9, тогда как на второй вход поступает измеренный ток утечки Iут, который снимается с трансформатора тока 16 и усиливается в усилителе 8. Аналого-цифровой преобразователь 9 соединен со вторым микроконтроллером 10, на который также поступает сигнал и от датчика частоты вращения 11. Второй микроконтроллер 10 соединен с первым микроконтроллером 2. Первый микроконтроллер 2 соединен с кнопочной клавиатурой 18, жидкокристаллическим дисплеем 17 и катушкой управления электромагнитного контактора 1.

Работает устройство следующим образом.

Перед запуском электродвигателя необходимо ввести в первый микроконтроллер 2 значения номинальной частоты вращения ротора электродвигателя и уставки на отключение электромагнитного контактора 1 с помощью кнопочной клавиатуры 18 и жидкокристаллического дисплея 17.

После запуска асинхронного электродвигателя 12 электромагнитным контактором 1, аналого-цифровой преобразователь 3 получает измеренные и преобразованные сигналы от преобразователя 4 (получающего сигналы от трансформаторов тока 13, 14, 15) и делителя 5, полученные данные аналого-цифровой преобразователь 3 преобразует в цифровой вид и передает первому микроконтроллеру 2, который, при частоте вращения ротора электродвигателя равной номинальной (данные о частоте вращения поступают в первый микроконтроллер 2 от второго микроконтроллера 10), осуществляет вычисление согласно формуле 1 полных сопротивлений обмоток статора асинхронного электродвигателя 12.

Трансформатор тока 16 подает измеренный сигнал, пропорциональный току утечки на корпус электродвигателя 2, в усилитель 8, далее усиленный сигнал поступает на измерительный вход аналого-цифрового преобразователя 9, который, в свою очередь, принимает сигнал и от делителя 7, на вход которого поступают данные о напряжении между корпусом асинхронного электродвигателя и фильтром напряжения нулевой последовательности 6. Полученные сигналы аналого-цифровой преобразователь 9 преобразует из аналогового в цифровой вид и передает второму микроконтроллеру 10, который также получает данные о частоте вращения ротора электродвигателя от датчика 11. Второй микроконтроллер 10 по связи с первым микроконтроллером 2 передает данные о частоте вращения ротора электродвигателя, о величине тока утечки на корпус и напряжении на корпусе электродвигателя относительно фильтра напряжения нулевой последовательности 6.

Далее первый микроконтроллер 2 сравнивает значения полных сопротивлений обмоток асинхронного электродвигателя со значениями, записанными на заведомо исправном электродвигателе при номинальной частоте вращения, и сравнивает сопротивления между собой. В случае равномерного снижения полных сопротивлений обмоток статора асинхронного электродвигателя 12 ниже уставок выдается сигнал на отключение электромагнитного контактора 1, а на дисплей 17 выводится сообщение об общем снижении полных сопротивлений. Если при сравнении полных сопротивлений между собой выявился недопустимый небаланс (превышающий уставку, заданную перед началом работы), то первый микроконтроллер 2 выдает сигнал на отключение электромагнитного контактора 1, а на дисплей 17 выводится сообщение о возникновении межвитковых замыканий в одной из обмоток статора асинхронного электродвигателя 12. На следующем этапе первый микроконтроллер 2 сравнивает значение тока утечки на корпус электродвигателя с уставкой, введенной перед началом работы. В случае превышения током утечки допустимой величины, первый микроконтроллер 2 подает сигнал на отключение электромагнитного контактора 1, а на дисплей 17 выводится сообщение о снижении сопротивления изоляции обмотки статора относительно корпуса. После этого и в случае удовлетворительной величины тока утечки первый микроконтроллер 2 сравнивает с уставкой величину напряжения на корпусе электродвигателя 12 относительно искусственной нулевой точки 6, (которая была ему передана от второго микроконтроллера 10 вместе с данными о токе утечки и частоте вращения). Наличие напряжения, величина которого превысила уставку, может свидетельствовать об ухудшении соединений в цепи защитного проводника, вплоть до обрыва соединения корпуса асинхронного электродвигателя 12 с защитным проводником. В таком случае результаты замера сопротивления тока утечки трансформатором тока 16 не стоит считать правдоподобными, кроме того, потенциал на корпусе может быть опасен для обслуживающего персонала, поэтому первый микроконтроллер 2 формирует сигнал на отключение электромагнитного контактора 1, а на дисплей 17 выводит сообщение о наличии опасного потенциала на корпусе электродвигателя.

Вся цепочка измерений и сравнений проводится с определенной периодичностью во время работы электродвигателя на номинальной частоте вращения. Сравнение с уставкой тока утечки и потенциала на корпусе электродвигателя допустимо проводить и не при номинальной частоте вращения ротора электродвигателя. Микроконтроллер 2 выдает сигналы о состоянии изоляции в виде сообщений на дисплей после каждого замера и сравнения.

Предложенный способ позволяет диагностировать состояние изоляции обмоток статора асинхронного электродвигателя с высокой точностью и достоверностью, а также осуществлять контроль целостности защитного проводника заземления корпуса электродвигателя, что повышает уровень безопасности обслуживающего персонала.

Способ диагностики асинхронных электродвигателей, заключающийся в измерении мгновенных значений токов в обмотках и напряжений на зажимах электродвигателя, преобразовании их в напряжения, пропорциональные току и напряжению, регистрации полученных сигналов, а также в измерении тока утечки на корпус электродвигателя, отличающийся тем, что дополнительно производят измерение напряжения на корпусе электродвигателя относительно искусственной нулевой точки, полученной с помощью фильтра напряжения нулевой последовательности, подключенного к зажимам электродвигателя, а сопоставление полных сопротивлений обмоток статора электродвигателя, определенных по полученным данным мгновенных значений токов и напряжений в обмотках, между собой и с полученными на заведомо исправном электродвигателе, производят при номинальной частоте вращения ротора электродвигателя, и, если сопротивления обмоток статора асинхронного электродвигателя ниже допустимого, либо напряжение на корпусе выше допустимого, либо ток утечки превысил допустимую величину, то формируют сигнал на отключение электродвигателя и информационное сообщение.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к диагностике технического состояния силового электрооборудования. Осуществляют запись зависимостей от времени напряжения и тока, потребляемых электродвигателем, выполняемую с помощью датчиков напряжения.

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано для испытания синхронных машин на электромашиностроительных заводах, ремонтных предприятиях и при эксплуатации.

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в электрических машинах переменного тока. Техническим результатом является расширение функциональных возможностей и области применения, повышение чувствительности.

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике. Устройство включает помещенные в корпус фильтры частот и соответствующие им интеграторы, блок обработки сигналов, порт с выводами на средства индикации и визуализации.

Изобретение относится к области испытаний обмоток якорей коллекторных электрических машин постоянного тока. Сущность: создают режим ударного импульсного возбуждения одновременно всех параллельных ветвей обмотки вращающегося якоря путем посылки импульсов напряжения возбуждения от генератора импульсных напряжений ГИН с частотой следования, например, 50 импульсов в секунду на коллектор относительно корпуса.

Изобретение относится к области электротехники, а именно к испытательной технике и электрооборудованию, в частности может быть использовано для испытания электроприводов с асинхронными двигателями.

Заявленная группа изобретений относится к измерительной технике и, в частности, предназначена для мониторинга вала вращающейся машины. Способ мониторинга сигналов, имеющих отношение к валу вращающейся машины, содержит этапы, на которых принимают сигналы напряжения, имеющие отношение к валу, принимают сигналы тока, имеющие отношение к валу, вычисляют и анализируют тенденцию максимальных значений напряжения и тока по валу, вычисляют и анализируют тенденцию средних значений напряжения и тока по валу, вычисляют и анализируют тенденцию коэффициента гармоник напряжения по валу, принимают сигнал синхронизации, позволяющий синхронизировать принятый сигнал тока с колебательным сигналом возбуждения, разрешают по времени сигнал тока, связывают группу разрешенных по времени сигналов тока с неисправным состоянием, определяют неисправное состояние, используя максимальные значения напряжения и тока по валу, средние значения напряжения и тока по валу, коэффициент гармоник напряжения по валу и группу разрешенных по времени сигналов тока, и если имеется неисправное состояние, уведомляют пользователя о его наличии.

Изобретение относится к области электротехники и касается электрических машин и преобразователей угла. Предлагаемое устройство контроля содержит регулируемый стабилизированной источник постоянного тока (1), ключ (2), регулируемый резистор (3), первый усилитель (4), второй усилитель (5), компаратор (6), инвертор (7), первую схему И (8), мультивибратор (9), вторую схему И (10), первый счетчик (11), второй счетчик (12), первый регистр (13), второй регистр (14), компьютер (15), измеритель сопротивления (16), проверяемую электрическую машину (17), датчик углового положения (ДУП) (18), редуктор (19), электродвигатель (20), блок управления (БУ) (21), состоящий из следующих элементов: Т-триггера (22), третьей схемы И (23), реле (24) с его обмоткой (25) и с нормально замкнутым контактом (26), второго источника питания (27) и тумблера (28) СТАРТ.

Изобретение относится к области электротехники и может использоваться, в частности, для контроля качества пропитки изоляционным составом обмоток электродвигателей, катушек трансформаторов и дросселей.

Изобретение относится к электротехнике. В течение пуска и торможения выбегом электродвигателя одновременно проводят измерение мгновенных величин токов и напряжений на двух фазах статора и частоты вращения вала электродвигателя, определяют модуль вектора тока статора, преобразуют напряжения из естественной координатной системы в прямоугольную стационарную систему координат.

Изобретение относится к диагностике обмоток электрических машин. Сущность: способ обнаружения короткого замыкания на землю во вращающейся электрической машине содержит подачу тестового сигнала на заданной частоте на обмотку, измерение электрического параметра сигнала отклика в обмотке, являющегося результатом поданного тестового сигнала, и обнаружение короткого замыкания на землю на основании измеренного значения электрического параметра. При этом непрерывно определяют частоту сигнала отклика и сбрасывают измеренное значение, соответствующее определенной частоте, когда эта частота отклоняется от заданной частоты при первом пороговом значении. Технический результат: повышение надежности обнаружения. 2 н. и 8 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано при разработке электроприводов для систем автоматического управления летательными аппаратами. Техническим результатом является повышение точности формирования требуемой механической характеристики электропривода. В способе формирования механической характеристики электропривода передаточным числом редуктора формируют отношение пускового момента к скорости холостого хода требуемой механической характеристики, а их абсолютные значения обеспечивают напряжением питания электродвигателя. Фактором, оптимизирующим электропривод, является то, что требуемая механическая характеристика электропривода обеспечивается минимальными значениями передаточного числа редуктора и напряжения питания электродвигателя. 1 ил.

Предложенное изобретение относится к электротехнике и предназначено для диагностирования статических и динамических эксцентриситетов в электрических машинах автономных объектов, как в процессе эксплуатации, так и в процессе испытаний, например авиационных генераторов. Согласно предложенному способу диагностирования электрической машины измеряют электродвижущую силу в момент холостого хода электрической машины на номинальной частоте вращения ротора, сравнивают ее с эталонной величиной, характеризующей исправное состояние электрической машины, и при расхождении измеренной электродвижущей силы и эталонной по величине измеренной электродвижущей силы рассчитывают величины статических и динамических эксцентриситетов. По разложению осциллограммы измеренной электродвижущей силы в ряд Фурье рассчитывают уровень колебаний. Кроме того, по величинам статических и динамических эксцентриситетов, а также по уровню колебаний судят о техническом состоянии электрической машины в режиме реального времени. Технический результат: повышение точности диагностики электрической машины, введение возможности определения не только количественных, но и качественных характеристик дефекта (например, типа эксцентриситета - статический или динамический), упрощение технической реализации диагностики, а также возможность диагностики в режиме реального времени. 4 ил.

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в электроприводах для анализа и контроля метрологических характеристик измерительных трактов систем, построенных на базе асинхронного двигателя с преобразователем частоты. Сущность: в двух фазах электродвигателя с помощью бесконтактных датчиков тока производят измерение и запись мгновенных значений токов статора асинхронного двигателя. Осуществляют преобразование записанных сигналов в цифровую форму. Данные обрабатывают и строят расчетно-экспериментальный годограф пространственного вектора тока статора. По геометрическим характеристикам, к которым относят площадь, форму, значения углов между базовыми векторами, коэффициент эллиптичности, проводят определение и анализ метрологических характеристик каналов контроля и управления системы «преобразователь частоты - асинхронный двигатель», а также проверяют питающую сеть по показателям качества электроэнергии. Технический результат: упрощение контроля метрологических характеристик систем управления асинхронных электроприводов, упрощение процедуры оценки погрешностей без отключения от производственного цикла, повышение достоверности прогнозирования времени появления отказов. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано для автоматизированной идентификации параметров электропривода с асинхронными электродвигателями. Технический результат - расширение области применения. Устройство содержит трехфазный асинхронный электродвигатель, параметры которого подлежат оцениванию, датчики фазных напряжений статора, датчики фазных токов статора, преобразователь фазных напряжений и преобразователь фазных токов статора, позволяющие преобразовывать фазные напряжения и токи статора в напряжения и токи обобщенной машины, настраиваемую модель асинхронного электродвигателя, пять блоков вычисления оценок параметров, сумматоры. Устройство позволяет оценивать параметры, переменные величины и частоту вращения асинхронного электродвигателя без использования датчиков частоты вращения, углового ускорения и устройств дифференцирования. 8 ил.

Изобретение относится к способу адаптации обнаружения короткого замыкания на землю к изменению состояния электрической машины. Сущность: электрическая машина находится в первом состоянии машины, первое опорное значение определяется для измеряемых значений электрической величины. Обнаружение короткого замыкания на землю содержит непрерывное измерение электрической величины в обмотке и обнаружение короткого замыкания на землю на основе измеряемых значений электрической величины и первого опорного значения. Способ содержит прием сигнала (101, 102), обнаружение изменения состояния машины на основе принятого сигнала (120) и изменение на второе опорное значение для измеряемых значений электрической величины, когда обнаруживается изменение состояния машины, причем второе опорное значение отличается от первого опорного значения (100). Технический результат: повышение точности обнаружения короткого замыкания на землю при изменении рабочего состояния машины. 8 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к области диагностики технического состояния электрических приводов, например электроприводов прокатных станов в металлургическом производстве, на основе анализа параметров тока, напряжения, скорости и управляющего задания с применением рекуррентной искусственной нейронной сети. Технический результат: повышение точности и достоверности диагностирования аварийных состояний электропривода на работающем оборудовании в ранней и ненаблюдаемой стадии их возникновения, что предупреждает внезапную аварийную остановку электропривода и позволяет существенно снизить расходы на ремонт. Сущность изобретения: с определенным интервалом времени производится замер тока, напряжения, скорости и управляющего задания электропривода, преобразование параметров в цифровую форму и передача в персональный компьютер для обработки. Программно реализованная и обученная на конкретном электроприводе перед его эксплуатацией рекуррентная нейронная сеть воспроизводит динамику параметров электропривода, после чего производится сравнение результата динамики нейросетевой модели с реальной динамикой электропривода. В неисправном электроприводе возникает отклонение динамики его параметров от модели и рассчитывается функция рассогласования динамики. По характеру функции рассогласования динамики производится оценка технического состояния и прогноз ресурса электропривода. 2 ил.

Изобретение относится к способу контроля функционирования вращающейся электрической машины, в частности асинхронной машины двойного питания с диапазоном мощности 20-500 МВА. Техническим результатом является обеспечение надежного контроля изоляции стяжных болтов непрерывно во время работы вращающейся электрической машины. Предложен способ контроля функционирования вращающейся электрической машины, которая содержит: ротор, вращающийся вокруг оси и концентрично окруженный статором; ротор и статор содержат многослойный элемент ротора и многослойный элемент статора соответственно, собранные из уложенных слоями листов и спрессованные в осевом направлении с образованием слоистого материала и сжатые с помощью электрически изолированных стяжных болтов, проходящих через многослойный элемент ротора и многослойный элемент статора в осевом направлении и изолированных относительно многослойных элементов, причем на каждый из стяжных болтов подают заданный потенциал относительно соответствующего многослойного элемента с помощью источника напряжения и измеряют и оценивают протекание тока через источник напряжения и/или через соответствующий стяжной болт. 2 н. и 19 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в электрических машинах. Технический результат - повышение точности оценки токов подшипников в отношении потенциального повреждения соответствующего подшипника. В системе и способе заблаговременного распознавания повреждения в подшипнике обеспечивается анализ причины, вызывающей повреждение тока подшипника. Для заблаговременного распознавания возникновения повреждений в подшипнике, вызванных протеканием тока подшипника, осуществляются следующие этапы: формирование оценки на основе по меньшей мере одного долговременного измерения по меньшей мере одного измеряемого параметра, характерного для возникновения токов подшипника во время работы подшипника в зависимости от амплитуды тока подшипника, и формирование отображения результатов измерений на основе оценки и оценивание отображения на основе распознавания образов. Предложено также устройство для осуществления способа. 2 н. и 20 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано для испытаний и настройки коммутации коллекторных электрических машин (КЭМ). Технический результат - повышение точности диагностики состояния коммутации КЭМ. В способе диагностики состояния коммутации при вращении коллектора во время прохождения коллекторной пластины с заранее нанесенной меткой мимо датчика положения коллектора световой поток от неепреобразуют датчиком в синхроимпульс с длительностью, равной времени прохождения коллекторной пластины под сбегающим краем щетки, который задерживают устройством для регулируемой задержки импульса до момента подхода исследуемой, предварительно промаркированной коллекторной пластины под сбегающий край щетки. В момент подхода исследуемой коллекторной пластины под сбегающий край щетки синхроимпульс подают на фотоэлектрический преобразователь, которым при помощи ПЗС-матрицы преобразуют световое излучение от искрения в сигнал, эквивалентный изображению щеточно-коллекторного узла и процесса искрения за время прохождения исследуемой пластины под сбегающим краем щетки. Полученные сигналы суммируют, фильтруют до получения результирующего сигнала, эквивалентного изображению искрения, интегрируют и визуализируют. Получают значения интенсивности искрения и отношения длины искрящего края щетки к полной длине края щетки, по которым устанавливают в баллах степень искрения на исследуемой коллекторной пластине так, как указано в материалах заявки. 1 ил.,1 табл.

Изобретение относится к области диагностики межвитковых замыканий и снижения сопротивления обмотки статора асинхронного электродвигателя относительно корпуса в сетях с глухозаземленной нейтралью. Способ заключается в измерении полных сопротивлений обмоток статора электродвигателя при номинальной частоте вращения ротора электродвигателя, а также в измерении тока утечки на корпус асинхронного электродвигателя совместно с измерением напряжения на корпусе электродвигателя относительно искусственной нулевой точки, образованной подключением фильтра напряжения нулевой последовательности к фазам питающей сети. Измерения сопротивлений производятся косвенным путем при помощи действующих значений токов и напряжений на обмотках статора электродвигателя. Измерение частоты вращения ротора электродвигателя производится с помощью датчика частоты вращения. Технический результат заключается в диагностировании межвитковых повреждений и снижения сопротивления изоляции относительно корпуса электродвигателя на ранней стадии развития, а также осуществления контроля целостности защитного проводника РЕ в системах TN-S, TN-C-S, или совмещенного нулевого защитного и нулевого рабочего проводников PEN в системе TN-C, или РЕ проводника в системе заземления ТТ. 1 ил.

Наверх