Способ подготовки шахматистов


 


Владельцы патента RU 2537827:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Кемеровский государственный университет" (КемГУ) (RU)

Изобретение относится к области психофизиологии и педагогики спорта, а именно к методам тренировки спортсменов, занимающихся шахматами. Задачей изобретения является создание более эффективного способа подготовки шахматистов, в котором спортсмены управляют вниманием, что влияет на качество игры, и приводит в конечном итоге к повышению мастерства шахматиста. Способ подготовки спортсменов, включающий проведение теоретических занятий, изучение методов самонастройки на игру, проведение самонастройки в зависимости от типа нервной системы, отличающийся тем, что выполняют упражнения на управление вниманием, включающие ежедневные упражнения, развивающие концентрацию внимания, а затем проводят тестирование внимания путем проверки отклика с помощью устройства, содержащего манипуляторы типа джойстик для правой и левой рук, содержащих кнопки управления, процессор, содержащий блок памяти и программное средство подсчета времени отклика на нажатие кнопок, а также индикаторную лампочку, по загоранию которой начинают тест, для выполнения которого предъявляют серии сигналов со случайным распределением разных фигур на мониторе, при появлении которых нажимают кнопки на джойстике, и в зависимости от результата тестирования, появляющемся мониторе, судят о готовности к соревнованиям, при этом при времени отклика не более 59-65 секунд делают вывод о хорошей подготовленности. 1 ил.

 

Изобретение относится к области психофизиологии и педагогики спорта, а именно к методам тренировки спортсменов, занимающихся шахматами.

Известные методики подготовки шахматистов, заключающиеся в том, что на занятиях разучивают комбинации, этюды, тактические приемы, стратегию и тактику игры, которые затем подкрепляют путем многократного проигрывания игровых ситуаций, полученные знания используют в игре [1].

Наиболее близким к заявляемому является способ подготовки спортсменов [2], в котором игроки сначала изучают технику игры, затем изучают психологические методы самонастройки, а именно проговаривают про себя настраивающие на игру фразы, в котором в зависимости от типа нервной системы формируют группы и соответственно этому вид тренировки.

Однако этот метод обладает недостатками, в нем не делается акцент на развитии такого важного для шахматиста качества, как внимание. Шахматисты должны уметь управлять своим вниманием. Настройка на игру заключается в том числе и в настройке внимания.

Задачей нашего изобретения является создание более эффективного способа подготовки шахматистов, в котором спортсмены управляют вниманием, что влияет на качество игры и приводит в конечном итоге к повышению мастерства шахматиста.

Для этого в способе подготовки шахматистов, включающем проведение теоретических занятий, изучение методов самонастройки на игру, проведение самонастройки в зависимости от типа нервной системы, делают упражнения на управление вниманием, выполняя ежедневные упражнения, развивающие концентрацию внимания, а затем проводят тестирование внимания путем проверки отклика с помощью устройства, содержащего манипуляторы типа джойстика для правой и левой рук, содержащих кнопки управления, процессор, содержащий блок памяти и программное средство подсчета времени отклика на нажатие кнопок, а также индикаторную лампочку, по загоранию которой начинают тест, для выполнения которого предъявляют серии сигналов со случайным распределением разных фигур на мониторе, при появлении которых нажимают кнопки на джойстике, и в зависимости от результата тестирования, появляющемся на мониторе, судят о готовности к соревнованиям, при этом при времени отклика 59-65 секунд делают вывод о хорошей подготовленности.

Спортсменов условно делят на две группы: с начальной подготовкой и хорошо подготовленных. Начинающие часто делают ошибки, неверные ходы, «зевают» фигуры. Ошибки исправляются после игры путем анализа ситуаций. Необходимо тренировать такое качество, как внимание.

С точки зрения физиологии внимание как своеобразное состояние включает комплекс сосудистых, дыхательных, двигательных и других произвольных или непроизвольных реакций. При этом особую роль в объяснении природы внимания ученые, например Рибо [3], отводят движениям. Рибо считал, что состояние сосредоточенности внимания сопровождается движениями всех частей тела - лица, туловища, конечностей, которые вместе с органическими реакциями выступают как необходимое условие поддержания внимания на данном уровне.

Движение физиологически поддерживает и усиливает данное состояние сознания. Так, для органов зрения и слуха внимание означает сосредоточение и задержку движений. Усилие, которое прилагается для сосредоточения и удержания внимания на чем-то, всегда имеет физиологическую основу. Этому состоянию соответствует, по мнению Рибо, мышечное напряжение. В то же время отвлечение внимания Рибо связывал с мышечной усталостью. Следовательно, секрет произвольного внимания, как считал автор данного подхода, заключается в способности управлять движениями. Поэтому не случайно данная теория получила название моторной теории внимания. Исходя из этого, мы проверяем внимание, заставляя нажимать на кнопки джойстика. Чем более внимателен спортсмен, тем быстрее он будет нажимать на кнопки. Подвижность нервных процессов коррелирует с вниманием - чем более подвижная нервная система, тем меньше делают ошибки (лучше внимание) [4]. Время отклика для подготовленных шахматистов, равное значению, не более 65 с, нашли экспериментальным путем. Два джойстика для правой и левой руки необходимы для анализа различий полушарного доминирования у шахматиста. Шахматисты, показывающие 59 с, переходят в группу более сильных игроков, а показывающие 65 с и более считаются не подготовленными и тренируются дальше.

На чертеже показано устройство, с помощью которого проводят тестирование. Оно содержит:

1 - манипуляторы типа джойстиков с кнопками для правой и левой рук,

2 - кнопки манипулятора,

3 - процессор, содержащий блок памяти и программные средства для выдачи задания на проведение тестирования и для подсчета времени отклика, снабженный сигнальной лампой 4,

5 - монитор для выдачи задания и для выдачи результата тестирования, соединенный с процессором 3.

Устройство работает в режиме «обратной связи». При включении устройства по загоранию лампочки 4 начинается тестирование. На мониторе 5 дается задание - сигналы разной формы. Длительность экспозиции тестирующего сигнала измеряется автоматически. Последовательность предъявления сигналов в количестве 120 носит случайный характер. Тестируемый нажимает кнопки 2 манипулятора 1. Процессор подсчитывает время отклика и выдает результат на монитор 5.

Способ осуществляется следующим образом.

Студенты университета на занятиях по физвоспитанию занимаются шахматами. На теоретических занятиях изучают теорию шахматной игры, дебюты, развитие игры в миттельшпиле и эндшпиле, решают задачи и этюды, выполняют упражнения на развитие внимания, делают упражнения на концентрацию внимания и самонастройку, повторяя перед игрой разные ключевые фразы типа «Внимание. Я готов к игре!» или «Я спокоен и готов к игре!» в зависимости от типа нервной системы, периодически проводят тестирование внимания. Упражнение на развитие концентрации проводят по методу американского психолога Аткинсона Дж.У. [5]. Надо сесть прямо (выпрямившись) на своем месте, поднимая голову, выставив вперед подбородок и отодвинув назад плечи. Необходимо вытянуть правую руку в горизонтальном направлении направо на одном уровне с плечом. После этого повернуть голову и направить пристальный взгляд на свою руку; держа ее в выпрямленном положении в течение одной минуты. После этого необходимо проделать то же самое с левой рукой. После тренировки в две-три недели, когда в совершенстве будете выполнять это упражнение, можно увеличить время до двух минут, затем до трех и так далее, до пяти минут. Ладонь руки при этом должна быть обращена книзу, так как это является наиболее легким положением. Направленный взгляд на кончики пальцев дает уверенность, что рука сохраняет спокойное положение. Упражнения на развитие внимания выполняют на каждом занятии, заключаются они в том, что выставляют фигуры на доске, а когда обучающийся отвернется по просьбе преподавателя, то одну убирают. При этом просят внимательно смотреть на доску до и после съема фигуры. Проверяют, помнит ли спортсмен - игрок в шахматы, как фигуры стояли и какую именно сейчас убрали. Испытуемого знакомят с инструкцией, в которой говорится, что ему будут предъявляться сигналы разной формы. «При появлении на экране монитора сигнала в виде изображения ладьи надлежит как можно быстрее нажать правой рукой кнопку 2, расположенную на джойстике в правой руке, при появлении сигнала в виде изображения коня - левой рукой нажать кнопку 2 на джойстике в левой руке, при появлении сигнала в виде пешки - не отвечать. В случае появления ошибочных реакций работу не прекращать, а максимально сосредоточит внимание на правильном выполнении инструкции». На мониторе 4 предъявляют серии из случайно выбранных сигналов в виде фигур. Устройство регистрирует и отображает на экране монитора 5 данные количества пройденных сигналов, время переработки информации. Значение времени является показателем функциональной подвижности нервных процессов, отражающим способность центральной нервной системы (ЦНС) обеспечить максимально возможный для данного индивида темп сложной сенсомоторной деятельности в условиях частой смены раздражителей, что не обходится без участия внимания. Этот показатель отражает уровень функциональной подвижности нервных процессов. На начальном этапе подготовки шахматисты могут долго сосредотачиваться, могут быть невнимательными. Тренировка улучшает память, внимание, при этом тестирование позволяет сделать вывод о подготовленности к соревнованиям. Диапазон подготовленности 59-65 с выбран экспериментально.

В разных учебных группах в зависимости от стажа игры делили студентов на новичков и более опытных. После проведения курса обучения периодически проводили тестирование 1 раз в семестр. Теоретические и практические занятия, упражнения на концентрацию внимания, упражнения на развитие внимательности давали свои результаты. Тестирование на устройстве показывало в цифрах повышение уровня внимательности. Считаем подготовленными к соревнованиям студентов с временем отклика не более 65 с. На соревнованиях такие студенты показывают лучшие результаты. Если время отклика более 65 с, то делают вывод о неподготовленности спортсмена, а если менее 59 с, то у таких шахматистов процессы возбуждения и торможения происходят быстрее, в результате чего они более внимательны и допускают меньше ошибок и поэтому переходят в группу более сильных шахматистов, занимающихся по другой программе.

Техническим эффектом заявляемого способа подготовки занимающихся шахматами является повышение эффективности обучения за счет обучения управлению вниманием, повышения внимательности и в результате применения тестирования на устройстве для тестирования, вследствие чего за более короткий срок повышается уровень мастерства шахматистов.

Источники информации

1. Начальный курс обучения игре в шахматы. Методическое пособие. Новокузнецк, 2009 г.

2. Патент РФ №2344801, опубл. 2009 г.

3. Рибо http://www.effecton.ru/261.html.

4. Дорофеева Н.В. Роль индивидуальных психофизиологических особенностей в адаптации к спортивной деятельности с повышенными требованиями к нейромоторной сфере (на примере каратэ-до): дисс. канд. биол. наук: 03.00.13 / Н.В. Дорофеева. - Новосибирск, 2000. - 140, с.5. Дж.У. Аткинсон. Сила концентрации: 20 шагов к достижению успеха в любом деле. София, 2013 г.

Способ подготовки шахматистов, включающий проведение теоретических занятий, изучение методов самонастройки на игру, проведение самонастройки в зависимости от типа нервной системы, делают упражнения на управление вниманием, выполняя ежедневные упражнения, развивающие концентрацию внимания, отличающийся тем, что проводят тестирование внимания путем проверки отклика с помощью устройства, содержащего манипуляторы типа джойстика для правой и левой рук, содержащих кнопки управления, процессор, содержащий блок памяти и программное средство подсчета времени отклика на нажатие кнопок, а также индикаторную лампочку, по загоранию которой начинают тест, для выполнения которого предъявляют серии сигналов со случайным распределением разных фигур на мониторе, при появлении которых нажимают кнопки на джойстике, и в зависимости от результата тестирования, появляющемся на мониторе, судят о готовности к соревнованиям, при этом при времени отклика не более 59-65 секунд делают вывод о хорошей подготовленности.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к учебным пособиям для развития творческой деятельности человека. Наглядное пособие содержит основание и тело с упорядоченно размещенными на нем терминами и символами, шагово расположенными столбцами, отражающими моменты развития человека.

Способ обучения пользователя использованию комплекта для определения аналита (такого как глюкоза) в образце жидкости организма (например, образце цельной крови) включает в себя активацию аналитического измерителя комплекта, причем аналитический измеритель включает в себя модуль обучения на основе дисплея.

Изобретение относится к ручным средствам обучения, несущим упорядоченно расположенные знаки и символы. Тело имеет основание с упорядоченно размещенными на нем и/или его элементах носителями информации в виде терминов и символов.

Изобретение относится к глиняной композиции, которую можно применять для игры, обучения, рабочей лепки. Глиняная композиция содержит 100 массовых частей диатомитового порошка - первый основной материал, измельченного до размера, составляющего от 10 до 10000 меш, и от 5 до 70 массовых частей амфипротной - гидрофильной и липофильной жидкости.

Изобретение относится к способу обучения пользователя использованию веб-сайта. Способ включает получение интерактивного веб-контента от веб-сайта и отображение этого интерактивного веб-контента пользователю совместно с информацией обучения пользователя взаимодействию с веб-сайтом.

Изобретение относится к сфере образования и, в частности, к средствам обучения. На круглой динамической платформе создают технический класс с возможностями трансформера, использующего серию систем - энергосберегающую систему освещения, поливариантную обучающую систему и сенсорную систему, основными элементами которых выступают многофункциональные устройства гибкой фотонной электроники - фотонные порты и фотонные следки с микросхемами, выполняющие функцию сенсоров-контролеров, функцию освещения и локальных хранителей информации.

Изобретение относится к спортивным тренажерам и может быть использовано в стендовой и пулевой стрельбе и на траншейном стенде. Способ заключается в определении наиболее оптимального темпа стрельбы индивидуально для каждого стрелка за счет использования управляемого звуком секундомера путем сопоставления субъективных ощущений о темпе стрельбы с реальным временем, при котором производится выстрел.
Изобретение относится к медицине, реабилитации, в частности, пациентов с парезом руки. Руку пациента размещают и фиксируют в устройстве в виде сенсорной перчатки, располагают и фиксируют относительно устройства чувствительные и токопроводящие элементы.

Изобретение относится к обучающим устройствам. На основании установлены неподвижно относительно друг друга телевизор и DVD проигрыватель со средством передачи на экран телевизора обучающей программы, компьютер с клавиатурой управления тренажером, кресло клиента, оснащенное средствами фиксации на нем манекена головы человека от продольного и поперечного перемещения.

Изобретение относится к компьютерным способам обучения и может быть использовано для междисциплинарного группового обучения с целью формирования у различных специалистов, задействованных в конкретном производственном процессе, понимания реакции объекта изучения на те или иные стратегии управления и управляющие воздействия и поиска наиболее эффективных решений в конкретных штатных ситуациях.

Изобретение относится к тренажерному устройству, и, в частности, к приобретению навыков правильной позиции рук при мануальном контакте с рабочей поверхностью - внешней клавиатуры, активного дисплея монитора, планшетного компьютера, пульта управления и т.д. Технический результат достигается путем создания устройства, которое поможет согласовать движение при контакте с плоскостью с нашими физическими данными, обеспечит комфорт контакта с объектом, сократит лишнюю работу тела. Существенными признаками изобретения является то, что оно состоит из замкнутой трубки, ограниченной с двух сторон, образуя емкость, внутри трубка частично заполнена жидкостью за исключением свободного пространства в виде пузырька. Трубка может иметь любой диаметр, а жидкость может иметь любой цвет. Трубка выполнена из гибкого, прозрачного материала, на трубке расположено шесть подвижных меток, пять меток располагаются вдоль трубки на уровне, соответствующем проксимальному гребню пястных костей и нумеруются в соответствии с общепринятой нумерацией пальцев руки, нулевая метка располагается между метками первого и второго пальца. Метки могут быть выполнены любым способом, например это могут быть скобки, которые надеваются сверху трубки. Устройство крепится в дистальной части предплечья возле выступа над запястьем со стороны первого пальца и у головки локтевой кости со стороны пятого, с помощью ремешка и располагается с тыльной стороны руки. Практика показывает, что позиция рук при мануальном контакте с рабочей поверхностью производится интуитивно и, казалось бы, удобное и комфортное расположение рук зачастую является иллюзией по причине отсутствия ранее приобретенных правильных навыков гармоничного контакта с объектом. Это в дальнейшем приводит к двигательным проблемам, быстрой утомляемости, а в профессиональной деятельности - внутреннему кризису и глубокой депрессии, что тормозит инерцию профессионального роста и в целом работы структуры. 2 ил.

Изобретение относится к области медицины, к разделу неврологии, и может найти применение в неврологической и нейрореабилитационной клинике при проведении восстановительного обучения с больными неврологической клиники, имеющими различные нарушения зрительного гнозиса. Создание учебно-методического пособия для проведения занятий по восстановлению нарушенного зрительного восприятия у больных неврологической клиники осуществляют путем формирования групп наложенных контурных изображений. Изображения в виде предметов и объектов наносят на прозрачные пленки формата A4, пленки размещают в прозрачных файлах, а файлы закрепляют в кольцах картонных или пластиковых обложек с возможностью их переворачивания и съема. Причем каждая прозрачная пленка содержит одно или два контурных изображения предметов или объектов, размещенных в левой и правой частях листа пленки. Способ обеспечивает простоту исполнения учебно-методического пособия за счет формирования изображений на прозрачных пленках с использованием прозрачных файлов для обеспечения длительного курса обучения по восстановлению зрительного восприятия у больных неврологической клиники и возможности формирования очень большого количества наложенных друг на друга контуров предметов и объектов. 7 ил.

Изобретение относится к автоматизированным средствам контроля и тренинга профессионально важных психофизиологических качеств работников и может быть использовано при автоматизированном определении профессиональной пригодности, а также для совершенствования психофизиологических качеств инженерно-технических работников предприятия. Модуль тестирования состоит из блока регистрации пользователей с каналом ввода данных пользователей, подключенного к блокам тестирования личностных качеств, интеллектуальных качеств и психофизиологических качеств. Модуль анализа и обработки результатов тестирования состоит из базы данных результатов тестирования, подключенной к входам блоков обработки результатов тестирования личностных качеств, интеллектуальных качеств и психофизиологических качеств. Выходы блоков обработки результатов подсоединены к входам блоков нормативно-оценочных шкал личностных качеств, интеллектуальных качеств и психофизиологических качеств, выходы которых связаны с входом блока интегрированной оценки результатов тестирования, подключенного к блоку отбора пользователей с каналом выдачи данных. Модуль развития профессионально важных качеств инженерно-технических работников состоит из блока выбора тренинговых упражнений, выходы которого подсоединены к входам блоков тренинга личностных качеств, интеллектуальных качеств и психофизиологических качеств, связанных по входу-выходу с блоком контроля выполнения тренинговых упражнений, подключенным к базе данных результатов тренинга с каналом выдачи результатов тестирования. Базы критериев тренинга подсоединены к блоку контроля выполнения тренинговых упражнений. Канал ввода данных пользователей является входом системы, блоки тестирования личностных качеств, интеллектуальных качеств и психофизиологических качеств - выходом модуля тестирования. База данных результатов тестирования является входом модуля анализа и обработки результатов тестирования, а его выходом - блок отбора пользователей. Блок выбора тренинговых упражнений является входом модуля развития профессионально важных качеств инженерно-технических работников. База данных результатов тренинга с каналом выдачи результатов тестирования является выходом системы. Изобретение позволяет повысить уровень оценки профессиональных компетенций и качества тренинга инженерно-технических работников за счет возможности идентификации и формирования у данной категории работников качеств, не отвечающих требованиям их профессиональной пригодности. 1 ил.

Изобретение относится к системе сетевой интеллектуальной графики для обеспечения безопасности производства. Технический результат заключается в повышении эффективности формирования графических образов для обеспечения унификации их поиска. Система содержит блоки сетевых автоматизированных рабочих мест (АРМ), соединенные с блоком базы знаний по безопасности производства, который последовательно соединен с блоком базы графических примитивов по безопасности производства, соединенным с блоками систематизации, детализации и структурирования графических примитивов, с блоком базы графических образов, соединенным с блоками систематизации, детализации и структурирования графических образов, с блоком базы графических описаний, соединенным с блоками систематизации, детализации и структурирования графических описаний, а также с блоком электронного обучения по безопасности производства и блоком поддержки принятия решений по обеспечению безопасности производства. 1 ил.

Изобретение относится к средствам организации безопасного производства. Технический результат - повышение эффективности систем обеспечения безопасности производства и систем электронного обучения. Система содержит блок автоматизированных рабочих мест, компьютерные и телекоммуникационные системы и сети с прикладным программным обеспечением, блок интеллектуального интерфейса пользователя, базу знаний по безопасности производства, базы графических примитивов, образов и описаний нештатных ситуаций на производстве, блок санкционирования доступа, блоки систематизации, детализации и структурирования графических примитивов, графических образов и описаний, блоки количественной характеристики аварийности графических примитивов, графических образов нештатных ситуаций на производстве и блок показателей оценки последствий нештатных ситуаций на производстве. 1ил.

Изобретение относится к средствам инновационных образовательных технологий обучения безопасности производства с применением информационно-коммуникационных технологий и может быть использовано в различных производственных структурах и учебных центрах любой формы собственности персоналом без специальной предварительной подготовки. Изобретение направлено на создание системы электронного обучения персонала безопасности производства с единой информационно-коммуникационной образовательной средой для обеспечения качественного обучения персонала по безопасности производства с применением экспертных технологий и для повышения безопасности производства. Система электронного обучения безопасности производства содержит блок данных и знаний по безопасности производства, блок обучаемого и аттестуемого, блок интеллектуального интерфейса пользователя, блок условий аттестации, блок аттестации, а также содержит соединенные между собой модуль программных блоков, включающий блок инструментальной среды сопровождения, блок монографических знаний по безопасности производства, блок данных и знаний по безопасности производства, блок текстовых описаний, блок графических описаний, блок санкционирования доступа к действиям, блок интеллектуального интерфейса пользователя, модуль функциональных блоков, включающий блок обучаемого и аттестуемого, блок условий инструктажа, блок инструктирования, блок условий аттестации, блок аттестации, блок документации по обучению, блок сервисных функций, и модуль персонифицированных сведений, включающий блок средств накопления и обработки персональной информации, блок информационных носителей, блок производственного травматизма, блок производственно обусловленной заболеваемости, блок условий труда на рабочем месте, блок сведений о средствах индивидуальной защиты, блок сведений о медицинских осмотрах, блок сведений об опасных и вредных производственных факторах. При этом блок данных и знаний по безопасности производства соединен с блоком монографических знаний по безопасности производства, с блоком инструментальной среды сопровождения и с блоком санкционирования доступа к действиям, а также взаимосвязан с блоком интеллектуального интерфейса пользователя и соединенными между собой блоком текстовых описаний и блоком графических описаний, причем блок обучаемого и аттестуемого, блок условий инструктажа, блок инструктирования, блок условий аттестации, блок аттестации, блок документации по обучению, блок сервисных функций соединены через блок санкционирования доступа к действиям и взаимосвязаны через блок интеллектуального интерфейса пользователя с блоком данных и знаний по безопасности производства, а блок средств накопления и обработки персональной информации соединен с блоком обучаемого и аттестуемого модуля функциональных блоков, а также с блоком сведений о средствах индивидуальной защиты, блоком сведений о медицинских осмотрах, блоком сведений об опасных и вредных производственных факторах, блоком информационных носителей, соединенным с блоком производственного травматизма, блоком производственно обусловленной заболеваемости и блоком условий труда на рабочем месте, при этом взаимосвязанные модуль программных блоков, модуль функциональных блоков и модуль персонифицированных сведений образуют единую информационно-коммуникационную образовательную среду для качественного электронного обучения персонала по безопасности производства. 1 ил.
Наверх