Способ оценки личности

Изобретение относится к области медицины, в частности к способам оценки психологических особенностей личности человека, и может быть использовано для проведения исследований путем психологического тестирования лиц для профессионального отбора, а также для выявления и количественной оценки степени преобладания различных психологических характеристик личности и прогнозирования возможных психологических реакций личности в различных ситуациях. Испытуемому предъявляют комплект карточек, содержащих тестирующие изображения. Используют комплект из 24 карт, каждая из которых содержит изображение, соответствующее образу одного из двенадцати образов архетипов системы К. Пирсон, таких как Невинный, Воин, Сирота, Служитель, Искатель, Разрушитель, Влюбленный, Созидатель, Мудрец, Маг, Шут и Правитель. При этом половина карт представляет собой конкретные образы архетипов, а вторая половина карт содержит абстрактные образы, символизирующие названные архетипы. Испытуемый ранжирует изображения на картах по убыванию их привлекательности для него. Карточки, фигурирующие в группе «привлекательных», показывают ведущие архетипы личности испытуемого, а карточки, фигурирующие в группе «непривлекательных», показывают архетипы, отвергаемые сознательным эго испытуемого. Группы составляют из четырех или пяти карт, причем при необходимости уточнения состава ведущих архетипов обеих групп в них оставляют архетип с наибольшим рангом в группе и/или архетипы, конкретные и абстрактные образы которых оказались в одной группе. Способ обеспечивает возможность установления ведущих архетипов и архетипов, отвергаемых сознанием человека, характеризующих личность испытуемого за счет выявления и количественной оценки степени преобладания различных психологических характеристик личности. 24 ил., 5 пр.

 

Изобретение относится к области медицины, в частности к способам оценки психологических особенностей личности человека, и может быть использовано для проведения исследований путем психологического тестирования лиц для профессионального отбора, а также для выявления и количественной оценки степени преобладания различных психологических характеристик личности и прогнозирования возможных психологических реакций личности в различных ситуациях.

Известен способ оценки психологического профиля личности, включающий предъявление теста, содержащего шкалы, отражающие взаимопротивоположные свойства центральной нервной системы, одна из которых характеризует экстраверсию-интроверсию и оценку психологического типа личности по степени преобладания исследуемых свойств, при этом в тест дополнительно вводят шкалы, отражающие возбуждение - торможение и уверенность - неуверенность, основные шесть свойств базовых шкал оценивают в баллах, попарно комбинируют их в 12 производных характеристик и по степени выраженности "уверенности" и "возбудимости" определяют активность, "неуверенности" и "тормозности" - пассивность, "экстраверсии" и "возбудимости" - лабильность, "интроверсии" и "тормозности" - регидность, "уверенности" и "тормозности" - уравновешенность, "неуверенности" и "возбудимости" - тревожность, "интроверсии" и "уверенности" - независимость, "экстраверсии" и "неуверенности" - зависимость, "интроверсии" и "возбудимости" - девиальность, "экстраверсии" и "тормозности" - конформность, "экстраверсии" и "уверенности" - стремление к достижениям, "интроверсии" и "неуверенности" - избегание затруднений (см. RU №2106801, A61B 5/16, 1998 г.).

Недостатками известного способа оценки психологического профиля личности являются недостаточная дифференцированность результатов тестирования, которая не позволяет представить наиболее полную картину о психологических особенностях личности и ее потенциальных возможностях.

Известен тест Кеттела "16 личностных факторов" ("16PF") (см. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации. Описание и руководство к использованию. Отв. ред. А.Ф.Кудряшов. - Петрозаводск, изд-во ПЕТ-РОКОМ, 1992, с. 97-111). Тест представляет собой опросник, состоящий минимум из 105 вопросов и позволяющий исследовать психологические особенности личности по 16-ти шкалам, каждая из которых содержит пару взаимопротивоположных свойств, отражающих личностные факторы, а именно: шкала А: общительность-замкнутость; шкала В: абстрактное мышление-конкретное мышление; шкала С: эмоциональная устойчивость-инфантилизм; шкала Е: независимость-подчиняемость; шкала F: импульсивность-сдержанность; шкала G: настойчивость-уступчивость; шкала Н: общительность-застенчивость; шкала I: женственность-мужественность; шкала L: подозрительность-доверчивость; шкала М: творческое воображение-меркантилизм; шкала N: расчетливость-бесхитростность; шкала О: тревожность-невозмутимость; шкала Q1: радикализм-консерватизм; шкала Q2: индивидуализм-коллективизм; шкала Q3: высокий волевой самоконтроль-низкая самодисциплина; шкала Q4: напряженность-расслабленность, при этом оценка дополнительно производится по 17 шкале MD, оценивающей адекватность самооценки.

Недостаток способа - недостаточно высокая точность диагностики психологического состояния личности, а также невозможность получения более дифференцированной картины психологических особенностей тестируемой личности. Кроме того, значительный объем опросника предопределяет продолжительность процедуры тестирования одного испытуемого.

Известен также способ оценки личности, включающий предъявление испытуемому комплекта карточек, содержащих тестирующие изображения, и их ранжирование испытуемым соответственно их ранговой значимости, и анализ испытателем выбора испытуемого (см. RU №2452379, A61B 5/16, 2012).

Комплект карточек включает 36 карт, содержащих ценностные ориентации (ЦО), которые распределены по 8 базовым видам мотивационной направленности (МН). ЦО по 8 базовым видам МН распределено следующим образом: перфекционные ценности (ПФ) под №12, 18, 19, 20, 21, 23, 25, 27, 29, 30, 34, 35, удельный вес которых по отношению ко всем МН составил 22,6% (NMH=22,6%); статусные (СТ) под №7, 9, 14, 15, 18, 20, 21, 30, 31 (NMH=17,0%); ценности самореализации (СМ) под №1, 4, 11, 12, 14, 17, 24, 35 (NMH=15,1%); коммуникативные (КМ) под №6, 8, 15, 32, 33, 34, 36 (NMH=13,2%); гедонистические (ГД) под №3, 6, 7, 13, 21, 22 (NMH=11,3%); познавательные (ПЗ) под №2, 10, 26, 28, 33 (NMH=9,4%); эстетические (ЭС) под №5, 17, 20 (NMH=5,7%) и альтруистические ценности (АЛ) под №16, 32, 36 (NMH=5,7%). Из предлагаемых 36 ЦО испытуемый должен выбрать 10, наиболее значимых для него, и расположить их последовательно, соответственно их ранговой значимости. Дальнейший количественный анализ построен на гипотетическом предположении о том, что в десятку выбранных ЦО попадут только те, которые будут иметь отношение к ведущим мотивационным установкам данного индивида; частота выбора ЦО, имеющих отношение к одной и той же МН, также как и предпочтительный характер их последовательного расположения (более высокий ранг), будут отражать ведущую мотивационную направленность данной личности.

Недостаток способа - невозможность установления ведущих архетипов и архетипов отвергаемых сознательным эго испытуемого, характеризующих личность. Кроме того, ЦО не всегда однозначно соответствуют конкретным базовым видам мотивационной направленности (например, ЦО №36 «Чуткость, заботливость по отношению к другим», присутствует и в коммуникативных, и в альтруистических ценностях; или ЦО 35 «Эффективность в делах (трудолюбие)» присутствует и в перфекционных ценностях, и в ценностях самореализации; или ЦО 21 «Высокие запросы, высокие требования к жизни и высокие притязания» присутствует и в перфекционных ценностях, и в статусных и гедонистических. При этом обработка, анализ результатов и формирование заключения достаточно сложны и требуют выполнения серии математических вычислений.

Задача изобретения - обеспечение возможности установления ведущих архетипов и архетипов, отвергаемых сознательным эго испытуемого, характеризующих личность испытуемого, и упрощение этой процедуры.

Технический результат изобретения - обеспечение возможности определения внутриличностных конфликтов испытуемого, его стремлений, желаний, преследуемых им целей, его индивидуально-личностных особенностей. Упрощена процедура выявления архетипа и для испытуемого, и для испытателя.

Для решения поставленной задачи способ оценки личности, включающий предъявление испытуемому комплекта карточек, содержащих тестирующие изображения и их ранжирование испытуемым соответственно их ранговой значимости и анализ испытателем выбора испытуемого, отличается тем, что используют комплект из 24 карт, каждая из которых содержит изображение, соответствующее образу одного из двенадцати образов архетипов системы К. Пирсон, таких как Невинный, Воин, Сирота, Служитель, Искатель, Разрушитель, Влюбленный, Созидатель, Мудрец, Маг, Шут и Правитель, при этом половина карт представляет собой конкретные образы архетипов, а вторая половина карт содержит абстрактные образы, символизирующие названные архетипы, при этом испытуемый ранжирует изображения на картах по убыванию их привлекательности для него, при этом карточки, фигурирующие в группе «привлекательных», показывают ведущие архетипы личности испытуемого, а карточки, фигурирующие в группе «непривлекательных», показывают архетипы, отвергаемые сознательным эго испытуемого, при этом группы составляют из четырех или пяти карт, причем при необходимости уточнения состава ведущих архетипов обеих групп в них оставляют архетип с наибольшим рангом в группе и/или архетипы, конкретные и абстрактные образы которых оказались в одной группе.

Сопоставительный анализ признаков заявленного решения с признаками прототипа и аналогов свидетельствует о соответствии заявленного решения критерию "новизна".

При этом признаки отличительной части формулы изобретения обеспечивают решение комплекса функциональных задач:

Признаки «используют комплект из 24 карт, каждая из которых содержит изображение, соответствующее образу одного из двенадцати образов архетипов, системы К. Пирсон» позволяют по результатам испытаний выявить ведущие архетипы личности, в т.ч. самый доминирующий из них, а также установить самый отвергаемый архетип и взаимосвязь между ведущими архетипами и архетипами, отвергаемыми сознательным эго испытуемого. Это позволяет в свою очередь определить внутриличностные конфликты исследуемого, его стремления, его желания, преследуемые им цели, его индивидуально-личностные особенности, что при необходимости поможет в оказании психокоррекционной и психотерапевтической помощи исследуемому.

Признаки, указывающие перечень архетипов, таких как Невинный, Воин, Сирота, Служитель, Искатель, Разрушитель, Влюбленный, Созидатель, Мудрец, Маг, Шут и Правитель, позволяют использовать подходы к выявлению особенностей личности испытуемого, реализуемые в рамках системы К. Пирсон, путем выявления соответствия психологического портрета (профиля) испытуемого определенному архетипу, каждому из которых соответствует заранее определенный набор психофизиологических характеристик.

Признаки, указывающие, что «половина карт представляет собой конкретные образы архетипов, а вторая половина карт содержит абстрактные образы, символизирующие названные архетипы», обеспечивают возможность «включения» в процедуру ранжирования как сознательного, так и подсознательного выбора со стороны испытуемого.

Признаки, указывающие, что «испытуемый ранжирует изображения на картах по убыванию их привлекательности для него», обеспечивают то, что результат ранжирования отражает структуру значимости для испытуемого выбранных им архетипов и архетипических образов, а это позволяет сформировать его психологический портрет, т.е. оценить личность испытуемого.

Признаки, указывающие, что «карточки, фигурирующие в группе «привлекательных», показывают ведущие архетипы личности испытуемого, а карточки, фигурирующие в группе «непривлекательных», показывают архетипы, отвергаемые сознательным эго испытуемого», позволяют выявить основные индивидуально-психологические особенности испытуемого и те особенности личности, которые он пытается подавить в себе и скрыть от окружающих.

Признаки «группы составляют из четырех или пяти карт» позволяют минимизировать число архетипов, характеризующих личность, и на этой основе позволяют дать более конкретную оценку личности испытуемого.

Признаки «при необходимости уточнения состава ведущих архетипов обеих групп, в них оставляют архетип с наибольшим рангом в группе и/или архетипы, конкретные и абстрактные образы которых оказались в одной группе…» позволяют выявить главные особенности личности испытуемого.

На фиг. 1-24 показаны пары карт, содержащие конкретные (нечетные №№) и абстрактные (четные №№) образы, отражающие архетипы системы К. Пирсон, соответственно Невинный, Воин, Сирота, Служитель, Искатель, Разрушитель, Влюбленный, Созидатель, Мудрец, Маг, Шут, Правитель.

Карты представляют из себя плоские прямоугольники из непрозрачного плотного картона или пластмассы размером, несколько большим размера игральной карты. Первая группа карт (12 шт.) представляет собой конкретные образы (на них изображен сам архетип личности), вторая группа карт (также 12 шт.) - абстрактные образы (на них изображены символы, соответствующие образам архетипов). Изображения являются полихромными.

Соответствие абстрактных изображений образам архетипов тестировалось специально. Тестирование подтвердило высокую адекватность изображений отображаемым образам архетипов.

Возможны различные варианты предъявления карт испытуемому.

1 вариант. Испытуемому предъявляют всю колоду из 24 карт. Его задача состоит в том, чтобы разложить эти карты по порядку значимости для него изображенных на них объектов или образов. Необходимо внимательно рассмотреть все карты, и та карта, которая является наиболее значимой для испытуемого, ставится на первое место. После этого из оставшихся 23 карт испытуемый выбирает следующую наиболее значимую карту и ставит ее на второе место, далее из 22 карт испытуемый выбирает также наиболее значимую карту и ставит ее на третье место и т.д., наименее важная карта останется на последнем 24 месте. Если во время ранжирования у испытуемого изменится мнение, которое касается любой из проранжированных карт, он может поменять карты местами. Итоговый результат отражает структуру значимости выбранных архетипов и архетипических образов. По этой структуре исследователь определяет ведущие архетипы личности испытуемого (те карты, которые фигурируют в первой пятерке выбранных), а также те архетипы, отвергаемые сознательным эго испытуемого (подавляются испытуемым), фигурирующие в последней пятерке выбранных. Так выявляют основные индивидуально-психологические особенности испытуемого, а также те особенности личности, которые он пытается подавить в себе и скрыть от окружающих.

2 вариант. Испытуемому предъявляют первую группу карт (12 конкретных карт). Из этих 12 карт испытуемый должен выбрать две карты, которые ему нравятся, и две карты, которые ему не нравятся. Выбранные карты откладываются в две разные зоны (стороны): первая - представляет собой те карты, которые нравятся испытуемому, а вторая - те карты, которые не нравятся. Далее испытуемому предъявляют вторую группу карт (12 абстрактных карт). Из этих 12 карт испытуемый также должен выбрать две карты, которые ему нравятся, и две карты, которые ему не нравятся. Выбранные карты также распределяются по двум разным зонам.

Здесь можно остановиться (определить ведущие архетипы и архетипы, отвергаемые сознательным эго испытуемого, как в варианте 1), а можно продолжить далее. Испытуемый должен проранжировать 4 карты, которые ему нравятся (ту, которая нравится более всего ставят первой, затем из оставшихся трех выбирает карту, которая ему больше всего нравится и располагает ее второй. Затем из двух оставшихся выбирает карту, которая ему нравится более, и располагает ее третьей, а оставшаяся карта остается четвертой. Затем работают со второй зоной карт, испытуемый из 4 менее понравившихся карт выбирает самую наименее понравившуюся карту и располагает ее на четвертом месте. Затем из оставшихся 3 карт он также выбирает наименее понравившуюся ему карту, присуждая ей третье место. Из двух карт он выбирает наименее нравящуюся ему карту и располагает ее на втором месте. Оставшуюся карту испытуемый располагает на первом месте. Так, из ведущих архетипов выявляют самый доминирующий и самый отвергаемый архетипы, а также взаимосвязь между ведущими архетипами и архетипами, отвергаемыми сознательным эго испытуемого. Это используют для определения внутриличностных конфликтов испытуемого, его стремлений, его желаний, преследуемых им целей, его индивидуально-личностных особенностей, которые помогут в оказании психокоррекционной и психотерапевтической помощи испытуемому при их необходимости.

Каждому из архетипов соответствует свой психофизиологический портрет личности испытуемого. Первая цифра нумерации карт это номер архетипа, а вторая цифра это, либо (1) - конкретный, либо (2) - абстрактный образы архетипа. Ниже даны характеристики архетипов.

Карты 1.1 и 1.2 - Архетип Невинного (Простодушного): Данному архетипу свойственна расслабленность, вялость, низкая мотивация, леность, излишняя удовлетворенность и невозмутимость. Для него характерна склонность к повышенной осторожности, склонность к страхам (страх темноты, одиночества, боязнь высоты, огня, воды), нетерпимость к боли, тревожность в отношении всего нового и неизвестного, склонность к ипохондрическим переживаниям. Можно отметить недоверчивость, подозрительность, мнительность. Также характерны отзывчивость и эмпатичность. Интересы фиксированы на семье. Центральными личностными характеристиками данного архетипа являются: эгоцентричность, готовность поступиться социальными потребностями ради собственной безопасности, отрицание риска, тревожность в отношении своего здоровья и здоровья своей семьи, семейственность, нуждается в том, чтобы время от времени его хвалили. Испытывает проблемы, если нужно говорить людям неприятные вещи. Принимая решение, в первую очередь задается вопросом, насколько ему это важно. При преобладании этого архетипа отсутствует предрасположенность к решению сложных организационных задач.

Карты 2.1 и 2.2 Архетип Воина (Героя): Архетипу свойственны осознанное соблюдение норм и правил поведения, настойчивость в достижении цели, точность, деловая направленность. Он смело берет на себя ответственность, эффективен в ситуациях, требующих постоянства, настойчивости и упорства. Предпочитает круг трудолюбивых людей. Для него характерны социальная смелость, активность, готовность иметь дело с незнакомыми обстоятельствами и людьми. Воин склонен к риску, авантюризму. Ему свойственна уверенность в себе, рассудочность, реалистичность суждений, практичность, некоторая жесткость, суровость, черствость по отношению к окружающим. Мышление Воина предсказывает логические последствия того или иного развития событий. Оценка строится на объективном анализе ситуации, причин и следствий, фактов. Принимая решение, Воин старается быть логичным, непредубежденным, анализирует ситуацию и руководствуется объективными ценностями. Он стремится, чтобы решение не зависело от него лично, предпочитает определенную последовательность действий. У Воина есть стремление к лидерству и качества истинного лидера: умение организовать, поставить цель и проявить волю для ее достижения. Для него характерны эгоцентризм, но с признанием общественных интересов и ценностей как целесообразной необходимости, то есть для них характерна склонность учитывать интересы «всего коллектива, всего народа». Воин абсолютно нетерпим к любой форме унижения. Характерна безоглядность, готовность поступиться всем в отстаивании своих прав, «честь превыше всего».

Карты 3.1 и 3.2 - Архетип Сироты (Славного Малого): Для Сироты свойственна высокая тревожность, ранимость, впечатлительность, преобладание плохого настроения. Он склонен к мрачным размышлениям и беспокойству, чувствителен к оценке своих действий. Сирота подвержен чувствам, для него характерна переменчивость интересов и настроения, раздражительность, утомляемость, ипохондрия. Преобладающим инстинктом является альтруистический, что свидетельствует о доброте и высокой эмпатии, он заботлив к близким, способен отдать другим последнее, даже необходимое ему самому.

Карты 4.1 и 4.2 - Архетип Служителя (Заботливого): Служитель слегка застенчив, склонен уступать дорогу другим, часто оказывается зависимым, берет вину на себя, тревожится о возможных ошибках. Ему свойственны активность, безропотность, почтительность, покорность. Главные его личностные черты: доброта, эмпатийность, бескорыстность в отношениях с людьми, забота о слабых, больных и несчастных, миролюбие. Принимая решение, Служитель ориентируются на ценности людей, а не на абстрактную логичность, учитывает, как это решение подействует на людей. Любит иметь дело с людьми, принимает на себя их проблемы. Наблюдается зависимость от группы, следование за общественным мнением, предпочтение и работать, и принимать решения вместе с другими людьми, ориентирование на социальное одобрение. Служитель интуитивен, ценит воображение и вдохновение, следует своим идеям и догадкам. Восприятие окружающего его мира происходит не непосредственно, а путем своих осознаваемых или неосознаваемых ассоциаций и представлений. Также следует отметить, что поскольку он увлечен заботой о других, посвящает жизнь общественным интересам, то у него подавляется инстинкт самосохранения, он намного меньше времени уделяет себе, своим интересам, своему здоровью.

Карты 5.1 и 5.2 - Архетип Искателя: Искатель любознателен, стремится во всем добраться до сути, склонен к творчеству, он всегда увлечен тем делом, которым занимается. Искатель склонен к исследованию и исследовательской работе, к поиску нового, способен без колебаний оставлять обжитое место, налаженное дело при появлении новых, требующих риска, готовности к лишениям, но интересных дел и задач. Для него характерны лидерские качества, умения организовывать, поставить цель и проявить волю для ее достижения. Искатель эмоционально сдержан, прагматичен, настойчив и упорен в достижении цели. Искатель жизнерадостен, импульсивен, беспечен, весел, разговорчив, подвижен. Он экспансивен, искренен. Эмоциональность, динамичность общения приводят к тому, что он часто становится лидером и энтузиастом групповой деятельности, верит в удачу. Любит новые места и новых людей. Искатель склонен к экспериментированию, спокойно воспринимает новые неустоявшиеся взгляды и перемены, не доверяет авторитетам. Имеет сомнения по основным жизненным вопросам, не терпит однообразия. Вероятно, он склонен к раздражительности и нетерпимости, быстро утомляем, но не способен оставаться бездеятельным.

Карты 6.1 и 6.2 - Архетип Разрушителя (Бунтаря): Разрушителю свойственно не переоценивать себя, он всегда знает, на что он способен. Часто Разрушитель находится в состоянии напряженности, взвинченности, возбуждения и беспокойства. Он склонен к раздражительности и нетерпимости, быстро утомляем, но не способен оставаться бездеятельным. Разрушитель интуитивен, восприятие окружающего мира происходит не непосредственно, а путем своих осознаваемых или неосознаваемых ассоциаций и представлений, предпочтение отдается общей схеме и целостному взгляду на вещи. Инстинкт продолжения рода у этого архетипа полностью отрицается. Разрушителю не свойственны семейственность, сверхзабота о безопасности и здоровье своих детей, а также тенденция к отрицанию Я в пользу «мы». Разрушитель критически настроен, он стремится быть хорошо информированным, более склонен к экспериментированию, спокойно воспринимает новые неустоявшиеся взгляды и перемены, не доверяет авторитетам, на веру ничего не принимает. Разрушитель имеет сомнения по основным жизненным вопросам, не терпит однообразия. Он недисциплинирован, можно отметить внутреннюю конфликтность представлений о себе, он не обеспокоен выполнением социальных требований, не считается с общепринятыми правилами, невнимателен к людям. Также следует отметить стремление жить гибко и спонтанно. Разрушитель постоянно собирает информацию и всегда готов изменить свои взгляды, предпочитает оставаться открытым для нового опыта, доверяя своей способности адаптироваться к изменениям и испытывая удовольствие от перемен, ориентирован скорее на процесс, чем на результат. Обстановка, которую он создает вокруг себя, позволяет ему быть гибким, непредсказуемым, успешно приспосабливаться к обстоятельствам и восприимчивым к самым разным изменениям.

Карты 7.1 и 7.2 - Архетип Влюбленного: Данный архетип открыт и добросердечен, общителен и добродушен. Ему свойственны естественность и непринужденность в поведении, деликатность, доброта, мягкосердечие. Он охотно работает с людьми, активен в устранении конфликтов, доверчив, не боится критики, испытывает яркие эмоции, живо откликается на события, предпочитает деятельность, связанную с людьми, легко включается в активные группы, беспечен, может быть небрежен в выполнении обязанностей. Мышление Влюбленного предсказывает логические последствия того или иного развития событий. Оценка строится на объективном анализе ситуации, причин и следствий, фактов, в том числе неприятных. Принимая решение, он старается быть логичным, непредубежденным, анализирует ситуацию и руководствуется объективными ценностями. Он стремится, чтобы решение не зависело от него лично, предпочитает определенную последовательность действий. Влюбленный фокусируется на внешнем мире людей и окружающей среде. «Заряжается» энергией в процессе общения, от внешних событий и направляет на них собственную энергию.

Карты 8.1 и 8.2 - Архетип Созидателя (Творца): Для архетипа Созидателя характерными являются открытость и добросердечность, общительность и добродушие по отношению к окружающим. Ему свойственны естественность и непринужденность в поведении, деликатность, доброта, мягкосердечие. Он охотно работает с людьми, активен в устранении конфликтов, доверчив, не боится критики, испытывает яркие эмоции, живо откликается на события. Предпочитает деятельность, связанную с людьми, легко включается в активные группы. Созидатель любознателен, стремится во всем добраться до сути, склонен к исследовательской работе, к поиску нового в науке или искусстве. Он способен без колебаний оставлять обжитое место, налаженное дело при появлении новых, требующих риска, готовности к лишениям, но интересных дел и задач. Созидатель устремлен к творчеству, отсюда и самоотверженность в реализации своих творческих устремлений. Созидатель социально смел, активен, готов иметь дело с незнакомыми обстоятельствами и людьми. Он склонен к риску, авантюризму, держится свободно. В то же время он расчетлив, проницателен, отличается разумным и сентиментальным подходом к событиям и людям. Созидатель стремится быть хорошо информированным, более склонен к экспериментированию, спокойно воспринимает новые неустоявшиеся взгляды и перемены, не доверяет авторитетам, на веру ничего не принимает, не терпит однообразия. Созидатель нетерпим к любым формам унижения, ко всем формам ущемления прав человека, он готов поступиться благополучием и социальным статусом во имя собственного достоинства.

Карты 9.1 и 9.2 - Архетип Мудреца: Мудрец представлен абстрактностью мышления, сообразительностью, высоким уровнем вербальной культуры и эрудицией. У Мудреца развитое воображение, он ориентирован на внутренний мир, у него значительный творческий потенциал. Для Мудреца свойственна уверенность в себе, рассудочность, реалистичность суждений, практичность, некоторая жесткость, суровость, черствость по отношению к окружающим. При этом он терпим и уживчив, свободен от зависти. Предпочитает собственные решения, независим, следует по выбранному ему самому пути, сам принимает решения и действует. Нельзя сказать, что он не любит людей, он просто не нуждается в их одобрении и поддержке. Ей свойственны расслабленность, леность, удовлетворенность и невозмутимость. Ведущим инстинктом является инстинкт свободы.

Карты 10.1 и 10.2 - Архетип Мага: Для архетипа Мага свойственно осознанное соблюдение норм и правил поведения, настойчивость в достижении цели, точность, деловая направленность. Маг смело берет на себя ответственность. Он эффективен в ситуациях, требующих постоянства, настойчивости и упорства. Предпочитает круг трудолюбивых людей. Маг фокусируется на внешнем мире людей и окружающей среде. «Заряжается» энергией в процессе общения, от внешних событий и направляют на них собственную энергию. Ведущим инстинктом является инстинкт доминирования, то есть Маг склонен к лидерству, предрасположен к решению сложных организационных задач, он готов к жесткой борьбе за лидерство и за первое место, для него в приоритете общее (интересы коллектива, государства, дела в целом) нежели над частным (интересы одного человека). При этом Маг социально смел, активен, готовность иметь дело с незнакомыми обстоятельствами и людьми. Он склонен к риску, авантюризму. Для него характерно наличие интеллектуальных интересов, можно отметить аналитичность мышления. Он стремится быть хорошо информированным, имеет сомнения по основным жизненным вопросам, не терпит однообразия. Для Мага характерными будут также любознательность, склонность к исследовательской работе, к поиску нового, склонность к реформаторству, революционным преобразованиям.

Карты 11.1 и 11.2 - Архетип Шута (Дурака): Шут властный, самоуверенный, конфликтный, своенравный, упрямый до агрессивности. Он независим в суждениях и поведении, свой образ мыслей склонен считать законом для себя и окружающих. В конфликтах обвиняет других, не признает власти и давления со стороны. Шут способен руководить окружающими. При этом он жизнерадостен, импульсивен, беспечен, весел, разговорчив, подвижен. Энергичен, социальные контакты для него эмоционально значимы, он экспансивен, искренен. Эмоциональность, динамичность общения приводят к тому, что он часто становится лидером и энтузиастом групповой деятельности, верит в удачу. Также может быть хорошим оратором. Любит новые места и новых людей. Для Шута свойственны социальная смелость, активность, готовность иметь дело с незнакомыми обстоятельствами и людьми. Он склонен к риску, авантюризму, держится свободно. Также следует отметить, что Шут ревнив, завистлив, подозрителен, обычно осторожен в своих поступках, эгоцентричен, ему свойственно большое самомнение. Интересы обращены на самого себя. Склонен фиксировать свое внимание на неудачах, превосходство других его может раздражать. Шут стремится быть хорошо информированным, спокойно воспринимает новые неустоявшиеся взгляды и перемены, не доверяет авторитетам, на веру ничего не принимает, не терпит однообразия. Он недисциплинирован, имеется внутренняя конфликтность представлений о себе. Шут фокусируется на внешнем мире людей и окружающей среде. «Заряжаются» энергией в процессе общения, от внешних событий и направляют на них собственную энергию. Стремится жить гибко и спонтанно, постоянно собирает информацию и всегда готов изменить свои взгляды. Шут предпочитает оставаться открытым для нового опыта, доверяя своей способности адаптироваться к изменениям и испытывая удовольствие от перемен. Обстановка, которую он создает вокруг себя, позволяет ему быть гибким, непредсказуемым, успешно приспосабливающимся к обстоятельствам и восприимчивым к самым разным изменениям. Принимать решения и строго им следовать для Шута затруднительно. Он интуитивен, при восприятии окружающего мира опирается на свои осознаваемые или неосознаваемые ассоциации и представления.

Карты 12.1 и 12.2 - Архетип Правителя: Правитель выдержанный, работоспособный, эмоционально зрелый, реалистически настроенный. Он лучше способен следовать требованиям группы, характеризуется постоянством интересов. Ему свойственна социальная смелость, активность, готовность иметь дело с незнакомыми обстоятельствами и людьми, он склонен к риску, авантюризму. Ведущими инстинктами являются - инстинкт доминирования и сохранения достоинства. То есть Правитель склонен к лидерству, для него характерна мужественность, логичность мышления, критичность, ответственность, способность к прогнозированию, способность выделить главное, уловить новизну и эффективность идеи. Правитель эмоционально сдержан, деловит и прагматичен. Ему свойственен эгоцентризм, но с признанием общественных интересов. Правитель способен уловить иронию, насмешку и абсолютно нетерпим к любой форме унижения. Правитель характеризуется разумным и сентиментальным подходом к событиям и людям, изыскан, умеет вести себя в обществе. В суждениях может быть циничным. Для него характерно наличие интеллектуальных интересов, аналитичность мышления. Он стремится быть хорошо информированным. Правитель не доверяет авторитетам, на веру ничего не принимает, не терпит однообразия.

Пример реализации заявленного способа.

Пример №1 - Девушка М, 24 года: М. предъявили 12 конкретных карт (первую группу колоды). Исследователь дал инструкцию выбрать из 12 карт две, которые нравятся (или являются приятными, вызывают положительные эмоции), и две, которые не нравятся (или являются неприятными, вызывают отрицательные эмоции). Из этих 12 карт М. выбрала четыре карты под номерами 7.1 и 5.1, относящиеся к архетипам «Влюбленный» и «Искатель», соответственно, которые больше всего понравились, а также две карты под номерами 3.1 и 11.1, относящиеся к архетипам «Сирота» и «Шут» соответственно, которые были более всего неприятны испытуемой. Исследователь карты под номерами 7.1 и 5.1 отложил в правую сторону, а под номерами 3.1 и 11.1 - в левую сторону. Далее М. предъявили 10 абстрактных карт (вторую группу колоды). Из этих 10 карт испытуемая также должна была выбрать две карты, которые ей нравятся, и две карты, которые ей не нравятся. М. из этих 10 абстрактных карт выбрала четыре карты под номерами: 5.2 и 12.2, относящиеся к архетипам «Искатель» и «Правитель» соответственно, которые были более всего приятны испытуемой и две карты под номерами 3.2 и 11.2, относящиеся к архетипам «Сироты» и «Шута» соответственно, которые менее всего понравились М. Выбранные карты также исследователь распределил по двум разным зонам: с правой стороны, которые были более приятны М, а с левой - менее приятные. Итого в каждой стороне расположились по четыре карты.

Далее М. было предложено те 4 карты, которые ей более всего понравились, проранжировать. Та карта, которая понравилась больше, М. должна была расположить на первом месте, для испытуемой это карта под номером 7.1. Затем из оставшихся 3 карт М. было предложено выбрать карту, которая ей более приятна, и расположить ее на втором месте, для М. это карта под номером 5.1. Затем из двух оставшихся испытуемая должна была расположить карты на 3-ем и 4-ом местах по степени приятности для нее. Для М. на 3-м месте карта под номером 5.2, а на 4-м - под номером 12.2.

Затем М. было предложено поработать со второй зоной карт, то есть испытуемая из 4 менее понравившихся карт должна была выбрать самую наименее понравившуюся карту и расположить ее на четвертом месте, для М. это карта под номером 3.1. Затем из оставшихся 3 карт испытуемая также должна была выбрать наименее понравившуюся ей карту, присуждая ей третье место, для испытуемой этот карта под номером 3.2. Из двух карт оставшихся карт испытуемая должна расположить их на 2-м и на 1-м местах. Для М. на втором месте - карта под номером 11.1, а на первом месте - 11.2.

Таким образом, в правой зоне получилась следующая комбинация: 7.1, 5.1, 5.2, 12.2, то есть по архетипам - Влюбленный, Искатель, Искатель, Правитель. В левой зоне: 11.2, 11.1, 3.2, 3.1, а по архетипам - Шут, Шут, Сирота, Сирота. Таким образом, исходя из полученных результатов, ведущими (доминирующими) архетипами личности у М. являются Искатель и Влюбленный, а архетипами тени М. - Сирота и Шут.

Психологический портрет. Для М. характерны любознательность, склонность к исследовательской деятельности, можно отметить желание путешествовать, постоянно искать себя, переживать новое, живо откликается на события, способна без колебаний оставлять обжитое место при появлении новых рискованных дел. Для М. свойственны лидерские качества, она охотно работает с людьми, активна в устранении конфликтов. Испытуемая боится остаться в одиночестве, стать нелюбимой и нежеланной, быть изгнанной или отвергнутой. Однако в некоторых жизненных ситуациях М. может бояться казаться быть смешной, проявлять свою социальную смелость, будто перед этим стоит какой либо «психологический барьер». Можно отметить доброту, естественность, мягкосердечность М., но, вероятно, испытуемая боится, что окружающие люди могут легко воспользоваться ее добротой, а затем пренебречь самой исследуемой. Она стремится, чтобы решение не зависело от нее лично, предпочитает определенную последовательность действий. Часто М. пытается преодолеть свою излишние эмоциональность, агрессивность, импульсивность, веселость, энергичность, ревнивость, активность, а также эгоцентричность и недисциплинированность.

Пример №2 - Юноша О., 17 лет: В результате положительных и отрицательных выборов из 12 конкретных и 12 абстрактных групп колоды в правой стороне (положительные выборы) получилась следующая комбинация: 2.1, 2.2, 11.1, 5.2, то есть архетипы - Воин, Воин, Шут, Искатель. А в левой стороне (отрицательные выборы) - 1.1, 3.1, 1.2, 8.2, это следующие архетипы - Невинный, Сирота, Невинный, Созидатель. Исходя из полученных результатов выборов, ведущим (доминирующим) архетипом личности у испытуемого является Воин, а архетипами тени М. - Невинный.

Психологический портрет. О. старается доказать свою ценность мужественными и сложными действиями, дисциплинированностью. Его основное желание стать максимально сильным, компетентным и могущественным. Для испытуемого характерны осознанное соблюдение всех норм и правил, настойчивость в достижении своих поставленных целей. Он социально смел, склонен к риску, авантюризму, уверен в себе. Принимая решение, испытуемый старается быть логичным, тщательно все разложить по полочкам, проанализировать. Наблюдается стремление к лидерству, умение организовывать, поставить цель и проявить волю для ее достижения. Для испытуемого его «честь превыше всего». О. всегда хочет казаться сильным и непобедимым. Он боится проявить свою детскость, эмпатичность, доверчивость, чувствительность, поскольку считает эти качества слабыми и из-за которых О. может, по его мнению, быть уязвимым. Чтобы подавлять эти качества испытуемый чаще пытается проявлять жесткость, суровость и черствость по отношению к окружающим.

Пример №3 - Женщина В., 48 лет: В результате положительных и отрицательных выборов из 12 конкретных и 12 абстрактных групп колоды в правой зоне (положительные выборы) получилась следующая комбинация: 4.1, 8.1, 7.1, 4.2, то есть архетипы - Служитель, Созидатель, Влюбленный, Служитель. А в левой зоне (отрицательные выборы) - 3.1, 3.2, 6.2, 6.1, это следующие архетипы - Сирота, Сирота, Разрушитель, Разрушитель. Исходя из полученных результатов выборов, ведущими (доминирующим) архетипом личности у испытуемой является Служитель, а архетипами тени М. - Сирота и Разрушитель.

Психологический портрет. Для В. основным желанием является помощь окружающим людям, как в физическом, так и в эмоциональном плане. В. добра, отзывчива, миролюбива, эмпатична, бескорыстна, любит иметь дело с людьми, заботиться о слабых, несчастных, больных. Поскольку испытуемая увлечена заботой о других людях, посвящает жизнь общественным интересам, то у нее подавляется инстинкт самосохранения, она намного меньше уделяет внимание себе, своим интересам, своему здоровью. Можно отметить зависимость от группы, следование за общественным мнением, предпочтение и работать, и принимать решение вместе с другими людьми. В. боится эгоизма и неблагодарности людей, а также самой стать беспомощной, а также боится подавления инстинкта продолжения рода, боится того, что не захочет заботиться о своих детях, о своей семье. Можно предположить, что испытуемая пытается подавить в себе «бунтаря» - свой эгоизм, стремление «разрушать», «ломать», не терпеть однообразие, быть взвинченной, возбужденной и беспокойной.

Пример №4 - Мужчина К., 44 года: В результате положительных и отрицательных выборов из 12 конкретных и 12 абстрактных групп колоды в правой стороне (положительные выборы) получилась следующая комбинация: 8.1, 5.2, 5.1, 9.2, то есть архетипы - Созидатель, Искатель, Искатель, Мудрец. А в левой стороне (отрицательные выборы) - 4.1, 1.2, 4.2, 11.2, это следующие архетипы - Служитель, Невинный, Служитель, Шут. Исходя из полученных результатов выборов, ведущими (доминирующими) архетипами личности у испытуемого является Созидатель и Искатель, а архетипами тени К. - Служитель.

Психологический портрет. К. креативен, склонен к творчеству, любознателен, стремится во всем добраться до сути, он всегда увлечен тем делом, которым занимается, склонен к исследовательской деятельности к поиску нового в науке или искусстве. Он способен без колебаний оставить обжитое место, налаженное дело при появлении новых, требующих риска, но интересных задач. К. устремлен к творчеству, отсюда и самоотверженность в реализации своих творческих устремлений. Испытуемый любит новые места и новых людей, склонен к экспериментированию, спокойно воспринимает новые неустоявшиеся взгляды и перемены, не терпит однообразия. Больше всего К. боится оказаться «в ловушке», «в болоте», приспосабливаться, ощущать внутреннюю пустоту, не чувствовать пульса жизни, боится застоя в своем воображении. К. не хочет быть зависим от окружающих, подавляет свою заботливость, добросердечность, эмпатичность к другим людям, стремясь сконцентрироваться только на себе, на своем творчестве, проявляя эгоизм, но при этом взаимодействуя с окружающими.

Пример №5 - Женщина Ю., 52 года: В результате положительных и отрицательных выборов из 12 конкретных и 12 абстрактных групп колоды в правой зоне (положительные выборы) получилась следующая комбинация: 9.2, 9.1, 10.2, 7.2, то есть архетипы - Мудрец, Мудрец, Маг, Влюбленный. А в левой зоне (отрицательные выборы) - 1.2, 3.2, 4.2, 2.2, это следующие архетипы - Невинный, Сирота, Служитель, Воин. Исходя из полученных результатов выборов, ведущим (доминирующим) архетипом личности у испытуемого является Мудрец, а архетип тени Невинный. При этом элементы личностных характеристик из многих архетипов Ю. пытается подавить в себе, и все это зависит от тех жизненных ситуаций, в которые попадает испытуемая.

Психологический портрет. Ю сообразительна, мудра, хорошо абстрактно мыслит, обладает высоким уровнем вербальной культуры и эрудицией, хорошо развито воображение, ориентирована на внутренний мир, у нее значительный творческий потенциал. При этом Ю. уверена в себе, реалистична, практична. Временами испытуемая может проявлять суровость и жесткость по отношению к окружающим, однако сохраняет свою уживчивость, терпимость к окружающим и свободу от зависти. Ей свойственны расслабленность, ленность, невозмутимость и удовлетворенность. Ю. предпочитает собственные решения, независима и следует по выбранному ей пути, сама принимает решения и действует. Нельзя сказать, что Ю. не любит людей, она просто не нуждается в их одобрении и поддержке.

Способ оценки личности, включающий предъявление испытуемому комплекта карточек, содержащих тестирующие изображения, и их ранжирование испытуемым соответственно их ранговой значимости и анализ испытателем выбора испытуемого, отличающийся тем, что используют комплект из 24 карт, каждая из которых содержит изображение, соответствующее образу одного из двенадцати образов архетипов системы К. Пирсон, таких как Невинный, Воин, Сирота, Служитель, Искатель, Разрушитель, Влюбленный, Созидатель, Мудрец, Маг, Шут и Правитель, при этом половина карт представляет собой конкретные образы архетипов, а вторая половина карт содержит абстрактные образы, символизирующие названные архетипы, при этом испытуемый ранжирует изображения на картах по убыванию их привлекательности для него, при этом карточки, фигурирующие в группе «привлекательных», показывают ведущие архетипы личности испытуемого, а карточки, фигурирующие в группе «непривлекательных», показывают архетипы, отвергаемые сознательным эго испытуемого, при этом группы составляют из четырех или пяти карт, причем при необходимости уточнения состава ведущих архетипов обеих групп в них оставляют архетип с наибольшим рангом в группе и/или архетипы, конкретные и абстрактные образы которых оказались в одной группе.



 

Похожие патенты:
Изобретение относится к медицине и может быть использовано для лечения наружных толстокишечных свищей. Для этого пациентам проводят диету с ограничением общего объема употребляемой жидкости до 1,5 литров в сутки, что компенсируют внутривенным введением растворов, количество и состав которых зависят от степени нарушения водно-электролитных нарушений.
Изобретение относится к области медицины, а именно к психотерапии, к комплексным способам немедикаментозного психотерапевтического воздействия при лечении алкоголизма, табачной зависимости, алиментарного ожирения и различных пограничных расстройств.
Изобретение относится к области медицины. Согласно способу осуществляют измерение окружности талии (ОТ), роста и веса для вычисления индекса массы тела (ИМТ), артериального давления (АД), определения уровня глюкозы и липидов.

Изобретение относится к медицинской технике. Устройство освещения с функциональностью пробуждения и/или засыпания содержит: по меньшей мере один управляемый источник света; управляющее устройство для управления источником света.

Изобретение относится к медицине и предназначено для коррекции функционального состояния человека в случаях нарушения сна, обмена веществ, алкогольной, никотинной и наркотической зависимости.
Изобретение относится к медицине и может быть использовано для коррекции ожирения гиноидного типа. Для этого определяют тип нарушения пищевого поведения и проводят его психофизиологическую коррекцию.

Изобретение относится к медицинской технике, а именно к устройствам светолечения, в частности, для искусственного воспроизведения психофизического граничного состояния.
Изобретение относится к области медицины, а именно к способам оздоровления организма человека, основанным на рефлексорном методе исцеления с применением неорганических соединений.
Изобретение относится к медицине, санаторно-курортной реабилитации. Способ включает проведение комплекса воздействий в виде общих радоновых ванн, массажа, психотерапии.
Изобретение относится к области медицины, а именно к специальностям «психиатрия-наркология», «психотерапия», и может быть использован для проведения профилактики употребления наркотиков, особенно подростками 15-16 лет, обучающимися в образовательных учреждениях.

Изобретение относится к медицине, в частности к гигиене труда, и к эргономике. Предварительно в состоянии высокой бдительности при активной зрительно-моторной деятельности и в процессе реальной деятельности проводят анализ частотных характеристик электроэнцефалограммы методом периодометрического анализа.

Изобретение относится к спортивной медицине и предназначено для отбора подростков для занятий игровыми видами спорта. Испытуемому предъявляют на экране видеомонитора окружность, на которой помещена метка и точечный объект, движущийся по окружности.

Изобретение относится к спортивной медицине и предназначено для определения скорости и точности двигательных действий спортсмена в игровых видах спорта. Испытуемому предъявляют на экране видеомонитора окружность, на которой помещена метка и точечный объект, движущийся по окружности.

Изобретение относится к области медицины и предназначено для оценки времени реакции человека на движущийся объект. Испытуемому предъявляют на экране видеомонитора окружность, на которой помещена метка и точечный объект.
Изобретение относится к области медицины и может быть использовано стоматологами различных направлений. Перед началом стоматологических мероприятий с помощью тестов выявляют степень психоэмоционального напряжения и психофизиологическое состояние пациента, а также определяют уровень пульса до проведения первого теста (Р1), между проведением двух тестов (Р2) и после проведения второго теста (Р3).

Изобретение относится к области медицины, конкретно к экспериментальной медицине. Осуществляют однократное тестирование белых крыс в установке «открытое поле».
Изобретение относится к медицине, а именно к профилактической медицине, и предназначено для выявления лиц молодого возраста с высоким риском развития сердечно-сосудистых заболеваний для своевременной его коррекции.

Изобретение относится к спортивной медицине и может быть использовано для определения рейтинга спортсменов-единоборцев. Испытуемому предъявляют на экране видеомонитора окружность, на которой помещена метка и точечный объект.

Изобретение относится к спортивной медицине и предназначено для оценки точности двигательных действий спортсмена игровых видов спорта. Испытуемому предъявляют на экране видеомонитора окружность, на которой помещена метка и точечный объект, движущийся с заданной скоростью по окружности.
Изобретение относится к медицине и может быть использовано для коррекции ожирения гиноидного типа. Для этого определяют тип нарушения пищевого поведения и проводят его психофизиологическую коррекцию.
Изобретение относится к области медицины, а конкретно к психиатрии, и может быть использовано в диагностике суицидального поведения у подростков с ограниченными возможностями здоровья в условиях коррекционного обучения. Используют скрининговый опросник. Ответы оценивают по степени клинической значимости от 1 до 3 баллов и суммируют. Наличие сниженного настроения оценивают в 1 балл, определение причины сниженного настроения из четырех предлагаемых вариантов: чувства одиночества; проблемы в любви, с любимым человеком; проблемы с родителями, опекунами, близкими; проблемы в школе, либо предложить свой вариант - в 1 балл за любое количество выбранных вариантов. Затруднения в учебе - в 1 балл, трудности в общении - в 1 балл. Отсутствие или снижение удовольствия от ранее приятных занятий, увлечений - в 1 балл, отсутствие планов на будущее - в 1 балл. Отсутствие близкого человека, с которым можно поделиться проблемами, - в 1 балл, наличие мыслей о суициде оценивают в 2 балла, суицидальных планов - в 2 балла, состояние, оцениваемое как «так плохо, что хочется умереть» - в 2 балла, согласие с решением других людей о нежелании жить в ситуации предательства со стороны родных и близких - в 2 балла, суицидальные попытки в прошлом оценивают в 3 балла. При значениях суммы баллов 6-9 определяют средний суицидальный риск, что требует анализа микросоциальной ситуации и наблюдения в динамике, а при значениях суммы баллов 10-17 определяют высокий суицидальный риск и проводят превентивные психокоррекционные мероприятия. Способ позволяет провести исследование подростков с ограниченными возможностями здоровья для определения группы суицидального риска и своевременно провести превентивные психокоррекционные мероприятия за счет использования скринингового опросника. 2 пр.
Наверх