Пусковая установка для авиационных ракет

Изобретение относится к области авиационного вооружения и касается многоствольных пусковых установок (ПУ) для размещения в них и пуска авиационных ракет с летательного аппарата (ЛА). ПУ представляет собой блочно-модульную конструкцию, включающую узлы подвески к ЛА, электросистему для подачи пусковых импульсов и автономные легкосъемные модульные блоки. Модульные блоки выполнены с возможностью модульного наращивания. Каждый из модульных блоков содержит корпус с силовым набором, пусковые трубы для ракет, затвор для их удержания, электросхему для передачи пусковых импульсов с легкоразъемными электрическими соединителями и средства позицирования и фиксации модульных блоков между собой. Достигается быстрая компоновка блочно-модульной конструкции многоствольной ПУ. 2 з.п. ф-лы, 2 табл., 2 табл., 4 ил.

 

Изобретение относится к области авиационного вооружения, а именно к многоствольным пусковым установкам (ПУ) типа «Блок» для размещения в них и пуска авиационных ракет с летательных аппаратов.

Из уровня техники известна ПУ по патенту США №5058481, МПК F41F 3/065, опубл. 22.10.1991, включающая пакет из двух модулей со встроенными пусковыми трубами для ракет, в количестве по 12 шт. в каждом модуле. Один из них несет крепежные узлы для его установки на самолет. Оба модуля скрепляются между собой посредством переднего конического обтекателя, задней торцевой плиты и боковых накладок с помощью стандартных болтов. Электросистема ПУ состоит из двух распределителей (интервалометров) пусковых электроимпульсов для пуска ракет, по одному в каждом модуле, которые соединяются между собой и летательным аппаратом соединительными электрожгутами.

Основными недостатками известной ПУ являются:

- высокая трудоемкость переналадки ПУ на другое количество стволов, например с 24 на 12, для чего ПУ нужно снять (в среднем по 4 ПУ на самолет), доставить в закрытое помещение, разобрать на части, удалить из комплекта 1 модуль, затем собрать вновь, установить передней обтекатель и заднюю торцевую плиту на болтах, доставить ПУ на аэродром, подвесить на крылья самолета, произвести электроверку и “холодную” пристрелку в связи с предыдущей разборкой;

- низкие аэродинамические характеристики ПУ при одном снятом модуле, т.к. передней обтекатель и торцевая задняя плита образуют аэродинамический “карман”, который в полете будет выполнять роль воздушного тормоза;

- невозможность применения ПУ на вертолетах, т.к. передний обтекатель конической формы увеличивает техническое рассеивание ракет в 3…4 раза в залпе.

Признаком известной ПУ, совпадающим с существенными признаками настоящего изобретения, можно считать только ее выполнение в виде пакета из двух модулей со встроенными пусковыми трубами для ракет, но в отличие от заявленного изобретения она выполнена на другой технической базе, что не позволяет выделить ее существенные признаки, общие с признаками заявленного изобретения.

Задача, положенная в основу настоящего изобретения, заключается в создании быстро компонуемой блочно-модульной конструкции многоствольной пусковой установки для авиационных ракет.

Технический результат от использования предложенной конструкции состоит в снижении затрат времени при оптимизации количества стволов в пусковой установке применительно к заданному количеству ракет по полетному заданию.

Задача, положенная в основу настоящего изобретения, решается тем, что пусковая установка для авиационных ракет представляет собой блочно-модульную конструкцию, включающую узлы подвески к летательному аппарату, электросистему для подачи пусковых импульсов и автономные легкосъемные модульные блоки, выполненные с возможностью модульного наращивания, при этом каждый из модульных блоков содержит корпус с силовым набором, пусковые трубы для ракет, затвор для их удержания, электросхему для передачи пусковых импульсов с легкоразъемными электрическими соединителями и средства позицирования и фиксации модульных блоков между собой.

Кроме того, средства позицирования выполнены быстроразъемными в виде штырей, закрепленных в силовых шпангоутах ниже установленного модульного блока и выполненных с возможностью подвижного соединения с высокоточными отверстиями в силовых шпангоутах выше установленного модульного блока, причем последние выполнены параллельно пусковым трубам.

Кроме того, средства фиксации модульных блоков на штырях имеют вид пружинно-шарикового замка, выполненного с возможностью срабатывания при введении в него заднего штыря ниже установленного модульного блока, снабженного кольцевой канавкой для запирающих шариков.

Выполнение ПУ в виде блочно-модульной конструкции, включающей автономные легкосъемные модульные блоки, выполненные с возможностью модульного наращивания, корпуса которых снабжены легкоразъемными электрическими соединителями и средства позицирования и фиксации модульных блоков между собой, позволяет легко и просто оптимизировать массы и количества стволов в пусковой установке применительно к заданному количеству ракет по полетному заданию, необходимых для выполнения боевой задачи, путем снятия или установки дополнительных модульных блоков.

Из уровня техники не выявлены решения, которые имели бы признаки, совпадающие с отличительными признаками заявляемой ПУ, поэтому последняя отвечает условию патентоспособности “изобретательский уровень”, а возможность использования в промышленности позволяет сделать вывод о ее соответствии условию “промышленная применимость”.

Предпочтительные варианты исполнения предлагаемого технического решения описываются далее на основе представленных чертежей, где:

- на фиг.1 представлен общий вид пусковой установки для авиационных ракет;

- на фиг.2 - то же, аксонометрия;

- на фиг.3 показан порядок модульного наращивания блочно-модульной конструкции пусковой установки и требования к параллельности осей пусковых труб;

- на фиг.4 изображен общий вид пружинно-шарикового замка.

В графических материалах соответствующие конструктивные элементы пусковой установки для авиационных ракет обозначены следующими позициями:

1 - верхний модульный блок;

2 - средний модульный блок;

3 - нижний модульный блок;

4 - узлы подвески к летательному аппарату;

5 - электросоединитель;

6 - корпус с силовым набором;

7 - пусковая труба;

8 - соединительный штырь;

9 - замок;

10 - силовой шпангоут;

11 - затвор;

12 - балочный держатель;

13 - корпус подвижной;

14 - чека;

15 - пружина.

Пусковая установка для авиационных ракет представляет собой блочно-модульную конструкцию, включающую автономные легкосъемные модульные блоки 1, 2 и 3, выполненные с возможностью модульного наращивания, узлы подвески к летательному аппарату 4 и электросистему для подачи пусковых импульсов. Каждый из модульных блоков содержит корпус 6 с силовым набором, пусковые трубы 7 для ракет, затвор 11 для их удержания, электросхему для передачи пусковых импульсов с легкоразъемными электросоединителями 5 стандартного исполнения (БРО.364.022 ТУ) и средства позицирования и фиксации модульных блоков между собой. Выступающие из корпуса 6 концы направляющих пусковых труб 7 выполнены перфорированными.

Средства позицирования выполнены быстроразъемными в виде соединительных штырей 8, закрепленных в силовых шпангоутах 10 ниже установленного модульного блока и выполненных с возможностью подвижного соединения с высокоточными отверстиями силовых шпангоутов 10 выше установленного модульного блока, причем последние выполнены параллельно пусковым трубам 7.

Средства фиксации модульных блоков выполнены в виде пружинно-шарикового замка 9, выполненного с возможностью срабатывания при введении в него соединительного штыря 8 ниже установленного модульного блока, снабженного кольцевой канавкой для запирающих шариков.

Пусковая установка для авиационных ракет работает следующим образом.

Верхний модульный блок 1 установки устанавливается на балочный держатель 12 (БД) летательного аппарата и наводится оптическим прицелом на специальную мишень (холодная пристрелка) механизмами держателя как обычная установка. На фиг.3, в качестве примера, указана требуемая параллельность пусковых труб 7 между собой и базовыми осями БД и блоков Б, К. Выполнение этих требований обеспечит попадание ракеты в цель согласно действующим нормативам. Остальные модульные блоки - средний 2 и нижний 3 - подвешиваются под модульный блок 1 в заданном (потребном) количестве в следующем порядке (фиг.4):

- корпус подвижной 13 на каждом замке 9 оттягивается назад и фиксируется чекой 14 в положении «Взведено»;

- модульный блок 2 подвешивается под модульный блок 1 путем введения штырей 8 в высокоточные отверстия шпангоутов 10, одновременно происходит автоматическое вхождение контактов вилок в гнезда розеток электросоединителей 5, которые соединяют электросхему в единое целое;

- затем производится досылка модульного блока 2 за счет скольжения на штырях до упора в замки, запирающие шарики, при введенной чеке, не препятствуют этому;

- из замков удаляются чеки 14, корпус 13 замка возвращается в исходное положение и задавливает запирающие шарики в канавки на штырях 8, фиксируя при этом модульный блок в положении «Заперто».

Модульный блок 3 подвешивается аналогично.

После подвески на держатель 12, ПУ снаряжается ракетами. В полете при прохождении боевых импульсов происходит последовательный пуск ракет. При необходимости уменьшение количества пусковых стволов в ПУ необходимо оттянуть замки 9, поставить чеки 14 на замки, что приведет к освобождению штырей 8 одной из нижних секций, что обеспечит ее свободное снятие и т.д.

Доказательство возможности решения технической задачи с помощью отличительных признаков на примере ПУ, содержащей три модульного блока, характеристики ПУ по массе в зависимости от количества ракет приведены в таблице 1, в 4-х вариантах.

В таблице 2 представлены варианты типовых заданий для вертолета, вооруженного двумя ПУ.

Таблица 2
Типовые вертолетные задания для вертолета вооруженного двумя ПУ Экономия веса на вертолете, кг
1 Пуск по 5 ракет в учебных целях. Один раз в месяц.
Обеспечивается вариантом IV на 10 стволов. 110
Экономия веса конструкции
- 55 кг на установку,
- 110 кг на вертолет.
2 Атака защищенной цели (малоразмерной)
- пуск по 10 ракет радиопротиводействия при подходе к цели;
- Пуск по 5 корректируемых ракет по цели; 70
Обеспечивается вариантом III на 15 стволов.
Экономия веса конструкции
- 35 кг на установку,
- 70 кг на вертолет
3 Атака колонны БТР в локальных конфликтах:
- пуск по 10 ракет по цели в первый заход;
- пуск по 10 ракет по цели во второй заход.
Обеспечивается вариантом II на 20 стволов. 40
Экономия веса конструкции
- 20 кг на установку,
- 40 кг на вертолет
4 Атака группы БТР в ночных условиях:
- пуск по 3 осветительных ракеты;
- пуск по 3 целеуказывающих ракеты;
- пуск по 3 ракеты радиопротиводействия; 0
- пуск 16 фугасно-осколочных ракет по цели;
Обеспечивается вариантом I на 25 стволов.
Вес конструкции задействован полностью

Анализ выполнения типовых летных заданий показывает, что многоствольная пусковая установка, содержащая автономные модульные блоки, соединенные между собой быстроразъемными штыревыми соединительными элементами и замками, а также быстроразъемными электросоединителями, позволяет решить техническую задачу по адаптации (приспособлению) установки к заданному количеству ракет согласно полетному заданию.

Экономический эффект может быть определен как разность в затратах на авиационное топливо до внедрения изобретения в эксплуатацию и после внедрения за один и тот же период.

1. Пусковая установка для авиационных ракет, характеризующаяся тем, что представляет собой блочно-модульную конструкцию, включающую узлы подвески к летательному аппарату, электросистему для подачи пусковых импульсов и автономные легкосъемные модульные блоки, выполненные с возможностью модульного наращивания, при этом каждый из модульных блоков содержит корпус с силовым набором, пусковые трубы для ракет, затвор для их удержания, электросхему для передачи пусковых импульсов с легкоразъемными электрическими соединителями и средства позицирования и фиксации модульных блоков между собой.

2. Пусковая установка по п.1, отличающаяся тем, что средства позицирования выполнены быстроразъемными в виде штырей, закрепленных в силовых шпангоутах ниже установленного модульного блока и выполненных с возможностью подвижного соединения с высокоточными отверстиями в силовых шпангоутах выше установленного модульного блока, причем последние выполнены параллельно пусковым трубам.

3. Пусковая установка по п.1, отличающаяся тем, что средства фиксации модульных блоков на штырях имеют вид пружинно-шарикового замка, выполненного с возможностью срабатывания при введении в него заднего штыря ниже установленного модульного блока, снабженного кольцевой канавкой для запирающих шариков.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к корабельным загрузочным устройствам и может быть использовано для загрузки транспортно-пускового контейнера (ТПК) в многоместную шахтную пусковую установку (ПУ) корабля.

Изобретение относится к многоствольным системам выброса боеприпасов с электрическим поджигом и может быть использовано для опроса наличия снаряженных помеховых патронов в многоствольных пиротехнических устройствах выброса расходуемых средств радиоэлектронной борьбы.

Изобретение относится к оборудованию летательных аппаратов. .

Изобретение относится к авиационным пусковым устройствам (АПУ). .

Изобретение относится к области оборудования самолетов. .

Изобретение относится к области авиационной техники, главным образом к авиационному вооружению, а именно к пусковым устройствам ракет, устанавливаемым на внешней подвеске летательного аппарата.

Изобретение относится к области авиационного вооружения, а именно к многоствольным пусковым установкам типа «Блок», и предназначено для размещения в них и пуска авиационных ракет с летательного аппарата. Установка включает цилиндрический корпус 1, передний и задний обтекатели 2, 3, пусковые трубы 6, установленные параллельно им газоотводные трубки 7 (по одной на каждую пусковую трубу) и одноразовую композитную перегородку 11. Хвостовая часть каждой трубки 7 размещена перед соответствующим сегментным пазом 15. Паз 15 расположен на затворе и выполнен с возможностью разворота реактивной струи ракеты на 180° и подачи ее в газоотводную трубку 7 с последующим направлением реактивной струи на соответствующую часть теплозащитной перегородки 11. Указанная конструкция обеспечивает предварительное разрушение теплозащитной перегородки, расположенной перед ракетами, что позволяет сохранить оптику, расположенную в головной части ракет. Таким образом, обеспечивается возможность пуска ракет, имеющих встроенные в головной части оптические, электронные и лазерные приборы. 1 з.п. ф-лы, 6 ил.

Изобретение относится к многорежимным самолетам и касается многорежимных сверхманевренных самолетов с крейсерским полетом на сверхзвуковой скорости и малым уровнем заметности в радиолокационном диапазоне. Сверхзвуковой самолет содержит фюзеляж с размещенными внутри него грузовыми отсеками со створками. При этом в нижней части фюзеляжа выполнены крупногабаритные продольные вырезы для грузовых отсеков. Грузовые отсеки расположены тандемно, каждый грузовой отсек по длине и ширине ограничен передней, задней и боковыми стенками, а задние стенки грузовых отсеков выполнены со скосами по направлению полета, ориентированными под острым углом к вертикали. Достигается снижение аэродинамического сопротивления и радиолокационной заметности в сверхзвуковых самолетах с грузовым отсеком. 6 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к авиационному вооружению и касается многоствольных пусковых установок (ПУ). ПУ для авиационных ракет содержит цилиндрический корпус с узлами подвески ПУ к самолету, обтекатели, комплект пусковых труб, закрепленных в торцевых дисках корпуса, средство защиты ракет от аэродинамического нагрева, электрическую систему для подачи пусковых импульсов на ракеты и затвор для удержания. При этом средство защиты ракет от аэродинамического нагрева выполнено в виде поворотных клапанов, шарнирно установленных с возможностью открытия и плавного безударного закрытия пусковых труб. Пусковые трубы оснащены газоотводным устройством, выполненным с возможностью отвода части реактивной струи ракеты в переднюю часть труб. Достигается сохранение управляемости самолета после отстрела ракет за счет закрытия пусковых труб и уменьшения площади омываемой воздушным потоком поверхности ПУ. 2 з.п. ф-лы, 10 ил.

Изобретение относится к размещению грузов на многорежимных самолетах. Грузовой отсек самолета представляет собой нишу, выполненную в зоне стыка наплыва фюзеляжа с консолью крыла (3). В нише грузового отсека закреплено выводное пусковое устройство (4) груза (5). В нижней части ниша грузового отсека снабжена обтекателем (6), содержащим по меньшей мере одну створку (7). Выводное пусковое устройство (4) представляет собой рычажный механизм, обеспечивающий уборку и выпуск груза (5) в плоскости, лежащей под острым углом α в пределах от 20 до 70 градусов к плоскости симметрии самолета, таким образом, что в выпущенном положении головная часть груза (5) расположена перед передней кромкой (10) консоли (3) крыла для уменьшения зоны «затенения» груза от носовой части фюзеляжа (11) и передней кромки (12) наплыва фюзеляжа, а продольная ось груза (5) удалена от входа в воздухозаборник (13), образуя так называемый вынос. Изобретение снижает аэродинамическое сопротивление и радиолокационную заметность. 4 ил.

Группа изобретений относится к гиперзвуковым самолетам. Гиперзвуковой самолет с комбинированной силовой установкой содержит фюзеляж, складываемые консоли крыла, два маршевых комбинированных двигателя, два маршевых ракетных двигателя, складывающиеся консоли переднего горизонтального оперения и кабину пилотов. Каждый маршевый двигатель имеет две ступени - турбовентиляторный двигатель и турбореактивный двигатель. В передней части фюзеляжа располагается обтекатель, внутри которого находятся двигатели бокового и вертикального разворота. На обтекателе расположены передние интерцепторы. В хвостовой части фюзеляжа располагается центральный газовод с кольцевым основанием, на котором установлен промежуточный газовод, который снабжен направляющими лопатками. На центральном газоводе установлен корпус привода промежуточного газовода. Турбореактивный двигатель имеет компрессор, турбину высокого давления и турбину низкого давления, которые расположены по внешней окружности корпуса турбореактивного двигателя. Турбина высокого давления имеет систему охлаждения. Группа изобретений направлена на повышение эффективности охлаждения турбины высокого давления турбореактивного двигателя гиперзвукового самолета. 2 н. и 3 з.п. ф-лы, 15 ил.

Изобретение относится к области авиационного вооружения, а именно к многоствольным пусковым установкам типа «Блок», и предназначено для размещения в них и пуска авиационных ракет с летательного аппарата. Установка включает цилиндрический корпус 1, передний и задний обтекатели 2, 3, пусковые трубы 6, установленные параллельно им газоотводные трубки 7 (по одной на каждую пусковую трубу) и одноразовую композитную перегородку 11. Хвостовая часть каждой трубки 7 размещена перед соответствующим сегментным пазом 15. Паз 15 расположен на затворе и выполнен с возможностью разворота реактивной струи ракеты на 180° и подачи ее в газоотводную трубку 7 с последующим направлением реактивной струи на соответствующую часть теплозащитной перегородки 11. Указанная конструкция обеспечивает предварительное разрушение теплозащитной перегородки, расположенной перед ракетами, что позволяет сохранить оптику, расположенную в головной части ракет. Таким образом, обеспечивается возможность пуска ракет, имеющих встроенные в головной части оптические, электронные и лазерные приборы. 1 з.п. ф-лы, 6 ил.

Изобретение относится к авиационному вооружению и касается многоствольных пусковых установок (ПУ). ПУ для авиационных ракет содержит цилиндрический корпус с узлами подвески ПУ к самолету, обтекатели, комплект пусковых труб, закрепленных в торцевых дисках корпуса, средство защиты ракет от аэродинамического нагрева, электрическую систему для подачи пусковых импульсов на ракеты и затвор для удержания. При этом средство защиты ракет от аэродинамического нагрева выполнено в виде поворотных клапанов, шарнирно установленных с возможностью открытия и плавного безударного закрытия пусковых труб. Пусковые трубы оснащены газоотводным устройством, выполненным с возможностью отвода части реактивной струи ракеты в переднюю часть труб. Достигается сохранение управляемости самолета после отстрела ракет за счет закрытия пусковых труб и уменьшения площади омываемой воздушным потоком поверхности ПУ. 2 з.п. ф-лы, 10 ил.
Наверх