Способ определения рациональных параметров режимов влажной очистки проточного тракта гтд



Способ определения рациональных параметров режимов влажной очистки проточного тракта гтд

 


Владельцы патента RU 2540521:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Самарский государственный аэрокосмический университет имени академика С.П. Королева (национальный исследовательский университет)" (СГАУ) (RU)

Изобретение относится к газотурбостроению и предназначено для определения рациональных параметров режимов влажной очистки проточного тракта газотурбинных двигателей (ГТД) на малоразмерной стендовой установке в заводских (цеховых) условиях. Способ включает обдувку струей сжатого воздуха и подачу жидкости-очистителя. Рациональные параметры определяют на малоразмерной стендовой установке, помещая реальные образцы в смесительную камеру, например, кассеты образцов в виде сектора лопаток, взятых из направляющего аппарата компрессора, с предварительным закреплением их на торце смесительной камеры, имитирующей проточную часть двигателя, при этом обдувку воздухом образцов осуществляют со скоростью, равной скорости воздушного потока в проточной части двигателя на режиме его работы, принятом для проведения очистки, с одновременной подачей в смесительную камеру жидкости-очистителя. Технический результат - упрощение способа, исключающего дорогостоящие опытно-промышленные испытания натурных двигателей. 2 з.п. ф-лы, 1 ил.

 

Изобретение относится к газотурбостроению и предназначено для определения рациональных параметров режимов влажной очистки проточного тракта газотурбинных двигателей (ГТД) на малоразмерной стендовой установке в заводских (цеховых) условиях без дорогостоящих опытно-промышленных испытаний двигателей.

Известно устройство и способ влажной очистки проточного тракта ГТД (патент GB 1258315, МПК F01D 25/00, опубл. 30.12.1971), выполненное в виде кольцевого коллектора, расположенного снаружи воздухозаборника двигателя и снабженного рядом форсунок. При этом сопла форсунок для впрыска жидкости-очистителя расположены радиально внутрь или в направлении вдоль канала по потоку воздуха.

Такое расположение сопел форсунок не обеспечивает требуемой эффективности и приемлемой экономичности очистки. Дело в том, что указанное расположение приводит к неравномерному распылу жидкости-очистителя по всему сечению проточного тракта; участки лопаток, расположенные ближе к втулочной части ротора и сама втулочная часть остаются неочищенными. Давление подачи промывочной жидкости должно быть существенным для того, чтобы «прошить» перпендикулярно весь воздушный поток в воздухозаборнике, что обусловливает большой расход жидкости. Кроме указанного устройство по патенту GB 1258315 имеет и другой недостаток - оно приводит к увеличению радиальных размеров воздухозаборника ГТД и его массы.

Указанных недостатков не имеет способ (Авт. св. СССР №1244994, МКИ F02C 7/00, опубл. 10.07.2004). В данном способе очистку проточного тракта ГТД осуществляют струей сжатого воздуха и жидкостью-очистителем. Направление выходных сопел форсунок, через которые подают жидкость-очиститель кольцевого контура связанно с высотой h воздушного тракта на входе в двигатель и длинной 1 расположения форсуночных отверстий от лопаток входного направляющего аппарата (ВНА) посредством угла наклона α упомянутых сопел форсунок к образующей проточного тракта.

α = ± 90 a r c t g ( h l )                                                           ( 1 )

Величина угла α зависит от скорости жидкости Vж с учетом направления и величины вектора скорости Vв воздушного потока.

Данному способу влажной очистки присущ один существенный недостаток, заключающийся в том, что для определения рациональных параметров режимов проведения очистки необходимы предварительные дорогостоящие опытно-промышленные испытания натурных двигателей, при которых должны определяться основные ее параметры: давление подачи (или перепад давления) жидкости-очистителя, время проведения очистки, эффективность применяемых для очистки жидкостей, расход жидкостей и некоторые другие параметры.

Задача изобретения - определить рациональные параметры режимов влажной очистки проточного тракта ГТД простым и недорогим способом на малоразмерной стендовой установке в цеховых (заводских) условиях с тем, чтобы исключить дорогостоящие опытно-промышленные испытания натурных двигателей, проводимые для указанных целей.

Решение указанной задачи достигается тем, что в способе определения рациональных параметров режимов влажной очистки проточного тракта ГТД, включающем обдувку струей сжатого воздуха и подачу жидкости-очистителя, согласно изобретению, определение параметров проводят на малоразмерной стендовой установке при очистке реальных деталей, например, кассеты образцов в виде сектора лопаток, взятых из направляющего аппарата компрессора, с предварительным закреплением их на торце смесительной камеры установки, имитирующей проточную часть двигателя, при этом обдувку воздухом образцов осуществляют со скоростью, равной скорости воздушного потока в проточной части двигателя на режиме его работы, принятом для проведения очистки, с одновременной подачей в смесительную камеру жидкости-очистителя.

Для обеспечения требуемой скорости воздушного потока в смесительной камере стендовой установки, воздух в нее подают под перепадом давления, определяемым из соотношения

Δ P в ( i ) = 8 F S 2 V в ( i ) 2 ρ в π 2 d в 4 ,                                                                         ( 2 )

а жидкость-очиститель - под перепадом давления, рассчитываемым по зависимости

Δ P ж ( i ) = ϕ с ρ ж G в ( i ) 2 sin 2 ( a r c t g ( h / l ) ) 2 ρ в 2 F в 2 ,                                                 ( 3 )

Подвод сжатого воздуха в смесительную камеру установки осуществляют через форсунку с диаметром проходного сечения, определяемым из соотношения

d в = 4 F S π k ,                                                                                             ( 4 )

а подачу жидкости-очистителя в смесительную камеру производят через форсунки в количестве, рассчитываемом по зависимости

n = γ к γ ф ,                                                                                                    ( 5 )

и с диаметром проходного сечения, определяемым по формуле

d ж = 4 F S F в ρ в t d π n ϕ с μ ж G в ( i ) sin ( a r c t g ( h / l ) ) .                                                     ( 6 )

В расчетных зависимостях (2)…(6) имеем:

ρв и ρж - плотность воздуха и жидкости-очистителя, соответственно, кг/м3;

µв и µж - коэффициент расхода воздуха и жидкости, соответственно;

φс=0,70…0,96 (см., например, Кулагин В.В. Теория, расчет и проектирование авиационных двигателей и энергетических установок. Учеб. пособие. 2-е изд., исправл. - М.: Машиностроение, 2003. - с.105);

Vв(i) - скорость воздушного потока в воздухозаборнике двигателя на i-м режиме его работы, м/с;

Gв(i) - массовый расход воздуха через двигатель на i-м режиме его работы, кг/с;

dв и dж - диаметр проходного сечения форсунок для подачи в смесительную камеру, соответственно, сжатого воздуха и жидкости очистителя, м;

Fв и FS - площадь поперечного сечения воздухозаборника двигателя и смесительной камеры стендовой установки, соответственно, м2;

h и l - высота омываемой поверхности образцов лопаток и расстояние от кассеты образцов до оси жидкостных форсунок, соответственно, м;

n - количество жидкостных форсунок;

td=(0,8÷1,5)·10-3 м/с - динамический слой жидкости-очистителя (см. например, Силаев Б.М., Мальцев Е.H. Теоретическое обоснование конструктивной схемы устройства для промывки газовоздушного тракта ГТД/Вестник СГАУ, №3(19), 4.2 - Самара: Изд-во Самар. гос. аэрокосм. ун-та, 2009 - С.167-171);

γк - угол сектора кассеты образцов-лопаток;

γф=10°-20° - угол распыла струйной форсунки (см. например, А.П.Васильев, В.М.Кудрявцев и др. «Основы теории и расчета жидкостных ракетных двигателей», М.: «Высшая школа», 1967 г., стр.228);

к = F S F S ( Ф ) - задаваемый (принимаемый) при расчете и проектировании стендовой установки коэффициент отношения площади FS поперечного сечения смесительной камеры установки к площади FS(Ф) поперечного сечения отверстия форсунки подвода сжатого воздуха.

Расчетные соотношения (2)…(4) и (6) получены на основе совместного решения уравнений неразрывности потоков в воздухозаборнике двигателя и в смесительной камере стендовой установки. Зависимость (5) получена из условия охвата всей очищаемой площади лопаток впрыскиваемой в воздушный поток жидкостью.

Изобретение поясняется чертежом - фиг.1, где представлена принципиальная конструктивная и пневмогидравлическая схема малоразмерной стендовой установки, с помощью которой реализуется способ.

Установка включает смесительную камеру 1, на торце которой закреплена кассета образцов - лопаток 2, другой торец смесительной камеры образует форсунку 3. Пневмосистема состоит из форсунки 3 и измерительно-регулировочной аппаратуры, содержащей кран регулировочный 4, фильтр 5, влагомаслоотделитель 6 и кран перекрывной 7, датчик давления 16. На стенке камеры закреплены форсунки 8. Гидросистема установки состоит из насоса 9, бака 10 с жидкостью, электронагревателя 11, фильтров 12, редукционного клапана 13 и двухпозиционного крана 14; контроль давления жидкости перед форсунками осуществляется датчиком давления 15. Установка снабжена датчиками 17 и 18, а также вентилятором 19.

Предлагаемый способ осуществляется следующим образом. На торец смесительной камеры 1 закрепляют кассету образцов-лопаток 2; с другого ее торца подводится сжатый воздух через пневмосистему. Для обеспечения требуемой скорости воздушного потока в смесительной камере 1 стендовой установки, воздух в нее подают под перепадом давления, определяемым из соотношения (2), через форсунку 3 с диаметром проходного сечения, рассчитываемым по формуле (4).

Через форсунки 8 осуществляют подвод жидкости-очистителя в камеру 1 под перепадом давления, определяемым по зависимости (3), при этом диаметр форсунки рассчитывают по формуле (6), с учетом зависимости (1), а количество форсунок 8 определяют по соотношению (5).

В зависимости от расхода воздуха, имитирующего любой из возможных режимов работы двигателя, например холодные прокрутки, режим «малый газ», номинальный режим и др., изменение подачи жидкости-очистителя осуществляется через гидросистему установки. Контроль давления в смесительной камере на входе и перед лопатками осуществляют датчиком давления 16. Для оценки влияния температуры жидкости-очистителя на продолжительность и степень очистки предусмотрен нагрев жидкости в баке 10 с помощью электронагревателя 11, при этом контроль температуры в баке производят датчиками 17, а воздуха и воздушно-жидкостного потока - датчиками 18. При работе стендовой установки воздушно-жидкостная среда с частицами пленки загрязнений в процессе очистки удаляется вентилятором 19.

Таким образом, предлагаемый способ определения рациональных параметров режимов влажной очистки проточного тракта газотурбинных двигателей - давление подачи (или перепад давления) жидкости-очистителя, время (продолжительность) проведения очистки, эффективность применяемых для очистки жидкостей и их расход - при выполнении указанной операции на малоразмерной стендовой установке устраняет проблему получения данных по очистке путем проведения дорогостоящих опытно-промышленных испытаний натурных двигателей, что в конечном счете принесет помимо технического, существенный экономический эффект.

1. Способ определения рациональных параметров режимов влажной очистки проточного тракта ГТД, включающий обдувку струей сжатого воздуха и подачу жидкости-очистителя, отличающийся тем, что параметры определяют на малоразмерной стендовой установке, помещая реальные образцы в смесительную камеру, например, кассеты образцов в виде сектора лопаток, взятых из направляющего аппарата компрессора, с предварительным закреплением их на торце смесительной камеры, имитирующей проточную часть двигателя, при этом обдувку воздухом образцов осуществляют со скоростью, равной скорости воздушного потока в проточной части двигателя на режиме его работы, принятом для проведения очистки, с одновременной подачей в смесительную камеру жидкости-очистителя.

2. Способ определения рациональных параметров режимов влажной очистки проточного тракта ГТД по п.1, отличающийся тем, что воздух в смесительную камеру подают под перепадом давления, определяемым из соотношения
Δ P в ( i ) = 8 F S 2 V в ( i ) 2 ρ в π 2 d в 4
а жидкость-очиститель - под перепадом давления, рассчитываемым по зависимости
Δ P ж ( i ) = ϕ с ρ ж G в ( i ) 2 sin 2 ( a r c t g ( h / l ) ) 2 ρ в 2 F в 2 ,
где
ρв и ρж - плотность воздуха и жидкости-очистителя, соответственно, кг/м3;
φс - коэффициент потерь скорости в смесительной камере, равный 0.70..096;
Vв(i) - скорость воздушного потока в воздухозаборнике двигателя на i-м режиме его работы, м/с;
Gв(i) - массовый расход воздуха через двигатель на i-м режиме его работы, кг/с;
Fв и FS - площадь поперечного сечения воздухозаборника двигателя и смесительной камеры стендовой установки, соответственно;
h и l - высота омываемой поверхности образцов лопаток и расстояние от кассеты образцов до оси жидкостных форсунок, соответственно, м.

3. Способ определения рациональных параметров режимов влажной очистки проточного тракта ГТД по пп.1 или 2, отличающийся тем, что подвод воздуха в смесительную камеру установки осуществляют через форсунку с диаметром проходного сечения, определяемым из соотношения
d в = 4 F S π k ,
а подачу жидкости-очистителя в смесительную камеру производят через форсунки в количестве, рассчитываемом по зависимости
n = γ к γ ф ,
и с диаметром проходного сечения, определяемым по формуле
d ж = 4 F S F в ρ в t d π n ϕ с μ ж G в ( i ) sin ( a r c t g ( h / l ) ) .
В приведенных расчетных зависимостях параметры имеют следующие значения:
ρв и ρж - плотность воздуха и жидкости-очистителя, соответственно, кг/м3;
µв и µж - коэффициент расхода воздуха и жидкости, соответственно;
φс - коэффициент потерь скорости в смесительной камере, равный φс=0,70…0,96;
Vв(i) - скорость воздушного потока в воздухозаборнике двигателя на i-м режиме его работы, м/с;
Gв(i) - массовый расход воздуха через двигатель на i-м режиме его работы, кг/с;
dв и dж - диаметр проходного сечения форсунок для подачи в смесительную камеру, соответственно, сжатого воздуха и жидкости очистителя, м;
Fв и FS - площадь поперечного сечения воздухозаборника двигателя и смесительной камеры стендовой установки, соответственно, м2;
h и l - высота омываемой поверхности образцов лопаток и расстояние от кассеты образцов до оси жидкостных форсунок, соответственно, м;
n - количество жидкостных форсунок;
td=(0,8÷1,5)·10-3 м/с - динамический слой жидкости-очистителя;
γк - угол сектора кассеты образцов-лопаток;
γф=10°÷20° - угол распыла струйной форсунки;
к = F S F S ( Ф ) - коэффициент отношения площади FS поперечного сечения смесительной камеры установки к площади FS(Ф) поперечного сечения проходного сечения отверстия форсунки подвода сжатого воздуха.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области испытания авиационных двигателей по схеме «с присоединенным трубопроводом». Технический результат изобретения - повышение надежности и технологичности стенда путем создания простой и универсальной конструкции, исключающей влияние тепловых изменений диаметра и длины присоединенного трубопровода (ПТ) на монтажное положение его оси, достижение универсальности конструкции опор ПТ.

Изобретение относится к области диагностики повреждения деталей машин в процессе их непрерывной эксплуатации и может быть использовано для определения технического состояния машинных агрегатов и обеспечения их безопасной, ресурсосберегающей эксплуатации.

Способ наземного контроля нормальной работы установленного на самолете авиационного газотурбинного двигателя. Для этого производят испытание, которое содержит осуществление - на работающем газотурбинном двигателе и начиная от определенного режима - быстрого уменьшения расхода топлива по запрограммированному понижению с целью оценки стойкости к самогашению камеры сгорания упомянутого газотурбинного двигателя во время быстрого сброса его оборотов в полете.

Изобретение может быть использовано для диагностирования двигателей внутреннего сгорания (ДВС). Способ осуществляется путем контроля частоты вращения коленчатого вала двигателя при отключении части цилиндров и одновременном воздействии на топливоподачу.
Изобретение относится к способу комплексной диагностики технического состояния межроторных подшипников двухвальных авиационных и наземных газотурбинных двигателей методами вибродиагностики и может быть использовано в авиадвигателестроении.

Изобретение может быть использовано при обкатке двигателей внутреннего сгорания (ДВС). Способ создания нагрузки при испытаниях и обкатке заключается в том, что нагрузку создают тормозным моментом от собственной компрессии ДВС при закрытых впускном и выпускном коллекторах.

Изобретение относится к области испытания устройств на герметичность и может быть использовано для оценки герметичности корпуса сервопривода. Сущность: устройство (1) оценки герметичности корпуса (3) сервопривода (4) включает: сервопривод (4), имеющий электродвигатель (11), предназначенный для создания движения механической составляющей, устройство (12) определения положения механической составляющей, сменным образом присоединенное к соединителю (15), механическое устройство (13), сменным образом присоединенное к соединителю (16); средство (2) всасывания потока, соединенное с сервоприводом (4) через отверстие в корпусе (3), закрываемое посредством пробки (8); средство (6) предотвращения прохождения потока между средством (2) всасывания газа и корпусом (3) в направлении, обратном направлению всасывания; средство (7) измерения давления внутри корпуса.
Способ диагностирования ГТУ может быть использован при эксплуатации компрессорных станций. Разработчик ГТУ на месте эксплуатации проводит анализ изменения параметров двигателя ГТУ в процессе эксплуатации относительно полученных параметров при приемо-сдаточных испытаниях на заводе-изготовителе, затем выполняет оценку мощности, вырабатываемой на валу свободной турбины двигателя, на ее соответствие мощностной характеристике руководства по эксплуатации с учетом установки на двигателе регулировки ограничения максимальной температуры газа за свободной турбиной.

Изобретение относится к области редукторных установок для моторостроения, в частности, к стендовым редукторным установкам для испытания двигателей, содержащим зубчатые редукторы и нагрузочные устройства.

Изобретение относится к испытательной технике, в частности к установке для испытаний маслонасосов системы смазки авиационного газотурбинного двигателя. Установка дополнительно содержит изолированную сменную камеру с магистралью суфлирования, генератор воздушно-масляной сети, магистраль подключения к источнику сжатого воздуха, при этом вход насоса откачки масла сообщен с выходом изолированной сменной камеры, соответствующей по объему той масляной полости, которую на двигателе обслуживает этот насос, сменная камера снабжена мерным стеклом и магистралью суфлирования с устройством регулировки проходного сечения, вход сменной камеры сообщен с выходом генератора воздушно-масляной смеси, выполненного в виде смесительного устройства, генератор воздушно-масляной сети сообщен магистралями через дроссельные краны с выходом из насоса подачи масла и с источником сжатого воздуха.

Изобретение может быть использовано при диагностировании технического состояния (ДТС) двигателей внутреннего сгорания (ДВС). ДТС осуществляется путем измерения с привязкой по углу поворота коленчатого вала (КВ), в том числе на рабочем такте каждого цилиндра (Ц), углового ускорения КВ и ротора турбокомпрессора (ТКР), давления наддува в стационарном режиме, в разгоне и выбеге, а также гармоник ускорения. Способ основан на определении автокорреляционных функций или энергетических спектров ускорений и давления наддува, а также взаимокорреляционных функций или взаимных энергетических спектров ускорений и давления наддува попарно между Ц и по их соотношению судят о степени неравномерности работы Ц, их герметичности. Устройство содержит датчики частоты вращения КВ ДВС и ротора ТКР, давления наддува, три селектора уровня, датчик синхронизации, блок формирования начала отсчета угловых меток (УМ), блок синхронизации начала отсчета УМ, задатчики УМ цикла, номеров УМ Ц и частоты измерения мощности, индикатор, дифференциаторы, преобразователь временного интервала в код, регистр временного хранения, блоки регистров сигнала и вычисления среднего значения частоты вращения за цикл, блоки вычисления коэффициента неравномерности, генератор тактовых импульсов и схему подготовки к работе, коррелометр, измеритель энергетического спектра, вычислители максимума, вычитающие устройства, задатчики уровня неуравновешенности, преобразователи временного интервала в код, двухпозиционные переключатели на два положения. Техническим результатом является снижение трудоемкости и повышение точности ДТС за счет улучшенной селекции сигналов работающих Ц. 2 н. и 23. з.п. ф-лы, 9 ил.

Изобретение относится к области ракетной и измерительной техники, а именно к способу диагностики предаварийных режимов работы РДТТ при огневых стендовых испытаниях, и может быть использовано для аварийного гашения ракетных двигателей твердого топлива (РДТТ) при отработке и наземных испытаниях. Способ включает измерение с помощью датчиков величины виброускорения, преобразование полученных данных в вейвлет-коэффициенты по алгоритму непрерывного преобразования, определение масштаба разложения, имеющего максимальную энергию вейвлет-коэффициентов, проведение анализа дисперсии коэффициентов на данном масштабе, выработку суждения о неисправности в работе РДТТ. При этом датчики размещают в точках корпуса РДТТ, информативных относительно продольных акустических колебаний, а измерительные оси датчиков ориентируют по продольной оси РДТТ. Способ обладает расширенными эксплуатационными возможностями, позволяет повысить надежность и достоверность диагностики при одновременном увеличении запаса времени для принятия упреждающего воздействия за счет создания условий, обеспечивающих возможность получения информации о локальных предвестниках неисправности и полного использования время-частотной информации. 3 ил.

Изобретение относится к прибору контроля усилия сжатия уплотнительных колец. Прибор содержит базовую плиту, механизм фиксации кольца на плите и элемент задания усилия сжатия кольца. Прибор оснащен устройством измерения величины замкового зазора кольца, выполненным в виде фотоэлектрического датчика, корпус которого выполнен скобообразным и установлен на базовой плите, на одном плече скобообразного корпуса установлены светодиод с коллиматором, а на другом - фоторезистор, соединенный с устройством измерения тока, механизм фиксации кольца выполнен в виде ползуна, установленного с возможностью перемещения в базовой плите, и штока, установленного в ползуне с возможностью поворота и осевого перемещения и подпружиненного относительно него, причем на конце штока установлен прижим, имеющий возможность взаимодействия с кольцом, при этом в базовой плите с возможностью перемещения и фиксации в заданном положении размещены установочный и упорный элементы, предназначенные для выставки кольца в заданное положение на базовой плите. Техническим результатом является расширение функциональных возможностей прибора за счет обеспечения возможности замера упругих свойств широкой гаммы колец уплотнительных, а также повышение точности измерений. 3 з.п. ф-лы, 7 ил.
Изобретение может быть использовано для оценки моющей способности бензина и дизельного топлива и влияния их моющей способности на технико-экономические и экологические (ТЭ) характеристики двигателя (Д). Способ заключается в предварительном «загрязнении» Д эталонной загрязняющей смесью (ЭЗС) топлива и масла, обеспечивая его работу на фиксированном режиме. После выработки 20-40 л ЭЗС Д останавливают, охлаждают, разбирают и фиксируют загрязнения (З). Затем Д работает на испытуемом топливе на стандартных режимах (СР). При этом измеряют его ТЭ характеристики. Далее повторно фиксируют З. Приведены параметры СР. Технический результат - повышение степени надежности и объективности определения моющей способности бензина и дизельного топлива. 8 з.п. ф-лы, 4 табл.

Изобретение может быть использовано при диагностике технического состояния дизеля в условиях эксплуатации судна. В предлагаемом способе определяют скорости воздушного потока в сечениях патрубка путем пошагового введения комбинированного зонда (КЗ) и измерения разности полного и статического давлений воздушного потока (ВП). КЗ вводят перпендикулярно направлению ВП с шагом 5-15 мм. Пошагово измеряют разность полного и статического давлений воздушного потока в точках, соответствующих положениям отверстий в КЗ. Вычисляют скорость ВП в конкретных точках поперечного сечения патрубка, затем их усредняют и математически обрабатывают для определения расхода воздуха. КЗ ориентируют так, что ось одного отверстия располагается вдоль воздушного потока, а расстояние между точками по оси патрубка соответствует расстоянию между отверстиями КЗ и составляет 3-5 мм. Технический результат заключается в упрощении контроля расхода воздуха. 2 з.п. ф-лы. 2 ил.

Изобретение может быть использовано для определения угла опережения впрыска топлива (УОВТ) двигателей внутреннего сгорания (ДВС) в эксплуатационных условиях. Способ основан на измерении частоты вращения Д при появлении максимума производных по частоте вращения (ЧВ) автокорреляционной функции (АКФ) или энергетического спектра средних за цикл ускорений (Уск) разгона (Р), смещения по времени максимума взаимокорреляционной функции (ВКФ) этих Уск Р и выбега (В) относительно максимума АКФ выбега, наклона фазочастотной характеристики (ФЧХ) взаимного энергетического спектра этих Уск. При определении УОВТ по отдельным цилиндрам способ основан на измерении ЧВ при появлении максимумов производных по ЧВ средних за рабочие такты Уск Р, смещения по времени максимумов АКФ Уск Р или полной нагрузки на рабочем такте каждого цилиндра относительно верхней мертвой точки (ВМТ), максимумов ВКФ Уск Р и В на рабочем такте относительно максимумов АКФ В, наклона ФЧХ взаимных энергетических спектров Уск Р и В, а также прокрутки и полной нагрузки. Для ДВС с неуравновешенной гармоникой используют аналогично смещение относительно неуравновешенной гармоники Уск. Устройство содержит датчики ЧВ и ВМТ первого цилиндра, дифференциаторы, блоки регистров сигналов и максимумов, блок синхронизации начала отсчета угловых меток (УМ), задатчики частоты измерения, УМ цикла и их номеров, усреднители ЧВ и Уск, селектор уровня, коррелометр, измеритель энергетического спектра, два измерителя максимумов, два определителя УОВТ, измеритель ФЧХ. Техническим результатом является упрощение, снижение трудоемкости и повышение точности определения УОВТ. 2 н. и 7 з. п. ф-лы, 11 ил.

Изобретение относится к области авиадвигателестроения, а именно к авиационным турбореактивным двигателям. В способе серийного производства турбореактивного двигателя изготавливают детали и комплектуют сборочные единицы, элементы и узлы модулей и систем двигателя. Собирают модули в количестве не менее восьми - от компрессора низкого давления до всережимного регулируемого реактивного сопла. Помодульно собирают двигатель, который выполняют двухконтурным, двухвальным. После сборки производят испытания двигателя на газодинамическую устойчивость работы компрессора. Конкретный или идентичные для статистической репрезентативности результатов три-пять экземпляров из партии серийно произведенных двигателей испытаны на стенде. Стенд снабжен входным аэродинамическим устройством с регулируемо пересекающим воздушный поток, преимущественно, дистанционно управляемым выдвижным интерцептором. Интерцептор включает отградуированную шкалу положений интерцептора, имеющую фиксированную критическую точку, отделяющую двигатель на 2-5% от перехода в помпаж. При необходимости осуществляют повтор испытаний на определенном по регламенту наборе режимов, соответствующих режимам реальной работы ТРД в полетных условиях. Технический результат состоит в упрощении технологии и сокращении трудозатрат и энергоемкости процесса испытания ТРД на этапе серийного промышленного производства при повышении достоверности определения границ допустимого диапазона варьирования тяги. 2 н. и 9 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к области авиадвигателестроения, а именно к авиационным турбореактивным двигателям. В способе серийного производства турбореактивного двигателя изготавливают детали и комплектуют сборочные единицы, элементы и узлы модулей и систем двигателя. Собирают модули в количестве не менее восьми - от компрессора низкого давления до всережимного регулируемого реактивного сопла. Помодульно собирают двигатель, который выполняют двухконтурным, двухвальным. После сборки производят испытания двигателя на влияние климатических условий на основные характеристики работы компрессора. Испытания проведены с измерением параметров работы двигателя на различных режимах в пределах запрограммированного диапазона полетных режимов для конкретной серии двигателей, и осуществляют приведение полученных параметров к стандартным атмосферным условиям с учетом изменения свойств рабочего тела и геометрических характеристик проточной части двигателя при изменении атмосферных условий. Технический результат состоит в повышении эксплуатационных характеристик ТРД, а именно тяги, экспериментально проверенным ресурсом и надежности двигателя в процессе эксплуатации в полном диапазоне полетных циклов в различных климатических условиях, а также в упрощении технологии и сокращении трудозатрат и энергоемкости процесса испытания ТРД на этапе серийного промышленного производства 2 н. и 8 з.п. ф-лы, 2 ил., 4 табл.

Изобретение относится к области авиадвигателестроения, а именно к авиационным турбореактивным двигателям. В способе серийного производства турбореактивного двигателя изготавливают детали и комплектуют сборочные единицы, элементы и узлы модулей и систем двигателя. Собирают модули в количестве не менее восьми - от компрессора низкого давления до всережимного регулируемого реактивного сопла. Помодульно собирают двигатель, который выполняют двухконтурным, двухвальным. После сборки производят испытания двигателя по многоцикловой программе. При выполнении этапов испытания проводят чередование режимов, которые по длительности превышают программное время полета. Формируют типовые полетные циклы, на основании которых по программе определяют повреждаемость наиболее загруженных деталей. Исходя из этого определяют необходимое количество циклов нагружения при испытании. Формируют полный объем испытаний, включая быструю смену циклов в полном регистре от быстрого выхода на максимальный либо полный форсированный режим до полного останова двигателя и затем репрезентативный цикл длительной работы с многократным чередованием режимов во всем рабочем спектре с различным размахом диапазона изменения режимов, превышающем время полета не менее чем в 5 раз. Быстрый выход на максимальный или форсированный режим на части испытательного цикла осуществляют в темпе приемистости и сброса. Технический результат состоит в повышении достоверности результатов испытаний на этапе серийного производства и расширении репрезентативности оценки ресурса и надежности работы турбореактивного двигателя в широком диапазоне региональных и сезонных условий последующей летной эксплуатации двигателей. 2 н. и 10 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к области авиадвигателестроения, а именно к авиационным турбореактивным двигателям. В способе серийного производства ТРД изготавливают детали и комплектуют сборочные единицы, элементы и узлы модулей и систем двигателя. Собирают модули в количестве не менее восьми - от компрессора низкого давления до всережимного поворотного реактивного сопла. Помодульно собирают двигатель, который выполняют двухконтурным, двухвальным. Устанавливают на технологическом стапеле промежуточный корпус, газогенератор, включая компрессор высокого давления, основную камеру сгорания и турбину высокого давления. Перед промежуточным корпусом устанавливают компрессор низкого давления, а за газогенератором последовательно соосно устанавливают турбину низкого давления, смеситель, фронтовое устройство, форсажную камеру сгорания и поворотное реактивное сопло. Поворотное реактивное сопло включает поворотное устройство и регулируемое реактивное сопло. При этом поворотное устройство разъемно прикрепляют неподвижным элементом к форсажной камере сгорания, а регулируемое реактивное сопло аналогично прикрепляют к подвижному элементу поворотного устройства с возможностью выполнения поворотов для изменения направления вектора тяги. В процессе изготовления КПД входной направляющий аппарат оснащают аэродинамически прозрачной силовой решеткой из радиальных стоек. Стойки устанавливают равномерно распределение по кругу входного сечения ВНА и с аэродинамическим затенением, создаваемым упомянутой решеткой совместно с фронтальным коком ВНА, составляющим менее 30% от полной площади входного круга ВНА. После сборки производят испытания двигателя на газодинамическую устойчивость работы компрессора. Конкретный или идентичные для статистической репрезентативности результатов три-пять экземпляров из партии серийно произведенных двигателей испытаны на стенде. Стенд снабжен входным аэродинамическим устройством с регулируемо пересекающим воздушный поток, преимущественно, дистанционно управляемым выдвижным интерцептором. Интерцептор включает отградуированную шкалу положений интерцептора, имеющую фиксированную критическую точку, отделяющую двигатель на 2-5% от перехода в помпаж. При необходимости осуществляют повтор испытаний на определенном по регламенту наборе режимов, соответствующих режимам реальной работы ТРД в полетных условиях. Технический результат состоит в упрощении технологии и сокращении трудозатрат и энергоемкости процесса испытания ТРД на этапе серийного промышленного производства при повышении достоверности определения границ допустимого диапазона варьирования тяги. 2 н.и 10 з.п. ф-лы, 4 ил.
Наверх