Роторно-пластинчатое устройство



Роторно-пластинчатое устройство
Роторно-пластинчатое устройство
Роторно-пластинчатое устройство
Роторно-пластинчатое устройство
Роторно-пластинчатое устройство
Роторно-пластинчатое устройство
Роторно-пластинчатое устройство
Роторно-пластинчатое устройство

 


Владельцы патента RU 2541059:

ФИЛИППОВ СЕРГЕЙ НИКОЛАЕВИЧ (RU)
КОЗКО АЛЕКСЕЙ ВЛАДИСЛАВОВИЧ (RU)

Изобретение относится к области машиностроения. Роторно-пластинчатое устройство содержит статор, боковые крышки с пазом, расположенный в статоре ротор с радиальными пазами и рабочими пластинами в них, установленными с возможностью возвратно-поступательного движения и контакта своими верхними частями с внутренней поверхностью статора. Каждая пластина выполнена с выступами в торцевой части, контактирующими с пазом крышек. Статор выполнен цилиндрической формы, паз в боковых крышках выполнен кольцевым, повторяющим форму внутренней цилиндрической поверхности статора и обеспечивающим угловое перемещение верхней части пластины в постоянном контакте с внутренней поверхностью статора. Ротор расположен со смещением к стенке корпуса с образованием камер неодинакового объема. В валу ротора с обоих концов выполнены несквозные осевые отверстия с образованием впускной и выпускной частей вала ротора, имеющие выход в пазы ротора, а на нижней части пластин выполнены углубления для входа и выхода рабочей среды из камеры. Изобретение направлено на создание универсального по применению роторно-пластинчатого устройства простого в изготовлении и надежного в работе. 8 ил.

 

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в качестве двигателя внутреннего сгорания с любой воздушно-газовой смесью, а также в виде компрессора или насоса.

Известен роторно-поршневой двигатель внутреннего сгорания, содержащий корпус с внутренней цилиндрической рабочей поверхностью, торцевые крышки, цилиндрический ротор, установленный эксцентрично относительно рабочей поверхности корпуса, имеющий радиальные подвижные заслонки, смонтированные в пазах ротора и образующие нагнетательную и расширительную полости между корпусом и ротором (см. патент RU №2297534, F01C 1/344, 2007).

Недостатком данного двигателя является то, что пластины прижимаются к внутренней, рабочей поверхности корпуса за счет силы пружин, расположенных в пазах ротора, что приводит к увеличенному износу как пластин, так и внутренней, рабочей поверхности корпуса.

Кроме того, сила, с которой пружины прижимают пластины к поверхности корпуса, должна быть не ниже рабочего давления в камере сгорания рабочей смеси, а это приводит к значительному трению и снижает легкость вращения ротора.

Известна роторно-пластинчатая машина, содержащая корпус, полый цилиндрический ротор с пазами, эксцентрично размещенный в расточке корпуса, установленные во вкладышах раздельные пластины (см. патент RU №2187656, F01C 1/44, 2002).

В данном устройстве вкладыши размещены в роторе с возможностью поворота в пазах. Каждый из вкладышей пластины выполнен в виде плоско-выпуклого конструктивного элемента с различным радиусом кривизны внешней выпуклой поверхности по его длине и имеет центральный и периферийные участки. Вкладыши зафиксированы между собой двумя полыми демпфирующими втулками. Втулки установлены на периферийных участках вкладышей.

Недостатками данного устройства являются сложность в размещении пластин на валу ротора, их сочленение и достаточно высокая сложность изготовления. А также устройство содержит большое количество движущихся узлов, в которых необходимо выполнять уплотнения и достигать герметичность соединений.

Известна также пластинчатая машина, содержащая статор с профилированной расточкой, образованной тремя сопряженными между собой дугами окружности, эксцентрично размещенный в расточке цилиндрический ротор с пазами и размещенными в них с образованием рабочих камер пластинами (см. патент RU №2023887, F01C 1/344, 1994).

Недостатком данного устройства является то, что разные радиусы расточек, разные длины дуг и пластин, углы переходов между поверхностями окружности приводят к сильному износу элементов конструкции. Сам ротор имеет эксцентричную ось вращения, что приводит к сильным вибрациям.

Наиболее близким по технической сущности к заявляемому решению является роторно-пластинчатый двигатель, содержащий статор, боковые крышки с пазом, расположенный в статоре ротор с радиальными пазами и рабочими пластинами в них, установленными с возможностью возвратно-поступательного движения и контакта своими верхними частями с внутренней поверхностью статора, причем каждая пластина выполнена с выступами в торцевой части, контактирующими с пазом крышек (см. патент RU №2416032, F01C 1/344, 2011).

Недостатками данного устройства являются ограниченное применение и сложность конструкции.

Рабочая поверхность корпуса выполнена в виде поверхности, образованной движением прямой линии, перпендикулярной плоскости вращения ротора, по образующей кривой-эллипсу. Создание такой поверхности является сложной операцией.

Данное устройство не предназначено для работы с жидкими средами.

Задачей заявляемого решения является создание универсального по применению роторно-пластинчатого устройства простого в изготовлении и надежного в работе.

Технический результат заявляемого решения заключается в расширении функциональности устройства с одновременным повышением эффективности его работы за счет постоянного оптимального контакта пластин ротора с внутренней поверхностью статора.

Для достижения указанного технического результата в роторно-пластинчатом устройстве, содержащем статор, боковые крышки с пазом, расположенный в статоре ротор с радиальными пазами и рабочими пластинами в них, установленными с возможностью возвратно-поступательного движения и контакта своими верхними частями с внутренней поверхностью статора, причем каждая пластина выполнена с выступами в торцевой части, контактирующими с пазом крышек, согласно предложению, статор выполнен цилиндрической формы, паз в боковых крышках выполнен кольцевым, повторяющим форму внутренней цилиндрической поверхности статора и обеспечивающим угловое перемещение верхней части пластины в постоянном контакте с внутренней поверхностью статора, при этом ротор расположен со смещением к стенке корпуса с образованием камер неодинакового объема, в валу ротора с обоих концов выполнены несквозные осевые отверстия с образованием впускной и выпускной частей вала ротора, имеющие выход в пазы ротора, а на нижней части пластин выполнены углубления для входа и выхода рабочей среды из камеры.

Сущность предложения поясняется чертежами, где на фиг. 1 схематично представлено устройство в поперечном разрезе; на фиг. 2 представлена крышка статора в разрезе; на фиг. 3 изображена крышка статора, вид с внутренней стороны устройства; на фиг. 4 представлен ротора; на фиг. 5 представлено устройство с камерой минимального объема; на фиг. 6 представлено устройство с камерой максимального объема; на фиг. 7 изображено устройство в работе; на фиг. 8 схематично представлено устройство в продольном разрезе.

Следует учесть, что на чертежах представлены только те детали, которые необходимы для понимания существа предложения, а сопутствующее оборудование, хорошо известное специалистам в данной области, на чертежах не представлено.

Устройство включает статор, выполненный в виде горизонтального цилиндрического корпуса 1 с осью вращения С-С1. Внутри корпуса 1 со смещением к стенке корпуса 1 расположен ротор 2 с валом и осью вращения R-R1 (фиг. 1, 2). В роторе 2 выполнены радиальные пазы 3, в которых установлены пластины 4 с возможностью возвратно-поступательного движения в пазах 3. Количество пластин 4 равно количеству радиальных пазов 3 и равно n, где n=1, 2, 3, 4 и т.д. Количество пластин 4 может быть произвольным, в зависимости от размеров устройства и сферы его применения. В примере конкретного исполнения на фиг. 5, 6, 7 представлено, что количество пазов 3 и пластин 4 выбрано равное трем.

Ротор 2 размещен внутри корпуса 1 со смещением к стенке корпуса 1 так, что между внутренней поверхностью корпуса 1, внешней поверхностью ротора 2 и между соседними пластинами 4 образуются камеры неодинакового объема.

Устройство также включает боковые крышки 5, расположенные с обоих торцов корпуса 1, имеющие посадочные отверстия для вала ротора 2, посадочные канавки и уплотнения для герметичного соединения с торцами корпуса 1.

В крышках 5 выполнен кольцевой паз 6, повторяющий форму внутренней цилиндрической поверхности корпуса 1. Пластины 4 имеют ответные выступы 7, входящие в кольцевые пазы 6 крышек 5, обеспечивая тем самым угловое перемещение верхней части пластин 4 по внутренней поверхности корпуса 1.

Таким образом, пластины 4 контактируют своими закругленными верхними частями с внутренней цилиндрической поверхностью корпуса 1, а боковыми торцами - с поверхностями крышек 5.

Вал вращения ротора 2 с обоих концов имеет несквозные осевые отверстия 8, имеющие выход в пазы 3, а на нижней части пластин 4, которые двигаются в пазах ротора 2, выполнены углубления 9 для впуска и выпуска рабочей смеси и отработанных газов (фиг.8). При этом на впускной и выпускной части вала ротора 2 установлены впускной и выпускной клапаны (на чертежах не показаны).

На фиг.5, 6 показано, что зона A образует камеру минимального объема, зона B - камеру максимального объема.

Роторно-пластинчатое устройство выполнено из традиционных конструкционных материалов и может быть изготовлено в условиях, например, серийного производства по традиционной технологии.

Устройство работает следующим образом.

Основным принципом работы всех роторно-пластинчатых устройств является повышение давления рабочей смеси за счет уменьшения ее объема. В примере конкретного выполнения работа заявленного роторно-пластинчатого устройства представлена для двигателя внутреннего сгорания (фиг.7).

Когда ротор 2 начинает вращаться, пластины 4 выдвигаются из пазов 3 и скользят по внутренней стенке корпуса 1. То есть, вращаясь вместе с ротором 2, пластины 4 одновременно совершают возвратно-поступательное движение в пазах 3 ротора 2.

Проворачивая ротор 2 по часовой стрелке, получаем в камере А максимальное давление рабочей смеси (зона A). Дальнейшее проворачивание ротора 2 вызывает выход верхней пластины 4-2 из паза 3 больше, чем пластины 4-1, расположенной у оси R-R1 (фиг.4).

В этот момент происходит воспламенение рабочей смеси. Сила давления воспламененной смеси на пластину 4-2 будет больше, чем на пластину 4-1, из-за разности плеч, что вызовет проворачивание ротора 2.

Расширяющиеся газы будут проворачивать ротор 2 до максимального объема в зоне B (фиг.6). Цикл будет повторяться в каждой камере, что приведет к постоянному вращению ротора 2.

Данный двигатель может работать в двухтактном режиме, как и обычный поршневой двигатель. Причем, если механизм газораспределения расположить на крышке двигателя, это обеспечит работу в четырехтактном режиме, что значительно улучшит работу двигателя и его мощностные характеристики.

Заявляемое устройство может быть исполнено в виде пластинчатого насоса. Для этого в одной из боковых крышек выполняют всасывающую полость, как в обычном центробежном насосе. В случае использования устройства в качестве насоса с высоким разряжением или давлением, в крышках устанавливают клапанные механизмы, обеспечивающие разряжение на входе и высокое давление на выходе насоса.

Заявляемое устройство может быть исполнено в виде компрессора, при этом на выходе устанавливают накопительную емкость.

В заявляемом устройстве статор выполнен с цилиндрической внутренней поверхностью. Это упрощает изготовление устройства.

В отличие от поршневых устройств, в данном устройстве отсутствует наиболее изнашиваемая деталь - коленчатый вал, что повышает надежность и увеличивает срок службы устройства.

Изготовление пластин с выступами, входящими в кольцевой паз крышек устройства, позволяет установить оптимальный контакт пластин с внутренней поверхностью статора, что значительно снижает износ элементов конструкции и продлевает срок службы устройства.

Заявляемое техническое решение позволяет легко изменять свойства устройства, а именно в случае использования как двигателя внутреннего сгорания изменять степень сжатия, количество рабочих циклов, что достигается простой сменой боковых крышек, в которых смещается ось вращения ротора.

В заявляемом устройстве также упрощен подвод рабочей смеси и отвод отработанных газов за счет выполненных несквозных отверстий на валу ротора, имеющих также выход в пазы и углубления в нижней части пластин.

Заявляемое роторно-пластинчатое устройство универсально по применению, простое в изготовлении и надежное в работе.

Роторно-пластинчатое устройство, содержащее статор, боковые крышки с пазом, расположенный в статоре ротор с радиальными пазами и рабочими пластинами в них, установленными с возможностью возвратно-поступательного движения и контакта своими верхними частями с внутренней поверхностью статора, причем каждая пластина выполнена с выступами в торцевой части, контактирующими с пазом крышек, отличающееся тем, что статор выполнен цилиндрической формы, паз в боковых крышках выполнен кольцевым, повторяющим форму внутренней цилиндрической поверхности статора и обеспечивающим угловое перемещение верхней части пластины в постоянном контакте с внутренней поверхностью статора, при этом ротор расположен со смещением к стенке корпуса с образованием камер неодинакового объема, в валу ротора с обоих концов выполнены несквозные осевые отверстия с образованием впускной и выпускной частей вала ротора, имеющие выход в пазы ротора, а на нижней части пластин выполнены углубления для входа и выхода рабочей среды из камеры.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к двигателестроению. Роторный двухкамерный двигатель внутреннего сгорания содержит ротор, разделительные колеса и шестерни сопряжения, расположенные в неподвижном статоре-картере с впускными, выпускными отверстиями и камерой сгорания.

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к роторно-лопастным устройствам, и может использоваться в двигателях внутреннего и внешнего сгорания, пневмодвигателях, компрессорах, насосах, детандерах.

Изобретение относится к двигателестроению. Роторный двигатель содержит корпус с торцевыми стенками и внутренней тороидальной замкнутой поверхностью с впускными и выпускными штуцерами, левый и правый роторы, уплотнительные кольца, установленные в торцевых стенках, шестерни передачи крутящего момента выходному валу двигателя.

Изобретение относится к области роторных машин объемного вытеснения, которые могут выполнять функции как двигателя, так и насоса, и касается усовершенствования профиля рабочих органов винтовых роторных двигателей, компрессоров и насосов.

Изобретение относится к энергетике, транспорту и машиностроению. Роторно-лопастная муфта содержит ротор с одной или несколькими лопастями, неподвижно закрепленными на роторе, ведомый фланец с осью замыкателя, замыкатель, вращающийся под воздействием лопастей вокруг геометрической оси, эксцентричной относительно оси ротора, запорное кольцо.

Осевой объемный компонент (3) газотурбинного двигателя, такой как компрессор, или турбина, или расширитель (88), содержит роторный узел (15), проходящий от полностью осевого впуска (20) до находящегося ниже по потоку и отстоящего по оси осевого выпуска (22).

Изобретение относится к двигателестроению. Роторный двигатель внутреннего сгорания включает полый корпус, цилиндрический ротор с поршнем, затвор с приводом управления затвором, камеру сгорания, рабочую камеру, устройство для подачи и сжигания топлива и снабжен декомпрессионным клапаном.

Изобретение относится к двигателестроению. Роторный двигатель внутреннего сгорания содержит неподвижный цилиндрический корпус с выступающей за его пределы камерой впрыска и поджига топливной смеси, снабженной свечой зажигания и окном впускным для топливной смеси.

(57) Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при создании роторно-лопастных двигателей, насосов, компрессоров, гидроприводов. Роторно-лопастная машина содержит корпус (1), крышки (2, 3).

Изобретение относится к двигателестроению. Роторно-поршневой двигатель внутреннего сгорания содержит корпус, ведущий вал с передним зубом, задним зубом и перегородкой между ними, передний и задний ведомые валы с шиберами, имеющими впадину для зуба.

Изобретение относится к роторным установкам, в том числе к роторным двигателям, насосам, компрессорам. Роторная установка содержит статор, образующий камеру по существу овальной формы, и ротор, установленный с возможностью вращения в камере на центральном валу и вместе со статором ограничивающий две полости, расположенные на противоположных концах камеры. В пазах, образованных в роторе, установлены лопатки, выполненные с возможностью скольжения в радиальном направлении. На каждой лопатке установлены первый и второй первичные ролики и первый и второй вторичные ролики. Первые ролики установлены на первой боковой кромке лопатки. Вторые ролики установлены на противоположной боковой кромке. На боковых стенках статора выполнены два кулачково-роликовых устройства, которые образуют первичные и вторичные криволинейные поверхности, предназначенные для регулирования радиального перемещения лопаток и образованные внутри кулачково-роликовых устройств. Криволинейные поверхности смещены друг от друга в осевом направлении и в радиальном направлении относительно оси вращения. Изобретение направлено на создание конструкции кулачка и кулачкового ролика, предназначенной для регулирования радиального перемещения лопаток, и простого и дешевого ротора. 2 н. и 18 з.п. ф-лы, 19 ил.

Способ преобразования тепловой энергии в полезную работу. В двух роторных двигателях применяемые в качестве рабочего тела жидкости не замерзают в земных климатических условиях, имеют низкую температуру кипения и под воздействием источников тепла или нагревателей, работающих за счет теплообмена с требующими охлаждения промышленными технологиями, позволяют осуществлять последовательно чередующийся переход рабочего тела из одного фазового состояния в другое. В герметично замкнутом и термически изолированном контуре идёт процесс преобразования тепловой энергии в полезную механическую работу с помощью бесклапанного вращающегося газораспределительного барабана. Барабан поочередно направляет образующийся в парогенераторе пар высокого давления в соответствующие рабочие секции применяемых винтового или зубчатого двух роторных двигателей, где за счет расширения пар совершает полезную работу и охлаждается. Устройство конденсации использует естественную низкую температуру высоких слоев атмосферы или холодные климатические условия окружающей среды. Сконденсированное рабочее тело возвращается в парогенератор для повторного использования. В результате предложенных решений огромное количество не используемой ранее тепловой энергии одновременно обеспечивает низкотемпературным холодом большие городские холодильники без сжигания углеводородного топлива. 1 ил.

Группа изобретений относится к двигателестроению, конкретно к двигателям внешнего нагрева, работающим на подогретом рабочем теле, например водяном паре. Способ преобразования тепловой энергии пара в механическую включает впуск пара рабочего тела в двигатель, расширение пара, совершающего механическую работу, в рабочих камерах, выпуск отработавшего рабочего тела из двигателя, сжатие оставшегося отработавшего пара, циклическое повторение указанных процессов. Выпуск из двигателя отработавшего рабочего тела производят с помощью центробежной силы, действие которой усиливают тем, что на внутренние поверхности деталей двигателя, образующие стенки рабочих камер, нанесено покрытие из вещества, отталкивающего образующийся жидкий конденсат, или указанные детали изготовлены из такого вещества. Группа изобретений направлена на обеспечение быстрого удаления из камеры расширения жидкой фазы и, как следствие, уменьшение затрат на ее испарение и как конечный результат значительное повышение КПД двигателя. 2 н. и 15 з.п. ф-лы, 14 ил.

Изобретение относится к роторному двигателю внутреннего сгорания. Двигатель выполнен с внешней камерой сгорания, с возможностью применения паровой фазы и работы на углеводородном топливе или на водородно-кислородной смеси. Двигатель представляет собой корпус, состоящий из секции мотора, секции компрессора и секции связующих шестерен. Шестерни жестко посажены на соответствующие им валы. Секции мотора и компрессора имеют сходные по конструкции роторы, расположенные с зазором к корпусу и между собой. Малый ротор представляет собой цилиндр с полостью и выполняет роль золотника между камерой сгорания и каналом, предназначенным для пропуска горячих газов от камеры сгорания в область вращения ротора, представляющего собой цилиндр с лопастями. Двигатель имеет системы: подачи воды, воздуха в камеру сгорания, впрыска топлива, воспламенения топливной смеси, отвода выхлопных газов, смазки подшипников и шестерен, а также систему охлаждения корпуса и роторов. Компрессор расположен на том же валу, что и секция мотора. Компрессор нагнетает воздух в камеру сгорания. Камера сгорания выполнена с непосредственным впрыском топлива, воспламеняемого от свечи зажигания. Канал в малом роторе секции мотора используется при газораспределении в зависимости от такта работы двигателя в качестве проводника либо рабочего тела, либо выхлопных газов. Техническим результатом является повышение эффективности двигателя. 14 ил.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к роторно-лопастным двигателям внутреннего сгорания с неравномерным движением лопастных рабочих органов в кольцевом рабочем пространстве корпуса. Механизм синхронизации возвратно-поступательного движения лопастей роторного двигателя, установленных на коаксиальных валах 3, 4 с возможностью вращения с переменной скоростью в одном направлении, включает тороидальный винт 5, взаимосвязанный с гайками качения 6, 7, 8, 9, размещенными на плечах коромысел 10, 11, жестко закрепленных на коаксиальных валах 3, 4 с возможностью синхронного вращения с соответствующими лопастями. По поверхности тороидального винта 5 выполнена непрерывная многозаходная резьба, винтовые канавки которой взаимосвязаны с шариками 12 гаек качения 6, 7, 8, 9, которые выполнены с возможностью движения по винтовым канавкам во время вращения коромысел 10, 11. Изобретение позволяет обеспечить длительную и надежную работу роторно-лопастного двигателя внутреннего сгорания за счет увеличения ресурса работы механизма синхронизации возвратно-поступательного движения лопастей. 3 ил.

Изобретение относится к области энергетического машиностроения, а именно к тепловым двигателям. Роторная расширительная машина содержит корпус, имеющий внутреннюю цилиндрическую полость с подводящим и отводящим рабочее тело каналами, заслонку, разобщающую подводящий и отводящий рабочее тело каналы и шарнирно установленную в корпусе, ротор. Ротор имеет форму цилиндра с выступом цилиндрической формы. Наружная цилиндрическая поверхность выступа ротора выполнена концентрично к основной цилиндрической поверхности ротора. Переход от основной цилиндрической поверхности ротора к выступу и обратно выполнен при помощи скругления. Шарнир заслонки имеет ограничитель, препятствующий ее контакту с цилиндрической поверхностью ротора. В цилиндрическую поверхность выступа ротора и заслонку установлены постоянные магниты, направленные к друг другу одноименными полюсами. Между внутренней цилиндрической поверхностью корпуса, цилиндрической поверхностью выступа ротора, цилиндрической поверхностью ротора и заслонкой, плоскими торцевыми поверхностями ротора и его корпуса обеспечивается минимально возможный гарантированный зазор. Изобретение направлено на устранение значительной силы трения, которая возникает между заслонкой и ротором, на преодоление которой затрачивается значительная механическая работа. 2 ил.

Изобретение относится к машиностроению. Двигатель внутреннего сгорания состоит, по меньшей мере, из одной роторной секции, механизм которой состоит из силовой цевочной муфты и размещен внутри ротора. Ротор имеет радиальный наружный профиль в форме гипоциклоиды. При этом силовой вал секции состоит из двух соосных и взаимно оппозитных валов, внутри ротора соединенных друг с другом тремя цевками силовой цевочной муфты. Цевки параллельно оси вала закреплены на оппозитных дисках валов. Диск вала в профиле имеет форму с закругленными вершинами, по числу вершин повторяющую форму наружного профиля ротора. На каждой цевке своим эксцентрическим отверстием с возможностью вращения и скольжения установлен круговой ролик с противовесом. Своей наружной цилиндрической поверхностью каждый ролик установлен с возможностью вращения и скольжения по внутренней цилиндрической поверхности одного из сквозных круговых отверстий среднего силового диска ротора, являющегося для цевочных дисков вала ответной частью силовой цевочной муфты. Изобретение направлено на повышение эффективности и надежности работы двигателя. 19 ил.

Изобретение относится к способу утилизации тепловой энергии, вырабатываемой тепловой электростанцией (ТЭС). Отработавший пар поступает из паровой турбины в паровое пространство конденсатора и полученный конденсат с помощью насоса направляют в систему регенерации. В ТЭС используют конденсационную установку, имеющую конденсатор паровой турбины с производственным отбором пара и систему маслоснабжения ее подшипников с маслоохладителем. Осуществляют утилизацию высокопотенциальной теплоты пара производственного отбора и утилизацию низкопотенциальной теплоты системы маслоснабжения подшипников паровой турбины с производственным отбором пара. Указанные утилизации осуществляют при помощи теплового двигателя с замкнутым контуром циркуляции, работающего по органическому циклу Ренкина , в котором в качестве охлаждающей жидкости используют низкокипящее рабочее тело. Технический результат заключается в повышении коэффициента полезного действия ТЭС за счет полного использования сбросной низкопотенциальной теплоты для дополнительной выработки электрической энергии, повышении ресурса и надежности работы конденсатора паровой турбины и снижении тепловых выбросов в окружающую среду. 2 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к способу утилизации тепловой энергии, вырабатываемой тепловой электрической станцией (ТЭС). Отработавший пар направляют из паровой турбины в паровое пространство конденсатора и полученный конденсат с помощью его конденсатного насоса направляют в систему регенерации. В ТЭС используют теплообменник-охладитель сетевой воды, который устанавливают на обратном трубопроводе сетевой воды, а также конденсационную установку, имеющую конденсатор паровой турбины с производственным отбором пара и систему маслоснабжения ее подшипников с маслоохладителем. Осуществляют утилизацию низкопотенциальной теплоты системы маслоснабжения подшипников паровой турбины с производственным отбором пара, утилизацию низкопотенциальной теплоты обратной сетевой воды и утилизацию высокопотенциальной теплоты пара производственного отбора. Указанные утилизации осуществляют при помощи теплового двигателя с замкнутым контуром циркуляции, работающего по органическому циклу Ренкина, в котором в качестве охлаждающей жидкости используют низкокипящее рабочее тело. Технический результат заключается в повышении коэффициента полезного действия ТЭС за счет полного использования сбросной низкопотенциальной теплоты и утилизации избыточной низкопотенциальной теплоты обратной сетевой воды для дополнительной выработки электрической энергии, повышении ресурса и надежности работы конденсатора паровой турбины и снижении тепловых выбросов в окружающую среду. 2 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к способу утилизации тепловой энергии, вырабатываемой электрической станцией. Используют систему маслоснабжения подшипников паровой турбины, состоящую из охладителя, бака и насоса, теплообменник-охладитель сетевой воды, который устанавливают на обратном трубопроводе сетевой воды, конденсационную установку, состоящую из конденсатора паровой турбины с производственным отбором пара и системы маслоснабжения ее подшипников с маслоохладителем. Осуществляют утилизацию низкопотенциальной теплоты системы маслоснабжения подшипников паровой турбины, утилизацию низкопотенциальной теплоты системы маслоснабжения подшипников паровой турбины с производственным отбором пара, утилизацию низкопотенциальной теплоты обратной сетевой воды и утилизацию высокопотенциальной теплоты пара производственного отбора. Указанные утилизации осуществляют при помощи теплового двигателя с замкнутым контуром циркуляции, работающего по органическому циклу Ренкина, в котором используют низкокипящее рабочее тело. Низкокипящее рабочее тело сжимают в конденсатном насосе теплового двигателя, нагревают в теплообменнике-рекуператоре теплового двигателя, нагревают в конденсаторе паровой турбины, нагревают в охладителе масла, нагревают в маслоохладителе, нагревают в теплообменнике-охладителе сетевой воды, нагревают и испаряют в конденсаторе паровой турбины с производственным отбором пара, расширяют в турбодетандере теплового двигателя, снижают его температуру в теплообменнике-рекуператоре теплового двигателя и конденсируют в теплообменнике-конденсаторе теплового двигателя. Технический результат заключается в дополнительной выработке электроэнергии, повышении ресурса и надежности работы станции. 2 з.п. ф-лы, 1 ил.
Наверх