Поверхность трения



Поверхность трения
Поверхность трения

 


Владельцы патента RU 2541596:

Мендрух Денис Николаевич (RU)
Мендрух Николай Викторович (RU)

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для повышения износостойкости смазываемых поверхностей трения различных деталей механизмов и машин. Поверхность трения (1) детали (2) имеет регулярный рельеф в виде углублений (3), играющих роль смазочных резервуаров для наносимого на поверхность смазочного материала (4). Поверхность углублений (3) покрыта слоем материала (5), имеющего более низкие адгезионные свойства по отношению к применяемому смазочному материалу (4), чем материал поверхности трения (1). Технический результат: повышение эффективности смазывания. 2 ил.

 

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для повышения износостойкости смазываемых поверхностей трения различных деталей механизмов и машин.

Известна поверхность трения, содержащая слой смазочного материала (см., например, Старосельский А.А., Гаркунов Л.Н. «Долговечность трущихся деталей машин». М.: Машиностроение, 1967 г., стр.243).

Недостаток данной поверхности состоит в том, что нанесенный смазочный материал в процессе трения интенсивно вытесняется с поверхности, что приводит к усиленному ее изнашиванию.

В качестве прототипа взята поверхность трения, смазываемая, имеющая регулярный рельеф в виде углублений, играющих роль смазочных резервуаров (см., например, Одинцов Л.Г. «Упрочнение и отделка деталей поверхностным пластическим деформированием: Справочник. - М.: Машиностроение, 1987 г.», стр.305).

Недостаток данной поверхности трения состоит в том, что смазочный материал, находящийся в углублениях рельефа, недостаточно эффективно поступает оттуда в зону трения, особенно, если углубления рельефа достаточно велики, а материал поверхности, в том числе и в углублениях рельефа, имеет высокие адгезионные свойства по отношению к данному смазочному материалу. Это приводит к дефициту смазочного материала в зоне трения и ее усиленному изнашиванию.

Изобретением решается задача повышения эффективности смазывания.

Для этого смазываемая поверхность трения имеет регулярный рельеф в виде углублений, причем поверхность углублений покрыта слоем материала, имеющим более низкие адгезионные свойства по отношению к применяемому смазочному материалу, чем материал поверхности трения.

Сущность изобретения поясняется чертежом, на котором изображены: поверхность трения детали (вид сверху) - фиг.1 и поверхность в сечении - фиг.2.

На чертеже изображены: деталь 1 с поверхностью трения 2, углубления - смазочные резервуары 3, смазочный материал 4, слой антиадгезионного материала 5.

Работает данная поверхность трения следующим образом. На поверхности углублений 3, выполненных на поверхности трения 2 детали 1, наносится, например, посредством гальванотехники или напыления, слой материала 5, имеющего более низкие адгезионные свойства по отношению к применяемому смазочному материалу 4, чем материал поверхности трения 2. Если, например, материал поверхности трения 2 - сталь 45, то в качестве антиадгезионного материала 5 можно использовать хром. Нанесенный хром будет способствовать облегчению миграции нанесенного на поверхность 1 (и в углубления 3) смазочного материала 4 в процессе работы детали 1 из углублений 3 на поверхность 2. Это обеспечивает присутствие на поверхности 2 необходимого количества смазочного материала. Толщина слоя наносимого материала 5 минимальна, он не подвержен истиранию, так как непосредственно в процессе трения не участвует.

По сравнению с прототипом, данная поверхность трения - за счет улучшения режима подпитки смазочным материалом зоны трения детали - будет способствовать повышению ее износостойкости и долговечности.

Поверхность трения, преимущественно смазываемая, имеющая регулярный рельеф в виде углублений, отличающаяся тем, что поверхность углублений покрыта слоем материала, имеющего более низкие адгезионные свойства по отношению к применяемому смазочному материалу, чем материал поверхности трения.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к деревообработке, в частности к получению подшипников скольжения из древесины. Подшипник скольжения выполнен из прессованной древесины с радиальным расположением волокон и равномерной плотностью по всему сечению и содержит смазку в количестве 7-8% от массы древесины и металлическое включение.

Изобретение относится к применению CuFe2P в подшипнике скольжения или в качестве материала подшипника скольжения, причем CuFe2P представляет собой медный сплав, содержащий 2,1-2,6 мас.% Fe, 0,05-0,2 мас.% Zn, 0,015-0,15 мас.% Р, до 0,03 мас.% Pb и до 0,2 мас.% других добавок.

Группа изобретений относится к деталям скольжения двигателя внутреннего сгорания. Деталь содержит основу и нанесенное на нее термическим напылением покрытие с открытой контактной поверхностью, включающее, по меньшей мере, две фазы материала покрытия с различной прочностью, причем одна из, по меньшей мере, двух фаз материала покрытия, имеющая наименьшую прочность, углублена относительно другой или других фаз покрытия.

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к производству втулок рычажной тормозной системы рельсового пассажирского или грузового транспорта, в том числе вагонов метрополитена, эксплуатирующихся без использования смазки.

Изобретение относится к порошковой металлургии, в частности к получению износостойкого антифрикционного самосмазывающегося сплава с большим содержанием олова. Распыленные порошки состава Al-40Sn прессуют в брикет и спекают в инертной атмосфере при температуре 590-615°C в течение 90-30 минут.

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к производству втулок рычажной тормозной системы рельсового пассажирского или грузового транспорта, в том числе вагонов метрополитена, эксплуатирующихся без использования смазки.
Изобретение относится к области машиностроения, а именно к антифрикционным покрытиям, используемым в подшипниках скольжения и других сопряженных деталей, работающих в условиях воздействия высоких температур и нагрузок, в частности к покрытиям для лепестковых газодинамических подшипников.
Изобретение относится к обработке металлов давлением, в частности к созданию поверхностного слоя с особыми свойствами на металлических изделиях типа тел вращения с помощью обкатки, выглаживания, дорнования или виброобработки, и может быть использовано для изготовления и ремонта вкладышей подшипников скольжения паровых турбин.

Изобретение относится к применению состава для изготовления минимум одной детали регулирующего устройства автомобиля. .
Изобретение относится к элементу скольжения и способу его получения. .

Изобретение относится к подшипнику, вкладышу и способу формирования механизма перераспределения масла на вкладыше опорного подшипника скольжения. Подшипник (40) содержит кольцо (42), имеющее по меньшей мере одну удерживающую головку, по меньшей мере один вкладыш (44), расположенный в кольце (42) и имеющий нижнюю выемку, выполненную с возможностью помещения по меньшей мере одной удерживающей головки, механизм распределения масла, выполненный с возможностью введения масла на переднем крае по меньшей мере одного вкладыша (44) с обеспечением протекания к его заднему краю, и механизм перераспределения масла на по меньшей мере одном вкладыше (44), выполненный с возможностью перераспределения масла от заднего края по меньшей мере одного вкладыша (44) к его переднему краю.

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к подшипниковым узлам турбокомпрессора. Подшипник включает моновтулку с центральным маслоподводящим каналом и маслораспределительной полостью, на концах которой выполнены опорные пояски.

Согласно одному из примеров реализации, блок опорной втулки содержит внутреннюю втулку. Внешний корпус закреплен с возможностью поворота относительно внутренней втулки.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к смазочным устройствами, и может быть использовано для смазывания подшипников скольжения валов зубчатых передач с масляными ваннами.

Изобретение относится к упорному подшипнику скольжения из синтетической смолы, более точно к упорному подшипнику скольжения из синтетической смолы, применимому в качестве упорного подшипника скольжения в подвеске стоечного типа (подвеске Макферсона) четырехколесного транспортного средства.

Изобретение относится к машине с удерживающим подшипником с антифрикционным слоем из жидкого металла. .

Изобретение относится к триботехнике, а именно к области износостойких подшипников скольжения. .

Изобретение относится к нефтегазовой промышленности, а именно к оборудованию для бурения скважин, содержащему вращающийся отводящий превентор, включающий корпус, содержащий подшипниковый узел.

Изобретение относится к нефтегазовой промышленности, а именно к оборудованию для бурения скважин, содержащему вращающийся отводящий превентор, включающий корпус, подшипниковый узел, первую и вторую магистрали для смазки.

Изобретение относится к системе для использования в гидростатическом подшипнике (10) прокатного стана для удаления ламинарного потока масла, выходящего тангенциально из зазора между вращающейся опорной втулкой (12) и фиксированным вкладышем (18), окружающим втулку (12). Система содержит ограничивающие поверхности, взаимодействующие с втулкой (12) и вкладышем (18) для задания кольцевой камеры (40а), предназначенной для приема тангенциально выходящего ламинарного потока. Лопасти (42) выступают в камеру (40а) и вращаются вместе с втулкой и со скоростью втулки (12) для закручивания масла в камере (40а). Выход (44) связан тангенциально с кольцевой камерой (40а) для удаления масла, закручиваемого внутри камеры (40а) за счет вращения лопастей (42). Размер выхода (44) относительно объема масла, принимаемого в кольцевой камере (40а), выбран так, что камера (40а) остается заполненной маслом во время устойчивой работы подшипника (10). Технический результат: использование кинетической энергии вращающихся компонентов подшипников для откачки масла из подшипников, при этом поскольку масло извлекается принудительно, то можно использовать меньшие дренажные трубопроводы для управления выходящим потоком масла, без необходимости поддерживания дренажных уклонов, требуемых для приема гравитационного потока. 3 н. и 13 з.п. ф-лы, 7 ил.
Наверх