Многоствольный гранатомёт



Многоствольный гранатомёт
Многоствольный гранатомёт
Многоствольный гранатомёт
Многоствольный гранатомёт
Многоствольный гранатомёт
Многоствольный гранатомёт

 


Владельцы патента RU 2542689:

Дубинин Денис Борисович (RU)
Овчинников Юрий Сергеевич (RU)

Изобретение относится к вооружению и может быть использовано в многоствольных гранатометах. Многоствольный гранатомет (МГ) содержит основание с отверстием, рисками, опорным устройством и поворотной опорой с блоком стволов и рисками, привод опоры с самотормозящейся червячной передачей, коренную шестерню в зацеплении с зубчатым ободом на поворотной опоре, вал с хвостовиком для червячного колеса и коренной шестерни, датчик угла поворота в виде переменного резистора на корпусе привода и с шестерней с отверстием, регулируемую вращающуюся шестерню центральную, фиксатор с соосным отверстием для болта. Изобретение позволяет упростить управление, сборку и эксплуатацию МГ. 3 з.п. ф-лы, 6 ил.

 

Изобретение относится к области вооружений, а именно к многоствольным гранатометам (пусковым установкам) для объектов военной техники.

Известен наиболее близко совпадающий по совокупности признаков и по конструкции с заявляемым изобретением многоствольный гранатомет (RU 2400689 C1, F41F 3/042 2006.01), взятый в качестве прототипа.

Многоствольный гранатомет содержит основание, поворотную опору с блоком стволов, установленную на основании через опорное устройство с возможностью поворота относительно вертикальной оси, привод опоры, содержащий самотормозящуюся червячную передачу, коренную шестерню, находящуюся в зацеплении с зубчатым ободом, выполненным на поворотной опоре, причем червячное колесо и коренная шестерня установлены на одном валу, а между основанием и поворотной опорой в постоянной связи с ними установлен датчик угла поворота, расположенный на корпусе привода, соединенном с основанием, и выполнен в виде переменного резистора, на оси подвижной системы которого установлена шестерня датчика, находящаяся в постоянном зацеплении с шестерней центральной, жестко соединенной с поворотной опорой соосно с ее вертикальной осью.

Недостатком прототипа является отсутствие унификации гранатометов при установке на объект, в связи с различными показаниями датчика угла поворота различных гранатометов при одинаковых фиксированных положениях на объекте.

Это следствие того, что, в фиксированном положении блока стволов гранатомета, конструктивно невозможно настроить на заданные показания переменный резистор датчика из-за постоянного зубчатого зацепления жестко зафиксированной шестерни центральной и шестерни датчика, жестко посаженной на подвижной системе датчика. Отсутствие унификации гранатометов приводит к усложнению системы управления, а именно к необходимости ее настройки, к введению индивидуальных угловых поправочных коэффициентов для каждого гранатомета, причем они могут бесконтрольно изменяться при каждой разборке-сборке основания.

Предлагаемым изобретением решаются задачи: унификация гранатометов по показанию переменного резистора датчика в фиксированном положении блока стволов, упрощение системы управления, улучшение собираемости и ремонтопригодности МГ и, как следствие, улучшение и упрощение эксплуатации.

Технический результат, на достижение которого направлено изобретение, заключается в создании многоствольного гранатомета:

- с механизмом настройки датчика, который обеспечивает заданные одинаковые показания переменного резистора датчика в фиксированном положении блока стволов для всех гранатометов и настраивается один раз на стадии изготовления с достаточной точностью. Это позволяет упростить систему управления объекта, за счет того что исключается введение индивидуальных для каждого гранатомета поправочных угловых коэффициентов, и с достаточной точностью определять положение блока стволов при вращении поворотной опоры, что приводит к повышению точности отстрела боеприпасов;

- с однозначной и удобной собираемостью гранатомета по двум зубчатым соединениям, а именно коренная шестерня попадает в зацепление с зубчатым ободом поворотной опоры, а шестерня датчика однозначно попадает в зацепление с шестерней центральной при фиксированном положении подвижной системы датчика и поворотной опоры.

Указанный технический результат достигается тем, что в многоствольном гранатомете, содержащем основание, поворотную опору с блоком стволов, установленную на основании через опорное устройство с возможностью поворота относительно вертикальной оси, привод опоры, содержащий самотормозящуюся червячную передачу, коренную шестерню, находящуюся в зацеплении с зубчатым ободом, выполненным на поворотной опоре, причем червячное колесо и коренная шестерня установлены на одном валу, а между основанием и поворотной опорой в постоянной связи с ними установлен датчик угла поворота, расположенный на корпусе привода, соединенном с основанием, и выполнен в виде переменного резистора, на оси подвижной системы которого установлена шестерня датчика, находящаяся в постоянном зацеплении с шестерней центральной, жестко соединенной с поворотной опорой соосно с ее вертикальной осью, новым является то, что шестерня центральная имеет положение регулирования, при котором она имеет возможность вращаться относительно поворотной опоры, а в основании, корпусе привода и в шестерне датчика выполнено отверстие, в которое, в положении регулирования шестерни центральной, при заданном показании датчика устанавливается фиксатор, извлекаемый при жестком закреплении центральной шестерни, причем отверстие для фиксатора соосно и является продолжением отверстия, в которое устанавливается болт, соединяющий основание и корпус привода, а на поворотной опоре и на основании выполнены риски, совпадающие в положении жесткого закрепления шестерни центральной и шестерни датчика, а на червячном валу выполнен хвостовик для взаимодействия с рукояткой ручного привода, вставляемой снаружи основания.

Выполнение в конструкции у шестерни центральной положения регулирования, при котором она имеет возможность вращаться относительно поворотной опоры, причем с возможностью обеспечения этого вращения извне основания, позволяет при первоначальной сборке без затруднений найти положение, при котором могут быть совмещены два зубчатых соединения: коренной шестерни с зубчатым ободом поворотной опоры и шестерни датчика с шестерней центральной.

Выполнение в основании, корпусе привода и в шестерне датчика отверстия, в которое, в положении регулирования шестерни центральной, при заданном показании датчика, устанавливается фиксатор, позволяет зафиксировать шестерню датчика при заданном показании переменного резистора, затем при жестком закреплении центральной шестерни извлекать фиксатор и устанавливать болт, соединяющий основание и корпус привода.

Выполнение на поворотной опоре и на основании рисок, совпадающих в положении жесткого закрепления шестерни центральной и шестерни датчика, позволяет однозначно, с достаточной степенью точности, жестко связать заданные показания датчика и заданное фиксированное положение блока стволов относительно основания, а следовательно, и относительно объекта.

Выполнение на червячном валу хвостовика для взаимодействия с рукояткой ручного привода, вставляемой снаружи основания, позволяет вручную с большим передаточным отношением и, следовательно, с достаточной точностью и без значительных усилий поворачивать на нужный угол блок стволов с поворотной опорой относительно основания. Это необходимо, в частности, для точности настройки датчика и для совмещения рисок на поворотной опоре и на основании.

Технические решения с признаками, отличающими заявляемое решение от прототипа, не известны и явным образом из уровня техники не следуют. Это позволяет считать, что заявляемое решение является «новым» и обладает «изобретательским уровнем».

Сущность изобретения поясняется чертежами, где изображены:

фиг.1 - многоствольный гранатомет,

на фиг.2 - вид слева,

на фиг.3 - вид сверху,

на фиг.4 - разрез Б-Б. Стопор установлен,

на фиг.5 - разрез Б-Б. Стопор снят,

на фиг.6 - вид А.

Многоствольный гранатомет содержит основание 1, привод с коренной шестерней 2 и самотормозящей червячной передачей (червячным валом 3 и червячной шестерней), поворотную опору 4 с блоком стволов 5, установленную на основании с возможностью поворота относительно центральной вертикальной оси 6. На корпусе привода 7, неподвижно закрепленном в основании болтами 8 и 9, установлен датчик угла поворота 10 - переменный резистор, на оси подвижной системы которого установлена шестерня датчика 11, находящаяся в постоянном зацеплении с шестерней центральной 12, соосно закрепленной на поворотной опоре с временной (на стадии сборки) возможностью вращения относительно центральной вертикальной оси 6. Отверстия под болт 9 выполнены так, чтобы не нарушалась прочность крепления и прочность корпуса привода, а сквозное соосное отверстие 13 находилось в зоне диаметра шестерни датчика. На шестерне датчика 11 выполнено отверстие 14, соосное с отверстием 13. Отверстие 14 выполнено так, чтобы резистивный датчик показывал заданное значение сопротивления R0, соответствующее заданному положению опоры с блоком стволов. На поворотной опоре выполнена риска 15, показывающая направление стволов в горизонтальной плоскости, а на основании выполнена риска 16, показывающая направление заданного положения опоры с блоком стволов. На червячном валу выполнен хвостовик 17 для взаимодействия с ручным приводом 18 через отверстие 19, закрывающееся заглушкой 20 в условиях, когда ручной привод не применяется.

В процессе первичной сборки шестерня центральная 12 заневоливается скобой 21, которая имеет резьбовое отверстие 22, через которое в опоре выполняется отверстие 23, через которое шестерня центральная окончательно закрепляется стопорным болтом 24. Шестерня датчика 11 временно закрепляется (в положении датчика R0) через отверстия 13 и 14 стопором 25 с диаметрами по отверстиям 13 и 14, заневоленным болтом 9.

При первичной сборке для настройки датчика необходимо чтобы привод был закреплен на основании болтами 8 и 9 со вставленным стопором 25, который временно закрепляет шестерню датчика в положении датчика R0. Шестерня центральная, установленная в центре на поворотной опоре, должна быть не закреплена от вращения вокруг центральной оси. В процессе постановки опоры на основание коренная шестерня привода входит в зацепление с зубчатым ободом опоры поворотной. Путем внешнего воздействия находится положение временно незакрепленной от поворота шестерни центральной, при котором она входит в зацепление с временно заневоленной шестерней датчика, и опора окончательно устанавливается по двум зубчатым соединениям. С помощью ручного привода, взаимодействующего с червячным валом за хвостовик, выводится заданное положение поворотной опоры по совпадению рисок 15 и 16. Шестерня центральная заневоливается скобой 21, которая имеет резьбовое отверстие 22, через которое в опоре выполняется отверстие 23, через которое шестерня центральная окончательно закрепляется стопорным болтом 24. Стопор 25 извлекается через отверстие болта 9, таким образом, снимая стопорение находящихся в зацеплении шестерни датчика и шестерни центральной.

Настройка датчика выполнена.

При разборке МГ (например, для ремонта или для плановой замены резиновых колец) для сборки опоры с сохранением настройки датчика необходимо, чтобы привод был закреплен на основании болтами 8 и 9 со вставленным стопором 25, который временно закрепляет шестерню датчика в положении датчика R0. Необходимо собрать поворотную опору, совместив сначала зубчатое соединение коренной шестерни с зубчатым ободом поворотной опоры, затем откорректировать заданное положение поворотной опоры с помощью ручного привода по совмещению рисок 15, 16. Окончательно опуская поворотную опору, войти в зацепление закрепленной на опоре шестерни центральной и временно закрепленной шестерни датчика. Это зацепление должно совпадать, таким образом, определенно и однозначно собирая поворотную опору по двум зубчатым соединениям. Стопор 25 извлекается через отверстие болта 9, таким образом, снимается стопорение находящихся в зацеплении шестерни датчика и шестерни центральной.

Сборка с сохранением настройки датчика выполнена.

В соответствии с данным описанием и формулой на предлагаемое изобретение «Многоствольный гранатомет» разработана рабочая конструкторская документация, изготовлены и испытаны стрельбой экспериментальные и опытные образцы многоствольного гранатомета. Результаты положительные, подтверждены Актами испытаний. В настоящее время изготавливаются опытные образцы для проведения испытаний на последующих этапах.

1. Многоствольный гранатомёт, содержащий основание, поворотную опору с блоком стволов, установленную на основании через опорное устройство с возможностью поворота относительно вертикальной оси, привод опоры, содержащий самотормозящуюся червячную передачу, коренную шестерню, находящуюся в зацеплении с зубчатым ободом, выполненным на поворотной опоре, причем червячное колесо и коренная шестерня установлены на одном валу, а между основанием и поворотной опорой в постоянной связи с ними установлен датчик угла поворота, расположенный на корпусе привода, соединенном с основанием, и выполнен в виде переменного резистора, на оси подвижной системы которого установлена шестерня датчика, находящаяся в постоянном зацеплении с шестерней центральной, жестко соединенной с поворотной опорой соосно с ее вертикальной осью, отличающийся тем, что шестерня центральная имеет положение регулирования, при котором она имеет возможность вращаться относительно поворотной опоры, а в основании, корпусе привода и в шестерне датчика выполнено отверстие, в которое в положении регулирования шестерни центральной, при заданном показании датчика устанавливается фиксатор, извлекаемый при жестком закреплении центральной шестерни.

2. Многоствольный гранатомёт по п.1, отличающийся тем, что отверстие для фиксатора соосно и является продолжением отверстия, в которое устанавливается болт, соединяющий основание и корпус привода.

3. Многоствольный гранатомёт по п.1, отличающийся тем, что на поворотной опоре и на основании выполнены риски, совпадающие в положении жесткого закрепления шестерни центральной и шестерни датчика.

4. Многоствольный гранатомёт по п.1, отличающийся тем, что на червячном валу выполнен хвостовик для взаимодействия с рукояткой ручного привода, вставляемой снаружи основания.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к военной технике, а именно к зенитным ракетным комплексам ближнего действия, и предназначено для поражения воздушных, преимущественно низколетящих, целей.

Изобретение относится к области военной техники и предназначено для автоматического заряжания артиллерийских орудий. .

Изобретение относится к орудийным многоствольным установкам, в частности к противотанковым. .

Изобретение относится к многоствольным системам выброса боеприпасов с электрическим поджигом и может быть использовано для опроса наличия снаряженных помеховых патронов в многоствольных пиротехнических устройствах выброса расходуемых средств радиоэлектронной борьбы.

Изобретение относится к области вооружений, а именно к многоствольным артиллерийским системам. .

Изобретение относится к вооружению, в частности к автоматизированной артиллерийской установке, и может быть использовано для вооружения кораблей ВМФ, преимущественно малых кораблей - патрульных, пограничных, береговой охраны.

Изобретение относится к военной технике, в частности к артиллерийскому оружию. .

Изобретение относится к оборонной технике и может быть использовано в конструкции спаренных артиллерийских установок. .

Изобретение относится к области авиации, в частности к конструкциям трансмиссий вертолетов. Редуктор вертолета содержит корпус, в котором размещены конические зубчатые колеса, связанные с валами несущих винтов вертолета, коническая шестерня, образующая зацепления с вышеуказанными коническими зубчатыми колесами валов винтов и связанная с валом, установленным на конических подшипниках качения и с размещенным на этом валу зубчатым колесом.

Изобретение относится к машиностроению, а именно к планетарным редукторам. Трехсателлитный планетарный редуктор содержит входное зубчатое колесо, три сателлита (2, 3, 4), первый трехпарный шатун (5), второй трехпарный шатун (6), водило и неподвижное зубчатое колесо (8).

Изобретение относится к приводу регулировки для регулировочных устройств автомобильного сиденья. Привод регулировки для регулировочного устройства автомобильного сиденья содержит приводной двигатель, двухступенчатый понижающий редуктор и корпус для установки приводного двигателя и крепления двухступенчатого понижающего редуктора в оболочке корпуса, закрывающейся крышкой корпуса.

Изобретение относится к механизмам, обеспечивающим орбитальное движение дисков (колеса) редуктора, и может применяться в качестве механизма, преобразующего вращательное движение в возвратно-поступательное.

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электромеханических приводах, в приборостроении, в средствах автоматизации для различных технологических линий.

Изобретение относится к механическим зубчатым передачам эксцентрикового типа и может быть использовано в машиностроении при проектировании и эксплуатации редукторов и механизмов.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к приводной технике. Двухступенчатый планетарно-цевочный редуктор имеет входную (2) и выходную (1)ступени, выполненные в виде планетарно-цевочных передач.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к приводной технике. Двухступенчатый планетарно-цевочный редуктор содержит входную (2) и выходную (1) передачи.

Изобретение относится машиностроению. Передача с объемно-пространственным зацеплением содержит червячное колесо и взаимодействующий с ним червяк, выполненный в виде цилиндрического вала и охватывающей его витой пружины, закрепленной на этом валу в профилированных кольцах.

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к электромеханическим усилителям тормозного привода. Электромеханический усилитель тормозного привода, предназначенный для передачи мускульного усилия, прикладываемого водителем, и собственного дополнительного усилия в качестве приводного усилия на поршень главного тормозного цилиндра имеет электродвигатель и приводимый им в действие передаточный механизм.

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к космической технике, и может быть использовано при проектировании систем раскрытия конструкций космических аппаратов. Привод раскрытия содержит корпус с установленными в нем зубчатым редуктором и электродвигателем. В качестве электродвигателя применены два коллекторных электродвигателя постоянного тока, определяющие скорость вращения или торможения привода. В кинематическую цепь каждого электродвигателя включены инерционные муфты, а часть редуктора до инерционных муфт имеет передаточное отношение не более 10000. Достигается повышение надежности устройства. 1 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для преобразования вращательного движения в поступательное. Винтовая передача содержит винт (1), выполненный с возможностью подключения к двигателю, гайку (2) и две опоры. Винт (1) установлен в одной плавающей опоре и во второй, фиксирующей в двух направлениях, опоре, установленной в корпусе (6) с крышками (7) и (8). Фиксирующая опора состоит из роликов (9), двух колец (10), двух рядов шаров (12). На участке винта (1), находящегося внутри фиксирующей опоры, выполнены кольцевые чередующиеся выступы и соответствующие канавки, взаимодействующие с выступами и канавками роликов (9). Это соединение при вращении винта передает на ролики осевую силу. Кольца (10) препятствуют радиальному смещению роликов, а шары (12) передают нагрузку с роликов на одну из крышек корпуса (6). В крышки (7) и (8) ввинчиваются цилиндрические детали (14), являющиеся опорами для шаров (12) и позволяющие осуществлять индивидуальную регулировку осевых зазоров для каждого ролика. После регулировки положение цилиндрических деталей (14) фиксируется гайками (15). Достигается повышение надёжности работы и снижение технологических издержек при изготовлении. 5 ил.

Изобретение относится к электротехнике, к магнитным бесконтактным планетарным редукторам, предназначенным для привода исполнительных механизмов и устройств с одновременной редукцией частоты вращения. Технический результат состоит в улучшении энергетических показателей и уменьшении габаритов. Магнитный планетарный редуктор содержит корпус, неподвижные и подвижные зубчатые центральные колеса из магнитомягких материалов, водило, эксцентрично расположенный зубчатый сателлит из магнитомягкого материала, магнитопровод, противовесы, подшипники. Система подмагничивания выполнена в виде постоянного магнита или обмотки возбуждения с осевым подмагничиванием, опорные поверхности для сателлита имеют в корпусе ответные опорные поверхности, на которые опирается сателлит. Зубчатые центральные колеса и сателлит выполнены с одинаковым шагом. Центральные колеса с равными количествами зубьев установлены неподвижно в корпусе (на статоре). Сателлит выполнен с двумя зубчатыми венцами равными количествами зубьев с минимальной разницей числа зубьев от числа зубьев на центральных колесах и связан с выходным валом через устройство, способное передавать несоосное вращательное движение, например, через шарнирное устройство, карданное устройство и др. Геометрические параметры опорных поверхностей и параметры зубчатых колес выполнены с соблюдением соотношения между числами зубьев на центральных колесах и на сателлите и диаметрами опорных поверхностей в корпусе и сателлите. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.
Наверх