Устройство складывания крыла и транспортное средство с таким устройством



Устройство складывания крыла и транспортное средство с таким устройством
Устройство складывания крыла и транспортное средство с таким устройством
Устройство складывания крыла и транспортное средство с таким устройством
Устройство складывания крыла и транспортное средство с таким устройством
Устройство складывания крыла и транспортное средство с таким устройством

 


Владельцы патента RU 2542855:

Игнатьев Сергей Владимирович (RU)

Изобретение относится к области авиации, в частности к самолетам со складываемым крылом. Транспортное средство содержит фюзеляж (1), движитель, крыло, консоли (2, 3) которого выполнены с возможностью складывания, устройство складывания крыла. Устройство складывания крыла содержит правую (2) и левую (3) консоли крыла, прикрепленные к фюзеляжу (1), механизм поворота консолей, замок фиксации консолей (2, 3) в полетном и сложенном положении. Консоли соединены шарнирами (6) и (7) с правым (4) и левым (5) подкосами, соединенными шарнирами (8, 9) с фюзеляжем (1). Корневые нервюры (10, 11) консолей (2, 3) соединены шарнирными узлами (12), (13) и (14), (15) со штоком (16), расположенным в плоскости симметрии транспортного средства и оснащенным приводом перемещения вверх. Достигается уменьшение поперечного размера крыла самолета и обеспечивается возможность самостоятельного движения со сложенным крылом по земле при уменьшении его поперечного размера. 2 н. и 11 з.п. ф-лы, 5 ил.

 

Группа изобретений относится к авиастроению, а именно к самолетам со складываемым крылом, и может быть использовано при проектировании транспортных средств для передвижения по воздуху и по земле.

Из уровня техники известны устройства складывания крыла и транспортные средства, оснащенные такими устройствами.

Так, в изобретении России №2403177, МПК B64C 3/56, дата публикации 10.11.2010, [1], представлено устройство складывания крыла самолета, содержащее фюзеляж самолета, консоли крыла, механизм поворота консолей, по меньшей мере один замок, фиксирующий полетное положение консолей, при этом каждая консоль кинематически связана с механизмом поворота консолей посредством двух шарнирных узлов, установленных на корневой нервюре соответствующей консоли.

При повороте консолей вверх-назад относительно фюзеляжа их центр тяжести перемещается со значительным изменением по высоте, что сопряжено с приложением больших усилий при складывании консолей вручную и представляет собой технически сложно осуществимую задачу при использовании для этого механического привода, причем этот привод должен иметь существенную мощность. Это является недостатком известного из [1] устройства складывания крыла.

Из изобретения [1] также известно транспортное средство (самолет), содержащее фюзеляж, шасси, воздушный движитель, крыло, консоли которого выполнены с возможностью складывания, механизм поворота консолей крыла, включающий шарнирные узлы, установленные на корневых нервюрах консолей, по меньшей мере один замок, фиксирующий полетное положение крыла.

В сложенном положении консоли крыла попадают в плоскость вращения воздушного винта при его толкающей компоновке, наиболее применимой для транспортного средства, движущегося по дороге. Это практически делает невозможным такое движение за счет тяги воздушного винта или сопряжено с существенным увеличением поперечного габарита транспортного средства при неполном складывании консолей и является недостатком известного из [1] транспортного средства.

Изобретение [1] принято в качестве наиболее близкого аналога представленного в группе изобретений устройства складывания крыла и транспортного средства с таким устройством.

Решаемой технической задачей является обеспечение удобства хранения и транспортировки транспортного средства, например самолета, как при буксировке, так и при движении по поверхности на собственной тяге.

Технический результат устройства складывания крыла заключается в уменьшении поперечного размера крыла самолета.

Технический результат транспортного средства состоит в обеспечении возможности самостоятельного движения со сложенным крылом по земле при уменьшении его поперечного размера.

Сущность группы изобретений состоит в следующем.

Устройство складывания крыла самолета, как и в наиболее близком аналоге [1], содержит фюзеляж самолета, консоли крыла, механизм поворота консолей, по меньшей мере один замок, фиксирующий консоли в полетном положении, при этом каждая консоль кинематически связана с механизмом поворота консолей посредством двух шарнирных узлов, установленных на корневой нервюре соответствующей консоли, но в отличие от наиболее близкого аналога [1] устройство складывания крыла оснащено подкосами, каждый из которых шарнирно соединен с соответствующей консолью и фюзеляжем, механизм поворота консолей содержит шток, расположенный в плоскости симметрии самолета и оснащенный приводом перемещения вверх, шарнирные узлы консолей, установленные на корневых нервюрах, соединены с верхней частью штока.

Устройство складывания крыла самолета характеризуется тем, что замок выполнен с возможностью фиксации штока при сложенном и полетном положении консолей крыла.

Устройство складывания крыла характеризуется тем, что шток выполнен с прямоугольным сечением, а в фюзеляже установлены направляющие элементы, выполненные в виде уголков.

Устройство складывания крыла характеризуется тем, что привод перемещения штока выполнен в виде гидроцилиндра.

Устройство складывания крыла характеризуется тем, что привод перемещения штока выполнен в виде цепной передачи.

Устройство складывания крыла характеризуется тем, что привод перемещения штока выполнен в виде реечного зубчатого механизма.

Транспортное средство, как и в наиболее близком аналоге [1], содержит фюзеляж, шасси, воздушный движитель, крыло, консоли которого выполнены с возможностью складывания, механизм поворота консолей, включающий шарнирные узлы, установленные на корневых нервюрах консолей, по меньшей мере один замок, фиксирующий консоли крыла в полетном положении, но в отличие от наиболее близкого аналога [1], механизм поворота консолей оснащен подкосами и штоком, шток расположен в плоскости симметрии транспортного средства и оснащен приводом перемещения вверх, каждый из подкосов шарнирно соединен с соответствующей консолью и с фюзеляжем, шарнирные узлы, установленные на корневых нервюрах консолей, соединены с верхней частью штока, по меньшей мере один замок выполнен с возможностью фиксации консолей крыла в полетном и сложенном положении.

Транспортное средство характеризуется тем, что крыло установлено по схеме высокоплан.

Транспортное средство характеризуется тем, что замок выполнен с возможностью фиксации штока при сложенном и полетном положении консолей крыла.

Транспортное средство характеризуется тем, что шток выполнен с прямоугольным сечением, а в фюзеляже установлены направляющие элементы, выполненные в виде уголков.

Транспортное средство характеризуется тем, что привод перемещения штока выполнен в виде гидроцилиндра.

Транспортное средство характеризуется тем, что привод перемещения штока выполнен в виде цепной передачи.

Транспортное средство характеризуется тем, что привод перемещения штока выполнен в виде реечного зубчатого механизма.

Группа изобретений поясняется чертежами.

На фиг.1 представлена изометрическая проекция транспортного средства (самолета) с крылом в полетном положении.

На фиг.2 представлена изометрическая проекция транспортного средства (самолета) с крылом в сложенном положении.

На фиг.3 показано транспортное средство (самолет) с консолями крыла в полетном и сложенном положении при виде спереди.

На фиг.4 показана консоль крыла с шарнирными узлами соединения с подкосом и на корневой нервюре.

На фиг.5 показан шток механизма подъема консолей крыла.

Группа изобретений устроена следующим образом.

Устройство складывания крыла самолета содержит фюзеляж 1, правую 2 и левую 3 консоли крыла, механизм поворота консолей, по меньшей мере один замок, фиксирующий положение консолей в полетном и сложенном положении (фиг.1, 2, 3).

Механизм поворота консолей содержит правый 4 и левый 5 подкосы, соединенные посредством шарниров 6 и 7 соответственно с правой 2 и левой 3 консолями, а шарнирами 8 и 9 - с фюзеляжем 1 (фиг.1-4). На корневых нервюрах 10, 11 консолей 2, 3 установлены шарнирные узлы 12, 13 и 14, 15, соединенные со штоком 16 (фиг.1-5).

Шток 16 расположен в плоскости симметрии транспортного средства (самолета) и оснащен приводом перемещения вверх. Шток 16 выполнен с прямоугольным поперечным сечением, а в фюзеляже 1 самолета установлены направляющие элементы, выполненные в виде уголков 17 (фиг.5). Шток 16 может выполняться и другим образом.

Привод перемещения штока 16 может выполняться в виде реечного зубчатого механизма, содержащего закрепленную на штоке 16 зубчатую рейку 18, взаимодействующую с зубчатым колесом (на чертеже не показано), приводимым в движение электромеханизмом 19, состоящим из электродвигателя и редуктора, например, в виде червячной передачи, зубчатое колесо (на чертеже не показано) которого взаимодействует с зубчатой рейкой 18 (фиг.5). Привод перемещения штока 16 может выполняться также в виде винтового механизма, гидроцилиндра, цепной передачи (на чертеже не показаны) и другим образом.

Транспортное средство содержит фюзеляж 1, шасси 20, воздушный движитель 21, крыло, консоли 2, 3 которого выполнены с возможностью складывания, механизм поворота консолей, включающий шарнирные узлы 12, 13 и 14, 15, соединяющие корневые нервюры 10, 11 соответственно правой 2 и левой 3 консолей со штоком 16, по меньшей мере один замок, фиксирующий консоли 2, 3 крыла в полетном и сложенном положении (фиг.1-5). При этом шток 16 оснащен приводом перемещения вверх и установлен в плоскости симметрии транспортного средства, а механизм поворота консолей содержит правый 4 и левый 5 подкосы, соединенные шарнирами 6 и 7 соответственно с правой 2 и левой 3 консолью, а шарнирами 8, 9 - с фюзеляжем 1 (фиг.5). Привод перемещения штока 16 может выполняться в виде винтового механизма, гидроцилиндра, цепной передачи (на чертеже не показано) и другим образом.

В предпочтительном варианте выполнения устройства складывания крыла и транспортного средства с ним, шток 16 выполнен с прямоугольным поперечным сечением, в фюзеляже 1 установлены направляющие элементы, выполненные в виде уголков 17, привод перемещения штока 16 выполнен в виде реечного зубчатого механизма, содержащего закрепленную на штоке 16 зубчатую рейку 18, взаимодействующую с зубчатым колесом (на чертеже не показано), приводимым в движение электромеханизмом 19 (фиг.5). Крыло установлено на транспортном средстве по схеме высокоплан или парасоль. Направляющие, выполненные в виде уголков 17, соединены со шпангоутами 22, 23 фюзеляжа 1, при этом на шпангоуте 22 установлены кронштейны 24, 25, оснащенные шарнирами 8, 9 (фиг.5), соединяющими фюзеляж соответственно с правым 5 и левым 6 подкосами консолей 2, 3 (фиг.3). Между корневыми нервюрами 10, 11 правой 2 и левой 3 консолей установлен обтекатель 26, перемещаемый вместе со штоком 16 и имеющий поверхность, соответствующую верхней поверхности консолей 2, 3. Замок фиксации положения консолей 2, 3 крыла в сложенном и полетном положении может выполняться в виде стержня, проходящего через отверстия (на чертеже не показано) в штоке 16 и в шпангоутах 22, 23.

Устройство складывания крыла и транспортное средство с ним работает следующим образом.

Для перевода крыла из полетного в сложенное положение привод, выполненный, например, в виде реечного зубчатого механизма, посредством механизма поворота консолей, включающего электромеханизм 19, состоящий из электродвигателя и редуктора, например, в виде червячной передачи, вращает зубчатое колесо (на чертеже не показано), взаимодействующее с зубчатой рейкой 18, закрепленной на штоке 16, перемещает шток 16 вверх вдоль направляющих, включающих уголки 17, закрепленные на шпангоутах 22 и 23 фюзеляжа 1. Благодаря шарнирным узлам 12, 13 и 14, 15, соединяющим шток 16 с корневыми нервюрами 10 и 11 соответственно правой 2 и левой 3 консолей, консоли 2, 3 перемещаются вслед за штоком 16. При этом правый 4 и левый 5 подкосы, соединенные посредством шарнирных узлов 6, 7 с консолями 2, 3, обеспечивают поворот консолей 2, 3 относительно шарнирных узлов 8, 9, размещенных на кронштейнах 24 и 25, установленных на шпангоуте 22 фюзеляжа 1. Концы консолей при этом перемещаются вниз и к фюзеляжу. Замок, выполненный, например, в виде стержня, проходящего через отверстия в штоке 16 и в шпангоутах 22, 23 (на чертеже не показано), фиксирует положение консолей 2, 3 в сложенном положении.

При переводе крыла в полетное положение привод перемещает шток 16 в обратном порядке, а замок фиксирует консоли 2, 3 крыла в полетном положении.

Транспортное средство, оснащенное описанным выше механизмом складывания крыла, при полетном положении консолей 2, 3 посредством воздушного движителя 21, выполненного, например, в виде воздушного винта, совершает полет. После приземления посредством механизма складывания крыла корневые нервюры 10, 11 консолей 2, 3 крыла штоком 16 поднимаются вверх, поворачиваясь относительно шарнирных соединений 8, 9 подкосов 4, 5 с фюзеляжем 1. При этом концы консолей 2, 3 перемещаются вниз и к фюзеляжу. Далее транспортное средство под действием силы тяги воздушного движителя 21, например воздушного винта, перемещается на шасси 20 по поверхности, и может самостоятельно доехать до стоянки, например гаража, расположенного в поселке рядом с местом посадки. Также транспортное средство с консолями 2, 3 в сложенном положении может буксироваться за автомобилем.

Представленная в описании совокупность признаков достаточна для реализации группы изобретений при проектировании и изготовлении устройства складывания крыла и транспортного средства с таким устройством. Группа изобретений отвечает условию патентоспособности «промышленная применимость».

Перечень обозначений

1 - фюзеляж;

2 - правая консоль крыла;

3 - левая консоль крыла;

4 - правый подкос;

5 - левый подкос;

6 - шарнирное соединение правого подкоса 4 с правой консолью 2;

7 - шарнирное соединение левого подкоса 5 с левой консолью 3;

8 - шарнирное соединение правого подкоса 4 с фюзеляжем 1;

9 - шарнирное соединение левого подкоса 5 с фюзеляжем 1;

10 - корневая нервюра правой консоли 2;

11 - корневая нервюра левой консоли 3;

12 - шарнирный узел, соединяющий корневую нервюру 10 со штоком 16;

13 - шарнирный узел, соединяющий корневую нервюру 10 со штоком 16;

14 - шарнирный узел, соединяющий корневую нервюру 11 со штоком 16;

15 - шарнирный узел, соединяющий корневую нервюру 11 со штоком 16;

16 - шток;

17 - направляющие уголки;

18 - зубчатая рейка реечного зубчатого механизма;

19 - электромеханизм реечного зубчатого механизма;

20 - шасси транспортного средства (самолета);

21 - воздушный винт транспортного средства (самолета);

22 - шпангоут фюзеляжа 1;

23 - шпангоут фюзеляжа 1;

24 - кронштейн, оснащенный шарниром 8;

25 - кронштейн, оснащенный шарниром 9;

26 - обтекатель корневых нервюр, установленный на штоке 16.

X1-X1 - положение оси шарнирных соединений 12 и 13 консоли 2 со штоком 16 в полетном положении крыла (фиг.4);

X2-X2 - положение оси шарнирных соединений 12 и 13 консоли 2 со штоком 16 в сложенном положении крыла (фиг.4);

Y - направление выдвижения штока 16 при складывании крыла (фиг.3);

L - размах крыла (фиг.3);

B - габаритная ширина транспортного средства (самолета) со сложенным крылом (фиг.3);

H - величина перемещения штока 16 при складывании консолей 2, 3 крыла (фиг.3).

1. Устройство складывания крыла самолета, содержащее консоли крыла, соединенные с фюзеляжем, механизм поворота консолей, по меньшей мере один замок, фиксирующий консоли крыла в полетном положении, при этом каждая консоль кинематически связана с механизмом поворота консолей посредством двух шарнирных узлов, установленных на корневой нервюре соответствующей консоли, отличающееся тем, что устройство складывания крыла оснащено подкосами, каждый из которых шарнирно соединен с соответствующей консолью и фюзеляжем, механизм поворота консолей содержит шток, расположенный в плоскости симметрии самолета, оснащенный приводом перемещения вверх, шарнирные узлы консолей, установленные на корневых нервюрах, соединены с верхней частью штока.

2. Устройство складывания крыла самолета по п.1, отличающееся тем, что замок выполнен с возможностью фиксации штока при сложенном и полетном положении консолей крыла.

3. Устройство по п.1, отличающееся тем, что шток выполнен с прямоугольным поперечным сечением, а в фюзеляже установлены направляющие элементы, выполненные в виде уголков.

4. Устройство по п.1, отличающееся тем, что привод перемещения штока выполнен в виде гидроцилиндра.

5. Устройство по п.1, отличающееся тем, что привод перемещения штока выполнен в виде цепной передачи.

6. Устройство по п.1, отличающееся тем, что привод перемещения штока выполнен в виде реечного зубчатого механизма.

7. Транспортное средство, содержащее фюзеляж, шасси, воздушный движитель, крыло, консоли которого выполнены с возможностью складывания, механизм поворота консолей, включающий шарнирные узлы, установленные на корневых нервюрах консолей, по меньшей мере один замок, фиксирующий консоли крыла в полетном положении, отличающееся тем, что механизм поворота консолей оснащен штоком и подкосами, шток расположен в плоскости симметрии транспортного средства и оснащен приводом перемещения вверх, каждый из подкосов шарнирно соединен с соответствующей консолью и с фюзеляжем, шарнирные узлы, установленные на корневых нервюрах консолей, соединены с верхней частью штока, по меньшей мере один замок выполнен с возможностью фиксации консолей крыла в полетном и сложенном положении.

8. Транспортное средство по п.7, отличающееся тем, что крыло установлено по схеме высокоплан.

9. Транспортное средство по п.7, отличающееся тем, что оно оснащено замком фиксации штока в сложенном и полетном положении консолей крыла.

10. Транспортное средство по п.7, отличающееся тем, что шток выполнен с прямоугольным поперечным сечением, а в фюзеляже установлены направляющие элементы, выполненные в виде уголков.

11. Транспортное средство по п.7, отличающееся тем, что привод перемещения штока выполнен в виде гидроцилиндра.

12. Транспортное средство по п.7, отличающееся тем, что привод перемещения штока выполнен в виде цепной передачи.

13. Транспортное средство по п.7, отличающееся тем, что привод перемещения штока выполнен в виде реечного зубчатого механизма.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области авиационной техники, в частности к способу приведения в полетную конфигурацию летательного аппарата (ЛА), транспортируемого к точке сброса авиационным носителем.
Изобретение относится к планерной транспортной системе. Воздушная транспортная система состоит из грузовых и пассажирских компактных летательных аппаратов, двухъярусной взлетно-посадочной полосы, центра управления воздушным транспортным потоком, системы поиска и генераторов восходящих воздушных потоков и сервисов обслуживания.

Изобретение относится к области летательных аппаратов. Устройство фиксации в сложенном положении консолей крыла беспилотного летательного аппарата содержит корпус, в котором в деформированном состоянии установлена пружина сжатия, ось которой параллельна срединной плоскости консоли крыла, фиксирующий узел, контактирующий с пружиной и установленный с возможностью перемещения вдоль оси в сложенном положении консолей крыла.

Изобретение относится к устройствам соединения и разделения частей крыла. Механизм содержит корпус, в котором установлены поршень и гильза.

Изобретение относится к области преобразуемых транспортных средств. Преобразуемое наземное транспортное средство состоит из кузова, закрепленного на несущей раме, установленного на шасси с колесами, двигателя внутреннего сгорания с выхлопной трубой.

Изобретение относится к области ракетной техники и касается устройств управления элевонов складываемого крыла ракеты. Механизм управления элевоном состоит из размещенного на корпусе ракеты вала вращения, соединенного с элевоном, шарнирно установленным на задней кромке крыла, рычага, закрепленного на валу, и рулевой машинки, установленной в корпусе ракеты, шток которой шарнирно соединен с рычагом.

Изобретение относится к средствам фиксации складывающихся аэродинамических поверхностей летательного аппарата. Устройство фиксации сложенных аэродинамических поверхностей летательного аппарата содержит узел, обеспечивающий прилегание аэродинамических поверхностей к корпусу летательному аппарату, и связанный с ним исполнительный стопорящий механизм, который выполнен в виде пиропривода со штоком-толкателем и закреплен в корпусе.

Изобретение относится к летательным аппаратам. Беспилотный летательный аппарат содержит фюзеляж, крыло, V-образное оперение и силовую установку с тянущим воздушным винтом.

Изобретение относится к области ракетной техники и, в частности к конструкциям складываемых аэродинамических поверхностей, находящихся под воздействием сильных аэродинамических возмущений.

Изобретение относится к конструкциям транспортных средств. Транспортное средство повышенной проходимости содержит корпус сферической формы, состоящий из гибких стержней, соединенных между собой соединительными креплениями и образующих сетчатую конструкцию, два коаксиальных несущих винта с противоположным направлением вращения, источник энергии, двигатель и редуктор для привода несущих винтов, аппаратуру связи и систему управления движением по земле и в воздухе, диаметральную ось качения, выходящую за пределы сферического корпуса и соединяющуюся с корпусом с помощью шарниров.

Изобретение относится к амфибийным транспортным средствам, которые способны трансформироваться в летательные аппараты самолетного типа. Преобразуемое транспортное средство содержит фюзеляж с пассажирской кабиной и кабиной летчика, заднюю винтовую установку, передние и задние колеса шасси, выполненные с механизмами их уборки и выпуска, складывающиеся правую и левую плоскости крыла и хвостовую часть, разъемно соединенную с фюзеляжем при помощи шарниров, отдельные закрытые от внешней среды отсеки фюзеляжа для среднего двигателя, для механизмов привода на заднюю винтовую установку и задние колеса шасси, носовой отсек и два обтекаемой формы окна над пилотской кабиной для наблюдения и контроля направления на взлете и при посадке.

Изобретение относится к области формирования подъемной силы в воздушной среде. Способ формирования подъемной силы для подъема и перемещения груза в воздушной среде включает расположение двух основных дисков на двух сторонах транспортного корпуса с возможностью вертикального разворота.

Изобретение относится к транспортным средствам для перемещения в воздушной среде и по поверхности дороги. Способ формирования подъемной силы для подъема и перемещения груза в воздушной среде включает использование двух основных дисков на двух сторонах транспортного корпуса с возможностью вертикального разворота посредством разворотного механизма.

Изобретение относится к конструкциям легких самолетов-амфибий с укороченным взлетом и посадкой, с возможностью взлета и посадки на снеговую, водную или грунтовую поверхность, трансформирующихся в автомобиль, аэросани или катер с габаритными размерами микроавтобуса.

Изобретение относится к области преобразуемых транспортных средств. Преобразуемое наземное транспортное средство состоит из кузова, закрепленного на несущей раме, установленного на шасси с колесами, двигателя внутреннего сгорания с выхлопной трубой.

Изобретение относится к многофункциональной транспортной технике и представляет собой легковой автомобиль, пригодный для использования в качестве летательного аппарата с вертикальным взлетом и посадкой для полетов на малых высотах.

Изобретение относится к транспортной технике, используемой в качестве летательного аппарата и автомобиля. .

Изобретение относится к области комбинированных транспортных средств. Многофункциональный автожир включает фюзеляж с четырехдверной кабиной, в которой расположены передние кресла и задний диван, приборную панель, навигационные приборы, приборы контроля силовой установки, монитор, шасси, выносной аэродинамический элемент, установленный на стойках над крышей кабины с топливным баком внутри, несущий четырехлопастной винт с автоматической системой установки, фиксации и сложения лопастей, четырехлопастной реверсивный толкающий винт изменяемого шага, электрические мотор-редукторы, V-образные кили с рулями направления, соединенные в верхних точках стабилизатором с рулем высоты, двигатель внутреннего сгорания (ДВС). Толкающий воздушный винт установлен в аэродинамическом кольце за кабиной в межбалочном пространстве. ДВС размещен в центре масс и используется для привода коробки приводов с установленными на ней генератором, компрессором, тахометром. Автожир снабжен двумя поворотными передними стойками шасси с колесами, четырьмя тормозными колесами, фарами, габаритными и поворотными фонарями впереди и на хвостовой балке. В носовой части установлен сканирующий локатор. Руль рулевой колонки управляет поворотом передних стоек на земле и рулями направления в воздухе. Достигается повышение эксплуатационных характеристик транспортного средства. 2 ил.
Наверх