Способ блокировки и разрешения движения транспортного средства на основе газового анализа выдыхаемого воздуха


 


Владельцы патента RU 2543133:

Николаев Юрий Николаевич (RU)

Изобретение относится к контролю состояния водителей транспортных средств. Способ блокировки и разрешения движения транспортного средства на основе газового анализа выдыхаемого воздуха заключается в том, что забирают у водителя выдыхаемую воздушную пробу, определяют при помощи измерительных датчиков концентрации газовых компонентов в этой пробе, определяют координаты местонахождения транспортного средства, передают посредством беспроводной связи измеренные значения концентраций и координаты местонахождения транспортного средства в блок анализа и принятия решений, где сравнивают полученные значения концентраций с предельно допустимыми значениями. При превышении полученных значений предельно допустимым посредством беспроводной связи направляют сигнал на блокировку движения транспортного средства. При значениях ниже предельно допустимых направляют из блока анализа и принятия решений сигнал на разрешение движения транспортного средства. В качестве беспроводной связи используют мобильную телефонную связь. Измерение концентраций газовых компонентов осуществляют при помощи установленных в мобильный телефон измерительных датчиков различного физического принципа действия. Достигается повышение достоверности измерений. 2 з.п. ф-лы.

 

Изобретение относится к технике контроля состояния водителей транспортных средств и касается предотвращения использования транспортного средства водителями, физическое состояние которых не позволяет нормально управлять транспортным средством.

Известен способ определения концентрации алкоголя в выдыхаемом воздухе, в котором забирают у обследуемого лица выдыхаемую воздушную пробу, определяют при помощи измерительных датчиков концентрации газовых компонентов в этой пробе, определяют координаты местонахождения обследуемого лица, передают посредством беспроводной связи измеренные значения концентраций и координаты местонахождения в блок анализа и принятия решений, снабженный программным обеспечением, в котором сравнивают полученные значения концентраций с предельно допустимыми значениями, и по результатам сравнительного анализа направляют соответствующий управляющий сигнал (см. патент РФ №112434 на полезную модель, МПК G01N 31/00, 2012). К недостаткам известного способа можно отнести недостаточную достоверность измерений концентраций газовых компонентов в выдыхаемой воздушной пробе, а также ограниченные функциональные возможности управляющего воздействия.

Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому является способ блокировки движения транспортного средства на основе газового анализа выдыхаемого воздуха, в котором забирают у водителя выдыхаемую воздушную пробу, определяют при помощи измерительных датчиков концентрации газовых компонентов в этой пробе, определяют координаты местонахождения транспортного средства, передают посредством беспроводной связи измеренные значения концентраций и координаты местонахождения транспортного средства в блок анализа и принятия решений, снабженный программным обеспечением, в котором сравнивают полученные значения концентраций с предельно допустимыми значениями, соответствующими физическому состоянию водителя, позволяющему управление транспортным средством, и при превышении полученных значений концентраций их предельно допустимых посредством беспроводной связи направляют управляющий сигнал на блокировку движения транспортного средства (см. патент РФ №123165, МПК В60К 28/02, 2012). К недостаткам известного способа можно отнести недостаточную достоверность измерений концентраций газовых компонентов в выдыхаемой воздушной пробе, а также ограниченные функциональные возможности управляющего воздействия на эксплуатацию транспортного средства.

Предлагаемое изобретение направлено на решение задачи, состоящей в повышении достоверности измерений концентраций газовых компонентов в выдыхаемой воздушной пробе, а также в расширении функциональных возможностей управляющего воздействия, влияющего на эксплуатацию транспортного средства, посредством использования широко доступных средств беспроводной связи.

Данная задача решается тем, что в способе блокировки и разрешения движения транспортного средства на основе газового анализа выдыхаемого воздуха, в котором забирают у водителя выдыхаемую воздушную пробу, определяют при помощи измерительных датчиков концентрации газовых компонентов в этой пробе, определяют координаты местонахождения транспортного средства, передают посредством беспроводной связи измеренные значения концентраций и координаты местонахождения транспортного средства в блок анализа и принятия решений, снабженный программным обеспечением, в котором сравнивают полученные значения концентраций с предельно допустимыми значениями, соответствующими физическому состоянию водителя, позволяющему управление транспортным средством, и при превышении полученных значений концентраций их предельно допустимых посредством беспроводной связи направляют управляющий сигнал на блокировку движения транспортного средства, при значениях полученных концентраций ниже их предельно допустимых направляют из блока анализа и принятия решений посредством беспроводной связи управляющий сигнал на разрешение движения транспортного средства, в качестве беспроводной связи используют мобильную телефонную связь, при этом измеряют концентрации газовых компонентов в выдыхаемой воздушной пробе воздухе при помощи установленных в мобильный телефон не менее двух измерительных датчиков различного физического принципа действия.

При этом целесообразно, чтобы при помощи установленных в мобильный телефон не менее двух измерительных датчиков различного физического принципа действия измеряли концентрацию алкоголя в выдыхаемой воздушной пробе, а блокировка движения транспортного средства осуществлялась бы при подаче управляющего сигнала на установленные на транспортном средстве исполнительные устройства противоугонной системы, предназначенные для блокировки транспортного средства при его несанкционированном использовании.

Измерение концентрации газовых компонентов в выдыхаемой воздушной пробе воздуха при помощи установленных в мобильный телефон не менее двух измерительных датчиков различного физического принципа действия повышает достоверность измерений концентраций газовых компонентов в выдыхаемой воздушной пробе за счет того, что обычно на практике измерительные датчики различного физического принципа действия показывают несколько различные значения концентраций одного и того же газового компонента, а использование этих различных значений для определения наиболее точной величины концентрации, например, как среднеарифметического значения повышает точность измерений. Кроме того, так как обычно измерительные датчики определенного физического принципа действия с максимальной точностью измеряют концентрацию определенных газовых компонентов, то использование измерительных датчиков различного физического принципа действия позволяет расширить диапазон или количество газовых компонентов, концентрации которых измеряются с максимальной точностью. Установить измерительные датчики в мобильный телефон в настоящее время не составляет никаких технических проблем, так как они имеют небольшие размеры, и встроить их в телефон по аналогии, например, с фотоаппаратом достаточно просто. В качестве измерительных датчиков различного типа действия могут быть использованы любые датчики из числа известных, например, термокаталитические, электрохимические и электрические различного типа, полупроводниковый газовый сенсор, фотоионизационный детектор и т.д., в каждом из которых имеет место различный принцип выработки зависящего от концентрации аналитического сигнала.

Направление из блока анализа и принятия решений при значениях полученных концентраций ниже их предельно допустимых посредством мобильной телефонной связи управляющего сигнала на разрешение движения транспортного средства расширяет функциональные возможности управляющего воздействия, влияющего на эксплуатацию транспортного средства, посредством использования широко доступных средств беспроводной связи, так как при этом дополнительно к сигналу на блокировку направляется и управляющий сигнал на разрешение движения транспортного средства, например, сопровождающийся голосовой информацией, что достаточно просто осуществить при помощи мобильной телефонной связи, так как мобильный телефон имеется практически у каждого водителя.

Измерение концентрации алкоголя в выдыхаемой воздушной пробе при помощи установленных в мобильный телефон не менее двух измерительных датчиков различного физического принципа действия обеспечивает достоверное измерение газового компонента - алкоголя, то есть компонента, наличие которого в наибольшей степени влияет на физическое состояние водителя, позволяющее управлять транспортным средством.

Осуществление блокировки движения транспортного средства при подаче управляющего сигнала на установленные на транспортном средстве исполнительные устройства противоугонной системы, предназначенные для блокировки транспортного средства при его несанкционированном использовании, позволяет не устанавливать на транспортном средстве отдельные исполнительные устройства блокировки, специально предназначенные для функционирования исключительно при взаимодействии с системой газового анализа, а использовать для блокировки обычно уже имеющиеся на транспортном средстве исполнительные устройства. При этом такие устройства будут выполнять функции блокировки как при взаимодействии с противоугонной системой, так и при взаимодействии с системой газового анализа.

Предлагаемый способ блокировки и разрешения движения транспортного средства на основе газового анализа выдыхаемого воздуха осуществляется следующим образом.

Перед началом эксплуатации транспортного средства у водителя забирают выдыхаемую воздушную пробу, которая через воздуховод, например, аналогичный мундштуку обычного алкотестера, поступает в установленные в мобильный телефон измерительные датчики различного физического принципа действия. Мобильный телефон может находиться непосредственно у водителя или у лица, производящего обследование водителя. На основе газового анализа выдыхаемой воздушной пробы уже в настоящее время (см., например, патент РФ №51849 на полезную модель, МПК А61В 5/00, 2008) можно диагностировать самые различные параметры физического состояния водителя, в том числе и непосредственно влияющие на его способность управлять транспортным средством (алкоголь, давление, содержание сахара в крови и т.д.). Обычно алкоголь является таким компонентом, наличие которого в большинстве случаев в наибольшей степени влияет на физическое состояние водителя, позволяющее управлять транспортным средством.

Измеренные датчиками аналитические сигналы преобразуются в соответствии с их градуировочными характеристиками в значения концентраций и поступают по мобильной телефонной связи в удаленный блок анализа и принятия решений, снабженный программным обеспечением, в который также передаются координаты местонахождения транспортного средства (аналогично прототипу). В этом блоке сравнивают полученные значения концентраций с предельно допустимыми значениями, соответствующими физическому состоянию водителя, позволяющему управление транспортным средством. При этом в качестве истинного значения концентрации одного и того же газового компонента используется среднеарифметическая величина от концентраций, измеренных различными датчиками.

При значениях полученных концентраций ниже их предельно допустимых направляют (автоматически или диспетчером) из блока анализа и принятия решений посредством мобильной телефонной связи управляющий сигнал (может сопровождаться голосовым сообщением) на разрешение движения транспортного средства. При этом, если использовались средства блокировки противоугонной системы, этот сигнал отключает ступень блокировки по сигналу системы газового анализа.

При превышении полученных значений концентраций их предельно допустимых направляют (автоматически или диспетчером) из блока анализа и принятия решений посредством мобильной телефонной связи управляющий сигнал (может сопровождаться голосовым сообщением) на блокировку движения транспортного средства. При этом, если использовались средства блокировки противоугонной системы, этот сигнал воздействует на установленные на транспортном средстве исполнительные устройства противоугонной системы, предназначенные для блокировки транспортного средства при его несанкционированном использовании (отключение систем запуска двигателя или бортовой электросети, блокировка дверей и т.д.) и таким образом предотвращается возможность эксплуатации транспортного средства водителем, физическое состояние которого не позволяет управлять транспортным средством.

Предлагаемый способ блокировки и разрешения движения транспортного средства на основе газового анализа выдыхаемого воздуха обеспечивает повышение достоверности измерений концентраций газовых компонентов в выдыхаемой воздушной пробе, а также имеет широкие функциональные возможности управляющего воздействия, влияющего на эксплуатацию транспортного средства, посредством использования широко доступных средств беспроводной связи.

1. Способ блокировки и разрешения движения транспортного средства на основе газового анализа выдыхаемого воздуха, в котором забирают у водителя выдыхаемую воздушную пробу, определяют при помощи измерительных датчиков концентрации газовых компонентов в этой пробе, определяют координаты местонахождения транспортного средства, передают посредством беспроводной связи измеренные значения концентраций и координаты местонахождения транспортного средства в блок анализа и принятия решений, снабженный программным обеспечением, в котором сравнивают полученные значения концентраций с предельно допустимыми значениями, соответствующими физическому состоянию водителя, позволяющему управление транспортным средством, и при превышении полученных значений концентраций их предельно допустимых посредством беспроводной связи направляют управляющий сигнал на блокировку движения транспортного средства, отличающийся тем, что при значениях полученных концентраций ниже их предельно допустимых направляют из блока анализа и принятия решений посредством беспроводной связи управляющий сигнал на разрешение движения транспортного средства, в качестве беспроводной связи используют мобильную телефонную связь, при этом измеряют концентрации газовых компонентов в выдыхаемой воздушной пробе воздуха при помощи установленных в мобильный телефон не менее двух измерительных датчиков различного физического принципа действия.

2. Способ блокировки и разрешения движения транспортного средства на основе газового анализа выдыхаемого воздуха по п.1, отличающийся тем, что при помощи установленных в мобильный телефон не менее двух измерительных датчиков различного физического принципа действия измеряют концентрацию алкоголя в выдыхаемой воздушной пробе.

3. Способ блокировки и разрешения движения транспортного средства на основе газового анализа выдыхаемого воздуха по п.1, отличающийся тем, что блокировка движения транспортного средства осуществляется при подаче управляющего сигнала на установленные на транспортном средстве исполнительные устройства противоугонной системы, предназначенные для блокировки транспортного средства при его несанкционированном использовании.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к медицине. .

Изобретение относится к медицине и может быть использовано при определении эффективности диетотерапии при нарушениях липидного обмена. .

Изобретение относится к акушерству . .

Способ относится к области транспортного машиностроения. Способ заключается в определении момента засыпания водителя на основе фиксации углов поворота рулевого колеса.

Изобретение относится к технике контроля состояния водителей транспортных средств и касается предотвращения засыпания за рулем. .

Изобретение относится к технике снижения аварийности на дорогах. .

Изобретение относится к техническим средствам, обеспечивающим снижение аварийности на дорогах, в частности к устройствам для предупреждения засыпания водителя транспортного средства, находящегося за рулем.
Изобретение относится к технике контроля состояния водителей транспортных средств. Способ блокировки и разрешения движения транспортного средства на основе диагностики физического состояния водителя заключается в том, что в забираемой у водителя воздушной пробе определяют концентрацию алкоголя, принимают у водителя речевое сообщение и определяют координаты местонахождения транспортного средства. Далее передают измеренные значения в блок анализа и принятия решений, где на основе сравнительного анализа принятых значений с предельно допустимыми передают сигнал на блокировку движения транспортного средства или на разрешение движения. В качестве канала передачи информации используют мобильную телефонную связь, а концентрацию алкоголя в выдыхаемой воздушной пробе измеряют при помощи установленных в мобильный телефон измерительных датчиков. Достигается повышение безопасности эксплуатации транспортного средства. 1 з.п. ф-лы.

Цифровой электронный тахограф содержит аккумулятор (2), батарею питания (3), многофункциональный источник питания, управляющий процессор (5), блок контроля целостности корпуса (6), блок памяти (7), накопитель данных (8), устройство отображения информации (9), клавиатуру (10), печатающее устройство (11), карт-ридер (12), 3D-сенсор движения (13), интерфейсы и модули обмена данными (14), модули ГНСС GPS/ГЛОНАСС (15) и цифровой радиоэлектронной связи (16), внутренние антенны (17), блок СКЗИ тахографа (18). Достигается автономность работы тахографа, повышение надежности. 6 з.п. ф-лы, 1 ил.
Изобретение относится к технике контроля состояния водителей транспортных средств. Способ блокировки и разрешения движения транспортного средства на основе диагностики физического состояния водителя заключается в том, что в забираемой у водителя воздушной пробе определяют концентрацию алкоголя, принимают у водителя речевое сообщение и определяют координаты местонахождения транспортного средства. Далее передают измеренные значения в блок анализа и принятия решений, где на основе сравнительного анализа принятых значений с предельно допустимыми передают сигнал на блокировку движения транспортного средства или на разрешение движения. В качестве канала передачи информации используют мобильную телефонную связь, а концентрацию алкоголя в выдыхаемой воздушной пробе измеряют при помощи установленных в мобильный телефон измерительных датчиков. Достигается повышение безопасности эксплуатации транспортного средства. 1 з.п. ф-лы.

Группа изобретений относится к медицине, а именно диагностике содержащихся в выдыхаемом воздухе паров алкоголя, и может быть использована в клинической практике, промышленности, здравоохранении или для личного пользования. Для этого используют калибруемый анализатор дыхания, содержащий датчик алкоголя, энергонезависимую память, процессорный блок или процессор, дисплей и корпус для размещения этих компонентов. Процессорный блок способен калибровать анализатор дыхания с использованием организма пользователя в качестве имитатора, исходя из интенсивности обмена веществ в организме пользователя, типа и количества алкоголя, употребленного пользователем. Процессорный блок определяет момент взятия образца выдыхаемого пользователем воздуха на основании времени до заданной точки калибровки от момента начала употребления алкоголя, вычисленного с использованием интенсивности обмена веществ в организме пользователя и определенного максимального уровня содержания алкоголя. Результаты измерения процентного содержания алкоголя в крови (ВАС%), осуществленного на основании образца выдыхаемого пользователем воздуха в момент взятия образца, используются в качестве контрольной точки при калибровке анализатора дыхания. Группа изобретений обеспечивает возможность калибровки анализатора дыхания пользователем и исключает обращение в сервисные центры обслуживания. 2 н. и 21 з.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к области диагностики и может быть использовано для тестирования и корректировки работы алкометра. Портативный картридж со стандартным спиртовым газом для алкометра содержит стандартный спиртовой газ с предварительно заданной концентрацией и выполнен с возможностью отображения значения указанной концентрации на внешней поверхности картриджа (1) или его сохранения на запоминающем носителе, предусмотренном на картридже (1). Картридж (1) имеет выходное отверстие, выполненное с возможностью соединения с алкометром (30) для выпуска стандартного спиртового газа в алкометр (30) и герметично закрытое мягкой мембраной (16). Картридж (1) также содержит внутренний контейнер из мягкого материала, в котором содержится стандартный спиртовой газ с предварительно заданной концентрацией, и внешний кожух (10) из твердого материала для защиты внутреннего контейнера. При соединении картриджа (1) с алкометром (30) происходит протыкание мягкой мембраны (16) и обеспечивается возможность перетекания стандартного спиртового газа из внутреннего контейнера в алкометр (30). Изобретение обеспечивает упрощение конструкции картриджа и повышает его надежность. 2 з.п. ф-лы, 5 ил.
Наверх