Самостабилизирующийся экраноплан

Изобретение относится к области авиационной техники, в частности к самостабилизирующимся экранопланам. Самостабилизирующийся экраноплан выполнен по аэродинамической схеме «Утка», содержит фюзеляж, переднее горизонтальное оперение (ПГО), основное кормовое крыло, вертикальное оперение с рулем направления, двигатель с движителем. ПГО выполнено в виде передней (ПНП) и задней (ЗНП) несущих поверхностей, соединенных между собой центральным пилоном. ПНП выполнена в виде крыла со стреловидностью 30…75° по передней кромке и нулевой стреловидностью по задней кромке, а ЗНП выполнена в виде крыла с нулевой стреловидностью по передней кромке и дугообразной задней кромкой отрицательной стреловидности при нулевом угле тангажа, имеющей одинаковое отстояние от горизонтальной плоскости на всем ее протяжении. По положению задняя кромка ПНП в продольном направлении установлена впереди передней кромки ЗНП на расстоянии, а по высоте задняя кромка ПНП ниже передней кромки ЗНП. Достигается улучшение характеристик продольной устойчивости экраноплана при действии ветро-волновых возмущений. 2 ил.

 

Предлагаемое изобретение относится к области транспортной техники, в частности к самостабилизирующимся экранопланам.

Известен самостабилизирующийся экраноплан АДП-05 «Орфей» [А.С. №915372 СССР, МПК B60V 1/08, Самостабилизированный экраноплан по схеме «Утка» / Панченков А.Н., Уризченко В.Я., Попов К.Б и др. заявитель и патентообладатель Иркутский вычислительный центр СО АН СССР - №2895857; заявл. 19.04.80.], выполненный по схеме «утка», содержащий фюзеляж, основное крыло прямоугольной формы в плане, вертикальное оперение с рулем направления, двигатель с воздушным винтом, переднее горизонтальное оперение (ПГО), состоящее из одной несущей поверхности, прямоугольной формы в плане. Достижение продольной устойчивости данного экраноплана достигается только за счет выбранных определенным образом: площадей, аэродинамических плеч, удлинений, установочных углов ПГО и кормового крыла. Недостаток экраноплана в том, что продольная устойчивость, обеспечивается только на малых относительных отстояниях (до h ¯ > 0 , 1 ) и при малых ветроволновых возмущениях. Такой экраноплан можно назвать самостабилизирующимся (в данном случае в продольной плоскости движения) только в малом диапазоне эксплуатационных отстояний. Заметим, что под самостабилизацией понимается такое свойство экраноплана, когда после воздействия внешнего возмущения, при новом положении летательного аппарата, без вмешательства управления сохраняется необходимый запас устойчивости воздушного судна для компенсации всех внешних ветроволновых возмущений, допустимых для экранопланов этого класса мореходности.

Известен самостабилизирующийся экраноплан [Пат. 2224671 Российская Федерация, МПК7 B60V 1/08. Самостабилизирующийся экраноплан/ Суржик В.В., Скороходов П.А. и др., заявитель и патентообладатель Закрытое акционерное общество «Технологии СДП» - №2003100793; заявл. 09.01.03, - опубл. 27.02.04. Бюл. №6. - 5, с: ил.1.], выполненный по схеме «утка», содержащий фюзеляж, в передней части которого установлено прямоугольной формы в плане переднее горизонтальное оперение (ПГО), а в кормовой части фюзеляжа - крыло малого удлинения с установленным на нем двухкилевым вертикальным оперением с рулями направления. Двигатели с движителями размещены в носовой части фюзеляжа над ПГО с возможностью поворота вокруг горизонтальной оси.

Достижение устойчивости данного экраноплана обеспечивается за счет выбранного авторами соотношения площадей S1, S2 и плеч L1, L2 ПГО и основного крыла соответственно.

S ¯ 2 = S 2 S 1 = 0 , 2 1 , 0 ; L ¯ 2 = L 2 L 1 = 0 , 59 4 , 5 .

Также в первой части формулы изобретения патента [2] утверждается, что зона продольной устойчивости аппарата должна находиться ниже пределов соотношения:

S ¯ 2 = ( 0 , 598417 + 0 , 592371 L ¯ 2 + 0 , 138457 L ¯ 2 2 ) 1 .

В отличительной части формулы изобретения патента [2] заявлено, что предлагаемый самостабилизирующийся экраноплан отличается тем, что относительное удлинение горизонтального оперения меньше относительного удлинения крыла малого удлинения (то есть λПГОкр).

По содержанию вышеописанного изобретения можно отметить следующие недостатки:

- ПГО прямоугольной формы в плане, малого удлинения, имеющее обычный плоско-выпуклый или симметричный профиль на экранопланах схемы «утка» способно обеспечить продольную устойчивость только в диапазоне очень малых ветроволновых возмущений и только на относительных отстояниях, существенно меньших 0,1. Это объясняется тем, что влияние близости экрана на несущую поверхность малого удлинения существенно ниже, чем на несущую поверхность большого или среднего удлинений, а, значит, и стабилизирующий момент, обеспечиваемый таким ПГО, при движении экраноплана на умеренных отстояниях, будет явно недостаточным;

Известен самостабилизирующийся экраноплан АДП-07 [А.С. №1316170 СССР, МПК B60V 1/08, Экранопланы по схеме «утка»/ Попов К.Б., Гусев И.Н. и др. - №3928768/40-23; заявл. 17.07.85, - опубл.27.11.85.], выполненный по схеме «утка», содержащий фюзеляж, основное крыло, вертикальное оперение с рулем направления, двигатель с движителем, ПГО, состоящее из передней и задней частей, соединенных общими боковыми шайбами, образуя так называемую «обратную щель». Достижение продольной устойчивости данного экраноплана имеющего ПГО «с обратной щелью» [Панченков А.Н., Экспертиза экранопланов / А.Н. Панченков, П.Т. Драчев, В.И. Любимов / Н.Новгород. ООО «Типография «Поволжье», 2006. С.600-601], достигается за счет того, что углы установки и положение по высоте передней части относительно задней части ПГО обеспечивают, при увеличении угла тангажа экраноплана, усиление интенсивности вихревых жгутов, сходящих с передней части такого ПГО. Эти жгуты, попадая под нижнюю поверхность задней части ПГО, уменьшают общий перепад давлений на ПГО. Это приводит к тому, что в определенном диапазоне приращения углов тангажа и отстояний наблюдается более пологая зависимость подъемной силы ПГО от угла атаки или даже падение подъемной силы ПГО вцелом в некотором диапазоне углов тангажа и отстояний. Как следствие, при использовании такого ПГО, при воздействии встречных и встречно-боковых ветровых порывов, продольная устойчивость экраноплана в определенном диапазоне углов тангажа улучшается.

Однако при использовании для соединения передней и задней частей ПГО общих боковых шайб интенсивность вихревых жгутов, сходящих с передней части такого ПГО, значительно ослабевает вследствие их разрушения и торможения от соприкосновения с поверхностью этих общих боковых шайб. Это приводит к значительному уменьшению или даже исчезновению эффекта падения подъемной силы на таком ПГО при увеличении угла тангажа экраноплана.

Недостатком данного экраноплана [Панченков А.Н., Драчев П.Т., Любимов В.И. Экспертиза экранопланов. Н.Новгород. ООО «Типография «Поволжье», 2006, С.600.] являются:

- недостаточно широкий диапазон углов тангажа и отстояний ПГО, на которых наблюдается меньшее влияние угла атаки на подъемную силу ПГО. Это приводит к уменьшению запаса продольной устойчивости, требуемого для компенсации влияния внешних ветроволновых возмущений;

- использование в качестве передней части ПГО несущей поверхности нестреловидной формы в плане, с одной стороны, уменьшает интенсивность вихревых жгутов, создающих описанный выше эффект, с другой, - способствует увеличению подъемной силы на передней несущей поверхности ПГО. Все это снижает описанный выше эффект и вцелом уменьшает запас продольной статической устойчивости.

Рассмотренный последний самостабилизирующийся экраноплан является наиболее близким аналогом по совокупности существенных признаков к заявленному и принимается за прототип.

Задачей, на решение которой направлены изменения конструкции самостабилизирующегося экраноплана, является улучшение характеристик продольной устойчивости экраноплана при действии ветроволновых возмущений.

Указанный технический результат, заключается в том, что:

- в результате действия внешних ветроволновых возмущений и отклонения от заданного положения в продольной плоскости в определенном диапазоне углов тангажа будет наблюдаться более ярко выраженный обеспечиваемый аэродинамическими силами возвращающий момент;

- при действии встречных ветровых порывов, приводящих к увеличению угла тангажа экраноплана в рабочем диапазоне углов атаки, не возникает резкого приращения подъемной силы ПГО, а в некоторых случаях наблюдается ее уменьшение, приводящее к исключению момента на кабрирование, способного привести к опрокидыванию экраноплана. В совокупности с возникающим с временной задержкой компенсирующим моментом крыла это приводит к тому, что экраноплан ведет себя устойчиво при действии больших ветровых возмущений, чем обеспечивается больший эксплуатационный диапазон использования экраноплана по отстоянию и углу тангажа. Количественно полезный эффект также выражается:

- в увеличении запаса продольной статической устойчивости экраноплана;

- улучшении динамических свойств экраноплана, в частности снижении амплитуды и времени переходного процесса.

Указанный технический результат обеспечивается тем, что в самостабилизирующемся экраноплане, выполненном по схеме «утка», содержащем фюзеляж, переднее горизонтальное оперение (ПГО), основное кормовое крыло, вертикальное оперение с рулем направления, маршевый двигатель с движителем, согласно изобретению ПГО выполнено в виде передней (ПНП) и задней (ЗНП) несущих поверхностей, соединенных между собой центральным пилоном, при этом ПНП выполнена в виде крыла со стреловидностью 30…75° по передней кромке и нулевой по задней кромке, а ЗНП выполнена в виде крыла с нулевой стреловидностью по передней кромке и дугообразной задней кромкой отрицательной стреловидности при нулевом угле тангажа, имеющей одинаковое отстояние от горизонтальной плоскости на всем ее протяжении, при этом параметры ПНП и ЗНП выбраны из соотношений: удлинение ПНП λПНП к удлинению ЗНП λЗНП лежит в пределах 0,7…1,3; соотношение площади ПНП SПНП к площади ЗНП SЗНП лежит в пределах 0,15…0,6; соотношение угла атаки ПНП αПНП к углу атаки ЗНП αЗНП лежит в пределах 1,2…1,5, по положению задняя кромка ПНП в продольном направлении находится впереди передней кромки ЗНП на расстоянии r, определяемом из соотношения r/bПНП=0…0,5, где bПНП - средняя аэродинамическая хорда ПНП, а по высоте задняя кромка ПНП ниже передней кромки ЗНП на величину h, выбираемую из соотношения h/(hПК-hЗК)=0,3÷1,0, где hПК-hЗК - превышение передней кромки ЗНП над ее задней кромкой.

Сущность изменений конструкции самостабилизирующегося экраноплана состоит в том, что взаимное расположение и выбранные параметры ПНП и ЗНП ПГО при действии встречных ветровых порывов позволяют усилить свойства самостабилизации присущие экранопланам данного класса.

Так, выбор геометрии ПНП определен в виде крыла со стреловидностью 30…75° по передней кромке и нулевой по задней кромке, что в полете над опорной поверхностью с положительным углом атаки в результате схода воздушного потока со стреловидных кромок ПНП способствует формированию вихрей за этой несущей поверхностью. При этом ЗНП выполнена в виде крыла с нулевой стреловидностью по передней кромке и дугообразной задней кромкой отрицательной стреловидности при нулевом угле тангажа имеющей одинаковое отстояние от горизонтальной плоскости на всем ее протяжении.

Действие встречного ветрового порыва на ПГО приводит к увеличению угла атаки его несущих поверхностей, возникновению возмущающего момента от дополнительного приращения подъемной силы на ПГО, в результате чего получит первоначальное увеличение угла тангажа. В связи с этим увеличивается угол атаки и перепад давлений на нижней и верхней сторонах ПНП и, следовательно, становятся более интенсивными боковые вихри, которые попадают под ЗНП.

Дальнейшее увеличение угла атаки ПГО приводит к дальнейшему увеличению мощности сходящих с боковых кромок ПНП вихрей и приближению по высоте осей вихрей к уровню передней кромки ЗНП;

При этом положение ЗНП относительно ПНП по удалению в продольном направлении выбрано из условия, что задняя кромка ПНП в продольном направлении находится впереди передней кромки ЗНП на расстоянии г, определяемом из соотношения

r/bПНП=0…0,5,

где bПНП - средняя аэродинамическая хорда ПНП, а по высоте задняя кромка ПНП ниже передней кромки ЗНП на величину h, выбираемую из соотношения

h/(hПК-hЗК)=0,3÷1,0,

где hПК-hЗК - превышение передней кромки ЗНП над ее задней кромкой. Такое взаимное расположение ПНП к ЗНП приводит к тому, что в процессе стабилизации экраноплана оси сформировавшихся вихрей от ПНП не превышают уровня передней кромка ЗНП, т.е. основная доля воздушного потока, завихренная ПНП, попадает под ЗНП.

Эффект снижения прироста подъемной силы на ПГО при увеличении угла атаки, а в некоторых случаях даже ее снижения обеспечивается увеличением на нижней стороне ЗНП скорости обтекания воздушным потоком вследствие векторного сложения скоростей частичек воздуха от скоростного напора в продольном направлении и от циркуляции в вихре в поперечном. Увеличение скорости воздушного потока вблизи ЗНП с нижней стороны согласно закону Бернулли будет сопровождаться понижением давления на ЗНП.

Выбор геометрии ПНП по размаху из условия, что соотношение удлинений ПНП и ЗНП лежит в диапазоне

λПНПЗНП=0,7÷1,3,

площадей ПНП и ЗНП в диапазоне

SПНП/SЗНП=0,15÷0,6, углов атаки ПНП и ЗНП

αПНПЗНП=1,2÷1,5,

определен таким образом, чтобы вихри сходили вблизи боковых кромок ЗНП, усиливая описанный эффект.

Снижение подъемной силы ПГО усиливается тем, что вихри, сходящие с ПНП, складываются по направлению вращения со сходящими вихрями с боковых кромок ЗНП, тем самым, усиливают этот эффект перетекания воздушного потока в районе боковых кромок с нижней стороны ЗНП на верхнюю, уменьшая тем самым перепад давлений снизу и сверху, а значит, уменьшая прирост подъемной силы.

Крепление ПНП и ЗНП между собой центральным пилоном способствует свободному сходу вихрей с ПНП и дальнейшему развитию завихрения в направлении ЗНП, в отличие от крепления ПНП и ЗНП боковыми шайбами, где данный процесс менее выражен в силу частичного разрушения вихрей о них.

Эффект снижения прироста подъемной силы на ПГО при увеличении угла атаки в рабочем диапазоне изменения углов тангажа экраноплана, приводит к тому, что при прохождении воздушным потоком ПГО приращение подъемной силы значительно снижено и не возникает кабрирующего момента, способного перевести экраноплан к неустойчивым колебаниям по тангажу. При последующем распространении возмущенного воздушного потока к основному крылу происходит приращение подъемной силы на основном крыле и, как следствие, появление стабилизирующего момента на пикирование, что приводит к дальнейшему выравниванию экраноплана в воздушном потоке над опорной поверхностью.

Расширение диапазона рабочих углов атаки описанного эффекта снижения прироста подъемной силы на ПГО при увеличении угла атаки приводит к расширению диапазона эксплуатации по отстоянию.

Данный эффект будет наблюдаться при полете вне экрана. При полете вблизи экрана он может проявляться более ярко, а зависимость подъемной силы ПГО от угла атаки (в определенном диапазоне углов атаки) будет не только более пологая, но даже несколько отрицательная.

Использование данного эффекта на ПГО экраноплана в определенном диапазоне углов тангажа будет увеличивать запас продольной статической устойчивости, улучшать динамические свойства экраноплана, в частности снижение амплитуды и времени переходного процесса.

Область применения заявленного самостабилизирующегося экраноплана - круглогодичная эксплуатация над водной, заснеженной, ледовой, степной, пустынной и другими типами относительно ровных подстилающих поверхностей.

На фигуре 1 изображен самостабилизирующийся экраноплан, выполненный по схеме «Утка». Экраноплан содержит основное крыло 1, обратнощелевое ПГО 2, вертикальное оперение 3 с рулем направления, фюзеляж 4, маршевые двигатели с движителями 5 в кормовой части аппарата и стартовые двигатели с движителями 6 - в носовой, шасси 7. Причем ПГО выполнено в виде передней (ПНП) и задней (ЗНП) несущих поверхностей, соединенных между собой центральным пилоном. При этом ПНП выполнена в виде крыла со стреловидностью 30…75° по передней кромке и нулевой по задней кромке, а ЗНП выполнена в виде крыла с нулевой стреловидностью по передней кромке и дугообразной задней кромкой отрицательной стреловидности при нулевом угле тангажа, имеющей одинаковое отстояние от горизонтальной плоскости на всем ее протяжении. Параметры ПНП и ЗНП выбраны из соотношений: удлинение ПНП λПНП к удлинению ЗНП λЗНП лежит в пределах 0,7…1,3; соотношение площади ПНП SПНП к площади ЗНП SЗНП лежит в пределах 0,15…0,6; соотношение угла атаки ПНП αПНП к углу атаки ЗНП αЗНП лежит в пределах 1,2…1,5. По положению задняя кромка ПНП в продольном направлении находится впереди передней кромки ЗНП на расстоянии r, определяемом из соотношения r/bПНП=0…0,5, где bПНП - средняя аэродинамическая хорда ПНП. По высоте задняя кромка ПНП установлена ниже передней кромки ЗНП на величину h, выбираемую из соотношения h/(hПК-hЗК)=0,3÷1,0, где hПК-hЗК - превышение передней кромки ЗНП над ее задней кромкой.

На фигуре 2 приведена конструкция предлагаемого ПГО, которое представляет собой две несущих поверхности: переднюю (ПНП) в виде крыла со стреловидностью 30-75° по передней кромке и нулевой по задней кромке и заднюю несущую поверхность (ЗНП) с нулевой стреловидностью по передней кромке и задней кромкой с одним уровнем по размаху (ее проекция на фронтальную плоскость представляет горизонтальную линию), соединенные между собой центральным пилоном. Параметры ПНП и ЗНП выбраны так, что соотношение удлинений которых равно λПНПЗНП=0,7÷1,3, соотношение площадей SПНП/SЗНП=0,15÷0,6, соотношение углов атаки αПНПЗНП=1,2÷1,5, при этом положение задней кромки ПНП в продольном направлении находится впереди передней кромки ЗНП на расстоянии r в соотношении к средней аэродинамической хорде bПНП передней несущей поверхности r/bПНП=0÷0,5, а по высоте задняя кромка ПНП ниже передней кромки ЗНП на величину h, выбираемую из соотношения 0,3…1,0 превышения hПК-hЗК передней кромки ЗНП над ее задней кромкой h/(hПК-hЗК)=0,3÷1,0.

Работа данного устройства состоит в следующем. При действии встречного ветрового порыва происходит отклонение экраноплана на кабрирование в продольной плоскости от исходного положения. Однако благодаря полезным эффектам, происходящим при взаимодействии его ПГО с возмущенным воздушным потоком при увеличении угла атаки в рабочем диапазоне изменений углов атаки экраноплана, это приводит к тому, что при прохождении воздушным потоком ПГО приращение подъемной силы на нем снижено и не возникает кабрирующего момента, способного перевести экраноплан к его опрокидыванию. Дальнейшее распространение возмущения к основному крылу экраноплана приводит к приращению подъемной силы на основном крыле и, как следствие, к возникновению стабилизирующего момента на пикирование, что приводит к дальнейшему выравниванию экраноплана в воздушном потоке над опорной поверхностью. Действие сил и моментов экраноплана при встречном ветровом порыве в полете при отсутствии влияния экранного эффекта аналогично.

Самостабилизирующийся экраноплан, выполненный по аэродинамической схеме «Утка», содержащий фюзеляж, переднее горизонтальное оперение (ПГО), основное кормовое крыло, вертикальное оперение с рулем направления, двигатель с движителем, отличающийся тем, что ПГО выполнено в виде передней (ПНП) и задней (ЗНП) несущих поверхностей, соединенных между собой центральным пилоном, при этом ПНП выполнена в виде крыла со стреловидностью 30…75° по передней кромке и нулевой стреловидностью по задней кромке, а ЗНП выполнена в виде крыла с нулевой стреловидностью по передней кромке и дугообразной задней кромкой отрицательной стреловидности при нулевом угле тангажа, имеющей одинаковое отстояние от горизонтальной плоскости на всем ее протяжении, при этом параметры ПНП и ЗНП выбраны из соотношений: соотношение удлинения ПНП λПНП к удлинению ЗНП λЗНП лежит в пределах 0,7…1,3; соотношение площади ПНП SПНП к площади ЗНП SЗНП лежит в пределах 0,15…0,6; соотношение угла атаки ПНП αПНП к углу атаки ЗНП αЗНП лежит в пределах 1,2…1,5, при этом по положению задняя кромка ПНП в продольном направлении установлена впереди передней кромки ЗНП на расстоянии r, определяемом из соотношения r/bПНП=0…0,5, где bПНП - средняя аэродинамическая хорда ПНП, а по высоте задняя кромка ПНП ниже передней кромки ЗНП на величину h, выбираемую из соотношения h/(hПК-hЗК)=0,3÷1,0, где hПК-hЗК - превышение передней кромки ЗНП над ее задней кромкой.



 

Похожие патенты:

Группа изобретений относится к авиации и транспортным средствам с воздушной (статической и динамической) разгрузкой, в частности к самостабилизированным экранопланам типов А, В и С.

Изобретение относится к авиационной технике и касается летательных аппаратов, использующих экранный эффект. Гидросамолет с экранным эффектом содержит корпус в виде аэродинамического несущего крыла, содержащего центральную часть с полезным объемом и пассажирскими салонами и грузовыми отсеками, стартово-посадочное устройство, вертикальное оперение, силовые установки, систему управления, второе аэродинамическое крыло, выполненное составным и расположенным над несущим крылом.

Изобретение относится к универсальным транспортным средствам, способным передвигаться в различных средах. Аэроглиссер-амфибия содержит корпус с кабиной, моторным отсеком, движителем в виде воздушного винта с защитным кольцом, снабженные воздушными нагнетателями надувные поплавки.

Изобретение относится к авиации и касается создания гидросамолетов-экранопланов, совершающих полет вблизи земного грунта. .

Изобретение относится к транспортным средствам на динамической воздушной подушке и, в частности, к экранопланам. .

Изобретение относится к транспортным средствам на воздушной подушке и касается создания экранопланов с поддувом. .

Изобретение относится к рельсовым транспортным средствам на динамической воздушной подушке и касается создания транспортной системы с экранопланом (далее - экранопоездом), экранопоезда и специально спрофилированной поверхности (или направляющей) для такой системы.

Изобретение относится к аппаратам на воздушной подушке и касается создания дополнительной аэродинамической поддержки их корпусов. .

Изобретение относится к экранопланостроению, авиастроению и судостроению, касается профилирования мягких реданированных поплавков, преимущественно для экранопланов.

Изобретение относится к авиастроению, судостроению и к экранопланостроению, касается профилирования нижней части мягкого поплавка с поперечным реданом. .

Экраноход // 2545566
Изобретение относится к судостроению и касается судов на воздушной подушке. Экраноход содержит корпус, выполненный водоизмещающим с днищем V-образной формы, центральную лыжу с поперечными реданами, продольные реданы. Продольные реданы установлены в носовой части корпуса. При этом днище дополнительно оборудовано приливами, установленными от бортов к середине. Продольные реданы выполнены полыми и сквозными. Достигается повышение скорости и мореходности. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к летательным аппаратам на воздушной подушке и касается стабилизации полета экраноплана на всех высотах проявления экранного эффекта. Экраноплан содержит силовую установку, оперение, крыло, оснащенное механизацией задней кромки с осью вращения, расположенной вдоль размаха крыла, энергоприводом для перемещения механизации, взлетно-посадочное устройство. Механизация задней кромки крыла содержит закрылок, выполненный с возможностью отклонения энергоприводом относительно оси вращения как вниз, так и вверх. При этом кинематическая связь энергопривода с закрылком содержит упругий элемент. Во время стабилизации полета экраноплана регулируют скорости полета во всем диапазоне высот действия экранного эффекта. При этом при увеличении высоты полета, вплоть до высот со слабым проявлением экранного эффекта, экраноплан разгоняют и одновременно увеличивают первую относительную вогнутость средней линии профиля крыла. При уменьшении высоты полета до высот с сильным проявлением экранного эффекта скорость экраноплана уменьшают и одновременно уменьшают величину второй относительной вогнутости средней линии профиля крыла. Достигается обеспечение выполнения необходимого условия апериодической устойчивости на высотах как сильного, так и слабого проявления экранного эффекта посредством регулирования средней линии профиля крыла. 2 н. и 4 з.п. ф-лы, 13 ил.

Изобретение относится к морским летательным аппаратам и касается экранопланов, использующихся при поисково-спасательных работах. Спасательный экраноплан является тримаранным судном и содержит три фюзеляжа-корпуса, соединенные между собой прямоугольными крыльями. Центральный фюзеляж-корпус выдвинут вперед. Крайние фюзеляжи-корпуса в хвостовых оконечностях снабжены аппарелями, а палуба снабжена ролинговой дорожкой. Спуско-подъемные устройства для спуска и подъема спасательного подводного аппарата выполнены в виде гидравлического устройства. На экраноплане установлен автоматизированный навигационный комплекс, в состав которого входит модуль гидрометеорологической информации, эхолот, совмещенный индикатор, выполненный в виде электронной картографической навигационной информационной системы, высотомер, выполненный в виде радиовысотомера малых высот с функциями измерителя высоты движения экраноплана и параметров морского волнения. В состав средств поиска входит параметрический гидролокатор, гидролокатор шагового поиска с горизонтальным и вертикальным сканированием, приемопередающие антенны которого размещены в носовой части крайних фюзеляжей-корпусов, гидроакустический параметрический профилограф, размещенный в носовой части среднего фюзеляжа-корпуса. Достигается повышение эксплуатационных характеристик, безопасности и надежности выполнения поисково-спасательных работ на море. 6 ил.

Изобретение относится к конструированиию амфибийных аппаратов с динамическими принципами поддержания. Крыло транспортного средства (ТС) на динамической воздушной подушке снабжено аэродинамическими несущими консолями, установленными в кормовой части боковых скегов с возможностью изменения их V-образности. Наружные оболочки пневмобаллонов выполнены трехсекционными с перегородками в продольном направлении. Пневмобаллоны снабжены по оконечностям поперечными реданами, а в центральной части продольными реданами. Объем боковых скегов составляет не менее двух объемов примыкающих к ним пневмобаллонов. Носовая кромка бокового скега выполнена со смещением в нос от передней кромки крыла на расстояние не менее 0.1 хорды крыла. Суммарный диаметр воздушных винтов составляет не менее трети размаха крыла. Кинематическая система совместного управления поворотом воздушных винтов и закрылка выполнена с возможностью варьирования пропорции углов перекладки винтов и закрылка. Достигаются повышение аэродинамического качества ТС, исключение автоколебательных срывных явлений на пневмобаллонах во всем диапазоне эксплуатируемых скоростей движения, снижение аэродинамического сопротивления пневмобаллонов, уменьшение осадки ТС, повышение эффективности динамической воздушной подушки. 6 ил.

Изобретение относится воздушному и амфибийному транспорту и касается судов на динамической воздушной подушке. Экраноплан содержит крыло малого удлинения, над которым установлены двигатели с воздушными винтами, сопряженными с воздушными каналами гибкого ограждения. Задняя кромка крыла расположена в плоскости, параллельной конструктивной ватерлинии. Двигатели установлены над крылом таким образом, что воздушные винты расположены ниже верхней поверхности крыла. За винтами на крыле выполнены ковшеобразные полости, образующие воздушный канал, соединяющий пространство над крылом перед воздушным винтом с пространством под крылом за воздушным винтом, а также с системой каналов гибкого ограждения крыла, выполненного по его передней кромке и ограниченного спереди предкрылком. Достигаются повышение аэродинамического качества и упрощение конструкции экраноплана. 1 з.п. ф-лы, 11 ил.

Изобретение относится к транспортным средствам на динамической воздушной подушке и касается экранопланов для перемещения над поверхностью воды. Экраноплан содержит один водометный движитель, крыло, фюзеляж с кабиной и грузовым отсеком, вертикальный и горизонтальный стабилизаторы. При этом водометный движитель расположен в хвостовой части фюзеляжа и выполнен с полнонапорным водозаборником, постоянно смоченная вертикальная часть которого является вертикальным стабилизатором с установленным на нем вертикальным рулем. На постоянно смоченной части полнонапорного водозаборника установлен горизонтальный стабилизатор с горизонтальными рулями. Горизонтальный стабилизатор установлен с отрицательным углом атаки. Достигается обеспечение высокой продольной и путевой статической устойчивости, более эффективное продольное и путевое управление на всех режимах движения. 3 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к области авиации, в частности к конструкциям экранопланов. Многофункциональный летательный аппарат содержит двухэтажную трубчатую раму, три поперечины жесткости и опоры двигателя, скрепленные отлитыми захватами и устройством двухстороннего крепления редукторов к литьевым захватам. Несущие винты расположены вертикально внизу под фюзеляжем. Подшипник изменения углового положения лопастей управляется четырьмя малоразмерными гидроцилиндрами. Проходящие сквозь свои редукторы несущие пустотелые валы в верхней части содержат конические шестерни гипоидного зацепления привода торсионного вала-синхронизатора. В нижней части валов установлены вращающиеся пневмовыдвижные стойки заднего шасси. Спереди расположены стреловидные плоскости для стабилизации и изменения высоты экранного полета. Турбореактивный двигатель содержит два проточных канала, один из которых является камерой сгорания, а другой служит для подачи воздуха. Общий навесной корпус выполнен штамповкой из листового металла и крепится к основной поперечине жесткости, т.е. к турбинной части и к литьевому кольцевому основанию компрессорной части. Достигается возможность полета на высокой воздушной подушке (экране). 2 н. и 19 з.п. ф-лы, 7 ил.

Изобретение относится к крылатым ракетам большой дальности. Крылатая ракета-экранолет (КРЭ) состоит из корпуса, несущих крыльев, аэродинамических элементов управления полетом, маршевого двигателя, антенны обзора, поиска цели и наведения, высотомера и боевой части. Корпус и несущие крылья выполнены в виде «летающего крыла» с большой площадью и средней длиной хорды несущей поверхности, с возможностью лететь с и без использования эффекта «экрана». Корпус «летающее крыло» складывается гармошкой вдоль продольной оси симметрии ракеты с регулируемой степенью сложения. Маршевый двигатель выполнен с возможностью работы с регулировкой в диапазонах дозвуковых и сверхзвуковых скоростей и расположен внутри шарнира складывающихся сегментов корпуса. КРЭ может иметь более одного маршевого двигателя, которые работают в одном режиме или предназначены для разных диапазонов скоростей с частичным перекрытием диапазонов, работающие с перестройкой одновременно в перекрываемом диапазоне и по отдельности, каждый в своем диапазоне, с возможностью многократного чередования их работы. Как минимум один маршевый двигатель может отделяться от КРЭ. Образовавшаяся после отделения двигателя полость используется как часть прямоточного воздушно-реактивного двигателя. Элементы антенны обзора, поиска цели и наведения расположены по периметру корпуса «летающее крыло» в качестве элементов фазированной антенной решетки с круговым обзором, работающие в пассивном и активном режимах. Изобретение позволяет увеличить дальность полёта, повысить поражающую способность, компактность при хранении и транспортировке. 7 з.п. ф-лы, 11 ил.

Изобретение относится к пассажирским транспортным средствам на динамической воздушной подушке. Пассажирский экраноплан содержит корпус с кабиной, крыло малого удлинения, хвостовое вертикальное двухкилевое оперение с установленным на килях стабилизатором с шарнирно закрепленным рулем высоты, а также автономную буксировочную мотоустановку, несущую двигатель экраноплана и соединенную с помощью горизонтальных осевых цилиндрических шарниров и телескопических амортизаторов двумя параллельными боковыми буксировочными штангами. В кабине размещен силовой электромагнит для управления рулем высоты. Буксировочная мотоустановка выполнена в виде легкой тележки с линейным асинхронным тяговым двигателем, размещенной по навесному типу с возможностью относительного перемещения на установленном монорельсе. Цилиндрические шарниры подвижного крепления буксировочных штанг к корпусам экраноплана и тележки снабжены электромагнитными сцепными муфтами, обеспечивающими жесткую относительную фиксацию экраноплана и тележки в заданных режимах движения. При этом электромагнит управления рулем высоты через систему проводки, установленную вдоль штанг, и сцепные муфты электрически подключены к источнику питания статора тягового двигателя на тележке и снабжены бесконтактными датчиками переключения режимов движения. Достигается упрощение, автоматизация процесса управления, снижение электроэнергии. 3 ил.

Изобретение относится к авиации и касается аэрогидродинамической схемы экранопланов на динамической воздушной подушке. Экраноплан содержит интегральную аэрогидродинамическую комбинацию двух составных крыльев, состоящую из внутреннего и внешнего составного крыла. Внутреннее составное крыло образует корпус и имеет центральное крыло и присоединенные к нему шатрообразно заостренные сзади консоли крыла с закрепленными по краям вниз аэрогидродинамическими шайбами в виде поплавков-лыж. К бортам корпуса пристыковано внешнее составное крыло, образованное заостренными спереди внутренними консолями трапециевидного крыла, установленными V-образно к корпусу, и присоединенными к ним V-образно наружными трапециевидными консолями крыла с расположенными вниз и вверх законцовками крыла. Экраноплан имеет двухкилевое вертикальное оперение большой стреловидности, установленное к бортам хвостовой части центрального крыла V-образно, горизонтальное оперение, закрепленное на килях сверху, а также единую силовую установку старта с воздушной подушкой поддува и маршевого полета, с двумя воздушными винтами или винтокольцевыми движителями, расположенными по концам балки, установленной перпендикулярно в носовой части центрального крыла. Достигается уменьшение сопротивления, повышение устойчивости и управляемости движением на всех режимах движения. 15 з.п. ф-лы, 17 ил.
Наверх