Устройство расстыковки



Устройство расстыковки
Устройство расстыковки
Устройство расстыковки
Устройство расстыковки

 


Владельцы патента RU 2543477:

Открытое акционерное общество "Ракетно-космическая корпорация "Энергия" имени С.П. Королева" (RU)

Изобретение относится к космической технике и может быть использовано при разделении стыковочных агрегатов космических аппаратов. Устройство расстыковки содержит стыковочные шпангоуты с системами замков и стыковочными механизмами, пружинные толкатели, штыри с заходными конусами, гнезда с заходными фасками, механические датчики контроля расстыковки с подпружиненными штоками, механизм преобразования перемещения штыря в виде гильзы с буртиком и механизмом взаимодействия штыря и датчика в виде внешнего стакана с продольными пазами и внутренним стаканом с ограничителями перемещения в виде цилиндрических элементов, пружиной сжатия, расточкой. Изобретение позволяет снять сигнал о расстыковке со штырей в момент их выхода из контакта с рабочей поверхностью гнезда. 4 ил.

 

Изобретение относится к космической технике и может быть использовано для обеспечения разделения стыковочных агрегатов космических аппаратов с последующим их разведением.

Известен механизм разделения агрегата (патент Российской Федерации RU № 2342290 C1 B64G 1/64 от 22.06.2007), который может быть использован для разделения преимущественно бортовых разъемных соединений, связывающих летательный аппарат со стартовым комплексом, содержащий бортовую и отрывную платы, скрепленные замком, установленным со стороны отрывной платы и включающим цангу, шток с хвостовиком и тягу. Недостатком указанной конструкции является отсутствие датчиков, фиксирующих разделение объектов.

Известны стыковочные устройства (Сыромятников В.С. Стыковочные устройства космических аппаратов. - М.: Машиностроение, 1984, с.25, 37), содержащее стыковочные шпангоуты с системами замков и стыковочными механизмами, пружинные толкатели, штыри с заходными конусами и гнезда с заходными фасками, размещенные на стыковочных поверхностях расстыковываемых изделий, а также механические датчики контроля расстыковки с подпружиненными штоками. В этих устройствах расстыковка осуществляется последовательным расцеплением стыковочных механизмов, систем замков и расталкиванием четырьмя пружинными толкателями (по два на каждом стыковочном шпангоуте). Для увеличения скорости разведения по сигналу от датчиков контроля расстыковки (ДКР), расположенных под толкателями ответного агрегата, включаются двигатели реактивной системы управления (РСУ). Ход толкателей и параметры ДКР выбраны таким образом, чтобы двигатели РСУ включались тогда, когда цилиндрическая часть штырей вышла из контакта с рабочей поверхностью гнезд.

Однако такая установка ДКР на вновь разрабатываемых стыковочных агрегатах (СТА) невозможна, т.к. в этих СТА используются стыковочные механизмы с линейными приводами, обеспечивающими малые усилия стяжки и неспособные обжать пружинные толкатели, пружинные толкатели в связи с этим выполнены утапливаемыми, т.е. снабжены автономными приводами, усилие расталкивания каждого толкателя уменьшено, а количество толкателей увеличено до трех на каждом шпангоуте. Толкатели расположены равномерно по стыковочным поверхностям и при совмещении стыков распределяются попарно под углом 3°, при этом возможность установки ДКР исключается, т.к. места их установки заняты приводами толкателей.

Задача, решаемая с помощью предполагаемого устройства расстыковки заключается в обеспечении возможности установки ДКР вне стыковочной поверхности.

Техническим результатом, получаемым при использовании изобретения, является обеспечение возможности снятия сигнала о расстыковке со штырей в момент их выхода из контакта с рабочей поверхностью гнезда.

Технический результат достигается тем, что в устройстве расстыковки, содержащем стыковочные шпангоуты с системами замков и стыковочными механизмами, пружинные толкатели, штыри с заходными конусами и гнезда с заходными фасками, размещенные на стыковочных поверхностях расстыковываемых изделий, а также механические датчики контроля расстыковки, с подпружиненными штоками, в отличае от известного, введен механизм преобразования перемещения штыря, выполненный в виде установленной на гнезде соосно гнезду гильзы, внутренний диаметр которой на заданную величину больше внутреннего диаметра гнезда, на другом конце гильзы соосно гнезду и гильзе расположен датчик контроля расстыковки, в гильзе выполнен буртик, в ней размещен механизм взаимодействия штыря и датчика, который выполнен в виде внешнего стакана, установленного по скользящей посадке в гильзе с возможностью перемещения между торцевой поверхностью гнезда и буртиком гильзы, причем расстояние между торцевой поверхностью гнезда и буртиком гильзы минус высота внешнего стакана равно ходу штока датчика контроля расстыковки, во внешнем стакане выполнены продольные пазы, и в нем по скользящей посадке установлен внутренний стакан, снабженный ограничителями перемещения, выполненными в виде выступающих над поверхностью внутреннего стакана цилиндрических элементов, размещенных в продольных пазах внешнего стакана, во внутреннем стакане установлена пружина сжатия, одним концом упирающаяся в дно внутреннего стакана, а другим - в дно внешнего стакана, на наружной поверхности дна внешнего стакана выполнена расточка, в которой установлена возвратная пружина сжатия, одним концом упирающаяся в дно расточки, а другим - в корпус датчика контроля расстыковки, наружная поверхность дна внутреннего стакана утоплена относительно стыковочной поверхности на расстояние, равное высоте выступания штыря над стыковочной поверхностью, причем длина продольных пазов внешнего стакана за вычетом диаметра ограничителей перемещения в сумме с выступанием штока на заданную величину больше величины выступания штыря над стыковочной поверхностью за вычетом высоты заходного конуса штыря и глубины заходной фаски гильзы, а усилие поджатая пружины механизма взаимодействия штыря и датчика равно или больше совместного усилия поджатая возвратной пружины и усилии поджатая штока датчика во всем рабочем диапазоне механизма.

Механизм взаимодействия штыря и датчика не препятствует свободному перемещению штыря и обеспечивает взаимодействие штыря и ДКР во всем рабочем диапазоне, т.е. от состыкованного положения шпангоутов до расхождения их на расстояние, обеспечивающее выход цилиндрической поверхности штырей из контакта с рабочей поверхностью гнезда, поскольку длина продольных пазов внешнего стакана за вычетом диаметра ограничителей перемещения в сумме с выступанием штока на заданную величину больше величины выступания штыря над стыковочной поверхностью за вычетом высоты заходного конуса штыря и глубины заходной фаски гильзы. Эта заданная величина обеспечивает компенсацию допусков на штырь и гнездо на их установку, на толщину шпангоутов и составляет порядка 1 мм, рационально закладывать 1-2 мм, поскольку большее увеличение длины пазов ведет к необоснованному увеличению веса конструкции.

На наружной поверхности дна внешнего стакана выполнена расточка, в которой установлена возвратная пружина сжатия, одним концом упирающаяся в дно расточки, а другим - в корпус датчика. Она обеспечивает отведение механизма взаимодействия штыря и датчика от штока датчика при расхождении шпангоутов на расстояние, обеспечивающее выход цилиндрической поверхности штырей из контакта с рабочей поверхностью гнезда и соответственно размыкание контактов ДКР.

Поскольку усилие поджатия пружины механизма взаимодействия штыря и датчика равно или больше совместного усилия поджатия возвратной пружины и усилия поджатия штока датчика во всем рабочем диапазоне механизма, при раздвижении шпангоутов и выдвижении штыря вначале будет перемещаться внутренний стакан механизма взаимодействия и лишь после того, как его упоры выберут весь ход перемещения по продольным пазам внешнего стакана и усилие поджатия пружины механизма взаимодействия штыря и датчика замкнется на внешний стакан, возвратная пружина и пружина ДКР отведут механизм взаимодействия штыря и датчика от контакта со штоком ДКР.

Сущность изобретения поясняется чертежами, на которых на фиг.1 приведен чертеж стыковочного шпангоута пассивного агрегата, на фиг.2 - стыковочного шпангоута активного агрегата с системами замков, на фиг.3 приведен чертеж устройства расстыковки в замкнутом состоянии (стыковочные шпангоуты стянуты системами замков), разрез, и на фиг.4 приведен чертеж устройства расстыковки в разведенном состоянии (стыковочные шпангоуты разошлись на расстояние, обеспечивающее выход штырей из гнезда), разрез.

Устройство расстыковки содержит стыковочный шпангоут пассивного агрегата 1 с системой замков 2 и стыковочным механизмом 3, пружинные толкатели 4, штырь 5 с заходным конусом 6 и гнездо 7 с заходной фаской 8, размещенные на стыковочной поверхности 9, а также механический датчик контроля расстыковки 10 с подпружиненным штоком 11. Стыковочный шпангоут активного агрегата 12 с системой замков 13 и стыковочным механизмом 14, аналогичные пружинные толкатели 4, штырь 5 с заходным конусом 6 и гнездо 7 с заходной фаской 8, размещенные на стыковочной поверхности 15, а также механический датчик контроля расстыковки 10 с подпружиненным штоком 11. В него введен механизм преобразования перемещения штыря, выполненный в виде установленной на гнезде соосно гнезду гильзы 16, внутренний диаметр которой на заданную величину больше внутреннего диаметра гнезда 7, на другом конце гильзы соосно гнезду и гильзе расположен датчик контроля расстыковки 10. В гильзе выполнен буртик 17, в ней размещен механизм взаимодействия штыря и датчика, который выполнен в виде внешнего стакана 18, установленного по скользящей посадке в гильзе 16, с возможностью перемещения между торцевой поверхностью гнезда 19 и буртиком гильзы 17, причем расстояние между торцевой поверхностью гнезда 19 и буртиком гильзы 17 минус высота внешнего стакана равно ходу штока датчика контроля расстыковки 10. Во внешнем стакане выполнены продольные пазы 20, в нем по скользящей посадке установлен внутренний стакан 21, снабженный ограничителями перемещения 22, выполненными в виде выступающих над поверхностью внутреннего стакана цилиндрических элементов, размещенных в продольных пазах внешнего стакана. Во внутреннем стакане установлена пружина сжатия 23, одним концом упирающаяся в дно внутреннего стакана, а другим - в дно внешнего стакана. На наружной поверхности дна внешнего стакана выполнена расточка 24, в которой установлена возвратная пружина сжатия 25, одним концом упирающаяся в дно расточки, а другим - в корпус датчика контроля расстыковки 10. В исходном состыкованном состоянии (см. фиг.3) наружная поверхность дна внутреннего стакана утоплена относительно стыковочной поверхности на расстояние, равное высоте выступания штыря над стыковочной поверхностью, причем длина продольных пазов внешнего стакана за вычетом диаметра ограничителей перемещения в сумме с выступанием штока на заданную величину больше величины выступания штыря над стыковочной поверхностью за вычетом высоты заходного конуса штыря 6 и глубины заходной фаски гильзы 8. Усилие поджатия пружины 23 механизма взаимодействия штыря и датчика равно или больше совместного усилия поджатия возвратной пружины 25 и усилия поджатия штока датчика во всем рабочем диапазоне механизма. Внутренний диаметр гильзы 16 на заданную величину больше внутреннего диаметра гнезда 10, т.к. разность диаметров за вычетом допусков и гарантированного зазора для прохождения штыря определяет минимальную величину внутреннего диаметра внешнего стакана. Такая разность диаметров позволяет ограничивать перемещение наружного стакана торцем гильзы. Диаметры внутреннего стакана продиктованы необходимостью установки ограничителей перемещения и размещения пружины 23, у которой очень большой ход, 35-40 мм, и большое усилие поджатия, 2-4 кг, что требует достаточно большого среднего диаметра пружины. Оптимальная конструкция приведена на фиг.3, 4, в которой параметры механизма преобразования перемещения штыря определяются наружным диаметром гильзы и диаметром штыря.

По команде "расстыковка" производится расцепка стыковочных механизмов, затем включаются привода замков, выводящие из зацепления крюки замков и далее стыковочные шпангоуты с установленными на них космическими аппаратами расталкиваются пружинными толкателями 4 (по три на каждом стыковочном шпангоуте). Штыри 5 выдвигаются из гнезд и установленных на гнездах механизмов преобразования перемещения штыря. Поскольку усилие поджатия пружины механизма взаимодействия штыря и датчика 23 равно или больше совместного усилия поджатия возвратной пружины 25 и усилия поджатия штока датчика во всем рабочем диапазоне механизма, то при состыкованных шпангоутах, т.е. поджатой пружине 23, оно значительно больше совместного усилия поджатия возвратной пружины 25 и усилия поджатия штока датчика и при выдвижении штыря 8 вначале перемещается внутренний стакан механизма 21 и лишь после того, как его упоры 22 выберут весь ход перемещения по продольным пазам внешнего стакана 20 и замкнут на себя силу поджатия пружины 23, возвратная пружина 25 и пружина ДКР отведут механизм взаимодействия штыря и датчика от контакта со штоком ДКР, по сигналу которого двигатели РСУ включаются на разведение стыковочных агрегатов, при этом цилиндрическая часть штырей выведена из контакта с рабочей поверхностью гнезд, что исключает боковой удар от технологических несоосностей двигателей РСУ.

Устройство расстыковки, содержащее стыковочные шпангоуты с системами замков и стыковочными механизмами, пружинные толкатели, штыри с заходными конусами и гнезда с заходными фасками, размещенные на стыковочных поверхностях расстыковываемых изделий, а также механические датчики контроля расстыковки, с подпружиненными штоками, отличающееся тем, что в него введен механизм преобразования перемещения штыря, выполненный в виде установленной на гнезде соосно гнезду гильзы, внутренний диаметр которой на заданную величину больше внутреннего диаметра гнезда, на другом конце гильзы соосно гнезду и гильзе расположен датчик контроля расстыковки, в гильзе выполнен буртик, в ней размещен механизм взаимодействия штыря и датчика, который выполнен в виде внешнего стакана, установленного по скользящей посадке в гильзе, с возможностью перемещения между торцевой поверхностью гнезда и буртиком гильзы, причем расстояние между торцевой поверхностью гнезда и буртиком гильзы минус высота внешнего стакана равно ходу штока датчика контроля расстыковки, во внешнем стакане выполнены продольные пазы и в нем по скользящей посадке установлен внутренний стакан, снабженный ограничителями перемещения, выполненными в виде выступающих над поверхностью внутреннего стакана цилиндрических элементов, размещенных в продольных пазах внешнего стакана, во внутреннем стакане установлена пружина сжатия, одним концом упирающаяся в дно внутреннего стакана, а другим - в дно внешнего стакана, на наружной поверхности дна внешнего стакана выполнена расточка, в которой установлена возвратная пружина сжатия, одним концом упирающаяся в дно расточки, а другим - в корпус датчика контроля расстыковки, наружная поверхность дна внутреннего стакана утоплена относительно стыковочной поверхности на расстояние, равное высоте выступания штыря над стыковочной поверхностью, причем длина продольных пазов внешнего стакана за вычетом диаметра ограничителей перемещения в сумме с выступанием штока на заданную величину больше величины выступания штыря над стыковочной поверхностью за вычетом высоты заходного конуса штыря и глубины заходной фаски гильзы, а усилие поджатия пружины механизма взаимодействия штыря и датчика равно или больше совместного усилия поджатия возвратной пружины и усилии поджатия штока датчика во всем рабочем диапазоне механизма.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области ракетно-космической техники и может быть использовано при транспортировке автономной научной аппаратуры, в частности пикоспутников формата CubeSat.

Изобретение относится к космической технике и может быть использовано для разделения магистрали разделяемых отсеков. Разъемная магистраль разделяемых отсеков содержит корпус с внутренней отбортовкой и приводным механизмом в виде пиропривода из пиропатронов и их полостей, гайку для ограничения перемещения корпуса, переходник с фланцем, отделяемую часть магистрали с сильфоном.

Изобретение относится к ракетно-космической технике и может быть использовано для соединения и разделения элементов конструкции. Устройство для фиксации и разделения частей конструкции содержит замок на основе болтового соединения, штырь, разрезную гайку, гайку механизма разделения для стягивания стыка двух частей, сепаратор, пружину сжатия, удерживающий шарик, сухарь, изоляторы, токопроводящие нити, пружину кручения.

Изобретение относится к космонавтике и может быть использовано для соединения и отделения малого космического аппарата (МКА) со средством выведения на орбиту. Устройство для соединения малого космического аппарата (МКА) со средством выведения его на орбиту функционирования и последующего отделения содержит основание, удерживающее устройство с переходным элементом, пружинный толкатель с наполненным газом герметичным сильфоном, программно-временное устройство с датчиками, микровыключатель.

Изобретение относится к защитным средствам при транспортировке и стыковке/отделении изделий ракетно-космической техники и их частей, в частности применительно к аппаратуре (пикоспутнику - ПС) типа CubeSat.

Изобретение относится к машиностроительной технике, в частности к разъемным соединениям, разделяемым в процессе эксплуатации. Пирозамок содержит основание, стяжной болт, сухари со штифтами, поршень, цилиндр, крышку и пиропатрон.

Изобретение относится к летательным аппаратам (ЛА) и может быть использовано для отделения отсека. Система отделения ЛА содержит устройство крепления с возможностью расфиксации, устройство отделения с толкателем (парой параллельных толкателей) с упорным элементом (УЭ) в виде участка сферы.

Изобретение относится к автоматической стыковке активных космических аппаратов (АКА) с некооперируемыми пассивными космическими аппаратами (ПКА). АКА включает в свой состав самонаводящийся космический микробуксир (КМБ) для доставки троса, выпускаемого с АКА, и оснащен стыковочным штырем.

Изобретение относится к космической технике и может быть использовано для закрепления и расфиксации подвижных элементов конструкции (ПЭК) космических аппаратов (КА) без воздействия ударных импульсов.

Изобретение относится к системам стыковки летательных аппаратов. Способ отделения отсека летательного аппарата заключается в расфиксации устройства крепления отсека и воздействии усилием толкателя устройства отталкивания на контактную поверхность упорного элемента отделяемого отсека по направлению к положению его центра тяжести до отделения.

Изобретение относится к космической технике и может быть использовано при разделении стыковочных агрегатов космических аппаратов. Устройство расстыковки содержит стыковочные шпангоуты с системами замков, стыковочными механизмами, направляющими узлами со штырем с заходным конусом и гнездом с заходной фаской, буртиком, крышкой, плунжером с расточкой, пружиной сжатия и фаской, гайки, пружину кручения, пружинные толкатели, штыри с заходными конусами, гнезда с заходными фасками, механические датчики контроля расстыковки с подпружиненными штоками, механизм преобразования перемещения штыря направляющего узла в виде кривошипно-ползунного механизма из кривошипа, шатуна, ползуна и стойки. Изобретение позволяет снять сигнал о расстыковке со штырей в момент их выхода из контакта с рабочей поверхностью гнезда. 6 ил.

Изобретение относится к области оптических средств измерения параметров относительного сближения космических аппаратов (КА), а именно к оптико-электронным системам контроля скорости. Система контроля скорости космических аппаратов при сближении включает расположенные на активном космическом аппарате телекамеру с приемником на основе КМОП-датчика, узкополосный светофильтр, блок управления и обработки сигнала. На пассивном космическом аппарате в плоскости стыковочного узла, перпендикулярной оси «OX» этого аппарата, расположены четыре оптических маяка. Оптические маяки образуют прямоугольник, две стороны которого параллельны строкам чувствительных элементов КМОП-датчика. Телекамера служит для получения изображения пассивного КА, узкополосный светофильтр подавляет засветки от подстилающей поверхности и бликов конструкции пассивного КА, блок управления и обработки сигнала осуществляет вычисление скорости пассивного КА и переключение режимов работы телекамеры. Достигаемый технический результат - повышение надежности системы взаимных измерений параметров сближения КА и, как следствие, увеличение безопасности, за счет введения дополнительной системы контроля скорости сближения КА, не использующей активную подсветку в радио- и оптическом диапазоне и устойчивую к наличию световых помех. 3 ил.

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано для разделения ступеней. Устройство разделения ступеней двухступенчатой ракеты в виде механизма управлением рулями содержит два звена, кинематически связанные с аэродинамическим и газовым рулями. Звено, связанное с аэродинамическим рулем, содержит кронштейн с пазом и качалку с отверстием, звено, связанное с газовым рулем, содержит качалку с пальцем. Качалки шарнирно соединены с парой тяг. Изобретение позволяет повысить надежность разделения ступеней при эксплуатации ракеты. 3 ил.

Изобретение относится к космической технике и может быть использовано для запуска спутников. Устройство управляемого запуска наноспутников и микроспутников содержит платформу с наноспутником или микроспутником, шток, конденсаторы, систему ориентации с внешним и внутренним корпусами, электродвигателями и подшипниками, магнитоиндукционный эжектор с двумя плотно прижатыми поджимной пружиной катушками индуктивности соленоидального типа, размещенными в сердечнике броневого типа из ферромагнитного материала и попарно запрессоваными в стаканы, электронную систему управления запуска с микроконтроллером, коммуникатором, блоком управления зарядом, драйверами электродвигателей, ключевыми устройствами и переключателем выводов обмотки. Изобретение позволяет повысить КПД устройства запуска. 3 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к области безопасной эксплуатации опасных изделий, находящихся в окружении агрессивной среды, в частности к предохранительным герметизирующим устройствам, а именно к устройствам с разрушаемым элементом, обеспечивающим автоматическое срабатывание и открытие герметичных воздушных каналов при определенных внешних воздействующих факторах. Защитное устройство включает линейно перемещаемый силовым воздействием предварительно сжатой пружины подвижный элемент, удерживаемый стопором. Механические свойства стопора изменяются под воздействием факторов внешней среды. Подвижный элемент выполнен в виде подпружиненной пробки 1 и расположен внутри корпуса объекта 6. Стопор выполнен в виде фиксатора 4 из легкоплавкого материала, нанесенного на витки сжатой телескопической пружины 3 перед установкой его в корпус. Пробка 1 снабжена уплотнительными элементами 2 и выполнена с высотой по оси меньшей, чем высота пружины 3 в свободном состоянии. Изобретение направлено на упрощение конструкции защитного устройства, на минимизацию размеров защитного устройства, на сокращение количества элементов, на повышение надежности срабатывания устройства. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к крепежным элементам космического аппарата (КА) для установки оборудования наблюдения, размещаемого, как правило, на иллюминаторе стыковочного агрегата КА. Штатив содержит опору, снабженную крепежными стойками с посадочными площадками (8) и элементами их крепления (9) на месте установки. Опора состоит из рамы (5), на которой установлен ползун (6) с адаптером (7), на котором размещены элементы фиксации (2) оборудования наблюдения. Рама (5) на концах имеет посадочный (10) и установочный (14) фланцы. Посадочные поверхности фланца (10) и площадок (8) параллельны. Во фланце (10) выполнено резьбовое отверстие (12), в которое установлен распорный элемент (13). Фланец (14) расположен под заданным углом к фланцу (10), и в нем также выполнено резьбовое отверстие для крепежного элемента (16). Ползун (6) установлен на фланце (14) с возможностью перемещения (в пазу) и вращения относительно элемента (16), которым он и поджимается затем к этому фланцу. На другом конце ползуна (6) выполнена сферическая мембрана с осью, параллельной плоскости фланца (14), а на адаптере (7) выполнена ответная сферическая поверхность. Данные поверхности взаимодействуют через выполненные в них паз и выступ, что позволяет адаптеру (7) перемещаться и вращаться (до фиксации) относительно ползуна (6). Техническим результатом изобретения является обеспечение возможности установки оси оборудования (телекамеры) параллельно оси стыковочного агрегата КА и совмещение его центра с центром ответной мишени. 5 ил.

Изобретение относится к космической технике и может быть использовано для доставки на орбиту полезной нагрузки небольшой массы. Транспортно-пусковой контейнер (ТПК) содержит корпус с крышкой и направляющими, узел фиксации полезной нагрузки, механизм выдвижения полезной нагрузки с подвижной кареткой или каретками с синхронизирующей тягой, полиспастом или полиспастами с тяговым элементом из аримидного шнура и пружиной. Изобретение позволяет повысить надежность функционирования ТПК. 2 з.п. ф-лы, 8 ил.

Держатель // 2558960
Изобретение относится к средствам временной фиксации различных устройств на космическом аппарате (КА), в частности панелей солнечных батарей. Держатель имеет корпус, из которого выступает стягивающий штырь (2), удерживающий элементы (4.1-4.n). Для блокировки-разблокировки оголовка штыря служат рычаги (14), личинка (17) с роликами (13), пружина (16) и поворотное основание (12). Нажимной элемент (18) после разблокировки штыря нажимает на шток датчика (19) срабатывания держателя. По команде от системы управления КА происходит поворот основания (12). Упоры (20) основания соскальзывают с подшипников (28) личинки (17). Последняя под действием пружин (16) отпускается вниз. Вторые плечи рычагов (14) прокатываются по роликам (13), освобождаются от ограничения поворота, проворачиваются и освобождают оголовок штыря (2). Штырь (2) под действием пружин (6) поднимается вверх и освобождает набор удерживаемых элементов (4.1-4.n). Вместе с личинкой (17) перемещается элемент (18), нажимая на шток датчика (19). Техническим результатом изобретения является повышение надежности и технологичности изделия, а также качества диагностирования состояния КА на орбите. 5 з.п. ф-лы, 6 ил.

Изобретение относится к космической технике и может быть использовано для герметизации стыков стыковочных агрегатов. Механизм герметизации стыка стыковочных агрегатов содержит стыковочные шпангоуты с системами замков с пассивными крюками и активными крюками на эксцентриковых валах со шкивами с зубьями, электроприводы, торцевое уплотнение на шпангоуте, тяги в виде сегментов зубчатого колеса с цилиндрическими элементами на торцах и торцевыми зубьями для соединения шкивов и выходного вала привода, замки, стяжки в виде стержня со сферическими элементами по торцам и накидными гайками для соединения сегментов зубчатого колеса. Количество сегментов зубчатого колеса равно количеству замков. Изобретение позволяет повысить надежность связи между шкивами замков и электропривода и исключить обрыв тяг. 7 ил.

Изобретение относится к средствам стыковки частей космических аппаратов и их оборудования, в частности, радиолокационной антенны (РЛА). Устройство содержит расположенные по осям симметрии РЛА опорные узлы (ОУ) и узлы связи (УС). ОУ снабжены подпружиненными роликами, охваченными вилками, закрепленными на РЛА. УС установлены на силовых поясах и закреплены на РЛА (7) через теплоизолирующие прокладки (6). Жесткая связь РЛА (7) с рамой (1) выполнена в точке пересечения осей симметрии РЛА. УС выполнены в виде кривошипов (16) с осями (17, 18) в подшипниках качения (19, 20), закрепленных в корпусах (21, 22). Один из корпусов закреплен на раме (1), а другой на РЛА (7). Радиусы кривошипов выбираются, исходя из допустимых напряжений в РЛА. Техническим результатом изобретения является расширение функциональных возможностей, упрощение конструкции и повышение надежности устройства. 7 ил.
Наверх