Зубчатое колесо



Зубчатое колесо
Зубчатое колесо

 


Владельцы патента RU 2544469:

Мендрух Елена Николаевна (RU)
Мендрух Николай Викторович (RU)
Терзиева Наталья Сергеевна (RU)

Изобретение относится к машиностроению, а именно к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах. Зубчатое колесо содержит тело со ступицей и зубчатый венец с зубьями. Тело выполнено в виде пары дисков, укрепленных на торцах ступицы. Зубчатый венец выполнен из отдельных, не связанных между собой зубьев, укрепленных между дисками. Зубья по высоте выполнены усеченными в своих основаниях, с сохранением рабочих участков их боковых поверхностей. Диски по внешнему своему периметру выполнены с профилем, идентичным профилю зубчатого венца при зубьях с неусеченным основанием. Суммарная ширина одного зуба и толщин пары дисков равна ширине расчетного зуба для данного колеса. Обеспечивается оптимизация конструкции зубчатого колеса и снижение издержек на его изготовление. 2 ил.

 

Изобретение относится к машиностроению, а именно к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах.

Известно зубчатое колесо, содержащее тело со ступицей и зубчатый венец с зубьями (см., например, Иосилевич Г.Б. и др. Прикладная механика: Для студентов втузов / Г.Б. Иосилевич, П.А. Лебедев, В.С. Стреляев. - М.: Машиностроение, 1985. - 576 с., ил., стр.315, рис.20.2).

Недостаток данной конструкции зубчатого колеса состоит в том, что тело колеса между ступицей и зубчатым венцом выполнено сплошным, что приводит к неоправданному расходу материала, идущего на его изготовление, особенно при большом диаметре колеса.

В качестве прототипа взята конструкция зубчатого колеса, содержащего тело со ступицей и зубчатый венец с зубьями, причем тело между ступицей и зубчатым венцом выполнено в виде спиц (см. Гузенков П.Г. Детали машин: Учеб. для вузов. - 4-е изд., испр. М.: Высш. шк., 1986. - 359 с.: ил., стр.179, рис.12.13).

Недостаток данной конструкции зубчатого колеса состоит в том, что при достаточно большей ширине зубьев понижается прочность колеса, особенно при перекосах в зацеплении с парным колесом; кроме того, зубчатый венец выполнен сплошным, зубья венца соединены между собой, в то время, как при работе колеса в зацеплении участвуют только боковые поверхности отдельных зубьев, независимо от других зубьев зубчатого венца; помимо этого, выполнение зубчатого венца из связанных между собой зубьев усложняет изготовление зубчатого венца и ухудшает его ремонтопригодность.

Изобретением решается задача снижения издержек на изготовление зубчатых колес с сохранением их прочностных характеристик и повышения их ремонтопригодности.

Для этого зубчатое колесо содержит тело со ступицей и зубчатый венец с зубьями, причем тело выполнено в виде пары дисков, укрепленных на торцах ступицы; зубчатый венец выполнен из отдельных, не связанных между собой зубьев, укрепленных между дисками; зубья по высоте выполнены усеченными по своим основаниям, с сохранением рабочих участков их боковых поверхностей; диски по внешнему своему периметру выполнены с профилем, идентичным профилю зубчатого венца при зубьях с не усеченным основанием; а суммарная ширина одного зуба и толщин пары дисков равна ширине расчетного зуба для данного колеса.

Сущность изобретения поясняется чертежом, на котором изображены: зубчатое колесо (в сечении), вид сбоку - фиг.1, фрагмент зубчатого колеса, вид с торца - фиг.2.

На чертежах показаны: ступица 1 с посадочным отверстием 2, диски 3 и 4, зубчатый венец 5, основание 6 зуба, боковые (рабочие) поверхности 7 и 8 зуба, вершина 9 зуба, ширина Вз зуба, толщина Вп дисков, суммарная ширина Вв зуба 3 дисков, радиус Rв вершин зубьев, радиус Rу усеченных оснований 6 зубьев, радиус Rвп впадин зубчатого венца с не усеченными зубьями, высота h усеченного зуба, величина Δ усечения зубьев (расчетного и фактического).

Данное зубчатое колесо работает в зацеплении с парным колесом, при этом в зацеплении участвуют не только боковые (рабочие) поверхности 7 и 8 зубьев (по их ширине Вз), но и внешние (профильные) поверхности дисков 3 и 4 - по ширине Вп (толщине дисков). Тем самым диски 3 и 4 являются не только телом колеса, но и частью его зубчатого венца. Выполнение зубьев 5 усеченными и исключение из их боковых поверхностей нерабочих участков позволяет экономить материал, идущий на их изготовление.

Выполнение зубчатого венца из отдельных, не связанных между собой зубьев облегчает ремонт зубчатого венца.

По сравнению с прототипом, предлагаемая конструкция зубчатого колеса позволяет оптимизировать его конструкцию, снизить количество материала на его изготовление и издержки при его изготовлении, а также повысить ремонтопригодность колеса.

Зубчатое колесо, содержащее тело со ступицей и зубчатый венец с зубьями, отличающееся тем, что тело выполнено в виде пары дисков, укрепленных на торцах ступицы; зубчатый венец выполнен из отдельных, не связанных между собой зубьев, укрепленных между дисками; зубья по высоте выполнены усеченными в своих основаниях, с сохранением рабочих участков их боковых поверхностей; диски по внешнему своему периметру выполнены с профилем, идентичным профилю зубчатого венца при зубьях с не усеченным основанием; а суммарная ширина одного зуба и толщин пары дисков равна ширине расчетного зуба для данного колеса.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению, а именно к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах. Зубчатое колесо содержит тело, состоящее из ступицы с посадочным отверстием и пары дисков, укрепленных на торцах ступицы и торцах зубчатого венца.

Изобретение относится к машиностроению, а именно к деталям машин, и может быть использовано для изготовления зубчатых колес зубчатых передач механизмов и машин. Способ изготовления зубчатого колеса включает раздельное изготовление тела колеса и зубчатого венца с зубьями с последующей их сборкой.

Изобретение относится к машиностроению, а именно к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах, работающих со смазыванием. Зубчатое колесо содержит ступицу 1, установленную на валу 2 с осевым смазочным каналом 3, и зубчатый венец 4 с зубьями 5.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для изготовления зубчатых передач механизмов и машин. Способ изготовления зубчатого колеса включает изготовление тела (1) зубчатого колеса в виде диска.

Изобретение относится к машиностроению, а именно к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с зубьями и пару кольцевых накладок, укрепленных на торцах зубьев и прилегающих к ним участках тела колеса.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, работающих со смазыванием, преимущественно низкоскоростных нереверсивных.

Изобретение относится к машиностроению. Способ изготовления зубчатого колеса включает изготовление тела 1 с посадочным отверстием 4 на вал и зубчатого венца, причем изготавливают тело в виде диска шириной Н, равной ширине зубчатого венца, и диаметром 2, равным диаметру окружности впадин зубчатого венца.

Изобретение относится к машиностроению, а именно к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах, подверженных ударным нагрузкам. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец и пару кольцевых накладок, укрепленных на теле колеса и перекрывающих торцы зубьев.

Изобретение относится к машиностроению, а именно к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых колесах механических передач, зубья которых подвержены ударным нагружениям в одном направлении вращения колеса.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, работающих со смазыванием. Зубчатое колесо содержит ступицу 1 с осевым смазочным каналом 3, установленную на валу 2, и зубчатый венец 4 с зубьями 5.

Изобретение относится к машиностроению, а именно к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах. Зубчатое колесо состоит из тела в виде диска со ступицей и зубчатый венец с зубьями. Наружный диаметр диска равен диаметру окружности вершин зубчатого венца. Зубчатый венец выполнен из отдельных, не связанных между собой зубьев, каждый из которых одним своим торцом укреплен на торце диска. Размер ножки каждого зуба ограничен длиной рабочего профиля его боковых поверхностей, а корень каждого зуба представляет собой плоскость, соединяющую границы обоих рабочих профилей зуба со стороны центра вращения колеса. Обеспечивается оптимизация конструкции зубчатого колеса и снижение издержек на его изготовление. 2 ил.

Изобретение относится к машиностроению, а именно к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец и пару кольцевых накладок, укрепленных на торцах зубчатого венца и части тела, примыкающего к венцу. Зубчатый венец выполнен из отдельных, не связанных между собой зубьев. Зубья выполнены усеченными по своим основаниям с сохранением рабочих участков их боковых поверхностей и закреплены своими торцами между кольцевыми накладками. Обеспечивается снижение издержек на изготовление зубчатых колес и повышение их ремонтопригодности. 2 ил.

Изобретение относится к машиностроению, а именно к деталям машин, и может быть использовано для изготовления зубчатых колес механических передач механизмов и машин. Способ изготовления зубчатого колеса включает раздельное изготовление тела и зубчатого венца с последующей их сборкой. Тело изготавливают в виде цилиндрического диска шириной по окружности, равной ширине зубчатого венца. Изготавливают, например, методом профильной прокатки, профильную поверхность зубчатого венца из полосы шириной, равной ширине зубчатого венца, и длиной, равной длине профиля зубчатого венца по окружности изготавливаемого колеса, с формированием из нее кольца с профилем, идентичным профилю зубчатого венца изготавливаемого зубчатого колеса, и внутренним диаметром, равным наружному диаметру тела. Полученное кольцо крепят на теле, например, методом точечной сварки в местах примыкания кольца к телу. Полости, образованные профильными поверхностями кольца и телом, заполняют расплавленным материалом, например пластмассой, и выдерживают расплав до его затвердевания. Предварительно, при изготовлении тела, его наружный радиус выполняют уменьшенным на величину толщины полосы, из которой изготавливают профильную поверхность зубчатого венца. В результате снижаются издержки при изготовлении зубчатого колеса, упрощается процесс его изготовления. 1 ил.

Изобретение относится к машиностроению, а именно к деталям машин, и может быть использовано в открытых зубчатых передачах с колесами, расположенными горизонтально. Изобретением решается задача повышения надежности зубчатого колеса. Зубчатое колесо содержит тело 1, зубчатый венец с зубьями 2 и пару кольцевых накладок 3 и 4, укрепленных на торцах вершин зубьев, между верхней накладкой и телом установлено кольцо 6, укрепленное на этой накладке и торце тела, примыкающем к зубчатому венцу, с перекрытием зазора между ними. 1 ил.

Изобретение относится к машиностроению, а именно к деталям машин, и может быть использовано в открытых зубчатых передачах с колесами, расположенными горизонтально. Изобретением решается задача повышения надежности зубчатых колес. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с зубьями и пару кольцевых накладок, укрепленных на торцах зубьев; верхняя накладка перекрывает торцы зубьев по всей их высоте, а нижняя накладка перекрывает торцы зубьев с образованием зазора между внутренней окружностью накладки и окружностью впадин зубчатого венца. 1 ил.

Изобретение относится к машиностроению, а именно к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах. Зубчатое колесо состоит из тела в виде диска со ступицей и зубчатого венца. Наружный диаметр диска равен диаметру окружности вершин зубчатого венца. Зубчатый венец выполнен в виде профильного кольца из полосы шириной, равной ширине зубьев, наружный профиль которого соответствует профилю зубчатого венца. Кольцо одним своим торцом укреплено на торце диска. Обеспечивается снижение издержек на изготовление зубчатого колеса. 2 ил.

Изобретение относится к машиностроению, а именно к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах. Зубчатое колесо состоит из тела в виде диска со ступицей и зубчатого венца с зубьями. Наружный диаметр диска равен диаметру окружности вершин зубчатого венца. Зубчатый венец выполнен в виде профильного кольца из полосы шириной, равной ширине зубьев зубчатого венца. Наружный профиль кольца соответствует профилю зубчатого венца. Кольцо одним своим торцом укреплено на торце диска. На внутренней поверхности профильного кольца и торце диска укреплено цилиндрическое кольцо с наружным диаметром, равным внутреннему диаметру профильного кольца, и шириной, равной ширине этого кольца. Обеспечивается снижение издержек на изготовление зубчатого колеса. 2 ил.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано в открытых зубчатых передачах с горизонтальным расположением колес. Зубчатое колесо содержит тело и зубчатый венец с зубьями, над верхним торцом зубчатого венца и параллельно ему, с зазором относительно венца, установлено плоское кольцо с наружным диаметром, равным диаметру окружности вершин зубьев и внутренним диаметром, равным диаметру окружности впадин. Кольцо укреплено на зубьях посредством радиально ориентированных ребер. Зазор между телом и плоским кольцом перекрыт кольцевой вставкой шириной, равной величине зазора между плоским кольцом и зубчатым венцом, диаметр которой равен диаметру окружности впадин. Изобретением решается задача повышения надежности зубчатого колеса. 2 ил.

Изобретение относится к машиностроению, а именно к деталям машин, и может быть использовано в маслонагруженных крупномодульных зубчатых передачах. Изобретением решается задача снижения издержек на изготовление зубчатых колес и повышение их ремонтопригодности. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с зубьями и пару кольцевых накладок, укрепленных на торцах зубьев и части тела колеса, примыкающего к зубьям, причем зубчатый венец состоит из отдельных, не закрепленных на теле колеса зубьев; каждый зуб состоит из пары пластин, изогнутых по профилю боковых рабочих поверхностей расчетного для данного колеса зуба; пластины - по всей своей длине - установлены в пазах, выполненных в накладках, с образованием при этом профиля, соответствующего профилю рабочих поверхностей расчетного зуба; торцы пластин снабжены выступами, а в пазах накладок выполнены ответные углубления; причем одна накладка выполнена съемной. 4 ил.

Изобретение относится к машиностроению, а именно к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах. Изобретением решается задача снижения издержек на изготовление зубчатых колес с сохранением их прочностных характеристик и повышения их ремонтопригодности. Зубчатое колесо содержит тело, состоящее из ступицы 1 с посадочным отверстием 2 и пары дисков 3 и 4, укрепленных на торцах ступицы и торцах зубчатого венца; зубчатый венец выполнен в виде отдельных зубьев 5, не связанных между собой, укрепленных своими торцами между этими дисками; зубья выполнены усеченными по своим основаниям, с сохранением рабочих участков своих боковых поверхностей 6; между ступицей 1 и зубчатым венцом, симметрично и радиально относительно колеса, расположены ребра жесткости в виде пластин 7 шириной, равной расстоянию между дисками 3 и 4, и длиной, равной расстоянию от ступицы 1 до окружности впадин зубчатого венца; причем пластины укреплены на ступице и дисках. 2 ил.
Наверх