Устройство расстыковки

Изобретение относится к космической технике и может быть использовано при разделении стыковочных агрегатов космических аппаратов. Устройство расстыковки содержит стыковочные шпангоуты с системами замков, стыковочными механизмами, направляющими узлами со штырем с заходным конусом и гнездом с заходной фаской, буртиком, крышкой, плунжером с расточкой, пружиной сжатия и фаской, гайки, пружину кручения, пружинные толкатели, штыри с заходными конусами, гнезда с заходными фасками, механические датчики контроля расстыковки с подпружиненными штоками, механизм преобразования перемещения штыря направляющего узла в виде кривошипно-ползунного механизма из кривошипа, шатуна, ползуна и стойки. Изобретение позволяет снять сигнал о расстыковке со штырей в момент их выхода из контакта с рабочей поверхностью гнезда. 6 ил.

 

Изобретение относится к космической технике и может быть использовано для обеспечения разделения стыковочных агрегатов космических аппаратов с последующим их разведением.

Известен механизм разделения агрегата (патент RU №2342290 C1, B64G 1/64 от 22.06.2007), который может быть использован для разделения преимущественно бортовых разъемных соединений, связывающих летательный аппарат со стартовым комплексом, содержащий бортовую и отрывную платы, скрепленные замком, установленным со стороны отрывной платы и включающим цангу, шток с хвостовиком и тягу. Недостатком указанной конструкции является отсутствие датчиков, фиксирующих разделение объектов.

Известны стыковочные устройства ("Стыковочные устройства космических аппаратов", В.С. Сыромятников, Москва "Машиностроение", 1984 г., стр.25, 37), содержащие стыковочные шпангоуты с системами замков и стыковочными механизмами, пружинные толкатели, штыри с заходными конусами и гнезда с заходными фасками, размещенные на стыковочных поверхностях расстыковываемых изделий, а также механические датчики контроля расстыковки, с подпружиненными штоками. В этих устройствах расстыковка осуществляется последовательным расцеплением стыковочных механизмов, систем замков и расталкиванием четырьмя пружинными толкателями (по два на каждом стыковочном шпангоуте. Для увеличения скорости разведения по сигналу от датчиков контроля расстыковки (ДКР), расположенных под толкателями ответного агрегата, включаются двигатели реактивной системы управления (РСУ). Ход толкателей и параметры ДКР выбраны таким образом, чтобы двигатели РСУ включались тогда, когда цилиндрическая часть штырей вышла из контакта с рабочей поверхностью гнезд.

Однако такая установка ДКР на вновь разрабатываемых стыковочных агрегатах (СТА) невозможна, т.к. в этих СТА используются стыковочные механизмы с линейными приводами, обеспечивающими малые усилия стяжки и неспособными обжать пружинные толкатели, пружинные толкатели в связи с этим выполнены утапливаемыми, т.е. снабжены автономными приводами, усилие расталкивания каждого толкателя уменьшено, а количество толкателей увеличено до трех на каждом шпангоуте. Толкатели расположены равномерно по стыковочным поверхностям и при совмещении стыков распределяются попарно под углом 3°, при этом возможность установки ДКР под толкателями, как в прототипе, исключается, т.к. места их установки заняты приводами толкателей ответного агрегата, т.о. единственным источником информации о расстыковке является положение штыря.

Задача, решаемая с помощью предлагаемого устройства расстыковки, заключается в обеспечении возможности установки ДКР вне стыковочной поверхности, в районе гнезда и управлении их работой перемещением штыря при расстыковке.

Техническим результатом, получаемым при использовании изобретения, является обеспечение возможности снятия сигнала о расстыковке со штырей в момент их выхода из контакта с рабочей поверхностью гнезда.

Технический результат достигается тем, что в устройстве расстыковки, содержащем стыковочные шпангоуты с системами замков и стыковочными механизмами, пружинные толкатели, штыри с заходными конусами и гнезда с заходными фасками, размещенные на стыковочных поверхностях расстыковываемых изделий, а также механические датчики контроля расстыковки с подпружиненными штоками, в отличае от известного, на одном и на другом стыковочном шпангоуте на стыковочных поверхностях установлены направляющие узлы из штыря с заходным конусом высотой v, выступающего над стыковочной поверхностью на высоту H, и гнезда с заходной фаской глубиной w, при этом в гнезде направляющего узла выполнен буртик, гнездо снабжено крышкой, расположенной на расстоянии S от буртика гнезда, плунжер высотой h установлен в гнезде по скользящей посадке с возможностью перемещения между буртиком и крышкой, причем

S-h>H-v-w,

а в плунжере выполнена расточка, в которой установлена пружина сжатия, одним концом упирающаяся в дно расточки и вторым - в крышку гнезда, а также введен механизм преобразования перемещения штыря направляющего узла, выполненный в виде кривошипно-ползунного механизма из кривошипа, шатуна, ползуна и стойки, кривошип установлен на оси, размещенной в корпусе механизма преобразования перемещения штыря направляющего узла перпендикулярно плоскости, проходящей через штырь и гнездо, и расположен в указанной плоскости, при этом корпус установлен на направляющем узле соосно штырю и гнезду и поджат к стыковочному шпангоуту гайками, плунжер снабжен фаской, выполненной на цилиндрической поверхности со стороны расточки, в гнезде направляющего узла со стороны кривошипно-ползунного механизма выполнено окно, плунжер взаимодействует торцевой поверхностью со штырем ответного агрегата, а также он взаимодействует рабочей поверхностью с рабочей поверхностью кривошипа через окно в гнезде, соосно стойке механизма установлен датчик контроля расстыковки, а кривошип поджат к плунжеру пружиной кручения.

Введение направляющих узлов, объединяющих штырь с заходным конусом высотой v и гнездо с заходной фаской глубиной w, обусловлено необходимостью создания шпангоутов увеличенных диаметров для обеспечения больших проходных сечений, в связи с чем количество замков возросло до двенадцати и возникла необходимость ввести третий направляющий узел, установленный на оси обратной симметрии и обеспечивающий стыковочным шпангоутам одинаковые интерфейсы.

Плунжер не препятствует свободному перемещению штыря и обеспечивает взаимодействие со штырем во всем рабочем диапазоне, т.е. от состыкованного положения шпангоутов до расхождения их на расстояние, обеспечивающее выход цилиндрической поверхности штырей из контакта с рабочей поверхностью гнезда, поскольку он установлен с возможностью перемещения между буртиком гнезда и крышкой, установленной на гнезде, причем расстояние

S-h>H-v-w на заданную величину.

Эта заданная величина обеспечивает компенсацию допусков на штырь и гнездо, на их установку, на толщину шпангоутов и составляет порядка 1 мм, рационально закладывать 1-3 мм, поскольку большее увеличение размеров ведет к необоснованному увеличению веса конструкции.

В плунжере выполнена расточка, в которой установлена пружина сжатия, одним концом упирающаяся в дно расточки и вторым - в крышку гнезда. Она обеспечивает поджатие плунжера к штырю и т.о. взаимодействие штыря и плунжера при разведении стыковочных шпангоутов до выхода цилиндрической поверхности штыря из контакта с рабочей поверхностью гнезда.

Кривошип снабжен рабочей поверхностью, объединяющей цилиндрическую поверхность радиуса r и плоскость n, поскольку в предлагаемой конструкции он выполняет функцию кулачка. Расположение кривошипа в плоскости, проходящей через ось гнезда, необходимо, чтобы избежать боковых нагрузок на ось, а размещение его в плоскости, проходящей через гнездо и штырь, позволяет минимизировать габариты корпуса механизма преобразования перемещения штыря направляющего узла, что существенно, т.к. стыковочные шпангоуты упаковываются по периметру защитными кожухами, что ограничивает используемое пространство. Корпус установлен на направляющем узле соосно штырю и гнезду, при этом в гнезде направляющего узла выполнен цилиндрический выступ, снабженный посадочной поверхностью и резьбовой поверхностью и на штыре выполнен цилиндрический выступ с посадочной поверхностью и резьбовой поверхностью, а корпус снабжен посадочными отверстиями, диаметр одного равен диаметру посадочной поверхности цилиндрического выступа гнезда, и диаметр другого равен диаметру посадочной поверхности цилиндрического выступа штыря, межцентровые расстояния в направляющем узле и в корпусе механизма преобразования перемещения штыря направляющего узла при этом равны. Корпус установлен на посадочных поверхностях направляющего узла и поджат к стыковочному шпангоуту гайками, т.о. крепление направляющего узла на стыковочном шпангоуте обеспечивает также и установку корпуса механизма преобразования перемещения штыря направляющего узла.

Плунжер снабжен рабочей поверхностью, объединяющей цилиндрическую поверхность и поверхность фаски, выполненной на цилиндрической поверхности со стороны расточки, в гнезде направляющего узла со стороны кривошипно-ползунного механизма выполнено окно, плунжер взаимодействует торцевой поверхностью со штырем ответного агрегата, а также он взаимодействует рабочей поверхностью с рабочей поверхностью кривошипа через окно в гнезде, причем при перемещении штыря и следующего за ним плунжера с кривошипом взаимодействует вначале цилиндрическая поверхность плунжера, кривошипно-ползунный механизм при этом неподвижен и не препятствует перемещению штыря и лишь на конечном участке расталкивания шпангоутов при взаимодействии рабочей поверхности кривошипа с фаской плунжера под воздействием пружины кручения, один конец которой установлен неподвижно, а другой связан с кривошипом, начинается вращение кривошипа, отводящее ползун от контакта со штоком ДКР, который установлен соосно стойке механизма преобразования перемещения штыря направляющего узла.

Сущность изобретения поясняется чертежами, на которых на фиг.1 приведен чертеж стыковочного шпангоута пассивного агрегата с системами замков, на фиг.2 - стыковочного шпангоута активного агрегата с системами замков, на фиг.3 приведен чертеж устройства расстыковки в замкнутом состоянии (стыковочные шпангоуты стянуты системами замков), разрез, на фиг.4 приведен чертеж устройства расстыковки в разведенном состоянии (стыковочные шпангоуты разошлись на расстояние, обеспечивающее выход штырей из гнезда), разрез, на фиг.5 приведен чертеж устройства расстыковки в замкнутом состоянии с буквенным обозначением используемых размеров и на фиг.6 показаны два крайних положения плунжера и взаимодействующего с плунжером кривошипа.

Устройство расстыковки содержит стыковочный шпангоут пассивного агрегата 1 с системой замков 2 и стыковочным механизмом 3, пружинные толкатели 4, штырь 5 с заходным конусом 6 и гнездо 7 с заходной фаской 8, размещенные на стыковочной поверхности 9, направляющий узел 10, содержащий штырь 5 с заходным конусом 6 высотой v и гнездо 7 с заходной фаской 8 глубиной w, также размещенный на стыковочной поверхности, а также механический датчик контроля расстыковки 11, с подпружиненным штоком 12. Стыковочный шпангоут активного агрегата 13 с системой замков 14 и стыковочным механизмом 15, аналогичные пружинные толкатели 4, штырь 5 с заходным конусом 6 и гнездо 7 с заходной фаской 8, направляющий узел 10, содержащий штырь 5 с заходным конусом 6 высотой v и гнездо 7 с заходной фаской 8 глубиной w, размещенные на стыковочной поверхности 16, а также механический датчик контроля расстыковки 11 с подпружиненным штоком 12. В гнезде направляющего узла выполнен буртик 17, гнездо снабжено крышкой 18, в нем по скользящей посадке установлен плунжер 19 с возможностью перемещения между буртиком 17 и крышкой 18, причем расстояние S между буртиком и крышкой минус высота h плунжера 19 на заданную величину больше выступания Н штыря над стыковочной поверхностью за вычетом высоты v заходного конуса 6 штыря 5 и глубины w заходной фаски 8 гильзы 7, в плунжере 19 выполнена расточка 20, в которой установлена пружина сжатия 21, одним концом упирающаяся в дно расточки 20 и вторым - в крышку 18 гнезда. В устройство расстыковки также введен механизм преобразования перемещения штыря направляющего узла, выполненный в виде кривошипно-ползунного механизма из кривошипа 22, шатуна 23, ползуна 24 и стойки 25, кривошип 22 установлен на оси 26, размещенной в корпусе механизма преобразования перемещения штыря направляющего узла 27 перпендикулярно плоскости, проходящей через штырь и гнездо, он расположен в этой плоскости, а также он снабжен рабочей поверхностью, объединяющей цилиндрическую поверхность 28 радиуса r и плоскость 29 n, при этом корпус установлен на направляющем узле соосно штырю 5 и гнезду 7 и поджат к стыковочному шпангоуту гайками 30 и 31, плунжер 19 снабжен рабочей поверхностью, объединяющей цилиндрическую поверхность 32 и поверхность фаски 33, выполненной на цилиндрической поверхности со стороны расточки 20, в гнезде направляющего узла со стороны кривошипно-ползунного механизма выполнено окно 34, плунжер взаимодействует торцевой поверхностью 35 со штырем ответного агрегата, а также он взаимодействует рабочей поверхностью с рабочей поверхностью кривошипа через окно 34 в гнезде, соосно стойке 25 установлен датчик контроля расстыковки 11, а кривошип 22 поджат к плунжеру 19 пружиной кручения 36.

В исходном, состыкованном состоянии (см. фиг.3), торцевая поверхность 34 плунжера утоплена относительно стыковочной поверхности на расстояние, равное высоте выступания штыря над стыковочной поверхностью, причем ход плунжера, равный S-h>H-v-w, что обеспечивает взаимодействие плунжера со штырем до момента выхода цилиндрической поверхности штыря из рабочей поверхности гильзы.

Оптимальная конструкция приведена на фиг.3 и 4, параметры механизма преобразования перемещения штыря определяются межцентровым расстоянием между гнездом и штырем, их диаметрами, толщиной стыковочных шпангоутов, параметрами поджимающих гаек и т.д. Свободный объем ограничивается также расположенными рядом с направляющим узлом замками. Из компоновочных соображений оказалось целесообразным располагать ось стойки под углом 45°±5°. В этом случае с достаточной степенью точности перемещение штока X равно перемещению ползуна X1, а

X=2Rsinφ/2,

где φ - угол между начальным и конечным положением кривошипа. Варьируя радиусами R и r, а также межцентровым расстоянием между осью гильзы и осью кривошипно-ползунного механизма, подбираем угол φ, обеспечивающий ход ползуна, равный ходу штока ДКР.

По команде "расстыковка" производится расцепка стыковочных механизмов 3 и 5, затем включаются привода замков, выводящие из зацепления крюки замков, и далее стыковочные шпангоуты 1 и 13 с установленными на них космическими аппаратами расталкиваются пружинными толкателями 4 (по три на каждом стыковочном шпангоуте). Штыри 5 выдвигаются из гнезд 7, и плунжер 19, поджатый пружиной 21, перемещается вслед за штырем до положения на упоре в буртик 17, при этом кривошипно-ползунный механизм неподвижен до тех пор, пока кривошип взаимодействует с цилиндрической поверхностью плунжера 32, когда же рабочая поверхность кривошипа, состоящая из цилиндрической поверхности 28 радиуса r и плоскости 29 и выполняющая функцию кулачка, начинает взаимодействие с поверхностью фаски 33 плунжера 19, кривошип начинает вращение вокруг оси 26, поскольку он поджат к плунжеру пружиной кручения 36, одним концом установленной в корпусе механизма преобразования перемещения штыря 27, а другим - в кривошипе 22. Вращение кривошипа 22 вызывает перемещение шатуна 23 и подвешенного на шатуне ползуна 24, при этом ползун 24 установлен в стойке 25 соосно ДКР 11, шатун 23 отводит ползун 24 от штока 12 ДКР, сработают контакты ДКР, и по его сигналу двигатели РСУ включаются на разведение стыковочных агрегатов, при этом цилиндрическая часть штырей выведена из контакта с рабочей поверхностью гнезд, что исключает боковой удар от технологических несоосностей двигателей РСУ.

Устройство расстыковки, содержащее стыковочные шпангоуты с системами замков и стыковочными механизмами, пружинные толкатели, штыри с заходными конусами и гнезда с заходными фасками, размещенные на стыковочных поверхностях расстыковываемых изделий, а также механические датчики контроля расстыковки с подпружиненными штоками, отличающееся тем, что на одном и на другом стыковочном шпангоуте на стыковочных поверхностях установлены направляющие узлы из штыря с заходным конусом высотой v, выступающего над стыковочной поверхностью на высоту H и гнезда с заходной фаской глубиной w, при этом в гнезде направляющего узла выполнен буртик, гнездо снабжено крышкой, расположенной на расстоянии S от буртика гнезда, плунжер высотой h установлен в гнезде по скользящей посадке с возможностью перемещения между буртиком и крышкой, причем
S-h>H-v-w,
а в плунжере выполнена расточка, в которой установлена пружина сжатия, одним концом упирающаяся в дно расточки и вторым - в крышку гнезда, а также введен механизм преобразования перемещения штыря направляющего узла, выполненный в виде кривошипно-ползунного механизма из кривошипа, шатуна, ползуна и стойки, кривошип установлен на оси, размещенной в корпусе механизма преобразования перемещения штыря направляющего узла перпендикулярно плоскости, проходящей через штырь и гнездо, и расположен в указанной плоскости, при этом корпус установлен на направляющем узле соосно штырю и гнезду и поджат к стыковочному шпангоуту гайками, плунжер снабжен фаской, выполненной на цилиндрической поверхности со стороны расточки, в гнезде направляющего узла со стороны кривошипно-ползунного механизма выполнено окно, плунжер взаимодействует торцевой поверхностью со штырем ответного агрегата, а также он взаимодействует рабочей поверхностью с рабочей поверхностью кривошипа через окно в гнезде, соосно стойке механизма установлен датчик контроля расстыковки, а кривошип поджат к плунжеру пружиной кручения.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к космической технике и может быть использовано при разделении стыковочных агрегатов космических аппаратов. Устройство расстыковки содержит стыковочные шпангоуты с системами замков и стыковочными механизмами, пружинные толкатели, штыри с заходными конусами, гнезда с заходными фасками, механические датчики контроля расстыковки с подпружиненными штоками, механизм преобразования перемещения штыря в виде гильзы с буртиком и механизмом взаимодействия штыря и датчика в виде внешнего стакана с продольными пазами и внутренним стаканом с ограничителями перемещения в виде цилиндрических элементов, пружиной сжатия, расточкой.

Изобретение относится к области ракетно-космической техники и может быть использовано при транспортировке автономной научной аппаратуры, в частности пикоспутников формата CubeSat.

Изобретение относится к космической технике и может быть использовано для разделения магистрали разделяемых отсеков. Разъемная магистраль разделяемых отсеков содержит корпус с внутренней отбортовкой и приводным механизмом в виде пиропривода из пиропатронов и их полостей, гайку для ограничения перемещения корпуса, переходник с фланцем, отделяемую часть магистрали с сильфоном.

Изобретение относится к ракетно-космической технике и может быть использовано для соединения и разделения элементов конструкции. Устройство для фиксации и разделения частей конструкции содержит замок на основе болтового соединения, штырь, разрезную гайку, гайку механизма разделения для стягивания стыка двух частей, сепаратор, пружину сжатия, удерживающий шарик, сухарь, изоляторы, токопроводящие нити, пружину кручения.

Изобретение относится к космонавтике и может быть использовано для соединения и отделения малого космического аппарата (МКА) со средством выведения на орбиту. Устройство для соединения малого космического аппарата (МКА) со средством выведения его на орбиту функционирования и последующего отделения содержит основание, удерживающее устройство с переходным элементом, пружинный толкатель с наполненным газом герметичным сильфоном, программно-временное устройство с датчиками, микровыключатель.

Изобретение относится к защитным средствам при транспортировке и стыковке/отделении изделий ракетно-космической техники и их частей, в частности применительно к аппаратуре (пикоспутнику - ПС) типа CubeSat.

Изобретение относится к машиностроительной технике, в частности к разъемным соединениям, разделяемым в процессе эксплуатации. Пирозамок содержит основание, стяжной болт, сухари со штифтами, поршень, цилиндр, крышку и пиропатрон.

Изобретение относится к летательным аппаратам (ЛА) и может быть использовано для отделения отсека. Система отделения ЛА содержит устройство крепления с возможностью расфиксации, устройство отделения с толкателем (парой параллельных толкателей) с упорным элементом (УЭ) в виде участка сферы.

Изобретение относится к автоматической стыковке активных космических аппаратов (АКА) с некооперируемыми пассивными космическими аппаратами (ПКА). АКА включает в свой состав самонаводящийся космический микробуксир (КМБ) для доставки троса, выпускаемого с АКА, и оснащен стыковочным штырем.

Изобретение относится к космической технике и может быть использовано для закрепления и расфиксации подвижных элементов конструкции (ПЭК) космических аппаратов (КА) без воздействия ударных импульсов.

Изобретение относится к области оптических средств измерения параметров относительного сближения космических аппаратов (КА), а именно к оптико-электронным системам контроля скорости. Система контроля скорости космических аппаратов при сближении включает расположенные на активном космическом аппарате телекамеру с приемником на основе КМОП-датчика, узкополосный светофильтр, блок управления и обработки сигнала. На пассивном космическом аппарате в плоскости стыковочного узла, перпендикулярной оси «OX» этого аппарата, расположены четыре оптических маяка. Оптические маяки образуют прямоугольник, две стороны которого параллельны строкам чувствительных элементов КМОП-датчика. Телекамера служит для получения изображения пассивного КА, узкополосный светофильтр подавляет засветки от подстилающей поверхности и бликов конструкции пассивного КА, блок управления и обработки сигнала осуществляет вычисление скорости пассивного КА и переключение режимов работы телекамеры. Достигаемый технический результат - повышение надежности системы взаимных измерений параметров сближения КА и, как следствие, увеличение безопасности, за счет введения дополнительной системы контроля скорости сближения КА, не использующей активную подсветку в радио- и оптическом диапазоне и устойчивую к наличию световых помех. 3 ил.

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано для разделения ступеней. Устройство разделения ступеней двухступенчатой ракеты в виде механизма управлением рулями содержит два звена, кинематически связанные с аэродинамическим и газовым рулями. Звено, связанное с аэродинамическим рулем, содержит кронштейн с пазом и качалку с отверстием, звено, связанное с газовым рулем, содержит качалку с пальцем. Качалки шарнирно соединены с парой тяг. Изобретение позволяет повысить надежность разделения ступеней при эксплуатации ракеты. 3 ил.

Изобретение относится к космической технике и может быть использовано для запуска спутников. Устройство управляемого запуска наноспутников и микроспутников содержит платформу с наноспутником или микроспутником, шток, конденсаторы, систему ориентации с внешним и внутренним корпусами, электродвигателями и подшипниками, магнитоиндукционный эжектор с двумя плотно прижатыми поджимной пружиной катушками индуктивности соленоидального типа, размещенными в сердечнике броневого типа из ферромагнитного материала и попарно запрессоваными в стаканы, электронную систему управления запуска с микроконтроллером, коммуникатором, блоком управления зарядом, драйверами электродвигателей, ключевыми устройствами и переключателем выводов обмотки. Изобретение позволяет повысить КПД устройства запуска. 3 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к области безопасной эксплуатации опасных изделий, находящихся в окружении агрессивной среды, в частности к предохранительным герметизирующим устройствам, а именно к устройствам с разрушаемым элементом, обеспечивающим автоматическое срабатывание и открытие герметичных воздушных каналов при определенных внешних воздействующих факторах. Защитное устройство включает линейно перемещаемый силовым воздействием предварительно сжатой пружины подвижный элемент, удерживаемый стопором. Механические свойства стопора изменяются под воздействием факторов внешней среды. Подвижный элемент выполнен в виде подпружиненной пробки 1 и расположен внутри корпуса объекта 6. Стопор выполнен в виде фиксатора 4 из легкоплавкого материала, нанесенного на витки сжатой телескопической пружины 3 перед установкой его в корпус. Пробка 1 снабжена уплотнительными элементами 2 и выполнена с высотой по оси меньшей, чем высота пружины 3 в свободном состоянии. Изобретение направлено на упрощение конструкции защитного устройства, на минимизацию размеров защитного устройства, на сокращение количества элементов, на повышение надежности срабатывания устройства. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к крепежным элементам космического аппарата (КА) для установки оборудования наблюдения, размещаемого, как правило, на иллюминаторе стыковочного агрегата КА. Штатив содержит опору, снабженную крепежными стойками с посадочными площадками (8) и элементами их крепления (9) на месте установки. Опора состоит из рамы (5), на которой установлен ползун (6) с адаптером (7), на котором размещены элементы фиксации (2) оборудования наблюдения. Рама (5) на концах имеет посадочный (10) и установочный (14) фланцы. Посадочные поверхности фланца (10) и площадок (8) параллельны. Во фланце (10) выполнено резьбовое отверстие (12), в которое установлен распорный элемент (13). Фланец (14) расположен под заданным углом к фланцу (10), и в нем также выполнено резьбовое отверстие для крепежного элемента (16). Ползун (6) установлен на фланце (14) с возможностью перемещения (в пазу) и вращения относительно элемента (16), которым он и поджимается затем к этому фланцу. На другом конце ползуна (6) выполнена сферическая мембрана с осью, параллельной плоскости фланца (14), а на адаптере (7) выполнена ответная сферическая поверхность. Данные поверхности взаимодействуют через выполненные в них паз и выступ, что позволяет адаптеру (7) перемещаться и вращаться (до фиксации) относительно ползуна (6). Техническим результатом изобретения является обеспечение возможности установки оси оборудования (телекамеры) параллельно оси стыковочного агрегата КА и совмещение его центра с центром ответной мишени. 5 ил.

Изобретение относится к космической технике и может быть использовано для доставки на орбиту полезной нагрузки небольшой массы. Транспортно-пусковой контейнер (ТПК) содержит корпус с крышкой и направляющими, узел фиксации полезной нагрузки, механизм выдвижения полезной нагрузки с подвижной кареткой или каретками с синхронизирующей тягой, полиспастом или полиспастами с тяговым элементом из аримидного шнура и пружиной. Изобретение позволяет повысить надежность функционирования ТПК. 2 з.п. ф-лы, 8 ил.

Держатель // 2558960
Изобретение относится к средствам временной фиксации различных устройств на космическом аппарате (КА), в частности панелей солнечных батарей. Держатель имеет корпус, из которого выступает стягивающий штырь (2), удерживающий элементы (4.1-4.n). Для блокировки-разблокировки оголовка штыря служат рычаги (14), личинка (17) с роликами (13), пружина (16) и поворотное основание (12). Нажимной элемент (18) после разблокировки штыря нажимает на шток датчика (19) срабатывания держателя. По команде от системы управления КА происходит поворот основания (12). Упоры (20) основания соскальзывают с подшипников (28) личинки (17). Последняя под действием пружин (16) отпускается вниз. Вторые плечи рычагов (14) прокатываются по роликам (13), освобождаются от ограничения поворота, проворачиваются и освобождают оголовок штыря (2). Штырь (2) под действием пружин (6) поднимается вверх и освобождает набор удерживаемых элементов (4.1-4.n). Вместе с личинкой (17) перемещается элемент (18), нажимая на шток датчика (19). Техническим результатом изобретения является повышение надежности и технологичности изделия, а также качества диагностирования состояния КА на орбите. 5 з.п. ф-лы, 6 ил.

Изобретение относится к космической технике и может быть использовано для герметизации стыков стыковочных агрегатов. Механизм герметизации стыка стыковочных агрегатов содержит стыковочные шпангоуты с системами замков с пассивными крюками и активными крюками на эксцентриковых валах со шкивами с зубьями, электроприводы, торцевое уплотнение на шпангоуте, тяги в виде сегментов зубчатого колеса с цилиндрическими элементами на торцах и торцевыми зубьями для соединения шкивов и выходного вала привода, замки, стяжки в виде стержня со сферическими элементами по торцам и накидными гайками для соединения сегментов зубчатого колеса. Количество сегментов зубчатого колеса равно количеству замков. Изобретение позволяет повысить надежность связи между шкивами замков и электропривода и исключить обрыв тяг. 7 ил.

Изобретение относится к средствам стыковки частей космических аппаратов и их оборудования, в частности, радиолокационной антенны (РЛА). Устройство содержит расположенные по осям симметрии РЛА опорные узлы (ОУ) и узлы связи (УС). ОУ снабжены подпружиненными роликами, охваченными вилками, закрепленными на РЛА. УС установлены на силовых поясах и закреплены на РЛА (7) через теплоизолирующие прокладки (6). Жесткая связь РЛА (7) с рамой (1) выполнена в точке пересечения осей симметрии РЛА. УС выполнены в виде кривошипов (16) с осями (17, 18) в подшипниках качения (19, 20), закрепленных в корпусах (21, 22). Один из корпусов закреплен на раме (1), а другой на РЛА (7). Радиусы кривошипов выбираются, исходя из допустимых напряжений в РЛА. Техническим результатом изобретения является расширение функциональных возможностей, упрощение конструкции и повышение надежности устройства. 7 ил.

Изобретение относится к космической технике и может быть использовано для соединения и разъединения частей космического аппарата. Механический рычажный замок содержит кронштейн, закрепленный на первом отделяемом элементе, коромысло с возможностью поворота на оси и зафиксированное по цилиндрической поверхности второго отделяемого элемента или накладки, рычаг с возможностью поворота на кронштейне, штырь с резьбовой частью, гайкой, пружиной и опорой, контактирующей с кронштейном, пружину, расположенную на оси соединения рычага с кронштейном, с концами, выведенными наружу или внутрь и упруго поджимающими поверхности рычага и кронштейна, опору замка, контактирующую с первым отделяемым элементом. Поверхность соприкосновения рычага и коромысла выполнена под углом относительно горизонтальной поверхности и зависящим от вектора сил, коэффициента трения, вектора силы трения, усилия от пружины и коэффициента запаса. Изобретение позволяет исключить ослабление основных несущих элементов в углепластиковых конструкциях и уменьшить начальную силу для срабатывания замка. 3 н.п. ф-лы, 7 ил.
Наверх